«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей - к красивой жизни,
от красивой жизни - к абсолютной красоте»
Платон

Адрес: г. Йошкар-Ола, ул. Пушкина, 28
Тел.: (8362) 45-84-79
Заявка на экскурсию

«Серебряный век»

Период в русской культуре, который принято называть Серебряным веком, выдающийся философ Николай Бердяев назвал русским культурным Ренессансом. Он длился с конца XIX века до «грозы 17-го года», но эти границы можно обозначить лишь условно.
Период рубежа XIX – XX веков в русском искусстве отмечен невидимым взрывом творческой активности. В искусстве наиболее ярко и емко отразилась духовная атмосфера переходной эпохи.
Появляются десятки замечательных художников, которые стали объединяться в новые сообщества: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Живописное искусство Серебряного века, словно мозаика, сочетает в себе самые различные, порой контрастные, стили: импрессионизм, символизм, модерн, кубизм, абстракционизм и прочие.
На выставке представлены репродукции работ самых ярких представителей этих направлений: Исаака Левитана, Константина Коровина, Игоря Грабаря, Михаила Врубеля, Николая Рериха, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, Виктора Борисова-Мусатова, Михаила Ларионова, Василия Кандинского, Марка Шагала и других.
Деятельность объединений «Мир искусства» и «Союза русских художников» стали определяющими в развитии живописного искусства Серебряного века. Творчество художников, входивших в эти объединения, все еще было связано с традициями предшествующего этапа русской живописи.
В творчестве Н.К. Рериха, А. Бенуа, К.Ф. Богаевского нашел выражение огромный интерес к истории, красоте ушедших эпох.
И.И. Левитан, К.А. Коровин, В.А. Серов стали родоначальниками русского импрессионизма. Свое развитие этот стиль получил в творчестве И.Э. Грабаря, С.Ю. Жуковского, С.А. Виноградова.
Самобытностью и неповторимостью своего искусства среди других блестящих художников конца XIX — начала XX века выделяется М.А. Врубель, обладавший редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения («Царевна-лебедь», «Демон сидящий»).
Б.М. Кустодиева увлекал мир русской провинции и деревни. Стремясь найти здесь исконные национальные качества, он представлял их как некий идеал («Купчиха за чаем», «Яблоневый сад»).
Живописцы-символисты, среди которых Кузнецов, Сарьян, Петров-Водкин и др., объединились в группу «Голубая роза». Главным вдохновителем этих молодых живописцев был В.Э. Борисов-Мусатов («Водоем»).
Художники объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (П.П. Кончаловский. Р.Р. Фальк, А.В. Куприн, Лентулов) насаждали примитивные формы живописи, стремясь освободить живописи от литературности, измельченности форм, стилизаторства, вернуть ей способность в полную силу пользоваться только ей присущим ей средствам – цветом, линией.
Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому (1866-1944). В 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве» Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики.
В дальнейшем в России зарождаются и получают такие направления как кубизм, фовизм, лучизм и др. Но как бы разнообразно ни была искусство Серебряного века, следует помнить, что все художники, искавшие новые пути в искусстве и создававшие совершенно индивидуальные живописные миры, стремились выразить в творчестве свое мироощущение. Их произведения стали результатом глубокого духовного поиска.