Представление о развитии, понятие о норме. Нормальное психическое развитие имеет строго определенные этапы Мы считаем ребенка нормальным
1. Понятие «норма».
Норма как сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.
Среднестатистическая норма: уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.
Функциональная норма: индивидуальная норма развития; любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.
Идеальная норма – некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Это высший уровень функциональной нормы.
Социальная норма – общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп.
2. Особенности нормы:
Уровень развития ребенка соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, в котором он воспитывается;
Развитие ребенка в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;
Развитие в соответствии с требованиями общества, определяющими как актуальные формы поведения, так и зону ближайшего развития.
Первоочередные критерии нормы (Г.К. Ушаков):
Детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность;
Соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства места обитания (константность);
Максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности;
Гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
Адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния и адекватная идентификация образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений;
Соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражителей;
Удовлетворение своим местом в среде себе подобных, гармония взаимоотношений с ними;
Умение уживаться с иными лицами и с самим собой;
Критический подход к обстоятельствам жизни;
Способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов;
Адекватность реакции на общественные обстоятельства (социальную среду);
Чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
Постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;
Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
Самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных членов;
Способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
3. Условия нормального развития:
Нормальная работа головного мозга;
Нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;
Сохранность анализаторов, обеспечивающих нормальную связь с внешним миром;
Систематичность и последовательность развивающей среды ребенка.
4.Закономерности в развитии нормального ребенка:
Цикличность психического развития;
Неравномерность психического развития;
Развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;
Пластичность нервной системы;
Соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.
5. Общие закономерности отклоняющегося развития:
Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
Трудность словесного опосредования;
Замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;
Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.
1.2.1 . Общая характеристика понятий «норма», «нормальное психическое развитие»
Норма (.мат. поппа) - установленная мера, средняя величина чет либо.
Но мнению ряда исследователей, норма предполагает такое соме iапис личности и социума, когда личность «бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет сноп основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соотнетственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию» < М.11. Трофимова, СП. Дуванова и др.).
В литературе выделяют несколько значений этого понятия:
среднестатистическая норма -
уровень психосоциального
развития человека, который соответствует средним качественно-
количественным показателям, полученным при обследовании
представительной группы популяции людей того же возраста, пола,
культуры и т.д.;
функциональная норма - индивидуальная норма развития.
Проблема нормы и ее вариантов является одной из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как: норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности, вопросы по-лоных и возрастных различий.
М.М. Семаго отмечает, что понятие «норма» должно быть соотнесено не только с «уровнем психологического и социального раз-шпия ребенка в конкретные периоды его взросления, но и с тре-бонапиями, которые окружающий ребенка социум предъявляет к нему». Автор в качестве критериев нормы предлагает использовать ряд позиций.
1. Социально-психологический норматив (СПН) - система исторически детерминированных требований (правила, нормы, предписания идеальная модель требований общества к личности), которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.
2. Функциональная норма - индивидуальная норма разви
тия, которая является отправной точкой и целью коррекционно-
развивающей работы.
3. Идеальная норма - «программа развития» ребенка в идеаль
ных социокультурных условиях.
4. Типологический норматив - совокупность наиболее частот
ных (качественных и количественных) характеристик и особен
ностей ребенка, отражающих специфический вариант развития -
«психологический синдром».
Для оценки психического развития исследователи предлагают использовать систему «базовых составляющих психического развития», которая условно включает самостоятельные подструктуры: произвольность психической активности, пространственные представления, аффективная регуляция (М.М. Семаго, Ы.Я. Семаго).
Понятие нормы относительно: его содержание зависит от социума, культурных, этнических, религиозных, этических традиций и существенно меняется со временем. С позиций психолого-педагогического знания в качестве критериев нормы могут выступать понятия:
предметная норма
- знания, умения и действия, необходимые
ученику для овладения данным предметным содержанием програм
мы (отражается в стандартах образования);
социально-возрастная норма -
показатели интеллектуального
и личностного развития ребенка (психологические новообразова
ния), которые должны сложиться к концу определенного возраст
ного этапа;
индивидуальная норма
- индивидуальные особенности разви
тия и саморазвития ребенка (А.К. Маркова).
Нормальным развитием, по мнению Томаса Вейса, считается относительно гармоничное равновесие между многими возможными разнообразными отклонениями и неправильным формированием, что свойственно любому развитию.
Среди условий, определяющих возможности нормального развития ребенка, исследователи выделяют как биологические, так и социальные. Так, среди основных условий нормального развития ребенка Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия называют следующие показатели:
1) нормальную работу головного мозга и его коры;
2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним
сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса
нервных процессов;
3) сохранение органон чувств, которые обеспечивают нормальную спяль ребенка с инеишим миром;
А) систематичное! i> и последовательность обучения ребенка в семье, и детском саду и и общеобразовательной школе.
Исследовании J\. Пожар показали, что развитие ребенка будет считаться нормальным при следующих условиях:
Уровень его развития соответствует уровню развития боль-
ишнстиа детей его возраста или старшего возраста, с учетом разви
тии общества, членом которого он является;
Ребенок развивается в соответствии с его собственным общим
путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, спо
собностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному
развитию отдельных составных частей и их полной интеграции,
преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны соб-
с тиешюго организма и средового окружения;
Ребенок развивается в соответствии с требованиями обще
ства, определяющими как его актуальные формы поведения, так и
дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального
функционирования в период зрелости.
Многочисленные исследования в области психологии выявили наиболее общие закономерности развития психики в норме:
Неравномерность психического развития;
Цикличность развития;
Пластичность нервной системы;
Развитие отдельных психических функций на базе сформиро-
наиных ранее;
Соотношение биологических и социальных факторов в процес
се 1 психического развития.
Л.С. Выготский понимал психическое развитие как процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты и его течении могут дать надежное основание для определения главных:)нох построения личности ребенка, которые мы называем возрастом».
И периодизации психического развития ребенка в качестве оснонпого выступает понятие критический возраст (чем ярче, острее, энергичнее протекает кризис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности): кризис новорожденное™, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. «...К началу каждого возрастного пе-
риода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной... Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни ребенка в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту».
Понятие психологической нормы раскрывается и через особенности ведущей для данного возраста деятельности - это деятельность, которая обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в данном периоде его развития (А.Н. Леонтьев).
Строгого научного определения понятия «норма личности» не существует. Между нормальным типом поведения и патологическим (болезненным) находится огромное количество переходных форм. В компетенцию педагога входят коррекция и развитие отклоняющихся от нормы проявлений, состояний, форм поведения здорового ребенка. В психологической литературе такие нарушения иногда называют факторами риска - общее название условий и особенностей образа жизни, а также врожденных или приобретенных свойств организма, которые повышают вероятность возникновения у индивидуума болезни (не будучи ее причиной) или способны неблагоприятно влиять на течение и прогноз имеющегося заболевания.
В дошкольном возрасте факторами риска названы следующие особенности поведения ребенка:
Выраженная психомоторная расторможенность, трудности вы
работки тормозных реакций и запретов, соответствующих возрасту;
трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
Склонность ребенка к «космической» лжи - приукрашиванию
ситуации, в которой он находится, а также к примитивным вымыс
лам, которые он использует как средство выхода из затруднитель
ного положения или конфликта;
Инфантильные эмоциональные проявления с двигательными
разрядками, громким настойчивым плачем и криком;
Импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость,
вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки даже по не
значительному поводу;
Прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрессией и отпет па наказания, замечания, запреты, побеги как реакции отпетого протеста и др. (Г.С. Абрамова).
Понятие нормального развития предполагает сформированную готовность к реализации учебной деятельности, включающей несколько аенсктои: физический, физиологический и психологический. Психологический аспект готовности к обучению подразумевает сформпрованность определенного уровня следующих показателей (Т.Л. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина):
1) знаний и представлений об окружающем мире;
2) умственных операций, действий и навыков;
"А) речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;
1) познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;
5) регуляции поведения.
Понятие «отклоняющееся развитие» в специальной литературе определяется как «отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психических функций, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание)» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.
Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знании о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина «норма» (лат. norma) - установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.
Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня широко используемыми являются понятия предметная норма - знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования); социально-возрастная норма - показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа; индивидуальная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К. Маркова). Категория норм, психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.
Закономерно встает вопрос о том, как определить педагогу-предметнику и педагогу социальному общеобразовательной школы степень тяжести нарушения, установить, лежит ли это отклонение в пределах «нормы» или является патологическим? Вряд ли можно найти исчерпывающие и однозначные критерии. Тем не менее, такие критерии есть. Известен «критерий психопатий Ганнушкина - Кербикова», позволяющий определить патологию характера (Ю.Б. Гиппенрейтер).
Первый признак - относительная стабильность характера во времени, то есть он мало меняется в течение жизни. Если возникшее в детстве нарушение не меняется и не исчезает с возрастом, то это может быть свидетельством патологического нарушения. Примерно то же имеет в виду и В.П. Кащенко, говоря о существенных различиях между «нормальными и ненормальными людьми». Отклоняющиеся черты у нормального ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, если захочет и сделает усилие. Нормальные дети поддаются обычному воспитательному воздействию и способны к необходимой социальной адаптации.
Второй признак - «тотальность проявлений характера»: одни и те же черты проявляются везде: дома, на отдыхе, на работе, среди своих и среди чужих, то есть при любых обстоятельствах. Если же человек дома один, а «на людях» - другой, то это не патология.
Третий признак - социальная дезадаптация, заключающаяся в том, что у человека возникают постоянные жизненные трудности, которые испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо тот и другие вместе (Ю.Б. Гиппенрейтер).
Есть и другие критерии оценки, позволяющие установить отклонения в любом поведении. Крупный английский специалист в области детской психиатрии М. Раттер для оценки отклонений в любом поведении предложил следующие критерии:
1. Необходимо учитывать возрастные особенности и половую принадлежность ребенка .
Некоторые особенности поведения являются нормальными только для детей определенного возраста. Так, тревога при разлуке с близкими (матерью) типична для малышей, начинающих ходить (это настолько типично, что безразличная реакция ребенка этого возраста на разлуку с родителями - возможная причина для беспокойства). Для подростка же болезненное переживание разлуки с близкими - явление весьма редкое и поэтому ненормальное.
Что касается половых различий, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает. У большинства мальчиков оно окрашено некоторыми женскими чертами, а у большинства девочек - некоторыми мужскими. Это вполне нормально. Достаточно редко у мальчика встречается «весь набор женских особенностей поведения», и это - нарушение.
2. Длительность сохранения расстройства .
Почти каждый ребенок в какой-то момент переживает состояние нежелания идти в школу. Это может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Если же такое состояние продолжается несколько месяцев или даже лет, то это должно вызывать тревогу.
3. Жизненные обстоятельства могут вызывать временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей. Развитие никогда не происходит гладко. «Психологическая энергетика» имеет свои пики и свои падения, в силу чего в одно время дети могут быть очень уязвимы, а в другое - обладать достаточной сопротивляемостью и хорошими адаптационными способностями. В одних условиях колебания происходят чаще. Это зависит от обстоятельств жизни ребенка. Для многих детей появление младшего ребенка в семье может стать фактором таких колебаний. Смена школы или класса - событие, которое вызывает переживание стресса, повышает чувство тревожности и зависимости.
4. Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение ребенка должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной культурной среды. Поэтому важно учитывать социокультурные различия , которые имеют место в обществе.
5. Важно иметь в виду степень нарушения . Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Особого внимания требуют дети с множественными эмоциональными или поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни, когда нарушение одной сферы негативно сказывается на других сферах.
6. Тяжесть и частота симптомов . Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей характернее, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства. Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.
7. При анализе детского поведения следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует внимательно относиться к тем изменениям в поведении, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития.
8. Ситуационная специфичность симптома . Следует обращать внимание на ситуацию, в которой проявляется нарушение поведения. Хотя это не самый важный критерий, но он может пролить определенный свет на динамику развития у ребенка проблем взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения от нормы, следует принимать во внимание, по убеждению М. Раттера, комбинацию из всех названных критериев. Хотя и в этом случае определение «ненормальности» не является вполне достаточным. Необходимо учитывать, насколько отклонение от нормы повреждает развитие. Важно помнить, что конкретный ребенок - это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика представляет собой сложную работу, предполагающую установление характера нарушений развития личности конкретного ребенка.