Контакты

«100 главных принципов дизайна. Как удержать внимание» Сьюзан Уэйншенк. Сьюзан Уэйншенк100 главных принципов дизайна. Как удержать внимание 100 главных принципов дизайна

Новая книга от Сьюзан Уэйншенк под названием будет интересна всем тем, кто занимается графическим дизайном и старается всяческими способами привлечь внимание зрителя к нужным деталям в своей работе.

На самом деле название этой книги перевели не очень удачно (или не очень точно). В оригинале книга называется «100 вещей, которые необходимо знать дизайнеру о людях», но этот небольшой косяк с названием никак не сказывается на отличном содержании данной книги.

В книге разобраны почти все аспекты человеческого восприятия: начиная от визуального, заканчивая чувствительным - что именно мотивирует человека принимать те или иные решения.

В книге присутствует множество наглядных примеров и исследований о том, как люди воспринимают окружающий мир, на что они обращают внимание в первую очередь, а что предпочитают не замечать. Проблема правильного направления внимания зрителя в любых сферах дизайна очень важна, но больше всего этот фактор важен в проектировании интерфейсов и хорошей инфографики. С интерфейсами практически все и так понятно: в хорошем интерфейсе у человека не должно возникать ни единого вопроса о том, куда нужно нажать, чтобы получить именно то, что он хочет.

Но вот в инфографике фактор визуального восприятия немного изменен, потому что, если рассматривать статическую инфографику (картинку), то тут у пользователя нет никакого выбора, куда нажать или как что-то сделать. Все, что может зритель - это воспринимать подаваемую ему информацию. А если он видит что-то ему непонятное, то пояснение этого непонятного должно располагаться в непосредственной близости от комментируемого объекта. Таким образом нельзя заставлять читателя метаться по всей картинке в поисках комментария, т.к. пока он будет искать этот комментарий, он может напрочь забыть, что было непонятно…

Общий итог
Книга очень содержательна и полезна абсолютно всем, даже тем, кто только задумывается о профессии графического дизайнера в области интерфейсов или инфографики. В любой из этих областей крайне важно правильно манипулировать вниманием зрителя, не силой направлять его внимание, а лишь подталкивать к правильному прочтению информации.

Огромное спасибо всей моей большой команде из Peachpit, особенно моему редактору Джеффу Райли (Jeff Riley), с которым мы ежедневно обменивались сообщениями по электронной почте. Благодарю Майкла Нолана (Michael Nolan) за помощь в написании этой книги. Благодарю Гатри Уэйншенк (Guthrie Weinschenk) за фотографии, Мэйси Уэйншенк (Maisie Weinschenk) за прекрасные идеи, Питера Уэйншенка (Peter Weinschenk) за поддержку и терпение. И спасибо всем тем, кто читает мой блог, приходит ко мне на презентации, да и вообще слушает меня, когда я говорю о психологии. Вы высказываете ценные идеи, мнения, и поэтому я продолжаю писать о психологии и дизайне.

Психология дизайна

Создаете ли вы веб-сайт, медицинское оборудование или любой другой продукт – ваша целевая аудитория состоит из людей, достойных хорошего дизайна.

И ваша прямая обязанность хорошо знать свою целевую аудиторию.

Как люди думают? Как они принимают решения? Что заставляет человека нажать кнопку или купить что-нибудь? Как заставить людей сделать то, что вы хотите?

Обо всем этом вы узнаете из этой книги. Вы узнаете, как привлечь внимание людей, какие ошибки они совершают и почему, а также многое другое, что поможет сделать ваш дизайн лучше.

И вы действительно сможете улучшить дизайн – потому, что я уже сделала за вас большую часть тяжелой работы.

Я отношусь к той странной категории людей, которые любят копаться в исследованиях, рыться в огромном количестве материалов. Так что я прочитала, а иногда и перечитала, десятки книг и сотни научных статей и отобрала наиболее интересные с моей точки зрения теории, концепции и научные исследования.

Затем я соединила их с собственным опытом, полученным за многие годы работы в области дизайна интерфейсов.

И теперь вы держите в руках результат этой работы: 100 главных принципов дизайна – или 100 вещей, которые, как я думаю, вам необходимо знать о людях.

Как человек видит

Зрение является главным каналом восприятия. Половина ресурсов мозга используется для обработки и интерпретации зрительной информации. То, что воспринимают наши глаза, является только частью общего процесса. Изображения, поступающие в мозг, изменяются и интерпретируются. Можно с полным основанием сказать, что мозг «видит».

1. То, что мы видим, отличается от данных, поступающих в мозг

Существует устоявшееся мнение, что во время прогулки или, например, осмотра достопримечательностей наши глаза передают информацию в мозг, который обрабатывает ее и представляет реалистичную картину того, что нас окружает. Но наши глаза работают не так, как фотоаппарат, объективно фиксирующий мир. На самом деле они действуют совместно с мозгом, который определенным образом «истолковывает» видимый мир. Мозг непрерывно интерпретирует все, что вы видите. Посмотрите, например, на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Вы видите треугольники, но на самом деле их нет

Что «говорят» вам глаза? Вы видите на заднем плане черный контур треугольника, на который сверху наложен белый перевернутый треугольник. Но это совсем не то, что присутствует на рисунке на самом деле, не так ли? В действительности там только линии и частично закрашенные круги. Ваш мозг «создает» перевернутый белый треугольник из пустого пространства, поскольку это именно то, что вы ожидаете увидеть. Эта иллюзия называется треугольником Канижа, по имени итальянского физиолога Гаэтано Канижа (Gaetano Kanizsa), который продемонстрировал этот эффект в 1955 году. Теперь посмотрите на рис. 1.2, который создает подобную иллюзию прямоугольника.

Рис. 1.2. Пример прямоугольника Канижа

Мозг использует стереотипы

Наш мозг использует стереотипы для того, чтобы быстро обработать информацию об окружающем мире. Каждую секунду он получает миллионы сенсорных сигналов и пытается понять смысл каждого из них. Исходя из практических соображений и опираясь на предыдущий опыт, мозг интерпретирует зрительные сигналы. Обычно этот метод работает без сбоев, но иногда случаются ошибки.

С помощью различных форм и цвета можно оказывать влияние на то, что люди видят (или думают, что видят). Рисунок 1.3 показывает, как цвет помогает переключать внимание с одного сообщения на другое.

Рис. 1.3. Цвет и формы могут влиять на то, что люди видят

Если вы хотите что-то разглядеть в темноте, не смотрите прямо на этот предмет

Глаз содержит 7 миллионов колбочек (клеток сетчатки глаза), обеспечивающих зрительное восприятие всей палитры цветов в дневное время, и 125 миллионов палочек (клеток сетчатки глаза), обеспечивающих сумеречное и ночное зрение. Колбочки находятся в области фовеа (центральное поле зрения), а палочки равномерно распределены на сетчатке. Так что если при слабом освещении вы хотите что-то разглядеть, не смотрите прямо на этот предмет.

Оптические иллюзии – причина ошибок

Оптические иллюзии являются примером того, как мозг интерпретирует то, что видят глаза. Например, на рис. 1.4 левая линия кажется длиннее, чем правая, хотя они на самом деле одинаковы. Этот эффект назван в честь Франца Мюллера-Лайера (Franz Muller-Lyer), который открыл его в 1889 году.

Рис. 1.4. Эти линии на самом деле одинаковой длины

Картинка, которую мы видим плоская, а не объемная

Световые лучи попадают в глаз через роговицу и хрусталик. Хрусталик (являющийся линзой) фокусирует изображение на сетчатке. На сетчатке получается всегда двумерная картинка, даже если наблюдаемый объект трехмерный. Это изображение посылается в зрительную зону коры головного мозга, где и происходит распознавание образов, например: «О, я знаю, что это такое – это дверь». Именно в коре головного мозга двумерное изображение преобразовывается в трехмерное.

Зрительная зона коры головного мозга собирает всю информацию воедино

Согласно Джону Медина (John Medina, 2009), лучи света проходят через зрачок, хрусталик и стекловидное тело, попадают точно на сетчатку и образуют на ней четкие изображения предметов. Чувствительные к свету клетки глаза преобразуют свет в электрические сигналы и в виде отдельных треков посылают эти сигналы к особо чутким нервным окончаниям. Одни треки содержат информацию о тенях, другие – информацию о движении и т. д. Двенадцать таких треков отправляются затем в зрительную зону коры головного мозга. Различные участки коры реагируют на эту информацию и обрабатывают ее. Например, одна область реагирует только на линии под углом 40°, другая – на цвет, третья – на движение, а четвертая – на границы. В конечном итоге все эти данные укладываются в два трека: один определяет движение (движется ли объект?), а другой – местоположение (как расположен объект по отношению ко мне?).

Возможно, люди не замечают на вашей веб-странице того, что вы так тщательно и долго размещали на ней в надежде удивить мир? Человеческое восприятие зависит от уровня подготовки, знаний, степени знакомства с тем материалом, на который смотрит человек, и ментальных моделей человека.

Памяти Майлза и Жанет Шварц. Жаль, что вы не сможете прочитать эту книгу.

Благодарности

Огромное спасибо всей моей большой команде из Peachpit, особенно моему редактору Джеффу Райли (Jeff Riley), с которым мы ежедневно обменивались сообщениями по электронной почте. Благодарю Майкла Нолана (Michael Nolan) за помощь в написании этой книги. Благодарю Гатри Уэйншенк (Guthrie Weinschenk) за фотографии, Мэйси Уэйншенк (Maisie Weinschenk) за прекрасные идеи, Питера Уэйншенка (Peter Weinschenk) за поддержку и терпение. И спасибо всем тем, кто читает мой блог, приходит ко мне на презентации, да и вообще слушает меня, когда я говорю о психологии. Вы высказываете ценные идеи, мнения, и поэтому я продолжаю писать о психологии и дизайне.

Психология дизайна

Создаете ли вы веб-сайт, медицинское оборудование или любой другой продукт – ваша целевая аудитория состоит из людей, достойных хорошего дизайна.

И ваша прямая обязанность хорошо знать свою целевую аудиторию.

Как люди думают? Как они принимают решения? Что заставляет человека нажать кнопку или купить что-нибудь? Как заставить людей сделать то, что вы хотите?

Обо всем этом вы узнаете из этой книги. Вы узнаете, как привлечь внимание людей, какие ошибки они совершают и почему, а также многое другое, что поможет сделать ваш дизайн лучше.

И вы действительно сможете улучшить дизайн – потому, что я уже сделала за вас большую часть тяжелой работы.

Я отношусь к той странной категории людей, которые любят копаться в исследованиях, рыться в огромном количестве материалов. Так что я прочитала, а иногда и перечитала, десятки книг и сотни научных статей и отобрала наиболее интересные с моей точки зрения теории, концепции и научные исследования.

Затем я соединила их с собственным опытом, полученным за многие годы работы в области дизайна интерфейсов.

И теперь вы держите в руках результат этой работы: 100 главных принципов дизайна – или 100 вещей, которые, как я думаю, вам необходимо знать о людях.

Как человек видит

Зрение является главным каналом восприятия. Половина ресурсов мозга используется для обработки и интерпретации зрительной информации. То, что воспринимают наши глаза, является только частью общего процесса. Изображения, поступающие в мозг, изменяются и интерпретируются. Можно с полным основанием сказать, что мозг «видит».

1. То, что мы видим, отличается от данных, поступающих в мозг

Существует устоявшееся мнение, что во время прогулки или, например, осмотра достопримечательностей наши глаза передают информацию в мозг, который обрабатывает ее и представляет реалистичную картину того, что нас окружает. Но наши глаза работают не так, как фотоаппарат, объективно фиксирующий мир. На самом деле они действуют совместно с мозгом, который определенным образом «истолковывает» видимый мир. Мозг непрерывно интерпретирует все, что вы видите. Посмотрите, например, на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Вы видите треугольники, но на самом деле их нет


Что «говорят» вам глаза? Вы видите на заднем плане черный контур треугольника, на который сверху наложен белый перевернутый треугольник. Но это совсем не то, что присутствует на рисунке на самом деле, не так ли? В действительности там только линии и частично закрашенные круги. Ваш мозг «создает» перевернутый белый треугольник из пустого пространства, поскольку это именно то, что вы ожидаете увидеть. Эта иллюзия называется треугольником Канижа, по имени итальянского физиолога Гаэтано Канижа (Gaetano Kanizsa), который продемонстрировал этот эффект в 1955 году. Теперь посмотрите на рис. 1.2, который создает подобную иллюзию прямоугольника.

Рис. 1.2. Пример прямоугольника Канижа

Мозг использует стереотипы

Наш мозг использует стереотипы для того, чтобы быстро обработать информацию об окружающем мире. Каждую секунду он получает миллионы сенсорных сигналов и пытается понять смысл каждого из них. Исходя из практических соображений и опираясь на предыдущий опыт, мозг интерпретирует зрительные сигналы. Обычно этот метод работает без сбоев, но иногда случаются ошибки.

С помощью различных форм и цвета можно оказывать влияние на то, что люди видят (или думают, что видят). Рисунок 1.3 показывает, как цвет помогает переключать внимание с одного сообщения на другое.

Рис. 1.3. Цвет и формы могут влиять на то, что люди видят


Если вы хотите что-то разглядеть в темноте, не смотрите прямо на этот предмет

Глаз содержит 7 миллионов колбочек (клеток сетчатки глаза), обеспечивающих зрительное восприятие всей палитры цветов в дневное время, и 125 миллионов палочек (клеток сетчатки глаза), обеспечивающих сумеречное и ночное зрение. Колбочки находятся в области фовеа (центральное поле зрения), а палочки равномерно распределены на сетчатке. Так что если при слабом освещении вы хотите что-то разглядеть, не смотрите прямо на этот предмет.

Оптические иллюзии – причина ошибок

Оптические иллюзии являются примером того, как мозг интерпретирует то, что видят глаза. Например, на рис. 1.4 левая линия кажется длиннее, чем правая, хотя они на самом деле одинаковы. Этот эффект назван в честь Франца Мюллера-Лайера (Franz Muller-Lyer), который открыл его в 1889 году.

Рис. 1.4. Эти линии на самом деле одинаковой длины


Картинка, которую мы видим плоская, а не объемная

Световые лучи попадают в глаз через роговицу и хрусталик. Хрусталик (являющийся линзой) фокусирует изображение на сетчатке. На сетчатке получается всегда двумерная картинка, даже если наблюдаемый объект трехмерный. Это изображение посылается в зрительную зону коры головного мозга, где и происходит распознавание образов, например: «О, я знаю, что это такое – это дверь». Именно в коре головного мозга двумерное изображение преобразовывается в трехмерное.

Зрительная зона коры головного мозга собирает всю информацию воедино

Согласно Джону Медина (John Medina, 2009), лучи света проходят через зрачок, хрусталик и стекловидное тело, попадают точно на сетчатку и образуют на ней четкие изображения предметов. Чувствительные к свету клетки глаза преобразуют свет в электрические сигналы и в виде отдельных треков посылают эти сигналы к особо чутким нервным окончаниям. Одни треки содержат информацию о тенях, другие – информацию о движении и т. д. Двенадцать таких треков отправляются затем в зрительную зону коры головного мозга. Различные участки коры реагируют на эту информацию и обрабатывают ее. Например, одна область реагирует только на линии под углом 40°, другая – на цвет, третья – на движение, а четвертая – на границы. В конечном итоге все эти данные укладываются в два трека: один определяет движение (движется ли объект?), а другой – местоположение (как расположен объект по отношению ко мне?).

Выводы

Возможно, люди не замечают на вашей веб-странице того, что вы так тщательно и долго размещали на ней в надежде удивить мир? Человеческое восприятие зависит от уровня подготовки, знаний, степени знакомства с тем материалом, на который смотрит человек, и ментальных моделей человека.

Ваши предположения о том, что люди видят на веб-странице, возможно, совсем не соответствует тому, что они действительно видят.

Вы можете убедить людей видеть вещи определенным образом.

2. Периферическое зрение используется больше, чем центральное, для того чтобы постичь суть увиденного

У нас есть два вида зрения: центральное и периферическое. Центральное зрение используется, чтобы различать детали. Периферическое зрение охватывает все остальное видимое поле – области, которые мы видим, но не смотрим на них прямо. Периферическое зрение дает возможность видеть вещи под тем углом, который непривычен глазу, а новые исследования Канзасского государственного университета показали, что оно играет более важную роль в понимании окружающего мира, чем принято было считать. Оказывается, мы получаем информацию об окружающем мире от нашего периферического зрения.

Адам Ларсон и Лестер Лощки (Adam Larson, Lester Loschky, 2009) показывали зрителям обыкновенные картинки, например фотографии кухни или гостиной. На некоторых изображениях была вырезана внешняя часть, а на других – центральная. Картинки демонстрировались очень короткое время и через специальный серый фильтр, чтобы их трудно было разглядеть (см. рис. 2.1–2.2). Затем участникам исследования предлагалось рассказать, что же они видели.

Рис. 2.1. Фото с изображением центральной части в эксперименте Ларсона и Лощки


Рис. 2.2. Фото с изображением периферии в эксперименте Ларсона и Лощки


Ларсон и Лощки обнаружили, что при отсутствии центральной часть изображения люди все же могли отличить кухню от гостиной. Но если отсутствовала периферическая часть, «подопытные» ничего не могли сказать о помещении. В процессе эксперимента исследователи вырезали различные по величине фрагменты фотографий и пришли к выводу, что центральное зрение в основном отвечает за распознавание отдельных объектов, но общий смысл картины схватывается периферическим зрением.

Наши предки выжили благодаря периферическому зрению

Наш далекий предок, который беспечно точил свой каменный нож или разглядывал облака и заметил подкрадывающегося пещерного льва, смог выжить и продолжить свой род. Тот же, кто обладал слабым периферическим зрением, оказывался в желудке льва и, следовательно, не мог передать свои гены потомству.

Последние исследования подтверждают эту концепцию. Дмитрий Бэйле (Dimitri Bayle, 2009) размещал изображения опасных объектов или в центральном, или в периферическом поле зрения субъекта. Затем он измерял, сколько времени потребуется мозжечковой миндалине (той части мозга, которая отвечает за эмоциональное восприятие опасных образов), чтобы среагировать. Когда опасный объект появлялся в центральном поле, этот процесс занимал от 140 до 190 мс, когда же он появлялся в периферическом поле зрения, требовалось только 80 мс для того, чтобы миндалина отреагировала.

Выводы

Глядя на экран компьютера, люди задействуют периферическое зрение и обычно принимают решение, на какой странице остановиться, на основании первого впечатления, которое дает им периферическое зрение.

Хотя средняя часть экрана важна для центрального зрения, не следует игнорировать то, что находится по краям. Убедитесь, что информация, размещенная на периферии, соответствует целям веб-страницы или сайта.

Если вы хотите, чтобы пользователи были сосредоточены на центральной части экрана, не используйте анимацию или мигающие элементы на периферии.

3. Люди отождествляют объекты с узнаваемыми образами

Узнаваемые образы помогают быстро распознать сенсорные сигналы, поступающие каждую секунду. Ваши глаза и мозг настроены на то, чтобы создавать образы, даже если на самом деле таковые отсутствуют. На рис. 3.1 вы вначале увидите четыре пары пятен и только потом восемь отдельных пятен. Интервал или его отсутствие интерпретируются как образ.

Рис. 3.1. Ваш мозг хочет видеть образы


Нейроны реагируют на определенные формы

В 1959 году Дэвид Хьюбел (David Hubel) и Торстен Визель (Torsten Wiesel) показали, что одни клетки зрительной коры головного мозга реагируют только на горизонтальные линии, вторые – только на вертикальные, третьи реагируют только на края, четвертые – только на определенные углы.

Теория геонов

За прошедшие годы было создано множество различных теорий о том, каким образом мы видим и распознаем объекты. Одна из ранних теорий провозглашала, что мозг является хранилищем, в котором находятся миллионы «образцов» объектов, и когда мы видим объект, мы сопоставляем его с содержащимися в памяти «образцами» до тех пор, пока не обнаруживается схожий элемент. Но недавние исследования наводят на мысль, что мы находим знакомые основные формы во всем, что видим, и используем эти основные формы, называемые геометрическими иконками (геонами), для распознавания объектов. Ирвин Бидерман (Irving Biederman) выдвинул теорию геонов в 1985 году (рис. 3.2). Предполагается, что существует 24 распознаваемые базовые формы; из них формируются блоки для построения всех объектов, которые мы видим и идентифицируем.

Рис. 3.2. Некоторые примеры геонов Бидермана


Зрительная кора более активна, когда работает воображение

Зрительная кора работает активнее в том случае, когда вы что-либо представляете, а не когда вы в действительности воспринимаете объект (Solso, 2005). Когда мы даем волю нашему воображению, возбуждение происходит на том же самом участке зрительной коры, но активность выше. Объясняется это работой, которую приходится производить зрительной коре в том случае, когда стимул непосредственно не присутствует.

Выводы

Как можно чаще используйте узнаваемые образы, так как люди автоматически обращают на них внимание. Применяйте объединение и разделение для группирования образов.

Если вы хотите, чтобы люди узнавали объект (например, значок), используйте простые геометрические формы. Это облегчает распознавание базовых геонов и, таким образом, дает возможность быстрее и легче узнавать объект.

Двумерные элементы предпочтительнее трехмерных. Глаза передают информацию мозгу в виде двумерных объектов. Трехмерное представление на экране может существенно замедлить узнавание и понимание.

4. За узнавание лиц отвечает особая часть мозга

Представьте, что вы идете по оживленной улице большого города и внезапно видите кого-то из ваших родственников. Даже если вы не ожидали встретить этого человека, и даже если десятки или сотни людей находятся в поле вашего зрения, вы немедленно узнаете его или ее. Кроме того, вы почувствуете соответствующую эмоциональную реакцию, будь то любовь, ненависть, страх или что-либо еще.

Хотя зрительная кора сама по себе достаточно велика, существует специальный участок головного мозга за пределами зрительной коры, единственной функцией которого является узнавание лиц. Идентифицированная Нэнси Канвишер (1997), веретенообразная извилина мозга (fusiform face area, FFA) позволяет воспринимать лица «в обход» обычных интерпретирующих каналов и помогает узнавать их быстрее, чем прочие объекты. Эта извилина расположена вблизи миндалины мозжечка, являющейся эмоциональным центром мозга.

У людей, страдающих аутизмом, для распознавания лиц не задействуется веретенообразная извилина

Исследования Карен Пирс (Karen Pierce, 2001) показали, что люди, страдающие аутизмом, не используют FFA для распознавания лиц. Вместо этого у них задействуются другие, обычные участки зрительной коры, которые в нормальных случаях используются для распознавания и интерпретации объектов, но не лиц.

Мы отслеживаем направление взгляда

Исследования движений глазного яблока показывают, что если глаза на картинке смотрят не на нас, а на объект, изображенный на вебстранице (рис. 4.1), мы также переводим взгляд на этот объект.

Рис. 4.1. Мы смотрим туда, куда смотрит человек на картинке

Но не следует забывать, что если люди смотрят на что-либо, это не означает, что они действительно видят этот предмет. Поэтому при разработке собственной концепции дизайна веб-страницы решите, хотите ли вы установить эмоциональную связь (глаза смотрят прямо на пользователя) или привлечь внимание к товару или объекту (глаза смотрят прямо на продукт).

Новорожденные предпочитают смотреть на лица

Исследования Катрин Мондлох и других ученых (Catherine Mondloch, 1999) показали, что новорожденные, возраст которых менее часа, обращают внимание на объекты, напоминающие лица.

Именно по глазам люди решают, кто является живым

Кристин Лузер и Т. Ветли (Christine Looser, T. Wheatley, 2010) брали фотографии людей и видоизменяли их, последовательно приближаясь к образу неодушевленного манекена. Предметом исследования было то, в какой момент последовательной трансформации лица субъект решит, что картинка больше не является изображением живого человека. На рис. 4.2 показаны примеры таких картинок. Исследования показали, что опрашиваемые переставали считать субъекта на картинке живым после того, как изменения достигали 75 %. Также было обнаружено, что люди, чтобы решить, является ли изображение живым человеком, в основном обращают внимание на глаза.

Рис. 4.2. Пример преобразования Лузером и Ветли лица человека в лицо манекена

Выводы

Посетители веб-страниц распознают лица и реагируют на них быстрее, чем на что-либо другое (по крайней мере, те, кто не страдает аутизмом).

Глаза, смотрящие с экрана прямо на пользователя, оказывают наибольшее эмоциональное воздействие, возможно потому, что глаза – наиболее важная часть лица.

Если глаза на веб-странице смотрят на объявление или на продукт, посетитель также стремится взглянуть на этот продукт. Однако, посмотрев на него, он совершенно не обязательно уделит ему особое внимание.

5. «Перспективные» объекты

Если вы попросите кого-нибудь нарисовать чашку кофе, то, скорее всего, вы получите что-то похожее на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Как мы «видим» объекты у себя в голове


Стивен Палмер (Stephen Palmer, 1981), путешествуя по всему миру, просил нарисовать чашку кофе. Примеры этих рисунков показаны на рис. 5.2.

Рис. 5.2. Вот так большинство людей рисуют чашку кофе


Обратите внимание на углы и перспективу. Несколько чашек нарисованы стоящими прямо, но большинство – с соблюдением законов перспективы, как если бы на чашки мы смотрели сверху и под небольшим углом. Такое видение соответствует канонической перспективе. Очень немногие нарисуют чашку кофе так, как это показано на рис. 5.3, – вид сверху.

Рис. 5.3. Большинство людей так чашку не изобразят


Я бы так не нарисовал, скажете вы, но… почему бы и нет ? И правда, чаще всего люди рассматривают чашку кофе именно в этой перспективе, но должна заметить, что подобные исследования не ограничились чашками кофе, и люди быстрее всего распознавали объекты именно в канонической перспективе, даже если встречались с этими объектами не особенно часто.

В ходе исследований людей просили опознать различных животных, например маленькую собачку или кошку. Каноническая перспектива всегда побеждала, хотя чаще всего мы смотрим на кошек или на маленьких собак сверху вниз, с высоты своего роста, а не чуть-чуть сверху (конечно, если вам не приходится доставать животное из-под стола). Оказывается, распознавание объектов с позиции канонической перспективы – это универсальная человеческая черта.

Выводы

Люди распознают рисунки или объекты быстрее и запоминают их лучше, если они представлены в канонической перспективе.

Если на веб-сайте или веб-страничке вы планируете использовать значки или пиктограммы, рисуйте их в канонической перспективе.

6. В основе просмотра изображений лежат опыт и ожидания

На что люди обращают внимание в первую очередь, разглядывая картинку на экране компьютера? А на что смотрят потом? Это зависит от того, чем они занимаются и чего ожидают. Если человек в силу воспитания и образования читает текст слева направо, он будет точно так же «сканировать» экран – слева направо. Если он читает справа налево, то наоборот. Однако лишь немногие начинают просмотр с верхнего угла (левого или правого). Поскольку люди пребывают в абсолютной уверенности, что на страничке любого сайта есть вещи не важные и не нужные для решения непосредственной задачи (такие, как логотипы, пустые места, панели навигации, реклама и т. д. (рис. 6.1)), в большинстве случаев они уделяют внимание центру экрана и игнорируют края.

Рис. 6.1. Мы игнорируем информацию, размещенную по краям экрана, и устремляемся к значимой информации


После первого беглого взгляда на экран взгляд передвигается в соответствии с привычным способом чтения (слева направо, справа налево, сверху вниз). Если что-то привлекает внимание, например большое фото (особенно с изображением лица) или движение (анимированный баннер или видео) в какой-либо части экрана, привычный паттерн нарушается.

У каждого человека существуют стереотипы того, что и где он хочет видеть

У большинства людей существует внутреннее представление (ментальная модель) о том, как должны располагаться элементы на компьютерном экране, и о том, что собой должны представлять веб-сайты, которыми они пользуются. Человек разглядывает экран, опираясь на эти ментальные модели. Например, часто посещая сайт одного и того же интернет-магазина, при загрузке странички сайта пользователь надеется увидеть поле поиска товара на привычном месте.

При возникновении затруднений поле зрения сужается

Если на экране появляется сообщение об ошибке или другая непредвиденная информация мешает решить поставленную задачу, пользователь перестает обращать внимание на другие части экрана и фокусируется на проблемной области. Мы будем обсуждать это подробнее в главе «Человеку свойственно ошибаться».

Выводы

Размещайте важную информацию (или объекты, к которым вы хотите привлечь внимание) в верхней трети экрана или в центре.

Избегайте размещения любой важной информации по краям экрана, так как туда люди обычно не смотрят.

Продумайте дизайн экрана или странички таким образом, чтобы представители вашей целевой аудитории могли перемещать взгляд в соответствии с привычным способом чтения. «Перескакивание» по экрану от объекта к объекту может утомить пользователя.

Если вы хотите создать интуитивно понятный и привлекательный дизайн для веб-сайта, программы, товара или бренда, вы должны знать, что лежит в основе психологии поведения людей. Как люди думают? Как они принимают решения? Что заставляет человека нажать кнопку или купить что-нибудь? Обо всем этом вы узнаете из данной книги. Вы поймете, как привлечь внимание людей, какие ошибки они совершают и почему, а также многое другое, что поможет сделать ваш дизайн лучше. Эта книга - не скучный набор правил и принципов дизайна, а глубокое практическое исследование причин, лежащих в основе поведения людей. Доктор психологических наук Сьюзан Уэйншенк использует данные последних исследований и демонстрирует множество примеров создания дизайна, привлекающего внимание.

Сьюзан Уэйншенк. 100 главных принципов дизайна. Как удержать внимание. – СПб.: Питер, 2015. – 272 с.

Скачать конспект (краткое содержание) в формате или

ТО, ЧТО МЫ ВИДИМ, ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДАННЫХ, ПОСТУПАЮЩИХ В МОЗГ

Наши глаза работают не как фотоаппарат, объективно фиксирующий мир. На самом деле они действуют совместно с мозгом, который определенным образом «истолковывает» видимый мир (рис. 1).

Рис. 1. Вы видите треугольники, но на самом деле их нет

Вы видите на заднем плане черный контур треугольника, на который сверху наложен белый перевернутый треугольник. Но это совсем не то, что присутствует на рисунке на самом деле. Эта иллюзия называется треугольником Канижа, по имени итальянского физиолога Гаэтано Канижа, который продемонстрировал этот эффект в 1955 году. Исходя из практических соображений и опираясь на предыдущий опыт, мозг интерпретирует зрительные сигналы. Обычно этот метод работает без сбоев, но иногда случаются ошибки.

ПЕРИФЕРИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЕ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОСТИЧЬ СУТЬ УВИДЕННОГО

Периферическое зрение человека независимо от нашего желания фиксирует движение. Адам Ларсон и Лестер Лощки пришли к выводу, что центральное зрение в основном отвечает за распознавание отдельных объектов, но общий смысл картины схватывается периферическим зрением. Если вы хотите, чтобы пользователи были сосредоточены на центральной части экрана, не используйте анимацию или мигающие элементы на периферии.

ЗА УЗНАВАНИЕ ЛИЦ ОТВЕЧАЕТ ОСОБАЯ ЧАСТЬ МОЗГА

Хотя зрительная кора сама по себе достаточно велика, существует специальный участок головного мозга за пределами зрительной коры, единственной функцией которого является узнавание лиц. Идентифицированная Нэнси Канвишер, веретенообразная извилина мозга позволяет воспринимать лица «в обход» обычных интерпретирующих каналов и помогает узнавать их быстрее, чем прочие объекты. Эта извилина расположена вблизи миндалины мозжечка, являющейся эмоциональным центром мозга.

Исследования движений глазного яблока показывают, что, если глаза на картинке смотрят не на нас, а на объект, изображенный на веб-странице (рис. 2), мы также переводим взгляд на этот объект.

Рис. 2. Мы смотрим туда, куда смотрит человек на картинке

ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НЕ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛЕ ЕГО ЗРЕНИЯ

ЧТЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ – ЭТО НЕ ОДНО и ТО ЖЕ

Рис. 3. Формула удобочитаемости Флеша

ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ ЭТОТ АБЗАЦ?

Хтоя свола инензмеы, все же вы мжеоте пчеорсть киакм-то орабозм эотт азабц. Подоряк рпоасженлоия бкув в кждаом свлое не яетвляся тиакм уж вныажм. Но пваеря и пляедосня бувкы кадожго солва дожнлы быть на сивох мтесах. Останылье бувкы мгуот быть пешаремены и все же вы проетчте тескт без бошольго тудра. Это птомоу что чнтеие овасноно на пгадыредувании слеющдуего свлоа.

Во время чтения мы не занимаемся точным отождествлением букв и слов; мы интерпретируем их позднее. Мы предугадываем, что будет дальше. Чем больше вы знаете, тем легче предугадывать и интерпретировать.

Не забывайте о заголовках. Прочитайте следующий абзац:

О чем этот абзац? Понять трудно. Но что если я помещу тот же самый абзац под заголовком?

Как использовать новую стиральную машину. Для начала разделите элементы на группы. Разделение на основе цвета является общепринятым, но можно использовать также и другие критерии, такие как текстура, материал или режим обработки, указанный в сопроводительной документации. После сортировки приступайте к использованию оборудования. Каждая группа обрабатывается отдельно. Поместите одну из них в машину.

Удобочитаемость абзаца не улучшилась, но, по крайней мере, стало понятно, о чем он.

В исследовании Андерсона и Пичерта испытуемые читали рассказ о доме и его внутреннем убранстве. Одной группе было предложено прочитать рассказ с точки зрения покупателя дома, а другой - с точки зрения грабителя. Информация, которую люди запомнили, различалась в зависимости от точки зрения.

РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ ПОМОГАЕТ ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ БУКВЫ, НАПИСАННЫЕ РАЗЛИЧНЫМИ ШРИФТАМИ

Не существует разницы в удобочитаемости между шрифтами с засечками и без засечек. Необычный и чрезмерно декоративный шрифт может мешать распознаванию образов и уменьшать скорость чтения. Если люди испытывают трудности при чтении шрифта, они склонны переносить это чувство на текст в целом и могут решить, что предмет, о котором говорится в тексте, сложен для понимания.

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Почему некоторые шрифты кажутся крупнее по сравнению с другими, хотя они имеют один и тот же размер? Это связано с х -высотой. х -высота - высота строчных букв без выносных элементов в данном семействе шрифтов. Каждый шрифт характеризуется собственной х -высотой, поэтому одни шрифты кажутся крупнее других, хотя на самом деле они имеют одинаковый кегль (рис. 4).

Рис. 4. Так вычисляется размер шрифта и х -высота

ЧЕЛОВЕК ОДНОМОМЕНТНО МОЖЕТ ЗАПОМНИТЬ ТОЛЬКО ЧЕТЫРЕ ЭЛЕМЕНТА

Возможно вы слышали фразу: «магическое число семь плюс-минус два». Эта фраза относится к некой распространенной легенде, согласно которой человек, как правило, не может удержать в кратковременной памяти более 7±2 элементов. Однако это лишь легенда. Серьезные исследования показали, что «магическим» числом является четыре. Одна из интересных стратегий, которая применяется для увеличения количества элементов, - это разделение информации на группы. Неслучайно номер телефона выглядит подобным образом: 716-569-4532.

ЧТОБЫ НЕ ЗАБЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, ЕЕ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Каким образом переместить информацию из рабочей памяти в долговременную? Существует два основных способа: повторять ее много раз или связать ее с другой, известной информацией. Профессионалы хранят информацию в виде схем.

ПАМЯТЬ ЗАДЕЙСТВУЕТ МНОЖЕСТВО МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Даоюн Джи и Мэтью Вильсон создали теорию, описывающую поведение людей. Когда люди спят и видят сны, они обрабатывают или систематизируют информацию, полученную за прошедший день. Они соединяют новые воспоминания и создают новые ассоциации из той информации, которую они получали в течение дня. Их мозг решает, что запомнить и что забыть. Фонологическое кодирование (с помощью звучания слов) помогает вспоминать информацию. До появления письменности легенды хранились в памяти народа в виде сказаний.

ЧЕЛОВЕК РЕКОНСТРУИРУЕТ ВОСПОМИНАНИЯ ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА ВСПОМИНАЕТ

Мы склонны думать, что наша память хранит события в первозданном и неизменном виде, как видеофильмы в архиве. К сожалению, это не так. Мы действительно воссоздаем воспоминания всякий раз, когда думаем о них. Не существует видеоклипа, хранящегося в мозге в определенном месте, подобно файлу на жестком диске. Есть нейронные связи, следы памяти, которые возбуждаются всякий раз, когда вы вспоминаете событие. Например, воспоминание может меняться всякий раз, когда вы его извлекаете. Более поздние события могут изменить ваши воспоминания. Мы также можем заполнять провалы в памяти вымышленными последовательностями событий.

Почему показания свидетелей ненадежны. Проводя исследования по восстановлению воспоминаний, Элизабет Лофтус показывала участникам эксперимента видеоклип с автомобильной аварией. Затем она задавала ряд вопросов, каждый раз меняя формулировку. Например, она спрашивала: «Как вы оцениваете скорость машины в тот момент, когда она столкнулась с другой машиной?» или: «Как вы оцениваете скорость машины в тот момент, когда она врезалась в другую машину?» А затем она спрашивала участников, видели ли они разбитое стекло. Когда Лофтус использовала слово «врезалась», испытуемые оценивали скорость выше, чем, когда она примела слово «столкнулась». И более чем вдвое большее количество людей вспоминали, что видели разбитое стекло, когда использовалось слово «врезалась» вместо слова «столкнулась».

ЗАБЫВАТЬ - ЭТО БЛАГО

На самом деле способность забывать не является недостатком. Подумайте обо всех тех сенсорных сигналах, которые каждую секунду поступают в наш мозг на протяжении всей нашей жизни. Если бы мы помнили все, то были бы не способны действовать; мы должны забывать некоторые вещи. Наш мозг постоянно решает, что следует помнить, а что забыть.

В 1886 году Герман Эббингауз вывел формулу, демонстрирующую эффект ослабления воспоминаний:

Здесь R - сохранение данных в памяти, S - относительная сила памяти, t - время. Кривая забывания показывает, что мы быстро забываем информацию, если только она не размещается в долговременной памяти (рис. 5).

Рис. 5. Кривая забывания Германа Эббингауза

САМЫЕ ЯРКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ ЛЖИВЫ

Детальные воспоминания о травмирующих или драматических событиях называются вспышками воспоминаний. Эмоции обрабатываются в мозжечковой миндалине, которая находится поблизости от извилины морского конька, участвующей в долговременном кодировании информации при образовании воспоминаний. Поэтому для психологов неудивительно, что эмоционально нагруженные воспоминания могут быть очень яркими и живыми.

Хотя вспышки воспоминаний очень яркие, но в них полно ошибок. В 1986 году взорвался космический корабль «Челленджер». Если вы вызовете в памяти это событие, то, возможно, вспомните его очень живо. Спустя день после этого трагического события Ульрих Нейссер, профессор, который исследовал воспоминания, подобные этим, попросил своих студентов записать воспоминания о том, что случилось. Три года спустя он вновь попросил тех же студентов написать воспоминания об этом событии. 90 % информации в более поздних записях отличалось от записей первоначальных. Половина из них были неверны в двух-трех деталях. Одна участница, увидев описание, которое она сделала три года назад, воскликнула: «Я узнаю свой почерк, но не может быть, чтобы это написала я».

ЧЕЛОВЕК ЛУЧШЕ ОБРАБАТЫВАЕТ НЕБОЛЬШИЕ ПОРЦИИ ИНФОРМАЦИИ

Согласно некоторым оценкам, каждую секунду в наш мозг поступают десятки миллионов информационных сигналов, но только сорок из них дойдут до нашего сознания. Одна из распространенных дизайнерских ошибок состоит в единовременной подаче слишком большого объема информации. Применяйте концепцию постепенного раскрытия. Постепенное раскрытие означает представление людям только той информации, которая в данный момент им необходима.

ТРЕТЬ ВРЕМЕНИ НАШИ МЫСЛИ ГДЕ-ТО БРОДЯТ

«Блуждания ума» - термин, обозначающий ситуацию, когда в процессе обдумывания определенной задачи вы внезапно начинаете думать о чем-то совершенно отвлеченном. Люди недооценивают распространенность явления «блуждания ума»: они думают, что их ум где-то блуждает около 10% времени, тогда как, по подсчетам психологов, «блуждание ума» занимает примерно 30 % времени бодрствования. Во время езды по пустой дороге ваш разум блуждает примерно три четверти времени. «Блуждания ума» позволяют одной части мозга фокусироваться на выполняемой задаче, а другой продолжать преследовать высшую цель. «Блуждания ума» напоминает многозадачность, но на самом деле ею не является. «Блуждания ума» позволяют быстро переключать фокус внимания с одного объекта на другой и обратно.

Исследователи убедились, что люди, склонные к частому «блужданию ума», лучше решают поставленные задачи и проявляют более творческий подход к их решению. Везде, где это возможно, используйте гиперссылки, это помогает быстро переходить от одной темы к другой. Пользователи любят веб-серфинг, поскольку он позволяет мечтать.

ЛЮДИ С БОЛЬШИМ ЖАРОМ ЗАЩИЩАЮТ ИДЕЮ, ЕСЛИ ОНИ НЕ УВЕРЕНЫ В НЕЙ

В 1956 году Леон Фестингер написал книгу «Когда пророчества не сбываются» (на русском языке не выходила; зато опубликована книга ). В ней он описал когнитивный диссонанс (внутренний конфликт, вызванный противоречивыми чувствами или убеждениями). Существует два основных способа разрешения подобного конфликта: изменить свои убеждения или отказаться от одной из противоречивых идей.

Если вы столкнулись с информацией, которая противоречит вашим убеждениям, появляется тенденция отрицать новую информацию, а не изменять своим убеждениям. Чем меньше в человеке уверенности, тем сильнее он спорит. Не тратьте время, пытаясь изменить чьи-то укоренившиеся убеждения. Лучший способ изменить чье-либо мнение - сделать так, чтобы человек изменил его самостоятельно. Не пытайтесь доказать людям, что их убеждения нелогичны, неразумны или являются не лучшим выбором. Это может вызвать «ответный огонь» и заставить их отстаивать свои позиции.

МЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

Ментальная модель представляет собой мыслительный процесс, направленный на понимание того, как работает что-либо (то есть на понимание окружающего мира). Ментальные модели основаны на неполных фактах, прошлом опыте и даже на интуитивном восприятии. Они помогают формировать действия и поведение, влияют на то, чему люди уделяют внимание в сложных ситуациях, и определяют их подход к проблемам. Понимание ментальных моделей целевой аудитории - залог успеха вашего сайта или продукта.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОНЦЕПТУАЛЬНЫМИ МОДЕЛЯМИ

Если ментальная модель - это представление человека об объекте, с которым он взаимодействует, то концептуальная модель - это действующая модель, которую человек получает, знакомясь с дизайном и интерфейсом конкретного продукта. Если существует несоответствие между ментальной моделью субъекта и концептуальной моделью объекта, продукт или веб-сайт будет труден для изучения, сложен в использовании или вообще не будет принят. На самом деле одной из важнейших целей обучения обращению с новым продуктом является приспособление ментальной модели аудитории к концептуальной модели продукта.

ИНФОРМАЦИЯ В ФОРМЕ РАССКАЗА ИЛИ ИСТОРИИ ЛУЧШЕ ВОСПРИНИМАЕТСЯ

Поскольку истории развиваются в хронологическом порядке, они устанавливают причинно-следственную связь даже там, где ее нет в явном виде. Как и зрительная кора, «наполняясь» тем, что мы видим, отыскивает и распознает образы, наши мыслительные процессы стремятся отыскать причину. Наш мозг предполагает, что вся информация относится к делу и причинно связана. Рассказы облегчают этот процесс, помогая совершить прыжок от причины к следствию.

ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ НА ПРИМЕРАХ

Не говорите людям, что делать, лучше покажите. Используйте картинки и снимки экранов, чтобы показать примеры. Еще лучше использовать короткие видеоролики.

ЧЕТЫРЕ ВИДА ТВОРЧЕСТВА

Арне Дитрих идентифицировал четыре вида творчества с соответствующей каждому типу мозговой активностью (рис. 6):

Рис. 6. Четыре вида творчества

Преднамеренное когнитивное творчество - вид творчества, который рождается в ходе длительной дисциплинированной работы. Например, Томас Эдисон ставил эксперимент за экспериментом, до тех пор, пока не приходил к открытию. В процессе спонтанного когнитивного творчества сознание перестает работать над проблемой и предоставляет возможность поработать над ней подсознанию. Если решение проблемы требует «выхода за рамки» обычного мышления, тогда вы на время должны освободить голову от сознательной работы. В этом случае, используя другой вид активности, не связанный с сознанием, префронтальная кора увязывает информацию новым способом с помощью подсознательных ментальных процессов.

ПЛЫТЬ ПО ТЕЧЕНИЮ

Если вы пытаетесь ввести пользователя в состояние потока (например, создаете игры), дайте людям возможность контроля. Правильно распределяйте препятствия по стадиям процесса. Людям необходимо чувствовать, что цель хотя и трудна, но достижима. Не забывайте об обратной связи. Минимизируйте отвлекающие факторы.

КУЛЬТУРА ВЛИЯЕТ НА ОБРАЗ МЫСЛЕЙ

Ричард Нисбетт в своей книге «География мысли» обсуждает исследования, которые показывают, что образ мышления формируется культурой: ВОСТОК = ОТНОШЕНИЯ; ЗАПАД = ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Люди из разных географических регионов и из разных культур по-разному реагируют на фотографии и оформление веб-сайтов. Жители Восточной Азии замечают и запоминают фон и контекст в большей степени, нежели представители Запада.

ЧЕЛОВЕК НЕ ПРИСПОСОБЛЕН К МНОГОЗАДАЧНОСТИ

Существует устоявшееся мнение о том, что люди способны выполнять несколько задач одновременно. Но, к сожалению, результаты исследований однозначно показали: на самом деле люди не многозадачные системы. В один конкретный момент времени вы можете думать только об одной вещи или производить только одно ментальное действие.

Во многих штатах США сейчас запрещается водить машину, держа в руках мобильный телефон, но можно разговаривать через специальное устройство, оставляющее руки свободными. Это порочная практика. Проблема не в том, что вы держите телефон в руке, а в том, что вы разговариваете со своим собеседником. Когда вы ведете диалог, ваше внимание сконцентрировано на разговоре, а не на вождении. Это проблема внимания, а не свободных рук.

НАИБОЛЬШЕЕ ВНИМАНИЕ ПРИВЛЕКАЮТ ОПАСНОСТЬ, ПИЩА, СЕКС, ДВИЖЕНИЕ, ЛИЦА И РАССКАЗЫ

У нас на самом деле не один мозг, а три. Новый - это сознательный, логический разум; всем хорошо известно, как он действует. Средний отвечает за эмоции, старый - за выживание. Работа старого мозга состоит в том, что, постоянно сканируя окружающую среду, он отвечает на вопросы: могу ли я это съесть? может ли это съесть меня? могу ли я заняться с этим сексом? Это все, что беспокоит старый мозг.

МОТИВАЦИЯ УСИЛИВАЕТСЯ ПО МЕРЕ ПРИБЛИЖЕНИЯ К ЦЕЛИ

Представьте, что в вашей любимой кофейне вам выдают карточку постоянного покупателя. Каждый раз, когда вы заказываете очередную чашку кофе, в карточке ставят штамп. Когда карточка заполнена, вы получаете чашку кофе бесплатно. Существует два возможных варианта этой карточки:

  • Вариант A: на карте имеются 10 пустых мест под штампы.
  • Вариант В: на карте имеются 12 мест под штампы, и, когда вы ее получаете, два штампа уже стоят.

Заполнение какого из вариантов займет больше времени? Вы заполните быстрее вариант B. И причина в эффекте приближения к цели.

Эффективны любые вознаграждения. Если вы изучали психологию в двадцатом столетии, вы, может быть, помните Б. Ф. Скиннера и его работу по выработке оперантных условных рефлексов. Скиннер изучал зависимость поведения от того, каким образом и как часто дается подкрепление (награда). См. также . Многие психологи придерживались другой точки зрения, и в конце концов оперантное обучение «вышло из моды». Я не утверждаю, что эта теория полностью объясняет поведение и мотивацию, но убеждена, что это проверенная теория и она хорошо работает. Лично я использовала ее в управлении, преподавании и воспитании своих детей.

ЭФФЕКТ НЕОЖИДАННОСТИ ПОДДЕРЖИВАЕТ СОСТОЯНИЕ ПОИСКА

Системы электронной почты и большинство социальных сетей используют схему с изменяемым числом действий. Она дает высокую вероятность того, что люди будут снова и снова вовлекаться в определенный поведенческий шаблон. Дофаминовая система особенно чувствительна к сигналам, показывающим, что близится вознаграждение. Если поступает особый сигнал, указывающий на некое событие, дофаминовая система возбуждается. Это павловский условный рефлекс. Когда сигнал связан с поведением, направленным на поиск информации, будь то звуковой сигнал или текстовое сообщение, которое пришло на ваш телефон, либо звуковой и визуальный сигнал о том, что пришло сообщение в ваш почтовый ящик, вы имеете дело с самым настоящим павловским рефлексом - выделяется дофамин, и поиск информации начинается снова.

Дофаминовая система стимулируется наиболее энергично, когда информация поступает в малых количествах, так что информационный голод удовлетворяется не полностью. Короткий текст (максимум 140 символов) или сообщение Twitter идеально подходит для того, чтобы раздразнить дофаминовую систему.

Вы устали и хотите остаться наедине с собой? Вы хотите выйти из дофаминового цикла? Постоянная стимуляция дофаминовой системы истощает. Чтобы разорвать дофаминовую петлю, нужно оторваться от средств, обеспечивающих поиск информации, то есть выключить компьютер или убрать мобильный телефон с глаз долой. Одно из наиболее сильных средств, помогающих положить конец дофаминовому циклу, - отключить звуковые и иные сигналы, стимулирующие поиск новой информации.

ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

СЕМЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ

Рис. 7. Семь универсальных эмоций согласно Полу Экману

РЕАКЦИЯ НА БУДУЩИЕ СОБЫТИЯ ПРЕУВЕЛИЧЕНА

Люди – плохие предсказатели. Дэниэл Гилберт в книге обсуждает исследования, которые он проводил, работая с предсказаниями или оценками эмоциональных реакций на события. Он обнаружил, что люди преувеличивают собственные реакции на приятные и неприятные события своей жизни. Независимо от того, о каких событиях идет речь - негативных (потеря работы, авария или смерть любимого) или позитивных (неожиданное наследство, интересная работа, большая любовь), человек склонен преувеличивать свою реакцию. Если событие негативное, люди считают, что они будут надолго расстроены и опустошены. Если событие позитивное, предполагается, что они надолго будут безумно счастливы.

На самом деле у нас есть встроенный регулятор. Происходят ли положительные или отрицательные события, большую часть времени уровень счастья остается постоянным. Будьте осторожны по отношению к заверениям клиентов, что внесение некоторых изменений в продукт или дизайн осчастливит их или, наоборот, сделает несчастными до конца дней. Люди предпочитают одни вещи другим или думают, что предпочитают, но их реакция, будь она позитивная или негативная, вероятнее всего будет менее сильной, чем они это себе представляют.

ЧЕЛОВЕК СТРЕМИТСЯ ИМЕТЬ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ, ЧЕМ МОЖЕТ ОБРАБОТАТЬ

Не перегружайте клиентов богатством выбора. Если спросить людей, сколько вариантов выбора они хотят видеть, они ответят «много» или «огласите, пожалуйста, весь список». Так что лучше не спрашивайте. Ограничьте число вариантов тремя или четырьмя. Если вы хотите предложить больше, следуйте концепции постепенного раскрытия. Например, обеспечьте возможность выбора из трех или четырех пунктов, а в каждом из них разместите поднабор из следующих трех-четырех пунктов.

Понятие «иметь выбор» отождествляется с понятием «контролировать». Человеку кажется, что он контролирует ситуацию, если он видит варианты выбора. И хотя слишком большой выбор затрудняет получение желаемого, но, несмотря на это, человек хочет иметь как можно больше вариантов выбора, так как в подобном случае возникает иллюзия полного контроля.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ НЕВЕРНЫМИ

Исследования показывают, что коллективные решения имеют некоторые серьезные недостатки. Эксперимент показал, что, когда группа людей начинает дискуссию с обсуждения изначальных предпочтений, участники группы уделяют меньше времени и внимания информации, которая не согласуется с предпочтениями группы. И, следовательно, они принимают неоптимальное решение.

90% дискуссий начинаются с того, что члены группы обсуждают свои первые впечатления. Исследования ясно доказывают, что это плохая идея; вместо этого следует начинать дискуссию с обсуждения важной информации, эти данные должны быть тщательно взвешены для принятия наилучшего решения. Предоставьте человеку возможность и время рассмотреть всю важную информацию самостоятельно до того, как он узнает мнение других. Попросите членов группы провести оценку уверенности в своих решениях перед тем, как они покажут эти решения другим.

МНЕНИЕ СИЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

Каждый, кто принимал решения в группе или способствовал его выработке, мог видеть и слышать, как доминирующий член группы монополизирует обсуждение и решение. То, что решение принималось группой, не означает, что вся группа реально участвовала в выработке решения. Многие люди самоустраняются в присутствии одного или нескольких влиятельных членов группы и могут вообще не произнести ни слова.

Камерон Андерсон и Гэвин Килдаф изучали процесс принятия решений в группах. Они сформировали группы из студентов, в каждой из которых было по четыре человека, и предложили им решить математическую задачу из теста SAT, который используется при поступлении в колледж. У исследователей не было предположения, почему эти люди стали лидерами. Были ли у них лучшие результаты математического теста SAT? (Нет). Они препятствовали остальным стать лидерами? (Нет).

Ответ удивил исследователей: лидеры говорили первыми. В 94% случаев окончательный ответ группы совпадал с первым ответом, который был предложен, и люди, обладающие доминирующими качествами, говорили первыми. Если вы проводите групповое совещание, предложите каждому члену группы заранее записать свои идеи и обсудите эти идеи перед началом совещания.

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ…

Традиционные магазины, в которых можно потрогать товар руками, имеют преимущество перед интернет-магазинами, особенно если речь идет о цене. Размещение продуктов за стеклом может уменьшать цену, которую покупатель готов платить.

Сьюзан Уэйншенк

100 главных принципов дизайна

Памяти Майлза и Жанет Шварц. Жаль, что вы не сможете прочитать эту книгу.

Благодарности

Огромное спасибо всей моей большой команде из Peachpit, особенно моему редактору Джеффу Райли (Jeff Riley), с которым мы ежедневно обменивались сообщениями по электронной почте. Благодарю Майкла Нолана (Michael Nolan) за помощь в написании этой книги. Благодарю Гатри Уэйншенк (Guthrie Weinschenk) за фотографии, Мэйси Уэйншенк (Maisie Weinschenk) за прекрасные идеи, Питера Уэйншенка (Peter Weinschenk) за поддержку и терпение. И спасибо всем тем, кто читает мой блог, приходит ко мне на презентации, да и вообще слушает меня, когда я говорю о психологии. Вы высказываете ценные идеи, мнения, и поэтому я продолжаю писать о психологии и дизайне.

Психология дизайна

Создаете ли вы веб-сайт, медицинское оборудование или любой другой продукт – ваша целевая аудитория состоит из людей, достойных хорошего дизайна.

И ваша прямая обязанность хорошо знать свою целевую аудиторию.

Как люди думают? Как они принимают решения? Что заставляет человека нажать кнопку или купить что-нибудь? Как заставить людей сделать то, что вы хотите?

Обо всем этом вы узнаете из этой книги. Вы узнаете, как привлечь внимание людей, какие ошибки они совершают и почему, а также многое другое, что поможет сделать ваш дизайн лучше.

И вы действительно сможете улучшить дизайн – потому, что я уже сделала за вас большую часть тяжелой работы.

Я отношусь к той странной категории людей, которые любят копаться в исследованиях, рыться в огромном количестве материалов. Так что я прочитала, а иногда и перечитала, десятки книг и сотни научных статей и отобрала наиболее интересные с моей точки зрения теории, концепции и научные исследования.

Затем я соединила их с собственным опытом, полученным за многие годы работы в области дизайна интерфейсов.

И теперь вы держите в руках результат этой работы: 100 главных принципов дизайна – или 100 вещей, которые, как я думаю, вам необходимо знать о людях.

Как человек видит

Зрение является главным каналом восприятия. Половина ресурсов мозга используется для обработки и интерпретации зрительной информации. То, что воспринимают наши глаза, является только частью общего процесса. Изображения, поступающие в мозг, изменяются и интерпретируются. Можно с полным основанием сказать, что мозг «видит».

1. То, что мы видим, отличается от данных, поступающих в мозг

Существует устоявшееся мнение, что во время прогулки или, например, осмотра достопримечательностей наши глаза передают информацию в мозг, который обрабатывает ее и представляет реалистичную картину того, что нас окружает. Но наши глаза работают не так, как фотоаппарат, объективно фиксирующий мир. На самом деле они действуют совместно с мозгом, который определенным образом «истолковывает» видимый мир. Мозг непрерывно интерпретирует все, что вы видите. Посмотрите, например, на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Вы видите треугольники, но на самом деле их нет


Что «говорят» вам глаза? Вы видите на заднем плане черный контур треугольника, на который сверху наложен белый перевернутый треугольник. Но это совсем не то, что присутствует на рисунке на самом деле, не так ли? В действительности там только линии и частично закрашенные круги. Ваш мозг «создает» перевернутый белый треугольник из пустого пространства, поскольку это именно то, что вы ожидаете увидеть. Эта иллюзия называется треугольником Канижа, по имени итальянского физиолога Гаэтано Канижа (Gaetano Kanizsa), который продемонстрировал этот эффект в 1955 году. Теперь посмотрите на рис. 1.2, который создает подобную иллюзию прямоугольника.

Рис. 1.2. Пример прямоугольника Канижа


Мозг использует стереотипы

Наш мозг использует стереотипы для того, чтобы быстро обработать информацию об окружающем мире. Каждую секунду он получает миллионы сенсорных сигналов и пытается понять смысл каждого из них. Исходя из практических соображений и опираясь на предыдущий опыт, мозг интерпретирует зрительные сигналы. Обычно этот метод работает без сбоев, но иногда случаются ошибки.

С помощью различных форм и цвета можно оказывать влияние на то, что люди видят (или думают, что видят). Рисунок 1.3 показывает, как цвет помогает переключать внимание с одного сообщения на другое.

Рис. 1.3. Цвет и формы могут влиять на то, что люди видят


Если вы хотите что-то разглядеть в темноте, не смотрите прямо на этот предмет

Глаз содержит 7 миллионов колбочек (клеток сетчатки глаза), обеспечивающих зрительное восприятие всей палитры цветов в дневное время, и 125 миллионов палочек (клеток сетчатки глаза), обеспечивающих сумеречное и ночное зрение. Колбочки находятся в области фовеа (центральное поле зрения), а палочки равномерно распределены на сетчатке. Так что если при слабом освещении вы хотите что-то разглядеть, не смотрите прямо на этот предмет.

Оптические иллюзии – причина ошибок

Оптические иллюзии являются примером того, как мозг интерпретирует то, что видят глаза. Например, на рис. 1.4 левая линия кажется длиннее, чем правая, хотя они на самом деле одинаковы. Этот эффект назван в честь Франца Мюллера-Лайера (Franz Muller-Lyer), который открыл его в 1889 году.

Рис. 1.4. Эти линии на самом деле одинаковой длины


Картинка, которую мы видим плоская, а не объемная

Световые лучи попадают в глаз через роговицу и хрусталик. Хрусталик (являющийся линзой) фокусирует изображение на сетчатке. На сетчатке получается всегда двумерная картинка, даже если наблюдаемый объект трехмерный. Это изображение посылается в зрительную зону коры головного мозга, где и происходит распознавание образов, например: «О, я знаю, что это такое – это дверь». Именно в коре головного мозга двумерное изображение преобразовывается в трехмерное.

Зрительная зона коры головного мозга собирает всю информацию воедино

Согласно Джону Медина (John Medina, 2009), лучи света проходят через зрачок, хрусталик и стекловидное тело, попадают точно на сетчатку и образуют на ней четкие изображения предметов. Чувствительные к свету клетки глаза преобразуют свет в электрические сигналы и в виде отдельных треков посылают эти сигналы к особо чутким нервным окончаниям. Одни треки содержат информацию о тенях, другие – информацию о движении и т. д. Двенадцать таких треков отправляются затем в зрительную зону коры головного мозга. Различные участки коры реагируют на эту информацию и обрабатывают ее. Например, одна область реагирует только на линии под углом 40°, другая – на цвет, третья – на движение, а четвертая – на границы. В конечном итоге все эти данные укладываются в два трека: один определяет движение (движется ли объект?), а другой – местоположение (как расположен объект по отношению ко мне?).

Выводы

Возможно, люди не замечают на вашей веб-странице того, что вы так тщательно и долго размещали на ней в надежде удивить мир? Человеческое восприятие зависит от уровня подготовки, знаний, степени знакомства с тем материалом, на который смотрит человек, и ментальных моделей человека.

Ваши предположения о том, что люди видят на веб-странице, возможно, совсем не соответствует тому, что они действительно видят.

Вы можете убедить людей видеть вещи определенным образом.

2. Периферическое зрение используется больше, чем центральное, для того чтобы постичь суть увиденного

У нас есть два вида зрения: центральное и периферическое. Центральное зрение используется, чтобы различать детали. Периферическое зрение охватывает все остальное видимое поле – области, которые мы видим, но не смотрим на них прямо. Периферическое зрение дает возможность видеть вещи под тем углом, который непривычен глазу, а новые исследования Канзасского государственного университета показали, что оно играет более важную роль в понимании окружающего мира, чем принято было считать. Оказывается, мы получаем информацию об окружающем мире от нашего периферического зрения.

Почему мигание изображения так раздражает

Периферическое зрение человека независимо от нашего желания фиксирует движение. Например, если вы читаете текст, а на экране присутствует анимация или постоянное изменение яркости и цвета по краям экрана, вы не сможете не обращать на это внимание. Если вам необходимо сосредоточиться на тексте, подобные ухищрения веб-дизайнеров могут достаточно сильно раздражать. Это работает периферическое зрение! Именно поэтому рекламщики используют изменение яркости и цвета в объявлениях, расположенных на краях веб-страниц. Это раздражает, но привлекает внимание.

Адам Ларсон и Лестер Лощки (Adam Larson, Lester Loschky, 2009) показывали зрителям обыкновенные картинки, например фотографии кухни или гостиной. На некоторых изображениях была вырезана внешняя часть, а на других – центральная. Картинки демонстрировались очень короткое время и через специальный серый фильтр, чтобы их трудно было разглядеть (см. рис. 2.1–2.2). Затем участникам исследования предлагалось рассказать, что же они видели.

Понравилась статья? Поделитесь ей