«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей - к красивой жизни,
от красивой жизни - к абсолютной красоте»
Платон

Адрес: г. Йошкар-Ола, ул. Пушкина, 28
Тел.: (8362) 45-84-79
Заявка на экскурсию

«Россия. Подвиг народа»

Экспозиция посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На выставке представлены эксклюзивные широкоформатные репродукции картин советских и российских художников, воспевающие мужество и самоотверженность русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

1418 дней и ночей бомбёжек, голода, сражений и потерь – войны, оставившей след в жизни и душе каждого. Миллионы погибших, тысячи пропавших без вести, сломанные судьбы, оборвавшиеся жизни, неизбывное горе родных и близких. И в то же время – мощный духовный и патриотический подъём, единение народа в борьбе с врагом.

Удивительно, но даже в суровые военные годы художественная жизнь в нашей стране не прекращалась, изобразительное искусство не было забыто, отодвинуто на задний план. Наоборот, художественные произведения тех лет становятся своеобразным оружием. Они воодушевляют людей, поднимают боевой дух, увлекая на священную борьбу с фашизмом.

Портреты солдат, офицеров, изображение походного быта, фронтового пейзажа поражают своей точностью и правдивостью. Их авторы на себе испытали все тяготы войны. Пётр Кривоногов прошёл долгий и трагический путь от Волоколамска до Берлина. За отвагу и доблесть, проявленные в бою, Марат Самсонов был удостоен чести принимать участие в Параде Победы 24 июня 1945 г. Александр Дейнека жил в Москве в те тревожные осенние дни 1941-го, когда город фактически находился на осадном положении. Тем не менее, художники не переставали работать. Фронтовые рисунки, этюды, наброски для будущих картин выполнялись прямо на полях сражений, в окопах и землянках.

Уже в первые дни войны появляется плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!». Образ матери, призывающей на помощь и защиту своих детей, навсегда соединился в нашем сознании с событиями Великой Отечественной войны.

Многие картины явились эмоциональным откликом художников на те или иные вехи войны. Одно из самых ярких и сильных полотен о Великой Отечественной войне – «Оборона Севастополя» – было создано «по горячим следам». А.Дейнека написал его в 1942 г., в самый тяжёлый момент войны, когда Севастополь был ещё в руках врага. Несмотря на самоотверженную защиту, продолжавшуюся 250 дней, город был сдан. Но не падение Севастополя изображает Дейнека, а беспримерную отвагу людей, которые умирают, но не сдаются.

В страшные ноябрьские дни 1941 г., когда враг подходил к Москве, казалось, было не до парадов. Однако 7 ноября 1941 г. в день годовщины Октябрьской революции традиционный парад в Москве на Красной площади всё же состоялся. Этот факт был свидетельством того, что страна не сломлена, не поставлена на колени и готовит ответный удар по врагу. Прямо с площади бойцы Красной армии уходили на фронт. На следующий же день старейший советский художник К. Юон берётся за кисть.

Зимой 1942 г. в прифронтовой землянке художник Юрий Непринцев впервые услышал поэму А. Твардовского «Василий Тёркин». С тех пор идея изобразить солдат не в момент свершения героического подвига, но в простой будничной обстановке, в минуты краткого отдыха не оставляла его. Уже после войны Непринцев напишет картину «Отдых после боя». Её сюжет знаком, наверное, каждому со школьных лет. Группа бойцов в короткий перерыв между боями расположилась на заснеженной поляне и слушает весёлого рассказчика – Василия Тёркина.

Стараясь поднять патриотический дух народа, П. Корин в годы войны обращается к историческим сюжетам – моментам славы русского оружия. Самым известным его произведением военных лет стал триптих «Александр Невский», работать над которым художник начал в 1942 году. На центральной картине триптиха изображён русский князь Александр Невский. В годы своего княжения Александр Невский одержал ряд ярких побед над шведскими и немецкими захватчиками. В годы Великой Отечественной войны тема борьбы Древней Руси с немцами была наиболее актуальной, а победы русских над ними возводились в ранг общенациональных достижений. Героизм Александра Невского, его смекалка, изобретательность и смелость в битвах могли служить примером для советского народа.

После войны некоторые черты русского князя повторятся в портрете другого полководца, Маршала Г.К. Жукова. При работе над портретом Главнокомандующего Советской Армией П.Корин использовал ту же цветовую гамму –  сине-чёрные, красные и светлые тона. Та же строгость, сдержанность, целеустремлённость и героизм образа. В произведении слышится гром войны и эхо Победы, в нём воплощена гордость за людей, свято веривших в торжество добра.

Самоотверженная защита Брестской крепости, героическая оборона Севастополя, беспримерный подвиг панфиловцев, мужество и непримиримость в борьбе с врагом, любовь к родной земле, радость долгожданной победы – все эти темы нашли отражение в творчестве советских художников М. Самоснова, П. Кривоногова, Ю. Непринцева, А. Лактионова, П. Корина, А. Дейнеки, С. Герасимова, И. Серебряного, А. Дорохтея, Н. Присекина и других.