С января по апрель 2020 года в выставочном зале «Радуга» Национальной библиотеки им. С.Г. Чавайна будет работать выставка репродукций картин фламандского живописца XVII века Антониса Ван Дейка, ученика Рубенса. Первый мастер, прославившийся благодаря портретному жанру и поднявший его на невиданную высоту.
Оставаясь неутомимым тружеником, Антонис Ван дейк производил очень светское впечатление: обладал «благородством внешности» и «манерами дворянина». Именно таким он предстает на «Автопортрете» 1623 года.
Аристократические портреты Ван Дейка, роскошные и изысканные одновременно, стали отражением целой эпохи. Живописец стремится раскрыть и передать эмоциональный мир человека, колебания его души, которой присущи все возможные чувства – от низменных до возвышенных. Он пытается проникнуть сквозь внешнюю оболочку своего персонажа, сделать его образ живым и одухотворенным. Представлено 25 работ мастера. Среди них: «Джордж Вилларс с женой Катриной Маннерс в образе Венеры и Адониса», «Портрет маркизы Басби», «Дети Басби», «Портрет Сюзанны Фоурмен с дочерью Кларой» и другие.
Будучи придворным художником короля Англии Карла I, Ван Дейк создает портретную галерею королевской семьи, прославив их имена своим искусством («Портрет Карла I на охоте», «Королева Генриетта Мария с сиром Джеффри Хадсоном», Портрет пяти старших детей Карла I»).
При жизни живописец снискал себе славу не только портретиста, но и блестящего исполнителя религиозных и мифологических полотен («Амур и Психея», «Предательство», «Моисей и медный змий» и другие).
Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века. Его творчество служило примером для Томаса Гейнсборо, Джошуа Рейнольдса и других выдающихся портретистов английской школы.
Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях. Его картины попадали в собрания самых известных коллекционеров, а затем — крупнейших музеев.