Контакты

Что делали в древности вином. Вино в древние времена. Погреба Скоруса и ритуалы

Вино старо как мир. Вместе с самой цивилизацией оно пришло к нам с Востока, о чем свидетельствуют таблички, папирусы и свитки, найденные в египетских гробницах. То человечество, к которому мы себя причисляем, трудясь, враждуя и любя, не обходилось без поддержки этого живительного напитка.

Делать какие-либо заключения о вине в эпоху фараонов по многочисленным работам художников и скульпторов мы не можем — слишком удалено от нас это время. Наша эра вина, истоки которой пока еще различимы, начинается с финикийцев, обосновавшихся на берегах

Средиземного моря примерно в 1100 г. до РХ, и греков, поселившихся тут лет 350 спустя. Впоследствии эти земли — Италия, Франция и Испания — стали подлинным домом вина (хотя этруски уже между VIII и IV в. до РХ культивировали виноград). Греки называли Италию «землей, увешанной лозами» — так же, как викинги, побывав в 1000 г. после РХ в Америке, за обилие местного винограда дали ей имя Винландия. В Северной Африке, южной Испании, Провансе, Сицилии, материковой Италии и на берегах Черного моря первые виноградники появились во времена греческой и финикийской цивилизаций.

Вина самой Греции — не бог весть что с точки

Зрения времен более поздних — восхвалялись поэтами, оставившими о них множество свидетельств. В Афинах существовала даже широко распространенная послепиршественная игра kottabos, в ходе которой игроки выплескивали из своих чаш остатки вина, стараясь попасть в уравновешенный на подпорке сосуд. Изысканных юношей обучали тонкостям этой игры. Однако такое обращение с вином, как и сведения о том, что его почти неизменно пили из того, что мы назвали бы «винной чашей», приправляя травами, пряностями, медом и разводя водой (временами даже морской), позволяют усомниться в его достоинствах. Несомненно лишь одно — различные эгейские вина, в частности из Хиоса, ценились выше прочих, и спрос на них оставался неизменным. Узнать же, понравились ли бы нам эти вина сегодня, невозможно.

Греки занимались промышленным выращиванием винограда в южной Италии, этруски — в Тоскане и севернее нее, за ними пришли римляне. О вине и виноделии Древнего Рима было написано так много, что можно набросать примерную карту распространения вин в ранней Римской империи. Величайшие из писателей, даже сам Вергилий, сочиняли наставления для виноделов. Одна из сентенций Вергилия — «Лоза любит открытый холм», — вероятно, лучший совет, какой можно дать европейскому виноделу.

Другие авторы были более расчетливыми и рассуждали о том, сколько может сделал раб при минимуме еды и сна, не снижая эффективности труда. Римляне занимались виноделием в крупных масштабах. Оно распространилось по всей империи, так что со временем Рим начал ввозить амфоры из колоний в Испании, Северной Африке — со всего Средиземноморья. Поскольку Помпея была курортом и важным пунктом транзитной торговли вином, превосходно сохранившиеся руины этого города дают нам множество детальных свидетельств.

Насколько хороши были римские вина? Некоторые из них, по-видимому, хранились необычайно долго, что предполагает тщательность изготовления. Для концентрации сусла нередко использовали нагрев, а само вино держали над очагом, подвергая воздействию дыма, — видимо, для придания ему качеств теперешней мадеры.

Римские вина лучших урожаев становились предметом всеобщего обсуждения, а употребляли их куда дольше, чем мы можем себе представить. Знаменитое «Опимийское», урожая того самого года, в который Опимий стал консулом, — 121-й до РХ-пили, когда вину было 125 лет.

У римлян было все необходимое для выдержки вина, хоть они и не использовали те же материалы, что мы. Стекло, к примеру, для хранения вина не применялось. Деревянные бочки были в ходу только в Галлии (включавшей и часть Германии). Подобно грекам, римляне пользовались глиняными амфорами, вмещавшими около 35 л. 2000 лет назад итальянцы, вероятно, пили то же вино, что пьют их нынешние потомки: молодое, резкое, иногда более резкое и горьковатое, иногда более сильное и крепкое, в зависимости от урожая. Даже изобретенный римлянами метод выращивания лозы на деревьях — ее фестоны стали частью фризов классических зданий, — и поныне применяется, хоть и в меньшей мере, на юге Италии и в северной Португалии.

Греки завезли виноград на север, в южную Галлию. Римляне акклиматизировали его, и ко времени, когда в V в. после РХ они покинули места, ставшие ныне Францией, были заложены основы почти всех наиболее известных сейчас виноградников современной Европы. Начав с Прованса, в котором уже несколько столетий существовали посаженные греками виноградники, римляне двинулись в долину Роны и Лангедок (Нарбонн). Даже сегодня, в XXI в, у нас нет достоверных свидетельств о начале виноградарства в Бордо. Самое раннее упоминание содержится в относящихся к IV в. до РХ сочинениях Авзония (поэт жил в Сент-Эмильоне, возможно даже в Chateau Ausone, но, скорее всего, виноград в этих краях выращивали задолго до него).

Похоже, древнеегипетские боги пили вино с не меньшим удовольствием, чем люди. Фараон Тутмос III из 18-й династии (1479-1425 гг. до РХ) предлагает наполненные вином сосуды богу Нуна.

Раннее распространение виноградной лозы. Начав свой путь с Кавказа или Месопотамии 1 в 6000 г. (возможно) до РХ, она пришла в Египет и Финикию 2 около 3000 г. до РХ. К 2000 г. до РХ лоза попала в Грецию 3, а около 1000 г. до РХ уже произрастала в Италии, Сицилии и Северной Африке 4. В последующие 500 лет она достигла, по меньшей мере, Испании, Португалии и юга Франции 5, а возможно, и южной России. И, наконец (см. карту на следующей странице), распространилась с помощью римлян до северной Европы 6, попав даже в Британию.

Вина, которые пили римляне: примерная карта виноделия в Италии в 100 г. после РХ. Названия современных городов набраны жирным шрифтом, названия вин — обычным.

Помпеи и Геркуланум, римские прибрежные курорты, погибшие при извержении Везувия в 79 г. после РХ, и поныне не исследованы до конца. Однако их дома (здесь показан дом Луция Кая Секунда), улицы, погреба и питейные заведения позволяют составить ясное представление о том, что и как пили римляне.

Эта карта показывает примерное распространение виноградной лозы vitis vinifera в Римской империи в 100 г. после РХ. Налицо удивительное сходство с виноградниками XXI в., хотя в Испании, Португалии и Франции их было гораздо меньше, а в Восточной Европе (и, по-видимому, в Британии) неизмеримо больше.

Раннее развитие виноградарства происходило в долинах рек и вдоль естественных путей сообщения, расчищенных римлянами от лесов изначально ради того, чтобы обезопасить себя от нападений из засад. Причина, помимо прочего, в том, что вино удобнее всего было перевозить на судах и лодках. Бордо, Бургундия, Трир на Мозеле (город, в музее которого выставлено высеченное из камня римское судно для перевозки вина), вероятно, возникли как центры торговли греческими и итальянскими винами. Позже появились собственные виноградники, постепенно вытеснившие привозную продукцию.

К I в. виноградники были уже на Луаре и Рейне, ко II в. — в Бургундии и севернее, в Париже (не лучшая из идей), в Шампани и на Мозеле. Кот д’Ор в Бургундии так и остался наименее доступным из заслуживающих упоминания районов виноградарства — здесь нет удобных водных путей. Он лежит там, где главная северная дорога (ведущая к Триру на Мозеле — на север Римской империи) огибает богатую провинцию Отён. Местные жители, усмотрев в своем положении большие коммерческие возможности, подыскали и наиболее плодородные склоны. Так был заложен фундамент винной индустрии Франции.



.

Похожие рецепты:

  1. Важное условие при выборе исходного сырья — использование зрелых свежесобранных плодов и ягод. Плоды или ягоды перебирают, удаляют загнившие, недозрелые...
  2. Хорошие натуральные вина можно приготовить из соков различных культурных и дикорастущих плодов и ягод, причем их можно использовать в любых...
  3. С тех пор, как человечество познало культуру земледелия, виноградная лоза и ее дары ассоциируются с праздниками, религиозными церемониалами и пищей....

Не могу не указать на некоторые неточности в озвученном здесь ответе коллеги, а также не озвучить некоторые необходимые дополнения. Греки и римляне пили вино разбавленным водой. Здесь стоит иметь в виду, что вино по вкусовым качествам сильно отличалось от того, что мы имеем на сегодняшний день, и мне уже доводилось отвечать на по этой теме. Еще раз отмечу: в источниках можно увидеть, что рецептура приготовления вина иногда подразумевает добавление в него самых неожиданных ингредиентов, в том числе и соли (или чего-то соленого, видимо, в качестве консерванта). Это было важно с точки зрения хранения и торговли, так как при транспортировке вино должно было хорошо сохраняться. Неслучайно при подаче на стол вино не только разбавлялось, но и часто подслащивалось (медом); часто в него добавляли специи. Так что насчет вкусовых качеств я все же поспорил бы. Питье неразбавленного вина считалось признаком дурного тона: неслучайно в приведенном коллегой стихотворении Катулл указывает на обычай пить по-скифски. В древности существовало убеждение, что таким образом вино пьют только варвары (= в т.ч. скифы). В этой связи стоит вспомнить историю о том, как спартанский царь Клеомен, якобы выучившись у скифов пить неразбавленное вино, впал в безумие, которое привело его к гибели (у Геродота: Hist., VI, 84). Эту спартанскую легенду следует понимать в контексте особого понимания вина в греческой культуре: будучи даром Диониса, вино имело магическое и обрядовое значение. Употреблять его надо было по заданным правилам. В Риме, как кажется, такого глубоко мистического характера вину не придавали, но культурная традиция все же осталась. Упоминание в римской литературе чистого, неразбавленного вина обычно носят контекстуальный характер. Так, Светоний, сообщая о пьянстве Тиберия, указывает на его юмористические прозвища, среди которых одно свидетельствует об употреблении якобы чистого вина. Что касается стихотворения Катулла, то его тоже следует воспринимать в контексте страстной и пылкой натуры самого поэта.

Об употреблении вина у греков: Лиссарраг Ф. Вино в потоке образов. Эстетика древнегреческого пира. М., Новое литературное обозрение, 2008. В свое время я писал обзор на эту книгу.

Так не пили, или пили, но с осуждением?) Вот и Сенека пишет «так и в нас, когда бродит вино, все скрытое в глубине поднимается и выносится наружу; что, нагрузившись сверх меры неразбавленным вином, люди не могут удержать в себе ни пищу, ни тайну и выкладывают все - и свое, и чужое. Хоть такое и бывает часто, но не реже и мы обсуждаем самые насущные дела с теми, за кем знаем пристрастие к выпивке».

Ответить

Мы не можем сказать уверенно: пили или не пили. Это не наши соседи, это люди, которые жили 2000 лет назад. Все, что мы имеем, это письменные источники, которые приоткрывают особенности жизни некоторых людей или групп. В них есть отдельные упоминания употребления неразбавленного вина, которые следует разъяснять по отдельности. Я лично полагаю, что употребление неразбавленного вина имело место, но крайне редко: основная тенденция была все-таки в смешивании вина с водой. Конкретные примеры именно употребления чистого вина (т.е. не в юмористическом или слишком общем смысле) привести сложно, так как само часто упоминание неразбавленного вина являлось своего рода фразеологизмом (ср. наше выражение «залить глаза» в значении напиться, которое не может трактоваться буквально).

Ответить

Прокомментировать

Процесс производства вина был непростой. И описывать его бы пришлось довольно долго, если бы не Катон. Речь идет о Марке Катоне — старшем из прославившихся Катонов: оба были известны своей честностью, неподкупностью, принципиальностью, презрением к удовольствиям и роскоши и суровостью. Старший говорил «Карфаген должен быть разрушен!»; младший (правнук Марка) — боролся с Цезарем и покончил жизнь самоубийством, разрезав себе живот и вытащив из него собственными руками внутренности.

Оба Катона были прижимисты и практичны и достигли немалого успеха в бизнесе и менеджменте; Катон-младший был не намного беднее Красса или Лукулла — и даже Помпей Великий не считал зазорным породнится с домом Катонов. Основу семейному благосостоянию положил Марк Катон в семейном имении неподалеку от Рима — «в земле сабинян». И об эффективном управлении имением он написал книгу. «О сельском хозяйстве» — один из самых древних сохранившихся образцов бизнес-литературы.

Для того, чтобы вы лучше познакомились с автором — приведу пару выдержек из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха :

«Усердно хлопоча о приумножении своего имущества, он пришел к мысли, что земледелие — скорее приятное времяпрепровождение, нежели источник дохода, и потому стал помещать деньги надежно и основательно: он приобретал водоемы, горячие источники, участки пригодные для устройства валяльной мастерской, плодородные земли с пастбищами и лесами (ни те, ни другие не требуют забот), и все это приносило ему много денег, меж тем как, по словам самого Катона, даже Юпитер не в силах был причинить ущерб его собственности. Занимался он и ростовщичеством, и вдобавок самым гнусным его видом: ссудой денег под заморскую торговлю. Вот как он это делал. Он основывал сообщество и приглашал получивших ссуду вступить в него. Когда их набиралось пятьдесят человек и столько же судов, Катон через посредство вольноотпущенника Квинктиона (который вел все дела совместно с должниками и вместе с ними пускался в плавание), брал себе одну долю из пятидесяти. Так, рискуя лишь незначительною частью целого, он получал огромные барыши. Он ссужал в долг и собственным рабам; те покупали мальчиков, а потом, через год, как следует выучив и вымуштровав их на средства Катона, продавали. Многих оставлял себе Катон — за ту цену, которую мог бы дать самый щедрый покупатель. Стараясь и сыну внушить интерес к подобным занятиям, он говорил, что не мужчине, но лишь слабой вдове приличествует уменьшать свое состояние. Еще резче высказался он, не поколебавшись назвать божественным и достойным восхищения мужем всякого, чьи счета после его смерти покажут, что за свою жизнь он приобрел больше, чем получил в наследство»

«Он был прекрасным отцом, хорошим супругом, рачительным хозяином и никогда не считал заботы о доме маловажными или незначительными. А потому, мне кажется, будет не лишним рассказать и об этом. Он взял жену скорее хорошего рода, чем богатую, полагая, правда, что и родовитости и богатству одинаково свойственны достоинство и некоторая гордыня, но надеясь, что женщина знатного происхождения, страшась всего низкого и позорного, окажется особенно чуткой к добрым правилам, которые внушает ей муж. Тот, кто бьет жену или ребенка, говорил он, поднимает руку на самую высокую святыню. Он считал более почетной славу хорошего мужа, чем великого сенатора, и в Сократе, знаменитом мудреце древности, его восхищало лишь то, как неизменно снисходителен и ласков был он со своей сварливой женой и тупыми детьми»

Но хватит, наверное, о Катоне — я обещал о древнеримском вине. Благодаря уже упомянутой «De agri cultura» мне даже стараться не надо — Катон описал все точно и подробно. Итак, занявшись своим имением:

«Заметь, на каком участке следует разводить виноградник. На месте, которое будет считаться лучшим для виноградной лозы и будет залито солнцем, там посади мелкий аминейский виноград, двойной евгенейский и мелкий желтоватый. Какое место будет жирнее или где будет больше тумана, там сажай крупный аминейский, мургентинский, апициев и луканский. Остальные сорта, особенно же «смесь» (miscella), подойдут к любому участку. В подгородном имении лучше всего иметь сад с виноградными лозами, вьющимися по деревьям. Можно продавать и дрова и ветви, и хозяину будет чем попользоваться. В таком имении следует сажать все, что для него подходит: разные сорта винограда - мелкий аминейский, крупный и апициев. Виноград сохраняется в горшках в виноградных отжимках; хорошо также сохраняется он в виноградном соку, сиропе и в вине из выжимок, смешанном с водой. Твердокорый и крупный аминейский виноград ты можешь подвесить; он хорошо сохраняется в качестве изюма в кузнице»

«Каким образом надлежит оборудовать 100 югеров (около 29 гектаров) виноградника. Нужны: вилик (управляющий), вилика, 10 работников, 1 пахарь, 1 погонщик ослов, 1 человек, который смотрит за ивняком, 1 свинопас - итого 16 человек, пара волов, пара ослов, которые ходят в упряжке, 1 осел для мельницы, 3 вполне оборудованных пресса, кувшины, куда могут вместиться пять виноградных сборов-на 300 мехов, 20 кувшинов, куда складывают виноградные выжимки; 20 для зерна, отдельные покрышки для каждого кувшина; 6 посудин, оплетенных ковылем (spartum). 4 амфоры, оплетенных ковылем, 2 воронки, 3 плетеных фильтра, 2 фильтра, чтобы снимать плесень, 10 кувшинов для виноградного сока, 2 телеги, 2 плуга, 1 ярмо для повозки, 1 ярмо для работы в винограднике, 1 ярмо для ослов, 1 круглое медное блюдо, 1 мельничный привод, 1 медный котел вместимостью в мех, 1 крышка для котла, 3 железных крюка, 1 медный котел для варки вина, вместимостью в мех, 2 кувшина для воды, 1 лейка, 1 таз, 1 кувшин, 1 помойное ведро, 1 ведро для воды, 1 маленький подносик, 1 черпак, 1 подставка для лампы, 1 ночной горшок, 4 кровати, 1 скамейка, 2 стола, 1 стол, на котором месят тесто, 1 платяной сундук, 1 ларь для съестных припасов 6 длинных скамеек, 1 водяное колесо, 1 модий (емкость, объемом около 9 л.), обтянутый железом, 1 полумодий, 1 чан для мытья, 1 ванна, 1 чан для люпина, 10 кувшинов меньшего размера; сбруя с набором для 2 волов, 3 попоны для ослов с набором, 3 вьюка, 3 корзинки для винной гущи, 3 мельницы, на которых работают ослы, 1 ручная мельница; железные орудия: 5 серпов для ситника, 6 ножей для обрезки листвы с лесных деревьев, 3 садовых, 5 топоров, 4 клина, 2 лемеха, 10 тяжелых лопат, 6 легких, 4 совкообразных заступа, 2 четырехзубых грабель, 4 плетенки для навоза, 1 кузов из ситника для навоза, 40 ножиков для срезывания винограда, 2 жаровни, 2 щипцов, 1 кочерга; 20 америйских корзинок, 40 плетенок, употребляемых при пересадке, или 40 корыт, 40 деревянных лопат, 2 больших корыта, 4 матраца, 4 подстилки, 6 подушек, 6 покрывал, 3 полотенца, 6 лоскутных одеял для рабов»

Обзавевшись таким немудреным хозяйством, можно приступать к производству вина. Вот как делали вино в Древнем Риме:

«Смотри, чтобы к съемке винограда все нужное было готово. Мыть прессы, чинить корзинки, осмаливать кувшины следует в дождливую погоду. Следует приготовить и починить корзинки, намолоть полбы, закупить соленой рыбы, посолить опавшие оливки. Собери гроздья miscella, когда придет время, и сделай «раннее вино», которое будут пить работники. Виноградный сок, выжатый за день, равномерно дели по кувшинам и соблюдай чистоту. Если понадобится, влей в виноградный сок густого виноградного сиропу, сваренного из сока, натекшего из гроздьев раньше, чем их положили под пресс; подбавь на мех 1/40 часть этого сиропа или 1 1/2 фунта соли. Если будешь класть толченый мрамор, положи на мех 1 фунт; положи его в посудину, смешай с виноградным соком; слей это в кувшин. Если будешь класть смолу, то на мех виноградного сока возьми 3 фунта ее и хорошенько измельчи; положи их в корзиночку и оставь ее висеть в кувшине с виноградным соком; часто встряхивай, чтобы смола распустилась. Когда вольешь сиропу или положишь мрамору или смолы, в течение 20 дней часто перемешивай вино; виноград дави ежедневно. Виноградный сок, полученный из выжимок, раздели между предназначенными для него кувшинами и равномерно подливай его.
Греческое вино надлежит делать таким образом. Собери совершенно зрелых гроздьев апициева винограда. Когда ты отберешь их, влей 2 квадрантала раньше приготовленной морской воды на один
мех виноградного соку, выжатого из них, или положи модий чистой соли, подвесь ее в корзиночке и оставь расходиться в соку. Если хочешь сделать белое вино, налей половину вина из желтого винограда, а половину из апициева; подбавь 1/30 часть старого виноградного сиропу. Какое бы вино ты ни уваривал до густоты сиропа, подбавляй 1/30 часть сиропу»

Приготовив достаточное количество вина, можно винограду и поесть. А уж потом — и о рабах подумать:

«Когда виноград созреет и будет собран, распорядись сохранить его, в первую очередь, для семьи и домочадцев и распорядись снимать его совершенно зрелым и сухим, чтобы он не потерял своей славы. Свежие виноградные выжимки ежедневно просеивай через кровать, сплетенную из ремней, или через решето, для этого приготовленное. Набей выжимками осмоленные кувшины или осмоленный чан для вина. Хорошенько накажи его замазать, чтобы давать волам зимой. Если хочешь, слегка перемой их. Получится плохое вино, которое будут пить рабы.
По окончании съемки винограда прикажи спрятать по своим местам прессы, корзинки, плетенки, веревки, подпорки, затяжки. Кувшины с вином заставь обтирать дважды в день и распорядись
иметь по отдельному венику на каждый кувшин, чтобы протирать им края кувшинов. Когда после съемки пройдет тридцать дней и кувшины будут хорошо очищены от виноградной шелухи, замазывай их. Если ты хочешь слить вино с отстоя, то сейчас для этого самое лучшее время»

Вот такое вот вино употребляли римские патриции. Интересно было бы попробовать.

В период сосуществования на территориях Италии двух культур - греческой и этруской, они не смешивались. Существовала невидимая граница между ними из-за глубоких различий в традициях, верованиях и, даже погребениях. У греков - погребение в землю, у этрусков - кремация. Среди различий также методы возделывания винограда и использование вина в ритуалах.

Распространение лозы, опирающейся на деревья, совпадает с территориями распространения этрусков не только в северной Италии, но и в Кампанье. В районе Аверса в Кампанье с начала периода этруской цивилизации до наших дней используют «лозу на дереве» как метод выращивания виноградной лозы. Лоза, подвязанная к тополям характеризует пейзажи, в то время как в районе Неаполя совсем другие поля винограда, без деревьев, низкие лозы. В провинции Вероны ещё в XIX веке использовали деревья, разделяющие поля с овощами, на которых подвязывали лозы винограда.

Даже в словаре этих было слова атальсон, что значило «связанный с деревом». Этруски в районе центральной Италии с VIII века до н.э. предпочитали вино претто, то есть натуральное. А вот римляне пили вино, как греки - разбавленное водой, со специями или с травяными отварами . Термин Мульсум означал у римлян вино смешанное с мёдом. Его приносили в начале банкетов и ужинов вместе с закусками, так что мульсум - вино аперитив. Лучший мульсум получался из лозы на деревьях, когда виноград собирали в засушливые дни и ягоды не до конца раздавливали. К трём частям вина добавляли одну часть мёда и в течении месяца вино зрело в закрытых амфорах. Затем его фильтровали и снова оставляли дозревать. Мульсум - не только вино у римлян, но и лекарство для лечения желудка, в этом случае мульсум пили разогретым.

По примеру греков, в вино добавляли и «ароматизаторы», например, смолу сосны-пинии. Тогда получали вино пикатум - пикантное вино. Про полезные свойства такого вина писал Плиний в 23 книге своей Истории природы .

Такое вино (со смолой пинии) приобретает новые свойста - согревает, помогает пищеварению и очищает организм от токсинов. Хорошо помогает при болях в груди, в животе и маточных болях (если они не сопровождаются температурой), улучшает настроение, помогает при язве, переломах и растяжениях, кашле и астме путем прикладывания смоченной в вине шерсти. Лучше всего вино пикьято из района Ельвии, но все согласны, что если его выпить много, то оно ударяет в голову.

В о времена основания Рима в VIII — VII веках до н.э. вино предназначалось для избранных привилегированных слоёв общества, а также использовалось для ритуальных обрядов и жертвоприношений в храмах, как это уже сложилось ранее у шумеров, египтян, этрусков и греков.

Долгие времена символы, связанные с вином и виноделием, оставались религиозной символикой и символами власти. Например, ковш для черпания вина после фильтрации назывался симпулум , и его изображали на Рима.

На ден а рии эпохи Веспасиана 1 века н.э. изображены символические предметы, среди них симпулум, который использовали жрецы во время жертвоприношений. Изображения кувшина для вина на монете говорит о том, что император признаёт и почитает жрецов.

Реверс монеты Денарий Веспасиана, слева — симпулум

Часто такие символы на монетах указывали на должности Императора. Они часто были главными жрецами Помтифекс Максимус. По легенде тот же Веспасиан был ещё и Авгуром - предсказателем будущего, то есть передавал волю богов народу.

С расширением территорий Римской Империей на новые земли в колонии распространяли и культуру виноделия. Таким образом, увеличение производства вина расширяло возможности торговли и товарообмена с населением приграничных территорий, которые охотно покупали вино у римлян.

С юга и центральной части полуострова виноградники распространили в Паданской равнине - производили красное вино Ретико , за которым императоры из Рима присылали повозки. В Пьемонте делали вино из чёрного винограда, подходящего к холодному климату, соответствующего современному сорту винограда Неббиоло. Эти лозы перевезли и в Бургундию, из них произошел современный сорт Пино.

Римляне были прекрасными виноделами и знали основные приёмы современного виноделия. Историки тех далёких времён оставили нам перечень сортов винограда и свойств вина, которые из них производили. Древние труды Плиния и Колумеллы были основой виноделия вплоть до XVIII века.

Как делали вино римляне?

Римский пресс, реконструкция

Они собирали зрелые гроздья винограда, срезая их ножом серповидной формы. В корзинах виноград переносили в погреб, где его сортировали. Незрелые и раздавленные кисти предназначались для «вина рабов» . К ним добавляли воду после выжимки, по сведениям Катона. Из такого разбавленного сока получалось вино низкого качества, плохо перебродившее. Только такое вино давали рабам. Им предназначалась порция на день - три четверти литра в день. На каждого раба в год с среднем получалось 260 литров . Также их поили водой с уксусом, она называлась поска.

Давили виноград в низких каменных ваннах, чтобы слой его был равномерным. При помощи решеток из ивовых прутьев сок фильтровали и разливали в сосуды - долии для ферментации.

Долия - широкий керамический сосуд, вмещал он 600-1000 литров вина . Так получалось игристое молодое мутное вино, которое осветляли взбитым яичным белком или козьим молоком. Греки, в отличии от римлян, применяли для осветления мрамор или куски глины.

Перебродившее вино разливали в другие сосуды для созревания, меньшие размером долии 180-300 литров или с обеих сторон для перевозки.

У них были заостренные конусы на дне, чтобы вкапывать из в землю в подвалах, где они хранились или в песок в трюме корабля при перевозках. До III века н.э. амфоры для морских перевозок вина были 20 литровыми. Их герметично закупоривали пробками, заливали смолой пинии, которая благоприятствовала созреванию вина.

На амфорах ставили клеймо - этикетку с названием места, где сделали вино, именами винодела и консула, который правил в этом году.

Амфора, запечатанная во 2 веке, Верона,

Так покупатели защищались от поддельного вина, но всё равно случаев фальсификации было немало. Например, в республиканскую эпоху славились вина из области Кос, и их имитировали на территориях Италии. Катон с своём труде о сельском хозяйсте De agricultura писал. Что виноград замачивают в морской воде, и вино, произведенное из такого винограда похоже на вино Кос. Даже амфоры имитировали, чтобы было впечатление иностранного вина.

С 1 века н.э. для перевозки вина начали использовать и бочки, их удобнее разгружать. Специальные корабли для перевозок вина назывались Naves Vinariae - Винные корабли. Они были небольшие и быстроходные, крепкие и устоичивые в случае ураганов винные корабли перевозили до 300 амфор с вином.

Когда открывали амфору или долия с созревшим вином, надо было определить его качество. У римлян были дегустаторы , которые пробовали вина, определяя их достоинства. Конечно. Их пробовали и перед банкетами знати, чтобы избежать отравления.

Банкет у римлян

В эпоху Августа любили вино сладкое и крепкое. Вино старили на воздухе. Возраст вина имел значение и у римлян, и у греков. Старое вино было признаком отличного вина. В Сатириконе Петроний описывает банкет в доме богатого вольноотпущенника Тримальчона:

«Принесли амфоры с вином, аккуратно закупоренные. На горловинах были этикетки - Фалерно Опимьяно, сто лет. Пока все гости читали, Тримальчок хлопнул в ладоши и закричал - О, боги… Вино живёт дольше человека. Выпьем же его быстрее. Вино - это жизнь.»

С методами производства вина в Римской Империи только крепкие вина могли сохраняться более года. До 1 века до н.э. вино созревало натурально, затем стали придумывать методы искусственного ускорения созревания. Например, амфоры помещали в теплые подогреваемы помещения, что не только ускоряло ферментацию, делало вино стабильным, но и предохраняло от закисания и образования винного уксуса. Проходил процесс своеобразной пастеризации вина.

Римляне производили и вид шампанского , которое называли Aigleucos. Оно было шипучим и сладким, для его созревания амфоры опускали на дно глубоких колодцев с холодной водой.

В Римской Империи производили красное вино vinum atrum и белое вино vinum candidum. Вино было крепким и пили его разбавленным водой, один к трём, а зимой и снегом. Так из вина крепос т ью 15/16 градусов получалось вино 5/6 градусов.

Самые важные и элитные виноградники были в Кампанье в те далёкие времена. Народы, которые жили здесь издавна возделывали виноградники, подрезая лозу на шпалерах. Такую технику редко применяли римляне. По традиции живший до основания Рима легендарный царь Сабино был прозван Потаторе дей вити или vitis Sator, то есть Обрезающий лозу . Виргилий в VII книге поэмы Энеид а описывает Сабино с ножом для обрезки виноградной лозы в руках - эмблемой избранности и элиты тех времён.

После сбора урожая, виноград давили ногами, мозаика в Помпей 1 век

Цены на вино, сколько пили римляне?

С расширением Римской Империи распространялось на новые территории и виноделие. В конце III века н.э. при императоре Аурелиане в Риме сосредоточилось так много вина, что он раздавал его бесплатно.

Цена на вино зависела от качества, от 30 денариев за поллитра за ценные вина до 16 денариев за вина среднего качества. Низкокачественнные вина стоили 8 денариев за 0,54 литра- мера вина 1 сестиарий . Среднее потребление вина гражданами Империи 140-180 литров в год на человека.

Для сравнения цен в конце 1 века н.э. (1 денарий — 4 сестерция) Годовое жалование легионера — 1200 сестерциев, молодая рабыня Фортуната продана за 600 денариев (2400 сестерция), на аукционе в Помпеях продан раб за 6252 сестерция, вход в общественные термы — 1/16 сестерция, состояние генерала Красса — 200 млн сестерциев, стоимость большого имения — 3 млн сестерциев, состояние писателя Плиния Младшего — 20 млн сестерциев. Складывается впечатление, что хорошее вино стоило дорого в Римской Империи.

Наверное, никакой иной напиток в истории человечества не вызывал столько обсуждений и споров. Многие местности и народы и до сих пор борются за первенство и утверждают, что именно они придумали употреблять забродивший виноградный сок, а те, которые не претендуют на чемпионство, считают: только они, к примеру, могут изготовлять настоящий напиток по всем правилам! История вина насчитывает не одно тысячелетие. Ученые-археологи и энологи (исследователи, изучающие вино), кстати, до сих пор не могут дать однозначных ответов на традиционные вопросы: «Кто, где, когда?» Но, согласно последним данным, 10 000 лет тому люди уже знали, что такое культурный виноград (или Vitis Vinifera). И уже в те времена с удовольствием ели ягоды и пили сок из него. При раскопках ученые добыли черепки глиняных амфор предположительно с остатками вина, а первая документальная история вина - рисунки и тексты-свидетельства о напитке - датируется 4-м тысячелетием до новой эры.

Конечно, довольно трудно сказать наверняка, когда люди массово стали потреблять забродивший сок. Что же понимать под термином "вино"? Это - напиток с низким/средним процентом содержания алкоголя, что изготовлен спиртовым брожением сока) или же мезги. По современным историческим данным, виноградарство и винокурни культивировались еще в самой глубокой древности, на заре человечества. К примеру, в Сирии и Закавказье, Месопотамии и Египетском царстве лоза появилась до 7 000 лет тому. Известными стали уже тогда разные методы фильтрации и приготовления. А подтверждением фактам служат археологические находки: древнеегипетские барельефы, клинописные тексты, месопотамская резьба, а также некоторые другие источники. Уже тогда люди умели готовить и пить вино.

Египетская предыстория

Египет стал одной из первых стран Средиземноморья, где люди начали культивирование сортов винограда. Тут вино изготовляли в небольших количествах, а использовался божественный напиток главным образом в религиозных целях, для праздников и обрядов. Заметим, что пить вино было дозволено лишь ограниченному кругу знати и жрецов.

Древние греки

Примерно 3 000 лет тому в Греции винная культура уже утвердилась. История вина здесь началась Крита и Кипра, Самоса и Лесбоса - напиток из этих местностей был наиболее ценен. Греции находилась в оптимальных условиях климата, и поэтому греческие лозы по определению могли считаться одними из самых лучших, чтобы осуществлять виноделие. История уже в то время упоминала о более чем 100 разновидностях напитка из 150 сортов лозы.

Особенности тогдашнего производства

С целью сбраживания попадало в погреб в довольно вместительных сосудах, которые были окурены серой (процесс длился до полугода, а иногда и более). Вина сладкие получали подавлением брожения, хранением впоследствии в холоде. Частенько вино настаивали на изюме. Эти напитки бродили весьма медленно, только спустя пять лет игры вина разливались по амфорам, снабжались ярлыками: там указывалась местность производства, годы урожая, наличия добавки, цвет. Наиболее долгое время выдерживалось наилучших сортов вино. Подвал для брожения также был оборудован соответствующим образом.

Дионис и его роль

Согласно греческой мифологии, данным искусством владел Дионис, бог, которого тогда называли мастером винных дел. В мифологии античности одним из имен бога было Вакх (в латинском варианте - Бахус), и ему приписывался весьма веселый нрав. А в Древнем Риме ему предстояло уже управлять распитием забродившего сока. Бахусу (Вакху) посвящались вакханалии (особые празднества). А обязанности данного бога на земле исполняли тамады и виночерпии.

Греческая легенда

С самой древности глубокой человечество занималось виноградарством. По одной из греческих легенд, виноградную лозу нашел пастух Эстафилос. Говорится, что он отправился, чтоб отыскать пропавшую овцу. Впоследствии ему удалось увидать, что та питалась виноградными листьями. Эстафилос решил собрать с лоз несколько никому не известных в те времена плодов, чтоб отнести ягоды Ойносу, своему хозяину. Ойнос выжал сок из гроздьев. И заметил, что со временем напиток стал еще более ароматным: так получилось вино. История его изготовления вообще, надо заметить, весьма разнообразна.

Добавочные ингредиенты

Согласно греков, в него добавляли: соль и золу, гипс и белую глину, масло из олив и кедровые орешки, толченый миндаль и семя укропа, мяту и тимьян, корицу и мед. Ингредиенты, что применяли в древнегреческом исполнении, сегодня проверены временем: в наши дни продолжается их использование, чтобы произвести вино. Качество его порой от них зависит напрямую.

Вина в Древней Греции, согласно исследованиям, обладали повышенным содержанием спиртов, сахаристостью, экстрактивностью. К примеру, напиток, получаемый из винограда, но с добавками уваренного сока лозы или же меда, получался весьма густым. И обычай разведения водой вина возникает не только из желаний уменьшить его хмельное воздействие, но и из-за слишком большой концентрации такого напитка, как вино, история которого уходит в глубокую древность.

Погреба Скоруса и ритуалы

Это были наиболее знаменитые погреба античных времен. Здесь содержалось более 300 000 амфор, что были заполняемы известными тогдашними винами, а их насчитывалось около 200 видов. Древние греки, как и римляне, всегда отдавали предпочтение красному темному вину. Подавалось оно обычно дважды в сутки (как минимум): на ужин и на завтрак. Питье данного напитка сопровождали ритуалы. Поначалу все выпивали вина не разбавляя их, в честь бога Диониса, а после проливали несколько капель на землю, в знак посвящения напитка любимейшему божеству. Затем подавались кратеры - чаши не слишком больших размеров, обладающие двумя ручками. В данной посуде смешивалось вино и холодная вода из родника (в различных пропорциях). Распитие сопровождалось беседой, а гости слушали музыку со стихами, наслаждаясь представлением танцовщиц. По существующим тогда правилам необходимо было пить за здоровье всех присутствующих, воздавать благодарение божествам (другим, кроме Диониса), поминать отсутствующих на пиру. Иногда даже устраивались и соревнования: кто больше выпьет. Пили красную хмельную жидкость в основном представители сильного пола. А женщины вообще крайне редко допускались к столу.

Римская история

История вина с успехом продолжалась и в Древнем Риме. Основные технологии производства и выращивания лоз для напитка римляне, конечно же, заимствовали у греков. В те времена еще больше возросло массовое изготовление, и в императорскую эпоху уже во всех провинциях империи широко распространилось виноделие. В этот период наиболее ценились хиосские вина (с острова Хиос в Эгейском море) и фалернские из Италии (Фалерно).

Римскими умельцами была в значительной мере усовершенствован технологический процесс винокурен, была разработана техника выдержки/брожения вина на солнечном свете, происходила более длительная выдержка изделий в амфорной посуде. К примеру, в трудах Горация встречаются даже упоминания о 60-летнем напитке, в свидетельствах Плиния Старшего говорится о вине 2-вековой выдержки. Верится легко, так как и нынешние крепкие вина (хереса, сотерн) при выдержке в 100 лет лишь могут улучшаться. Римские граждане употребляли вина ароматизированные, а также применяли их и в кулинарии.

Древний экспорт вин

В древнеримскую эпоху торговля хмельными напитками была привилегией Италии. Так было до тех пор, пока Проб не разрешил неограниченные поставки вина и разведение лозы. Экспортное итальянское проникло во все уголки мира, достигая даже, к примеру, Индии, Скандинавии, славянских территорий. Кельты, кстати, в те годы могли продать раба за одну амфору качественного вина. А еще выше оценивались рабы-виноградари, умеющие изготавливать хмельное, и котировались они намного лучше рабов другой профессии.

Вино (виноделие, как уже упоминалось, достигло в те времена значительных масштабов) потреблялось в ту пору в довольно большом объеме на душу населения. К примеру, согласно историческим данным, каждый раб ежедневно получал не менее 600 миллилитров дешевого и легкого напитка (изготовляемого из выжимок). Распитие у господ же сопровождалось определенными ритуалами, которые были сходны с древнегреческими. А вот пить вино в Риме позволялось лишь мужчинам, достигшим 30-летнего возраста.

Галлия и прочие

Впервые виноградники вне пределов Италии стали возникать в Галлии (6-7 век до новой эры), но, по мнению исследователей, лозу поначалу разводили там исключительно для питания. Но вскоре в Галлии (1-й веке) напиток завоевывает довольно широкую популярность: его начинают производить в больших количествах. Развивалось виноделие и не только лишь у галлов. Разом с завозимыми из Рима сортами, многие европейские районы окультуривали и дикорастущий виноград. К примеру, в долинах Дуная и Рейна, Роны и других мест. В 5-м веке тонкости производства, тем или иным образом, узнали во многих местах Южной и Средней Европы.

Грубо говоря, границы зоны виноделия и производства вин - 49-й градус северной широты, линия, условно проводимая из устья Луары (Франция) к Северному Кавказу и территориям современного Крыма. Все не слишком многочисленные регионы виноградарства, что расположены севернее, добавляются к этой зоне столетними усилиями кропотливых работ по селекции. Нужно отметить, что на территории Крымского полуострова еще в антику колонисты из Греции выращивали лозу, но ее культуры позже практически полностью были уничтожены мусульманами.

Персидская история

У персов также имеется собственная легенда происхождения вина. Однажды царь Джамшид, отдохнув под сенью шатра, наблюдая обучение своих стрелков-лучников, отвлекся на ситуацию, разворачивающуюся поодаль. Птица довольно больших размеров попала в змеиную пасть. Джамшид тут же отдает приказ стрелкам: убить рептилию немедленно. Один из выстрелов сумел сразить змею, попав в голову. Когда птица вырвалась из змеиной пасти, она подлетела к правителю Персии и выронила зернышки из своего клюва. Из них и получились ветвистые кусты, что дают много плодов-ягод. Джамшиду весьма понравился сок из этих ягодок, однако когда один раз ему поднесли немного забродивший сок, он начал сердиться и приказал запрятать напиток. Шло время, и одна прекрасная наложница царя стала страдать сильнейшими болями головы, да такими, что возжелала умереть. Она обнаружила отвергнутую емкость с забродившим соком и выпила все до самого дна. Тут же рабыня пала бесчувственно, но не умерла, а заснула. А проснувшись, рабыня стала снова миловидной, здоровой, бодрой духом. Об этой новости исцеления прознал и Джамшид. И тогда он порешил провозгласить этот прокисший сок из восхитительных плодов лекарством.

Темное Средневековье

В те стародавние времена распространению вин способствовало несколько факторов: укрепление позиций христианства и активное развитие мореходства.

Причем церковники не только всемерно поощряли употребление вин в целях ритуалов, но и развивали технологии, способствуя его массовому производству и распитию. И сегодня высоко оцениваются сорта, производимые традиционно в монастырях.

А благодаря развитию мореходства страны, где производили вино, могли наладить соответствующие торговые связи и с близлежащими соседями, и с иными континентами. Распространено следующее заблуждение, что вина попали к китайцам и японцам на этих суднах, но в самом деле, эти напитки существовали там ранее, просто часто оказывались под запретом правителей.

В связи с развитым экспортом в Англии стали востребованы херес с мадерой - англичане стали пить вино, просто как воду. В Средневековье никто не слышал о чае, а подавали во время каждого приема пищи именно вино. Мир был им уже завоеван.

Роль христианства

В развитии виноделия огромную роль сыграло утверждение в Европе христианской церкви, что поощряла изготовление вина. В Средневековье виноградарство активно поддерживали многие В сутки всякому монаху полагалось 300 граммов напитка, но и при повышении данной нормы никто не наказывался. Сперва при изготовлении использовались бочки из дерева, что были придуманы галлами. И разработана известная технология: вина наливались в бочки, там выдерживались, и в них же и перевозились. Европейские технологии уже с того времени начали приобретать близкий к современному производству характер.

История вина в России

По официальным документам считается, что виноделие в России организовалось в 1613-м. Тогда в Астрахани на монастырской территории высаживаются первые саженцы лозы, привезенные купцами. Виноград отлично приживается. В том же году с повеления царя Михаила Романова закладывается «сад двора государева».

Кстати, в 1640-м в Астрахань был приглашен из-за рубежа садовник Яков по фамилии Ботман. Он обучил местных виноградарей тонкостям искусства выращивания виноградной грозди и попутно усовершенствовал системы полива: вместо чигирей использовали орошение при помощи ветряных мельниц. Год от года процесс производства налаживался, а уже в 1657-м от Астрахани к царскому столу была отправлена первая партия винных изделий.

Кстати, несмотря на тот факт, что в отдельных регионах России винокурни появились много столетий тому (территория Дагестана, местность низовий реки Дон), на Руси традиционно отдавали предпочтение медовухам, пиву, бражке. Промышленное же производство напитка началось лишь при Петре Великом - царь уважал зарубежные технологии, внедряя их по всей стране. И желал, чтобы у такого напитка, как вино, производитель был свой.

В советские времена на территориях РСФСР были созданы крупнейшие виноградарские совхозы. А в 1928-м была придумана популярнейшая марка «Советского шампанского», которая была выпущена на заводах Абрау-Дюрсо (в 1936-м - по всей советской стране).

История шампанского вина

Случались и казусы, которые стали после изюминкой. Чтобы узнать историю вин, к примеру, вина шампанского, а по-другому - лёгкого и игристого - достаточно «отмотать назад» три с половиной столетия. Как предполагается из названия, оно появляется во Франции, а главнейшим регионом по изготовлению игристого вина становится Шампань - французская провинция. Совсем уж точой датой появления на свет пузыристого вина традиционно считается 1668-й, когда Годино, аббат-каноник из описывает в церковной книжке «напиток с легкою окраской, почти белый, насыщенный газами». Спустя пару десятков лет страна уже переживала настоящий бум игристого. Шампанское во Франции входит в моду, что позволяет усовершенствовать производство и улучшить технологию.

И кстати, вполне реально, что игристое появилось волей случая. Винокурам древности также были известны характеристики некоторых вин, что, перебродив, по весне опять начинают брожение, а в емкостях образуются газы. Такие свойства традиционно считали побочным эффектом при виноделии, и не придавали этому большого значения. Наоборот, даже считали следствием не слишком качественного труда винокуров. Но во второй половине 17-го столетия ситуация изменилась. И вино, производимое во французских аббатствах, стало весьма популярным. А талантливые и изобретательные виноделы, такие как "Дом Периньон" и "Удар", создавали и совершенствовали технологии производств для игристого вина.

Понравилась статья? Поделитесь ей