«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей - к красивой жизни,
от красивой жизни - к абсолютной красоте»
Платон

Адрес: г. Йошкар-Ола, ул. Пушкина, 28
Тел.: (8362) 45-84-79
Заявка на экскурсию

Выставка «Шедевры Третьяковской галереи»

Третьяковка – так ласково называем мы сокровищницу русского искусства  Государственную Третьяковскую галерею, расположенную в Лаврушинском переулке, в Замоскворечье.

Начало Третьяковской галерее положил московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков (1832-1898).

Свою коллекцию Павел Третьяков начал собирать в 1856 году, когда ему было 24 года. Обладавший природным художественным вкусом, Третьяков часто покупал картины, на которые никто не обращал внимания. Но чутьё не подводило, что позволило Павлу Михайловичу собрать уникальную коллекцию.

Третьяков смотрел на свое собирательство как на дело большого общественного значения. Еще совсем молодым человеком, в 1860 году,  он писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем – удовольствие».

Собранное за всю жизнь ценой огромных усилий «богатство» — 1278 картин, около 500 рисунков – Павел Михайлович подарил Москве, а через нее и всей России. Осуществилась его заветная мечта.

На выставке представлены репродукции произведений русских художников XVIII-XIX вв. из собрания Государственной Третьяковской галереи. Картины П.А. Федотова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, В.М. Васнецова и других русских живописцев входят в наше сознание с детства. Мы обращаемся к этим картинам, как к живому источнику, постоянно обогащая свой внутренний мир.

XVIII век вошёл в историю русской культуры как «век портрета». В это время наряду с парадными портретами появляются портреты сентиментальные («Портрет Марии Ивановны Лопухиной» В.Л. Боровиковский) и камерные («Портрет неизвестной в русском костюме» И.П. Аргунов).

Традиции портретного жанра продолжили своё развитие в творчестве живописцев XIX века («Всадница» К.П. Брюллова, «Кружевница» В.А. Тропинина, «Неизвестная» И.Н. Крамского, «Девочка с персиками» В.А. Серова, «Портрет Ефимии Павловны Носовой» К.А. Сомова).

Зачинателем бытового жанра в русской живописи называют П.А. Федотова. В своей картине «Сватовство майора» художник не только правдиво и точно показывает купеческий дом и его обитателей, он с иронией рассказывает нам целую историю – историю сватовства бедного, но знатного майора к молодой дочери богатого купца.

Новаторским для своего времени стало грандиозное (540 х 750 см) полотно Александра Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)». Взяв за основу библейский сюжет, в котором он увидел «сущность всего Евангелия», художник раскрывает тему нравственного и духовного преображения человечества, ищущего путь к новой, лучшей жизни.

С самых ранних лет входят в нашу жизнь «сказочные» картины В.М. Васнецова. Одна из самых любимых – «Богатыри». Спокойную и уверенную в себе мощь народа, самоотверженное служение своей родине олицетворяют былинные витязи Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич, вышедшие в «чисто поле» в дозор и наблюдающие, не обижают ли кого, нет ли врага поблизости.

Выдающимся явлением в истории отечественного искусства стала пейзажная живопись второй половины XIX века. В реалистических произведениях И.И. Шишкина, воспевшего эпическую мощь русского леса («Рожь», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»), лирических «пейзажах настроения» И.И. Левитана («Март», «Тихая обитель», «Золотая осень»), скромных уголках родной земли, запечатлённых А.К. Саврасовым («Грачи прилетели»), наиболее ярко проявился национальный склад души, тонко чувствующей природу.

Сегодня Государственная Третьяковская галерея – это краса, гордость и легенда России. Примером истинного служения русской культуре явилась деятельность Павла Михайловича Третьякова. Пророческими стали его слова: «Я как-то невольно верую в свою надежду: наша русская школа не последнею будет».