Контакты

Тренинг упражнения на саморазвитие личности. Тренинг личностного роста - упражнения. Упражнение для тренинга личностного роста "Табу"

Развитие навыков саморефлексии. Анализ возможных точек личностного роста. Повышение уверенности в себе. Самовыражение. Развитие позитивного мышления. Определение перспективных жизненных целей. Принятие себя. Упражнение личностного роста для группового психологического тренинга. Участники придумывают новые слова, по этим словам пробуют охарактеризовать человека, их придумавшего. Обсуждение проблемной ситуации, наркомании и ответственности. Экспериментальная модель, показывающая механизмы конкурентной борьбы. Игра, направленная на развитие социального мышления. Отрабатываются механизмы взаимодействия в экстремальных условиях социального выживания. Формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления. Процедура группового психологического тренинга. Участники обмениваются своими личными страхами, опасениями и вырабатывают коллективное «Делай, что надо, и пусть будет, что будет». Процедура группового психологического тренинга (направленного на личностный рост). Участники просматривают короткие видеоролики, потом соревнуются в личной манифестации. Процедура группового психологического тренинга, направленного на личностный рост. Участники рассказывают друг другу разные поучительные истории – пытаются избавить друг друга от ненужных страхов, опасений. В ходе обсуждения обращается внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, по­сле чего начинает задавать вопросы. Достижение каждым участником ресурсного эмоционального состояния. Психология, практические упражнения для гештальтгрупп. Выработка у участников более объективной самооценки. Помощь участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста. Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы. Потери времени при постановке цели. Потери времени при планировании. Потери времени при принятии решений. Потери времени из-за недостаточно четко организованной работы. Потери времени при начале работы. Потери времени при составлении распорядка дня. Потери времени при обработке информации. Демонстрация участникам, что необходимым условием организаторских способностей является достаточно хорошая реакция, умение "не пасовать", бороться до конца. Имидж при первом контакте. Анализ минизарисовки на видео. Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя. Развитие умений оценить свои действия. Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении. Решение педагогических задач с целевыми установками. Инсценированные педагогические задачи с вводными. Создание эмпатийного фона общения. Обмен равнозначной информацией. Фиксация реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться. Демонстрация того, как важно уметь доводить начатое дело до конца. Помощь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости. Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты. Развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру. Учет особенностей восприятия познавательного материала учащимися на уроке. Более глубокое осознание личностного существования. Соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции. Помочь почувствовать, что означает чувство ответственности, за себя или за других. Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни. Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения. Исследование себя, своих ресурсов в прошлом настоящем и будущем. Развитие внимания в общении. Развитие асертивности, уверенного поведения в общении, презентации. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на преодоление установок саморазрушения, самоагрессии. Желательно проводить в хорошо "разогретых" группах. Предоставление участникам возможности глубоко, вплоть до мышечного уровня, прочувствовать и осознать, что же такое зависимость и что происходит с человеком, находящемся в зависимом положении. Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными. Осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков. Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки. Эта методика предназначена для рефлексии ценностно-смысловой сферы личности, выявления ведущих ценностных ориентаций в жизни человека. Анализ феномена предпринимательства. Составление «жизненной программы» на ближайший период времени, планирование участником желаемого жизненного результата в области трудоуст­ройства. Знакомство с сутью процесса рефлексии. Обработка навыка рефлексии. Закрепление полученнного на тренинге опыта. Отработка простых менеджерских функций. Предоставление возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа. Отработка простых менеджерский функций. Данное самовнушение пригодится тем людям, которые переживают из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми. Процедура группового психологического тренинга. Участники ощупывают разные предметы, материалы. Техника предназначена для развития воли, обретения уверенности в себе и ощущения внутренней свободы. Техника предназначается для поиска внутренних конфликтов. Техника предназначена для устранения внутренних конфликтов. Может быть использована в повседневной жизни. Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю. Техника предназначена для обретения, "кристаллизации" внутренних точек роста личности. Эта техника предназначена для изменения отношения к времение, осознанию его ценности для человека. Техника была предложена в своё время Георгием Гурджиевым. Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений. Техника предназначена для инвентаризации трат собственных сил, энергии. Если вам кажется, что ваши силы и энергия "утекают" в неизвестном направлении, что отдача от вашей жизнедеятельности близка нулю, то эта техника для вас. Упражнение направлено на формирование, развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Также может помочь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа "Я не могу это сделать" или "Я недостаточно умелый". Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Процедуры (как правило ежедневные), повышающие личную эффективность человека, в том числе за счёт рационализации личного времени. Данная процедура психологического тренинга предназначена для коррекции закомплексованного поведения, основанного на ложных идеях, следовании сложившимся стереотипам. В процедуре используются "Узелки" Рональда Лэнга, шотландского психиатра. Помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии. Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности. Самоанализ личных качеств, умений и привычек, помогающих и мешающих работе предпринимателем. Демонстрация важности доверия и умения внушать доверие. Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение. Предоставление возможности ощутить каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – у кого из них лучший "автопилот". Упражнение направлено на осознание важности привычек в нашей жизни, а также способности в сложных, необычных ситуациях действовать разумно. Повышение в шутливой форме у игроков способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями. Описание тренингового упражнения Автопортрет. Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности. Формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я". Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу. Отработка умения фиксировать интерес в деловом общении. Рефлексия особенностей межличностных отношений. Упражнение личностного роста, направленное на саморефлексию, поиск собственного смысла жизни. Отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации. Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях. Взаимная рефлексия участников. Самоанализ жизненных ценностей. Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии. Оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Развитие социального мышления. Разминка, повышение доверия друг к другу. Формирование навыков психомоторного взаимодействия. Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы. Разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты. Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию. Отработка коммуникативных умений и навыков. Снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения. Отработка гибкости невербального поведения. Демонстрация участникам важности такого качества как быстрота реагирования. Помощь в выработке у участников более объективной самооценки. Формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики. Выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы. Углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Процедура группового психологического тренинга. На одного участника возлагается задача – обобщить групповой опыт. Создание условий для самораскрытия. Развитие умения вести полемику и контраргументацию. Отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Сплочение группы и углубление процессов самораскрытия. Попытка в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Настрой участников на переходное, трансовое состояние. Помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков. Процедура группового психологического тренинга. Участники преодолевают символические внутренние барьеры. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив. Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки. Обогащение словаря эмоций у участников. Процедура группового психологического тренинга. Участники заканчивают предложения. Участники раскладывают свою жизнь по ступеням. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются в том, кто из них лучший «Обещалкин». Предоставление возможности участникам проанализировать свое и чужое поведение, исходя из критерия "логичность - нелогичность". Отработка педагогических ситуаций. Совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне. Развитие воображения и эмпатии. Отработка умения точно передавать суть высказывания. Демонстрация участникам важности таких качеств как энергичность, физическое здоровье. Создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, по­лучение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения. Формирование навыков аргументированного отстваивания своей позиции, причем в ситуации оказания помощи сверстнику. Упражнение личностного роста для группового психологического тренинга. Участники перечисляют свои привычки, потом "делятся" ими. Предоставление возможности участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости. Совершенствование коммуникативной культуры. Формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств. Умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими. Тренировка уверенной просьбы. Развитие способностей самовыражения. Процедура группового психологического тренинга. Участники сочиняют рассказы, которые должны закончиться определенным образом. Отработка коммуникативных умений и навыков. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся воспоминаниями о каких-то необычных, редких переживаниях, эмоциях, чувствах. Упражнение для глубокой саморефлексии. Включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации. Личностное самораскрытие через личную символику: псевдоним, отличительный знак, девиз. Умение вести себя в ситуации нагнетения напряжения. Умение диссоциироваться в широком круге учебных и жизненных обстоятельств. Процедура группового психологического тренинга. Участники подвергают друг друга психологической обработке. Помощь участникам в понимании того, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Процедура группового психологического тренинга личностного роста. Участники рассказывают друг другу о последних изменениях собственного поведения. Предоставление участникам возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа. Определение эмоционального состояния ребенка по снимкам. Определение эмоционального состояния группы детей. Развитие саморефлексии. Формирование установки на самопознание. Выработка у участников навыков уверенных интонаций. Формирование творческого воображения. Формирование умения абстрагироваться. Создание условий и формирование навыков самораскрытия. Совершенствование навыков группового выступления. Подведение группы к осознанию ограниченности времени и возможности воздействия внешних факторов на реализацию планов.

Следующие упражнения могут помочь вам освободиться от слабых, нежелательных сторон вашей личности, развить ваши сильные стороны. Этот тест(сам тест мoжно пройти ) дает только один из возможных "срезов" вашей личности(психологический портрет), но надеемся, с его помощью вы лучше поняли некоторые свои особенности. Не так важно, какие черты в вас больше выражены - Голубя, Страуса или Ястреба, важно то, что вы еще раз взглянули на себя как бы со стороны. Видимо, не все вас в себе удовлетворяет. Если вы решили меняться, будьте готовы к ситуациям дискомфорта - это неизбежный этап в процессе роста. Согласие на изменение похоже на согласие на операцию: вам будет некоторое время больно, но зато вы освободитесь от старой болезни. Вам может показаться, что некоторые задания вырабатывают отрицательные качества: зачем же их тренировать? Тут путаница: вам предлагается выработать умения, а не качества. Качества- это навсегда, а умения - только когда надо. Надо ли уметь "бить"? "Бить"- не надо, а "уметь бить"-бывает очень даже необходимо...

Что нужно Голубю

Вам нужно взрослеть и становиться более самостоятельным, начинать жить своей жизнью, зачастую вопреки ожиданиям или просьбам окружающих. Нужно учиться быть человеком для себя, а не человеком для других . Вы имеете право быть самим собой . Вам надо разрешить себе многое из того, что пока для вас внутренне недозволено. Это не значит, что вы должны становиться плохим человеком, но то доброе, которого в вас так много, должно быть надежно защищено.

1. Упражнение "Не-улыбка".

Улыбка - это прекрасно, она всегда вас красит. Но вас и "ловят" на улыбку: вы улыбнулись - значит, сказали "Да". А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ? Чтобы стать "более свободным" человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьезным.

2. Упражнение "Нет".

Вам трудно говорить "Нет"- вы не хотите огорчать человека, ведь он может обидеться или рассердиться на вас. Так вот, вы должны научиться говорить "Нет" спокойно и решительно. Во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, такое "Нет" воспринимается нормально.

3. Упражнение "Нестандартные поступки".

Вы слишком зависимы от мнений окружающих людей и боитесь выйти за рамки стандартного ("как все") поведения. Разрешите себе любые разумные, но нестандартные поступки. На автобусной остановке принято только спокойно стоять, но вам холодно - попрыгайте или сделайте зарядку. Окружающие будут смотреть на вас как на ненормального? Во-первых, они не правы, а, во-вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок?

4. Упражнение "Губа".

Если неодобрительные взгляды окружающих выдерживаются вами все-таки с трудом, надо тренировать свою психическую устойчивость. На улице или в транспорте немного приподнимите верхнюю губу, обнажая десны и зубы, и ваше лицо начнет приобретать неприятное выражение. Разрешите себе быть с таким некрасивым, неприятным лицом. Упражнение хорошо тем, что вы здесь можете регулировать "уровень напряжения". Станет тяжело - губу приспустите; а не чувствуете напряжение - приподнимите губу выше...

5. Упражнение "Подарю тебе оценку".

Это упражнение облегчит вам и выполнение предыдущих заданий, и сделает вас более внутренне свободным. В жизни и общении учитесь быть не оцениваемыми, а оценивающими. Не ждите, пока оценят вас, - выстреливайте оценкой первым сами. Совершая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и умны). Сделали ошибку и кого-то подвели - не переживайте, а понаблюдайте, как (правильно, нет? умно, нет?) на вашу ошибку отреагирует этот человек.

6. Упражнение "Свобода отрицательных эмоций".

Вы боитесь своими неуместными (особенно отрицательными) эмоциями задеть или огорчить окружающих. Это добрая забота, но именно вам нужно от этой боязни избавиться. Какие бы ни были ваши эмоции, вы имеете на них право. Чаще, свободнее выражайте свои отрицательные эмоции в адрес окружающих или просто в пространство.

7. Упражнение "Свобода обвинений".

Учитесь в ответ на обвинения не оправдываться, а немедленно переходить в контратаку и встречно обвинять самому. А то и вовсе не ждите, когда начнут нападать на вас: начинайте с обвинений сами.

10. Упражнение "Наведите порядок!".

Возьмите себе за правило наводить порядок в магазинах и других службах сервиса, где сервиса пока нет. Разрешите себе делать замечания работникам торговли и службы быта (не важно, будут они эффективны или нет).

Что нужно Страусу . Диагноз и общие предписания.

Ваша холодность, ухудшающая контакты с людьми и ограничивающая восприятие всех красок мира, - не природная, а лишь следствие вашей боязни связей и переживаний. Да, жить бывает больно, но это еще не повод, чтобы не жить вообще. И то, что было так болезненно в детстве и юности, уже не страшно сейчас. Попробуйте открыть себя миру, и мир откроет себя вам! Ваша главная задача-развивать в себе интерес и внимание к окружаю-щим людям, научиться их лучше понимать и чувствовать.

1. Упражнение "Ассоциации".

Это известная игра в компании, когда один выходит, а кого-то загадывают. Отгадчик должен задавать "абстрактные" вопросы (например, "Какая вещь домашнего обихода?"), а отвечающий должен думать о загаданном человеке, стараясь ассоциативно связать с ним свой ответ.

2. Упражнение "Запоминание лиц".

Выработайте в себе привычку запоминать лица окружающих вас людей. Посмотрели, закрыли глаза, попробовали восстановить все зримо, в деталях. Не получается, что-то "не видите"-смотрите снова, чтобы запоминание было полным.

3. Упражнение "А как он смеется?"

Глядя на лица, постарайтесь зрительно представить: "А как этот человек смеется или плачет? Как он объясняется в любви? Каков он растерянный? Как он хитрит, старается "выкрутиться"? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Каким он был в три года (чисто зрительно - видите?) Каким он будет в старости (видите?)”

4. Упражнение "А что это он?"

В компании друзей, где идет треп и развлечения, выключитесь из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: "Почему, зачем вот этот человек говорит или делает это-и так? Чего это он? Он действительно так весел или только прикидывается? Она молчит - интересничает? Он изображает шута -зачем?"

5. Упражнение "Я глазами других".

В различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Какое впечатление вы производите? Что он думает о вас?

6. Упражнение "Сопереживание".

В разговоре на личные, трогающие собеседника темы постарайтесь активно и заинтересованно (не внешне, а внутренне) слушать его, не перехватывая инициативу и не отключаясь, а сопереживая и пытаясь поставить себя на его место.

7. Упражнение "Перевоплощение".

Попробуйте почувствовать себя на месте другого человека. Представьте, что он - это вы. Поставьте (посадите) себя на его место, влезьте в его внешность, проникните в его внутренний мир. Воспроизведите его посадку, походку, мимику, движения. Перевоплотитесь - постарайтесь почувствовать его чувствами и подумать его мыслями.

8. В компаниях чаще вылезайте на роль Массовика-затейника. Не получается - учитесь. Личностный рост - это интересно и очень полезно, но всегда просто.

Что нужно Ястребу . Диагноз и общие предписания.

Видя в окружающих врагов, вы невольно превращаете в них даже тех, кто мог бы быть вам другом. Возможных единомышленников вы против их воли превращаете в своих конкурентов. Чтобы этого не происходило, вы должны научиться быть более терпимыми и доброжелательными.

1. Упражнение "Улыбка".

Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.

2. Упражнение "Мир тебе".

Первая фраза (внутренняя фраза, установка) при встрече с любым человеком у вас должна быть "Мир тебе!". Подарите ему это всей душой, всем сердцем! Выходя утром из дому, киньте это небу, птицам, деревьям! Какое-нибудь симпатичное дерево можно и обнять. Если с кем-нибудь начинаете спорить или ругаться, каждые 3 минуты вспоминайте и повторяйте: "Мир тебе!"-это поможет вам остановиться. Многим больше нравится (и просто спасает) другая внутренняя фраза, а именно: “Хорошо”. Чтобы ни случилось, каждые пять минут говорите себе с внутренней улыбкой: “Хорошо!”. На вас кричат-“Хорошо”. Вы кричите?-?тоже “Хорошо”. Через какое-то время кричать уже не захочется никому, и в душе станет светло и тепло.

3. Упражнение "Передача инициативы".

Чаще передавайте собеседнику инициативу в разговоре. Пусть разговор будет про то, что хочет он, и так, как хочет он.

4. Упражнение "Оценка на себя".

Чаще становитесь оцениваемым, а не оценивающим. Как рядом с вами чувствуют себя окружающие? Им уютно от вас и рядом с вами? Если кто-то совершил ошибку, обратите внимание не на этот факт, а на свою реакцию в этой ситуации.

5. Упражнение "Приятный разговор".

Если вопрос не слишком принципиальный (кстати, учитесь чаще оценивать его именно так), постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав собеседник или нет, глуп или нет-сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

6. Упражнение "Облако в штанах".

Учитесь говорить меньше, тише, мягче. Старайтесь согласиться, а не возразить. Чаще говорите "Да", а не "Нет". Избегайте категоричных фраз и интонаций.

7. Упражнение "Комплименты и благодарность".

Используйте любую удобную возможность, чтобы сказать человеку что-то о нем и о его действиях хорошее. Все, что вам в человеке понравилось, выразите: глазами, улыбкой, и, конечно же, словами. Разрешите себе восхищаться: “Вы сегодня прекрасно выглядите!” “От души спасибо, это просто восхитительно!” Главное, чтобы это было искренне, а это зависит только от вас.

8. Упражнение "Гроза отменяется".

Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции. Вам тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Учитесь не ругаться. Не слабо целую неделю всем все прощать, принимать с пониманием, не критиковать и не делать замечания, не осуждать, не ругаться? Если неделю слабо, то сколько не слабо?

9. Упражнение "Мудрец".

Учитесь мудрости, созерцательному взгляду на жизнь и умению проигрывать. Ваш проигрыш - ваш новый опыт и возможность извлечь из этого урок. Что бы ни произошло, прежде чем негодовать или расстраиваться, спросите себя: "А как бы к этому отнесся мудрый человек?". Ведь именно это и называется - личностный рост.

По материалам книги Николая Козлова "Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день"

И еще. Думаю, что для любого типа личности будет полезно и интересно узнать, как выйти победителем из любого конфликта, затратив на это минимум сил и энергии.

Психологическое айкидо. Принцип амортизации и общении.

Отрывок из аудиокниги Михаила Ефимовича Литвака "Психологическое айкидо"

Если статья понравилась и была полезна - подписывайтесь на обновления.

  • Дискуссия "Обсуждение истории" Обсуждение проблемной ситуации, наркомании и ответственности.
  • Игра "Конкуренция" Экспериментальная модель, показывающая механизмы конкурентной борьбы.
  • Игра "Маклер" Игра, направленная на развитие социального мышления.
  • Игра "Поглощение" Отрабатываются механизмы взаимодействия в экстремальных условиях социального выживания.
  • Игра "Пресс-конференция: 10 лет спустя" Формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления.
  • Мозговой штурм "Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?" В ходе обсуждения обращается внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта.
  • Образно-рефлексивная процедура "Дерево" Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, по-сле чего начинает задавать вопросы.
  • Образно-рефлексивное упражнение "Подари себе имя" Достижение каждым участником ресурсного эмоционального состояния.
  • Проективный рисунок "Я такой, какой я есть" Выработка у участников более объективной самооценки.
  • Профадаптационная игра "Поиск выгоды" Помощь участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста.
  • Профориентационная игра "Сотворение мира" Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.
  • Процедура "Анализ моментов, на которых мы теряем время" Потери времени при постановке цели. Потери времени при планировании. Потери времени при принятии решений. Потери времени из-за недостаточно четко организованной работы. Потери времени при начале работы. Потери времени при составлении распорядка дня. Потери времени при обработке информации.
  • Процедура "Ассоциативный тест" Демонстрация участникам, что необходимым условием организаторских способностей является достаточно хорошая реакция, умение "не пасовать", бороться до конца.
  • Процедура "Визитка" Имидж при первом контакте. Анализ минизарисовки на видео.
  • Процедура "Выявление и решение педагогической задачи" Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя. Развитие умений оценить свои действия. Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении. Решение педагогических задач с целевыми установками. Инсценированные педагогические задачи с вводными.
  • Процедура "Доброжелательное выспрашивание" Создание эмпатийного фона общения. Обмен равнозначной информацией. Фиксация реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться.
  • Процедура "Доведи за меня до конца!" Демонстрация того, как важно уметь доводить начатое дело до конца.
  • Процедура "Зависимость (незаконченные предложения)" Помощь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.
  • Процедура "Карусель" Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты. Развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
  • Процедура "Локус контроля" Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру.
  • Процедура "Наблюдение за работой учителя" Учет особенностей восприятия познавательного материала учащимися на уроке.
  • Процедура "Образ Я" Более глубокое осознание личностного существования. Соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции.
  • Процедура "Ответственность (незаконченные предложения)" Помочь почувствовать, что означает чувство ответственности, за себя или за других.
  • Процедура "Планирование будущего" Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни.
  • Процедура "Преувеличение или полное изменение поведения" Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.
  • Процедура "Прошлое, Настоящее, Будущее" Исследование себя, своих ресурсов в прошлом настоящем и будущем.
  • Процедура "Работа с ассоциациями" Развитие внимания в общении.
  • Процедура "Рекламный ролик" Развитие асертивности, уверенного поведения в общении, презентации.
  • Процедура "С три короба" Процедура группового психологического тренинга. Направлена на преодоление установок саморазрушения, самоагрессии. Желательно проводить в хорошо "разогретых" группах.
  • Процедура "Скульптура зависимости" Предоставление участникам возможности глубоко, вплоть до мышечного уровня, прочувствовать и осознать, что же такое зависимость и что происходит с человеком, находящемся в зависимом положении.
  • Процедура "Телевизионный ролик" Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными.
  • Процедура "Что вы действительно думаете" Осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков.
  • Процедура "Я-реальное и Я-идеальное"
  • Процедура тренинга "Близнец издалека" Эта методика предназначена для рефлексии ценностно-смысловой сферы личности, выявления ведущих ценностных ориентаций в жизни человека.
  • Процедура тренинга "Социологический опрос" Анализ феномена предпринимательства.
  • Рефлексивная процедура "Что? Кто? Как? Где? Когда?" Составление «жизненной программы» на ближайший период времени, планирование участником желаемого жизненного результата в области трудоуст-ройства.
  • Знакомство с сутью процесса рефлексии. Обработка навыка рефлексии.
  • Ролевая игра "Былой конфликт" Закрепление полученнного на тренинге опыта.
  • Ролевая игра "Корпорация" Отработка простых менеджерских функций.
  • Ролевая игра "Соблазнение" Предоставление возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.
  • Ролевая игра "Съемки фильма" Отработка простых менеджерский функций.
  • Самовнушение "Повышение уверенности" Данное самовнушение пригодится тем людям, которые переживают из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми.
  • Техника "Sic volo" Техника предназначена для развития воли, обретения уверенности в себе и ощущения внутренней свободы.
  • Техника "Активное воображение" Техника предназначается для поиска внутренних конфликтов.
  • Техника "Внутренний смех" Техника предназначена для устранения внутренних конфликтов. Может быть использована в повседневной жизни.
  • Техника "Воскресный вечер" Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.
  • Техника "Герой нашего времени" Техника предназначена для обретения, "кристаллизации" внутренних точек роста личности.
  • Техника "Последний час" Эта техника предназначена для изменения отношения к времение, осознанию его ценности для человека. Техника была предложена в своё время Георгием Гурджиевым.
  • Техника "Распускание панцирей" Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений.
  • Техника "Сталкинг собственной энергии" Техника предназначена для инвентаризации трат собственных сил, энергии. Если вам кажется, что ваши силы и энергия "утекают" в неизвестном направлении, что отдача от вашей жизнедеятельности близка нулю, то эта техника для вас.
  • Техника "Формирование уверенности" Упражнение направлено на формирование, развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Также может помочь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа "Я не могу это сделать" или "Я недостаточно умелый".
  • Техника "Цепочка ассоциаций" Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы.
  • Техники самоменеджмента Процедуры (как правило ежедневные), повышающие личную эффективность человека, в том числе за счёт рационализации личного времени.
  • Тренинговая процедура "Узелки Лэнга" Данная процедура психологического тренинга предназначена для коррекции закомплексованного поведения, основанного на ложных идеях, следовании сложившимся стереотипам. В процедуре используются "Узелки" Рональда Лэнга, шотландского психиатра.
  • Упражнение "10 заповедей" Помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.
  • Упражнение "5 шагов" Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.
  • Упражнение "Cамоанализ" Самоанализ личных качеств, умений и привычек, помогающих и мешающих работе предпринимателем.
  • Упражнение "Cлепой-поводырь" Демонстрация важности доверия и умения внушать доверие.
  • Упражнение "А вот и Я" Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение.
  • Упражнение "Автобиография" Предоставление возможности ощутить каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам.
  • Упражнение "Автопортрет по кругу" Повышение в шутливой форме у игроков способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.
  • Упражнение "Автопортрет" Описание тренингового упражнения Автопортрет.
  • Упражнение "Без маски" Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности. Формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".
  • Упражнение "В детстве я хотел быть..." Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
  • Упражнение "В чем мне повезло в этой жизни" Повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.
  • Упражнение "Вам важно" Отработка умения фиксировать интерес в деловом общении.
  • Упражнение "Вексель-рейтинг" Рефлексия особенностей межличностных отношений.
  • Упражнение "Включение позитивной мотивации" Отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.
  • Упражнение "Волшебная лавка" Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях.
  • Упражнение "Волшебная рука" Взаимная рефлексия участников.
  • Упражнение "Волшебный магазин" Самоанализ жизненных ценностей.
  • Упражнение "Да" Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
  • Упражнение "Дар убеждения" Оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.
  • Упражнение "Дигикон" Развитие социального мышления.
  • Упражнение "Доверчивый столб" Разминка, повышение доверия друг к другу.
  • Упражнение "Доверяющее падение" Формирование навыков психомоторного взаимодействия. Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.
  • Упражнение "Его сильная сторона" Разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.
  • Упражнение "Если бы..., то я стал бы..." Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
  • Упражнение "Желание" Отработка коммуникативных умений и навыков.
  • Упражнение "Зато..." Снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.
  • Упражнение "Зеркало" Отработка гибкости невербального поведения.
  • Упражнение "Импровизация" Демонстрация участникам важности такого качества как быстрота реагирования.
  • Упражнение "Качества" Помощь в выработке у участников более объективной самооценки.
  • Упражнение "Комиссионный магазин" Формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики. Выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы. Углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.
  • Упражнение "Контраргументы" Создание условий для самораскрытия. Развитие умения вести полемику и контраргументацию.
  • Упражнение "Космическая скорость" Отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Сплочение группы и углубление процессов самораскрытия.
  • Упражнение "Личный герб и девиз" Попытка в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо.
  • Упражнение "Меняющаяся комната" Настрой участников на переходное, трансовое состояние.
  • Упражнение "Мифы" Помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков.
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы" Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив.
  • Упражнение "На какой я ступеньке?" Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки.
  • Упражнение "Называем чувства" Обогащение словаря эмоций у участников.
  • Упражнение "Обсуждение логичности" Предоставление возможности участникам проанализировать свое и чужое поведение, исходя из критерия "логичность - нелогичность".
  • Упражнение "Педагогическая инициатива" Отработка педагогических ситуаций.

Тренинг «Стратегия личностного самосовершенствования»

Время, необходимое для проведения тренинга: 3 часа.

Цель: способствовать осознанию участниками необходимости самосовершенствования и стремления к личностному росту как условия жизненного благополучия.

Задачи : актуализировать личностный потенциал участников для самосовершенствования, саморазвития; показать пути личностного роста.

Ключевые слова: личностный потенциал, самосовершенствование, личностный рост, жизненное благополучие.

Структура тренинга

Этап

Методы и формы

Время

Ожидаемые результаты

Вступительное слово педагога

Объяснение педагога

Осознание участниками цели и задач тренинга

Обсуждение принципов работы

Мозговой штурм

Принятые принципы работы группы на тренинге.

Работа над понятиями

Рассказ педагога Мозговой штурм

Актуализация у участников понимания необходимости саморазвития; ознакомление с понятиями «развитие», «саморазвитие», «личностный рост»

Определение ожиданий участников от тренинга

Обсуждение в большом кругу

Участники осознают цель и задачи тренинга, понимают необходимость четко определять цель своего участия в любой деятельности (например, на тренинге)

Упражнение «Шаги к успеху»

Групповая работа с последующим обсу-ждением в кругу

Знакомство участников с принципами личностного роста на примере жизни известных людей

Упражнение «Твое будущее»

Индивидуальная работа участников с последующим обсуж-дением в общем кругу

Актуализация навыков моделирования жизненных перспектив, потребности во всестороннем развитии творческого, духовного, интеллектуального потенциала

Упражнение «Точка опоры»

Индивидуальная работа участников

Актуализация внутренних ресурсов участников занятия

Упражнение «Стратегия лич-ностного самосо-вершенствования»

Индивидуальная и групповая работа

Выработка участниками стратегии личностного самосовершенствования и составление программы личностного самосовершенствования

Подведение итогов тренингового занятия

Индивидуальная работа с обсуждением в кругу

Оценка результатов тренинга

Вступительное слово педагога (3 мин.)

Стратегия личностного самосовершенствования - понятие интегральное. Оно включает: адекватное восприятие окружающего мира; осознание своего места в нем, своих собственных возможностей; богатство эмоциональной и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности; всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала личности. Потребность в саморазвитии – это желание человека стать лучше, реализовать свои стремления, самоутвердиться, самосовершенствоваться. Вопрос о возможностях и путях личностного развития является таким же жизненно важными, как и вопрос создания семьи, рождения ребенка, профессиональной карьеры, потому что является основой их реализации. Программа тренинга составлена таким образом, что позволит в ходе работы найти ответ на такие вопросы: в чем необходимость личностного самосовершенствования; как работать над собой; что для этого нужно делать.

Обсуждение принципов работы на тренинге (7 мин.)

Цель: выработать принципы работы группы на тренинге.

Необходимое обеспечение : большой лист бумаги.

Ход проведения:

Педагог говорит: «Для эффективной работы на тренинге, для того, чтобы достичь поставленной цели, задач тренинга и работать в дружной, творческой атмосфере, участники договариваются о принципах сотрудничества».

Предлагаются такие принципы. Принцип позитивности. (Быть позитивными в отношении себя и других. Не критиковать, проявлять терпимость, уважение). Принцип пунктуальности. (Своевременно начинать и заканчивать работу над заданием; придерживаться регламента). Работать на результат. (Проявлять активность; осознавать цель задания; прислушиваться к мнениям других...)

Вопрос для обсуждения: Почему важно придерживаться принципов сотрудничества?

К сведению педагога . Принципы желательно записать на ватмане или доске, чтобы в случае необходимости к ним можно было обратиться.

Упражнение «Работа над понятиями» (20 мин.)

Цель: раскрыть сущность понятий «развитие», «саморазвитие», «личностный рост»; помочь участникам понять необходимость саморазвития.

Ход проведения:

1 этап. Педагог рассказывает участникам притчу «Три шага к успеху»:

«Во время одной радиопередачи интервью брали у известного спортсмена, чемпиона мира по большому теннису.

Всегда ли вы были чемпионом? - спросил ведущий.

Нет, конечно, не всегда, - ответил тот. - Когда я был маленьким, мне очень хотелось достичь чего-либо значимого. Но другие мальчики были более талантливыми, чем я. Поэтому чаще всего я любил проводить время с девушками, с которыми мне было интереснее, чем с ребятами.

А где сейчас эти мальчики? - спросил интервьюер.

Они не осуществили того, что могли в силу своих природных способностей. Они так и не смогли свои таланты достойно применить.

    А что позволяет человеку реализовать себя?

    Вам достаточно лишь сильно захотеть этого.

    И в чем заключается секрет?

Нужна дисциплина. Неважно, насколько ты талантлив от природы, нужно установить для себя определенные правила и придерживаться их. Нужно выбрать приоритеты и отказаться от многих вещей, которые временами могут казаться очень привлекательными.

Это и есть секрет успеха?

Нет, секрет в другом, - ответил чемпион, - и он намного сложнее, чем предыдущие. Его намного тяжелее достичь. Вы должны быть скромными и открытыми для восприятия, чтобы услышать то, что говорят вам судьи и тренер, чтобы принять нужный совет, своевременно оценить новые возможности и, главное, чтобы осознать - вы не знаете всего на свете. Эти три вещи являются составными частями моего успеха». (Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей / Пер. с англ. Е. Вач ковой. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 320 с.)

Вопросы для обсуждения: Почему талантливые ровесники героя рассказа не смогли реализовать себя должным образом? Что помогло чемпиону достичь выдающихся успехов в спорте? Перечислите шаги к успеху, которые позволили герою завоевать звание чемпиона (желание, которое стало целью жизни; дисциплина, которая позволила не отвлекаться по пустякам и растрачивать время; открытость новому, неизвестному). Как вы считаете, что является основным источником развития человека (среда, наследственность, сила саморазвития личности, открытые возможности?) В чем, по вашему мнению, заключается сущность развития личности, личностного роста?

II этап. Педагог записывает на доске слова «развитие», «саморазвитие», «личностный рост» и обращается к участникам с просьбой объяснить понимание значений этих слов. Участники называют варианты ответов, а педагог записывает их на доске.

В завершение педагог предлагает варианты определений:

развитие - процесс, в результате которого происходит изменение какого-либо качества, переход от одного качественного состояния к другому;

саморазвитие - развитие кого-нибудь качества собственными силами без влияния каких-либо внешних сил; умственное или физическое развитие человека, которого он достигает самостоятельными занятиями, упражнениями;

личностный рост - это непрерывный процесс, который подразумевает выполнение определенных действий, соблюдение определенных принципов и правил. Необходимость постоянного личностного роста диктуется как требова-ниями развития мирового сообщества, так и потребностью в самореализации.

Определение ожиданий участников от тренинга (10 мин.)

Цель: помочь участникам определить ожидания от тренинга.

Необходимое обеспечение: большой лист бумаги.

Ход проведения:

Педагог напоминает участникам тему тренингового занятия: «Стратегия личностного самосовершенствования», акцентирует внимание на цели и задачах тренинга. Педагог предлагает каждому участнику подумать и ответить на вопрос «Что я ожидаю от тренинга?» (о чем хотели бы узнать, какую информацию получить, какие навыки приобрести, над развитием каких личных умений поработать).

Педагог записывает ожидания на ватмане или доске.

Вопрос для обсуждения: Как вы думаете, почему мы с вами определяли личные ожидания от тренинга?

Упражнение «Шаги к успеху» (30 мин.)

Цель: знакомство участников с принципами, правилами личностного роста известных людей.

Необходимое обеспечение: бланки «Законы личностного роста и самосовершенствования».

Ход проведения:

Педагог акцентирует внимание участников на том, что личностный рост базируется на выполнении определенных действий, соблюдении определенных принципов и правил.

Педагог объединяет участников в 4 группы и предлагает им ознакомиться с информационным материалом и определить правила, которыми необходимо руководствоваться для саморазвития.

Информационный материал.

Законы личностного роста и самосовершенствования:

    Жить, прислушиваясь к сердцу, руководствуясь умом.

    Верить в свои силы.

    Творить добро.

    Быть требовательным к себе.

    Самоотверженно трудиться.

    Стремиться к самосовершенствованию.

    Служить людям, быть им необходимым.

    Жить по законам совести.

    Понимать людей, выбирать в друзья лучших из них.

    Ненавидеть праздность.

    Беречь результаты своего и чужого труда.

    Совершенствоваться всесторонне.

Подумайте, что из этого вам подходит сегодня, что можно сделать правилом вашей жизни через год, а что – в далеком будущем. Время выполнения: 15 мин.

Правила участники записывают на отдельном листе бумаги.

Презентация наработок групп.

Вопросы для обсуждения: Какую новую информацию вы получили, выполняя упражнение? Почему упражнение называется «Шаги к успеху»? Что является шагами к успеху? Будете ли вы использовать полученную информацию («шаги к успеху») в личной жизни? Как?

Комментарий педагога: Все великие люди жили с огромным напряжением сил, и, что интересно, жили долго, сохраняя работоспособность. Силы человека растут и крепнут в напряжении, в достижении результатов, а это увеличивает его потенциал. Важно и другое: чтобы напряжение венчалось успехом, чтобы затрата сил и энергии обязательно заполнялась увлеченностью, позитивными эмоциями. И это сочетание напряжения, труда, успеха, радости от результатов работы является еще одним условием жизнеутверждения и общественного признания. Нужно очень хорошо изучить себя, чтобы точно знать, что вы можете, где вы достигнете победы, что в работе вам приносит радость, удовольствие, что рождает позитивные чувства. И еще одно суждение вытекает из сопоставления биографий Ломоносова и Эдисона. Ломоносов создал себя вопреки неблагоприятным условиям, Эдисон - благодаря им. Значит, никто из жителей на земле не имеет права ссылаться на неблагоприятные обстоятельства как причину своей бездарности или ничтожества своего существования. Может быть разным и стиль жизни - борьба и творчество преобладали в деятельности Ломоносова; согласие, сотрудничество и творчество - у Эдисона. Но истинный характер, настоящая воля и настоящий талант всегда определяют жизненный путь человека, его успех. Упорство, терпение, труд, личностный рост и творчество - такие составляющие успеха любого выдающегося нашего современника.

К сведению педагога. Вы можете предложить участникам принести на занятие информацию о тех людях, которых они считают успешными.

Упражнение «Твое будущее» (30 мин.)

Цель: актуализация у участников навыков моделирования жизненных перспектив, потребности участников в разностороннем непрерывном развитии творческого, духовного, интеллектуального потенциала

Необходимое обеспечение: разноцветные фломастеры, карандаши, листы бумаги, бланк «Колесо жизни».

Ход проведения:

Это упражнение является подготовительным к составлению программы личностного роста участников. В этом упражнении участники определяют, какими они должны стать, осознают свои жизненные цели.

Педагог говорит участникам: «Возьмите лист бумаги и нарисуйте портрет идеального будущего мужа или жену. Перечислите достоинства, каким он или она должны обладать, чтобы вы могли их полюбить, жениться или выйти замуж. Время выполнения - 5 мин.

А теперь рядом отметьте, которые из этих качеств есть у вас?

Вопросы для обсуждения: Имеется ли противоречие между требованиями к партнеру и личностными качествами? Как вы думаете, почему?

Комментарий педагога: И . Кон, обрабатывая материалы по данному вопросу, констатировал, что в среднем юноша к девушке предъявляет 14 требований, а девушка к юноше -21. Необходимо, чтобы любимый был и красивым, и сильным, и мужественным, и любил верно, и имел хорошую специальность, и неплохо зарабатывал, был добрым, терпеливым, честным и т.д.. Юноши хотят, чтобы их любимая была интересным, добрым и чутким человеком, внимательным и умным собеседником, хорошей и умелой хозяйкой. Значит, полюбить мы хотим успешного человека, который выработал у себя все главные личные качества.

Вопрос для обсуждения: Как вы понимаете изречение «Человек является таким, каким он сам себя создал» (Народная мудрость)?

Педагог говорит участникам: «Вы рождены, чтобы творить чудную жизнь. Никогда не было и не будет никого похожего на вас. Вы уникальны. Особенное сочетание талантов, способностей, эмоций, идей, отношений и жизненной философии делает вас абсолютно неповторимыми среди всех людей, какие жили когда-либо. Чем вы хотите прославиться? Как вы хотите, чтобы люди думали и говорили о вас после того, как вас не станет? Какой след стремитесь оставить на земле? Что вы хотите сделать, чтобы изменить жизнь других людей?

Один мудрый учитель советовал ученикам начать задумываться о том наследии, которое они захотят оставить перед тем, как уйти... Хотя те были еще подростками, этот мудрый человек объяснил, что думать об этом нужно уже сейчас. Десять лет спустя, когда бывшие одноклассники собрались на вечере встрече выпускников, оказалось, что немногие из них послушались совета. Но те, которые прислушивались, достигли намного более значительного успеха, чем ученики, которые пропустили слова учителя мимо ушей. Эти молодые люди отличались от других своим отношением и к себе, и к окружающему миру. Они обладали большей самооценкой и самоуважением, были серьезнее и увереннее. Суждение о наследии, которое они оставят, оказало значительное влияние на их способ мышления.

Какой след вы хотите оставить после себя? В своем бестселлере «Семь привычек высокоэффективных людей» Стивен Кони утверждает, что есть четыре наибольшие жизненные цели - это «жить, любить, учиться и оставить след». Большинство великих людей в истории часто задумывалось о том, какую пользу они хотят принести обществу.

Педагог акцентирует внимание участников на том, что первым шагом к созданию себя является представление, мечта о том, какой личностью человек хочет стать, какой жизненной цели достичь.

Педагог предлагает участникам методику «Колесо жизни», в которой определено 8 основных сфер жизнедеятельности человека.

Комментарий педагога. Процесс личностного стратегического планирования делит жизнь на такие сферы. Это дает возможность четко определить, чего вы хотите достичь в каждой из них и как это сделать.

1. Профессия и карьера. Каким образом вы сможете достичь успеха, удовлетворения и вершин в своей карьере?

2. Семья и личная жизнь. Каким образом вы достигаете равновесия между внешним успехом и личными отношениями?

3. Финансовое благополучие. Как вы контролируете финансовую жизнь и достигаете финансовой независимости?

    Физическое здоровье и физическая форма. Как вы поддерживаете хорошую физическую форму, высокий уровень энергии и общее хорошее самочувствие?

    Личностный рост и развитие. Каким образом вы определяете и приобретаете ключевые знания и умения, необходимые вам для жизни?

    Социальная деятельность. Как вы организуете свою жизнь, чтобы изменить этот мир к лучшему и оставить в нем заметный след?

    Духовное развитие. Каким образом вы организуете внутреннюю жизнь, с тем, чтобы осознать свой потенциал как личности?

Необходимо определиться с перспективами, которые участники хотели бы достичь в каждой сфере жизнедеятельности, какими духовными ценностями обогатиться, какой личностью стать. Задание выполняется индивидуально.

Можно предложить участникам использовать бланк «Колесо жизни» для определения личных перспектив. Время выполнения: 25 мин.

Вопросы для обсуждения. Сложно ли было определять, «каким хочу быть» в духовной, интеллектуальной сферах? Если да - почему? Если нет - почему? К каким размышлениям побуждало нас это упражнение? В упражнении мы определялись с целями в разных сферах деятельности, можно ли сказать, что это личное стратегическое планирование? Почему?

Упражнение «Точка опоры» (20 мин.)

Цель: актуализация внутренних ресурсов участников занятия.

Необходимое обеспечение: листы бумаги, фломастеры, бланк «Самооценка уровня самоактуализации».

Ход проведения:

Педагог приводит изречение Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!» Это изречение мы часто слышим и, по-видимому, тоже хотели бы найти эту точку опоры. У каждого человека должны быть «точки опоры», которые помогают ему строить свое счастье: позволяют быть счастливым, выжить, выстоять, сохранить свое достоинство в самых сложных жизненных ситуациях. Точки опоры человека:

    Вера (в Бога, в идею, в человека); найдите веру.

    Надежда на лучшее.

    Любовь.

    Природа, потому что человек является ее творением, живет по ее законам. Именно в ней он находит ощущение жизни.

Дело, которое человек делает, которому служит с радостью, наслаждением, профессионально.

    Искусство и его ценности: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино.

    Люди: не только друг, мать, ребенок, любимый, но и знакомые, коллеги, все люди, с которыми человек встречается.

    И главное - Вы сами, ваше «Я» с осознанным чувством собственного достоинства.

У каждого из нас имеются сильные стороны: то, что мы ценим, принимаем в себе, любим, что дает нам ощущение внутренней свободы, уверенности в собственных силах, наша точка опоры.

Участники объединяются в пары и получают задание: «Сначала один из вас будет в роли «слушателя», другой - в роли «выступающего». В течение 2 минут выступающий будет говорить о своих сильных сторонах. Слушатели могут уточнять детали или просить выступающих объяснить что-то, но не имеют права высказываться. Выступающие не должны объяснять, почему они считают те или иные качества своими сильными сторонами: достаточно, что они сами в этом уверены. Потом участники меняются ролями.

Это упражнение является ключевым на данном этапе занятия, поскольку анализ своих сильных сторон позволяет раскрыть потенциал внутренних ресурсов участников.

На следующем этапе участники получают бланк «Самооценка уровня самоактуализации». Им необходимо определить собственную оценку своих качеств на шкале по пятибальной системе.

Самооценка уровня самоактуализации

Я воспринимаю свою жизнь целостно, нашел (знаю, определился) свое дело в жизни

5 4 3 2 1

Не нашел, не знаю, не определился

Я имею твердые моральные убеждения

5 4 3 2 1

Не имею

Я воспринимаю людей такими,

какие они есть

5 4 3 2 1

Не воспринимаю

Я достаточно гибкий в поведении, легко адаптируюсь к новой ситуации

5 4 3 2 1

Не адаптируюсь

Я могу отказаться от искушения

5 4 3 2 1

Не смогу

Я уверен в себе и смогу постоять за себя

5 4 3 2 1

Не смогу

Я смогу защитить себя от агрессии

5 4 3 2 1

Не смогу

Я творчески подхожу к делу

5 4 3 2 1

Не творчески

Я воспитываю себя, развиваю свои способности

5 4 3 2 1

Не развиваю

Я смогу сориентироваться в рыночных отношениях, сделать карьеру

5 4 3 2 1

Не смогу

Время выполнения 10 мин.

Вопрос для обсуждения. Какие мысли у вас возникали, когда вы заполняли бланк? Какая цель этого задания? Для чего, по вашему мнению, человеку нужно знать свои сильные стороны? Как вы можете использовать информацию о своих сильных сторонах. Как вы считаете, почему в теме «Стратегия личностного самосовершенствования» мы рассматривали индивидуальные качества личности как точки опоры для ее роста?

Упражнение «Стратегия личностного самосовершенствования» (50 мин)

Цель: выработка участниками стратегии личностного самосовершен-ствования и составление программы личностного самосовершенствования.

Необходимое обеспечение: листы бумаги, ручки

Ход проведения

Педагог говорит: Эндрю Гроув, президент «Іntеl Corporation», недавно заметил, что самое серьезное изменение, которое произошло за последнее десятилетие, заключается в том, что сегодня успех каждого человека зависит только от него самого. Ваше задание - постоянное приумножение своих достоинств; вы за все сами несете ответственность. Иоганн Вольфганг Гете писал: «Чтобы иметь больше, вы должны представлять собой больше». Чтобы достичь больших результатов во внешнем мире, вам необходимо поработать над миром внутренним, усовершенствовать себя. Личностное развитие - это могучий инструмент, который вы можете использовать для достижения любой поставленной цели.

Педагог записывает на доске слова «стратегия» и обращается к участникам с просьбой высказать собственное понимание значения данного понятия. Участники называют варианты ответов, а педагог записывает их на доске. В завершение педагог предлагает вариант определения слова «стратегия»:

Стратегия - искусство подготовки и выполнения определенных действий; искусство руководства, которое должно определять главное направление действий, поступков; способ действий, линия поведения.

Стратегия личностного самосовершенствования состоит из шагов:

1. Определение цели и смысла своей жизни, осознание духовных ценностей человечества и определения на их основе своих собственных духовных ценностей.

2. Познание самого себя, какой я есть (мои достоинства, интересы, недостатки, слабые и сильные стороны).

3. Формирование представлений: каким я должен стать.

    Определение программы саморазвития, создание своего образа, образа жизни.

    Тренировка себя, отработка необходимых качеств, умений, навыков.

6. Оценка результатов работы над собой, постановка новых заданий для личностного роста.

Как любая деятельность, личностный рост требует организации, а это означает выработку соответствующего плана работы, умение его реализовать в своей повседневной жизни, при необходимости исправить, откорректировать, наконец, проконтролировать результаты изменения своего внутреннего мира. К планированию саморазвития люди приходят не сразу. Обычно план саморазвития органически вытекает из образа жизни и служит дополнением к нему. Потом он превращается в самостоятельную часть саморазвития. Планирование своей жизни выступает как основа искусства саморазвития.

Выдающийся советский ученый, Герой Советского Союза, полярник и путешественник О.Ю. Шмидт в 1909 году на первом курсе университета составил ориентировочный план, в котором определил, что должен сделать, какие качества выработать. Для осуществления такого плана было бы нужно 1000 лет. Тогда план был сокращен вдвое. Хотя для осуществления последнего варианта нужно было бы прожить 150 лет, О.Ю. Шмидт сделал его программой жизни, решив интенсифицировать всю свою деятельность. И до 60 лет реально осуществил все, что наметил.

На следующем этапе педагог знакомит участников с методом «ПАКПРРЭ», который поможет определить стратегию личностного роста. На листе флип-чарта педагог записывает в соответствии со схемой такую информацию:

П прогнозирование (цель)

А активная позиция (что я сделаю)

К конкретность (сколько времени на это нужно)

П подтверждение (как я узнаю, что это уже начало происходить)

Р ресурсы (которые есть и которые еще нужны)

Р размеры (распишите по времени конкретно - что, когда и как) - то есть реальный план

Э экологическая рамка (что будет происходить с вами и вашим окружением, когда вы достигнете цели) - оценка с точки зрения последствий реализации цели, как позитивных так и негативных.

Педагог предлагает участникам разработать на основе предложенного метода стратегию личностного самосовершенствования. Время выполнения: 30 мин.

Вопросы для обсуждения . Какие знания мы получили, выполняя это упражнение? Как вы можете использовать полученную информацию о стратегии личностного самосовершенствования в дальнейшем?

Информационное сообщение педагога . Основное требование к саморазвитию - создание условий, при которых было бы невозможно не работать над собой, применение комплекса методов самостимулирования (например, подготовка доклада или сообщения, участие в конференции, заочное обучение в вузе, занятия в университете). Самое важное качество, которое гарантирует успех - это самодисциплина. Альберт Хубберд, один из мыслителей XXI ст. определил самодисциплину как «умение принудить себя сделать то, что нужно, тогда, когда нужно, нравится вам это или нет». Она является неотъемлемой чертой всех успешных людей.

Планированию можно и нужно научиться. Сейчас появляется много литературы, из которой вы можете почерпнуть дополнительную информацию о процессе планирования, например: П. Берд. Тайм-менеджмент. Планирование и контроль времени. М.:ФАСРПРЕС, 2003.

С чего нужно начинать реализацию стратегии? С планирования. Ежедневно планировать свою деятельность. План на будущий день составляется накануне вечером. В нем указывается, что нужно сделать, выясняются причины, которые помешали выполнению плана за прошлый день, дается оценка своим действиям и поступкам. Отработав умение планировать каждый день, можно приступать к следующему шагу: планировать дела на неделю. Постепенно планирование рабочей недели переходит к составлению планов на месяц, квартал, год. Лишь после этого можно составлять планы работы над собой на длительное время.

Работа над собой - это внутренняя организация всей жизни человека, оптимальная самореализация всех его сил и способностей, это стиль и содержание жизни. Каждый человек может плодотворно работать над собой. В саморазвитии нет ничего невозможного. Только не нужно спешить, ожидать сразу ощутимых результатов.

Подведение итогов (10 мин.)

Цель: провести общую оценку результатов тренинга.

Необходимое обеспечение: флип-чарт с записями ожиданий участников.

Ход проведения:

Педагог предлагает участникам ответить на вопрос: как они будут использовать полученную информацию? После высказываний участников педагог говорит:

Мы завершаем нашу работу в рамках программы «Стратегия личностного самосовершенствования». Ознакомьтесь, пожалуйста, с советами, которые пригодятся вам.

Советы всем и всегда

«Находите время для работы - это условие успеха.

Находите время для размышлений - этот источник силы.

Находите время для игры - это основа молодости.

Находите время для чтения - это основа знаний.

Находите время для дружбы - это условие счастья.

Находите время для мечты - это путь к звездам.

Находите время для любви - эта наполненная радостью жизнь.

Находите время для веселья - это музыка души».

Полное собрание материалов по теме: тренинг личностного роста упражнения от специалистов своего дела.

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений - научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров Trenerskaya.ru подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений , которые можно найти в открытом доступе.

Психологическое упражнение «Подарок»

Цель : Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время : 25–35 минут

Размер группы : 8–16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Психологическое упражнение «Мои недостатки»

Цель : Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время : 25–35 минут

Размер группы : Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

Цель : Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время : 25–35 минут

Размер группы : Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Черты характера, от которых я хочу избавиться

Черты характера, которые я хочу приобрести

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать. Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться. Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии - этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера. Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Прекрасно!

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться. Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным». После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться. Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Понравилась статья? Поделитесь ей