Контакты

Кто не работает, тот ест. “Кто не работает, тот не ест” Тот кто не работает а ест

Апостол Павел

Принцип «Кто не работает, тот не ест» впервые появился почти две тысячи лет назад.

Правда, звучал он несколько иначе: «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь». И сказал это - апостол Павел.

Дело было так. Проповедь апостола о втором пришествии Христа произвела на некоторых жителей македонского города Фессалоники столь сильное впечатление, что они бросили свои дела и стали ждать конца света. Перестав работать и отказавшись от всякого участия в мирской жизни, они принялись жить за чужой счет. И тогда апостолу Павлу пришлось написать им особое письмо, которое затем вошло в состав Библии как «Второе послание к Фессалоникийцам». В нем Павел призывал одуматься бросивших работу христиан.

При этом апостол приводил в пример себя и своих сподвижников. «Мы, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременять кого из вас». Действительно, путешествуя с проповедями из города в город Павел никогда не жил за счет других. Всюду он устраивался на работу и сам добывал себе пропитание. Его пример был призван убедить и других христиан поступать по совести, а не объедать ближних.

Со справедливостью слов апостола «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь» поспорить сложно.

Поэтому неудивительно, что и большевики, мечтавшие построить на земле коммунистическое царство справедливости, взяли у христиан эту простую и ясную истину: «Кто не работает тот не ест».

Кто не работает, тот не ест

Кто не работает, тот не ест
Выражение ассоциируется с публицистикой первых лет советской власти, например, со словами В. И. Ленина (статья «О голоде», 24 мая 1918 г.): «Кто не работает, тот да не ест» - это понятно всякому трудящемуся».
Но столь популярная формула атеистических лет взята из Библии (Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам, гл. 3, ст. 10): «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».
Цитируется: как форма осуждения тунеядства, безделья.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Кто не работает, тот не ест" в других словарях:

    Кто ест скоро, тот и работает споро. См. ПИЩА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Жевание Обложка 1 выпуска серии … Википедия

    Каждому по труду принцип распределения, который, согласно взглядам теоретиков социализма и коммунизма, установится в экономике первой фазы социализма, до его перехода во вторую фазу коммунизм. Принцип распределения по труду состоит в… … Википедия

    Права человека в СССР комплекс вопросов реализации прав человека (основных свобод и возможностей в экономической, социальной, политической и культурной сферах) в СССР. Большинство подобных вопросов регулировалось конституциями СССР… … Википедия

    Возможно, эта статья или раздел требует сокращения. Сократите объём текста в соответствии с рекомендациями правил о взвешенности изложения и размере статей. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения … Википедия

    Исторически необходимая форма трудовой деятельности, специфическая для зрелого коммунистич. общества. Для К. т. характерно: 1) превращение труда в деятельность, определяемую собств. содержанием, необходимостью самостоят. решения встающих… … Философская энциклопедия

    От каждого по его способностям, каждому по его труду фраза, которая стала широко известной благодаря Пьеру Жозефу Прудону (широко использовал ее в своих сочинениях), так называемый «принцип социализма» (один из основных),… … Википедия

Последнее десятилетие ученые всего мира говорят о феномене «четвёртой промышленной революции», суть которой заключается в массовом внедрении новых технологий, таких как интернет вещей, Big Data, виртуальная и дополненная реальность и робототехника во все сферы жизни общества.

Поскольку роботизация производств обходится предпринимателям дешевле и коэффициент полезного действия у машин выше, чем у человека, их все чаще включают в производство на места, требующие наименьшего влияния человеческого фактора. Это приводит к тому, что сотрудники с наименее низкой квалификацией оказываются сокращены (потому что труд этих работников требует наименьших «интеллектуальных требований» и умений для осуществления, значит, легче представить его в виде алгоритма в программе), а поскольку данный эффект имеет место во всех развитых производствах, компаниях, то происходит увеличение безработицы. дальнейшее расслоение общества и возникновение глубоких социальных противоречий, которые негативно скажутся на будущем государства. Например, аналитический центр IPPR утверждает , что роботизация производств «отнимет 44% рабочих мест в Великобритании». Однако это благоприятно скажется на развитии экономики, поскольку ежегодно производительность будет повышаться вплоть до 1,4%, а в целом к 2030 году ВВП страны вырастет на 10%. Похожие прогнозы были сделаны на Всемирном экономическом форуме: 5 млн. человек потеряют работу к 2020 году из-за внедрения технологий искусственного интеллекта и робототехники.

В данный момент большое количество стран (в основном европейских), пользуясь терминологией Арнольда Тойнби , ищут ответ на «вызов, брошенный им новейшими технологиями».

Один из способов решить обозначенную проблему нарастающего социального напряжения и увеличения безработицы лежит в плоскости принятия социальной концепции безусловного основного дохода (БОД). Она заключается в том, что всем своим гражданам государство регулярно выплачивает установленное количество денег вне зависимости от их статуса, места жительства, работы и способностей . Люди освобождаются от работы и получают возможность заниматься тем, что им интересно, тем самым освобождая место для «машины» Другие сторонники концепции иначе обосновывают внедрение БОД, апеллируя не к потребности загрузить новые более совершенные производственные мощности, а к необходимости защитить население от вызовов современной экономической системы и глобализации .

Концепция безусловного основного дохода не нова. Она была сформулирована еще в конце 18 века в работе Томаса Пейна «Аграрная справедливость». Он предложил правительству ежегодно выплачивать всем гражданам, достигшим 21 года 15 фунтов стерлингов в год как доход от природных ресурсов страны. В дальнейшем эта идея дорабатывалась и перерабатывалась различными философами, учеными, в особенности К. Дугласом . Он считал, что каждому гражданину принадлежит часть от национального богатства, иначе говоря –социальный кредит .

Тема многие годы вызывала резонанс в обществе и стала одной из идей движения правозащитников в шестидесятые годы прошлого века, в том числе благодаря поддержке Мартина Лютера Кинга .

Основная проблема концепции заключается в том, что до сих пор не было проведено ни одного обширного продолжительного эксперимента по использованию базового дохода. В большинстве случаев срок их не превышал 2 лет и распространялся на небольшие города. Примером такого эксперимента может служить проект правительства Канады в городе Дофине с населением в 10 тысяч человек, где ввели минимальный доход для всех жителей и назвали его MINCOME.

Причина, по которой значимый по масштабам эксперимент сложно провести, заключается в том, что существует множество препятствий для проведения таких мероприятий. Это как экономические трудности (ведь для проведения таких экспериментов необходимо выделить большую часть бюджета), так и политические. К примеру, в Финляндии консервативные партии и партии социал-демократов негативно отзываются о ходе эксперимента по внедрению безусловного базового дохода и утверждают, что какие бы результаты не были достигнуты, они не поддержат идею.

Однако наблюдаются и положительные изменения в отношении к безусловному базовому доходу как со стороны государств, так и гражданского общества.

Говоря о государствах, необходимо выделить Шотландию, которая уже с 2018 года начнет проводить эксперимент по введению базового основного дохода. Он поддерживается местным правительством, выделившим £250 тыс. В получении БОДа будут участвовать жители Глазго, Эдинбурга, Файфе и других городов. Другие европейские государства также не остаются в стороне. 84 тысячи жителей Канады в провинции Квебек участвуют в получении БОДа по новой программе борьбы с бедностью в 2018 году. В прошлом году был организован ряд экспериментов в Финляндии , США (в штате Калифорния) и Кении. Судить об их результатах пока нельзя, поскольку эксперименты требуют тщательных наблюдений над испытуемыми в течение длительного времени, как минимум, речь должна идти о сроках в границах 3-4 лет.

Идеал БОДа заинтересовал не только государства, но и большое количество небезразличных граждан по всему миру. К. Оттенс основал компанию MyBasicIncome , которая разыгрывает выплаты базового дохода раз в год. М. Бомеериз (ФРГ) организовал проект «Мой безусловный доход»: участникам выплачивается по 1000 евро каждый месяц в течение года благодаря пожертвованиям других активных граждан. Победителей выбирают по жребию, причем претенденты указывают, зачем им нужны деньги.

Последние годы мир был прикован взглядом к инициативе по введению безусловного дохода в Швейцарии. Результатом стало то, что в июне 2016 года почти 80% граждан Швейцарии проголосовали на референдуме против. Сами же авторы инициативы говорят о том, что не рассчитывали на победу, а хотели привлечь внимание широкой общественности к этому вопросу.

Ряд российских ученых, занимающихся этим вопросом, предлагают ввести в России БОД, но для начала в ограниченном виде поддержки уже существующих планов (к примеру, по освоению дальневосточного региона).

Плюсы введения БОД

Социальные:

  • Борьба с нищетой. При введении БОДа каждый гражданин получает минимальное количество средств для существования при возможности оставаться на работе.
  • Борьба с преступностью . Если у каждого гражданина есть средства для жизни, то исчезают предпосылки для совершения мелких преступлений из-за денег.
  • Социальная поддержка профессий с низким доходом . Существуют профессии, которые приносят большое благо обществу, при этом оставаясь низкооплачиваемыми. Пример – работники хосписов. При введении БОДа большее количество людей согласится на полезные работы с малым доходом и волонтерство, поскольку будет экономически защищено. Как следствие, государство сможет сэкономить дополнительные средства на социальные программы благодаря гражданским инициативам.
  • Нормальные условия труда для людей. При наличии безусловного базового дохода люди не так зависимы от доходов от работы, как без него. Тогда они смогут выбирать организации с наилучшими условиями для развития сотрудников и так «наказывать» те, что пренебрегают нормами.
  • Развитие науки и культуры. Люди, которые ранее хотели заниматься этими сферами, не могли себе этого позволить из-за недостаточного количества средств смогут осуществить свою мечту.

Экономические

  • Возрастает продуктивность. Когда человек занимается интересным ему делом, его мотивация (и качество работы), а также шансы на то, что он проведет дополнительное время на работе растут.
  • Уменьшение бюрократии. Большое количество средств в государствах уходит на содержание бюрократического аппарата по реализации социальной поддержки. При введении БОДа уменьшится количество условий для получения средств и должностных лиц, регулирующих эти нормы. Государство сэкономит на содержании этих работников.
  • Развитие малого и среднего бизнеса. То, что у каждого человека есть «подушка безопасности» в виде БОДа будет мотивировать граждан задуматься о создании собственного бизнеса. Количество компаний будет расти, возрастет конкуренция и, как следствие, – качество товара и экономический рост государства.
  • Уменьшение затрат на здравоохранение. Люди начнут заботиться о своем здоровье при получении безусловного базового дохода благодаря отказу от вредной работы, меньшей зависимости от денег и возможности уделять большее внимание здоровью детей.

Организация GiveDirectly вместе с проектом по введению БОДа в Кении, проводила исследования для определения последствий подобных выплат. Результатами опытов явилось то, что дети в семьях, которые получают базовый доход, имеют более крепкое здоровье и лучше обучаются, а затраты на вредные привычки (такие как потребление алкоголя или табака) у взрослых не растут или даже снижаются.

Политические

  • К власти не приходят популисты . Поскольку люди будут менее зависимы от экономических условий и не так эмоционально воспринимать обещания кандидатов, (например, о количестве рабочих мест в стране), то избиратели будут принимать решение о выборе более взвешенно.

Минусы введения БОД

  • Спад продуктивности. Многие противники безусловного базового дохода утверждают, что люди перестанут работать, поскольку им и так перечисляют деньги. США провели несколько экспериментов по введению отрицательного подоходного налога в 70-х и 80-х годах прошлого века. Результатом исследования стало то, что люди стали работать меньше, но ненамного: на не более 5-7% рабочих часов уменьшился срок работы мужской части населения. Время, освобожденное от работы, было потрачено на семью и здоровье.
  • Высокие бюджетные расходы. Содержание огромного количества людей требует соответствующих вложений. Даже отказавшись от системы социального обеспечения и переведя все ресурсы на БОД, государству все равно не хватит денег без дополнительных трат бюджета.
  • Инфляция. Распространение минимального дохода для каждого гражданина приведет к росту инфляции, что обесценит все старания и принесет вред принимающей БОД экономике.
  • Миграция. Принятие БОДа приведет к росту миграции (как легальной, так и нелегальной) в принимающую страну, поскольку иностранные граждане будут заинтересованы в этой программе поддержки. Следствием этого являются серьезные нагрузки на границы и органы безопасности, что приведет к большим тратам на эти институты и опасности для проживающих в государстве граждан.
  • Выбор может быть неверен . Время, которое благодаря введению БОД, по идее, должно быть потрачено на саморазвитие, творчество, семью и дополнительные научные исследования, может быть использовано для нездоровых развлечений, чрезмерного употребления алкоголя и наркотиков.

Однако оба лагеря соглашаются, что идея стабильного дохода даже при перевешивании положительных результатов в экспериментах будет нескоро принята в обществе. Слишком высоки и прочны стены, мешающие реализовать этот проект. Но там, где в Европе это стена, в некоторых других частях света – деревянная дверь. Примером может служить социальная поддержка граждан в Саудовской Аравии, не являющаяся БОДом, но очень на него похожая.

Список использованной литературы:

  1. Пелевин Е.Е., Цудиков М.Б Экономическая эффективность роботизации различных типов производств// Juvenis scientia - 2017.
  2. Standing The Precariat. The New Dangerous Class – 2011.
  3. H. Douglas Social Credit – 1924.
  4. Блохин К.В. Безусловный основной доход и перспективы его реализации в России//Инновационная наука. - 2017. - № 3.
  5. Золотов С.А, Шилов М. Л. Безусловный основной доход: сущности и проблемы реализации// Вестник НГИЭИ. - 2016.
  6. Остапенко В. А. Безусловный основной доход и налог на тунеядство как нетрадиционные инструменты государственной политики доходов // Проблемы управления. - 2003. - № 3. - С. 39 - 48.

Максим Хавроненко, студент факультета политологии МГУ,

специально для образовательного проекта по политологии

В любой сфере деятельности всех людей можно условно разделить на две основные группы: работающие люди и бездельники . Что это за группы и какой у них количественный состав?


Людей работающих я для сокращения текста далее буду называть работниками , а всех остальных - бездельниками . Прошу это понять и принять, правильность этих терминов не тема поста.

Исходя из личных наблюдений и некоторых проверенных на практике принципов, типа Закона Парето, можно сделать вывод о том, что в любом обществе работников примерно 20%, а все остальные 80% - это бездельники. Что такое Закон Парето?

Закон Парето или принцип 20/80 - это эмпирическое (полученное опытным путем) правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, которое в общем виде формулируется так: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата .

Как это правило трактуется в современном бизнесе? В любой организации 20% сотрудников делают 80% работы, а 80% сотрудников делают 20% работы . Из этих цифр видно, что каждый работник приносит результат в 16 раз выше, чем каждый отдельный бездельник, но получает зарплату в лучшем случае всего в 1,5-2 раза выше бездельников, а чаще всего точно такую же.

Чем занимаются на работе все бездельники? Пьют чай или кофе, плетут интриги, проводят длительные перекуры, болтают по телефону или сидят в социальных сетях и при этом изображают для начальства бурную деятельность. Их отсутствие на работе никак не сказывается.

А вот отсутствие работника сразу становится заметно для многих. Останавливаются проекты, теряются клиенты, организация начинает нести убытки. Любой начальник знает, что иногда работа целого коллектива держится на одном человеке.

Просто наверное нет необходимости заставлять их пахать на работе с полной самоотдачей от рассвета и до заката. На мой взгляд, в современном мире просто стало слишком много лишних людей.

Рост производительности труда привел к тому, что для существования общества и его некоторого прогресса требуется совсем немного работающих. Ликвидировать всех остальных вроде бы не очень толерантно, да и как-то не по понятиям.

Поэтому всех бездельников надо как-нибудь использовать, обеспечивая их условную занятость. Причем иногда у бездельников создается ощущение собственного величия и своей необходимости и важности и повышенные требования, например "достойная зарплата" и "хорошие условия труда".

К счастью, многие работники со временем понимают всю эту несправедливость и не желая работать "за того парня" создают свой собственный бизнес или уходят во фрилансеры. Некоторые из таких людей сами становятся руководителями, ну а часть так и остается в процессе эксплуатации в соответствии с выражением "кто везет, того и грузят".

Если Вы чувствуете, что вся работа действительно держится на Вас, может быть стоит задуматься над тем, чтобы взять от жизни то, что принадлежит Вам по праву, а не терять время, силы и здоровье ради чужих интересов?

«Кто не работает, тот не ест» - популярное выражение для осуждения лени, безделья и тунеядства .

Происхождение выражения

Мысль о том, что лентяи и бездельники не должны кормиться за счёт тех, кто работает, - довольно часто появляется в человеческой истории. Впервые выражение с похожим смыслом встречается в Новом Завете во Втором послании к Фессалоникийцам апостола Павла :

Похожее по смыслу выражение использовалось и в дзэн-буддизме . Так, в сборнике «101 история Дзэн », содержащем истории, которые излагают знания и опыт китайских и японских учителей Дзэн, авторство которого приписывается японскому дзэнскому учителю Мудзю (1227-1312), имеется притча № 83 «Кто не работает - не ест».

Хайкудзё, китайский мастер Дзен, обычно трудился вместе с учениками даже в возрасте 80 лет : подстригал кусты в саду, расчищал дорожки и подрезал деревья. Ученики чувствовали себя виноватыми, видя, как старый учитель работает столь усердно, но знали, что он не послушает их советов не работать. Поэтому они решили спрятать его инструменты. В этот день учитель не ел. На следующий день он тоже не ел, и на следующий тоже. «Наверное, он сердится, что мы спрятали его инструмент, - подумали ученики. - Лучше вернём их». Когда они сделали это, учитель работал весь день и ел так же, как и раньше. Вечером он сказал им: «Кто не работает, тот не ест».

На русском языке аналогичная идея выражена близкими по смыслу и структуре народными пословицами: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться», «Работать не заставят, так и есть не поставят», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи» и др.

Как принцип первых поселений англичан в Америке

Весной 1609 года этот афоризм высказал первым британским колонистам на территории современных США капитан Джон Смит , один из основателей и лидеров Джеймстауна :

Вы должны руководствоваться законом, что тот, кто не работает, тот не ест (за исключением неспособных трудиться из-за болезни). Труд тридцати или сорока честных и трудолюбивых человек не должен расходоваться на поддержание ста пятидесяти праздных бездельников.

Оригинальный текст (англ.)

You must obey this now for a law, that he that will not work shall not eat (except by sickness he be disabled). For the labors of thirty or forty honest and industrious men shall not be consumed to maintain a hundred and fifty idle loiterers.

В работах Ленина

… «Но эти недостатки - продолжает Маркс - неизбежны в первой фазе коммунистического общества, в том его виде, как оно выходит, после долгих мук родов, из капиталистического общества. Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»…

Таким образом, в первой фазе коммунистического общества (которую обычно зовут социализмом) «буржуазное право» отменяется не вполне, а лишь отчасти, лишь в меру уже достигнутого экономического переворота, то есть лишь по отношению к средствам производства. «Буржуазное право» признает их частной собственностью отдельных лиц. Социализм делает их общей собственностью. Постольку - и лишь постольку - «буржуазное право» отпадает.

Но оно остается всё же в другой своей части, остается в качестве регулятора (определителя) распределения продуктов и распределения труда между членами общества. «», этот социалистический принцип уже осуществлён; «за равное количество труда равное количество продукта» - и этот социалистический принцип уже осуществлён. Однако это ещё не коммунизм, и это ещё не устраняет «буржуазного права», которое неравным людям за неравное (фактически неравное) количество труда дает равное количество продукта.

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (сентябрь 1917) этот афоризм Ленин называет «главнейшим правилом»:

Нам дало для этого средство и оружие в руки само воюющее капиталистическое государство. Это средство - хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность. «Кто не работает, тот не должен есть » - вот основное, первейшее и главнейшее правило, которое могут ввести в жизнь и введут Советы рабочих депутатов, когда они станут властью.

В своей статье «Как организовать соревнование?» (декабрь 1917 - январь 1918 годов) Ленин назвал этот афоризм уже «заповедью социализма» :

Надо, чтобы каждая «коммуна» - любая фабрика, любая деревня, любое потребительное общество, любой комитет снабжения - выступили, соревнуя друг с другом, как практические организаторы учёта и контроля за трудом и за распределением продуктов. Программа этого учёта и контроля проста, ясна, понятна всякому: чтобы хлеб был у каждого, чтобы все ходили в крепкой обуви и в недраной одеже, имели теплое жильё, работали добросовестно, чтобы ни один жулик (в том числе и отлынивающий от работы) не гулял на свободе, а сидел в тюрьме или отбывал наказание на принудительных работах тягчайшего вида, чтобы ни один богатый, отступающий от правил и законов социализма, не мог уклониться от участи жулика, по справедливости долженствующей стать участью богатого. «Кто не работает, тот пусть не ест » - вот практическая заповедь социализма…

Популярность же фразе принесла статья Ленина «О голоде (письмо к питерским рабочим)» (май 1918 года), в которой эта фраза названа уже «коренным началом социализма»:

Бур­жуазия срывает твёрдые цены, спекулирует хлебом, наживает по сто, по двести и больше рублей на пуд хлеба, разрушает хлебную монополию и правильное распределе­ние хлеба, разрушает взяткой, подкупом, злостной поддержкой всего, что губит власть рабочих, добивающуюся осуществить первое, основное, коренное начало социализма: «кто не работает, тот да не ест ».

В СССР

В Конституции РСФСР 1918 года содержалась статья, обязывающая всех граждан Республики к труду:

Статья 18. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!»

Фраза Ленина в сокращённом виде вошла в текст 12-й статьи Конституции СССР 1936 года :

Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест ». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому - по его труду ».

В слегка изменённом виде, этот принцип перешёл и в Конституцию СССР 1977 года:

Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей. В соответствии с принципом социализма «От каждого - по способностям, каждому - по труду» фраза была переработана героем Алексея Смирнова , который сказал «Кто не работает, тот ЕСТ. Учись, студент».

Другая переработанная версия этой фразы звучала в советском телевизионном комическом детективе "Ищите женщину" , персонаж которой инспектор французской полиции Гранден в исполнении Леонида Куравлёва в ответ на вопрос о малоуспешности своей карьеры, говорит: "Ну ты же знаешь наши порядки - кто не работает, того не едят . А я работаю...". Тем самым отражается одна из особенностей работы в бюрократизированных структурах: результаты работы могут войти в противоречия с интересами влиятельных людей или вызвать зависть у коллег, в то время, как для начальства они могут быть безразличны или восприниматься как данность либо опять же, как стремление "подсидеть" руководителя, и таким образом будут порождать для активно работающего сотрудника только негативные последствия, вроде наживания врагов и т. д.

Понравилась статья? Поделитесь ей