Контакты

Развитие уверенности в себе упражнения. Тренинг для детей-подростков «Уверенное поведение. Упражнение «Красивые женщины»

Тимофеева Елена Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОБУ МО ЦППМС-помощи Служба сопровождения замещающих семей г. Кировск
Населённый пункт: Мурманская область, г.Кировск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психологический практикум для подростков "Шесть шагов к уверенности в себе"
Дата публикации: 09.03.2016
Раздел: среднее профессиональное

Психологический практикум для подростков.

«Шесть шагов к уверенности в себе»

Тимофеева Е.М., педагог-психолог

Цель:
формирование чувства уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения.
Структура.
1.Приветствие. 2.Тест для тинэйджеров Э.М. Александровская. 3.Практикум: «Кто такой неуверенный человек?» 4.Рефлексия.
Ход тренинга

1.Приветсвие.

2.Тест для тинэйджеров Э.М.Александровская.
Предлагаю для начала выполнить небольшой тест.
3.Практикум: «Кто такой неуверенный человек?»

От неуверенности в себе человек может только страдать. Это гнетущее,

наседающее чувство рушит семьи, отношения, бизнес, мечты. Можно

сказать даже — отгоняет удачу и успех. Неуверенный в себе человек-это

скептик, не верящий в свои силы. Он не пробует, он не рискует, он не

строит. Он сомневается даже в том, неуверенный ли он человек. Такова

суть неуверенных людей-сомнения.

Мы не можем превратиться в других существ и стать другими людьми.

Мы не можем изменить свой рост, возраст или ДНК. Но мы можем

научиться эффективно, использовать свои ресурсы.

Рассмотрим: 1.схему «заколдованный психологический круг» неуверенного человека. Обсуждение. Вывод. Неуверенность в себе приводит к:  страху, ошибкам, негативным эмоциям и чувствам  неудачам, провалам, чувству ненужности и безысходности  усилению негативных эмоций и чувству «неудачника» Итак, что же необходимо сделать, чтобы развить в себе уверенность. Рассмотрим по порядку. Шаг первый. Умение признавать свои слабые и сильные стороны.
Упражнение «Силы сопротивления»
Цель: умение осознавать свои слабые и сильные стороны. Каждый участник сейчас подумает и назовет свои сильные стороны, а слабые запишет на листок бумаги (по желанию, можно зачитать его). Шаг второй. Возможность удовлетворения своих потребностей – приоритетная составляющая уверенности в себе. Шаг третий Вера в себя Согласны ли вы с тезисом С. Римпоше: «Походка меняет человека. Когда вы идете по жизни с высоко поднятой головой, ваше сознание меняется».
Упражнение «Походка»
(разыгрываем различные ситуации) Цель: отработка уверенного и неуверенного поведения. Шаг четвертый Готовность добиваться своей цели, способность действовать.
Упражнение « Мои ближайшие планы»

Цель:
умение определять для себя приоритетные планы.
Шаг пятый При неудаче готовность исправлять, пробовать учиться на своих ошибках. Неудача или поражение – это уже удача. Из этого вы можете заключить, что вы преследовали ложные цели и возможно в будущем, удастся избежать неприятностей подобных этой. Шаг шестой Ощущение себя хозяином собственной жизни или «полюби себя». Составим схему «заколдованный психологический круг» уверенного человека. Работа на флип-чарте. Улыбка — один из наиболее надежных способов снятия напряжения, тревоги и сохранение энергетики, тонуса. Одновременно улыбка – знак того, что ты уверен в себе и готов действовать.
Упражнение «Улыбка»
Цель: снятие эмоционального напряжения, отработка уверенного поведения. Попробуйте, пожалуйста, примерить самые различные улыбки: добрую, насмешливую, циничную, открытую, «сквозь зубы», надменную — чем больше, тем лучше. Обсуждение.
Рефлексия.

Приложение 1

Тест для тинэйджеров Э.М.Александровская

Каким ты выглядишь в глазах других.
Ответьте на следующие вопросы, выбрав один из предлагаемых ответов.
1.Мой любимый цвет:
А. Красный или оранжевый. Б. Белый.
В. Черный. Г. Темно-синий. Д. Желтый. Е. Коричневый. Ж. Зеленый.
2. Когда я ложусь спать, Я лежу:
А. На спине. Б.На животе. В.На боку. Г.Закрыв рукой голов. Д. С головой под одеялом.
3. Когда я иду на вечеринку, Я:
А.Надеваю яркую одежду, захожу в комнату с шумом, в надежде, что все обратят на меня внимание. Б.Надеваю что-нибудь особенное, но захожу тихо и надеюсь увидеть кого-нибудь из знакомых. В.Надеваю одежду, в которой надеюсь не привлекать к себе особого внимания.
4.Я хожу:
А. Большими быстрыми шагами. Б.Маленькими, быстрыми шагами. В.Не очень быстро, голова вперед. Г. Не очень быстро, голова вниз. Д. Медленно.
5. Обычно я чувствую себя лучше всего:
А.Сразу после того, как проснусь. Б. Днем. В. Поздно вечером.
6. Если происходит что-то смешное, то я:

А.Громко смеюсь. Б.Тихо смеюсь. В. Смеюсь про себя. Г. Широко улыбаюсь.
7. Когда я разговариваю с людьми, то:
А. Я стою со скрещенными руками. Б. Держу руки впереди себя. В. Одну или обе руки держу на боку. Г.Дотрагиваюсь до собеседника. Д.Дотрагиваюсь до своего лица или волос. Е.Люблю держать в руках какой-нибудь предмет.
8. Когда я расслабленно сижу на стуле, то я:
А.Держу колени руками. Б. Сижу нога на ногу. В. Вытягиваю ноги перед собой. Г. Одна нога подо мной. Ключ к тесту №вопрос а А Б В Г Д Е Ж 1 6 2 7 3 5 1 4 2 6 4 2 — — — — 3 7 6 4 2 1 — — 4 6 4 7 2 2 — — 5 2 4 6 — — — — 6 6 4 3 5 2 — — 7 4 2 5 7 6 1 — 8 4 6 2 1 — — — Результаты

42 и более баллов
: окружающие тебя люди считают, что ты самоуверенный человек, который любит находиться в центре внимания. Они восхищаются тобой, иногда завидуют, некоторые — боятся.

Тренинговые занятия для подростков

Тебе нелегко завязать дружбу.
От 35 до 41 балла:
окружающие находят тебя интересным человеком, с которым можно предпринять много веселого. Что ты сделаешь в следующий момент, нельзя предсказать, поэтому с тобой интересно. Многие хотели бы видеть в тебе лидера.
От 27 до 34 баллов
: тебя считают очень дружелюбным человеком. С тобой общаются, потому что ты приветлив и весел. Многие хотели бы с тобой дружить.
От 20 до 26 баллов
: ты осторожен и практичен. Друзья доверяют тебе, ты – им.
Менее 20 баллов:
окружающим кажется, что ты скромный и обеспокоенный человек. Некоторые считают, что ты слишком переживаешь из-за мелочей. По их мнению, ты очень осторожен: прежде чем что-либо предпринять, ты все тщательно обдумаешь.
Приложение 2
Составим схему «заколдованный психологический круг» уверенного человека. Вера в себя Чувство роста собственных возможностей, ощущение себя хозяином собственной жизни
Готовность добиваться своей цели, способность действовать При неудачи готовность исправлять, пробовать, учиться на своих ошибках Составим схему «заколдованный психологический круг» неуверенного человека. Неуверенность в себе Переживания невозможности справиться с собой и со своей
жизнью, формирование «неудачника» Страх ошибиться, негативные чувства Провал неудачи чувство безнадежности и беспомощности

В раздел образования

Смелыми не рождаются, смелыми становятся. Лучшей школой воспитания смелости и решительности является боевая обстановка.

Смелость и решительность воспитываются в процессе занятий по боевой подготовке. Кроме того, боец дополнительно тренируется в специальных физических упражнениях. Эти упражнения направлены на развитие у бойца веры в свои силы, на выработку привычки преодолевать чувство страха при некоторых физических упражнениях, связанных с трудностями и опасностями.

Занятие по теме: "Тренинг уверенного поведения"

Прыжки в глубину и длину, падение стоя на месте и с высоты (с поддержкой), передвижение на высоте, упражнения на автомашине и другие физические упражнения, а также многие другие виды спорта являются хорошим средством для развития смелости и решительности.

Прыжки в глубину и длину

Прыжки в глубину и длину совершать одновременно всем подразделением группами по 3-5 человек или поточно (один боец за другим).

Прыжки выполнять по команде, знаку или сигналу командира.

Прыжки с обрывов в глубину и длину производить в песок и другой мягкий грунт из положения приседа и стоя (рис. 170). Прыжки с крыши строения, из окна производить из положений стоя, приседа и виса (рис. 171).

Прыжки с места в длину и глубину производить через ручей, яму с водой.

Прыжки через коня в длину ноги врозь производить с расстояния 10, 6, 4 и 2 шагов.

Прыжки с дерева из положений виса и сидя производить вначале по двум знакам или сигналам. По первому знаку или сигналу бойцы приготавливаются, по второму прыгают, а затем прыгают по одному знаку или сигналу.

Прыжки с обрыва в воду производить после исследования дна ручья или речки. При этом необходимо обеспечить наблюдение 1-2 лучших пловцов подразделения за прыжками.

Передвижения на высоте, падения и прыжки

Падение на месте

Падение спиной назад, на руки товарища, производить, не сгибая тела, напрягая мышцы ног, спины и шеи.

Бойцы, которые ловят падающего, подставляют руки под лопатки, под руки, а затем, после хорошей подготовки, держат руки сложенными "в замок" и ловят падающего ниже за шею (рис. 172).

Падения с высоты

Падение разведчика с различной высоты в брезент, который держат 6-8 бойцов, производится из различных положений: сидя, стоя, лёжа, лицом в сторону падения и спиной в сторону падения (рис. 173). Падения можно производить с доски, которую 4 бойца поднимают на высоту пояса, груди и вытянутых рук с крыши сарая, дерева и т. д. с высоты до 3 м. Боец, совершающий падение, должен свернуться комочком, то есть убрать голову и согнуть ноги.

Читайте также:

Тренинг «Будь уверенным в себе»

НЕ БУДЬ РАБОМ САМОУВЕРЕННОСТИ – ОНА СВОДИТ С ДИСТАНЦИИ

Не преувеличивайте своих способностей изменять реальность. Переоценка собственных возможностей равна неадекватной оценке ситуации. Ошибка в себе вернее приведет к поражению, чем ошибка в обстоятельствах.

Толкование закона

Человек, стоящий на пути к успеху, гораздо более уязвим, чем тот, кто равнодушен к почету и славе. И прежде всего уязвимость эта обуславливается мерой уверенности честолюбивого субъекта. Не вызывает сомнений, что стремящийся к успеху должен непременно верить в свои силы, иначе он никогда не добьется желаемого. Но излишняя самоуверенность порождает душевную слепоту.

Человек, который не сомневается в успехе предпринимаемого, с одной стороны, достоин восхищения. Ничто так не выделяет и не возносит, как непоколебимая вера в самого себя. Когда ты не сомневаешься в том, что придешь к успеху, ты готов свернуть горы. Но в то же время ты не замечаешь того, что творится вокруг. А между тем эти действия могут быть направлены против тебя самого.

Излишне самоуверенный человек превозносит свои возможности. Он преувеличивает свои силы и, как следствие, преуменьшает силы своих противников. Но даже если он реально оценивает противоборствующую сторону, его шанс оказаться в проигрыше достаточно велик. Дело в том, что когда мы слишком самоуверены, то неправильно рассчитываем свои собственные силы и порой составляем нереальные планы. Неудивительно, что, не выполняя какой-то один пункт, в дальнейшим мы становимся жертвой бесперебойно работающего принципа «снежного кома», когда одна неудача влечет за собой другую, а та, в свою очередь, обуславливает следующую. В результате можно с уверенностью констатировать, что планируемое предприятие провалилось.

Как раз тут и возникает следующий пункт описанного выше принципа, когда человек, еще имеющий возможность поправить содеянное, вместо этого становится рабом своей самоуверенности. Он начинает винить в своих неудачах других людей, ссылаться на обстоятельства, но свою реальную вину он не осознает, а следовательно, не имеет возможности исправить ошибки. Неправильная оценка своих возможностей и непонимание сложившейся ситуации влекут за собой поиски истины там, где ее нет и быть не может. В результате возникает печальная картина, когда хорошие замыслы, близкие к воплощению в реальность, оказываются напрочь разбитыми.

Еще одна распространенная ошибка самоуверенного человека – это слишком конкретные планы. В жизни практически нет ничего строго определенного, потому что образ ее весьма изменчив.

Уверенность в себе: 10 упражнений против застенчивости

Человек предполагает, а располагает, как известно, сам Бог, поэтому, планируя что-то, необходимо делать поправку на то, что все может предстать в несколько ином свете, нежели это представлялось нам первоначально, а порой ситуация складывается и вовсе в прямо противоположном виде.

Несмотря на это, самоуверенный субъект не желает принимать подобный факт. Он составляет четкое расписание своих побед и завоеваний, он все расписывает по пунктам и к выполнению следующего приступает только после выполнения предыдущего. Здесь возникает замкнутый круг, потому что чем больше побед удается одержать самоуверенному человеку, тем больше растет его основное личностное качество. Когда же хотя бы один пункт из планируемого не удается, то человек разочаровывается оттого, что произошел крах всех его замыслов. Понятно, что это отнюдь не способствует успеху.

Образ

Самодовольный король, не сомневающийся в собственном величии и непревзойденности. Для него не существует никаких авторитетов, кроме себя самого. Он – единственный властитель в собственном мире, неповторимый в своем роде, гордый, вменяющий себе в заслуги все то, что по праву является достижением совершенно других людей. Он является королем прежде всего в своем сознании, в то время как его подчиненные не испытывают самого главного чувства, которое должны иметь слуги по отношению к своему правителю – уважения. А последнего трудно достичь, когда почиваешь на лаврах своей самоуверенности.

Доказательства закона

Хорошим историческим примером излишней самоуверенности является любая попытка завоевания мирового господства. Какой бы исторический персонаж ни пытался достигнуть подобной цели, в конечном итоге коварные планы оказывались разбитыми. И это происходило несмотря на то, что все предпосылки достижения желаемого у него имелись в наличии, а высокий уровень организации силовых структур и количество материальных средств не вызывали сомнений.

Лидеры, стремящиеся к мировому господству, оказывались низвергнутыми как раз потому, что обладали излишней самоуверенностью. Их высокий потенциал, в котором не приходится сомневаться, и который они, к сожалению, направляли на неблагородные цели, скорее всего и обуславливал провал тщательно планировавшегося замысла, поскольку в какой-то момент самоуверенность превращается как бы в плотную завесу, которая встает прямо перед глазами человека.

В результате он может не видеть того, что творится рядом с ним. Кстати, пьедестал, на который самоуверенный человек возводит себя самостоятельно, также является одной из причин неизбежного провала. Ведь с высоты порой бывают не видны некоторые важные события, и от этого падение с вершины социальной иерархии всегда наиболее стремительно и болезненно.

Вспомним хотя бы историю Наполеона. Казалось бы, многочисленные победы в завоеваниях являлись твердой и незыблемой основой для достижения цели – завоевания мирового господства. Тем не менее результатом его амбиций явился ошеломляющей силы крах тщательно продуманных и проверенных в действии планов.

То же самое, то есть провал планируемого, ожидал и другого, не менее известного исторического деятеля – Адольфа Гитлера. Его страшные замыслы, к счастью, не удались, хотя и стали причиной неисчислимых человеческих страданий. Кстати, относительно страданий, причиненных нашему отечеству, человеческая самоуверенность является, пожалуй, главной причиной. По крайней мере именно она обусловила невероятную масштабность причиненного вреда.

Как мы знаем, об угрозе нападения гитлеровских войск советскому руководству и, в частности, Сталину было известно задолго до официального объявления войны. Но бездействие политических деятелей в самый ответственный для страны момент является достоверным историческим фактом. Излишняя самоуверенность в непоколебимой силе застлала глаза советскому руководству, из-за чего было потеряно драгоценное время, и огромное количество человеческих судеб было искалечено самой страшной за всю историю человечества войной.

Лидеру, в любом смысле этого понятия, недопустимо быть излишне самоуверенным. Разумеется, он должен верить в свои силы, планировать возможность победы, но в то же время допускать и возможность проигрыша. Очень часто разрушительное действие человеческой самоуверенности распространяется на большое количество других людей и становится причиной многих бедствий. Из этого можно сделать вывод, что излишняя самоуверенность часто становится причиной социальных катастроф, периодически сотрясающих нашу жизнь.

Кстати, в истории много и других примеров, которые по праву можно считать позитивными. Прежде всего, личностями, представляющими эти примеры, являются верховные главнокомандующие, которые замечательными деяниями завоевали себе симпатии потомков. Эти люди, разумеется, были уверены в себе, однако эта уверенность не принимала извращенные формы. Они вполне допускали возможность промаха – и потому стремились сделать все возможное, чтобы его предотвратить. Таким замечательным историческим деятелем является, безусловно, Александр Васильевич Суворов, человек, умевший разрабатывать тактику и, вместе с тем, признавать собственные ошибки.

Если проследить историю отдельно взятого государства, то можно легко заметить, что в хронологических летописях историки с гораздо большей симпатией описывают тех, кто испытывал уверенность в собственных силах, действовал точно и умело, но в то же время избегал излишней самоуверенности, которая обычно является следствием прославления собственной персоны. Так и в жизни: люди, вызывающие всеобщее расположение и не кичащиеся своей значимостью, какой бы она ни являлась, истинной или мнимой, неизменно восхищают окружающих и вызывают симпатию.

Многие политические деятели отличаются чрезмерной уверенностью в себе. Должно быть, подобное качество в избытке присутствует в натуре чиновников и членов правительства потому, что только уверенные люди могут достигнуть мыслимых высот. Те же, кто не имеет таких качеств, как упорство и уверенность, вряд ли смогут добиться господства, какой бы смысл ни вкладывался в это понятие.

Однако относительно политических деятелей можно сказать вполне определенно: их излишняя уверенность является отрицательным качеством. Власть, данная человеку, накладывает на него большую ответственность, значение которой ни в коем случае нельзя приуменьшать. К сожалению, далеко не все люди понимают это, и, оказавшись у власти, они часто начинают злоупотреблять своим положением. Подобное поведение заметно у многих политиков, как былых времен, так и современности.

… Картина стольких государственных сует в судьбах различных народов учит нас не слишком гордиться собой. Столько имен, столько побед и завоеваний, погребенных в плену забвения, делают смешною нашу надежду увековечить свое имя захватом какого-нибудь курятника, ставшего сколько-нибудь известным только после своего падения, или взятием в плен десятка конных вояк. Пышные и горделивые торжества в других государствах, величие и надменность стольких властителей и дворов укрепят наше зрение и помогут смотреть, не щурясь, на блеск нашего собственного двора и властителя…

/Мишель Монтень/

Обратная сторона закона

Итак, стало понятно, что излишняя уверенность является резко отрицательной чертой. Однако и ее отсутствие вряд ли можно назвать благоприятным качеством. Все потому, что крайности недопустимы в любой сфере человеческой жизни, а уж тем более в той, которая касается людских судеб.

Человек, который находится на пути к успеху, всегда должен реально оценивать свои возможности, а любое колебание в ту или иную сторону неизбежно приводит к краху. О преувеличении собственных сил уже было рассказано, однако и преуменьшение приводит к результату, обратному желаемому. Прежде всего, человек, который не верит в себя, просто не будет пытаться что-то совершить, а, как известно, кто ничего не делает, тот ничего и не будет иметь. Человек, стремящийся к лидерству, но при этом преуменьшающий собственные возможности, никогда не добьется успеха. Этот факт не вызывает сомнений.

В том случае, когда человек, опасаясь, как бы не стать излишне самоуверенным, начинает сознательно тормозить свое развитие, он непременно начнет деградировать. Это обязательно произойдет, потому что постоянно находиться на одном уровне развития просто невозможно. Течение жизни неприостановимо, все меняется, а в зависимости от изменений окружающей среды меняется и тот, кто является ее обитателем. Иными словами, если человек не развивается в лучшую сторону, значит его развитие идет в обратном направлении, по принципу регресса.

Уверенность в своих силах – вот то, к чему следует стремиться. Однако это понятие и понятие самоуверенности вовсе не одно и то же. Самоуверенность предполагает наличие непоколебимого ощущения собственной значимости и полнейшего исключения недостатков, а уверенность в собственных силах не исключает возможности и плохого исхода, но в то же время акцентирует все силы и возможности на уничтожение этого негатива.

Как бы там ни было, но грань между уверенностью в собственных возможностях и категоричной самоуверенностью очень легко перешагнуть. Человек, не сомневающийся в своем величии, на самом деле жалок, как, в принципе, и тот, кто не верит в успех собственного предприятия.

Притча

На свете жил один король, который всегда был уверен в собственных силах, и это было настолько ярко выражено, что со временем стало темой тайных насмешек придворных и слуг. Людей забавляла недальновидность их государя, его стремление подчеркнуть свою значимость, выделиться. Он просто обожал слушать похвалы в свой адрес.

Но более всего короля заботило то, как он выглядел как политик и государственный деятель. Его очень беспокоило, что королевство, которым он правил, не настолько велико, как ему бы того хотелось.

И вот однажды король принял решение – пойти войной на соседнее королевство, затем захватить еще одно, потом еще и еще и таким образом приумножить свои владения и стать могущественным правителем. Однако он неверно оценил силы своего королевства, в результате чего сразу же потерпел поражение. Правда, его самоуверенность от этого не пострадала, потому что он все же сумел одержать одну маленькую победу, завоевав княжество, которое было столь ничтожным, что его даже не было на карте.

Упражнения для тренингов на самооценку и уверенность в себе

Упражнение «Ода о себе»

Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.

Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно – поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.

Упражнение «Формула любви к себе»

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще… пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Упражнение «Стань уверенным»

Переход из одного состояния в другое сопровождается соответствующей перегруппировкой лицевых мышц. Например, улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.

Я сам: развитие уверенности в себе и ответственности

Попробуйте улыбнуться и удержите улыбку 10-15 секунд. Измените улыбку на ухмылку – почувствуйте недовольство. Примите гневный вид – почувствуйте гнев. Ваше лицо, голос, жесты, осанка могут вызвать любое чувство.

А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте свой голос – чтобы он не дрожал, не теребите ничего в руках, не рисуйте – это тоже признак тревожности, неуверенности. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я не могу в действительности стать таковым, но я могу контролировать свою осанку, следить за своим голосом, за своим лицом. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком». И вы станете уверенным в себе человеком.

Упражнение «Уверен на все 100»

Цель: научиться раскрепощаться и полюбить себя.

Это упражнение хорошо проводить на тренинге для женщин.

Материал: небольшие зеркала. Если нет, то участницы приносят с собой пудру с зеркальцем.

Каждая женщина хоть раз в жизни была (или есть) недовольна внешним видом (фигура, лицо, волосы…)

Во время тренинга участники становятся в круг. Далее

Друг другу говорим комплименты (по 3 комплимента)

Каждая участница говорит о себе присутствующим 3 качества, за которые ее надо любить. Последнее качество (обязательно затронуть внешность) нужно сказать перед зеркалом.

Итог: в результате этого упражнения дамы начинают любить и ценить себя. Если регулярно дома перед зеркалом проделывать это упражнения-результаты за короткий срок очень хорошие. Налаживание отношений с мужчиной, для тех, кто свободен – находит вторую половинку. На женщину начинают обращать внимание и тем самым ее самооценка растет.

Техника «Ощущения уверенности»

Постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у вас с уверенностью. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Как правило, люди говорят о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Возникает чувство, что координация движений у него просто великолепно и он легко сможет выполнить самый сложный акробатический пируэт.

Упражнение на повышение уверенности в себе

Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура: Вызывается желающий участник, он садится на стул напротив остальных игроков. Суть игры в следующем: основной участник должен довериться на столько, насколько он считает нужным, раскрыть себя для остальных членов группы. Ему надо говорить о самом себе. Все, что он считает нужным.

Основной участник может рассказывать о своих приобретениях в ходе тренинга, о собственных переживаниях, впечатлениях, о том как он себя чувствовал в данной группе, на занятиях, что неприятно задевало его «Я», а что вдохновляло, и т.п.

О своих способностях; планах на будущее.

По окончанию рассказа основного участника остальные задают ему волнующие, интересующие их вопросы, относящиеся к участнику. После выступления всех участников общее обсуждение игры.

Упражнение «Король и королева»

Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.

Анализ: это упражнение на обнаружение «защит» личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.

Упражнение «Красивые женщины»

Вызывается участник. Ведущий: Пройдя по помещению, выведите всех женщин, которых считаете для себя красивыми, сядьте напротив них и посмотрите, полюбуйтесь на них… Я должен задать девушкам один очень важный вопрос: «Вы знали, что вы красивые?» – «Нет» – «Так знайте это!» Поблагодарите того, кто вас выбрал, можете садиться на свои места.

Анализ: «Из выбранных 1-2 человека соответствуют эталонам красоты, к которым мы привыкли за счет телевидения, кино и обложек журналов. Но бывают всегда и такие, которые удивлены, что их выбрали. Это упражнение показывает всю нестандартность человеческих предпочтений. Это этюд оптимизма. Среди нас находится человек (девушка), который, может быть, считает себя непривлекательным. Так прошу вас поверить, в чьих-то глазах он может оказаться очень красивым».

Для убедительности можно попросить еще одного-двух человек (лучше мужчин) сделать свои выборы.

Упражнение «Я – Алла Пугачева»

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Данное упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения.

Тренинг «Повышение уверенности в себе»

Цель: отработка навыка уверенного поведения, самопознание, самосовершенствование, познание своего, не выявленного потенциала.

Задачи тренинга:

    расширить представление о себе ;

    актуализировать и осознать свои сильные стороны;

    помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного;

Материалы: небольшого размера мяч, бумага А4, ручка, карандаши или фломастеры, спокойная расслабляющая музыка.

Время проведения: 3 часа 10 минут

Количество участников: 12

Ход программы тренинга

Введение : Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности.

Упражнение 1 «Веселый мячик»

Цель : разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.

Время: 5 минут

Материал: небольшого размера мяч

Ход упражнения: Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди, друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.

Упражнение 2 «Ступеньки»

Цель : помочь участникам выстроить адекватную самооценку.

Время: 7 минут

Материал: бумага, ручка, карандаш

Ход упражнения : Участникам предлагается нарисовать лесенку из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

    1-4 ступенька – самооценка занижена

    5-7 ступенька – самооценка адекватна

    8-10 ступенька – самооценка завышена

Вопросы для обсуждений:

1.Соответствует ли данный результат вашим представлениям о самооценке? Почему вы так считаете?

Упражнение 3 « Великий мастер»

Цель: актуализация сильных сторон личности.

Время: 10 минут

Материал: бумага, ручка, карандаш

Ход упражнения: Я предлагаю вам подумать над тем «Великим мастером» чего вы являетесь, и рассказать об этом всем. На раздумье 2 минуты. Каждый участник по кругу начинает свое высказывание со слов « Я великий мастер……» например, пеших прогулок, приготовления кофе, при этом нужно убедить других участников в этом.

Вопросы для обсуждений:

    Трудно или легко вам было вспомнить и сказать при всех мастером чего вы являетесь?

    Какие чувства возникли при выполнении задания?

Упражнение 4 «Я сильный – Я слабый»

Цель : помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Время : 15 минут

Материалы : не требуются.

Ход упражнения : Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем то же самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы для обсуждений:

    Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?

    Почему, как вы думаете?

    Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?

    Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

Упражнение 5 «Рисунок Я»

Цель : расширить представление о себе, самопознание.

Время : 25 минут

Материалы

Ход упражнения : Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом друг с другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время. Например, 10 минут, по истечении, которого всё же не следует жёстко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.

Инструкция участникам : «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем, всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

Вопросы для обсуждений:

    Какими качествами обладает этот человек?

    Это уверенный в себе человек или наоборот?

    Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали?

    Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?

Упражнение 6 «Девиз»

Цель: дать участникам осознать свою индивидуальность и цели в жизни.

Время: 15 минут

Материалы: бумага, ручки

Ход упражнения: Ведущий. Был в старину обычай – изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем. Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе. На формулировку девиза дается 5 минут, (но торопить участников не следует). Затем вы по очереди зачитаете свои девизы и в случае необходимости дадите необходимые пояснения.

Главное в этом упражнении – идея и раскрепощенность самовыражения. Во время обсуждения все вправе задавать друг другу вопросы и комментировать свои девизы.

Вопросы для обсуждений:

1.Каие чувства возникли при составлении девиза?

2.Чем полезно было задание?

3.Будете ли использовать этот девиз в жизни?

Упражнение 7 «Кто Я?»

Цель : способствовать сближению группы, самоанализ.

Время : 15 минут

Материалы : бумага, ручки.

Ход упражнения: Участникам предлагается задуматься над вопросом «Кто я?», потом написать на листочке цифры от 1 до 10, напротив каждой цифры нужно написать свои характеристики, черты, интересы, о которых возможно никто из присутствующих не догадывается. Затем каждый сдаёт свой листочек ведущему, листочки перемешиваются и каждый выбирает листок. Характеристики зачитываются вслух и участники должны отгадать, кому принадлежат эти черты.

Вопросы для обсуждения:

    Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?

    Легко ли вам было выполнять его?

    Трудно было кому-то из вас отгадать, кому принадлежат характеристики?

    На ваш взгляд, все перечисленные характеристики человека подходили данному участнику?

Упражнение 8 «Интонация»

Цель : коррекция замкнутости.

Время: 15 минут

Материалы: бумага

Ход упражнения: На маленьких клочках бумаги участники пишут название любого чувства, эмоции. Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза.

Вопросы для обсуждений:

1.Было ли стеснение при произношении фразы столь необычным способом?

2. Какие чувства вызвало упражнение?

Упражнение 9 «Дополнительное рисование»

Цель : выявить склонность к неуверенности.

Время : 20 минут

Материалы : карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет, прежде всего, о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дефицит места, где можно нарисовать, что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Вопросы:

    Дополнили ли вы рисунок?

    Если нет то почему?

    Это именно то, что вы хотели бы добавить?

    Если нет то почему?

    Что именно Вы изобразили?

Упражнение 10 «Я – звезда»

Цель : отработка навыков уверенного поведения.

Время : 20 минут

Материалы : не требуются.

Процедура : Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Вопросы:

    Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?

    Что схожего между Вами и выбранной звездой?

    Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?

    Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?

    Где было легче, показывать или отгадывать?

Упражнение 11 « Просто поверь в себя»

Цель: релаксация, самопознание, поднятие уверенности в себе.

Время: 15 минут

Материалы: спокойная, расслабляющая музыка

Ход упражнения : предлагается сесть удобней, закрыть глаза и расслабиться. Когда все сели, успокоились, начинает звучать музыка и ведущий говорит свои слова: Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в большой комнате с двумя зеркалами на противоположных стенах. В одном из них вы видите свое отражение. Ваш внешний вид, выражение лица, поза – все говорит о крайней степени неуверенности. Вы слышите, как робко и тихо вы произносите слова, а ваш внутренний голос постоянно твердит: «Я хуже всех!» Постарайтесь абсолютно слиться со своим отражением в зеркале и почувствовать полное погружение в болото неуверенности. С каждым вдохом и выдохом усиливайте ощущения страха, тревоги, мнительности. А потом медленно «выйдите» из зеркала и отметьте, как ваш образ становится все более тусклым и, наконец, гаснет совсем. Вы уже никогда не вернетесь к нему.

Медленно повернитесь и всмотритесь в свое отражение в другом зеркале. Вы – уверенный в себе человек! Память подсказывает три ярких события вашей жизни, когда вы были «на коне». Вспомните звуки, образы, запахи, сопровождавшие тогда ваше чувство уверенности. Ваш внутренний голос прорвался наружу: «Я верю в себя! Я уверен в себе!». Красный столбик вашей уверенности поднимается по шкале градусника и с каждым вашим вдохом и выдохом приближается к стоградусной отметке. Каков цвет вашей уверенности? Наполните себя им. Создайте вокруг себя облако уверенности и окружите им свое тело. Добавьте музыку уверенности, запахи. Постарайтесь увидеть символы, образ вашей уверенности и слейтесь с ним. Представьте размашистую надпись золочеными буквами на базальте: «Я уверен в себе!». Представьте себе огромный зал. Вы стоите на сцене, и вам аплодируют десятки тысяч человек. Под конец глубоко вдохните и откройте глаза .

Вопросы для обсуждений:

1.Какие чувства у Вас появились после представления себя уверенным?

2.Образ, какого человека представился лучше? Уверенного или наоборот?

Рефлексия

Цель: подведение итогов тренинга, обратная связь

Время: 15 минут

Материалы: не требуются

Ход упражнения: Участникам группы предлагается закрыть глаза и представить, что занятия в группе закончились. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге? Какие чувства испытывали? Что нового узнали о себе, о группе? Как будете использовать эти знания? Чему научились? Как это пригодиться в будущем? Что было важным? Над чем вы задумались? Что происходило с вами? Что нужно развивать на будущее? Через несколько минут предлагается открыть глаза и ответить на любой вопрос из всех озвученных.

Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Почему одни достигают успехов, строят крепкие семьи, легко получают то, что не удается другим годами? По большому счету, у всех людей исходные данные почти одинаковые: у всех по 24 часа в сутки, все обучаются в типичных школах и университетах, все нацелены на счастье и благополучие. А в реальности пробиваются единицы.

Основные моменты

Разница в социальной иерархии становится все очевидней к 30 годам. В этом рубеже человек начинает анализировать свою жизнь и задавать самому себе риторические вопросы.

Важно! Не следует рассказывать свои сокровенные мысли о себе своим окружающим. Если очень хочется выговориться, то лучше выбрать для этого малознакомого человека или нанять психиатра, как это делает каждый взрослый человек в Америке.

Одной из причин несостоявшихся аспектов жизни может быть низкая самооценка. Проблема распространенная. С этим живут, хоть и не счастливо. Но, проявив настойчивость, можно легко перебороть проблему и шокироваться результатам. Итак, ниже будут рассмотрены психологические упражнения по развитию .

  1. Наверняка, в жизни были случаи, из которых удалось каким-то образом выбраться. Возможно даже не прежним человеком. Например, несчастный брак. Кто-то рассматривает его, как выход из тупиковой улицы, кто-то – как трагедию. Это тоже вопрос самооценки.
    Цель – определить качества, которые помогли пережить трудные времена. Все качества следует записывать на бумагу.
    Например: если речь идет о длительном поиске работы или безденежном периоде – терпение, настойчивость, ответственность за себя, оптимизм и так далее.
    Частый случай, при котором самооценка сильнее всего «болит», – расставание. Какие мотивы помогли сделать шаг назад? Вера в лучшее будущее, необходимость знать себе цену, предусмотрительность? Если инициатором был другой? Тогда, наверняка, помогли пережить такие качества как терпение, оптимизм, сила духа и энергичность.
    Следующий шаг предполагает поощрение этих качеств. Например, оптимизм. Теперь следует на эту тему и запомнить их. Благо, поисковик сегодня доступен абсолютно всем. Цитаты можно запомнить, записать или публиковать в социальных сетях в своем профиле.
  2. Следующее упражнение для повышения самооценки – поиграть в другого человека. Можно выбрать того, кто нравится и вызывает восхищение. Если это модель, то прогуливаясь, представить себя ею. Если это персонаж, то выучить его удачные фразы и периодически входить в его образ. Что это даст? Даст уверенность в том, что стать другим – очень легко. Достаточно освоить даже одну черту – манеру говорить или походку. Когда роль кумира отыграна, можно уже составить свой образ, каким он мог бы быть при наличии высокой самооценки.
  3. Если взрослым помогают жизненный опыт и более широкие возможности, то упражнения на требует участия со стороны. Подросток может не знать свою проблему, но его выдают неладные отношения со сверстниками, отсутствие амбиций и самобичевание. Все усугубляется тем, что у подростка нет навыков адекватной трактовки оценки окружающих. Он все принимает за чистую монету. Любое замечание, любая случайная реплика может сформировать в нем определенные установки. Собственно, через это проходят все.

Помочь подростку могут взрослые, с которыми установлены доверительные отношения. Беседа по душам и разъяснение некоторых простых жизненных постулатов помогает подростку правильно сформировать свой внутренний мир.

Как помогают упражнения развивать в себе уверенность?

Чтобы понять, какой вид упражнений для и уверенности в себе нужен конкретному человеку, необходимо определить уровень исходного состояния. В этом помогут онлайн тесты из серьезных источников. Проблемы легкой степени, при которых, в целом, у человека все хорошо, но периодически возникают трудности во взаимоотношениях с миром, вполне разрешимы с помощью регулярных упражнений на повышение уверенности в себе.

Но большинство из них рассчитаны на групповые занятия. Проблема в том, что неуверенный человек не всегда решается записаться на групповые тренинги. Такие люди часто предпочитают изоляцию и во всем винят исключительно собственную персону. Выносят суровые вердикты с подтекстом на безнадежность ситуации.

На самом деле проблема решается очень просто. Любой метод открывает глаза на две простые вещи:

  1. Вера в свою ничтожность – вовсе не объективная оценка, а субъективное мнение человека, которое сформировалось под воздействием окружающих его людей. Человек поймет, что его когда-то нечаянно ввели в заблуждение относительно его собственной персоны, а он поверил в это.
  2. Первый фактор целиком и полностью подвластен самому человеку, стоит только выяснить особенности восприятия других людей. Например, как мы себя преподносим – так люди и воспринимают нас. Если кто-то сомневается в возможностях другого человека, есть множество способов отразить такое негативное влияние.

Другой аспект групповых тренингов – неустойчивый результат. Тренинги, проведенные в игровой форме, психикой могут быть восприняты, как увлекательная игра. По мере стирания впечатлений могут быть восстановлены старые установки. Как избежать этого?

Как бы психологи красиво не говорили и не реанимировали внутренний мир человека в его глазах, ему нужны ощутимые подтверждающие аргументы. То есть, пока впечатления свежи, нужно их подкреплять делами.

Интересно! Кстати, поэтому многие компании нанимают специалистов и проводят корпоративные тренинги. По их завершению у человека есть шанс сразу на деле проверить полученные знания, и таким образом укрепить свою самооценку.

Если нет возможности самостоятельно оплачивать тренинги, то есть смысл присматриваться к работе в таких компаниях. Это обычно компании, специализированные на оказании услуг населению или на продажах дорогих товаров. Работа в такой сфере полностью переформатирует человека, взрастив в нем непоколебимую уверенность в себе и научив тонко влиять на поведение других людей. Тогда точно отпадает необходимость в упражнениях по развитию уверенности в себе.


Примеры упражнения на развитие уверенности

Никто не совершенен. Мало кто из нас воспитан психологами и педагогами по всем правилам науки. У детей нет морального права винить родителей в чем-то, поскольку родители, априори, самые любящие люди. Если они что-то не смогли дать, значит, этого не было у них самих. А нынешнему поколению не стоит забывать, что наши предки воспитаны в суровых реалиях послевоенных лет, они жили, штопая детям колготки и выстаивая очереди на продукты первой необходимости. Было бы глупо указывать на их ошибки, начитавшись статей из интернета.

Весь смысл этих доводов в том, что внутренняя работа – это исключительно самостоятельная работа, будь это упражнения для уверенности в себе или другая проблема. К сожалению, у многих современных людей слово «самосовершенствование» вызывает нездоровое отношение. Причина проста – в них говорит эгоизм.

Но нет необходимости спорить с теми, кто думает иначе и имеет свои взгляды. Если полагается, что такие люди из окружения могут нанести вред нашему прогрессу, то против них есть единственно верный способ – не рассказывать им лишнего. Тем самым сохраняется колоссальная психическая энергия, так необходимая для собственных благ.

Есть одна особенность человеческой психики – на чем концентрируется внимание, то и реализуется в жизни, или, коротко говоря: «мысли материальны». Если мысли заняты низкой самооценкой и сомнениями насчет эффективности упражнений на повышение самооценки у взрослых, то жизнь тоже повернется в соответствующее русло.

Есть и панацея от этой особенности психики – отвлечение. Не уход от проблемы, а переключение на что-то, что приносит реальную пользу. Что это может быть? Например, занятие любимым делом. Если нет любимого дела, то нужно его срочно найти. Если нет и такой возможности, то взять ответственность за другого человека. Изменения, происходящие в процессе таких решений, заслуживают отдельного разговора.

А пока нужно резюмировать работу над самооценкой. Итак:

  • Прощать всех.
  • Определить свои границы и защищать их.
  • Быть увлеченным чем-то.
  • Не переставать трудиться над собой.

Результаты поразят, если будет время их анализировать и сравнивать себя с другими.

Если обида на родителей все же не отпускает, то, возможно, они действительно что-то недодали. Это – умение нести ответственность за собственную персону.

Содержание:

Неуверенность в себе не является страшным пороком. Казалось бы, что страшного произойдет, если из-за нее вы отказываетесь от того, чтобы попробовать себя в новой работе или познакомиться с понравившимся человеком. А вдруг оказалось бы, что эта работа - призвание всей жизни, а человек - ваша судьба? вы никогда этого не узнаете, потому что были неуверенны в себе и не использовали свой шанс. Если подсчитать, сколько потерь в жизни происходит из-за нерешительности и робости, можно ужаснуться. Сомнения пожирают все - деньги, энергию, любовь, успех. Остаются только сожаления о неисполнившихся мечтах и нереализованных возможностях.

Но все это никогда не поздно изменить. Для этого надо всего лишь стать уверенным человеком. Используя несложный тренинг уверенности в себе, состоящий из простых упражнений, вы сможете лучше познать себя.

Уверенность рождается именно из знания своих возможностей и себя.

Цель тренинга: исследовать и познать себя, самосовершенствование, повышение личного и профессионального роста, самопознание и терапия, выявление своего нераскрытого потенциала.

Задачи тренинга:

  • научиться жить ярко и радостно, осуществляя свои заветные мечты;
  • научиться открывать и осознавать свои привычки и взгляды на жизнь;
  • узнать свою настоящую сущность;
  • с абсолютной уверенностью чувствовать себя в любых ситуациях;
  • понять, как можно справиться с застенчивостью и беспокойством;
  • уверенно поддерживать беседу и деловые переговоры;
  • легко проводить выступления перед большим скоплением людей;
  • не бояться идти на риск.

«Каким я себя вижу, каким я буду в будущем»

Цель упражнения тренинга: научиться вырабатывать объективную самооценку себя, научиться фокусировать внимание на результате, который нужно достигнуть.

Это упражнение надо проводить в группе. Необходимо взять листочек, карандаши и нарисовать таким, каким себя видите. Чем красочнее будет рисунок, тем лучше. Дорисуйте важные элементы вашей жизни: хобби, увлечения, любимого питомца и т. д. После чего все листочки нужно собрать и перемешать, после чего все делятся впечатлениями по поводу каждого рисунка.

Используя листочек и карандаши, опять нарисовать себя, но только теперь в будущем. Вслух необходимо произнести своего рода «защиту» рисунка.

«Если произошло бы то…, то я бы сделал…»

Цель упражнения тренинга: выработать быструю реакцию на различные конфликтные ситуации.

Упражнение проводится в группе по кругу. Один человек придумывает конфликтную ситуацию (например: «Если бы у меня украли кошелек в автобусе…»), а второй высказывает свою реакцию на нее (например: «…я бы начал кричать, вызывать милицию»).

«Крылья уверенности»

Цель упражнения тренинга: открыть для себя новые энергетические возможности.

Необходимо удобно сесть или лечь и сознательно вызвать в себе ощущения, которые у вас ассоциируются с уверенностью. Для этого надо порыться в памяти, вспомнить и заново пережить несколько ситуаций, при которых вы чувствовали себя очень уверенно. Обычно в таких случаях возникает ощущение, что за спиной выросли крылья. Человек выпрямляет спину, расправляет плечи и уверенно смотрит в глаза другим. При этом повышается контроль ситуации и улучшается координация движений. вы абсолютно уверенный в себе человек.

«Самая обаятельная и привлекательная»

Цель упражнения тренинга: полюбить себя и научиться раскрепощаться.

Упражнение для женщин всеми известное, но при этом очень эффективное. Каждому необходимо взять с собой небольшое зеркальце. Всем участникам тренинга необходимо встать в круг. Вначале все произносят друг другу минимум по три комплимента. После чего каждая участница рассказывает присутствующим о своих 3 качествах, за которые ее можно любить. Последнее качество должно затрагивать внешность и говорится перед зеркалом.

Если проделывать это упражнение дома регулярно, то можно получить ошеломляющие результаты.

«Поиск реальной надежды»

Цель упражнения тренинга: оценить свои реальные возможности.

На протяжении недели необходимо обращать внимание на все ситуации, когда вы сталкиваетесь с пустыми мечтами, а когда с реальной надеждой (вне зависимости от их размера).

Например:

  • днем к вам приходит мысль, что неплохо бы записаться в спортивный клуб или совершить пробежку, после чего вы отвлекаетесь и забываете об этом;
  • встав среди дня на весы, вы задумываетесь, что пора похудеть, и во время ужина отказываетесь от пирога;
  • ваш друг постоянно рассказывает всем, какую машину хочет купить, не имея при этом средств и ничего не делая, чтобы это изменить;
  • подруга заявляет, что хочет бросить курить уже как 5 лет, но ничего при этом не предпринимает;
  • каждый день вы задумываетесь о том, что надо бы выучить английский или записаться на курсы повышения квалификации, и даже не совершаете для этого ни одного нужного телефонного звонка.

Необходимо составить список. В конце недели надо внимательно его перечитать и задать себе следующие вопросы:

  1. Какое ощущение у меня вызывают люди, которые живут пустыми мечтами?
  2. Какой отклик получают у окружающих люди, которые используют реальные надежды?
  3. На чем сосредотачиваются люди в первой и второй ситуации?
  4. Какие у меня надежды реальные, а какие пустые?

«Автопилот»

Цель упражнения тренинга: осознать свои настоящие устремления и повысить уверенность в своих силах.

Каждый участник тренинга должен поразмышлять, каким бы ему хотелось быть: как вести себя, как одеваться, какое отношение должно быть к себе и окружающим, в какой среде вращаться и т. д. Беря во внимание все это, необходимо составить последовательную программу для собственного «автопилота». Она должна быть написана согласно определенной схеме. Например: «Я уверенная в себе, я хорошая». После завершения составления программы каждый по очереди зачитывает ее вслух таким образом, чтобы у окружающих возникло ощущение, что этот человек действительно такой.

Используя эти простые 6 упражнений, вы легко откроете новые энергетические возможности для себя. Неуверенный человек затрачивает большое количество энергии на страх, беспокойство, обиду и гнев, вместо того чтобы использовать ее для достижения целей. Научитесь применять эту энергию в нужных вам направлениях, жизнь станет намного легче и веселей. вы будете открывать для себя все новые и новые горизонты! Следует только отбросить всяческие сомнения и направиться навстречу уверенности, которая наполнит ваше тело энергией, а сердце - радостью.

Ульянова Наталья Викторовна

МОУ СОШ №3, г.Радужный, Ханты-Мансийского округа

Педагог-психолог

Тренинг уверенного поведения.

Занятие 1

Развитие уверенности в себе начинается с

устранения демона, который называется страх;

этот демон сидит у человека на плече и

нашёптывает ему: «Ты не сможешь это сделать…»

Н. Хилл. Закон успеха

Цель: Создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации публичного выступления.

Оборудование :

1. Магнитофон.

    Записи спокойной музыки (звуки природы).

    Дощечки формат А 4.

    Цветные мелки, цветные карандаши.

    Листы бумаги А 4.

    Карточки с незаконченными фразами.

Время проведения: 90 минут.

Возраст: 13-15 лет (участники научно-практической конференции).

Ход занятия

    Приветствие участникам тренинга. Сообщение о целях планируемой работы. Выработка правил работы в группе.

    Мини – лекция.

Уверенное поведение – это собирательное понятие, включающее различные состояния. Оно:

    целенаправленное: уверенный человек достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. При этом они должны быть: реалистичными, конкретными и позитивными;

    ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу: уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит.

    гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющую обстановку;

    социально ориентированное – направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям». Такой человек стремиться к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве.

    сочетающее спонтанность с возможностью произвольностью произвольной регуляции, т.е. такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости готов взять их под контроль;

    настойчивое, но не переходящее в агрессивное: человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это по возможности не в ущерб интересам других людей, но готов отстаивать свои интересы весьма жёстко и идти на конфликт только по объективным причинам. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешать конфликт гибко.

    созидательное: человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным

Таким образом: «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения»

(Старшенбаум, 2006, с.92).

Уверенные в себе люди характеризуются:

    независимостью;

    самодостаточностью.

Внешние признаки уверенного человека:

    выглядит спокойным;

    держится с достоинством;

    открытый взгляд;

    ровная осанка;

Уверенный в себе человек умеет:

    отстаивать свою позицию мирно;

    откровенно высказываться без враждебности и самозащиты;

    отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим.

    Практическая часть.

Упражнение "Повтори за мной"

Знакомство, разминка. Упражнение позволяет запомнить имена участников.

Инструкция: Участник, начинающий упражнение, говорит группе своё имя и сопровождает его каким – либо несложным движением. Все участники повторяют его имя и движения.

Упражнение «Рисунок по кругу».

Психологический смысл упражнения.

Снятие психофизического на-пряжения, сплочение группы.

Инструкция: возьмите по листу белой бу-маги и выберете самый приятный для себя цвет карандаша. Как только услышите сигнал (хлопок в ладоши), начинайте рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вме-сте с карандашом соседу слева, тот дорисо-вывает. Затем дальше по кругу до тех пор, пока лист не вернется назад к хозяину.

Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?

Анализ :

1. Понравилось ли вам то, что полу-чилось?

3. Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

Упражнение «Откровенно говоря».

Психологический смысл упражнения.

Укрепление группового дове-рия к окружающим, снятие внутреннего напряжения, страхов, создание ситуации откровенности.

Материал: карточки с незаконченны-ми предложениями.

Инструкция: Перед вами лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очере-ди будет выходить, и брать по одной кар-точке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумы-вая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неис-кренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить ещё раз.

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке...

Откровенно говоря, когда я готов-люсь к урокам

Откровенно говоря, когда я прихо-жу домой...

Откровенно говоря, когда я вол-нуюсь...

Откровенно говоря, когда я прихо-жу на урок...

Откровенно говоря, когда я разго-вариваю с родителями...

Откровенно говоря, когда родители собираются на собрание в школу…

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к публичному выступлению…

Откровенно говоря, когда я смотрю в зал и виву много людей…

Откровенно говоря, когда моё выступление закончилось…

Откровенно говоря, мне не хватает…

Анализ:

1. Трудно ли было закончить предло-женные фразы?

2. Узнали ли вы что-нибудь новое о своих коллегах - участниках группы?

3. Узнали ли вы что-то новое о себе?

4. Каковы ваши жизненные важней-шие цели на настоящий момент?

Упражнение "Разборка имени"

Психологический смысл упражнения.

Предоставление возможности для самопрезентации.

Материал: листы бумаги А4, цветные карандаши.

Инструкция: Участникам предлагается записать по буквам своё имя и подобрать начинающиеся на каждую из этих букв слова, характеризующие их. На размышления даётся 4-5 мину. Потом каждый называет своё имя и те характеристики, которые ему удалось придумать.

Вот как, например, может выглядеть имя "Виктория":

В - вежливая

И - интересная

К - красивая

Т - таинственная

О - обаятельная

Р. - разная

И - изобретательная

Анализ:

    Трудно ли было искать характеристики?

    Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их названия не начинаются на буквы, входящие в имя?

Упражнение «Молодец!»

Психологический смысл упражнения.

Формирование уверенного по-ведения в момент стресса.

Инструкция: Вам необходимо разделиться на две группы по принципу: внешний - внутренний. Образуйте внутренний и внешний круг. Участники внеш-него круга должны найти себе партнера из внутреннего; встать друг напротив друга и по сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает -загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!» И так далее. Если вы думаете, о себе только плохо, всё равно мужественно ут-верждайте о себе только хорошее.

Если кто-нибудь из вас почувствуете смущение или неуверенность при вы-полнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и непо-вторим!»

Всякий раз, когда вам приходят в го-лову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам ещё нужно раз-виваться и развиваться естественно, вы пока еще не можете быть совершенны.

По сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга де-лают шаг и меняют партнеров. Игра про-должается.

Анализ:

1. Много ли хорошего вы вспомнили о себе и про себя?

2. Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получается?»

3. Чему вы научились у своего парт-нера?

Психологический смысл упражнения.

Создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации публичной презентации.

Материал: листы бумаги А4, карандаши.

Инструкция: Участникам нужно подготовить и предоставить рекомендацию, чтобы быть принятым в закрытый элитарный клуб. Подготовить такую рекомендацию на самого себя. В ней нужно отразить свои главные достоинства, сильные стороны, представить себя как достойного оказаться в "элитарном клубе". На что именно обратить внимание, участники решают самостоятельно, но следует напомнить им, что речь должна идти о реальных, а не вымышленных фактах и достоинствах.

Анализ :

1.Какие презентации лучше всего запомнились, чем именно?

2. Если у кого-то возникли затруднения, то с чем они связаны, как их можно преодолеть?

Упражнение "Абстрактная живопись"

Психологический смысл упражнения.

На этапе создания рисунков тренируется креативность участников, на этапе презентации – уверенное поведение в ситуации представления публике результатов своего труда.

Материал: листы бумаги А4, цветные карандаши.

Инструкция: Участники получают по листу бумаги формата А4. Их просят взять карандаш или фломастер, закрыть глаза и разрисовать это лист таким образом, чтобы на нём не осталось свободного пространства, карандаш побывал во всех углах(1-2 минуты). Потом участников просят открыть глаза, внимательно вглядеться в получившиеся каракули, придумать, на что они похожи, и дорисовать их таким образом, чтобы вышло осмысленное изображение (6-10 минут). Заключительный этап – презентация авторами своих работ перед группой (1 минута на каждого человека).

Анализ:

    Какие рисунки запомнились, показались наиболее интересными, чем именно?

    Какие психологические качества требуются, чтобы успешно справиться с таким заданием?

    Где в жизни пригодятся эти качества?

Упражнение «на дорожку» - «Круг уверенности»

    Представьте невидимый круг диаметром 60 сантиметров на полу примерно в полуметре от себя.

    Зайдите в этот круг и вспомните прекрасное время, когда вы были на «волне успеха». В этой ситуации максимально проявились все ваши способности. Всё было хорошо, удача сопутствовала вам.

    Развивайте полную визуальную, аудиальную и кинистическую картину этого состояния. Отметьте для себя и запомните то, как вы видите, слышате и чувствуете окружающий мир в ситуации успеха. Как обычно уверенно звучит ваш голос, как устойчива и горда осанка. Представьте себя в наилучшем состоянии.

    Вернитесь из круга в нейтральное состояние. Запомните комплекс в «Круге уверенности». Этот комплекс станет ключом к уверенности и спокойствию, когда они вам будут необходимы

    Когда возникнет особая ситуация, требующая уверенности, войдите в своих мыслях в этот круг. Как вступив в картинку самого себя.

IY . Заключительное слово ведущего. Подведение итогов. Пожелания всем присутствующим. Обсуждение. Выдача рекомендаций.

Посмотрите на свою аудиторию с другой точки зрения:

    представьте, что это не требовательные слушатели, которые сейчас будут оценивать ваш доклад, а ваши одноклассники, которым тоже предстоит скоро выступить, что они нервничают не меньше вас и у вас нет повода бояться их.

    представьте, что это ваши старые друзья, с которыми вы не виделись лет десять. При этом смотрите на слушателей с таким выражением лица, словно пытаетесь вспомнить, где вы могли их видеть раньше. Слушатели примут это как дружественное и немного личное выражение лица.

    всё время обращайтесь к одному человеку.

Выберете из всей аудитории одного человека и посвятите ему своё выступление.

Когда кто-то другой задаёт вам вопрос, переключайтесь на него, но при этом представьте, что вы двое непринуждённо общаетесь на перемене.

    и конечно очень важно быть подготовленным к выступлению (знать материал, использовать наглядность).

Список используемой литературы при составлении конспекта:

    Алиева М. А. и др. Я сам строю свою жизнь. СПб., 2000

    Алберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. СПб., 1998

    Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2005

    Грецов А. Г. Тренинг уверенного поведения. СПб., 2008

    Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 1997

    Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 2000

Понравилась статья? Поделитесь ей