Контакты

Ролевые игры для тренингов по стрессоустойчивости. Развитие стрессоустойчивости упражнения. Упражнения для тренинга

Тема занятия

Количество часов

Всего

Вхождение

Коррекционно-терапевтические пробы

Антистресс-базис

Антистресс-интенсив

Телесно-ориентированные техники россыпью

Групповая игротерапия

Условные обозначения:

ТЗ - занятия тренинга;

СЗ - самостоятельные занятия;

ИПК - индивидуальное психологическое консультирование по личностным проблемам.

3. Содержание занятий тренинга стрессоустойчивости занятие - I «вхождение»

Цели:

    Знакомство участников;

    Принятие правил работы Т-группы;

    Развитие эмпатии;

    Формирование способности на телесном уровне чувствовать и принимать себя, других и окружающий мир.

Правила работы т - группы:

1. Правило «Имени» - члены Т-группы обращаются друг к другу на «ты» и по имени.

2. Правило «Без погон и регалий» - все участники равны. Каждый имеет равное со всеми право отстаивать свою точку зрения. Ничьё мнение не считается имеющим больший или меньший вес. Каждому предоставляется равная с другими возможность высказаться и предложить решение.

3. Правило «Трапа» - все, здесь присутствующие, как бы «зашли на борт корабля». Трап убрали. Необходимо обязательное присутствие каждого в каждом шаге работы (ценность каждого участника). Не опаздывать и не пропускать занятий.

4. Правило «Винтика» или активного участия каждый обязан принимать активное участие в работе группы. Каждый должен сказать себе: «Я несу ответственность за результат работы своей группы». Не отсиживаться, не отмалчиваться, не отлынивать. Каждый должен внести свою лепту в деятельность группы.

5. Правило персонификации каждый произносит клятву: «Я говорю от своего имени «Я», а не «мы» или «все» от имени других. Я не уклоняюсь от прямого высказывания своей точки зрения. Я говорю кратко и по существу. Я несу ответственность за свои слова».

6. Правило «Здесь и сейчас» означает для каждого быть включённым в групповую работу. Это защита от прошлых проблем и будущей неуверенности. Это избегание пассивного отношения в принятии решения.

7 . Правило «Купе» означает, чтовсе, о чем говорится в группе, является конфиденциальным, т.е. не выносится за её пределы.

8 . Правило толерантности и эмпатии означает, что все участники должны быть терпимы друг к другу и проявлять эмпатию. «Не грузить», «не лечить», не воспитывать, «не навешивать ярлыков».

9. Правило «Послушника» - всё, что говорит ведущий должно выполняться в определённый им срок и в предлагаемой форме.

10 . Правило «Поднятой руки» означает, что перед тем как высказаться, получить добро ведущего на слово, необходимо поднять руку. Нельзя перебивать других участников.

11. Правило «Цыплят по осени считают» - не следует делать поспешные выводы о том, что здесь происходит. Надо решать поставленные задачи, рефлексировать, анализировать, но не оценивать результат до его окончательного оформления.

12. Правило «Стоп» означает, что каждый участник тренинга имеет права отказаться от участия в том или ином упражнении или отказаться отвечать на тот или иной вопрос тренера или членов Т-группы.

Предлагает свод правил на первом занятии тренер. Члены группы могут внести предложения по изменению правил. Правила принимаются общим решением группы.

Упражнение № 1 «Я буду делать так…»

Цели: знакомство членов группы, актуализация ожиданий.

Планируемое время: 15 - 20 минут.

Все участники рассаживаются по кругу и называют своё имя, представляют в группу собственные ожидания от предстоящего тренинга.

Тренер говорит: «Прежде чем начнём выполнять задание сегодня мы должны познакомиться. Возможно, кто-то из вас уже достаточно давно общается между собой. Вам кажется, что вы хорошо знаете друг друга. Но в таком составе, именно этой группой вы собрались впервые. Т-группа – это ваша главная ценность сегодня. Вы проживёте здесь несколько дней вашей реальной жизни и хорошо, если эти несколько дней станут для вас событием. Насколько группа реально станет единой командой, насколько будет получен реальный результат, зависит от вас.

Вы должны предложить ваше игровое имя, как вас можно будет называть, т.е. как вы хотите, чтобы вас называли».

    свое игровое имя (оно может быть реальным или вымышленным);

    свои размышления, свои ожидания, свои планы на предстоящую работу;

3) отмечают, что каждый хочет получить, в конечном счёте, от тренинга (не допустить соскальзывания на «мы»);

4) отвечают на вопрос, что каждый будет делать в группе.

Здесь возможно активное использование группы для того, чтобы присоединить участников к реальной задаче. Например, возможна такая формулировка: «Вы согласны с тем, что он говорит? А в чём вы не согласны?».

Процедуру представления ожиданий можно запускать в группе несколько раз по кругу, пока хотя бы большая часть группы не примет ответственности за происходящее.

Каждый, начиная свое знакомство с группой, говорит: «Меня зовут … (называет свое имя). Я в течение всего тренинга буду делать так…». Жестами надо показать действие и подкрепить его фразой. После чего, все члены группы хором говорят: «Его звать …(называют имя). На тренинге он будет делать так…». Группа повторяет жесты и слова первого участника.

Завершается упражнение согласованием по принятию правил.

Например, тренер говорит: «Чтобы мы могли существовать, нам необходимы правила. Давайте ещё раз вернёмся к правилам, которые были предложены. Сейчас мы перечислим правила вместе, а по ходу игры, если возникает необходимость, сможем их добавить. Поскольку я являюсь также членом группы, поэтому за мной, как и за вами остаётся право предлагать правила. Итак, какие правила были произнесены? Есть ли желания добавить или изменить правила? Правила приняты! В дальнейшем за мной остаётся право напоминать правила. Вы можете также представить кого-то, кто будет отслеживать правила».

Каждый человек хочет быть успешным и уверенным в себе. Однако у многих людей есть всевозможные страхи, которые очень ярко проявляются во время нестандартных, стрессовых ситуаций. То есть в зоне комфорта все отлично, но стоит ее покинуть и тут же проявляются негативные эмоции — страх, скованность, волнение, тревога.

На самом деле подобные ощущения являются лишь адаптацией организма к новым, непривычным ситуациям, поэтому нужно всего лишь привыкнуть к ним и научиться их контролировать. По этой причине люди и задаются вопросом — как повысить стрессоустойчивость?

Существуют различные упражнения на стрессоустойчивость. Например, в качестве тренировки, можно намеренно прочитать в каком-нибудь людном месте стих. Подойдет любое кафе или простая остановка общественного транспорта. Желательно стать на какой-нибудь стульчик или лавочку и громким выразительным голосом прочесть стих минуты на две-три.

Ваша задача — побороть свою стеснительность, выйдя за привычные рамки поведения, принятые в обществе, ведь не каждый день люди читают стихи в общественных местах. Если проделать это упражнение подряд в течении нескольких дней, то результаты будут впечатляющими. Оценка стрессоустойчивости станет для Вас намного выше. Или можно также специально совершать поступки, которые Вам из-за страха не хочется делать.

Отличный тренинг стрессоустойчивости — знакомство на улице с незнакомыми людьми. Для мужчин лучше всего знакомиться с женщинами, для женщин с мужчинами. Такая тренировка хорошо развивает навыки импровизации при экстремальном общении. Это очень поможет в любой стрессовой ситуации, когда необходимо быстро сориентироваться и найти наиболее подходящие слова, чтобы не упасть в грязь лицом.

Кроме этого, замечательное упражнение на стресс и стрессоустойчивость — это провокационные вопросы. Суть упражнения следующая — группа из 5-6 человек, задает участнику какие угодно вопросы, даже не совсем приличные. Его задача — всегда отвечать «да» и выкручиваться из неловкого положения. К примеру, на вопрос «Ты действительно вчера ходил по городу без штанов?» нужно ответить что-то вроде «Да, я действительно ходил без штанов. Была теплая погода, поэтому я прогуливался в шортах». Такая тренировка позволит человеку не бояться никаких неудобных вопросов. Самое главное — развивать уверенность, веру в себя. Тогда стрессы навсегда покинут Вашу жизнь.

Тренинг "Развитие стрессоустойчивости или Как принять свою Жизнь, расслабиться и двигаться осознанно…"

Название говорит само за себя. Тем, кто ежедневно ведёт переговоры, руководит другими людьми или воспитывает "сложных" детей, про стресс ничего объяснять не нужно, они его чувствуют постоянно. На тренинге будет представлена одна из самых современных методик по управлению своим состоянием… Развивать стрессоустойчивость — это уже не возможность, а жёсткая необходимость… НО! эта программа не похожа на типовые : участники не представляют себя на "зелёной лужайке" или "под тёплым, нежным солнышком, вдалеке от хлопот". Участникам тренинга будет передаваться система методик, которая помогает не "расслабляться, отключаясь от реальности", а принимать эту жёсткую реальность и проживать её осознанно, увеличивая свою внутреннюю силу.

Цель тренинга: обучение навыку работы со стрессовыми состояниями, т.е. умению изменять стрессовое состояние, на то, которое полезно в каждой конкретной ситуации. Будет предложен метод, позволяющий понять, какой "урок" несёт нам конкретная стрессовая ситуация и что делать, чтобы этот "урок" не повторялся, а жизнь проживалась с достаточной гибкостью, силой и осознанностью. Такой метод позволяет не "убегать" от стрессовых ситуаций, а использовать их для повышения личной силы, обретения уверенности и более эффективного решения имеющихся задач.

Речь идёт не об отдельных приёмах по снятию напряжения и глубокому расслаблению. Участники будут ознакомлены с целостной системой методик по восстановлению баланса (центровки) на уровне телесной, эмоциональной и интеллектуальной деятельности, необходимыми для получения желаемых результатов как в бизнесе, так и в личной жизни.

Типовые "стрессовые" задачи, в решении которых поможет тренинг :

  • Управление собой в конфликте (как в профессиональной сфере, так и в личной);
  • Развитие уверенности (в проведении "сложных" переговоров, принятии решений, построении отношений и т.д.);
  • Проблемы выбора при принятии решений;
  • Хроническая усталость, неудовлетворённость работой, отношениями, окружающими людьми и т.п.
  • Потеря эмоционального контроля и т.д.
  1. "Восточный" подход к пониманию стресса. Механизм образования мыслительных тупиков, негативных эмоций и непродуктивных телесных состояний.
  2. Влияние внутренних состояний на личную эффективность в жизни (построении отношений, проведении переговоров, взаимодействии с коллегами по работе). Технологии трансформации (преобразования) стрессового состояния в продуктивное.
  3. Конфликты (внутренние и внешние) как источник сильного стресса. "Восточный" подход к управлению конфликтом.
  4. Управление своим состоянием до, во время и после стресса. Профилактика: как формировать стресс-Иммунитет.

Результаты: участники получат представление о механизме образования стресса, а также им будет передана реально работающая технология, позволяющая существенно повысить личную эффективность в решении "стрессовых" задач и сформировать стресс-иммунитет.

Источник:
Тренинг — Развитие стрессоустойчивости или Как принять свою Жизнь, расслабиться и — двигаться осознанно
Тренинг "Развитие стрессоустойчивости или Как принять свою Жизнь, расслабиться и двигаться осознанно…" Название говорит само за себя. Тем, кто ежедневно ведёт переговоры,
http://samopoznanie.ru/trainings/trening_razvitie_stressoustoychivosti_ili_kak_prinyat_svoju/?date=24352

Тренинг стрессоустойчивости для учащихся и педагогов

Тренинг стрессоустойчивости для учащихся и педагогов

Тренинг стрессоустойчивости нужен всем без исключения. Согласитесь, в современном мире возникает все больше причин, ведущих к стрессовому состоянию. В результате сегодня практически невозможно встретить полностью уравновешенного человека, а ведь постоянное напряжение пагубно воздействует на психику и здоровье. Управление эмоциями – это большой труд и регулярная работа над собой, поэтому практически невозможно обучиться этому самостоятельно. Сила воздействия стрессоров зависит от пола человека и его возраста, восприимчивости к различным ситуациям, поведенческих особенностей, времени суток и времени года. В любом случае, стрессоры воздействуют на всех без исключения и каждому из нас требуются свои определенные способы защиты от стресса.

Ликвидировать стрессовое состояние каждый пытается по-своему. Это может быть общение с близким человеком, физические нагрузки, вышивка и вязание, массаж. Но подобные занятие снимают лишь следствие, не устраняя причину. Да и польза не всегда очевидна. В этой связи возникает необходимость использовать иные способы воздействия на стрессовые ситуации. Наиболее продуктивным и действенным является тренинг стрессоустойчивости.

Повышение уровня стрессоустойчивости

Развитие навыков концентрирования внимания в сложных стрессовых ситуациях

а) Научиться управлять своим стрессом, легко изменяя его уровень под текущую задачу.

б) Научиться управлять своим психическим состоянием, если избежать стресса все-таки не удалось.

в) Уметь быстро восстанавливаться после перегрузок.

г) Повысить свою стрессоустойчивость – научиться «держать удар».

Тактичное и доброжелательное отношения ко всем участникам группы

Искренность и открытость

Недопустимость оценочных суждений членов группы

Чаще всего стресс возникает в сложной или новой ситуации, в случае выраженного риска, возможного или разворачивающегося конфликта – т.е. в тех ситуациях, которые практически постоянно сопровождают жизнь современного активного человека. К тому же в последнее время все больше и больше людей стремятся к сознательному самопознанию и саморазвитию, а эта деятельность является стрессовой по самой своей природе.

Таким образом, для современного человека владение технологиями управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, а особенно деятельности в новых для него областях.

Стрессоустойчивость и навыки управления стрессом обеспечивают человеку способность к осуществлению эффективной деятельности в состояние стресса. Для этого необходимо развивать концентрацию нашего внимания.

Упражнение № 1. С пособствует мобилизации внимания, дает возможность участникам осознать их регулятивные ресурсы, создает условия для их тренировки.

Участники садятся по кругу. «Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: один, два, три и т. д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).

Если кто-то из нас ошибется, то он выбывает из игры, но при этом остается сидеть в кругу. И мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть».

Итак, наш тренинг направлен на развитие навыков стрессоустойчивости. Хотелось бы у вас узнать:

Что же такое стресс?

Каковы первые признаки стресса, по-вашему, мнению?

Кто или что поможет преодолеть стресс?

Умеем ли мы бороться со стрессами?

Как самим выработать успешный стиль поведения, научиться в конфликтных, стрессовых ситуациях и напряженной рабочей обстановке быть устойчивыми к стрессу и задействовать скрытые в нас резервы, силы и возможности, чтобы преодолеть стресс и обратить его себе во благо?

Что вы ожидаете от нашего тренинга?

Упражнение «Я и стресс»

Цель. Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.

Вопросы, которые может задать тренер.

Посмотрите внимательно на свой рисунок.

1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?

2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.

3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?

4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько - стресс. Почему?

5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?

6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?

7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще? Если вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.

8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке - дорисуйте их.

9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?

11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.

Обсуждение. После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Как правило, создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся восприятия понятия «Стресс», стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и, основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.

Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет участникам, над какими проблемами возможна работа на тренинге.

Рекомендации тренеру. Поскольку данный тест проводится в начале тренинга, то тренер может обратить внимание участников на то, что большую часть нашей профессиональной жизни мы используем левое полушарие, которое отвечает за логические действия. Во время рисования мы активизируем наше правое образное полушарие. Поэтому психологи считают, что процесс рисования является оздоровительным уже сам по себе, и неслучайно рисование широко используется в психологической практике.

Стресс (от англ. Stress — давление,нажим,напор;гнёт;нагрузка;напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс ) и отрицательную (дистресс ) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический,тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

Плохой, беспокойный сон.

Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

До сих пор учёные используют концепцию канадского физиолога и выделяют три стадии стресса по Селье:

1. Реакция тревоги.

2. Стадия сопротивления.

3. Стадия истощения.

Продолжительность каждой фазы развития стресса индивидуальна

Первая фаза возникновения стресса характеризуется мобилизацией организма. Нарастает напряжённость. У кого-то она может длиться дни и недели, а кто-то уже через несколько минут переходит ко второй стадии стресса. Реагируют люди по-разному. У одних тревога ускоряет все реакции организма, они вдруг начинают быстро соображать и мгновенно принимают решения. У других – наоборот происходит замедление реакций, они становятся как бы заторможенными. Умеренный кратковременный стресс на первой стадии даже полезен. Гормональный всплеск даёт толчок организму, тренирует его, закаляет.

Вторая фаза наступает, если воздействие стрессовых факторов продолжается. Организм отреагировал на тревогу, мобилизовался и может преодолевать возникшие трудности. На стадии сопротивления организм может быть более устойчивым к вредным воздействиям, чем в спокойном состоянии. Внешне тоже всё выглядит благополучно, человек конструктивно решает проблемы, он активен, здоров. Первый и второй этапы развития стресса ещё не несут угрожающих последствий.

Третья фаза, характеризующаяся истощением, начинается, если вторая стадия затягивается и организм не получает отдых. Мобилизованные ресурсы заканчиваются. Организм израсходовал свои адаптационные возможности, и его устойчивость снижается. На этом этапе проявляется физическое неблагополучие: нарушение сна, снижение аппетита, потеря веса, расстройства стула, нарушение сердечного ритма, повышение артериального давления, и т. п. Человек чувствует себя вялым, разбитым. Если и сейчас не отдохнуть, то могут начаться серьёзные физические заболевания, депрессия.

эффективно тренировать взаимодействие с партнером при максимальной концентрации и быстроте реакций;

дать возможность участникам тренинга проверить себя и свою готовность выступать в качестве лидера;

развить умение эффективно работать в нескольких направлениях деятельности;

научиться действовать в условиях стресса, не теряя способностей концентрировать внимание на проблеме.

Размер группы : не важен.

Ресурсы : упражнение требует по-настоящему большой и свободной от мебели комнаты, двух стульев, флип-чарта и маркера для записи результатов каждого раунда.

Время : в зависимости от количества участников. Каждая четверка игроков находится в игре 10 минут.

Это упражнение возвращает нас к рассказам об императоре Юлии Цезаре, который обладал поразительной способностью одновременно и качественно выполнять несколько различных действий. Порой лидеру приходится применять на практике замечательные качества знатного римлянина.

В каждом раунде игры будет участвовать четверо игроков в поле и две группы судей. (Количество судей значения не имеет, так что порой можно всех зрителей разделить на две судейские группы, каждая из которых получает конкретное задание.)

Итак, первая игровая четверка выходит на площадку и выносит с собой два стула. Первый и второй игроки садятся друг против друга на расстоянии 2-2,5 м. Третий и четвертый игроки вначале располагаются за стулом второго участника. Это их стартовая позиция, потом по ходу игры они могут свободно передвигаться по комнате.

Правила игры . В течение двух минут первый игрок обязан повторять все движения второго игрока, выполняемые им произвольно: любые движения сидя, стоя, в движении по комнате. Кроме того, первому игроку предстоит отвечать на непрерывные вопросы третьего и четвертого игроков. Вопросы могут быть любыми. Когда иссякнет фантазия одного из спрашивающих, в дело немедленно включается второй.

Обратите внимание, что в игре участвуют и судьи. Они – самые справедливые и внимательные арбитры в мире. Одна группа судей будет следить за тем, чтобы первый игрок не пропускал движений партнера и повторял каждое из них. За каждый пропуск начисляется штрафное очко! Вторая группа следит за ответами на вопросы. Ответы могут быть абсолютно свободными, отличаться нелогичностью, отсутствием связи с вопросом и т.д. Важно, чтобы прозвучала осмысленная реакция первого игрока на вопросы двух ассистентов и чтобы в своих ответах он не пользовался запрещенными «Да!», «Нет!», «Не знаю!»

Использование каждого запрещенного ответа приносит штрафное очко.

Игра продолжается в течение двух минут. Затем судьи первой и второй групп сообщают о количестве заработанных игроком штрафных очков. Результат записывается. После этого игроки меняются ролями: отвечать и повторять движения в течение двух минут будет теперь второй игрок.

Вновь подведение итогов, запись и смена ролей: теперь игровые стулья занимают третий и четвертый участники, а первый и второй будут задавать вопросы.

Это задание можно проводить по очереди со всей группой, чтобы определить абсолютного чемпиона -того, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.

Завершение : обсуждение упражнения.

Какие действия было сложнее выполнять – повторять движения партнера или отвечать на вопрос?

Случались ли во время игры мгновения кризиса, когда вы понимали, что теряете контроль над ситуацией? Что помогло вам преодолеть такие моменты и вернуться к выполнению задания?

Что вы вынесли для себя из игры? Что вы думаете сейчас о сильных и слабых сторонах своего поведения в кризисной ситуации?

6 этап. Обратная связь

Ваши ожидания совпали с итоговым результатом?

Какие умения и навыки вы получили в тренинге?

Автор: Аверина Лина Валерьевна, педагог-психолог ГОУ СПО «Тульский областной медицинский колледж», г. Тула
Описание материала: программа психологического тренинга «Стрессоустойчивость. Профилактика краудинг-стресса» может быть полезна педагогам-психологам в групповой коррекционной работе с подростками и обучающимися юношеского возраста в среде общежития, а также воспитателям общежитий учреждений СПО.
Психологический тренинг «Стрессоустойчивость. Профилактика краудинг-стресса»
Цель тренинга: повысить стрессоустойчивость студентов, проживающих в общежитии, путем получения знаний и развития навыков для сопротивления краудинг-стрессу в микросреде общежития;
Задачи:
- развить устойчивость к стрессовым ситуациям,
- увеличить выносливость и работоспособность,
- раскрыть скрытые возможности,
- самостоятельно справиться со стрессом благодаря различным восстановительным техникам,
- контролировать свое физическое и эмоциональное состояние,
- улучшить свое эмоциональное состояние.
Вид тренинга: Тренинг личностного развития, Обучающий тренинг
Содержание:
- психотерапевтический эффект;
- эффект обучения, обучение общим эффективным приемам социального поведения;
- вооружение конкретными знаниями;
Продолжительность:1 час
1. Представление
Тренер представляется участникам семинара, знакомит с темой тренинга, сообщает о режиме работы.
2. Правила группы
Группа вырабатывает правила, в соответствии с которыми проходит дальнейшая работа семинара-тренинга. Среди принятых правил могут быть как общепринятые позиции, так и пункты, касающиеся работы конкретной группы.
3. Упражнение «Незаконченные предложения»
Цель: Прояснение явных и неявных правил, действующих в данной
группе.
Содержание: после принятия групповых правил участникам предлагается написать по два варианта окончания для каждого предложения:
В этой группе нежелательно...
В этой группе опасно...
Из этой группы будет исключен тот, кто...
В этой группе можно...
В нашей группе получит поощрение тот...
Обсуждение. После проведенной работы участники отвечают на
вопросы:
В какой степени действующие правила ясны участникам?
Насколько широк спектр негласных норм?
Какие из них полезны, а какие обременительны?
Какие правила и нормы могут вызвать дискомфорт и стрессовое
состояние?
Стоит ли совместно принимать в нашей группе дополнительные
правила?

4. Игра-знакомство «Презентация и ожидания»
Цель. Знакомство участников друг с другом, развитие партнерских взаимоотношений.
Содержание. Группа делится на пары, каждая из которых, вы­
брав удобное спокойное место, в течение 10 минут (5+5) проводит взаимное интервью. Затем пары возвращаются в круг и каждый представляет своего партнера. После презентации можно спросить у представляемого, хочет ли он добавить что-либо к сказанному и корректно ли прозвучал рассказ о нем.
Далее участники тренинга озвучивают свои ожидания по поводу предстоящего тренинга. Ожидания записываются на листе ватмана и откладываются в сторону до окончания тренинга.
5. Упражнение «Я и стресс»
Цель . Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.
Содержание. Тренер готовит заранее бумагу формата А4 (почислу участников), цветные фломастеры. Участники тренинга располагаются комфортно (в кругу или за кругом). Ведущий предупреждает их о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов. Инструкция тренера группе. «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок „Я и стресс". Он может быть выполнен в любой форме - реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите». Участники рисуют в течение 4- 5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.
Вопросы, которые может задать тренер .
Посмотрите внимательно на свой рисунок.
1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?
2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.
3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?
4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько - стресс. Почему?
5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?
6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?
7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще?
ели вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.
8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке - дорисуйте их.
9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?
11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.

Обсуждение. После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Как правило, создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся восприятия понятия «Стресс», стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.
Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет участникам, над какими проблемами возможна
работа на тренинге.
5. Мини-лекция «Краудинг-стресс»
Методом мозгового штурма группа выводит определение стресса, после чего тренер знакомит слушателей с существующей в психологической науке информацией по поводу данного. Особое внимание уделяется проблеме причин и последствий подобного вида стресса, возможным профилактическим мерам. При рассмотрении причин стресса тренеру важно подвести участников группы к осознанию того, что все перечисленные причины стресса являются только потенциальными источниками негативного воздействия на человека. Все зависит от того, как сам человек воспринимает эти причины, считает ли он их стрессорами.
Текст лекции:
Концепцию стресса, как и само понятие, разработал и ввел в науку канадский физиолог Ганс Селье, обративший внимание на то, что у пациентов, страдающих различными заболеваниями, обнаруживается ряд общих симптомов – потеря аппетита, повышенная агрессивность, бессонница, снижение мотиваций и т.д.
Для современного человека, особенно горожанина, стресс стал повседневным состоянием. Горожанин – это, как правило, человек, одновременно принадлежащий к целому ряду малых и больших социальных групп – он член семьи, производственного или студенческого коллектива, спортивной команды, дружеской компании, общественной организации или политической партии и т.д. Нормы поведения и деятельность в этих группах и объединениях различны, и перемещение из одной группы в другую означает для человека необходимость быстро переключаться из одной нормативной системы на другую, от одних стереотипов деятельности и поведения переходить к другим. Социальные условия, информационные и интеллектуальные перегрузки, обострение межличностных взаимоотношений вызывают у современного городского жителя психическую усталость и эмоциональный стресс.
Всё вышесказанное особенно актуально в условиях студенческих общежитий: во-первых, соседей не выбирают, во-вторых, может развиться краудинг – стресс (англ. crowd – толпа) – это специальный термин, используемый для обозначения стресса, вызванного субъективным ощущением нехватки пространства, т.е. того, что вокруг находится больше людей, чем хотелось бы.
Существует такое понятие – «пространство взаимодействия». При пространственном взаимодействии происходит так называемый пространственный контакт - непосредственное осознание близости другого человека. Интенсивность контакта при общении регулируется дистанцией между людьми и их направленностью.
Э. Холл (Hall Е., 1966, 1970) - один из первых исследователей в проксемике, предложил следующую классификацию дистанций общения:
- интимная дистанция до 45 см - дистанция общения лишь самых близких людей, в общение включены все сенсорные каналы. Надо сказать, что в разных культурах можно ожидать довольно большого разброса в этих границах;
- персональная дистанция от 45 см до 120 см - нормальная дистанция, соблюдаемая при ежедневном общении между людьми;
- социальная дистанция от 120 см до 4 м. Ее придерживаются при общении между чужими людьми, на официальных приемах, в случае различий в статусах;
- публичная дистанция больше 4 м удобна при выступлениях перед аудиторией.
Выбор дистанции человеком не осознается, но люди всегда реагируют, если реальная дистанция не соответствует их представлениям о норме.
Личное пространство человек считает своим, оно определенным образом
обозначено, и владелец регулирует поведение других в отношении данного места - это может быть рабочее место или пространство в доме (комната, угол).
В отношении данного места проявляются более или менее выраженные отношения собственности. И. Кон пишет, что потребность в личном пространстве менялась во времени. Жизнь средневекового человека проходила на виду у всех. Драмы и комедии семейной жизни, так же как и свадьбы и похороны, происходили открыто при участии всей общины. В новое время семья начинает ограждать свой быт от непрошеного общения, обзаводится замками, дверными молотками, колокольчиками, люди заранее договариваются о визитах. Одновременно появляется стремление к самоэкспозиции, к выражению, подчеркиванию своей индивидуальности, украшению жилья.
Именно поэтому часто происходят, на первый взгляд, казалось бы, беспочвенные конфликты, истинной причиной которых является нарушение личного пространства. Именно поэтому необходимо помнить об индивидуальности каждого человека и о возможных причинах недопонимания в микросреде общежития, в условиях учебной группы или в профессиональной деятельности.
После того как группы справятся с этим заданием, тренер предлагает устроить дискуссию.
6. Упражнение «Выкинь свои проблемы» (Модификация упражнения Ньюстром, Сканнел )
Цель. Предоставление участникам возможности получить обратную связь по поводу своей проблемы, обменяться опытом.
Содержание. Тренер предлагает участникам группы написать на листе бумаги свою проблему, которую он хотел бы решить. Для того чтобы снять возможное сопротивление, тренер может сказать, например, о том, что с точки зрения позитивной психотерапии здоровый человек - это не тот, у кого нет проблем, а тот, кто имеет проблемы и старается их решить. Листы с описанием проблемы не подписываются, в процессе обсуждения» нельзя раскрывать авторство. Именно поэтому тренер просит участников писать разборчиво.
После того как участники описали свои ситуации, тренер предлагает им скомкать свои листы и бросить в пакет или мешок. После этого группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек. Каждый участник подходит к ведущему и вынимает записки из мешка. На обсуждение каждой проблемы отводится 5 минут. Если кто-то из участников подгруппы догадался, чья эта проблема, он не должен делиться своей информацией или догадками с участниками. Если участник вытаскивает свою проблему, он не должен признаваться в своем авторстве. Обсуждение проводится методом мозгового штурма, то есть задача каждой подгруппы - найти как можно больше вариантов решений заявленной в записке проблемы. Для повышения эффективности этой процедуры мы предлагаем в каждой подгруппе выбрать секретаря, который записывал бы возможные варианты решений и следил за временем. После того как время истечет, каждая подгруппа зачитывает свои «проблемы» и варианты их решений. Тренер предлагает остальным участникам группы добавлять какие-либо предложения и варианты решений.
7. Подведение итогов.
Цель. обобщение знаний, умений и эмоций, полученных в ходе тренинга.
Содержание. Студенты садятся в круг, каждому предоставляется слово. Студенты делятся впечатлениями, дают свою оценку новой информации, отмечают, что нового узнали в ходе работы.
Список используемой литературы:
1. Аболин Л. М. О факторах устойчивости к стрессу // Психический стресс в спорте: Материалы Всесоюзного симпозиума. - Пермь, 1973. - С. 67-69.
2. Андреева А. Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1994.
3. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.
4. Никифоров Г.С., Филимоненко Ю.И., Польшин А.К. Психологические аспекты саморегуляции состояния. – Л., 1986
5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1960.

Каждый человек на протяжении всей жизни время от времени сталкивается со стрессовыми ситуациями. Они возникают из-за нехватки времени, конфликтов на работе и проблем в личной жизни. Стрессоустойчивость личности - это качество, которое состоит из психофизиологических компонентов. Его нужно обязательно воспитывать, чтобы в будущем избежать проблем не только с окружающей средой, но и сохранить собственное здоровье. Всем известно, что стресс отрицательно влияет на нервную систему. Из-за него могут возникнуть различные заболевания, которые потом придется лечить. Чтобы не было таких ситуаций, нужно посещать специальные тренинги, которые помогут развить стрессоустойчивость человека.

Ресурсы стрессоустойчивости

Если вы устаёте на работе, выплёскиваете все свои негативные эмоции на родных и близких, значит у вас низкая стрессоустойчивость. На ранних стадиях устранить эту проблему гораздо проще, чем потом. Также очень важными являются ресурсы стрессоустойчивости. Они бывают внешними и внутренними. Внешние ресурсы состоят из материальной и социальной поддержки. Это поддержка близких людей и стабильные финансовые доходы. Внутренние ресурсы регулируются самим человеком. Они включают информационную активность, рациональное мышление, знания, умения, волевые качества, надежду, мужество, стиль жизни и состояние здоровья.

Роль тренингов

Сейчас существует очень много различных психотренингов, которые помогут развить стрессоустойчивость. При посещении тренинга обязательно обратите внимание на его программу. Поинтересуйтесь у тренера, какая проблема будет обсуждаться и сколько времени вам придется провести на занятии. Возможно, тренинг будет длится 10 часов, но не стоит расстраиваться. Благодаря психофизиологическим упражнениям вы забудете о том, что у вас когда-нибудь был стресс.

Программа тренинга состоит не только из теории, но и из практики. Вам будут предоставлены специальные упражнения на стрессоустойчивость. На них вы сможете полностью расслабиться и поднять своё настроение. Тренеры создадут для людей, которые хотят избавиться от стресса, прекрасную уютную атмосферу.

Очень важным источником борьбы со стрессом является свежий воздух. Человек должен почаще проводить время на улице, особенно там, где поменьше людей.

Специалисты также считают, что проведение тренингов в офисах отрицательно влияет на результат из-за рабочей обстановки. Благодаря тренингам у вас будет развиваться только высокая стрессоустойчивость. Они помогают сохранить способность к социальной адаптации и самореализоваться. Также благодаря тренингам человек сможет сберечь свою трудоспособность и здоровье, позитивно мыслить и достигать высоких целей в жизни.

Возможно Вас заинтересуют.

Понравилась статья? Поделитесь ей