Контакты

Триединая модель мозга. «Тройственный ум»: как выглядит внутренняя гармония для невролога. Три системы мозга: вербальная vs невербальная коммуникация

Прочитано: 6 134

Да, у человека три мозга.

Это доказанный факт, о котором стоит знать.

Почему? Во-первых, это интересно. Во-вторых, это важно.

Три мозга – подарок длительной эволюции, позволивший выжить и стать теми, кто мы есть. Но также три блока мозга – это и сложная система взаимодействий, без понимания логики которой практически невозможно что-либо планировать, достигать и добиваться. Разве что только на интуитивном уровне.

Теория Пола Маклина: три мозга человека

Сначала общая информация.

В голове каждого человека есть трехслойный триединый мозг . Каждый новый уровень появлялся как следствие эволюции и привносил в поведение что-то новое и абсолютно уникальное. Все системы расположены одна над другой, то есть это не отделы и не полушария.

Скорее, оболочки.

Самая глубинная – маленькая по объему и старая по возрасту – оболочка рептильного мозга. Отвечает на выживание в глобальном смысле этого слова.

Второй слой – лимбическая система. Ей лет уже меньше, а зона воздействия на организм человека сильнее. В нее попадает весь эмоциональный спектр чувств – от любви до ненависти.

Заканчивает структуру триединого мозга человека неокортекс. Этот уровень делает нас мыслящими, разумными существами. Главными на этой планете.

Интересная выявлена закономерность: чем старше уровень мозга, тем сильнее его влияние на поведение и привычки, тем сложнее с ним бороться.

Важно. Все три структуру «живут» недружно. Они очень редко взаимодействуют между собой, чаще каждая «отстаивает» свои интересы.

Вот об этом и поговорим.

Рептильный мозг, р-комплекс, инстинкты

Рептильный мозг получил свое название, потому что в целостном сформированном виде существует сегодня у рептилий. Они не пошли дальше по цепочке эволюции, подарив ученым возможность для глобального анализа.

Рептилии обладают полным р-комплексом, деятельность которого направлена на выживания. Для этого нужно:

  1. питаться;
  2. размножаться;
  3. защищаться – убегать или нападать.

Собственно, и все. Если извне никаких воздействий нет, а базовые инстинкты удовлетворены, рептилия будет находится в спячке или неподвижности.

Это огромный плюс для человека, у которого р-комплекс входит в три блока мозга. Почему? Потому что при нормальной жизнедеятельности этот слой мозг практически всегда находится в состоянии стазиса и не мешает.

В случае опасности, голода или появлении иных базовых потребностей просыпается и «митингует». После снова «спит».

Лимбическая система, л-комплекс, эмоции

Второй виток эволюции легко проследить у млекопитающих и птиц.

Вслед за эмоциями быстренько подтянулась потребность в социуме. Появились понятия «иерархия», «статус», «доминирование».

Желания лимбической системы оказывают влияние на все три отдела мозга.

Что хочет лимбика?

  • Бесконечного комфорта!
  • Хорошо и вкусно кушать.
  • Интересно отдыхать.
  • Постоянно радоваться.
  • Наслаждаться жизнью.
  • Любить.

Чем больше позитива, тем полноценнее реализуется л-комплекс. Тем счастливее человек. И это уже создает проблемы.

В общем поведенческом рисунке лимбика напоминает очень капризного ребенка. Она хочет только радоваться и развлекаться. Все, что ей не нравится и не приносит удовольствия, отторгается на сознательно-подсознательном уровне.

Слово «надо» лимбической системе не знакомо. Только слово «хочу»!

Неокортекс, новый мозг, разум

Мысли, суждения, способность к аналитике и прочие «плюшки» сознательного бытия есть у человека, дельфинов и некоторых приматов. За что отвечает новый, созданный эволюцией, уровень.

Если сравнивать все три системы мозга, то новой структуре отведено 85%. По объему много, но влияния это не добавляет.

Неокортекс с одной стороны возглавляет все три вида мозга и делает нас «человеками разумными», но при этом он находится в постоянной борьбе с эмоциями и р-комплексом.

Новый мозг хочет:

  • развиваться;
  • думать;
  • анализировать;
  • планировать;
  • оценивать;
  • сравнивать…

Но остальным системам – лимбике и рептилоидной части – этого не надо. Им нужно выжить и получить максимум наслаждений. Всё!

Три оболочки мозга: сложности

Три части мозга постоянно противостоят друг другу. Но больше всего с неокортексом борется лимбическая система.

Лимбика не хочет учиться, развиваться, планировать. Она хочет лежать на диване, кушать вкусную еду и наслаждаться легкими книгами.

А рептилоидный при таком раскладе просто спит. Опасности нет, еда есть – а больше ничего и не надо.

Именно с капризным ребенком – л-комплексом – приходится бороться, когда хочется:

  • двигаться к целям;
  • развиваться;
  • планировать;
  • достигать;

Вот с привычками, кстати, получается все хорошо. Если пережить протесты организма и мозга, то лимбика научится получать кайф от вновь приобретенного навыка и будет воспринимать его уже доброжелательно.

В этом и кроется весь секрет. Единый мозг – концепция три в одном – может взаимодействовать качественно, если позаботиться о комфорте каждой структуры.

Синхронизировать блоки и дать каждому уровню важные для него ощущения.

Если получается это сделать, то три блока головного мозга работаю как один. А человек попадает в «поток» и может достичь любых высот.

И еще очень важный момент: теория трех мозгов дает понимание, как контролировать эмоции и не впадать самопроизвольно в крайние состояния. То есть держать в узде гнев, ярость, стресс и даже избыточную радость. Об этом в следующих статьях.

Трудно поверить, но в день у человека могут возникать до 100 000 мыслей, это по мысли в секунду. Мы зачастую не отслеживаем этот поток, мысли проносятся в голове с огромной скоростью, оставляя за собой совершенно разное «послевкусие».

Сейчас очень популярна теория о том, что мысли материальны, что они могут влиять на сценарий развития жизни, на эмоциональное и физическое благополучие человека. И это действительно так!
Необходимо относиться к своим мыслям внимательно и осознанно, ведь они напрямую влияют на работу нашего мозга, давайте разберемся — как?

Американский нейрофизиолог Поль МакЛин (Paul D.MacLean) еще в 1960-х годах разработал модель структуры и эволюции мозга, которую он назвал «триединым мозгом». Ее суть заключается в том, что человеческий мозг состоит из трёх частей, насаженных одна на другую, как в матрёшке:

1. ретикулярный (рептильный) мозг

2. эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг

3. визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).

Человеческий мозг, считает Маклин, «равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

Рептильный мозг — самый древний. Его возраст насчитывает более 100 млн. лет. Он регулирует жизненно важные функции организма: дыхание, сон, кровоснабжение организма, сокращение мышц. Единственная функция рептильного мозга – ВЫЖИВАНИЕ. Рептильный мозг отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением человека, его рефлексами и инстинктами.

Лимбическая система — более молодая, ее возраст насчитывает более 50 млн. лет и человек унаследовал ее от древних млекопитающих. Лимбическая система отвечает за генерацию ЭМОЦИЙ, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страх, печаль, веселье, смена настроений. Вся гамма чувств генерируется именно этой частью мозга человека. Лимбическая сиситема отвечает также за социальную адаптацию человека, взаимодействие с другими людьми, эмпатию.

Неокортекс – самая молодая структура мозга, кора головного мозга. Ее возраст насчитывает около 2 млн. лет и она есть у всех высших млекопитающих. Неокортекс отвечает за РАЗУМ человека в самом широком смысле этого слова. Благодаря неокортексу современный человек имеет возможность размышлять, делать выводы, анализировать, сравнивать, познавать. Т.е. именно неокортекс дает нам возможно ЗДРАВО оценивать ситуации, опираясь на разум, а не только на инстинкты и эмоции, принимать взвешенные решения, анализировать свой опыт, рефлексировать.

Теперь, когда мы рассмотрели все три структуры мозга, мы можем сделать правильный вывод, что для ведения осознанной жизни, для принятия логичных, правильных и взвешенных решений – мы должны активно задействовать неокортекс . Но хитрость заключается в том, что эволюционно – рептильный мозг выполняет самую важную функцию – обеспечивает выживаемость рода, и, соответственно, является самым сильным, доминирующим из всей структуры триединого мозга. И именно рептильный мозг первым реагирует на любые внешние раздражители, тем более если они имеют негативную окраску.
Очень важно помнить особенность рептильного мозга — когда он проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на всех остальных, несоизмеримо более высоких уровнях, т.е. эмоциональный мозг и неокортекс просто отключаются и человек действует на уровне инстинктов, а значит он проявляет агрессию (инстинкты оборонения, защиты, борьбы за власть и территорию), либо уходит в пассивное поведение (инстинкт побега), либо начинает заедать стресс (инстинкт уничтожения, поедания противника), либо действует иным, инстинктивным способом, далеким от разумного, «взрослого» поведения.

Рептильный мозг – это некий Цербер, который стоит на защите нашего тела, нашей жизни. Любая негативная информация, полученная извне, как и любая негативная мысль, воспоминание – моментально активизируют рептильный мозг и парализует эмоции и разум. Человек просто НЕ МОЖЕТ разумно мыслить.

Отследите, сколько негативных мыслей пролетают в вашей голове за день. Проанализируйте, сколько негатива Вы получаете из средств массовой информации (интернет, телевидение, радио).

90% информации, которую мы получаем из средств массовой информации – негативные, связанные с насилием, смертью, катастрофами, войнами. Как мы реагируем на эти новости? Верно, на уровне инстинктов. Наш рептильный мозг полностью завладевает нашим сознанием, лишая нас возможности трезво мыслить и рассуждать. Все что мы может – это реагировать инстинктивно: проявлять агрессию (а в большинстве случаев – аутоагрессию, т.е. направленную на самого себя, так как внешнюю агрессию нам направить не на кого), впадать в депрессию (как вариант пассивного поведения), зарабатывать пищевые расстройства, неврозы, панические атаки и т.д.

То же самое происходит и тогда, когда мы мыслим негативно, ведь мозг не делает различий между обстоятельствами реальной жизни и картинками, которые мы представляем в нашей голове. Реакция мозга одна и та же и на реальное, и на воображаемое – включается рептильный мозг и мы «сваливаемся» на уровень инстинктов. Людям, страдающим аэрофобией, достаточно только услышать слово «самолет» или представить картинку полета – как они впадают в паническое состояние, близкое к обморочному, проявляя все признаки поведения и физиологической реакции, как если бы им в действительности грозила беда.

Может ли поведение на уровне инстинктов быть продуктивным и рациональным? Скорее нет.

Наша задача – ограждать себя от внутреннего и внешнего негатива всеми возможными способами. Мы не привыкли контролировать свои мысли. Зачастую мы просто об этом не задумываемся, воспринимая поток мыслей как нечто само собою разумеющееся, нечто неотъемлемое от нас. Крайне важно заниматься профилактикой мыслей. Анализировать, выявлять и нейтрализовывать негативные картинки, возникающие в нашей голове. Заполнять сознание продуктивной, позитивной информацией. Оставаться в состоянии разумности и осознанности.

Нам нужно успокаивать и приручать своего внутреннего Цербера, иначе мы рискуем оказаться полностью в его власти.

Основы НЛП

Теоретические основы НЛП
http://becmology.blogspot.ru/2011/06/blog-post_30.html

НЛП – это мостик между сознанием и подсознанием, который облегчает доступ к заложенной в нас информации.

НЛП учитывает следующие психофизиологические особенности человеческого восприятия:

  • смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
  • речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слов в секунду;
  • фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает осознаваться;
  • любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание) обычно затрудняет понимание других;
  • неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы;
  • у большинства людей есть некие критические слова, особенно воздействующие на психику, вследствие чего, услышав их, объект внезапно возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;
  • мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок;
  • людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов;
  • активность восприятия в огромной степени зависит от способности полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там воспоминания;
  • то, что всецело ново для партнера и никаким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы;
  • когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом, последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается первичным сообщением о нем;
  • известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем полученным в дальнейшем;
  • люди обычно преувеличивают информационную ценность событий, подтверждающих их гипотезу, и недооценивают информацию, противоречащую ей;
  • человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают – 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%;
  • чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения;
  • чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;
  • «средний человек» удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;
  • лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего - сразу после обеда;
  • лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже – первая, тогда как средняя – чаще всего забывается;
  • память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
  • прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные;
  • слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
  • интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже – стоя, совсем плохо – лежа;
  • пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые – вечером;
  • люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;
  • стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим;
  • при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса);
  • при передаче информации 7% информации сообщается посредствам слов (вербально), 30% – выражается звучанием голоса и более 60% идет по прочим невербальным каналам (мимика, жесты, взгляд).

Базовые пресуппозиции

В основу теории НЛП положены так называемые пресуппозиции – аксиоматические убеждения об устройстве человека и мира, используемые также как инструмент, облегчающий, по мнению авторов, достижение целей.

Базовые пресуппозиции по Ричарду Бэндлеру:

  1. Карта – не территория.
  2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением; для любого поведения существует контекст, в котором оно ценно.
  3. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности.
  4. Калибровка – умение понимать чувства людей. Все различения, касающиеся окружающей среды и собственного поведения, на которые способны человеческие существа, можно представить в терминах визуального, аудиального и кинестетического восприятия.
  5. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть.
  6. Обратная связь вместо неудачи – все результаты определенного поведения являются достижениями, позволяют они достигнуть желаемого результата в данном контексте или нет.
  7. Смысл коммуникации в ответе, который вы получаете.

1. Карта – не территория . Мы воспринимаем мир через пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Поскольку информации поступает очень много, мы сознательно или бессознательно удаляем то, на что нам не хочется обращать внимание. Мы фильтруем информацию, опираясь на опыт прошлого, а также на собственные ценности и убеждения. Результат подобной фильтрации оказывается неполным и неточным, поскольку в самом начале многие важные элементы были удалены, а остальные обобщены или искажены. Отфильтрованная информация образует нашу внутреннюю карту, которая влияет на физиологию человека и «состояние бытия». Естественно, что такая карта влияет и на наше поведение.

Рис. Модель НЛП

У каждого из нас свой личный жизненный опыт, свой взгляд на мир. И этот взгляд на мир уникален. Личный взгляд на мир человека в НЛП называют картой (в отличие от окружающего мира, который, соответственно, называют территорией). Карты бывают разные – более или менее удобные, подходящие и подробные. Единственное, какими они не бывают – правильными или неправильными, потому что это только описание, модель. Любая, даже очень хорошая карта, где-то будет не слишком удобна: самая лучшая карта города Москвы совершенно бесполезна в Киеве, а карта вин французского ресторана не слишком удобна для ориентации в метро города Берлина.

И, естественно, карта не является территорией, точно так же как очень подробное описание борща (даже с картинками) самим борщом не станет. Так вот, большинство проблем возникает, когда человек пытается мир (территорию) подогнать под свою карту, вместо того, чтобы перерисовать свою карту так, чтобы она была более удачной для данной территории. И в какой-то мере все то, чем занимается НЛП – это помощь человеку в нахождении таких личных карт мира, которые помогут ему стать более успешным, удачливым, счастливым и здоровым. Естественно, если он этого хочет.

Очень многие приемы изменения в НЛП связаны с «расширением» карты – поиском более широкого взгляда на ситуацию. Действительно, если у нас есть проблема, то решение находится где-то вне нашей карты мира. И для того, чтобы проблеме разрешить, надо карту расширить так, чтобы это самое решение в нее попало.

2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением . Все что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений. Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели. Намерение – это позитивная цель, которая лежит за любым нашим поведением. Что бы мы не делали – говорили, бегали, ругались, смотрели фильм – все это служит определенной цели. Мы чистим зубы для здоровья, покупаем новую обувь для удобства, а новую машину для престижа, читаем статьи для знаний, занимаемся сексом для удовольствия, пьем кофе по утрам для бодрости. Даже у вроде бы «негативного действия» – истерики, депрессия, аллергии – практически всегда есть намерение. Когда спрашивали людей, которых спасли после попытки самоубийства, «зачем они это делали», они отвечали что-то вроде: «Я хотел наконец обрести спокойствие».

При этом нужно понимать, что вполне положительное намерение для его обладателя может реализовываться очень неприятно для других людей. Маньяк с топором в темном переулке может хотеть получить для себя удовольствие, воодушевление или уверенность в себе, но для попавших под его удовлетворение намерения, его поведение не слишком приятно.

3. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности . Когда мы общаемся, часть информации мы передаем при помощи слов, вербально, а часть при помощи голоса, жестов, поз, мимики – невербально. Иначе говоря, вербальная информация – это содержание, а невербальная – форма этого самого содержания, которая передает отношение, оценку, контекст восприятия. Невербалика и содержание создают смысл. В общении невербалика занимает около 85%, а вербальная информация всего 15%.

4. Калибровка – умение понимать чувства людей . Люди говорят одно, но часто чувствуют и действуют сильно иначе. В НЛП есть такое важное понятие, как калибровка – умение замечать внешние признаки состояния. Потому как любая наша оценка проявляется во всем теле: в интонациях, движениях, жестах, позе, конструкции предложения или дыхании. И калибровка позволяет понять, что на самом деле человек чувствует, как к кому относится, чего хочет. И намного меньше обращать внимания на то, что он говорит. Так как говорить он может для того, чтобы понравиться, что от него ждут или что он считает более правильным сказать в данный момент. Или просто потому, что не осознал свои оценки и чувства. Калибровка позволяет сделать общение намного более точным и эффективным, а поведение человека намного более понятным.

5. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть . В НЛП предполагается что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или, наконец, написать этот доклад, – либо мы их можем найти. Мир большой, нужно просто поискать.

По крайней мере, думая так, вы скорее добьетесь результата, чем медитируя на тему «почему я такой несчастный» и «у меня все равно ничего не получится», «я не создан для счастья».

“Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно разных личностей”, две из которых не вооружены речью.
Человеческий мозг, считает Мак-Лин, «равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

Цитаты из статьи:

Все люди обладают триединой системой мозга, которая включает:
- ретикулярный (рептильный) мозг,
- эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг,
- визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).

1. Рептильный мозг (R-комплекс)

Существует 100 млн. лет, он – самый древний.

Оказывает фундаментальное влияние на наше поведение. Отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением. Это инстинкт размножения, защита своей территории, агрессия, желание всем обладать и все контролировать, следование шаблонам, имитация, обман, борьба за власть, стремление к иерархическим структурам, ритуальное поведение, контроль меньшинства.
Ему присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям наших действий относительно других людей.

Его функции достаточно просты: «бежать – сражаться – замереть». Он очень полезен для немедленных реакций. Сначала – реакция, затем осмысление. В этом смысле это наш «автопилот», которым сознательно мы управлять не можем. Его главная задача – защита тела, он настроен на оборону, он всегда «на страже» и высматривает опасность для организма.

Так же именно рептильный мозг в первую очередь становится объектом внешних манипуляций с целью внедрить вам постоянную боязнь «не выжить», пичкая информацией о кризисах, о росте цен, войнах, катастрофах, авариях, насилии, проводя болезненные реформы и многое другое, чем пугает нас современное общество от колыбели до самой могилы.

Он так же иногда путает воображаемую опасность с реальной угрозой. В таких ситуациях рептильный мозг буквально берет под контроль ваш разум и тело.

Наверняка вы можете вспомнить, что в вашей жизни были моменты, когда рептильный мозг брал верх над вашим разумом и вы «перереагировали» на ситуацию? В каком-то смысле наш рептильный мозг все еще выполняет в нас функции древних динозавров, или наших далеких и диких предков.

2. Лимбическая система – «эмоциональный мозг».

Мозг млекопитающего. Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих.

Он отвечает за выживание особи, самосохранение и самозащиту; управляет социальным поведением, материнской заботой и воспитанием. Он участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, переживаний, памяти, сна, бодрствования и др. Этот мозг на 98% идентичен мозгу «братьев наших меньших».

Эмоциональный мозг считается главным генератором эмоций, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ. Нарушения в работе лимбической системы могут вызвать ничем не объяснимые приступы ярости, страха или чувствительности.

Эмоциональный мозг дарит нам «жизнь чувств». Важно знать, что это «однообразный мозг», он любит комфорт и рутину, стремится к безопасности и постоянству. Для эмоционального мозга безопасность – это делать сегодня то, что ты делал вчера, а завтра – то, что делал сегодня.

«Гравитация» эмоционального мозга в своем стремлении сохранить то, что у нас уже есть, проявляется в сопротивлении переменам, она удерживает и тянет нас назад, в так называемую «зону комфорта» – status quo, как часть гомеостаза. Любые наши попытки выйти из нее для эмоционального мозга – стресс.

Каждое решение, которое вы собираетесь предпринять, проходит через его фильтр: «А хорошо ли это для меня? А безопасно ли это для моей семьи? Нет ли в этом угрозы?». И если что-то угрожает, вы отвергаете этот выбор. Другими словами, когда эмоциональный мозг принимает решения, он основывается на том, что близко вам и знакомо.

Когда вы чувствуете сопротивление переменам, это значит, что эмоциональный мозг управляет вашим разумом.

Его черты:
- живет настоящим временем;
- аудиальность (коммуникации с помощью звуков и тонов);
- ориентация на жизнь в группе, его приоритет – выживание группы, семьи, клана;
- не знает вариантов, только «да» и «нет», «хорошо-плохо», «это или то»;
- ассоциативность с определенными моментами жизни – когда мы думаем о чем-то, мы входим в образ и испытываем чувства.

Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго. Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации.

Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто могут брать контроль над разумом и телом. Для рептильного мозга угроза может быть физической, для эмоционального – эмоциональной. Например, потеря любви, страх неизведанного, или изменения, происходящие в жизни человека.

3. Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс – левое и правое полушария).

Мыслящий мозг. Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет.

Он являет собой то, что мы называем рассудком: размышления, умозаключения, способность к анализу, в нем происходят познавательные процессы и т.п. Обладает пространственным мышлением, здесь возникают визуализационные картинки, сосредоточенность на будущем, его исследование и анализ.

С его помощью вы можете представить все, что захотите!

Это еще и наша «мыслемешалка» (примерно 60 000 мыслей в день!).

Этот мозг может определить:
- какие действия вам нужно предпринять,
- поставить цели и составить план,
- обсуждать ваши цели и мечты,
- вдохновить вас и стать причиной действий на короткий промежуток времени,
- с помощью логики принимать или отвергать идеи и цели.

Важно помнить, что сознательный мозг не отвечает за действия на долгосрочной основе.
Сегодня нейрология доказала, что сознательный мозг отвечает за перспективные цели всего на 2%. Остальные 98% – ответственность нашего подсознания.

Теперь, имея представление об устройстве нашего мозга, можно двигаться дальше. В свое время Конфуций говорил, что “мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство начинается с контроля ума. Когда ум становится послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног”.

В продолжение материала цитаты на эту тему из другого источника:

Настоящие и скрытые возможности головного мозга

1. Рептильный мозг

В ходе Эволюции человека первым получил развитие ствол мозга, называемый рептильным мозгом. Он у человека – самый слабый компонент интеллекта. Эта область мозга отвечает за сенсорно-моторные реакции (работа пяти органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем материальный мир).

Жизнь человека протекает в трехмерном пространстве.
На восприятие диапазона этого пространства ориентированы наши органы чувств, а следовательно, и связанное с ними Сознание. Как видите, диапазон этот невелик, если учесть, что пространство многомерно и отнюдь не линейно, как его воспринимаем мы.

Реальный мир, в котором мы живем и на который ориентировано наше Сознание, – совсем не такой, каким мы его знаем и представляем (идеализируем). Этот неизведанный Мир нам сейчас только еще предстоит изучить, познать и обжить.

Поведенческие стереотипы, заложенные в рептильном мозге, связаны с инстинктом выживания, со стремлением к продолжению рода.

Когда рептильный мозг проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на всех остальных, несоизмеримо более высоких уровнях. Развитие мозга и мышления идет только через учебу, другого не дано: либо вы его напрягаете, либо теряете! При «потере» своего мозга человек деградирует.

Чтобы этого избежать, для начала будет достаточно согласиться с фактом ограниченности, неполноты нашего восприятия Мира, архаичности нашей «точки отсчета» и «системы мер». Мудрость гласит: «Что будет измерено, то и будет сделано». Живем в веке атомном, а меряем «четвертями», на глазок.

Если задуматься, то восприятие Мира с точки зрения рептилии (ее глазами) человек принимает за Истину в последней инстанции, построив на этом зыбком и весьма ненадежном фундаменте свои миропонимание, мораль, нравственность...

2. Мозг млекопитающего

Рептильный мозг окружен очень сложной лимбовой системой, получившей название «мозг млекопитающего».

Эта область мозга на эволюционной лестнице располагается значительно выше рептильного мозга и имеется у всех млекопитающих. Его функции эмоциональные и познавательные. Эта часть мозга отвечает за ощущения, переживания, память и обучение; управляет биоритмами, проявлением чувства голода, контролирует кровяное давление, сон, обмен веществ, ритм сердца, состояние иммунной системы.

Рептильный мозг играет важную роль в поддержании жизнедеятельности организма: именно с этим мозгом связано влияние эмоций на здоровье. Лимбовая система воспринимает сигналы, идущие от органов чувств (слух, зрение, осязание), и передает полученную информацию в мыслящую часть мозга – неокортекс.

Люди, у которых доминирует лимбовая часть мозга, эмоциональны и обидчивы. Или впадают в другую крайность: с головой уходят в учебу, работу, в дела, взваливают на себя массу чужих забот и обязанностей, обременительных и зачастую не несущих никому никакой пользы.

Так как лимбовая система непосредственно связана с неокортексом, то ее доминирование растрачивает психическую энергию неокортекса на решение проблем и задач лимбовой системы, попросту сжигает ее эмоциями, вместо того, чтобы употребить на решение конкретных практических дел с осязаемым результатом!

3. Мыслящий мозг (неокортекс)

Неокортекс располагается сверху и с боков лимбовой системы.

Его масса составляет восемьдесят процентов всей массы мозгового вещества, и он присущ только человеку. Это центр высшей умственной деятельности – средоточие Истинного Интеллекта.

Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация Человека вообще.

Неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации Мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей – воспринимать все бессознательные процессы, осознавать, а, следовательно, и управлять ими.

Именно в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализации их в жизни. Эта область мозга управляет телепатическими, лингвистическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать себя и совершить прорыв в Эволюцию. О том, что это такое, наука еще не догадывается.

Высшей формой проявления мысли является интуиция. Именно интуиция – способность человека считывать информацию из внешнего Мира (не только трехмерного, но и многомерного) – позволяет расширять диапазон Его познания.

Этот труд заключается в постоянной учебе, развитии познания, критического самоосознания и творческого применения знаний на практике. Под учебой понимается только одно: каждый человек должен знать и понимать себя и свой организм. Не забудьте: «Что будет измерено, то и будет сделано».

Наши комментарии:

Это социальное научное исследование, судя по всему построенное на теории эволюции.....наталкивает сразу на ряд интересных идей, которые полностью подтверждаются Эзотерическим Договором:

1. Во-первых, Эзотерическая модель говорит о том, что любой физический орган (мозг) - имеет свои тонкие тела и служит для выполнения различных функций.

Мозг - это приемо-передатчик управляющего сигнала, поступающего через сахасрара чакру человека и управляющий всем нашим поведением, действиями и мотивацией к ним...из Эгрегоров.

Если посмотреть на эту схему триединого мозга - с такой точки зрения Эзотерической модели, то можно предположить что:

- рептильный мозг = равно сознанию тела.

Лимбический мозг (эмоциональный) = равно сознанию животного ментала.

Ну а визуальный мозг (неокортекс) = равно нашему человеческому разуму.
И судя по всему именно активной работе левого полушария, логическому и рациональному "мышлению"

Из этих предпосылок рождается вытекает следующая идея - активность различных частей мозга и касты (уровень сознания человека):

Если было бы возможно провести исследование, то наверняка будет присутствовать связь, между кастой человека и тем отделом мозга который наиболее активен:

- у 1 касты вероятно будет преобладать рептильный мозг (инстинкты тела)
- у 2 касты - лимбический-млекопитаюшего (эмоции, животный ментал)
- у 3 касты - визуальный - некортес (разум)

Понятно, что у каждого живого человека, будет в той или иной степени активны и задействованы все отделы три-единого мозга в разной вариации, но их преобладание судя по фактам будет разниться от касты к касте.

При этом, в социальной Модели приведенного исследования напрочь отсутствует понятие "Сознания", хотя самим словом ученые уже и оперерируют.

Это еще в большей степени подтверждает Эзотерическую модель.
Уровень людей касты 3+ и тем более 4 - самостоятельного мышления, активного Сознания (а не разума) - вообще не существует в такой модели.

2.Во-вторых, и что еще более интересно...эта информация косвенно подтверждает, каким образом происходит эгрегориальное управление Человеком Социальными Эгрегорами.

Все эти три различных физических части мозга - являются приемниками-антеннами для получения различных команд к исполнению, осуществляемых социальным человеком машинально, на автомате.

Человек управляется реакциями своего тела (приемник рептильного мозга), или своими эмоциями (приемник лимбического мозга), или таки разумом (приемник визуального мозга).

То есть это 3 приемника для разных частей сигнала, но цель всех этих программ абсолютно идентична - Человек живет на уровне тела-эмоций-разума, являясь просто механическим биороботом с спящим сознанием.
Что собственно и наблюдается....

Шансов пробудить Сознание, отключившись от этих программ - в Социуме нет.

Все эти нюансы - абсолютно совпадают с тем, что написано в пособии "Эзотерической модели Мира Действия" .

Через подобные социальные открытия, приведенная в пособии схема-рисунок того, как "Боги" создали искусственные эгрегоры для управления человеком - четко показывает, как они же настроили и человеческий биоробот таким образом, чтобы он "жил себе спокойно" и не лез куда не следует....

Все очень "гармонично устроенно...."

3. В-третьих, Эзотерическую модель подтверждает и еще одна идея проскальзывающая за всей этой социальной моделью три-единого мозга.....

Предпосылкой к возможному росту человека, к пробуждению и активизации сознания - будет максимальная активность именно третьего мозга...Неокортеса.
Почему?

По сути это уровень 3 касты. Но этого мало. Чего же не хватает? Что так упорно не замечают в Социальной модели? И что объективизировано в нашем Пособии....

Предположу, что по всей видимости когда активен именно этот "третий мозг, рационально мышления" - прорыв возможен только в случае, если хоть в какой-то степени будет задействован и приемник "правого полушария".

У Человека появляется малейший шанс на какое-то уже на самом деле самостоятельное мышление.

Отчасти, сами ученные уже говорят об "интуиции" в своих статьях - но никак не объясняют эти механизмы в своей три-единой модели физического мозга, что в принципе понятно, база их исследований социальная модель - Материя первична.

Если посмотреть на гениев и великих ученых всех времен...
Все они обладали именно таким тандемом: наряду с активным аналитическим и рациональным мышлением у подавляющего большинства присуствуют различные состояния включения других механизмов: инсайт, интуиция, получение информации во сне и т.д.

Сама социальная наука, будучи ограничена только "физическим органами" и объектами, не позволяет сделать еще шаг вперед....и найти то - что отсутствует в этой модели...

Этот переход, следующий шаг - будет связан с активизацией работы правого полушария - и синхронизацией работы обоих приемников...

Понравилась статья? Поделитесь ей