Контакты

Люди без эмпатии. Что такое эмпатия и как её развивать Отсутствие эмпатии

Люди все такие разные, но, как говорится, доброе слово и кошке приятно. И те, кто умеет понять и почувствовать чужие переживания, подчас становятся настоящей отдушиной для тех, кто нуждается в таком участии. Эта способность называется эмпатией. А кто такой эмпат с точки зрения разных сфер жизнедеятельности человека?

Я чувствую твои переживания

Личные чувства и эмоции - жизни каждого человека. Способность откликаться на психоэмоциональное состояние других присуща всем людям в разной степени интенсивности. Именно так определяется эмпатия.

Для некоторых людей, увлекшихся определенными науками или знаниями, интересен ответ на вопрос: "Как понять, что ты эмпат?" Ответ на него можно получить, пройдя определенные тесты, о которых будет рассказано ниже.

Такая разная эмпатия

Если рассматривать эмпатию как сферу психологии, то можно увидеть три основных вида такого состояния, выделяемых учеными:

  • Эмоциональная эмпатия держится на способности проецировать и подражать эмоциональным реакциям других людей на происходящее.
  • Когнитивная эмпатия в своей основе имеет способность понимать ход мыслей другого человека. Ее основа - интеллектуальные процессы, такие как аналогия, сравнение, противопоставление. Такой вид полезен при ведении дискуссий, споров.
  • Предикативная эмпатия дает возможность предугадывать реакцию человека на совершающиеся события.

Подобное деление отражает эмпатию со всех сторон, но для простого обывателя неважен вопрос: как узнать эмпата? Сочувствие и сопереживание - вот чего больше всего люди ждут от друзей и близких. В этих-то двух определениях и кроется еще одна сторона эмпатии. Эти формы гораздо ближе каждому человеку, чем малопонятные многим когнитивная или предикативная. Сопереживание - переживание эмоций другого человека как результат отождествления себя с ним. Сочувствие - аспект социализации, способность чувствовать переживания другого.

Термин "эмпатия"

О различных терминах, используемых в узких областях знаний, слышали многие, но не все знают обозначение некоторых из них. Для большинства непрофессионалов характерно лишь предположение и бытовое понимание вопроса. То же самое происходит и с термином «эмпатия». Что это такое простыми словами?

Самое точное определение дал понятию Зигмунд Фрейд: "Понять психическое состояние собеседника, поставив себя на его место, одновременно сравнивая свои и чужие переживания". Здесь как раз видно существенное различие между рефлексией и эмпатией. Сопереживание и сочувствие, но не погружение в психическое эмоциональное состояние другого - основа эмпатии, в то время как рефлексия - полное растворение в переживаниях собеседника, без остатка своего Я.

Интересно, что сам термин "эмпатия" ввел немецкий философ Теодор Липпс еще в 1885 году. Затем в свои работы его калькировал родоначальник американской экспериментальной психологии Эдвард Титченер. Термин закрепился в науке психологии, став одним из определяющих способов рассказа о чувствах во многих сферах жизнедеятельности - от медицины до эзотерики.

Наука и искусство

Вникая в психологию, эзотерику, искусство, часто можно услышать такое понятие, как «эмпатия». Что это такое простыми словами? Умение ощущать, откликаться на эмоции и чувства собеседника, хотя для каждой области жизнедеятельности человека определение эмпатии будет несколько видоизменяться. Так, в психологии как в области медицинских знаний эмпатия означает понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Для психолога (врача, педагога) важно эмпатическое слушание, дающее возможность собеседнику откровенно выговориться, не скрывая своих чувств и эмоций.

Психиатрия и психология определяют эмпатию как норму, имеющую разные степени проявления у разных людей - от полного безразличия до полного погружения. Здесь проходит грань "нормального" состояния и психических патологий, требующих диагностики и лечения.

Еще одна сфера, где активно используется термин "эмпат" - эзотерика и искусство. Здесь определяется человек, который обладает способностью эмоциональной телепатии, относящейся к экстрасенсорике. Реальна ли такая способность, определить науке пока не удалось.

Уровни эмпатии

Ответ на вопрос "Кто такой эмпат?" достаточно прост, если понять, что эмпатия - способность откликаться на чувства и переживания другого человека, идентифицируя себя как личность. Для науки эмпатия делится на уровни интенсивности ее проявления:

  • низкий (первый) уровень характеризуется равнодушием к переживаниям других, это люди-отшельники, замкнутые в себе, не имеющие близких, друзей;
  • средний (второй) уровень характерен для большинства современных людей - чужие чувства и эмоции не имеют никакого значения в жизни, можно проявить сопереживание, что является основой эмпатии, но свое собственное Я для таких личностей всегда остается на первом плане; для этих людей главное - действие, а не чувства;
  • высокий (третий) уровень, достаточно редкий - люди с такой способностью к восприятию чужих чувств и эмоций часто не могут идентифицировать свое собственное состояние. Они откликаются на любую просьбу, не задумываясь о последствиях для себя.

Также отдельной группой можно выделить профессиональных эмпатов - тех, кто научился чувствовать чужие переживания и управлять ими по своим потребностям.

Как определить эмпата?

Как говорят профессиональные психологи, чем выше уровень духовно-интеллектуального развития, тем выше у человека развита способность к эмпатии. Определить черты эмпата несложно, если выделить основные моменты, характерные для такого состояния:

  • понимание чувств и состояний других на уровне интуиции;
  • способность переживать эмоции собеседника;
  • роль "другого" дается очень легко;
  • способность принимать чужую точку зрения на события без доказательств и дискуссий;
  • умение видеть все происходящее "не со своей колокольни".

Разная степень выраженности черт, характерных для эмпата, является основой разных к эмпатии у личности.

Хорошо или плохо быть эмпатом?

Способность чувствовать чужие переживания свойственна всем людям в той или иной степени интенсивности. Кто-то ярко реагирует на происходящее вокруг, кто-то закрыт в раковине своих эмоций. Каковы эмпаты в отношениях? Хорошо ли быть чувствительным и хорошо ли общаться с эмпатом? Здесь нет однозначного ответа.

Единственное, что однозначно говорят ученые, высокий уровень чувствительности к чужим эмоциям может стать причиной психических расстройств и фобий. Полное отсутствие способности к эмпатии делает человека изгоем, отшельником, неспособным находить тех, кто захочет получить хоть капельку его внимания. Так что правило золотой середины в эмпатии очень важно.

Личное тестирование

Эмпатия проявляется с самого раннего детства, абсолютное большинство малышей соотносят себя со своими близкими, в первую очередь родителями или теми, кто занимается воспитанием ребенка. Но способность к прочувствованию чужих переживаний со временем может угаснуть. Для человека, осознанно решающего для себя вопрос об эмпатии, разработано несколько проверочных методик. Популярный тест на эмпатию называется "Шкала эмоционального отклика". Состоит такая самопроверка из 25 вопросов, на каждый из которых следует дать один из 4 вариантов ответов:

  • всегда;
  • часто;
  • редко;
  • никогда.

Эта методика разработана американским психологом Альбертом Меграбяном (Albert Mehrabian) и уже полстолетия активно используется в самопознании.

Таких личностных проверок немало, и получить ответ на вопрос "эмпат ли я" тест поможет не один. Например, опросник Бойко также позволяет выявить уровень личной эмпатии, но его считают более простым - ответы "да" и "нет" на 36 вопросов, разработанных психологом, позволяют определить уровень эмпатической предрасположенности.

Несколько упражнений на развитие эмпатии

Взрослые люди осознанно ставят перед собой задачи и ищут пути их решения. Для некоторых способность к эмпатии становится тем шагом, который даст возможность лучше понимать окружающих. Для этого необходимо сначала пройти тест на эмпатию, чтобы выявить уровень собственной способности чувствовать чужие переживания, а затем заняться самообучением на развитие эмпатии. Эти несложные методики, которые разработаны психологами, позволят научиться более тонко чувствовать окружающих людей, служить им опорой для психологического комфорта, уметь предчувствовать конфликты и вовремя "гасить" их.

  1. Умение слушать и слышать собеседника позволит лучше понимать партнера в разговоре.
  2. Желание понять окружающих - о чем думают, чем занимаются в жизни, где живут.
  3. Разговоры с незнакомыми людьми в транспорте хоть и послужат признаком любопытства, но позволят научиться тоньше чувствовать других людей.
  4. Умение примерять на себя роль другого человека, находящегося в тяжелой ситуации: какие бы шаги нужно было предпринять, чтобы получить наилучшее решение задачи; можно использовать героев какого-либо психологического фильма-драмы.
  5. Самоопределение в чувствах и эмоциях - основа эмпатии золотой средины.
  6. Развитие - "произошло то-то и то-то, это вызвало во мне такие-то и такие-то чувства".

Такие самозанятия дополняются упражнениями с партнером или в группе. Детская забава "Мартышка и зеркало" - это вполне себе взрослый тренинг на развитие эмпатии. Еще одно простое, но эффективное упражнение - "Телефон": нужно мимикой и жестами рассказать о каком-то событии так, чтобы партнеры по занятию поняли, что же произошло и какие чувства это вызвало у рассказчика.

Мне это не нужно!

Способность сопереживать - одна из основных составляющих эмпатии. Но для многих людей такая чувствительность становится обузой, появляется стремление убрать острую чувствительность к чужим переживаниям из своего характера. Как это сделать? Посвящать себе больше времени, найти новое увлечение, занятие, которое сможет увлечь, занимая много времени. Но следует помнить, что полное отторжение способности сопереживать и сочувствовать станет путем одиночества, непонимания окружающими. Нужно уметь находить золотую середину - человеческого внимания и собственных переживаний.

Эзотерика и эмпатия

Искусство и эзотерика отвечают на вопрос "Кто такой эмпат?" несколько по-своему. В этих сферах эмпатом называют человека, обладающего способностью на уровне экстрасенсорики погружаться в эмоциональный фон других людей. Часто такую черту описывают в книгах и фильмах. Практикующие экстрасенсы также используют способности эмпата для работы с параллелями реальности. Наукой проводились исследования "умений" погружаться в эмоциональный мир других людей для получения какой-либо информации, но каких-то подтверждений им дано не было. Поэтому об эмпатии как части эзотерических способностей можно говорить условно.

Умение сочувствовать и сопереживать, откликаться на переживания живых существ - отличительная черта человека. Поэтому вопрос о том, кто такой эмпат, имеет очень широкий диапазон ответов, ведь каждый из людей ищет того, кто сможет его понять, ответить на чувства. А способность к эмпатии становится основой взаимоотношений.

Лишённые совести [Пугающий мир психопатов] Хаэр Роберт Д.

Отсутствие эмпатии

Отсутствие эмпатии

Многие черты психопатов: эгоцентричность, отсутствие сожаления, поверхностность эмоций, коварство - часто дополняются полным отсутствием эмпатии (неспособность представить состояние и чувства другого человека). Они не могут войти в чье-то положение. Чувства других людей психопатов не волнуют.

В какой-то степени они напоминают бездушных андроидов, персонажей научной фантастики, которым не дано испытать то, что чувствует живой человек. Один насильник (набравший высокие баллы по Контрольному перечню признаков психопатии) заметил, что ему трудно сочувствовать своим жертвам. «Они напуганы? Тогда, знаете ли, я их не понимаю. Мне тоже бывало страшно, но для меня это не было чем-то неприятным».

Психопаты относятся к окружающим как к средству удовлетворения своих желаний и потребностей. Слабые и ранимые, над которыми психопаты чаще издеваются, чем жалеют, - их любимые жертвы. «Во вселенной психопатов нет такого понятия, как просто слабый, - пишет психолог Роберт Рибер. - По их мнению, кто слаб, тот и глуп; т. е. сам напрашивается на то, чтобы его использовали».9

«О да, ему ужасно не повезло, - огрызнулся молодой заключенный, рассказывая о смерти парня, которого он зарезал во время стычки двух банд. - Даже не пытайтесь внушить мне эту чепуху. Маленький мерзавец получил то, чего заслуживал, поэтому мне его не жаль. Как видите, - он махнул в сторону следователей, - у меня теперь свои проблемы».

Чтобы выжить (как физически, так и душевно), некоторым нормальным индивидам приходится вырабатывать определенную нечувствительность по отношению к отдельным категориям людей. (Так, например, если врач будет слишком эмпатичен по отношению к своим пациентам, его вскоре переполнят эмоции и эффективность его работы снизится.) Их нечувствительность проявляется только по отношению к отдельной целевой группе. По тому же принципу солдат, мафиози и террористов тренируют - весьма эффективно, как снова и снова подтверждает жизнь, - чтобы они считали врага бездушным предметом, а не живым человеком.

Но психопаты демонстрируют общее отсутствие эмпатии. Они безразличны к правам и страданиям как близких, так и посторонних. Если они и поддерживают отношения с супругом/супругой или детьми, то только потому, что считают их своей собственностью вроде магнитофона или автомобиля. Вообще, состояние салона автомобиля беспокоит некоторых психопатов больше, чем состояние души их «любимых». Одна женщина разрешила своему любовнику поприставать к своей пятилетней дочери, потому что «он истощил меня. В тот вечер я уже была не в силах заниматься сексом». Позже она не могла понять, почему власти лишили ее родительских прав. «Она принадлежит мне. Ее жизнь - это мое дело». Все же она не слишком протестовала - лишенная на время слушания дела автомобиля, она куда настойчивее требовала компенсации за проезд в общественном транспорте.

Из-за неспособности сочувствовать некоторые психопаты совершают поступки, которые нормальным людям кажутся не только ужасными, но и непостижимыми. Они, например, могут пытать или калечить жертву с тем же чувством, с которым мы разделываем индейку на День благодарения.

Сейчас Конни пятнадцать лет, и она парит между детством и взрослой жизнью, окунаясь то в одно, то в другое состояние. Она еще девственница, но жизнь ее уже подстроена под ее расцветающую сексуальность. В один жаркий день, когда семья оставляет ее дома одну, в дом приходит незнакомец, который говорит, что уже давно следит за ней.

«Я твой любовник, дорогая, - [говорит он ей]. - Ты еще не знаешь, что это такое, но скоро узнаешь… Я знаю о тебе все… Я расскажу тебе об этом. В первый раз я всегда добрый. В первый раз. Я буду держать тебя так крепко, что у тебя не возникнет и мысли о том, чтобы уйти или на что-то надеяться, потому что ты будешь знать, что не сможешь этого сделать. Я войду в тебя и узнаю все твои секреты, и ты сдашься и полюбишь меня…» - «Я звоню в полицию…» [С] его языка сорвалось короткое проклятие, якобы адресованное не ей. Но даже оно звучало натянуто. Затем он снова попытался улыбнуться. Она следила за тем, как его губы искривились в гримасе, напоминавшей улыбку. Все его лицо, с ужасом подумала она, напоминало маску, опускающуюся до самой шеи. «Слушай, дорогая. Мы сейчас выходим и уезжаем. Это будет отличная поездка. Если нет, мы ждем, пока твои родители придут домой, и тогда ты увидишь, что я с ними сделаю… моя маленькая голубоглазая девочка», - нараспев сказал он, хотя это не имело никакого отношения к ее карим глазам…

Джойс Кэрол Оутс, Where Are You Going? Where Have You Been? («Куда ты идешь? Где ты была?»)

Из книги Психоаналитическая диагностика [Понимание структуры личности в клиническом процессе] автора Мак-Вильямс Нэнси

Установление эмпатии Термин “эмпатия” в последнее время истерся и практически потерял свою содержательность. И все же не существует другого слова, которое означало бы “чувствовать вместе с”, а не “чувствовать вместо”, что и составляет внутреннее различие между

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Экспресс-диагностика эмпатии Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение уровня эмпатии.Описание: Опросник содержит б диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных

Из книги Дар психотерапии автора Ялом Ирвин

Глава 7. Учите эмпатии Осторожная эмпатия - это существенная черта не только для терапевта, но и для пациентов, и мы обязаны помочь пациентам развить эмпатию по отношению к другим людям. Помните, что наши пациенты обычно приходят к нам из-за неуспешности в создании и

Из книги Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти автора Ялом Ирвин

«Шепоты и крики»: сила эмпатии Эмпатия - самый эффективный инструмент, который помогает нам устанавливать связи с другими людьми. Это скрепляющий раствор человеческой взаимосвязности. Эмпатия позволяет нам почувствовать на глубинном уровне, что ощущает другой

Из книги Эмоциональный интеллект автора Гоулман Дэниел

Глава 7 КОРНИ ЭМПАТИИ Вернемся к Гэри, блестящему, но страдающему алекситимией хирургу, который причинял сильные страдания своей невесте Эллен тем, что не обращал внимания не только на собственные чувства, но и на ее тоже. Подобно большинству алекситимиков, он не обладал

Из книги Все из-за меня (но это не так) [Правда о перфекционизме, несовершенстве и силе уязвимости] автора Браун Брене

Неврология эмпатии Как это часто случается в неврологии, первую информацию, наводящую на мысль о том, что источник эмпатии следует искать в головном мозге, предоставили отчеты о странных и эксцентричных пациентах. В отчете за 1975 год, например, анализировались отдельные

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Обучение эмпатии Когда я училась в магистратуре, почти все курсы включали элементы, направленные на повышение эмпатии. Так обучается большинство студентов, специализирующихся на психологии, социальной работе, семейном консультировании и семейной терапии.Все чаще в

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Преграды для эмпатии Жалость против эмпатии В разговоре мы часто путаем эмпатию с жалостью. Однако в интервью женщины предельно внятно объясняли различие между ними. Когда они говорили о своей способности преодолевать стыд, они четко указывали на эмпатию: нужно

Из книги Быстрые решения не приводят к успеху [Пойми, что хочет твой мозг, и сделай наоборот] автора Салво Дэвид ди

Из книги Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния автора Кил Кент А.

Тест: Способность к эмпатии Оцените каждое из утверждений следующим образом: ответ «не знаю» – 0, «нет, никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4, «да, всегда» – 5. Убедитесь, что вы дали ответ во всех пунктах.1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Низкий уровень эмпатии У некоторых людей отсутствует или очень ограничена способность понять, как окружающие будут реагировать на их

Из книги автора

Формирование эмпатии Около половины молодых врачей, принявших участие в одном исследовании, признались, что их эмпатия к пациентам снизилась в процессе профессиональной подготовки (и всего лишь треть заявила, что она укрепилась). Многие в ходе карьеры так и не

Когда меня спрашивают, над чем я в настоящее время работаю, то я отвечаю, что над книгой про эмпатию. И в тот момент, когда люди начинают мне улыбаться и одобрительно кивать, я заявляю, что я в принципе против эмпатии. И почти каждый раз это заканчивается неудобной сценой, вызывающей недоумение и вынужденный дежурный смех.

Первое время такая реакция, повторяющаяся раз за разом, повергала меня в некоторое удивление, пока я не понял, что моя позиция по отношению к эмпатии для многих членов общества равна громогласному заявлению о том, что я ненавижу домашних животных. В их глазах это настолько странно, что может быть только не слишком удачной шуткой. По этой причине мне пришлось научится объяснять свою позицию: я в принципе вовсе не против морали, сострадания и любви, не против того, чтобы быть хорошим парнем и пытаться сделать мир лучше. Моя позиция на самом деле прямо противоположна: я утверждаю, что если вы действительно хотите делать все это, то эмпатия в этом очень плохой помощник.

Что такое эмпатия.

Слову «эмпатия» часто придают разные значения, и потому я вынужден оговориться в самом начале, что я понимаю под этим термином его самое распространенное значение, весьма похожее на то, что философы 18 века (например, Адам Смит) понимали под термином «сочувствие» или «симпатия». Эта способность предполагает, что вы воспринимаете мир как бы глазами другого человека или, по крайней мере, уверены, что способны на такое.

Эмпатия — это способность сопереживать, способность посмотреть на мир газами другого, способность почувствовать его боль или его радость. Некоторые ученые используют термин «эмпатия» в ином контексте, описывая процесс «понимания» того, о чем думают другие, их мотиваций, планов, верований. В этом случае речь идет о «познавательном», а не «эмоциональном» сопереживании.

Итак, именно таким пониманием эмпатии я буду следовать в дальнейших рассуждениях, при этом важно иметь в виду, что эти две разновидности эмпатии принципиально различны и происходят из разных процессов нашего сознания. Например, вы можете быть весьма хороши в плоскости эмоционального сочувствия и не слишком в области интеллектуального понимания. Обязательно следует отметить, что большинство людей чаще всего понимает под эмпатией ее эмоциональную сторону и именно на ней фокусируется при обсуждении.

Является ли эмпатия нашим врожденным качеством?

Некоторая степень эмоционального сочувствия присуща нам изначально, возможно, с самого рождения. Маленькие дети обладают таким сочувствием, и нередки случаи, когда ребенок пытается успокоить человека, если тому плохо. Эта способность не уникальна, так, например, специалист по поведению приматов Франс де Вал отмечает, что шимпанзе нередко выказывают знаки внимания пострадавшему сородичу, что заключается в объятиях, поглаживаниях или иных формах сочувствия и помощи.

Эмпатия может возникать в нас совершенно неосознанно и даже против нашего желания. Тот же Адам Смит пишет о неких «тонко чувствующих субъектах», которые, увидев раны или язвы на теле нищенствующего, начинают испытывать неприятные ощущения в соответствующих частях своих собственных тел. То же мы встречаем у Джона Апдайка, описывающего свои детские воспоминания: «Моя старая бабушка нередко испытывала приступы удушья, и в такие моменты, разрываясь от сострадания и жалости, я сам чувствовал невыносимую боль в области горла».

Почему нам так нравится идея эмпатии?

Психолог Дэниэл Батсон, автор гипотезы эмпатического альтруизма, так объясняет ее преимущества: когда вы сопереживаете другим людям, у вас намного больше шансов им помочь, нежели когда вы к ним равнодушны. И это действительно огромная сила против эгоизма и безразличия, которая по-настоящему эффективно растворяет границы между людьми. Исходя из этого, легко понять, почему многие люди считают эмпатию великим достоянием современного человечества. В своей книге «Эмпатическая цивилизация» Джереми Рифкин утверждает, что единственный эффективный способ выжить в глобальном противостоянии цивилизаций, условиях экологической катастрофы и экономического коллапса — это развитие глобальной эмпатии во всем мире.

Итак, для большинства людей преимущества эмпатии слишком очевидны, чтобы требовать каких-то доказательств или подтверждений. Но, несмотря на очевидные преимущества эмпатии, я считаю подобный подход большой ошибкой.

Эмпатия не всегда эффективна.

Я уверен, что некоторые особенности эмпатии делают ее весьма ненадежным инструментом, например, в социальной политике. Эмпатический подход более склонен к предубеждениям, чем это принято считать. Так, мы всегда больше сочувствуем тем людям, кто похож на нас или имеет то же этническое происхождение. Также эмпатия склонна связывать нас с отдельными людьми, но при этом пасует перед качественными различиями и статистическими данными. Мать Тереза говорила: «Если я вижу толпу, я ничего не могу сделать, но в случае отдельного человека я могу действовать куда более эффективно». И особенности такого похода к людям действительно подтверждаются лабораторными исследованиями — мы всегда склонны заботиться об отдельных людях больше, чем о людях в массе. И это проблема.

В свете знания подобных нюансов допустимо предположить, что наши решения применительно к обществу или большим массам людей будут более справедливыми и моральными, если мы на время забудем об эмпатии. Почему же так лучше? И в каких случаях? В вопросах глобальной политики все выглядит совсем не так, как в случае с отдельными людьми. Например, мы будем куда более эффективны, если честно признаем, что жизнь ста людей куда важнее, чем жизнь одного человека, даже если он нам очень близок и небезразличен. То же самое можно сказать о том, что жизнь человека в далекой от нас стране по своей ценности абсолютно равна жизни человека, нам этнически и культурно более близкого — несмотря на то, что благодаря эмапатии, которая работает адресно, наши эмоции тянут нас совершенно в другом направлении. В отрыве от эмпатии мы куда лучше способны понять такие вещи, как глобальные вопросы изменения климата или детской вакцинации, говоря иначе, все то, что требует решения вопросов, которые касаются большого количества людей. С другой стороны, подобные решения часто накладывают ограничения на интересы отдельных людей, благополучием которых иногда следует пренебрегать в пользу общественного блага или в пользу будущего. Итак, эмпатия весьма хорошая вещь, когда дело касается личных отношений, но способна нанести немалый вред, когда вмешивается в дела на уровне мировой политики.

Является ли эмпатия признаком хорошего человека?

Один из наиболее последовательных сторонников эмпатии Саймон Бэрон Коэн в своей книге «Наука Зла» говорит о том, что зло должно неизбежно изжить себя именно через эмпатию, что именно эмпатия, являющаяся высшей степенью сопереживания, неизменно поставляет обществу хороших людей и тем самым меняет само общество к лучшему. Коэн даже придумал кривую эмпатии, которая начинается от нуля, места, где вообще нет никакой эмпатии, до шести, что означает уровень человека, который постоянно фокусируется на чувствах других.

И вот как Коэн описывает личность 6 типа.

Ханна (психотерапевт).

У Ханны природный дар к сопереживанию. Стоит вам только войти в гостиную, как она уже начинает чтение вашего состояния, вашего лица, вашей походки, того, какую позу вы принимаете. Она спросит вас: «Как дела», и это вовсе не лицемерный и дежурный социальный вопрос, она действительно искренне хочет знать, как вы поживаете. Даже уже одна ее интонация приглашает вас и располагает к доверию так, что уже через короткое время вы готовы ей доверять и открывать все самое сокровенное. Она чутко на вас настроена: даже если вы отвечаете короткими фразами, она превосходно считывает ваше внутреннее состояние и быстро отражает его, возвращая вам свое сопереживание: «Ты немного грустишь, что случилось, что так тебя расстроило?» Но в своих словах, обращенных к вам, она передает вам и нечто большее, чем просто отражение вашего состояния, с ними в вас вливается успокоение и ощущение вашей безусловной ценности. И Ханна ведет с вами так вовсе не потому, что это ее работа, с вами она точно такая же, как и с другими своими клиентами, друзьями, близкими и даже с людьми, с которыми она познакомилась лишь недавно. У Ханны дар, выражающийся в непрерывном стремлении к сопереживанию. Говоря о ней, легко представить, что же так впечатляет в ней Коэна — она и вправду настоящее воплощение его шестого уровня.

А теперь подумайте каково же ей быть такой. Ее забота, направленная на других не вызвана каким-то особым к ним отношением. Ее отношение не избирательно, она одинаково относится как к друзьям, так и к незнакомцам. Ханна вынуждена так жить, и эту склонность в ней нельзя остановить, а ее опыт прямо противоположен опыту эгоизма, но также экстремален, как и абсолютное безразличие. К тому же такая мощная склонность к сопереживанию зачастую связана с сильнейшими эмоциональными затратами, которые не проходят зря для психики. Такие люди, как Ханна, часто говорят о том, что попадают в область ассиметричных отношений, когда они поддерживают других, но сами вовсе не получают такой поддержки. Все это приводит к тому, что радикальные эмпаты шестого уровня весьма склонны к страданиям от тревоги и депрессии. И эти проблемы напрямую связаны с сильным и постоянным эмоциональным переживанием чужой боли. Психологи называют такие состояния «эмпатическим расстройством». Здесь можно попробовать сделать противопоставление с неэмпатическим состраданием, которое представляет из себя доброту и заботу о других, но с поддержкой определенной эмоциональной дистанции. И такое отношение вполне может стать большим психологическим плюсом.

Эмпатия и помощь людям.

К сожалению, многие радикальные сторонники эмпатии сходятся во мнении, что инициировать доброту и сострадание может только сильное эмоциональное возбуждение. Но это может быть ошибкой. Представьте себе ситуацию, когда погиб ребенок вашего близкого друга. О каком проявлении помощи здесь могла бы идти речь, прояви вы полную эмпатию? Это бы означало, что вы почувствовали ту самую чудовищную боль и скорбь, которую ощущает человек, потерявший ребенка. Но насколько поможет вашему другу такое ваше состояние? Возможно, более адекватной реакцией стало бы ваше собственное беспокойство и любовь, а также желание помочь, но все это вовсе не означает, что вы должны горевать вместе с ним, а ваше спокойствие вполне может стать наилучшей поддержкой в такой ситуации.

Милосердие, вне всякого сомнения, прекрасно. Но если вы, совершая акт милосердия, каждый раз испытываете сильнейший эмоциональный стресс, надолго ли хватит вашего сострадания? Как вы сможете помогать другим, если, неизменно испытывая чужую боль, вы эмоционально изнуряете себя и рано или поздно получите синдром выгорания?

Давайте обратимся к буддизму Махаяны, в основе доктрины которого лежит путь Бодхисаттвы. Этот человек дает клятву не переходить в Нирвану и перерождаться вновь и вновь в мире страданий до тех пор, пока не будет спасено последнее живое существо. Но как же может существовать такое совершенное существо? Дело в том, что в буддизме ясно различают «сентиментальное сострадание», основанное на привязанности, которое соответствует сопереживанию (эмпатии), и «Великое сострадание Бодхисаттвы», которое включает в себя любовь к другим, но без привязанностей и страданий. В текстах говорится, что идущему по пути Бодхисаттвы следует избегать сочувствия, основанного на привязанности, поскольку это «истощает Бодхисаттву», в то время как «Великое сострадание» куда более эмоционально сдержанно и может поддерживаться сколь угодно долго.

Тому есть пример, основанный на реальном исследовании нейробиолога Тани Зингер и буддийского монаха Матье Рихарда. В серии исследований, где использовалось сканирование мозга при помощи МРТ, Рихард занимался разными видами медитации, основанной на сострадании ко всем живым существам (в буддизме «бодхичитта»). К удивлению исследователей, эти медитативные состояния не активировали участки мозга, которые обычно бывают задействованы, если человек переживает чужую боль. В то же время Рихард Матье описал свое состояние во время медитации как «теплое позитивное состояние», прочно связанное с сильной социальной мотивацией.

Через некоторое время ученые провели и еще один эксперимент: теперь Рихарду было предложено эмоционально прочувствовать состояние страдающего человека. «Эмпатический обмен очень быстро стал непереносимым, я почувствовал эмоциональное истощение, как будто меня сожгли на костре», — сказал Рихард после завершения эксперимента. Интересно, что на этот раз приборы дали «правильные» показания, были активированы именно те участки мозга, которые «молчали» во время предыдущей медитации.

А теперь давайте подумаем об обычной дружбе и обычных отношениях, вне процесса эмпатической психотерапии. Успокаивающие слова Ханны, ее отражение ваших чувств и сопереживание относятся к тому типу психотерапевта, который напоминает сильно тревожного родителя, кудахчущего над своим малышом. Но что есть истинно дружеские отношения и похожи ли они на психотерапию? Мне кажется, что истинная дружба основана на симметрии и равенстве, выполнении совместных задач, в ней есть поддразнивание, шутки и сплетни, все то, чего нет в терапевтических отношениях психолога и клиента. Мог ли я извлечь какую-либо пользу из отношений с другом, если бы он относился ко мне, как зеркало, чувствуя себе озабоченным и подавленным в тем моменты, когда это ощущаю я сам? Но я вообще не хочу, чтобы мои друзья когда-нибудь относились ко мне, как к страдающему пациенту, печально бормоча: «Что с тобой случилось? Ты так грустишь, кто-то обидел тебя?» Что ж, эмпатия – это всегда нечто среднее между даром и вторжением в ваше личное пространство.

Конечно, каждый из нас ожидает от друзей сочувствия и поддержки в трудных ситуациях. И мне бы не хотелось, чтобы кто-то, кого я люблю, остался глух и слеп перед лицом моих страданий или радости. Но должно ли это быть сопереживание в подобной форме, когда этот кто-то отражает мои чувства? Я думаю, что я предпочел бы, чтобы они встречали мою депрессию или страх с приятием и спокойным сочувствием, нежели со страхом и тревогой. Вот что Цицерон говорил о дружбе: «Она увеличивает мое счастье и умиротворяет, удваивает радость, но разделяет горе».

А как насчет тех у кого эмпатия отсутствует?

А теперь давайте подумаем о противоположной части шкалы Бэрона Коэна, о людях с уровнем эмпатии «ноль». Когда мы думаем о нулевом уровне сопереживания, то, возможно, мы представляем себе психопата или асоциальную личность. Психопаты часто представляются в социальной культуре как настоящее воплощение зла, когда люди думают о них, то нередко представляют беспринципных бизнесменов, бесчувственных политиков или серийных убийц типа вымышленного Ганнибала Лектора.

Вот, например, стандартный тест на психопатию, разработанный психологом Робертом Хейром. Он часто используется для принятия судебных решений по поводу меры изоляции различных преступников. И один из самых главных пунктов этого теста «бесчувственность / недостаток эмпатии». Это действительно считается важным показателем, ведь отсутствие эмпатии всегда лежало в основе понимания главного симптома психопатии. Важно, что этот пункт разделяет понятие когнитивной и эмоциональной эмпатии, ведь многие психопаты великолепно разбираются в чтении чувств других людей, что и делает их опаснейшими манипуляторами. Однако здесь же лежит и их другая отличительная «способность», они патологически не способны чувствовать страдания других, именно по этой причине они и могут совершать те ужасные вещи, которыми так знамениты.

Мы сейчас нарисовали довольно популярную социальную иллюстрацию людей с уровнем эмпатии ноль, но на самом деле правда куда сложнее.

А что насчет агрессивности в целом — являются ли более агрессивные люди менее чуткими? Даже скептику обычно очевидно, что такая связь, несомненно, существует, потому что для того, кто обладает сочувствием, вряд ли естественно причинить боль другому. Но вот незадача — не так давно проведенные исследования о связи эмпатии и агрессии дают совершенно иную картину и, по сути, отрицают подобную связь.

Возможно, неплохим исследованием на эту тему было бы изучение выборки людей, у которых не хватает как эмпатии, так и тех черт, которые обычно приписывают психопатам. И такие люди есть. Например, те, кто страдает аутизмом и синдромом Аспергера, часто имеют выраженный недостаток как когнитивной, так и эмоциональной эмпатии, но, несмотря на это, они вовсе не обладают выраженной склонностью к насилию. В действительности они куда чаще становятся жертвами жестокости, чем многие преступники.

Что нужно человеку, чтобы сделать мир лучше.

Может показаться, что я делаю вывод, что эмпатия вообще не имеет значения или приносит явный вред в отношениях между людьми. Но это был бы слишком радикальный вывод из этой статьи. Есть немало исследований, которые обнаруживают связь между уровнем эмпатии и готовностью помочь другому человеку. Однако многие из таких исследований довольно сомнительны. Основная причина заключается в том, как именно измеряется в них эмпатия. А делают это часто просто со слов участников экспериментов. Непонятно, имеем ли мы дело с действительной эмпатией или же с завышенными представлениями людей о самих себе. И все же есть некоторые научные подтверждения того, что способность чувствовать чужую боль увеличивает склонность к помощи другим, поэтому было бы ошибкой исключать роль эмпатии в формировании нравственности.

Также почти очевидным является и то, что высокий уровень эмпатии вовсе не делает нас хорошими, как и обратное не делает нас плохими. Уровень нашей социальной добродетели куда больше зависит от дистанционного чувства сострадания, интеллекта, самоконтроля и ощущения справедливости. Что же касается того, что делает нас плохими, то это скорее не отсутствие эмпатии, а неуважение к другим и неспособность ограничивать и контролировать свои желания и потребности.

Сколько эмпатии мы хотели бы видеть в себе, в наших детях, в обществе? Для ответа на этот вопрос нужно обратить внимание на еще одно эмоциональное состояние, которое, как ни странно, имеет с эмпатией довольно много общего. Это одна из базовых человеческих эмоций, которую оценивают чаще всего как однозначно негативную, эта эмоция — гнев. И она действительно имеет с эмпатией много общего. И эмпатия, и гнев появляются в раннем детстве и существуют в любой культуре, они есть даже у приматов. В отличие от страха и отвращения, которые могут быть и не связаны с человеческим общением, и эмпатия, и гнев чаще всего направлены на других людей. По этой причине обе эмоции имеют прямое отношение к нравственности. Эмпатия может нас мотивировать на доброе отношение к людям. Гнев нередко является естественной реакцией на социальную несправедливость, жестокость и аморальное поведение.

Здесь опять можно обратиться к буддизму. Буддийские тексты куда более скептически относятся к гневу, чем к эмпатии, они считают гнев разрушительным состоянием для личности и мира в целом. Гнев — это действительно актуальная проблема. Но если бы я мог полностью определить свою эмоциональную жизнь, то я вряд ли отказался бы от гнева. Эта эмоция, помимо деструктива, который она явно несет в себе, имеет и немало позитивных аспектов. Так, она может защитить нас от тех, кто пытается беззастенчиво использовать нас или манипулирует нами в своих интересах, и тот человек, кто не способен как следует рассердиться, вполне может стать идеальной жертвой. И гнев несомненно способен быть результатом высокоморального поведения. Например, Мартин Лютер Кинг, стал защитником обездоленных именно потому, что когда-то позволил себе рассердится в ситуации, к которой многие другие были безразличны.

Конечно, в случае с гневом, как и с эмпатией, не все так однозначно. Гнев требует контроля и осознанности, а иначе он имеет склонность стать тем разрушительным огнем, о котором говорят буддисты. И я бы хотел, чтобы гнев всегда был под контролем разума. Интересно, что все то же самое можно сказать и об эмпатии. Удивительно, как неожиданно много общего в этих, казалось бы не слишком связанных, явлениях. Но если бы нам удалось поставить эти чувства под контроль, то как много хорошего мы смогли бы сделать для этого мира!

Источник —

Когнитивная эмпатия - это способность войти во внутренний мир другого человека, понять его точку зрения, его мотивацию, его цели и стремления. В общем, это умение понять, как мыслит твой собеседник. Без хорошо развитой когнитивной эмпатии невозможно вести переговоры любого уровня, от мелких домашних проблем до международных конфликтов.

Джон Кеннеди говорил: «Если ты заходишь в комнату, где сидят несколько десятков незнакомых людей и через 5 секунд не можешь определить, кто из них проголосует за тебя, а кто против, тебе не место в политике».

Вы скажете, что вам и не надо в политику? Отвечаю - в политику вам, может, и не надо, а вот понимать, когда явно не стоит просить начальника о повышении зарплаты, а когда самое время, - явно не помешает.

Когнитивная эмпатия - не просто искусство поставить СЕБЯ на место другого человека, этого будет недостаточно, потому что, заняв его положение, вы будете продолжать мыслить как и раньше. Важно переключиться и посмотреть на мир ЕГО глазами. Это требует серьезной работы над собой, но без данной работы человек не будет социально успешен.

Если эмоциональная эмпатия (способность чувствовать эмоции) начинает проявляться в младенческом возрасте, то работу над когнитивной эмпатией можно начать в 2–3 года. И сделать это можно с помощью несложных упражнений.

1. «Стакан на подносе»

Вот хорошее упражнение на развитие пространственно-временнóй координации. Берем поднос со стаканом с водой и ставим на пол. Объясняем малышу, что нужна его помощь поднять поднос и перенести его на стол. Беремся за края подноса с четырех сторон и осторожно, чтобы не расплескать воду, приподнимаем его. Особых инструкций не нужно - ребенок сам будет пытаться координировать свои движения с вашими. Это несложное упражнение научит его необходимости взаимодействия с партнером.

2. «Точка зрения»

Лучше предложить это упражнения двум малышам 3–4 лет, которых поставим с разных сторон стола. Положим разноцветный кубик на стол на уровне глаз. Попросим назвать цвет кубика. Один говорит: «Красный», другой утверждает, что кубик синий. Кто прав? Поменяли детей местами и спросили снова. Так дети начинают понимать, что точек зрения может быть несколько и они при этом все правильные.

3. «Кукольный домик»

Это упражнение для детей лет 4–6. Вместо домика подойдет любой ящик, где мы расставим детали кукольного интерьера. Берем двух кукол: Машу и Дашу. Сначала Маша заходит в кукольный домик, берет конфету и прячет ее под кровать, затем выходит из домика. Потом появляется Даша, перекладывает конфету из-под кровати в шкаф, уходит. Возвращается Маша за своей конфетой. Спрашиваем ребенка, который наблюдал все эти действия кукол: где Маша будет искать конфету? При хотя бы минимально развитой когнитивной эмпатии ваш ребенок укажет под кровать, в то место, где нет конфеты.

Ведь исходя из вопроса он должен поставить себя на место Маши, которая была не в курсе коварных действий куклы Даши.

4. Продолжение сказки или мультфильма

Прочитали сыну или дочке часть рассказа или занимательной истории, остановитесь и попросите его продолжить повествование. «Что, по-твоему, было дальше? Как ты думаешь, что стал делать Буратино?». То же самое с мультиками. Понятно, что не надо пользоваться хорошо известными сюжетами, а то это будет лишь упражнением для тренировки памяти.

Лучше всего, чтобы ребенок ощутил себя на месте одного из героев и вел повествование от его лица. В идеале можно попробовать попросить ребенка рассказать историю и с точки зрения героя-антагониста, к примеру, начать с Буратино, а потом перейти к Карабасу-Барабасу. Не надо фиксироваться на моральной оценке героев, вроде: «Буратино хороший, а Карабас плохой». В конце концов, Буратино променял купленные дорогой ценой школьные учебники на минутное развлечение, а Карабас - в некотором роде популярный театральный продюсер, который пытается удержать свой бизнес на плаву.

5. Игра в шахматы или шашки

В шахматах всегда приходиться думать «за противника» и пытаться представить, как партнер отреагирует на ваш ход. Испугается ли он возникшей угрозы фигурам или проигнорирует ее? Если вы пошли в атаку на его незащищенную фигуру, а он ее не защитил, сделал ли он это сознательно, по небрежности или, как говорится, «зевнул»? Подумай, может, у него есть коварный план, и, слопав его фигуру, ты попадешь в ловушку и получишь быстрый мат?

Шахматы вполне доступны детям с 4–5 лет и могут стать прекрасным времяпровождением для всей семьи. Только не будьте слишком самолюбивыми и не бросайте игру, когда ваше чадо начнет вас обыгрывать.

Многие папы приятелей моего сына прекратили играть со своими сыновьями, когда те вышли на уровень третьего разряда и стали уверенно побеждать родителей. А мне пришло в голову вместе с сыном участвовать в детских турнирах (это вполне допускается, и часто можно увидеть деда, играющего с первоклашкой). Таким образом мы с сыном оба дошли до первого разряда. Однако вовсе не обязательно делать ребенка гроссмейстером, нам важно просто научить его думать за противника.

6. Проигрывание ситуаций со сменой ролей

Ролевые игры - это не только стандартный метод профессиональных психологов. Их вполне можно и нужно применять для подготовки детей к сложным для них социальным ситуациям.

К примеру, вашему сыну или дочери предстоит войти в новый коллектив. Проиграйте с ним, как он будет знакомиться с будущими одноклассниками, их возможные ответы, в том числе и негативные. Как он должен реагировать, чтобы сразу не растеряться и не попасть еще под больший прессинг? Поменяйтесь ролями и обыграйте ситуацию заново.

Польза таких несложных игр заключается даже не в отработке заранее заготовленных ответов на проблемные взаимодействия с другими людьми, а в умении понимать, что эти люди думают и чувствуют, и знании того, как надо правильно себя вести в соответствии с их реакциями. Когда надо твердо настоять на своем, а когда лучше промолчать и сделать потом по-своему.

Не поленитесь хотя бы немного повозиться с вышеперечисленными упражнениями. Польза будет не только вашим детям, но и вам самим. Кстати, ко всему вышеперечисленному я бы добавил общение на иностранных языках - оно автоматически способствует развитию когнитивной эмпатии. А развитая когнитивная эмпатия - ключ к успеху в любой сфере.

Сергей Боголепов

Фото thinkstockphotos.com

Понравилась статья? Поделитесь ей