Контакты

Какими становятся дети из за компьютера. Игровая зависимость от компьютерных игр у подростков

Зависимость от компьютерных игр – это одна из форм психологической зависимости, которая проявляется у человека в навязчивом увлечении компьютерными играми. Такая зависимость является одной из форм аддиктивного поведения человека, способ ухода от существующей реальности путем трансформации своего психоэмоционального поведения и требует грамотной коррекции.

Причины

Компьютерная зависимость у детей приобрела масштаб эпидемии. Среднестатистический школьник проводит за компьютером от 2 до 6 часов. Около 70% американских детей проводит свободное время за играми с сюжетами жестокости и насилия. В этих играх убийство является целью и главным элементом игры. Дети путают виртуальную реальность с настоящей, поэтому все чаще несовершеннолетние в Америке открывают огонь из ружей и пистолетов в школе.

Любая зависимость или мания является следствием глубоких психологических проблем. С помощью компьютерных игр человек пытается уйти от волнующей его жизненной ситуации или заменить какой-то недостающий элемент в своей жизни (внимание близких, социальный статус, отсутствие любимого человека).

Возможные причины возникновения компьютерной зависимости:

  • Различные нарушения психики (психопатии). Патологические черты характера человека, необщительность, закомплексованность и скромность часто приводят человека к интернет-зависимости. Некоторые больные при помощи компьютера реализуют свои детские страхи и фантазии;
  • Дефицит общения. Эта проблема актуальна для детей и подростков, родители которых постоянно заняты заработком денег;
  • Внутрисемейные конфликты. Чтобы уйти от семейных скандалов некоторые люди погружаются в виртуальный мир, что в дальнейшем усугубляет ситуацию и приводит к разводам;
  • Социальные фобии. Человек боится реального общества, межличностных отношений. Компьютерные игры позволяют уйти от реальности, почувствовать себя сильным и значимым. Компьютер для человека становится собеседником, спутником жизни и сексуальным партнером.

Симптомы

Патофизиологические механизмы формирования компьютерной зависимости и лудомании одинаковы. Они основаны на стимуляции различных центров удовольствия в головном мозге. В зависимость от компьютерных игр впадают и подростки, и взрослые самостоятельные люди.

Это патологическое состояние проявляется в виде чувства эйфории и психоэмоционального подъема во время погружения в виртуальный мир. Больной не может планировать свое время нахождения за компьютером. Для того, чтобы побороть сон и стимулировать мыслительную деятельность, он начинает употреблять кофеинсодержащие напитки и другие психостимуляторы. Для некоторых взрослых геймеров основным продуктом «питания» становятся пиво и различный фаст-фуд. Человек, который большую часть погружен в виртуальный мир, не соблюдает правила личной гигиены: забывает чистить зубы, расчесываться, принимать душ. Он плохо питается, спит и ведет малоподвижный образ жизни.

Если сломался компьютер, больной находится в расстроенном состоянии, может быть агрессивным с близкими и окружающими людьми. Такой человек начинает тратить все свои деньги на обновление программ, компьютерные приставки, новые игры. Он не задумывается о своей личной жизни, о работе или учебе, его мир сужается до прохождения очередной миссии в игре.

По мере прогрессирования зависимости, человек не может отказаться от компьютерных игр, хотя хорошо понимает их бесполезность. Он постоянно уходит от существующей реальности и погружается в виртуальный мир, принимает роль определенного
персонажа и живет его «компьютерной» жизнью.

Больной общается с другими людьми на различные компьютерные темы. Игровая зависимость ведет к перегрузке центральной нервной системы, в головной мозг человека постоянно поступают возбуждающие импульсы.

Через некоторое время у больного наблюдается снижение настроения, общего самочувствия, социальной активности, наблюдается повышенная тревожность и нарушение адаптации в обществе. По мере развития компьютерной зависимости у взрослых формируется неудовлетворенность собой, теряется смысл жизни, развивается глубокая депрессия.

У взрослых людей с игровой зависимостью снижается либидо, возникают различные нарушения в сексуальной сфере. «Зависимые» люди, как правило, имеют неустроенную личную жизнь, замкнуты, неразговорчивы.

Проявления у подростков и детей

Компьютерная зависимость у подростков, как правило, носит тяжелый характер. Они становятся злыми и агрессивными, если родители хоть на минуту просят оторваться от компьютера. Признаками игровой зависимости у детей является тот факт, что они начинают прогуливать школу, врать родителям и учителям. Некоторые несовершеннолетние больные просят или воруют деньги, для того, чтобы потратить на любимую компьютерную игру.

Компьютерные игры вызывают у детей жестокость, потому что там надо стрелять и убивать, а за это положено вознаграждение в виде очков, бонусов и подарков. Незрелая психика ребенка перегружена игровыми эффектами. В сознании современного ребенка виртуальная реальность не отличается от реальной жизни.

Компьютерная зависимость у подростков отрицательно сказывается на их здоровье и успеваемости. Ребенок начинает пить и есть, не отходя от монитора компьютера. В школе все его мысли и желания направлены на предвкушение игры дома.

Подростки с игроманией отказываются от друзей, начинают питаться нездоровой пищей, забрасывают учебу. Многие несовершеннолетние больные становятся агрессивными, склонными к насилию. Некоторые ученые утверждают, что компьютерная зависимость у детей ведет к слабоумию.

Последствия

Зависимость от компьютерных игр отрицательно сказывается на здоровье человека. Со временем у него ухудшается зрение, появляются проблемы с позвоночником и суставами. Многие «зависимые» страдают головной болью, бессонницей. В результате долгого сидения за компьютером у человека возникает слабость, повышенная утомляемость, снижается аппетит. Долгое сидение за компьютером приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний: стенокардия и ишемическая болезнь сердца.

Длительное употребление напитков, содержащих кофеин и другие стимуляторы, приводит к истощению нервной системы, артериальной гипертензии. Учитывая, что «зависимые» люди плохо питаются, у них развивается гастрит и гастродуоденит, склонность к запорам.

Компьютерные игры у детей развивают те участки головного мозга, которые ответственны за зрение и движение. Игромания приостанавливает развитие лобных долей, которые несут ответственность за тренировку памяти, обучения, эмоции.

Дети с зависимостью от компьютерных игр мало времени проводят на свежем воздухе, не занимаются спортом. Чаще всего такие дети имеют бледный вид, «синяки» под глазами, плохо развитую костно-мышечную систему.

Критерии диагностики

Перед тем, как обращаться за квалифицированной медицинской помощью необходимо удостовериться в том, что у вашего члена семьи есть компьютерная зависимость, а не просто чрезмерное увлечение видеоиграми. Есть ряд критериев, опираясь на которые можно дифференцировать проблему:

  • Пациент не хочет отвлечься от игры и агрессивно реагирует на подобные просьбы;
  • Отсутствие критического отношения к своему поведению;
  • Пациент пренебрегает своими социальными обязанностями (учеба, работа), не участвует в делах семьи и его социальная активность резко снижена;
  • Пациент теряет интерес к окружающему миру, а эмоциональный подъем испытывает только во время компьютерной игры;
  • Пренебрежение к нормам личной гигиены, поведения в обществе;

Помимо девиантного поведения у больного наблюдаются нарушение сна, головные боли, неприятные ощущения в области спины. Также из-за длительного вынужденного положения кисти возможно развитие синдрома карпального канала.

При наличии этих критериев у пациента можно диагностировать зависимость от компьютерных игр.

Методы терапии

Нельзя рассматривать компьютерную зависимость как
полностью самостоятельное заболевание. Оно является следствием более серьезных психологических проблем. Поэтому специалисту важно выявить первопричину недуга и бороться именно с ней.

Для лечения последствий компьютерной зависимости применяется психотерапия, медикаментозные методы, гипноз. Важно применить комплексный подход.

При этой зависимости психиатрами применяется аутогенная тренировка, поведенческая, семейная психотерапия, психосинтез. Психотерапия направлена на коррекцию внутрисемейных отношений, устранение различных психологических установок человека (замкнутость и необщительность), лечение детских страхов и сексуальных проблем у взрослых.

У взрослых успешно применяются методы гештальт-терапии. Это связано с тем, что увлеченность компьютерными играми является способом уйти от нерешенной ранее проблемы. А данные методики подсказывают как «закрыть гештальт» т.е. разрешить ситуацию.

Симптоматическая медикаментозная терапия направлена на лечение бессонницы, раздражительности, повышенной тревожности и депрессии. Взрослым пациентам с игровой зависимостью назначаются растительные успокоительные препараты с целью снизить возбудимость нервной системы. Это могут быть травяные настойки, но чаще всего врачи назначают транквилизаторы или антипсихотики. Для нормализации циклы сна применяются снотворные препараты.

Обязательными препаратами при лечении компьютерной зависимости являются антидепрессанты. Они снимают психоэмоциональное напряжение, нормализуют настроение и улучшают общее самочувствие.

Важно наладить правильное питание, которое учитывает уже сформировавшиеся проблемы с пищеварением. Пациенту дополнительно назначают курс витаминов и общеукрепляющих медикаментов.

Этапы психологической помощи

Специализированная помощь имеет определенную стадийность. Такая структура была определена как наиболее эффективная при лечении компьютерной зависимости

На первом этапе важно помочь пациенту преодолеть внутреннее сопротивление лечению. Это ключевой момент, без которого дальнейшая терапия теряет смысл. Пациент должен осознать проблему, а также необходимость помощи извне для ее разрешения.

Второй этап направлен на определении глубины проблемы. Больной вместе с лечащим врачом должен выявить все подводные камни, которые могут помешать социальной реабилитации. Тактика врача в этом случае поддерживающая и направляющая.

В 2014 году граждане России подали свыше 139 тысяч обращений с жалобами на контент в интернете, представляющий опасность для жизни и здоровья детей, из них 41,7 тысяч записей были признаны опасными и удалены из сети. Заблокирован доступ к шести тысячам опасных интернет-ресурсов. Однако, существуют игры, которые устанавливаются непосредственно на компьютер, и которые также несут вред психике и здоровью ребенка. Кроме того, само постоянное «зависание» за компьютером характеризуется как зависимость. Как же заметить, что ваш ребенок становится зависимым? И какие игры для него полезны, а какие опасны?

В каком возрасте знакомить ребенка с компьютером

Компьютерные игры, как, впрочем, и все остальное в жизни, имеет две стороны. И нет смысла насильно уводить детей от экрана, вызывая тем самым еще большее желание получить запретный плод. Анна Ларкина, старший контент-аналитик "Лаборатории Касперского", рассказала о том, какие игры предлагать ребенку в зависимости от его возраста:
5 - 6 лет. Знакомство с консолями

К 5 - 6 годам можно обратить внимание на игровые приставки, такие как Nintendo Wii и Wii U, Xbox 360 и One, Sony PlayStation-3 и 4, портативные PS Vita и Nintendo ds/3ds.

Они больше подходят для детей дошкольного возраста, чем игры на PC. Во-первых, втайне от родителей установить игру на PC куда проще, чем на консоль. Выбор игр для консоли полностью контролируется родителем. Во-вторых, на приставке можно играть вместе с ребенком, что станет еще одним видом общения. В-третьих, это дает возможность играть в подвижные игры всей семьей.

Есть игры, которые способствуют развитию творческого начала у ребенка. Например, игра Tearaway (по-русски - "Сорванец") на PS Vita предлагает собирать бумажных героев. Их можно распечатать на принтере, а потом склеить фигурки.

На Wii, Wii U, на Xbox 360 и One с Kinect есть масса спортивных игр. Например, серия игр Just Dance позволяет танцевать всей семьей. А Wii Sport Club - это набор игр, где необходимо оттачивать движения для игры в теннис или бейсбол.

После 6 лет. Персональный компьютер

Персональный компьютер (PC) хорош тем, что в нем можно настроить родительский контроль. Он ограничивает время игры и фильтрует интернет-сайты по разным тематикам.

Какие игры полезны, а какие вредны

Игра

Диски с играми, которые продаются в магазинах, маркируются специальными знаками: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+, где цифры соответствуют возрасту. Конечно, выбирайте обучающие или развивающие игры. На некоторых коробках так и написано: "Обучающая игра", например Let’s learn English. Существует много игр, в которых игровой процесс построен так, что нужно включать мозги.

Есть игры, которые учат писать, читать, считать, знакомят с природой, животным миром, географией. Есть игры, в которых можно собирать пазлы, игры на развитие внимания у ребенка. Развивающих игр много. Их можно купить в магазинах или через интернет.

Жанры

На игровых сайтах обычно есть специальный раздел "Игры для детей". Для маленьких лучше головоломки, пазлы, музыкальные игры и обучающие игры. Детям дошкольного и младшего школьного возраста подойдут спортивные игры и приключения. Для школьников постарше - стратегии. Шутеры (стрелялки), файтинги (драки) и слэшеры (истребление противников) вряд ли подойдут ребенку до 16 лет.

MMORPG? Ни в коем случае!

MMORPG - массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра. К этому жанру относятся такие игры, как знаменитые World of Warcraft и Lineage. Игровой процесс подразумевает взаимодействие с другими персонажами, прокачку своих персонажей, часто приходится тратить реальные деньги на игровые предметы. Игры эти не имеют логического сюжетного конца, в них можно играть бесконечно. И оторваться бывает крайне сложно.

Что еще в черном списке?

Есть игры, которые необходимо помечать не просто 18+, а еще и аннотацией про крайне жестокий сюжет. К таким играм относится, например, Manhunt и Manhunt-2. Игра полна насилия и ненависти, а атмосфера игры может довести до депрессии даже взрослого человека.

Многие игры страшны не столь количеством кровавых сцен, сколько самой атмосферой. Например, Pinumbra - здесь необходимо решать головоломки и убегать от ужасных существ с топором.

Как избежать игромании

Сформируйте у ребенка установку: компьютер - не игрушка, а инструмент для работы (детской работой является саморазвитие, поиск и отбор информации для пополнения багажа знаний, получение доступа в закрытые для реального посещения интересные объекты - музеи, выставки, концерты, страны и т. д.).

Строго регламентируйте время взаимодействия с компьютером.

Если вы замечаете признаки компьютерной зависимости, постарайтесь не устраивать сцен, а в выходные, в отпуске больше времени проводите с ребенком. И, главное, найдите интересное дело, которое заинтересует ребенка и явится альтернативой компьютерной игре! Это может быть все что угодно - запись в спортивную секцию, авиамоделирование или, в конце концов, участие в реальных боях пейнтбола.

Вас должно насторожить, если:

Ребенок проводит много времени за игрой, не в состоянии оторваться от нее даже ночью.
Разговоры с друзьями, знакомыми, родственниками сводятся к обсуждению игровой тематики.
Идентифицирует себя с игровым персонажем.
Использует игры для достижения эмоциональной разрядки и снятия напряжения.
Игра входит в привычку, ее отсутствие вызывает дискомфорт. Игровой наркоман проявляет тревожность, нервозность, эмоциональную зажатость (эти состояния могут выражаться в усиленной моторике ног, пальцев рук).
При просьбе родителей прекратить игру геймер проявляет резкий негативный отказ, агрессию.
Нарушается питание (вплоть до полного отсутствия аппетита).
Неряшливость, невыполнение необходимых гигиенических процедур, отсутствие внимания к себе.
При глубоких стадиях зависимости социальная действительность, окружающий мир становятся блеклыми, в то же время как за игрой рождается чувство полноценности жизненных впечатлений, яркости красок, личностного обогащения.
Перенос игровой действительности в реальный мир (неадекватные суждения о смерти, наличии сверхъес­тественных способностей).

Как преодолеть зависимость от компьютерных игр

Почему ребенок становится зависимым от компьютерных игр и вообще от интернета, объясняет психолог Надежда Теплякова:

— Компьютерная зависимость относится к аддитивному виду поведения. Это уход от реального мира в виртуальный. Причины разные, как у взрослых, так и у подростков. У детей основными предпосылками являются нарушение детско-родительских отношений и проблемы в школе. Неумение решать проблемы, с которыми столкнулся в реальном мире. Происходит уход в мир виртуальный, где все гораздо проще, где можно стать героем, менять роли, быть разным.

- Есть ведь интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр?

Это лишь виды, но знаменатель общий. Например, взрослые зачатую глубоко погружаются в информацию, изучают определенные сайты, переходят с одной странички на другую или находят себя в социальных сетях, бесконечно общаются. Таким образом уходят от бытовых, домашних или рабочих проблем. У детей более распространено увлечение играми, хотя и социальные сети тоже вызывают огромный интерес. Бывает, что люди сидят в трех метрах друг от друга и не могут наладить контакт, а через соцсети успешно переписываются. Взрослым игры также не чужды. Сейчас даже некоторые семьи из-за этого разваливаются, например, в связи с увлеченностью мужа «танчиками» или жены «зомбиками».

- Как бороться с компьютерной зависимостью у детей?

- Здесь главное, что каждый родитель ответственен за времяпровождение своего ребенка. Он должен понимать свою роль и проговаривать с ребенком время, отведенное компьютерной игре, общению в соцсетях. В школе педагог может только обозначить, что подросток стал плохо учиться, стал невнимательным, сидит, постоянно уткнувшись в телефон. А родители на своем уровне должны включать тактику сдерживания. Необходимо рассказать о своих чувствах детям, о переживаниях. В этом случае морали и жесткие, авторитарные запреты не помогут. Наоборот, у ребенка возникает сопротивление, он может назло искать другие способы доступа к компьютеру. Если разговоры по душам не дадут положительного результата, нужно обязательно обращаться к специалистам, ведь любая болезнь требует специализированного лечения, и зависимость от компьютерных игр не является исключением.

- Но ведь игра для ребенка считается естественным и даже полезным процессом.

Да, в жизни ребенка игра имеет большую роль. С самого маленького возраста, особый пик с 5 до 11 лет, когда дети должны просто играть. Очень многие родители увлекаются какими-то развивающими методиками, учат писать в два-три года, водят на какие-то курсы, тратят деньги, а на самом деле в этом возрасте надо с ребенком максимально играть. Он тянется к человеку, который с ним играет, держит его внимание. Родители совершают ошибку, когда ребенок, не наигравшись в детстве нормальными играми, в подростковом возрасте уходит с головой в компьютерную игру. В юном возрасте у него было максимально раннее развитие, а процесса проигрывания не было, а это и есть предпосылка к зависимости. Давно известно, что для ребенка на каждой стадии развития является максимально полезным. Часто эти стадии родителями не воспринимаются всерьез. Они думают, что сами смогут скорректировать развитие своего чада, но ошибаются. Игра имеет огромное значение в жизни ребенка. Особенно полезны дворовые игры, сейчас они, к сожалению, не так популярны. В командной игре формируется умение взаимодействовать с партнерами, умение избегать конфликтов, есть возможность видеть реакции разных людей. Ведь где-то ребенок выигрывает, а где-то проигрывает, и на каждый момент он испытывает определенные эмоции, живые, а в компьютере это невозможно.

- Расскажите о каждой стадии и методах коррекции поведения ребенка.

Увлеченность на стадии освоения - ребенок подключается к процессу из-за огромного интереса. Это знакомство с возможностями компьютера, с игрой, это очень захватывающий процесс. Признаки: долгое сидение у компьютера, высокая концентрация внимания, игра захватывает, не привлекает ничто другое, присутствует эмоциональное возбуждение во время или после игры. Я даже по своему ребенку знаю (ему десять лет), что после игры у него идет бурное обсуждение того, что там происходит. Вроде со стороны взрослого игра совершенно нелепая, а у ребенка она вызывает столько эмоций! Но эмоции у ребенка реальные, а мир - виртуальный.

Когда у нас возникают эмоции, мы их в деятельности должны выразить. Если это игра со сверстниками, то ребенок двигается, играет, например, в войнушку, бегает, прячется, стреляет. Все эмоции выражаются тут же. Опасность компьютерной игры в том, что эмоций много, а выхода нет. Ребенок после игры весь накрученный. Если родитель видит, что у ребенка такое состояние, то нужно сходить погулять, сменить обстановку, вид деятельности. Если его оставлять в таком состоянии, то эмоции накапливаются. В случае такого увлечения компьютером необходимо настаивать на соблюдении временного режима, предлагать ребенку что-то более интересное, переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения и другое).

Необходимо проводить ненавязчивую цензуру игр (сайтов в Интернете), чтобы оградить от жестоких, психологически тяжелых игр. Самое главное, подросток должен участвовать в обсуждении, почему нужно сократить время на игру, почему не во все игры можно играть. Он должен не просто получить указание, а еще и быть услышанным: почему ему эта игра нравится, какие друзья с ним играют, почему нужно столько-то времени на это. Нужно собрать максимум информации, а затем в реальной жизни направить его в какую-то секцию или подтолкнуть к кругу общения, которого ребенку не хватает.

- Что происходит с ребенком на стадии состояния возможной зависимости?

Это уже сильная погруженность либо в игру, либо в Интернет, либо в социальные сети. Как говорят, человек из компьютера просто не вылезает. Проводит за ним более трех часов в день, очень опасно, когда это три часа подряд. Ребенок сел и не отрывается от монитора. Обычно это происходит, когда он остается дома один. Происходит снижение интереса к учебе, падает успеваемость. Начинаются жалобы учителей на такое поведение. Они просят родителей принять меры.

Еще один признак - негативное реагирование на любые препятствия, мешающие компьютерной игре. Если ребенку запрещают помногу играть, то с его стороны начинается бурное реагирование, протесты. Он понимает, что его попросту лишают удовольствия. У ребенка сужается круг общения. Из друзей уходят те, кто не увлечен компьютером.

Физиологически признаки: пропадает аппетит, ухудшается сон, часто болит голова, начинаются проблемы с желудком, с позвоночником, со зрением, то есть целый комплекс медицинских проблем. В этом случае родителям необходимо проконтролировать, но ненавязчиво, другую деятельность ребенка. Как он ведет себя в школе, как посещает кружки или секции, нет ли прогулов. Уже желательно обращаться к психологу или специалисту по нехимическим зависимостям. Когда родитель сам не справляется с ситуацией, лучше не затягивать с привлечением специалистов.

- Как ведет себя ребенок на третьей стадии?

Ребенок себя уже не контролирует. Он явно эмоционально неустойчив и при нежелательном прекращении игры может очень бурно реагировать либо, наоборот, уходить в депрессию и не реагировать никак. Подросток выглядит так, словно погружен сам в себя. На этой стадии возможны уходы из дома, чтобы поиграть в компьютерные игры у друзей или в клубе, происходит угасание интереса к общению, компьютер полностью заменяет друзей. В таком состоянии ребенок нуждается в квалифицированной помощи специалиста. Третья стадия может быстро перейти в стадию клинической зависимости, при которой потребуется помощь врача-психиатра в стационаре. Чтобы таких состояний не было, необходима информированность, чтобы родители понимали, что такая проблема существует.

- Каков главный совет родителям?

На первом месте - родительская ответственность. Необходимо как можно больше вовлекать ребенка в игры реальные, на улице, с другими детьми. Если ребенок «зависает» у компьютера, то понять, почему это происходит, чего ему не хватает и где он может себя реализовать. Важно обсуждать это с подростком, делиться, чувствовать, узнавать, куда бы он хотел пойти в выходные. Может, ему что-то интересно, и он давно об этом говорил родителям, но его не услышали. Очень важно на уровне семьи друг с другом взаимодействовать. Бывает, что взрослые не слышат потребностей детей, разбегаются по углам, каждый уходит в свой виртуальный мир и там находит успокоение, удовольствие или же понимание. Нужно учиться слышать друг друга, тогда и зависимых от «железного интеллекта» будет меньше.

Интернет зависимость у подростков – довольно распостраненная проблема в сегодняшнем мире. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от проблем реальности или в поиске развлечений. Безусловно, нельзя отрицать, что компьютер может принести массу пользы для ребенка – это бесценный источник информации, учебного материала, увлекательных книг, фильмов, способ найти новых друзей по всему миру и т.д. В сети несложно найти редкие и ценные книги, которые мало у кого есть дома. Многие игры несут в себе довольно значимый развивающий потенциал – к примеру, логические игры и головломки превосходно развивают способность анализировать, находить связи и восстанавливать логические цепочки. Общение в социальных сетях позволяет улучшить комуникатывные навыки и выучить иностранные языки.

Увы, все эти замечательные возможности компьютера имеют обратную сторону в виде стойкой зависимости подростков от компьютера. Мы говорим о подростках, потому что они, в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию таких психологических расстройств, но не следует забывать, что зависимость от компьютера может развиться и у младших школьников, и у взрослых людей.

Интернет-зависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимоть от социальных сетей или игровую зависимость.

Игровая зависимость у подростков

Наиболее опасными психологи считают ролевые игры. Особенно те, в которых игрок видит игровой мир не со стороны, а как бы глазами своего героя. В таком случае уже после нескольких минут игры у игрока наступает момент полного отождествления себя с игровым героем.

Довольно опасными считаются игры, в которых требуется набрать большое количество очков – они также могут провоцировать развитие игровой зависимости у подростков.

Зависимость подростков от социальных сетей

Опасность социальных сетей в анонимности и возможности скрывать свою личность, примеряя различные роли по своему желанию. Подростки играют роль того, кем бы им хотелось быть, уходя от реальности и проживая в сети чужую, совершенно непохожую на реальность, жизнь. В некоторых случаях это приводит к раздвоению личности и потере чувства реальности.

Признаки интернет зависимости у подростков:

  1. Потеря контроля над предметом зависимости, ребенок перестает контролировать себя и время нахождения перед компьютером.
  2. «Доза» (то есть время нахождения за компьютером) постепенно увеличивается.
  3. Преобладание «тоннельного» мышления. Все мысли только об игре или социальной сети и том, как побыстрее добраться до компьютера.
  4. Отрицание наличия проблемы, категорический отказ от помощи.
  5. Недовольство реальной жизнью, ощущение пустоты в реальном мире.
  6. Проблемы с учебой.
  7. Игнорирование близких, друзей, лиц противоположного пола, интерес концентрируется только на предмете зависимости.
  8. Расстройства сна, кардинальное изменение режима.
  9. Агрессия в случае недоступности предмета зависимости, невозможности «употребить».

Как видите, компьютерная зависимость у подростков проявляется так же, как и любой другой вид зависимости (наркомания, алкоголизм, игромания и т.д.) и избавиться от нее бывает так же трудно. Именно поэтому так важна профилактика каких бы то ни было зависимостей у подростков. Если ребенок отказывается идти к психологу за помощью (а именно так обычно и бывает), родители сами должны обратиться к специалистам за консультацией. Ведь семья – это одно целое. Зависимость кого-то из ее членов неизбежно отражается на всех остальных. И в то же время, начав изменять себя, вы можете помочь своему ребенку вернуться к нормальной жизни.

Профилактика интернет-зависимости у подростков

Профилактика компьютерной зависимости у подростков в целом не отличается от профилактики других видов зависимого поведения. Наиболее важный фактор – эмоциональная обстановка в семье и духовная связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких.

Покажите ребенку разнообразие жизни, развлечения, не связанные с компьютером. Проводите время с детьми, гуляйте с ними в парке, ходите на каток или в походы, постарайтесь наладить дружественные отношения. Найдите для себя и своих детей источник приятных эмоций, не связанный с компьютером.

И самое главное – любите своих детей и не забывайте показывать им это.

Компьютерная зависимость у детей – это навязчивый, намеренный уход в виртуальную реальность с потерей прежнего интереса к другим обязанностям и занятиям. О компьютерной зависимости впервые стали говорить в начале 80-х годов прошлого столетия, однако многие специалисты до сих пор этот термин не вполне признают. Человек любого возраста или социального положения может стать жертвой компьютерной зависимости, однако самыми уязвимыми всегда будут дети. Современные малыши с самого раннего возраста общаются с компьютерами, и даже музыкальные игрушки напоминают визуально компьютеры.

Причины компьютерной зависимости у детей

Компьютеры сопровождают малышей всегда, даже успокоить становится простым делом, если включить простую игру или мультик и ребенок сразу затихает. Зачастую малыш видит, как за компьютером сидят мама и папа, а бывает, и спорят, кто его займет. Таким образом, компьютер для крохи становится объектом вожделения, а затем превращается в предмет, без которого очень сложно обойтись. Ведь, где можно найти любимые мультики или забавные картинки? Конечно в интернете. В школе также давно уже перешли на компьютеризированное обучение. Компьютер является помощником, однако может сослужить и негативную службу, превратив полезное общение в зависимость.

Малыш познает новый мир, общаясь с компьютером. Этот мир предстает для него таким понятным, предсказуемым и он по щелчку получает почти все, что захочет. И наступает такой момент, когда виртуальный мир становится более желанным, чем реальный.

Причины возникновения компьютерной зависимости связывают с пересиживанием за компьютером, увлеченностью графикой, сюжетами, мультиками. Компьютер позволяет малышу осуществлять все свои желания, например, агрессивным личностям в игре можно убивать и избивать людей.

На первоначальном этапе зависимости отмечается стадия легкой увлеченности компьютером, без особой настойчивой необходимости играть. Потом наблюдается переход в стадию увлеченности, когда фиксируется настойчивая потребность в игре и пребывании за компьютером. Малыш изо всех сил старается предпринять активные действия в осуществлении этого. Стадия зависимости характеризуется ощутимыми изменениями личности. Изменяются потребности детской личности, и игра уже полностью заменяет реальный мир. Игра становится необходимостью, превращаясь в наркотик. Отмечается еще такая стадия, как привязанность, когда потребность в игре насыщается, и спадает интерес.

Признаки компьютерной зависимости у детей

Выделяют следующие признаки компьютерной зависимости:

— агрессивное, яркое сопротивление в момент попыток отвлечь малыша от компьютера;

— эмоциональный, выраженный подъем, а также после контакта с компьютером;

— предвкушение предстоящей игры на компьютере затмевает все мысли и дела;

— нарушение внимания, падение успеваемости в школе;

— компьютерная зависимость не позволяет следить за временем, малыш засиживается до глубокой ночи и даже способен играть всю ночь напролет;

— все свои денежные сбережения малыш способен отдать, чтобы купить игры или оплатить интернет;

— отмечается нарушение в режиме питания, без еды малыш способен проводить за компьютером много времени;

— для поддержания себя в тонусе некоторые дети пьют кофе;

— наблюдается сужение круга интересов, с малышом сложно говорить на отвлеченные темы, не касающиеся тем компьютера;

— прежние занятия полностью обесцениваются, перестают представлять хоть какую-нибудь значимость;

— при препятствии долго просиживать за компьютером развивается , возникает раздражительность;

— при отнятии компьютера, ребенок превращается в злого, способного на угрозы и шантаж, требующего в агрессивной форме пустить к компьютеру.

Зависимость ребенка от компьютерных игр

Выделяют следующие факторы, способные вызвать патологическую компьютерную зависимость:

— конфликты с родителями, безнадзорность, отвержение малыша;

— недостаток внимания и ощущение покинутости, беспомощности у малыша;

— нахождение в постоянном стрессе, чувство подавленности и вины;

— домашняя обстановка не выступает местом защищенности и провоцирует либо к сбеганию из дома, либо просиживанию за компьютером;

— проблемы в школе (плохая успеваемость, конфликты, как со сверстниками, так и с учителями);

— сильные переживания из-за конфликтов и непонимания со сверстниками, которые являются всей жизнью; для ребенка одинаково мучительно: игнорируют ли его или издеваются морально;

— укрываясь в компьютере, малыш получает то, чего не хватает ему в реальной жизни, а также отвлекается от тяжелых дум, олицетворяя и представляя себя с персонажем – сильным, смелым, непобедимым.

Особую опасность из-за всех этих перечисленных факторов представляют собой онлайн-игры, в которых играющий является частью игровой группы или сообщества. В таких играх малыш создает для себя фантастического персонажа, определенной расы и с определенными способностями. Игрок выбирает себе новую личность и дает ей в новом обществе жизнь. Для ребенка на самом деле эта новая жизнь со своими победами, событиями, поражениями. Реальность виртуальная, но чувства испытывающие настоящие. Захочет ли мальчик, над которым издевались одноклассники в школе, выходить из виртуальной реальности, если тут он чувствует себя игроком наивысшего уровня, его боятся и уважают?

Профилактика и лечение компьютерной зависимости у детей

— проводить как можно больше времени с малышом, интересоваться его жизнью;

— прививать детям вкус к общим занятиям, общению, развлечениям, не имеющих ничего общего с компьютером;

— культивировать в семье спорт, творчество;

— не разрешать слишком рано овладевать компьютером, необходимо учить малыша развлекаться другими различными способами;

— знакомство с компьютером начинать лучше всего с 5 лет, однако без формирования компьютерной культуры;

— договариваться с малышом о четком регламенте работы за компьютером. Важно быть последовательным, и не уменьшать и не увеличивать оговоренное время;

— необходимо придерживаться принципа: нельзя малышу, значит нельзя и родителям;

— в случае если отец любит игры, и играет в них часто и подолгу, то очень сложно будет отучить свое чадо от компьютера. Малыш никогда не будет слышать слова. Он видит только поступки взрослых и если увлеченные родители — творческие люди, то у малыша стать таким же будет больше шансов;

— необходимо, чтобы малыш понимал, что компьютеры необходимы взрослым для работы, поэтому родители могут долго сидеть за компьютером;

— взрослым необходимо не препятствовать общению ребенка с друзьями вне дома;

— важно прививать вкус малышам к логическим, развивающим играм и играть вместе;

— не следует торопиться покупать малышу личный компьютер.

Компьютерная зависимость у детей — как с ней бороться? Не существует универсального рецепта в борьбе с зависимостью. Каждая зависимость имеет свою историю, с множеством участников (друзья, семья, одноклассники). С зависимостью очень сложно справиться, но это вполне реально.

Компьютерная зависимость у детей — рекомендации психолога:

— во-первых, следует признать существование проблемы и необходимость с ней бороться;

— признать проблему следует всей семье;

— нужно подготовиться к трудной, долгой, терпеливой работе;

— необходимо менять деятельность чада, приветствовать его любые успехи;

— уделять достаточное внимание малышу;

— отличать внимание от контроля, а также давления;

— при необходимости следует обращаться за помощью к психотерапевту, который увидит ситуацию со стороны; выявит проблему, которая привела к зависимости, и начнет работать именно с этой причиной;

— следует проявлять искренний интерес к малышу, интересоваться тем, что ему нравится. Пусть это будет даже компьютерная игра, но малыш поймет, что родителям на самом деле интересно, чем он живет и увлекается, а значит, интересен и он сам;

— взрослым следует установить непринужденные, доверительные отношения с ребенком;

— нельзя выбрасывать компьютер ребенка, от этого он станет еще злее;

— взрослым следует дозировать работу на компьютере и предварительно об этом договариваться.

Лечение компьютерной зависимости у детей осуществляет психотерапевт. Обращаться к нему следует в том случае, когда интернет-зависимость стала психическим расстройством.

Компьютерная зависимость у детей 12 лет нуждается в ограничении пребывании за монитором до 2-х часов в сутки, детям от 5 лет накладывается ограничение до 30 минут.

Лечение компьютерной зависимости у детей это трудный и долгий процесс, требующий участия родителей, а также самого ребенка. Необходимо осознать, что пустота, образовавшаяся в жизни ребенка после отказа от компьютерных игр, немедленно должна заполняться.

Для большинства семей это одно из тяжелых условий, когда родители вынуждены долго дома работать за компьютером. От компьютерной зависимости важнейшей мерой в спасении может выступить собственный пример. Если мама или папа часами будут проводить время в интернете, то и малыш будет попадать под такое же влияние.

Современные дети с пелёнок знают, что такое компьютер, а к году уже орудуют мышкой и нажимают на кнопки клавиатуры. Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения.

Причины и виды зависимости

Компьютерная зависимость у детей – это, прежде всего, уход от реальности, поэтому главной причиной желания с головой уйти в виртуальный мир – недостаток чего-то в реальности. Детям может не хватать внимания и участия со стороны родителей, уверенности в себе, признания в компании сверстников. В итоге ребёнок пытается удовлетворить свои реальные потребности не в реальном, а в виртуальном мире.

Зависимость может быть двух видов:

  1. Игровая зависимость (кибераддикция) – зависимость от компьютерных игр. Некоторые игры персонализированы, то есть человек играет от лица конкретного героя, наращивая могущество, завоёвывая города, приобретая сверхспособности. В этом случае можно говорить о ролевой зависимости. В других играх как такового персонажа нет, но суть игры – в наборе очков, получении выигрыша. В этом случае зависимость неролевая.
  2. Сетевая зависимость (сетеголизм) . Это зависимость ребенка от Интернета, которая может проявляться в разных формах, но в глобальном смысле суть одна – человек не мыслит своей жизни без выхода в Сеть. Просиживание времени в соцсетях, чатах, за прослушиванием музыки – это варианты сетевой зависимости. Даже безобидный интернет-сёрфинг – это вид сетевой зависимости, ведь человек тратит уйму времени на просмотр и чтение совершенно не нужной информации, переходя со ссылки на ссылку.

Когда нужно бить тревогу: 10 признаков компьютерной зависимости

Компьютерной зависимости подвержены и дети, и взрослые, однако у детей зависимость формируется значительно быстрее. Чем раньше ребёнок познакомился с компьютером, тем более вероятно, что компьютер будет вытеснять реальную жизнь. Распознать зависимость у ребёнка можно по следующим признакам.

  1. Ребёнок не может использовать компьютер в рамках установленных границ. Даже если есть предварительная договорённость, он не может вовремя оторваться от компьютера, а попытки навести порядок и отстранить его от компьютера заканчиваются истерикой.
  2. Ребёнок не выполняет порученные ему домашние дела. Обычно у детей всегда есть обязанности по дому: помыть посуду, прибрать свои вещи, погулять с собакой. Зависимый ребёнок не может планировать своё время и пропускает домашнюю работу, засиживаясь за компьютером.
  3. Побыть за компьютером становится более предпочтительным занятием, нежели пообщаться с близкими или друзьями. Даже семейные праздники и походы в гости не становятся исключением.
  4. Даже естественные нужды не могут заставить ребёнка отвлечься от сети , поэтому он не расстаётся с телефоном/планшетом ни за едой, ни в ванне.
  5. Ребёнок постоянно находится в поиске устройств, с которых можно выйти в сеть или поиграть. Если забрать у него планшет или компьютер – он тут же возьмёт в руки телефон. ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Влияние планшета на ребенка: 10 причин сказать «НЕТ»! —
  6. Ребёнок общается преимущественно в сети, постоянно заводит там новые знакомства, которые так и остаются в виртуальном мире. Даже с реальными знакомыми (одноклассниками, друзьями) ребёнок предпочитает общаться в интернете.
  7. Ребёнок пренебрегает учёбой: не выполняет домашние задания, становится рассеянным, неряшливым, снижается успеваемость.
  8. Лишение компьютера вызывает «ломку»: ребёнок становится агрессивным, раздражительным.
  9. В отсутствие компьютера ребёнок не знает, чем себя занять , его ничем невозможно заинтересовать.
  10. Ребёнок не посвящает вас в то, чем он занимается в сети. Любые расспросы вызывают негативную реакцию.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Видео 2 — Интернет зависимость у подростков:

Вред от компьютера

Презентация: «Компьютер: польза или вред». Выполнила: ученица 6 «Б» класса, Мулашева Элина (кликабельно):

Постоянное нахождение и взрослых, и детей за компьютером стало уже привычной картиной, именно поэтому родители рискуют недооценить опасность зависимости от игр или интернета. В действительности же зависимость от компьютера несёт негативные последствия и для организма, и для психики. Причём когда речь идёт о детях, эти последствия более глубокие и трудноустранимые, ведь организм и психика подрастающего человечка ещё формируются.

Читаем также:

О вреде компьютера:

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Понравилась статья? Поделитесь ей