Контакты

Как делать форму для фьюзинга. Что нужно для начала занятий фьюзингом? Фьюзинг в микроволновой печи

Как сделать фьюзинг своими руками в домашних условиях.

Представить современный интерьер без изделий из стекла в той или иной форме сейчас уже практически не реально.

Присутствие стекла в интерьере давно уже перешагнуло границы узкой специализации и строгой функциональности и распространилось на практически любые интерьерные решения.

Одним из вариантов создания сплетения цветов, позволяющего создавать неповторимые визуальные эффекты и, заодно, объемный рисунок на поверхности стекла является спекание различных стекол при высоких температурах — процесс фьюзинга.

ФЬЮЗИНГ И МОЛЛИРОВАНИЕ В МУФЕЛЬНОЙ ПЕЧИ

У некоторых из Вас может оказаться под рукой простая муфельная печь. Если Вы при этом еще и понимаете отличие муфельной печи от сухо-жарового шкафа либо духовки и Ваша муфельная печь способна поддерживать температуры до примерно 800 градусов Цельсия (больше, на самом деле, не особо надо) — тогда фьюзинг — явно для Вас.

Часто попадаются вполне себе так пристойные старые муфельные печи с максимальной температурой разогрева 900-950С (в случае если вы хотите заняться только моллированием — формованием стекла по определенному шаблону — Вам будет достаточно и 750-800С) и мощностями в 1,5-2,5 кВт, найти таковую не представляется столь уж сложной задачей.

Правда, в отличие от изготовления фьюзинга в микроволновке, места потребуется несколько больше. Равно как и дополнительных расходных материалов. Однако, при этом вы сможете создавать достаточно большие по площади изделия, например часы, что с лихвой, как нам кажется, окупает неудобства от присутствия громоздких конструкций.

Собственно каноническая техника фьюзинга своими рками подразумевает равномерный нагрев, спекание и последующее ступенчатое охлаждение спеченого стекла, которое достигается с помощью дорогих программаторов для специализированных печей, но, в принципе, всего этого балагана можно и не разводить. Конечный результат может быть не намного хуже, чем выполненный в профессиональной печи из специального стекла. Главное — не спешить.

Кстати говоря, некоторые вообще предпочитают самодельные муфельные печи, особенности изготовления которых можно почерпнуть в изобилии все в том же интернете. Подтверждаем — изготовить муфельную печь собственными руками во первых можно, во вторых — не так уж и сложно. Главное не забывать, для чего Вы ее, собственно, изготавливаете, то есть заложить в конструкцию изначально необходимые параметры по мощности и температуре.

  1. Для начала, стоит определиться с тем, чего Вы, собственно, добиваетесь в плане «задней» поверхности и формы конечного изделия. И, соответственно, подготовить «рабочее тело». Профессионалы используют специальную бумагу, формы для спекания и моллирования из специальных пористых составов (обычно — диоксида алюминия либо диоксида кремния), дополнительные жидкости, порошки, которые надо где то покупать. В принципе, купить все это можно у нас, но можно использовать и обычный порошкообразный гипс и некое подобие железного противеня. Советуем завести небольшую емкость из нержавеющей стали высотой около сантиметра, куда гипс для формовки Ваших изделий и засыпать. Размеры — на Ваше усмотрение и Ваши возможности (размер печи).
  2. Перед укладкой готового стекла следует немного «вспушить» засыпаный гипсовый порошок, можно лёгкими постукиванием по поверхности широкой мягкой кистью. После чего очень аккуратно укладывать стекло. Если нужна фактурная задняя поверхность то на этом и останавливаемся, если же нужно ровная задняя поверхность то нужно аккуратно вдавить стекло в гипс, для большего уплотнения последнего — и Вы получите ровную поверхность.
  3. Так же стекло хорошо поддается формированию — сиречь моллированию, принцип здесь в том, что мы изготавливаем форму и укладываем на нее стекло, при нагреве под своим весом стекло прогибается заполняя углубления в форме. Так можно изготовить например пепельницы, тарелки. Опять повторимся, что можно купить специальные формы или материалы для их изготовления, но очень хорошо получается изготовить их из шамотного кирпича. Этот кирпич используется для изготовления газовых и электропечей, легко достается, легко обрабатывается (например — напильником) и, что может быть важным, не боится многократного нагрева. Обязательно нужно использовать разделитель, иначе Ваше изделие просто прилипнет к форме. Есть смысл посыпать форму все тем же порошкообразным гипсом, следя что бы гипс покрыл форму полностью.
  4. Далее вам необходимо создать «рабочую заготовку» Вашего конечного изделия из собственно стекла. Это основное стекло необходимого Вам размера и дополнительные, «оформительские» стекла. Естественно, по большому счету, можно соединить два любых кусочка стекла, положить в печку и получить своеобразный фьюзинг. Но изготовить настоящее произведение искусства, прекрасное и аккуратное, да еще и обладающее достойной прочностью, чтобы прослужить не один год, можно только из качественного сырья, лучше идеально сочетающегося друг с другом, особенно по части коэффициента температурного расширения. Так что, «оформительские» стекла сперва, конечно, лучше подобрать тщательнее.

Как подбирать стекла для фьюзинга?

Задача подбора стекол несколько осложняется тем, как нами уже отмечено, что разные стекла имеют разный коэффициент температурного расширения (СОЕ на техническом английском). Проблема в том, что изделия из неподходящих к друг другу по этому самому коэффициенту стекла трескаются (при спекании стекло становится «слоистой структуры», в которой существуют внутренние напряжения, вылазящие боком в самый не подходящий для этого момент).

Чтобы выяснить, подходят Вам Ваши стекла или нет нужно обязательно сделать пробное спекание (в случае, если Вы не располагаете специальным прибором — стрессометром, что вряд ли — качественных, поверенных стрессометров в Беларуси едва с десяток наберется). В той же печи и по той же технологии, желательно. Кладете образец основного, на него чуть меньший образец «оформительского» и смотрите, как бы чего нехорошего не вышло.

Наиболее доступным и употребимым в качестве основного является стекло оконное, По мнению достаточно большого количества специалисов нет более подходящего в качестве основы для техники фьюзинг стекла, чем оконное флоатированное. И «оформительского» — простого бутылочного.

  • На сегодняшний день можно купить лишь 4х российских стекольных заводов — Борского, Салаватского и двух Саратовских — Саратовского стекло-завода и Опытного завод местного НИИ Стекла.
  • Правда, встречаются стекла подмосковного производства знаменитейшего на весь мир английского завода Pilkington, они являются практически безупречным материалом для фьюзинга, но зато имеют два серьезных недостатка — высокую стоимость и редкость.
  • Возможно приобретение украинского стекла Лисичанского стекло-завода, которое дешевле российского, но немного хуже.
  • Некоторые используют так прозываемое «Брянское» стекло. Это, в принципе, самый экономичный вариант для начинающих мастеров «массового» фьюзинга. Просто следует иметь в виду, что изначально брянское цветное стекло (нонеча производства Trade Industrial Сorporation «Star Glass International» Co. Ltd., во как круто) для фьюзинга не предназначалось, да и в настоящий момент не слишком рекомендуется его использовать для изготовления крупноформатных композиций (с габаритами свыше 40 см). Кроме того, их зеленые и желтые цвет неплохо совмещаются друг с другом, голубые оттенки требуют дополнительного контроля в процессе спекания, а фьюзинг стекол оранжевых или красных цветов почти всегда предполагает остаточные напряжения после застывания.

В общем и целом, на самом деле не стоит вообще заморачиваться на происхождении стекла. Важно лишь одно — выбранное обычное или цветное стекло для фьюзинга должно быть совместимо по своим физическим свойствам с другими стеклянными элементами, включенными в это же изделие. Из всего легко доступного стекла подходящими, обычно, являются:

  • для зеленого цвета — обычные зелёные бутылки (лучше всего «чебурашки», хуже всего — из-под шампанского),
  • коричневый цвет — те же коричневого цвета бутылки,
  • жёлтый и оранжевый цвет — всяческие противотуманные фары, поворотники и прочие автостекла малой толщины.
  • Будьте внимательны -практически все синие и красные стекла, а также стекло для сварочных масок совершенно не подходят.

Помните также, выбирая цвет, что существует фактор изменения цвета при обжиге изделия и фактор стойкости материала к помутнению при нагреве (по-научному, девитрификации). По счастью, современные стекла обладают достаточно стойким цветом, способным лишь к незначительным изменениям по ходу спекания. Но проверять всегда стоит. При использовании флоат-стекла также критичным может быть параметр скорости отвердевания (промышленные флоат-стекла твердеют гораздо быстрее специальных стекол для фьюзинга, лучше стараться их совместно не использовать)

Итак, Вами выбраны муфель, форма и стекла. Теперь пора создавать фьюзинг своими руками.

Техника фьюзинга своими руками

Не стоит забывать, что стекла предварительно требуется хорошо вымыть, вытереть и высушить — грязь впечётся в стекло и потом его уже не очистить, жир — не даст нормальной поверхности и может устроить внутренние деформации.

  1. Основное стекло необходимо вырезать по нужному Вам размеру. «Оформительские» стекла можно тоже либо нарезать стеклорезом, либо разбить молотком до нужной Вам фракции, после чего промыть от мелких осколков и пыли и высушить.
  2. Далее Вы выкладываете собственно рисунок.
  3. Для более надежного «крепежа» осколков можно с помощью шприца капать под них воду, причем лучше дистилированную. Вода удерживает кусочки на своих местах за счёт поверхностного натяжения, и Вы сможете перенести заготовку в печь не нарушив рисунок.
  4. Можно для этого также использовать жидкое стекло — то есть простой силикатный клей — это удобно если мы готовим много заготовок. Главное — не переборщить с его количеством. Кстати, в случае, когда готовое изделие получается немного мутным есть простой способ избежать сей проблемы.
  5. Для предотвращения дефитрификации стекло можно предварительно обработать составом, состоящим из раствора буры на воде, в пропорции примерно чайная ложка на стакан воды. Может помочь.

Далее следует собственно процесс. Ставите готовое «сырое» изделие в муфельную печь, включаете ее на полную мощность (обычно регулятор мощности на старых печах присутствует) и терпеливо ожидаете первых положительных результатов. Через час-полтора вы можете начинать заглядывать в смотровое окошко (либо просто открывать дверцу, если окошка не предусмотрено). Если началось видимое покраснение стекла — у вас все нормально, можно не волноваться.

Продолжайте изредка (раз эдак минут в десять) контролировать процесс визуально. Когда Вы на глаз заметите, что стекло оплывает до нужного Вам состояния — просто выключите печь, как правило общее время для печей мощности 2,5 кВт при 900С составляет около двух часов. Готовые изделия Вы сможете достать только на следующий день, после полного охлаждения всего объема.

ФЬЮЗИНГ В МИКРОВОЛНОВОЙ ПЕЧИ

Этот способ очень хорош для тех, кто хочет заняться фьюзингом, но пока не готов тратиться на дорогое оборудование. Самый простейший вариант сделать печь для фьюзинга своими руками – использовать обычную микроволновку.

Обычная печь для фьюзинга стоит достаточно дорого. А если использовать микроволновку, то достаточно вашей кухонной печки, лишь бы она была мощностью от 800 Вт, причем можно без гриля, конвекции и прочих наворотов — то есть «старого» образца. Можно даже без вращающегося стола — он будет только мешать. Большие предметы в ней не обработаешь, но вот кулоны, браслеты и тому подобные висюльки – запросто.

Размер печки: диаметр — 12-12.5см, высота — 8,5 см, диаметр внутренней рабочей поверхности — 7,5 см. Сложностей практически никаких – все точно также, как и с обычным фьюзингом. Только узор из стекла выкладывается на дне этой небольшой печки, а потом её необходимо поставить в микроволновку. То, что стекло оплавилось, будет видно по оранжевому цвету окошка печи.

Оплавить стекло можно как полностью, так и просто сплавлять кусочки между собой. Единственное – надо следить, чтобы все стекло, с которым вы работаете, было с одинаковым показателем СОЕ, иначе в местах соединений оно будет очень хрупким. А то, что будете делать, зависит от вашей фантазии.

Секреты создания фьюзинга в домашних условиях

Несколько маленьких секретов.

  1. Секретик первый . Если вы непременно желаете сделать металлическую вставку либо узел подвески — смело помещайте его в Ваше изделие до установки в микроволновку — под толстым колпаком специальной печи с металлом ничего не случится, равно как и с самой микроволновкой — керамика дает хорошую экранировку.
  2. Секретик второй . Дырочки в изделии лучше планировать до спекания, используя для подобных целей простую термобумагу, скрученную в маленький рулончик и расположенную в месте будущего отверстия между слоями.
  3. Секретик третий. Если Вы желаете иметь имитацию пузырьков воздуха внутри Вашего изделия — сыпаните немного соды между слоями, она и образует так интересные Вам воздушные пузыри.

Да, кстати, еще одной важной деталью является то, что после спекания, не стоит сразу же открывать верхнюю крышку печки для фьюзинга и уж тем более не стоит совать готовое изделие под холодную воду. Мгновенный перепад температур может пагубно отразится на Вашем изделии. Если будет резкий скачек температур, стекло может потерять прочность и стать довольно хрупким. Тем самым сведя всю вашу работу на нет.

Форма для фьюзинга

Также, кстати, не стоит использовать для подобных работ самодельные формы из шамотного либо простого кирпича — процессы, происходящие в микроволновой печи в данном случае носят научное название сверх-адиабатического тепло-переноса в пористых телах и требуют довольно таки точного соблюдения некоторых правил, например подбора коэффициента пористости и размера формы.

На сверх-адиабатических процессах у нас, в Беларуси, как говорится «собаку съели» в больших и серьезных научных заведениях вроде Института Тепло- и Массо-обмена им. А.В.Лыкова, однако так и не удосужились создать чего-либо путного для простого домашнего применения. Поэтому и пользуем иностранное.

Еще один добрый совет — не стоит делать форму самостоятельно из смеси гипса, асбеста и кристаболита либо из бумаги с фольгой из металла — печку погубите однозначно, вернее — волновод в оной. Встречались нам также утверждения, что секрет нагрева — в подложке из термо-бумаги, которая поглощает волны с частотой 2.4 мГц (если точнее — обычная бытовая частота в микроволновой печи, если у вас не VFM — 2450 МГц — настройка на диполи воды) и нагревается вместе со стеклом.

Типа стекло плавится или спекается, в зависимости от времени разогрева из за нагрева бумаги. Ну, некая доля истины в таковом утверждении имеется, стекло на бумаге действительно разогревается, но исключительно по стандартному принципу «молекулярного дипольного сдвига» и собственно бумага к этому имеет достаточно малое отношение — она играет роль разделителя и не более того.

Так что из фазовой бумаги действительно можно делать вполне рабочие подложки, на которые кладется стекло, и даже можно приноровиться осуществлять таким образом неполный фьюзинг (то есть неполное, объемно не завершенное сплавление), особенно если печь у вас мощная, да вот только вероятность того, что ваша печь покончит самоубийством магнетрона раньше, чем Вы достигнете приемлемого результата достаточно велика. Уж лучше воспользоваться готовыми наборами, благо они стоят дешевле микроволновки.

Фьюзинг - материалы и изготовление

Фьюзинг (Fusing, от англ. Fuse — «спекание, плавка») — относительно новая технология изготовления витража. Фьюзинг — техника спекания стекла в печи, в таком витраже отсутствуют металлические соединения между стеклами, стекло спекается в печи при температуре 800 °C и становится однородным, вплавляется друг в друга. Применяется, например, для изготовления межкомнатной перегородки или раздвижных дверей в помещении.

Технология берёт своё начало в 1990 году. Первый фьюзинговый витраж был сделан в Германии, где и получил наибольшее распространение. «Фьюзинг» продолжил многовековую технику горячей эмали, позволив отказаться от металлической пластины-основы.

Суть технологии достаточно проста, на стекло, называемое подложкой накладываются слои другого стекла и нагреваются до температуры спекания. После остывания получается монолитное изделие из стекла.

Существует также техника моллирования (“гнутья”) которая родственна фьюзингу. Обычно под моллированием понимают метод формования стекла, основанный на способности разогретого стекла деформироваться под действием собственного веса. При моллировании заготовка из стекла, нагретая до температуры размягчения, приобретает конфигурацию опорной формы.

Стекло при температуре 600—700°С становится относительно текучим и медленно деформируется под действием собственного веса, принимая форму опорной поверхности (формы, матрицы). При этом лист сохраняет целостность и гладкость собственной поверхности. Рекомендуемый минимальный радиус кривизны формы для формовки моллированием - 150 мм для стекла толщиной 10 мм.

Моллирование производится в плоской тоннельной печи, в верхней части которой установлены керамические электронагреватели, управляемые микроконтроллером, а в нижней — металлическая опорная поверхность (форма, матрица), на которую горизонтально устанавливается лист (пластина) стекла. Мощность типовых печей для моллирования одиночных листов размером до 2000×1000 мм при толщине до 25 мм достигает 33 кВт. В массовом производстве автостёкол используются поточные тоннельные печи с непрерывным движением форм с заготовками.

Время собственно моллирования - от 2 до 20 часов, за которым следует этап контролируемого охлаждения и отжига, снимающего напряжения в массе стекла.
Спекание отдельных листов (фрагментов, мозаичных плиток) при моллировании — возможно, но не надёжно. Качественное спекание (фьюзинг) cтекла проводится при более высоких температурах (850—1100°С), при этом отдельные листы спекаются в монолитное изделие.

При всей кажущейся простоте технологии ее сложность - это тонкости каждой отдельно выполненной работы, которые художник-стекольщик накапливает годами, познания в мире фьюзинга бесконечны.

  • Стекло для фьюзинга
  • Оборудование и инструменты
  • Материалы
  • Вспомогательные материалы
  • Технология фьюзинга
  • Режимы обжига


Стекло для фьюзинга

Любое стекло можно положить в печь и спечь. Но чтобы в результате спекания получилось долговечное и красивое изделие стекло, используемое в работе должно отвечать целому ряду требований.

Самое главное - все стекла используемые в работе должны иметь один и тот же коэффициент температурного расширения. У производителей стекла обычно используется C.O.E. (Coefficient of Expansion). В современной практике фьюзинга широко используются следующие группы стекол для фьюзинга Флоат - СОЕ 82-84, группа стекол с СОЕ 90 (BULSEYE, ARTISTA и др.), система 96 с СОЕ 96 (SPECTRUM, UROBOROS и пр.), стекла Moretti с СОЕ 104. Стекло для фьюзинга обычно имеет маркировку “Тестировано на совместимость”. Такая маркировка указывает, что данное стекло прошло проверку на соответствие СОЕ. Но одинаковый коэффициент температурного расширения не гарантирует полную совместимость стекол. Помимо КТРа на совместимость влияет еще целый ряд факторов, например жесткость стекла. Именно разные жесткости приводят к ограниченной совместимости стекол BULSEYE и SCHOTT Artista. Для ФЛОАТ группы стекол есть другая особенность. Промышленные ФЛОАТ стекла - быстротвердеющие, а цветные стекла с COE 84 очень часто медленно твердеющие и мягкие. Из-за этого - также ограниченная совместимость. Поэтому гарантию совместимости может дать только собственный опыт и скрупулезное соблюдение технологии и очень внимательная проверка на совместимость всех совместно используемых материалов.

Другое очень важное свойство стекло для фьюзинга - неизменность цвета при обжиге. Все современные стекла, предназначенные для фьюзинга имеют стабильный цвет не меняющийся (почти не меняющийся, т.к. у отдельных стекол производитель указывает о возможном незначительном изменении цвета) в процессе спекания.
Еще одно важное свойство - стойкость стекла к девитрификации, или помутнению при нагреве.

Оборудование и инструменты.

Для фьюзинга необходима печь. Печи, используемые для фьюзинга практически всегда, электрические с электронным управлением. Качество печи очень важно. Печь должна обеспечивать равномерный нагрев по всей поверхности, электронное управление должно обеспечивать нужные режимы нагрева и остывания с точностью до 5 градусов. Печь должна плотно закрываться, чтобы в ней не было “сквозняков” и в то же время предоставлять возможность быстрого охлаждения на отдельных режимах.

Вам также понадобится лещадка, т.е. плита, на которую обычно кладется изделие в печь.

Для нанесения разделителей понадобятся кисти и сита. Сита также могут быть очень полезны при нанесении мелкой фриты. Для нанесения глазури - понадобится компрессор и пульверизатор. Для обрезки края изделия после обжига - пила по стеклу. Для шлифовки и полировки края готового изделия - план-шайба.

Все остальные инструменты - обычные при работе со стеклом.

Материалы

Чтобы выровнять неровности лещадки и обезопаситься от возможного прилипания изделия к лещадке используется керамобумага, а чтобы изделие не прилипало к керамобумаге - используются различные разделители (имеются керамобумаги одноразовые, для которых разделитель не нужен).

Керамобумага существует различной ширины и толщины. Срок службы у керамобумаги ограничен, поэтому обычно используют более толстую вместе с более тонкой и более дешевой, которую кладут поверх толстой.

Существует большое количество всевозможных разделителей. Одни из них дешевы, другие позволяют многократное использование в течении длительного времени, третьи дают особенно гладкую заднюю поверхность, четвертые наоборот дают заднюю поверхность с крупной фактурой. Но у них у всех есть одно свойство - они не прилипают к расплавленному стеклу и после того, как стекло остынет его поверхность останется гладкой и блестящей.

Для предотвращения помутнения изделия при обжиге используются всевозможные глазури, которые наносятся на готовое изделие перед обжигом при помощи пульверизатора.

Для фиксации отдельных кусочков стекла на основе, называемой подложкой, используется клей.

Для фиксации фрит на изделии используется специальная жидкость, по сути тоже клей.

Вспомогательные материалы.

Керамические и металлические формы
Проволока, сетки, фольга
Эмали и краски
Металлические порошки, золото, платина.

Формообразующие материалы

Керамические и металлические формы используют для изготовления объмных изделий из стекла. Существует огромное разнообразие различных керамических форм тарелок, пепельниц, блюд и пр. Металлические формы чаще всего используются для моллирования (гнутья стекла). Другое применение металлических форм - получение изделий из стекла с глянцевой и очень ровной задней поверхностью. Все формы многоразовые. Перед каждым использованием их обрабатывают разделителями. Разные формы с разным разделителем дают в итоге разную заднюю поверхность стекла, например полированная нержавеющая сталь в комбинации с разделителем “нитрид бора” дает практически идеальную гладкую поверхность.

Проволока и сетки из специального сплава, близкого по коэффициенту температурного расширения к стеклу и впеченная в изделие позволяет достичь дополнительного художественного эффекта. Другое применение - металлические впеченные в стекло элементы могут служить для упрочнения или крепления изделия. Очень интересного эффекта можно добиться при впекании медных и латунных деталей в стекло.

Эмали и краски - это отдельная и очень обширная тема для разговора. Если кратко, то краски бывают обжиговые и низкотемпературные. Обжиговые краски представляют собой краситель с флюсом, которые при нагреваниии до рабочей температуры (как минимум размягчения стекла, т.е. около 550 град) спекаются с основным стеклом и после остывания образуют на стекле окрашенный слой. Низкотемпературные краски изготавливаются на органической основе и образуют на стекле органическую окрашенную пленку, которая держится на стекле за счет адгезии.

Низкотемпературных красок существует огромное количество. Некоторые из них требуют сушки при температуре около 200 град. Но у всех этих красок есть одно свойство - они отслаиваются от стекла.

Обжиговых красок не так много, как низкотемпературных. Они делятся на прозрачные и непрозрачные, а также эмали. Обычно под эмалью понимают краску, которая создает выпуклый стекловидный окрашенный слой на изделии. Процесс нанесения краски на стекло сильно отличается от обычного. Классический способ окрашивания стекла следующий - краска наносится на закрашиваемый участок ровным слоем, а затем тем или иным способом удаляется (соскабливается) в нужных местах и в нужных количествах. Каждый цвет наносится и обжигается отдельно, т.к. чаще всего у каждой краски своя обжиговая температура. Вначале наносятся самые тугоплавкие краски, а затем менее тугоплавкие.

Для создания металлического цвета используются специальные металлические пудры. они запекаются между стеклами и придают металлических блеск. Золото и платина имеют температуру плавления выше температуры спекания и не окисляются поэтому могут использоваться для получения золотого цвета. Золото и платина применяются как в виде фольги, так и в жидком виде.

Для придания стеклянному изделию сложной формы используются различные формообразующие материалы. Это всевозможные гипсы и бетоны, а также мягкие легкообрабатываемые плиты.

Технология фьюзинга

Суть технологии «фьюзинг» заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем стекло разогревается в специальной печи до температуры ≈ 850 градусов и спекается в цельный пласт. Не смотря на трудоемкость изготовления, витражи, выполненные по технологии «фьюзинг», могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы, зеркала, декоративного панно, встаки в дверь, вставки в окно, ширмы. Выглядят такие витражи современно и эстетично и пользуются заслуженной популярностью. Особенно выигрышно они выглядят в интерьерах постмодернизма и хай-тека.

В зависимости от задумки и температурных режимов слои могут растекаться или же оставаться в неизменном виде. Цветовые пятна рисунка могут смешиваться, либо, напротив, - сохранять четкие очертания. Можно сделать рисунок объемным и выпуклым, а также добиться обратного, - сделать его почти плоским. В результате у Вас появляется желаемая фактура, образуется нужная толщина и рельеф стеклянного изделия.
При правильном подборе сортов стекла и температурных режимов нагрева, технология спекания позволяет достичь великолепного декоративного эффекта и высокой прочности декоративного изделия.

Режимы обжига

  • Программа обжига стекла включает 7 участков.
  • Участок нагрева до температуры 550°C. Время определяется по таблице*.
  • Участок нагрева от 550°C до рабочей температуры - как можно быстрее.
  • Выдержка на рабочей температуре - в зависимости от нужного эффекта.
  • Охлаждение от рабочей температуры до температуры начала отжига (530°C) - как можно скорее.
  • Отжиг - в соответствии с таблицей.
  • Охлаждение до точки стресса (460°C) - двойное время отжига.
  • Охлаждение до комнатной температуры.

*таблицы для каждого вида используемого стекла индивидуальны.

Фьюзинг — высокотемпературная обработка стекла, современный способ изготовления художественных стекол и витражей. Получаемое стекло широко используется в прикладном искусстве, handmade, декоре интерьеров и предметов, производстве бижутерии. Данное популярное направление хенд-мейд бизнеса обретает все большую популярность. Рассмотрим — что такое фьюзинг, принцип технологии, применение в бизнеса и бизнес на фьюзинг-бутылках.

Сама технология фьюзинг появилась сравнительно недавно. В 90-х годах XX века. Как техника спекания стекла под длительным воздействием высокой температуры. Куски цветного стекла, сложенные в будущую аппликацию, помещаются в специальные муфельные печи, где под действием температуры в 800ºC стекло спекается и становится однородным, вплавляясь друг в друга.

Муфельная печь — особая печь, позволяющая нагреть рабочий материал до определенной температуры. Особенностью данных печей является «муфель» — защитная оболочка, которая защищает материал от прямого контакта с «топливом» печи, открытым огнем и нагревательными элементами. Муфельные печи универсальные устройства. Но, далее по тексту, для удобства восприятия мы будем называть их фьюзинг-печи или печи для фьюзинга .

У такой технологии есть несколько главных преимуществ. Конечное стекло является единым целым, без щелей и соединительных элементов. Что позволяет использовать его как наружные витражи. Технология доступна и проста, в отличие, например, от витражей собранных классическим способом. Так для фьюзинг стекла из специального оборудования достаточно иметь муфельную печь, остальное — стеклорезы, молотки, плоскогубцы и кусачки есть в каждом хозяйстве. Гибкость производства также является неоспоримым плюсом — можно делать рельефные изделия, плоские цветные стекла, объемные фигуры. При использовании фьюзинг печей, которые позволяют работать с расплавленной массой стекла в процессе нагрева — на изделие можно наносить дополнительный орнамент (насечки, канавки и т.п.) и формировать объем.

Объемная скульптура из стекла, произведенная при помощи процессов фьюзинга

Минусом такой технологии является невозможность, без специальных ухищрений, сделать спекание разноцветных стекол с четким разделением границ цвета. Границы получаются размытыми. похожими на рисунки акварелью.

Технология фьюзинга

Цветное стекло различных форм и цветов, выкладывается на специальную огнеупорную подложку, без использования каких либо клевых составов. После чего данная композиция запекается в специальной печи особым способом. Изделие готово. Вот в принципе и вся технология фьюзинга. Рассмотрим каждый этап в отдельности.

Цветное стекло для фьюзинга

Специальное стекло для фьюзинга, пригодное для высокотемпературной обработки. Данное стекло продается во всех магазинах для рукоделия. Можно экспериментировать с обычным стеклом, но вы будете ограничены в цвете. И, давайте не забывать наших «китайских друзей» — на Алиэкспресс вы можете встретить разноцветное стекло для фьюзинга.

Фьюзинг-стекло чаще всего бывает в пластинах, эти пластины можно резать стеклорезом, ломать кусачками и оказывать любое другое воздействие как на обычное стекло.

Также встречаются:

  • фритта — дробленное стекло на мелкие осколки,
  • «лапша» — узкие полоски стекла,
  • конфетти — мелкие округлые кусочки стекла, толщиной менее миллиметра,
  • стержни — прутки из стекла, диаметром до 15 мм,
  • галька — имитация камней из стекла,
  • стрингеры — стеклянные тонкие нити,
  • и многое другое разнообразие.

Дополнительно имеются различные тугоплавкие элементы декора — фольга, металлические украшения, бусинки, жемчуг и прочее, что можно «припаять» или вплавить в стекло для необычного декора готового изделия.

Стекло ломается, режется — готовится аппликация для запекания. После чего помещается в печь.

Процесс фьюзинга

Аппликация из цветного стекла помещается в муфельную печь, где под действием высоких температур стекло спекается. Процесс довольно длительный и может занимать больше суток. При этом, в процессе может потребоваться поэтапное изменение температуры. Специальная печь может это делать почти на автомате. Цена печи начинается от 15 тысяч российских рублей (цена на 2016 год). Существуют специальные фьюзинг-печи для микроволновок, данное приспособление подходит для домашнего использования, но качество получаемых изделий сильно разниться. Также можно воспользоваться услугами специальных керамических мастерских или коворкингов, где за умеренную плату можно воспользоваться такой печью.

В зависимости от времени и температуры, различаются следующие способы фьюзинга:

  • Полный фьюзинг — под длительным действием высокой температуры (800ºC) стекло полностью спекается. Верхние слои стекла, под силой гравитации полностью опускается в нижние и прочно сплавляется, растворяясь с ними. На выходе получается плоская аппликация.
  • Приметочное спекание (полуфьюзинг) — под действием средних температур для фьюзинга (400-550ºC) стекло, несколько оплавляясь, но сохраняя форму, спекается друг с другом, не теряя рельефности общей фигуры. На выходе получается объемная фигура.
  • Отекание — под действием более высоких температур (600-700ºC) стекло становится мягким и отекает подложку. Если сделать огнеупорную подложку какой либо объемной формы — например, тарелка, поднос и прочее — стекло, размягчившись, приобретет формы подложки. Подложка, как правило, делается из гипса или специальной глины.

Также возможен повторный фьюзинг после любого процесса. Например, при полном фьюзинге можно изготовить цветную пластину из стекла с вплавленным декором из фольги, после чего, при помощи техники отекания полученное стекло можно «превратить» в декоративную тарелку, подставку, пепельницу или салфетницу.

В производстве фьюзинг изделий вы ограничены лишь возможностью печи, физическими свойствами стекла и вашей фантазией. Производство абсолютно безвредно, кроме как — вы можете порезаться о осколки стекла или обжечься о печь, но если вы будете соблюдать технику безопасности — этого не произойдет.

Ознакомьтесь с видео, где подробно рассказывается про основы фьюзинга стекла

Фьюзинг как бизнес

Доступность технологии и материала позволило выйти на рынок фьюзинг-изделий огромному числу мастеров. Но, не бойтесь конкуренции, даже с промышленными китайскими изделиями. Прелесть фьюзинга в том, что вы можете создавать неповторимые изделия, так называемые, изделия с авторским стилем. Это может быть что угодно — бижутерия, посуда, элементы декора, картины, рамы для картин и фотографий, часы и все, что вы сами сможете придумать и воплотить.

Сейчас, все большую популярность обретают изделия под названием — фьюзинг-бутылки. Перспективное направление фьюзинг-декора, которое продвигается на волне экологии и вторичного использования утиль-сырья. Более того, стоимость таких изделий высока. Обычная бутылка стоит — 20-30 рублей, плоская фьюзинг-бутылка стоит от 500 рублей. А декорированная плоская бутылка может стоить все 5000 или даже 50 000 рублей. Средняя рентабельность данного изделия до 1000%. Главное не спешить и отработать свое производство совместно с фантазией.

Фьюзинг стеклянной бутылки как бизнес

Для производства подобных бутылок берется обычная стеклянная бутылка. Очищается от грязи и пятен, обрабатывается специальным раствором для того, чтобы в процессе фьюзинга она не помутнела, закрепляется в специальной форме из глины в форме бутылки, чтобы в процессе плавки бутылка не потеряла геометрию. И в печи производится процесс фьюзинга бутылки. Процесс производства довольно длительный и требует различных циклов нагрева, но довольно простой в освоении за несколько попыток. Для каждой бутылки и печи подбираются свои параметры экспериментальным путем. После того как вы получите фьюзинг бутылку, готовое изделие из стеклянной бутылки декорируется снаружи и становится отличным предметом интерьера или декора.

Так как стекло не подвержено воздействию окружающей среды, а фьюзинг не нарушает этих свойств стекла — фьюзинг-бутылки можно использовать даже на улице.

Или использовать как оригинальную посуду

Или приглашение на свадьбу

Все зависит от вашей фантазии. И только от нее. Фьюзинг стекла это отличный бизнес для всех, кто любит заниматься рукоделием и обладает неуемной фантазией.

Новое направление витражной техники – фьюзинг – имеет огромное количество поклонников по всему миру. Изделия, которые получается благодаря такой технике, невероятно красивые и необычные. А как именно творить изделия методом фьюзинга в домашних условиях, вы узнаете совсем скоро.

На первый взгляд кажется, что невозможно стекло превратить в пластичный материал так, чтобы он принимал нужную нам форму, однако научно-технический прогресс творит чудеса и теперь даже в домашних условиях любой человек сможет самостоятельно сделать поделку в стиле фьюзинг. Конечно, существуют специальные печи и инструменты, с которыми работают профессионалы. Для них необходимо отдельное помещение и обязательные приспособления для сплавки стекла.

Но помимо этого есть мини-печи, в которых можно делать фьюзинг-поделки, используя лишь микроволновую печь.

Такие печи достаточно недорогие и компактные, но не всегда подойдут для объемных фигур и тарелок. На этот случай существуют домашние электрические печи для фьюзинга.

Фьюзинг не требует использования специального вида стекла, нежели профессиональный процесс сплавки. Пригодятся любые стеклянные элементы. Кроме того, не обязательно иметь стеклорез, если, конечно, нет специальной задумки. Стекло можно аккуратно разбить молоточком, осколки сложить в качестве мозаики и отправить их в печь.

Необычные техники

Существует несколько техник, которые используют мастера для создания фьюзинг-произведений:

  • техника «white light» — используется белое стекло для создания, в основном, объемных фигур;

  • окрашивание стекла йодом;

  • сплавка цветных стекол.

Последняя техника считается самой распространенной и интересной. Кроме того, в домашних условиях мастера работают именно с цветными стеклами.

В настоящей статье рассмотрим мастер-класс по созданию предмета декора из цветного стекла в домашних условиях своими руками.

Стильная подставка

Для того чтобы приготовить вот такую подставку под горячее, как выше, необходимо подготовить:

  • стеклорез;
  • инструменты для стекла – циркуль, щипцы;
  • линейка;
  • фломастер;
  • очки для защиты глаз;
  • стекло для фьюзинга;
  • и, конечно, печь.

  1. Необходимо вырезать круги разных цветов из стекла около 10 см диаметром.

  1. Цветное стекло режем на полоски по 1 см.

  1. Затем нарезаем квадраты.

  1. Таких квадратиков разных цветов должно получиться достаточно много.

5. На прозрачную круглую деталь выкладываем по краям поочередно разноцветные квадратики.

  1. Затем выкладываем детали следующим кругом.

  1. Можно зафиксировать всю конструкцию ПВА клеем, он безвреден при дальнейшем обжиге в печи.

  1. Зеленое стекло режем на кусочки, а затем на небольшие треугольники.

  1. Обрабатываем их, чтобы получить закругленную форму.

  1. Укладываем в центр круга.

  1. Далее нарезаем мелкие квадраты и укладываем их вокруг центральной фигуры.

  1. Получается такая композиция.

  1. Можно добавить мелкие стеклянные элементы в свободные места.

  1. Отправляем заготовки в печь.

  1. По истечении нескольких часов, возможно, и суток, в зависимости от печи и объема стекла, вынимаем подставку из печи и получаем просто безумно красивое творение.

Подобным образом создавать разнообразные стеклянные формы и воплощать в жизнь любые задумки и фантазии.

Такие фьюзинг-витражи активно используются в заведениях общественного питания – барах, ресторанах, а также в салонах и кабинетах красоты. Кстати, для некоторых мастеров фьюзинг станет отличной идеей для семейного бизнеса.

Видео по теме статьи

Еще больше вдохновения принесет просмотр видео, как сделать фьюзинг в домашних условиях и идеи создания предметов из стекла.

Фьюзинг как технология работы со стеклом появился только в конце ХХ века, но уже успел заинтересовать мастеров по всему миру. Благодаря специальной обработке материалов получаются удивительные разноцветные украшения, витражи и посуда. Попробуйте и вы освоить волшебную технику фьюзинг.

Фьюзинг: классификация видов

Фьюзинг — это особый вид витражной обработки стекла. После выкладывания мозаичной стеклянной картины разноцветные осколки спекаются между собой в печи, образуя витраж без деревянных, железных или каких-либо других соединений.

Технология фьюзинга одинакова во всех случаях — в определенной форме выкладывают стеклянные осколки, гранулы, крошку в виде намеченного узора, затем отправляют в разогретую до 800-1200 градусов печь. Готовые изделия оставляют на некоторое время в печи, после чего достают.

Но стили обработки готового изделия в технике фьюзинг различаются. Чтобы придать заготовке конкретную форму, стеклодувы пользуются формирующими техниками фьюзинг.

Моллирование

Эта техника придает заготовке определенную форму. Для этого изделие снова нагревают, как при первой стадии фьюзинга, и формируют в соответствии с задумкой. В такой технике работают с посудой — вазами, блюдами и тарелками.

Полировка огнем

Полировка направлена на придание дополнительной гладкости поверхности изделия при помощи печи для стекла. Эта техника помогает избавиться от неровностей на поверхностях как крупных витражей вроде дверной стеклянной вставки, так и мелких изделий вроде бусин.

Комбинированное прочесывание

Техника основана на придании определенной формы заготовке при помощи специализированных инструментов. Этот стиль помогает убрать все дефекты по краям мелких изделий: брошей, бусин и кулонов.

Фьюзинг в определенной степени похож на технику лэмпворк — плавка разноцветного стекла для придания определенной формы. Но лэмпворк работает с маленькими размерами — стеклянными бусинами, брошками, а в технике фьюзинга можно создавать большие изделия, вплоть до стеклянной витражной двери.

Необходимые материалы и инструменты

Фьюзинг работает с различными цветами стекла в зависимости от того, какую композицию вы планируете выплавить. При этом нужно следить, чтобы у всех стеклянных частей был одинаковый коэффициент температурного расширения — показатель прочности, иначе при вплавлении изделие станет очень ломким и хрупким.

Для полноценного творческого процесса вам понадобятся стеклянные осколки, гранулы и крошка, а также — жидкое стекло или силикатный клей.

Перед работой вам нужно запастись определенными инструментами:

  • Формы для спекания из пористых материалов;
  • Специальные обрабатывающие растворы и смеси;
  • Термобумага;
  • Стеклорез;
  • Сепаратор — разделитель между заготовкой и формой, чтобы изделие не прилипло;
  • Цветные стекла.

Все эти приспособления можно приобрести в специализированных магазинах для рукоделия. Конечно, вы можете изготовить формы для запекания и сепаратор самостоятельно (к примеру, из гипса), но только если уже имеете определенный опыт в технике фьюзинга.

Для работы вам также понадобится специализированная муфельная печь. Но те, у кого она отсутствует, могут спокойно пользоваться микроволновкой .

Фьюзинг: мастер-класс

Чтобы закрепить на практике знания о фьюзинге, попробуйте своими руками смастерить небольшое простое витражное изделие — бабочку. Для этого запаситесь белым стеклом-основой и разноцветными стеклышками.

  • Нарисуйте эскиз изображения на бумаге, обозначив области рисунка необходимыми цветами.

  • Возьмите стекло-основу и при помощи стеклореза придайте ей форму заготовок.

  • Зачистьте готовые детали и покройте специализированным составом. Подобным образом измерьте и подготовьте цветные детали-заготовки.

  • Создавайте заготовки, начиная от крупных деталей и переходя к более мелким.

  • Положите в специальную пористую форму и отправьте в микроволновую печь на несколько минут. После чего оставьте форму остывать в микроволновке на 30-40 минут, не открывая ее.

После освоения простой работы в технике фьюзинг попробуйте спечь что-нибудь более значительное. К примеру, порадуйте родных новыми елочными игрушками.

Фантазируйте с цветами и формами изделий. Соединяйте круглые, прямоугольные и квадратные детали, накладывайте цвета друг поверх друга, чтобы в итоге получить неповторимую вещь.

Если вы только постигаете фьюзинг, прислушайтесь к советам профессионалов. Они помогут вам сделать работу более качественно и откроют маленькие хитрости данного рукоделия.

  • Если вы хотите, чтобы в изделии была петелька для подвешивания, поместите ее между гранулами до спекания в печи. Благодаря колпаку керамической или гипсовой формы, при высокой температуре ни с изделием, ни с микроволновой печью ничего не случится.
  • Если же вам нужны сквозные отверстия в изделии, вставьте между заготовками скрученную в тонкую трубочку термобумагу. Это нужно делать также до непосредственного процесса спекания.
  • Многих привлекают изделия с множеством воздушных пузырьков внутри. Чтобы добиться такого эффекта, рассыпьте щепотку соли между двумя заготовками.

Нужно сказать и про вред разницы температур для изделия. Если вы откроете микроволновую печь сразу после завершения процесса, работа будет повреждена. Из-за резкого температурного перепада свежее стекло становится хрупким.

Готовые работы в технике фьюзинг похожи на кусочки самодельного мыла или леденцы — такие яркие и сочные, что к ним непременно хочется прикоснуться руками. Попробуйте создать свой стеклянный мини-шедевр в домашних условиях, чтобы понять, насколько удивителен фьюзинг.

Понравилась статья? Поделитесь ей