Контакты

История возникновения тарелки для детей. Виды столовой посуды. Назначение и применение

Пирожковая тарелка отличится небольшими размерами, ее диаметр составляет 15,5-18 см. Основное назначение – подача пирожков, хлеба, тостов.

Во время сервировки стола тарелки с хлебобулочными изделиями ставят перед каждым участником застолья сверху слева по диагонали от первого блюда, дополняя ножом для масла. Также небольшие тарелочки часто используют в качестве подставок под соусники и икорницы. Иногда в них подают десерты и деликатесные закуски, бутерброды к чаю, сухарики и многое другое.

Форма и отличительные особенности

Пирожковые тарелки всегда плоские и маленькие , классический диаметр составляет 17,5 см. Небольшие размеры важны, так как эту посуду используют при каждой сервировке стола, располагая выше и левее от . Плоская поверхность необходима для красивой подачи и удобной трапезы. Овальное дно может деформировать свежую булочку.

Не стоит путать пирожковые плоские тарелки с миниатюрными порционными, имеющими диаметр до 15 см. Порционные более углубленные, что не подходит для сервировки хлеба и пирожков. В больших сервизах, как правило, присутствуют и те, и другие.

Традиционные тарелки круглые, но сейчас в продаже есть наборы столовой посуды квадратной формы . Квадратные тарелочки смотрятся эффектно и очень удобны для сервировки, так как занимают меньше полезной площади.

Назначение и применение

Пирожковые тарелки предназначены не только для пирожков, на них традиционно подают:

  • нарезанный хлеб к первым и вторым блюдам;
  • расстегаи, пироги при полной сервировке стола;
  • булочки, ватрушки к компоту или чаю;
  • бутерброды;
  • порционные закуски типа канапе или тарталеток.

Особых ограничений в применении. Их можно использовать как подставку под порционный супник или как блюдце для торта и печенья, если нет другой альтернативы. Никто не запретит подать на плоской тарелочке маленького диаметра деликатесные сыры или колбасы.

Маленькие размеры привлекают детей. Ребенок с удовольствие ест из взрослой посуды, как мама, но в то же время порция еды здесь значительно меньше.

Как выбрать тарелку для хлеба

Пирожковая тарелка – спутник суповой и активный участник сервировки стола, поэтому она должна сочетаться с другой посудой по материалу, цвету, форме, стилю. Практичнее покупать сервизы или наборы.

Материал – основа выбора

Тарелки для подачи пирожков и хлеба изготавливают из фаянса, фарфора, керамики, стекла, дерева, пластика.

  • Фаянс – доступный и самый популярный материал для столовой посуды. Фаянсовые изделия покрывают глазурью или эмалью разных цветов, расписывают, украшают рельефами и лепниной. Недостаток – высокая пористость, ведущая к трещинкам покрытия.
  • Фарфор – классика элитной посуды. Тонкий, изящный, прочный и долговечный материал. Легче фаянса, не имеет пор, поэтому не трескается. Из фарфора делают очень красивые тарелки с росписью, прорезями, рельефами, позолотой.
  • Стекло – универсальный материал для повседневного применения. Не боится микроволновок и морозильных камер. Бывает прозрачным, дымчатым, с рисунками.
  • Стеклокерамика – современное изобретение, сочетающее универсальность стекла и прочность закаленной керамики. Выглядит, как фарфор.
  • Керамика без обжига – толстые и массивные изделия с однотонной или художественной глазурью.
  • Деревянные тарелки часто представляют собой произведения искусства и сувениры, но подходят для практичного применения.

Если предпочитаете подогревать хлебобулочные изделия перед подачей в микроволновке, выбирайте модели из стекла и стеклокерамики. Также обращайте внимание на рекомендации производителя по уходу и эксплуатации.

Особенности выбора тарелок без сервиза

Тарелки, как и другие предметы для сервировки стола, украшают различными способами. Если это набор или полноценный сервиз, то одинаковый декор гарантирован. Но если приходится покупать отдельно, велик риск эффекта «разношерстности».

Выбирая пирожковую тарелку, приложите усилия, чтобы она вписалась в имеющийся набор. Если нет возможности найти подходящую линейку по стилю и материалам, купите прозрачные стеклянные . Через прозрачное стекло будет видна скатерть, посуда сольется со столом и не нарушит композицию. Также можно выбрать оригинальные изделия из дерева, они хорошо сочетаются с хлебом.

Если у вас есть набор белой посуды с рисунком, то обратите внимание на чисто белые тарелки. Однако гармонию могут нарушить рельефы на бортиках – учитывайте каждую мелочь, чтобы предметы сервировки максимально сочетались по оформлению.

Обзор красивой посуды с примерами

В этом обзоре вы увидите, как выглядят товары разных производителей из различных материалов. Возможно, именно таких нет в вашем городе, но найти подходящие не составит труда.

Симпатичная плоская тарелка «Садовая Роща» диаметром 15 см изготовлена из качественного костяного фарфора . Ненавязчивый узор подходит для повседневного стола и торжественных застолий. Край декорирован позолоченным ободком, поэтому для микроволновки не подходит. Коллекция представлена всеми видами сервировочной посуды.

Пирожковая плоская тарелка «Роза» сочетает минимализм и нежность. Чисто белое оформление без излишеств дополняет рельефный узор на дне. Романтичная розочка смотрится интересно и не вызывает нареканий у любителей классики. В коллекции «Роза, Маркеса» есть все виды столовой посуды. Но даже в единичном экземпляре она не испортит сервировку.

Тарелка из коллекции посуды «Бабочки на лугу» подойдет тем, то предпочитает оригинальность и люксовые вещи. Вся серия выполнена из фарфора. Рисунок прочный, не боится посудомоечной машины и интенсивной эксплуатации.

Фарфоровая тарелка Cellini с диаметром 15 см не отягощена росписью. Но декор бортов рельефным узором делает посуду изящной и статусной. Такой рельеф требует тщательного ухода, в углублениях могут скапливаться загрязнения при ненадлежащем мытье.

Стильная тарелка «Арборесценс» диаметром 16 см идеальна для таких стилистических направлений, как лофт, эклектика, авангард. Черно-серое сочетание придется по вкусу мужчинам и стильным дамам. Материал: фарфор.

Еще больше вариантов можно посмотреть в интернет-магазинах. Пирожковые тарелки продаются поштучно, в наборах по 3, 6, 12 штук и в столовых сервизах.

Если не хотите покупать лишнее, поищите магазины, которые позволяют создать свой набор посуды из отдельных предметов одной коллекции.

История тарелок начинается с III-IV тысячелетия до Рождества Христова и попадает на начало Бронзового Века. Родиной тарелки является Азия (Китай, Индонезия). В XIII-XIV веках, в процессе торговли с империей Оттомана, тарелка попала в нынешнюю Турцию и за сотни лет претерпела там эволюционные изменения, которые сделали из неё то, что мы сейчас называем «турецкими» или «западными» тарелками. С музыкой янычар (янычары — элитное подразделение турецкой армии, организованное в XIV веке и упразднённое в 1826 году после попытки свергнуть Султана) тарелки прибыли в Центральную Европу в XVI веке, где нашли применение в европейской военной музыке. А в XVIII-XIX веках также стали применяться и в симфонических оркестрах.

Само слово сymbal происходит от латинского cymbalum, в свою очередь заимствованного из греческого (kumbalom — небольшая чаша).

Эволюция тарелок

Со временем тарелки в Турции видоизменились и стали выделяться в особый вид — западные (турецкие). Нынешняя современная «западная» форма тарелки утвердилась в начале XIX века, с тех пор ее форма радикально не менялась.

Тарелки китайского типа имеют типичную конусообразную форму колокола с кольцевым изгибом по внешнему радиусу, который уменьшает вибрации и придаёт ей характерный звук. Изначально их торчащий колокол выполнял функцию ручки, так что музыкант мог держать тарелки руками и бить их друг о друга, как сейчас играют оркестровыми тарелками.

Согласно истории музыки, тарелки сначала применялись в маршевой музыке, затем в симфонических оркестрах, затем в небольших оркестрах — на танцах, а после в джазе и биг-бэндах.

В самом начале, в маршах и оркестровой музыке, тарелки использовались парами. Позднее, в процессе модернизации их функций появились так называемые «подвешенные» тарелки: тарелку, висящую на струне, «разгоняли» к акцентам мягкими маллетами. Обычно такие тарелки были большими и тонкими.

Позднее, в танцевальной музыке появились два типа тарелок: крэши (использовались для акцентов) и райды (использовались для аккомпанемента).

История Paiste начинается на стыке веков




Россия (1901-1916)

Михаил Томас Пайст (Michail Toomas Paiste), композитор и музыкант, чей отец приехал в Россию из Эстонии на службу в Царскую Гвардию, открывает издательское дело и музыкальный магазин в Санкт-Петербурге. Дело, в которое также входило скромное производство и ремонт музыкальных инструментов, процветало в течении многих лет, пока перемены, сопровождающие Великую Революцию, не вынудили всё закрыть.

Эстония (1917-1939)
Михаил Томас возвращается на родину своих предков и возобновляет своё дело в Таллине. Именно здесь он начинает разрабатывать и производить тарелки для концертных и маршевых бэндов вместе со своим сыном Михалом, который быстро становится идеологом и берёт бизнес в свои руки. Стараясь удовлетворить быстро растущие запросы «современной» музыки и становление ударной установки, сын начинает разрабатывать собственную концепцию тарелок турецкого типа, которые тогда он предпочёл китайским. Тогда же он разрабатывает первые гонги. Получившиеся в результате инструменты завоёвывают награды и мировое признание в процессе распространения в Европе, Штатах и других странах.

Польша (1940-1944)
Тяготы Второй Мировой Войны вынудили Михаила Пайста уехать из Эстонии в Польшу, где он снова открывает семейный бизнес. Из-за военных ограничений компания испытывает трудности с поставками сырья и поддержанием международных отношений, но ей удаётся остаться на плаву.

Германия (1945-)
К концу войны Михаил Пайст со своей семьёй бежит из Польши в Северную Германию, где, уже в третий раз, открывает дело по производству тарелок и гонгов. Безупречная репутация инструментов помогла восстановить деловые связи и обеспечить устойчивое развитие экспорта в пятидесятых годах.

Швейцария (1957-)
Михаил Пайст основывает производство в Швейцарии и подключает к делу уже третье поколение Пайст, своих сыновей Роберта и Томаса, что способствует дальнейшему развитию компании. Следующим этапом становится перенос головного офиса в швейцарское отделение. С 2003 года компанию возглавляет сын Томаса Эрик.

США (1981-)
С открытием отделения Пайст Америка, компания получает твёрдую точку опоры на крупнейшем в мире рынке музыкальных инструментов.

Эстония и Испания (1995-2005)
В 1995 Paiste буквально возвращается на родину, вновь открывая представительство компании в Эстонии после почти пятидесяти лет отсутствия. В том же году открывается представительство в Испании.

Философия Paiste

Основной принцип семейного бизнеса Paiste в том, чтобы постоянно искать новое звучание тарелок, гонгов и другой перкуссии из бронзы в соответствии с творческими потребностями современных барабанщиков и перкуссионистов. Основой для этого является сочетание воображения музыканта и новаторского духа производителя музыкальных инструментов. А той искоркой, что поддерживает этот принцип, является сама музыка во всей своей красоте, сложности и бесконечности новых путей самовыражения.

Секреты звучания Paiste — это результат векового опыта, глубоких знаний о самом звуке и музыкальных сплавах, кропотливого мастерства и постоянных экспериментов. Cлучайных результатов не бывает. Тщательность разработки гарантирует постоянное качество и характер звука каждой тарелки, перкуссии или гонга. Благодаря этим преимуществам достигается полный спектр уникальных и характерных звуков, которые отвечают персональным запросам музыкантов для успешной реализации музыкальных идей.

Разработка инструментов

В разработке инструментов задействованы члены семьи Пайст, ключевой производственный персонал и опытные работающие барабанщики. Такая команда, из людей с различным опытом за спиной, собирает воедино свои знания для создания нового инструмента. Изучают отзывы и пожелания барабанщиков со всего мира, собирают их в единую концепцию и формулируют общую задачу. Согласно сформированной идее звучания создаются первые прототипы, которые вновь и вновь пересматриваются, пока не достигается соответствие изначальной идее звука. Затем полученные прототипы попадают в руки лучших артистов Paiste, которые оценивают их пригодность и степень актуальности в рамках поставленной задачи. После чего могут быть внесены очередные изменения, пока не появится конечный прототип, который и станет мастер-тарелкой (их в итоге будет сделано несколько для производственных нужд).

Также подразделение по разработке инструментов занимается и полностью инновационными продуктами, в основе которых лежит исключительно их фантазия. В своих креативных изысках и регулярных экспериментах они изобретают новые сплавы, формы и методы производства.

Неполный список достижений Paiste

1930-ые — Первая компания, определившая и спланировавшая конкретные модели в производстве

1947 — Первая компания, производящая более одного класса качества

1949 — Первая тарелка чайна для ударной установки

1963 — Впервые использован сплав 8% бронзы (CuSn8). Первый овальный колокол на чайне

1967/68 — Изобретение хай-хета с волнистой нижней тарелкой (Sound Edge). Изобретение флэт райда

1980 — Изобретение необточенных кованых тарелок (Rude)

1983 — Изобретение вывернутой наизнанку чайны (Novo China)

1984 — Первые крашеные тарелки

1989 — Изобретение бронзового сплава Signature

1996 — Первые в разработке и воссоздании исторических звуков тарелок (Traditionals)

2001 — Запатентованный радикально новый способ обточки, улучшающий звук тарелки (Sonic Texture Formula)

2005 — Благодаря новым цифровым технологиям, Paiste совершает прорыв в передаче знаний формы, структуры и звука швейцарского подразделения на немецкий завод «Paiste Sound Technology»

2007 — Подлинная турецкая бронза и швейцарское качество объединяются вместе для создания новой традиционной серии тарелок (Twenty)

Организация: МАДОУ д/с №8 « Родничок» г.Грязи

Населенный пункт: Липецкая область, г. Грязи

Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность детей.

  1. Закрепить знания детей о материалах (камень, стекло, дерево, металл, керамика, пластик);
  2. Учить детей приемам рисования специальными красками по керамике;
  3. Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук;
  4. Знакомить с правилами безопасного поведения в быту;
  5. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с красками.

Ход занятия:

Учитель-логопед: Ребята, меня с детства интересовали разные тарелочки. Когда я была маленькой, у меня была тарелочка расписная, красивая, не такая как у всех, её мне подарила бабушка на день рождения. А когда я подросла, мама купила мне тарелочку с голубыми горошинами и с голубой каёмкой, она тоже была очень красивая, и я берегла её, аккуратно кушала и мыла под краном свою тарелочку. Когда я стала взрослой, то попробовала собрать небольшую коллекцию тарелок. А как вы понимаете, что такое коллекция? (Ответы детей). Мне хотелось бы сегодня показать вам мою коллекцию.

Рассматривание и сравнение коллекции тарелок, среди них лежит лист растения (лилии), плоский камень.

Какие именно тарелки понравились вам больше всего? Почему? Что вас удивило? (Ответы детей). Вас удивило, почему на выставке тарелок оказались камень и лист растения. Послушайте, и вам все станет понятно.

«Тарелка из листка»

Давным-давно, когда не было ни домов, ни детских садиков, ни магазинов, когда люди жили еще в пещерах, произошла эта история. Захотел как-то древний человек поесть. Убил он на охоте кабана, поджарил на костре мясо. (Показ картинки). И тут он подумал: на что ему мясо положить? В руках держать горячо, на землю положить – что с мясом будет? Испачкается мясо. Подумал человек и решил сорвать большой лист у какого-нибудь растения, чтобы на него положить мясо. Так и сделал. Так что первой тарелкой был листок. Но удобна ли такая тарелка? Давайте проведем эксперимент. Вот у меня листочек, подойди …(Миша), насыпь на него крупу и попробуй сделать вид, что хочешь поесть с листочка? Что происходит? Все рассыпается. Удобно ли есть с листочка? Почему все рассыпается? Листок плоский и маленький.

«Тарелка из камня»

Вот и древнему человеку было неудобно есть из такой тарелки. Нужно придумать что-то другое. Посмотрел вокруг себя и увидел много камней. Выбрал из них самый плоский. Вот такой примерно. (Показ плоского камня). Затем целых два дня долбил он камень, чтобы появилось в нем углубление. А легко ли ему было долбить камень? Попробуйте сами. (вызывает одного ребенка). Получилось ли у тебя сделать хоть малюсенькое углубление в камне? Легка или тяжела эта работа?

Тяжело пришлось древнему человеку. Но когда готова была каменная тарелка, положил на нее человек мясо, сел и обрадовался, что у него есть теперь такая удобная тарелка. Но через некоторое время человеку эта тарелка стала меньше нравиться. Как вы думаете, почему? Возьмите камень в руки. Какой он по весу? Тяжелый. Руки устают держать такую тарелку, ведь столов тогда еще не было.

«Тарелка из дерева»

Тогда решил человек сделать посуду из чего-нибудь полегче – из дерева. Взял он деревянную чурку выдолбил в ней углубление. Получилась удобная тарелка. Всем она хороша, да только боятся деревянные тарелки огня. Давайте поразмышляем, почему? Почему тарелка из дерева боится огня? Дерево быстро и хорошо горит. (продемонстрировать со спичкой). Прошло немало времени. Человек научился строить дома, шить одежду и многому другому. И захотелось человеку, чтобы предметы, которыми он себя окружил, были не только удобными, но и красивыми. Вот тогда-то и пришло человеку в голову украсить тарелку узорами. Вот какие красивые расписные тарелки. (Показ).

«Тарелка из глины»

Чем больше проходило времени, тем больше умел человек. Человек стал использовать для изготовления тарелок глину. (Показ). Глиняные тарелки не боялись огня, воды и солнца, но были хрупкие. Как вы понимаете это слово? Хрупкий – значит очень непрочный, легко ломающийся. Повторите слово «хрупкий» и постарайтесь запомнить. Большинство тарелок в вашем доме и в детском саду сделаны именно из глины.

«Тарелка из стекла»

Когда человек научился делать стекло, он стал изготавливать из него тарелки. (Показ). Что вы можете сказать о стеклянных тарелках? Какие они? Стеклянные тарелки красивые, изящные, праздничные. Но у них есть серьезный недостаток. Как вы думаете, какой? Они хрупкие, легко бьются.

«Тарелка из пластика»

Со временем человек овладел производством пластика. Из пластика были сделаны многие предметы. В том числе и тарелки. (Показ). Чем хороши эти тарелки? Они легкие, небьющиеся. Но от горячего такие тарелки могут плавиться. Поэтому из пластиковой посуды нельзя есть горячую пищу.

Вопросы детям:

Описательные вопросы:

  1. Как глядя на тарелку мы можем сказать, для чего она предназначена?

Каузальные вопросы:

  1. Зачем нам нужны тарелки?
  2. Почему для супа и второго блюда тарелки разные?

Субъективные вопросы:

  1. Что вы знаете об истории тарелок?
  2. Что вы чувствуете, глядя на коллекцию тарелок?

Воображаемые вопросы:

  1. Что было бы, если бы тарелок не существовало?
  2. Если бы у вас была подарочная тарелка, кому бы вы её подарили?

Оценочные вопросы:

  1. Что лучше, когда каждый ест из своей тарелки или все едят из общей?

Просмотр фрагмента мультфильма «Федорино горе», беседа по содержанию. Почему так случилось, что вся посуда от Федоры убежала?

А сейчас давайте придумаем сказку: «Жила – была тарелка». Закончить предложением: «И девочка Маша была очень рада иметь такую красивую тарелочку».

А вам хотелось бы получить в подарок красивую тарелочку? Тогда попробуем приготовить в подарок друг другу самые необычные тарелки. Королева кисточка приготовила для нас необыкновенные краски, которые рисуют по керамике. Вы украсите эти тарелочки, как вам нравится, и подарите друг другу.

(Дети самостоятельно раскрашивают тарелочки).

Методическая литература:

И. А. Лыкова - «Изобразительная деятельность в детском саду»;

И. А. Лыкова - «Изобразительноетворчество в детском саду»;

журналы «Старший воспитатель», 2009-2010г.

Проект в старшей группе

по теме: "История тарелки"

с 22.10.2018 по 26.10.2018
Продолжительность : краткосрочный.
Тип проекта: творческий, ознакомительный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: «Нужна ли нам тарелка? Какие разные бывают тарелки? История тарелки».
Цель: Содействовать развитию познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете-тарелке. Развитие эстетического восприятия.
Задачи
Для детей:
-обогащать представление о видовом многообразии тарелок (разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику);
-поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
-развивать эмоциональную среду;
-развивать творчество и фантазию при декорировании тарелок
Для родителей:
-привлечь родителей к познавательной сфере ребёнка;
-стимулировать творческую деятельность родителей через совместное с детьми творчество;
-способствовать установлению партнёрских отношений педагогов и родителей в вопросах воспитания и образования детей.
Для педагогов:
-обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
-создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
-способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта.
Продукты проекта
Для детей:
-знакомство с загадками о тарелочке;
-роспись бумажных тарелок элементами хохломской росписи, гжели;
-лепка посуды из солёного теста, роспись;
-дидактическая игра разрезные картинки «Посуда»;
-история появления тарелок (беседа)

Для педагогов:
- разработка тематического проекта по теме
-подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
Для родителей:
-выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми
в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
Этапы:
Подготовительный:
-определить объект изучения;
-создать проблемную ситуацию (за обедом у одного из детей не оказалось тарелки).
-сбор экспонатов.
Исследовательский:
- знакомство с разными видами тарелок
-откуда «пришла» к нам тарелка (Беседа)

Создание продукта по проекту:
Заключительный:
-обобщение результатов работы;
- организация выставки тарелок из соленого теста, расписанных детьми.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

тема «Откуда к нам пришла тарелка»

Цель занятия:

Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком.
Задачи:

Упражнять детей в использовании прилагательных, обозначающих материал, из которого изготовлен предмет.
Закрепить знания о материалах (камень, стекло, дерево, металл, керамика, пластик).
Активизировать познавательную деятельность детей.
Развивать любознательность, мышление, творческое воображение.
Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с пластилином.

Оборудование:

Разнообразные тарелки, расставленные как на выставке, картинка с изображением древнего человека у костра, крупные листья какого-нибудь растения, плоские камни, крупа, пластиковые тарелки, разноцветный пластилин, оборудование для лепки.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами отправляемся на выставку. Знаете ли вы, что такое выставка? Выставка – это показ, выставление на показ, чтобы многие люди могли увидеть. Повторите слово «выставка» и запомните его.
А теперь мы отправляемся на выставку тарелок.

Рассматривание экспонатов выставки

Какие именно тарелки понравились вам больше всего? Почему? Что вас удивило?

Вас удивило, почему на выставке тарелок оказались камень и лист растения. Послушайте, и вам все станет понятно.

«Тарелка из листка»

Давным-давно, когда не было ни домов, ни детских садиков, ни магазинов, когда люди жили еще в пещерах, произошла эта история. Захотел как-то древний человек поесть. Убил он на охоте кабана, поджарил на костре мясо. (Показ картинки). И тут он подумал: на что ему мясо положить? В руках держать горячо, на землю положить – что с мясом будет? Испачкается мясо. Подумал человек и решил сорвать большой лист у какого-нибудь растения, чтобы на него положить мясо. Так и сделал. Так что первой тарелкой был листок. Но удобна ли такая тарелка? Давайте проведем эксперимент.

Возьмите листочки, насыпьте на них крупу и попробуйте сделать вид, что хотите поесть с листочков? Что происходит? Все рассыпается. Удобно ли есть с листочка? Почему все рассыпается? Листок плоский и маленький.

«Тарелка из камня»

Вот и древнему человеку было неудобно есть из такой тарелки. Нужно придумать что-то другое. Посмотрел вокруг себя и увидел много камней. Выбрал из них самый плоский. Вот такой примерно. (Показ плоского камня). Затем целых два дня долбил он камень, чтобы появилось в нем углубление. А легко ли ему было долбить камень? Попробуйте сами.

Экспериментальная деятельность детей

Детям предлагается попытаться сделать углубление в камене с помощью другого камня.
Получилось ли у вас сделать хоть малюсенькое углубление в камне? Легка или тяжела эта работа?

Тяжело пришлось древнему человеку. Но когда готова была каменная тарелка, положил на нее человек мясо, сел и обрадовался, что у него есть теперь такая удобная тарелка.

Динамическая пауза «Мы на выставке бывали»

Мы на выставке бывали,
Очень многое узнали.
(Шаг на месте)

Хорошо все рассмотрели,
И, конечно, поумнели.
(Развести руки в стороны, дотронуться указательным пальцем до головы)

Но пора нам отдохнуть.
Разомнемся – снова в путь.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой)

Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево)

А теперь мы приседаем,
Мы прекрасно понимаем –
Ноги нужно укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять.
(Приседания)

Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны)

Но через некоторое время человеку эта тарелка стала меньше нравиться. Как вы думаете, почему? Возьмите камень в руки. Какой он по весу? Тяжелый. Руки устают держать такую тарелку, ведь столов тогда еще не было.

«Тарелка из дерева»

Тогда решил человек сделать посуду из чего-нибудь полегче – из дерева. Взял он деревянную чурку выдолбил в ней углубление. Получилась удобная тарелка. Всем она хороша, да только боятся деревянные тарелки огня, воды и солнца. Давайте поразмышляем, почему? Почему тарелка из дерева боится огня? Дерево быстро и хорошо горит. А почему тарелка из дерева боится воды? От воды дерево разбухает и теряет форму. И почему тарелка из дерева боится солнца?

Прошло немало времени. Человек научился строить дома, шить одежду и многому другому. И захотелось человеку, что бы предметы, которыми он себя окружил, были не только удобными, но и красивыми. Вот тогда-то и пришло человеку в голову украсить тарелку узорами. Вот какие красивые расписные тарелки. (Показ).

« Тарелка из глины»

Чем больше проходило времени, тем больше умел человек. Человек стал использовать для изготовления тарелок глину. (Показ). Глиняные тарелки не боялись огня, воды и солнца, но были хрупкие. Как вы понимаете это слово? Хрупкий – значит очень непрочный, легко ломающийся. Повторите слово «хрупкий» и постарайтесь запомнить. Большинство тарелок в вашем доме и в детском саду сделаны именно из глины.

«Тарелка из метала»

Научился человек делать изделия из металла, тут же сделал металлические тарелки. (Показ). Такие тарелки легкие, прочные, не горят, не бьются. Но они сильно нагреваются, когда в них находится горячая пища.

« Тарелка из стекла»

Когда человек научился делать стекло, он стал изготавливать из него тарелки. (Показ). Что вы можете сказать о стеклянных тарелок? Какие они? Стеклянные тарелки красивые, изящные, праздничные. Но у них есть серьезный недостаток. Как вы думаете, какой? Они хрупкие, легко бьются.

«Тарелка из пластика»

Со временем человек овладел производством пластика. Из пластика были сделаны многие предметы. В том числе и тарелки. (Показ). Чем хороши эти тарелки? Они легкие, небьющиеся. Но от горячего такие тарелки могут плавиться. Поэтому из пластиковой посуды нельзя есть горячую пищу.

Но зачем человек придумал столько разнообразных тарелок? Жизнь человека разнообразна, разные тарелки для разных случаев. В наше время люди очень редко пользуются деревянными тарелками и совсем не используют листья растений в качестве тарелок. Зато все остальные тарелки использует, но в разных случаях. Давайте поиграем.

Дидактическая игра «Какие взять тарелки»

Я буду предлагать вам случай, ситуацию, а вы предлагайте мне тарелки, которые к ней подойдут.
Какие взять тарелки для праздничного застолья? Стеклянные.
Какие тарелки подойдут для дачи или пикника? Пластиковые.
А какие тарелки положат в рюкзак туристы, отправляясь в дальний поход?
Металлические.
Какими тарелками мы пользуемся ежедневно?
Глиняными.

Воспитатель просит не только назвать материал, но и обосновать свое предложение.

Сегодня мы увидели много разнообразных тарелок. Все они сделаны мастерами. Давайте будем с уважением относиться к таким людям, беречь их труд. А как именно мы можем беречь их труд? Аккуратно обращаться с тарелками, мыть их, не бить.

Рефлексия:

Дети в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом:

Что мы узнали нового о тарелках?

Что было самым интересным?

На какой еще выставке ты бы хотел побывать?

Понравилась статья? Поделитесь ей