Одним из направлений деятельности выставочного зала «Радуга» является музейная педагогика. Это направление существует с 2001 года и ориентировано на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель музейно-педагогической работы – развитие визуальной, эмоциональной и общей культуры ребенка, его мышления.
Достижение этой цели осуществляется путем реализации следующих задач:
- Воспитание личностного отношения к произведениям искусства.
- Создание условий для развития художественного творчества и активности детей.
- Обогащение представлений воспитанников детского сада о живописи.
- Воспитание нравственных качеств личности: способности к сопереживанию, доброты, чувства патриотизма.
- Приобщение детей к наследию мировой живописи.
Сотрудниками выставочного зала был разработан цикл занятий «Детям о живописи», целью которых является эстетическое развитие ребенка, осуществляемое в процессе знакомства с репродукциями картин, доступных для восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Отличительной особенностью цикла музейных занятий является то, что при их планировании учитываются потребности детских дошкольных учреждений и школ, последним предоставляется возможность выбора количества проведенных в течение года занятий и их тем. В структуру цикла занятий включен региональный компонент, благодаря этому дети знакомятся с некоторыми произведениями марийских художников, самым известным музеем родной республики, получают сведения об истории города Йошкар-Олы и его достопримечательностях. Итогом каждого года является обобщающее занятие. На экскурсиях используются высококачественные репродукции шедевров мировой живописи «Издательского дома «Агни» г. Самара.
Цикл занятий «Детям о живописи» является результатом многолетнего опыта работы с дошкольными и средними общеобразовательными учреждениями Республики Марий Эл.
Цикл занятий для дошкольного возраста включает 4 блока экскурсий для разных возрастных групп.
Каждое занятие — беседа-экскурсия со сказочным зачином. Длительность занятий, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, составляет для детей 6-7 лет — 30 минут, 5-6 лет — 25 минут, 4-5 лет — 20 минут, 3-4 лет — 15 минут. Беседы-экскурсии разработаны с учетом возрастных особенностей детской аудитории и носят развивающий характер. Каждое занятие представляет собой постоянный, открытый диалог. Формой закрепления полученных на занятии знаний является творческое задание как наиболее естественный для ребенка способ освоения информации: это и «оживление картины», и работа с фланелеграфом, когда дети воспроизводят композицию картины, и многое другое. На занятия часто «приходят гости» – сказочные герои, от их имени экскурсовод задает вопросы детям, дает им задания. Например, Русалочка рассказывает о художнике-маринисте Айвазовском, а Лесовичок – о пейзажисте Шишкине. Обязательно подбирается игра-физкультминутка соответствующей тематики. Динамические паузы необходимы, так как дети этого возраста быстро устают. Например, физкультминутка к теме «Городской пейзаж» – игра «Светофор».
Темы музейных занятий «Детям о живописи» для детей 3-4 лет
- «Цветная осень — вечер года» (Красота осенней природы).
- «Заготовила зима краски все для всех сама» (зимний пейзаж).
- В гостях у Весны и Лета красного.
- Детский портрет.
- В гостях у Лесовичка(лесной пейзаж).
- В гостях у Русалочки. Морской пейзаж.
- Волшебница Живопись (обобщающее занятие).
- Сказка о художнике, который любил сказки. В.М. Васнецов.
Темы музейных занятий «Детям о живописи» для детей 4-5 лет
- Сказка о марийском художнике Лаврентьеве и лесном духе.
- «Осень-рыжая подружка».
- «Поет зима, аукает…». Зимний пейзаж.
- Сказка о том, как Буратино с Мальвиной поспорили. Детский портрет.
- Сказка о художнике Иване Константиновиче Айвазовском и маленькой русалке.
- Сказка о художнике, который любил лес — И.И. Шишкине.
- «Богатырская наша сила…».
- Цвет в живописи (холодные цвета).
- Цвет в живописи (теплые цвета).
- «Весна, весна на улице…».
- Сказка о солнечном зайчике (летний пейзаж).
- Времена года (обобщающее занятие).
Темы музейных занятий «Детям о живописи» для детей 5-6 лет
- Козьмодемьянский музей. Детские образы в живописи.
- Дары Осени.
- И вот сама идет волшебница-зима..».
- «Весна -природы обновленье».
- Сказка о маленькой снежинке и о лете. (Летний пейзаж).
- Защитники земли русской.
- Сказка о художнике Айвазовском и его путеводной звезде.
- Сказка художнике, который любил лес. И.И. Шишкин — знаменитый русский пейзажист.
- Волшебница Живопись. Обобщающее занятие.
- Волшебный мир вещей. Натюрморт.
- Женский портрет.
- Цвет в живописи. Колорит картины.
Темы музейных занятий «Детям о живописи» для детей 6-7 лет
- Сказка о том, как девочка Ия побывала в Козьмодемьянском музее им. А.В. Григорьева.
- Шедевры Третьяковской галереи.
- Знаменитые картины Государственного русского музея.
- Путешествие в Эрмитаж.
- Сказка о доброй и злой феях и талантливом художнике (Сказка о Левитане).
- Сказка о фее серебряного колокольчика и художнике Поленове.
- Бытовая живопись.
- Сказка о путешествии в замок Портрета (женский портрет).
- Сказка про то, как девочка Даша отправилась в путешествие во владения Флоры — богини природы. Виды пейзажа.
- Сказка о том, как Незнайка выяснил, что такое «композиция картины».
- Великая Отечественная война в произведениях художников.
Цикл музейно-педагогических занятий для учащихся начальной школы находится в разработке. На сегодняшний день предлагаем Вашему вниманию следующий список тем.
Темы музейных занятий «Детям о живописи» для учащихся начальной школы первого года обучения:
- Вводное занятие. Знакомство с искусством живописи.
- В гостях у Волшебницы-Осени. Осенний пейзаж.
- Лесной пейзаж в творчестве И.И. Шишкина.
- Сказочные образы в творчестве В.М. Васнецова.
- Морской пейзаж в творчестве И.К. Айвазовского.
- Тихая жизнь вещей. Жанр натюрморта.
- В гостях у Зимушки-зимы. Зимний пейзаж.
- В гостях у Весны-Красны. Весенний пейзаж.
- Образы Матери в живописи.
- Легенды Марийского края.
- Бытовой жанр.
- Исторический жанр.
Темы музейных занятий «Детям о живописи» для учащихся начальной школы второго года обучения:
- Исаак Левитан.
- Василий Поленов.
- Алексей Саврасов.
- Зосим Лаврентьев.
- Богатыри земли русской.
- Детские образы в живописи.
- Женские образы в живописи.
- Карл Брюллов.
- Николай Рерих.
- Борис Кустодиев.
- Константин Коровин.
- Федот Сычков.
Многолетний опыт работы с детьми показывает, что ребенка нужно приобщать к культуре и искусству с раннего возраста, когда он только начинает открывать для себя окружающий мир. Проложенная взрослым тропинка к музею будет знакома ребенку с детства, и он с удовольствием пройдет по ней еще не раз.
По вопросам сотрудничества в рамках проекта «Детям о живописи» обращаться по тел. (8362) 45-84-79, 32-28-12.