«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей - к красивой жизни,
от красивой жизни - к абсолютной красоте»
Платон

Адрес: г. Йошкар-Ола, ул. Пушкина, 28
Тел.: (8362) 45-84-79
Заявка на экскурсию

«Мастера русского пейзажа»

В очарованьи русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна
Николай Заболоцкий. Вечер на Оке

Пейзаж в русском искусстве был сферой проявления духовной жизни общества. Художники размышляли в пейзаже о предназначении России, о судьбах нации, о судьбах народа. В пейзаже раскрывались трепетная душа личности и волнения эпохи. И, наконец, пейзаж понимался как сфера эстетического познания, как наслаждение от созерцания красоты природы.
На выставке «Мастера русского пейзажа» представлены репродукции картин русских пейзажистовXIX– начала XX веков.
XIX век – время небывалого расцвета пейзажной живописи, выдвинувшей на арену художественной жизни целую плеяду замечательных мастеров – А.К. Саврасова, Ф. Васильева, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Ап. Васнецова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана, К.А. Коровина и других. Выступление пейзажистов на 1-ой Передвижной выставке Твоварищества передвижников в 1871 году свидетельствовало о больших успехах русской реалистической пейзажной живописи. «Грачи прилетели» Саврасова, «Сосновый бор» Шишкина, «На пашне» Клодта, «Ночь на реке» Каменева – все это были картины, которые открывали красоту русской природы, в противовес канонам идеалистической эстетики академизма.
Лирический пейзаж, основоположником которого являлся А.К. Саврасов, получил широкое распространение в России во второй половине XIX века. К мастерам лирического пейзажа принадлежит Л.Л. Каменев, художник интимно-лирического склада дарования, с большой задушевностью рисующий картины крестьянского быта, мотивы деревенского пейзажа. Обладая повышенной эмоциональностью восприятия природы, тонко чувствуя ее волнующую прелесть, Федор Васильев в своих лучших произведениях достигал подлинной значительности пейзажного образа, он верил в безграничные возможности искусства, преображающую силу его воздействия на человека.
Традиции романтического пейзажа в более прямом и непосредственном виде донес до конца XIX века И.К. Айвазовский. Айвазовский был певцом морской стихии. Он прославился своими маринами в 1840-50-х годах. Художник творил легко и вдохновенно фантазия его была неисчерпаема. Он утверждал, что не тот художник, кто не обладает абсолютной памятью. Свое последнее грандиозное полотно «Среди волн» Айвазовский создал за 10 дней, последняя персональная выставка художника открылась в 1899 году. В 1900 году его не стало.
Крупнейшим представителем эпического пейзажа в русской живописи второй половины XIX века был И.И. Шишкин. В противовес Саврасову, Васильеву и другим пейзажистам лирического склада, он стремился к предельно объективному воспроизведению картин природы, которые обретали под его кистью как бы полноту своего бытия. Свою высшую определенность. Шишкин – художник «с на редкость подметчивым глазом, видящим отдельно каждую ветку и каждую травинку, и трудолюбивою рукой воспроизводящий кропотливо и бережно все видимое». Шишкина, как и Айвазовского, можно считать художником одной темы. У Шишкина это – тема леса, могучих, кряжистых дубов, сосен, елей, в сочетании с широко раскинувшимся полем ржи или бескрайними далями.
Художником, близким к Шишкину по своему подходу к природе, был М. Клодт. Он добивался правдивого изображения пейзажного мотива, тщательности проработки деталей, увлекался панорамными видами. Но его природе не хватает величия и мощи пейзажных образов Шишкина, а его пейзажи отличает известная измельченность форм, их суховатая выписанность.
Особое место в русской пейзажной живописи занимает В.Д. Поленов. Он был человеком разносторонних творческих интересов, пробуя себя в различных видах искусства – в исторической и жанровой живописи, в картинах цикла «Из жизни Христа», в театрально-декорационном искусстве. Занятия пейзажем Поленов не рассматривал как основное дело своей жизни. И все таки в историю русского искусства он вошел прежде всего как пейзажист, создатель пейзажей, по словам И.С. Остроухова, «правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящнейшей техникой». Поленову-мастеру пейзажа была суждена долгая творческая жизнь. Особенно плодотворными были для него конец 70-х годов и 90-е годы – два этапа его творческой деятельности: первый в области пейзажно-бытового жанра (картины «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд»), второй – в создании широких панорамных видов окрестностей Оки. Поленов умел ценить в жизни ее светлое разумное начало, видя в нем высокий смысл и поэзию. Утверждение красоты жизни в произведениях пейзажно-бытового жанра – вот что определило особое место Поленова в русском искусстве второй половины 70-х годов, когда господствовало критическое направление передвижников, вот что сделало художника предшественником «отрадной» живописи 80-90-х годов, с проповедью которой выступили В.А. Серов и К.А. Коровин.
И.И. Левитан – ученик Поленова – крупнейший представитель русской пейзажной живописи второй половины XIX века. Продолжая линию лирического пейзажа Саврасова. Левитан достиг высокого совершенства в искусстве изображения природы. Он обладал удивительной способностью тонко чувствовать состояние природы и в нем выражать созвучные, навеянные им человеческие чувства и переживания. «Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, — его душу, его очарование», — писал его современник, художник М.В. Нестеров.
Передовые художники XIX века, решая художественные задачи, всегда стремились наполнить образ природы гуманистическим философским содержанием. Взгляд на природу у русских художников был связан с определенными демократическими идеалами красоты, вызванными размышлениями о Родине, о жизни нарда, его настоящем и будущем.
В России пейзаж особенно близок поэзии. В нем ярко проявился национальный склад души, тонко чувствующей природу и склонной к созерцанию. В таких, ставших хрестоматийными, произведениях, как например, «Грачи прилетели» Саврасова, «Утро в сосновом лесу» Шишкина, «Березовая роща» Куинджи, «Московский дворик» Поленова или «Март» Левитана, запечатлены не только внешние приметы скромного средне-русского ландшафта, но и его волнующее душу настроение. Пожалуй, именно в пейзаже с особой полнотой сказалось своеобразие русской художественной школы, а среди мастеров, чьи имена составляют славу и гордость отечественной живописи, так много пейзажистов.