«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей - к красивой жизни,
от красивой жизни - к абсолютной красоте»
Платон

Адрес: г. Йошкар-Ола, ул. Пушкина, 28
Тел.: (8362) 45-84-79
Заявка на экскурсию

Музейно-педагогический проект «Детям о живописи»

Одним из направлений деятельности выставочного зала «Радуга» является музейная педагогика. Это направление существует с 2001 года и ориентировано на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель музейно-педагогической работы – развитие визуальной, эмоциональной и общей культуры ребенка, его мышления.

Достижение этой цели осуществляется путем реализации следующих задач:

  1. Воспитание личностного отношения к произведениям искусства.
  2. Создание условий для развития художественного творчества и активности детей.
  3. Обогащение представлений воспитанников детского сада о живописи.
  4. Воспитание нравственных качеств личности: способности к сопереживанию, доброты, чувства патриотизма.
  5. Приобщение детей к наследию мировой живописи.

Сотрудниками выставочного зала был разработан цикл занятий «Детям о живописи», целью которых является эстетическое развитие ребенка, осуществляемое в процессе знакомства с репродукциями картин, доступных для восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Отличительной особенностью цикла музейных занятий является то, что при их планировании учитываются потребности детских дошкольных учреждений и школ, последним предоставляется возможность выбора количества проведенных в течение года занятий и их тем. В структуру цикла занятий включен региональный компонент, благодаря этому дети знакомятся с некоторыми произведениями марийских художников, самым известным музеем родной республики, получают сведения об истории города Йошкар-Олы и его достопримечательностях. Итогом каждого года является обобщающее занятие. На экскурсиях используются высококачественные репродукции шедевров мировой живописи «Издательского дома «Агни» г. Самара.

Цикл занятий «Детям о живописи» является результатом многолетнего опыта работы с дошкольными и средними общеобразовательными учреждениями Республики Марий Эл.

Цикл занятий для дошкольного возраста включает 4 блока экскурсий для разных возрастных групп.

Каждое занятие — беседа-экскурсия со сказочным зачином. Длительность занятий, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, составляет для детей 6-7 лет — 30 минут, 5-6 лет — 25 минут, 4-5 лет — 20 минут, 3-4 лет — 15 минут. Беседы-экскурсии разработаны с учетом возрастных особенностей детской аудитории и носят развивающий характер. Каждое занятие представляет собой постоянный, открытый диалог. Формой закрепления полученных на занятии знаний является творческое задание как наиболее естественный для ребенка способ освоения информации: это и «оживление картины», и работа с фланелеграфом, когда дети воспроизводят композицию картины, и многое другое. На занятия часто «приходят гости» – сказочные герои, от их имени экскурсовод задает вопросы детям, дает им задания. Например, Русалочка рассказывает о художнике-маринисте Айвазовском, а Лесовичок – о пейзажисте Шишкине. Обязательно подбирается игра-физкультминутка соответствующей тематики. Динамические паузы необходимы, так как дети этого возраста быстро устают. Например, физкультминутка к теме «Городской пейзаж» – игра «Светофор».

Темы музейных занятий «Детям о живописи» для детей 3-4 лет

  1. «Цветная осень — вечер года» (Красота осенней природы).
  2. «Заготовила зима краски все для всех сама» (зимний пейзаж).
  3. В гостях у Весны и Лета красного.
  4. Детский портрет.
  5. В гостях у Лесовичка(лесной пейзаж).
  6. В гостях у Русалочки. Морской пейзаж.
  7. Волшебница Живопись (обобщающее занятие).
  8. Сказка о художнике, который любил сказки. В.М. Васнецов.

Темы музейных занятий «Детям о живописи» для детей 4-5 лет

  1. Сказка о марийском художнике Лаврентьеве и лесном духе.
  2. «Осень-рыжая подружка».
  3. «Поет зима, аукает…». Зимний пейзаж.
  4. Сказка о том, как Буратино с Мальвиной поспорили. Детский портрет.
  5. Сказка о художнике Иване Константиновиче Айвазовском и маленькой русалке.
  6. Сказка о художнике, который любил лес — И.И. Шишкине.
  7. «Богатырская наша сила…».
  8. Цвет в живописи (холодные цвета).
  9. Цвет в живописи (теплые цвета).
  10. «Весна, весна на улице…».
  11. Сказка о солнечном зайчике (летний пейзаж).
  12. Времена года (обобщающее занятие).

Темы музейных занятий «Детям о живописи» для детей 5-6 лет

  1. Козьмодемьянский музей. Детские образы в живописи.
  2. Дары Осени.
  3. И вот сама идет волшебница-зима..».
  4. «Весна -природы обновленье».
  5. Сказка о маленькой снежинке и о лете. (Летний пейзаж).
  6. Защитники земли русской.
  7. Сказка о художнике Айвазовском и его путеводной звезде.
  8. Сказка художнике, который любил лес. И.И. Шишкин — знаменитый русский пейзажист.
  9. Волшебница Живопись. Обобщающее занятие.
  10. Волшебный мир вещей. Натюрморт.
  11. Женский портрет.
  12. Цвет в живописи. Колорит картины.

Темы музейных занятий «Детям о живописи» для детей 6-7 лет

  1. Сказка о том, как девочка Ия побывала в Козьмодемьянском музее им. А.В. Григорьева.
  2. Шедевры Третьяковской галереи.
  3. Знаменитые картины Государственного русского музея.
  4. Путешествие в Эрмитаж.
  5. Сказка о доброй и злой феях и талантливом художнике (Сказка о Левитане).
  6. Сказка о фее серебряного колокольчика и художнике Поленове.
  7. Бытовая живопись.
  8. Сказка о путешествии в замок Портрета (женский портрет).
  9. Сказка про то, как девочка Даша отправилась в путешествие во владения Флоры — богини природы. Виды пейзажа.
  10. Сказка о том, как Незнайка выяснил, что такое «композиция картины».
  11. Великая Отечественная война в произведениях художников.

Цикл музейно-педагогических занятий для учащихся начальной школы находится в разработке. На сегодняшний день предлагаем Вашему вниманию следующий список тем.

Темы музейных занятий «Детям о живописи» для учащихся начальной школы первого года обучения:

  1. Вводное занятие. Знакомство с искусством живописи.
  2. В гостях у Волшебницы-Осени. Осенний пейзаж.
  3. Лесной пейзаж в творчестве И.И. Шишкина.
  4. Сказочные образы в творчестве В.М. Васнецова.
  5. Морской пейзаж в творчестве И.К. Айвазовского.
  6. Тихая жизнь вещей. Жанр натюрморта.
  7. В гостях у Зимушки-зимы. Зимний пейзаж.
  8. В гостях у Весны-Красны. Весенний пейзаж.
  9. Образы Матери в живописи.
  10. Легенды Марийского края.
  11. Бытовой жанр.
  12. Исторический жанр.

Темы музейных занятий «Детям о живописи» для учащихся начальной школы второго года обучения:

  1. Исаак Левитан.
  2. Василий Поленов.
  3. Алексей Саврасов.
  4. Зосим Лаврентьев.
  5. Богатыри земли русской.
  6. Детские образы в живописи.
  7. Женские образы в живописи.
  8. Карл Брюллов.
  9. Николай Рерих.
  10. Борис Кустодиев.
  11. Константин Коровин.
  12. Федот Сычков.

Многолетний опыт работы с детьми показывает, что ребенка нужно приобщать к культуре и искусству с раннего возраста, когда он только начинает открывать для себя окружающий мир. Проложенная взрослым тропинка к музею будет знакома ребенку с детства, и он с удовольствием пройдет по ней еще не раз.

По вопросам сотрудничества в рамках проекта «Детям о живописи» обращаться по тел. (8362) 45-84-79, 32-28-12.