Контакты

Ребенок не хочет заниматься спортом. Как заинтересовать? Как не отбить у ребенка желание заниматься спортом? Как привлечь ребенка к спорту

«Что только ни делали, как только ни уговаривали - не хочет ребенок ходить на тренировки!» - жалуется мама. Что тут посоветовать? И надо ли заставлять ребенка заниматься спортом, если у него к этому не лежит душа? Ответ дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Дело в том, что родители не всегда понимают, да и не задумываются, что на самом деле хочет их ребенок. Мало того, они не понимают сами себя. Почему для родителей важно, чтобы ребенок занимался спортом? Зачастую потому, что спорт важен для них самих. И если им некогда ходить на пробежки или фитнес, они мечтают, чтобы их дети точно были в спортивной форме.

Родители, заинтересованные спортом

Мы смотрим на соседского малыша, который бодро бежит со спортивной сумкой на занятия легкой атлетикой. Стройная, изящная девочка сложными фигурами на льду покоряет наше сердце. Мальчик в футбольных бутсах и майке с номером, раскрасневшись на тренировке, уверенной и бойкой походкой проходит мимо.

Родители с кожным вектором часто засматриваются на таких детей, мечтая о спортивных достижениях собственных чад. Вполне понятно - им нравятся активные виды спорта и спорт сам по себе. Ведь именно спорт - один из талантов людей с кожным вектором . Это они гибкие и ловкие телом, им нравится соревноваться и идти вперед, к спортивным достижениям. Их девиз: «Быстрее, выше, сильнее!»

Ребенок может не разделять взглядов и предпочтений родителей, потому что кожного вектора у него может и не быть. Конечно, отсутствие таланта к спорту - не причина отказываться от тренировок, ведь вести активный образ жизни для здоровья и долголетия важно каждому.

Спортивный ребенок

Только ребенок с кожным вектором рожден с желанием заниматься спортом. Он легко вовлекается в спорт и с удовольствием ходит на тренировки. С еще большим удовольствием, получая достаточный навык, участвует в соревнованиях, потому что стремится занимать призовые места. Догнать и обогнать, выше, быстрее - стремления психики кожного человека, которые выступают естественным мотивом к достижению результатов в спорте.

Обязательным стимулом для него станет система ограничений и запретов, направляющая ребенка и способствующая развитию его интереса к спорту. Например, разрешить ему ходить на спортивную секцию при условии, что он будет каждый раз делать все домашние задания и закончит четверть без троек. В этом направлении важно не переусердствовать! Адекватные ограничения только способствуют развитию свойств вектора, тогда как излишние - обесценивают сам запрет.

Если ребенка с кожным вектором достаточно просто вовлечь в спорт: дать почувствовать вкус соревновательности и стремления к победе, то других детей нужно аккуратно приучать к физическим нагрузкам. Привычку к спорту можно развить, понимая склонности и желания, заложенные в векторах ребенка, создавая особую атмосферу доверия и взаимопонимания с ним.

Неспортивный ребенок

Ребенка с анальным вектором лучше мягко принуждать к занятиям спортом. Развивать в нем привычку к физическим упражнениям, не ориентируя на призовые достижения в спорте. Такой ребенок рожден без желания к превосходству, ему приятны понятия братство и равенство. Ясно, что чемпиона из него растить не нужно, потому что в его психике не заложено желание к спортивным победам.

Важно понимать, что привычку заниматься физическими упражнениями анальный ребенок возьмет с собой во взрослую жизнь и всегда будет получать удовольствие от зарядки. Будет заниматься так, как научите, ведь он человек, для которого крайне важен первый опыт. Родителям важно приучать ребенка к физкультуре с раннего возраста, потому что самостоятельно научиться регулярным занятиям физкультурой во взрослой жизни ему будет сложно.

Он не руководствуется полезностью упражнений для тела, его вдохновляет жизнь по принципу «как отцы и деды наши жили», а значит, и опыт, перенимаемый от родителей. Занимаясь вместе с ребенком физкультурой, вы дополнительно воодушевите его, ведь семья для него - ценность, а родители - авторитет. Такой ребенок склонен к послушанию и почитанию родителей. Старательный от природы, но не приспособленный к спорту, он будет заниматься физкультурой, получая удовольствие от своего послушания родителям, а впоследствии - от привычки.

Важно правильно поощрять анального ребенка - похвалой. Хвалите адекватно за реальные успехи, подбадривайте. Будьте терпеливы, не торопите, дайте возможность освоить физические упражнения в удобном для него ритме. Анальный ребенок испытывает потребность закончить начатое дело - получить удовольствие от завершения процесса.

Наиболее подходящими видами спорта для таких детей являются гребля и плавание, понравится им и езда на велосипеде. Легкая атлетика, гимнастика - не для них. Медлительные и основательные от природы, не гибкие душой и телом, они будут испытывать дискомфорт от активных видов спорта - не будет получаться, а значит, не будет нравиться, как бы не поощряли.

Как заинтересовать умного ребенка спортом?

Будут ли иметь склонность к спорту и подвижному образу жизни дети со зрительным и звуковым векторами, зависит от других их векторов. Это очень умные дети, поэтому упор нередко делается на интеллектуальное развитие.

У зрительного ребенка развитый образный интеллект и тяга ко всему прекрасному. Такому ребенку скорее подойдут занятия танцами, ведь это - красота, грация, мягкость и плавность движений. Королевой танца, безусловно, станет кожно-зрительная девочка. Но и анально-зрительная сможет получить от танца массу приятных впечатлений и эмоций. Более того, такой девочке будет важно научиться танцевать, чтобы достойно выглядеть на выпускном вечере или на школьном балу.

У звукового ребенка абстрактный интеллект и способность к точным наукам. Такому ребенку спорт может быть не интересен совсем. Из всех видов спорта, наиболее вероятно, он предпочтет шахматы. Такого ребенка можно вовлечь в спорт, объясняя связь между духом и телом, ведь эти дети зачастую с ранних лет интересуются сложными вопросами философии, вопросами о связях тела, разума и духа.

Как увлечь ребенка спортом?

Тело человека - точное отражение психических свойств его векторов. В выборе направления физического развития ребенка важно исходить изначально из его возможностей и предпочтений, а для этого важно понимать его психику. Тогда у вас получится подобрать подход к ребенку и увлечь его спортом!

Кроме того, тренинг «Системно-векторная психология» поможет значительно улучшить ваши отношения с ребенком. Об этом рассказывает множество родителей , прошедших тренинг:

…Сейчас я пишу эти строки, и у меня наворачиваются слезы на глаза. Почему? Потому что безумно жаль, что я не познакомилась с системно-векторной психологией Юрия Бурлана раньше, когда моему сыну было хотя бы лет пять. Тогда бы я знала, что из детей со звуковым вектором не надо делать спортсменов, а лучше отвести в музыкальную школу. Тогда бы я понимала, что анальному малышу противопоказана спешка, его нельзя подгонять и торопить…
…Все же мне повезло. Я успела. Сегодня мой 15-летний сын играет на гитаре, сочиняет музыку, занимается вокалом. Он чувствует огромное удовлетворение и гордится, что всего этого добился сам. Он не бросил спорт, занимается легкой атлетикой в удобном ему режиме. Ему не нужно быть профессиональным спортсменом, ему вполне достаточно пробежать кросс и внести свой вклад в командный зачет, уметь подтягиваться на турнике, отжиматься, иметь хороший пресс…»

Теперь, когда спорт в нашей стране стал действительно доступным, практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни пробует свои силы в той или иной секции. Большинство родителей уверены, что спорт необходим их чаду для укрепления здоровья, для развития самодисциплины и чувства ответственности.

Но дети есть дети, и даже если ваш сын или дочка были поначалу увлечены новым занятиям, очень скоро их энтузиазм пропадает. Мальчишка, радостно бежавший на самбо еще неделю назад, уже придумывает отговорки, чтобы пропустить очередную тренировку. А девочка утверждает, что заниматься танцами стало скучно. Что это: лень? А может быть, обычные детские капризы? Или же малышу лучше действительно попробовать себя в чем-то другом?

Как поступить родителям в данном случае? Проявить настойчивость и заставить ребенка продолжать тренировки? Или избрать политику невмешательства: если не хочет, пусть не ходит?

Вопросы не такие уж и простые. Несколько советов помогут вам ответить на них.

Начните с себя

Подумайте, а зачем вам нужно, чтобы ваш ребенок занимался спортом? Ответьте, только искренне, на этот вопрос. Если вы когда-то мечтали о спортивной карьере, но она по каким-то причинам не сложилась, не стоит «отыгрываться» на своем отпрыске. Особенно, если вы желаете ему добра. К сожалению, родители нередко пытаются сделать так, чтобы ребенок воплощал их нереализованные желания. Вот в этом случае заставлять малыша не нужно. У него своя жизнь, и ваша задача поддержать его в поиске собственного пути.

Когда от тренировок нужно отказаться

Если ваше желание привлечь малыша к спортивным занятием продиктовано только заботой о нем, присмотритесь нему. Какое действие оказывают на малыша тренировки? Может быть, он стал очень грустным в последнее время или быстро устает? Стал ли он чаще болеть? Любое неблагополучие ребенка, связанное с посещением секции должно стать для вас сигналом о том, что занятия нужно прекратить.

Учимся преодолевать трудности

Если же никаких негативных изменений не произошло, но малыш все равно отправляется на занятия с мученическим видом, подумайте, не склонен ли он бросать начатое на полпути.

Если это так, то стоит проявить разумную настойчивость. Так или иначе, но ваш ребенок должен научиться преодолевать трудности и достигать намеченной цели.

Поставьте цель

В начале посещения секции определите вместе с ребенком, чего он хочет добиться с помощью тренировок. Например, он хочет стать сильным или ловким, научиться красиво двигаться или побеждать на соревнованиях. Четко поставлена цель будет помогать ему преодолевать трудности. Главное, она должна быть по-настоящему важной для него.

Правильная мотивация

Не стоит «заманивать» малыша в секцию обещанием различных подарков. Это будет совершенно неверно. В результате вы будете вынуждены постоянно выплачивать «дань», а ребенок начнет этим пользоваться. Сами тренировки не будут приносить ему никакого удовольствия, он не будет работать на них так, как нужно. Польза таких занятий весьма сомнительна.

И помните, если вы вместе справитесь с трудностями первого этапа, дальше будет легче. Как только у вашего юного спортсмена появятся первые успехи, он приободрится и будет ходить на занятия с большей охотой.

Кстати, очень хорошо, если малыш начнет посещать секцию вместе со своими друзьями. Нежелание показаться слабым перед своими знакомыми - это сильный мотивирующий фактор для спортсмена в возрасте 7-10 лет.

Если вы будете внимательны к своему чаду, научитесь понимать его истинные чувства, вам не составит труда определить, стоит ли посещать ту или иную секцию. И не нужно расстраиваться, если все-таки со спортом ничего не получится. Некоторым нужно дорасти до понимания пользы регулярной физической активности. Скорее всего, ваш ребенок вернется к занятиям, но позже.

Видео

1. Задайте себе вопрос. Начните с простого – почему вы хотите, чтобы ребенок занимался спортом? Умом мы все понимаем, что это полезно и необходимо. Только ли заботой продиктовано ваше стремление записать ребенка в секцию и нет ли в нем ваших собственных нереализованных амбиций, стремления быть как все или чего-то похожего? Можете ли вы быть уверены, что ребенок хочет того же, чего и вы?

2. Посмотрите на себя. Каждый ребенок хочет быть «как мама» или «как папа», но далеко не все мы можем быть примером в регулярных занятиях спортом. Давайте согласимся с тем, что мы себя-то не всегда можем заставить заниматься. Если сложно изменить себя, почему вы ждете, что ваш ребенок окажется сильнее вас?

3. Расскажите и покажите. Выбирая секцию или тренера для ребенка, не забудьте спросить его самого. Я не согласна с тем, что в 4-5 лет ребенок не может выбрать себе занятие. Может, если вы его с ним познакомите, если вы покажете мальчику, как красиво играют в теннис профессионалы или сводите девочку на балет. Чем больше разных занятий вы таким образом «покажем», тем осознаннее будет выбор ребенка.

4. Выберите вместе. В поисках занятия не пытайтесь навешивать ярлыки сразу – «он не командный игрок, ему подойдут только индивидуальные виды спорта». Нет, это путь поиска, полный сюрпризов. В пользу командных видов спорта отдельно замечу, что по опыту моего сына в команде (а не в школе) находятся лучшие друзья, практически единомышленники.

5. Относитесь позитивно. Наше отношение к занятиям ребенка должно быть исключительно положительным, даже если нам не очень нравится выбранный им вид спорта. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не услышал (даже если это правда), насколько тяжело возить его три раза в неделю на занятия, потом ждать там, чтобы отвезти обратно. Иначе это не поддержка, такие разговоры рождают только чувство вины. А для ребенка это станет лишним аргументом, чтобы бросить занятия.

6. Интересуйтесь искренне. Вы должны по-настоящему интересоваться тем, чем занимается ребенок. Или хотя бы выучить пару правильных жаргонных слов или имена главных спортивных кумиров ребенка, чтобы поддержать беседу.

7. Уловите перемену настроения. Все, абсолютно все сталкиваются с неожиданным желанием ребенка бросить занятия. Причем у одних детей оно возникает довольно быстро, но с ребенка еще можно переубедить, а у других такое желание приходит позже, но уже без вариантов. Используйте все доступные вам способы убеждения – от историй из личного опыта до завлекательных рассказов о чемпионах. Основная задача состоит в том, чтобы как можно раньше уловить малейшее изменение отношения к занятиям и проговорить его с ребенком.

8. Разберитесь с причиной. Как правило, бросить занятия ребенок хочет только потому, что что-то не получается. И это не важно – не получается только у него или у всех, не получается вовсе, или не так хорошо, как он хотел. Обсудите с ним ситуацию, попробуйте догадаться в чем причина и постарайтесь помочь. Не хочу вас пугать, но иногда помочь можно, отправив ребенка еще на одни занятия. Моей дочери очень нравится балетная школа, но никаких склонностей к балету у нее нет. И я вынуждена была найти для нее тренера по детскому пилатесу, чтобы он помог ей с растяжкой и шпагатами.

9. Поддержите интерес. Используйте любые симпатичные мелочи, которыми ребенок захочет похвастаться на занятиях. Для девочек это может быть новая сумочка, в которой она носит форму и обувь на занятия, или новая резинка для волос. Для мальчишек могут сработать даже носки, как у профессионалов, не говоря уже о новых кроссовках. Тут как раз начинаешь радоваться, что дети растут и необходимость обновлять форму и экипировку часто работает в нашу пользу. Поэтому интересуйтесь сами, изучайте адреса и ассортимент специализированных магазинов, советуйтесь с другими родителями.

10. Скорректируйте свои ожидания. Кроме тех ситуаций, когда вы действительно растите олимпийского чемпиона, не ждите от ребенка великих достижений, медалей и кубков. Возможно, что они важны вам, а ребенку нравится сам процесс освоения чего-то нового и приобретения навыка. Кроме того, наблюдая за своим ребенком в спорте, у вас появляется шанс понять его мотивацию – важно ли для него быть первым, хочет ли он соревноваться вообще. На будущее понимание того, что его мотивирует, крайне полезно.

Самое главное не забывать, что заботливый родитель всегда интересуется успехами и неудачами юного спортсмена. Конечно же, он ждет от вас поддержки, но не относитесь к его увлечению слишком серьезно. Помните, что это его увлечение, а не ваше.

Спорт полезен в любом возрасте. Растущему детскому организму он просто необходим. Занятия в спортивных секциях всесторонне развивают малыша:

  • укрепляют здоровье;
  • приучают к дисциплине;
  • формируют позитивное мышление;
  • стимулируют развитие психических функций;
  • помогают направить детскую энергию в полезное русло;
  • вносят существенный вклад в воспитание успешной личности.

Подробнее об этом вы прочитаете в статье « ». А сегодня предлагаем разобраться, что делать, если ваш наследник не проявляет интереса к секции, не хочет заниматься спортом и всячески отлынивает от тренировок.

  • Как подобрать верный ключик, не превращая спорт в пытку для всех домочадцев?
  • Как эффективно мотивировать ребёнка?

«Эврика» советует!

Выбирая спортивные секции для ребёнка, будьте вдумчивы. Не торопитесь. Важно учесть особенности психики и физической подготовки малыша, его интересы, стремления и мечты. Не забывайте: ваш ребёнок - отдельная личность, а не ваш шанс реализовать собственные детские мечты. Если вы спали и видели себя на льду в ярком наряде фигуристки, но мама с папой так и не записали вас на каток, ещё не значит, что ваша дочь разделяет эту мечту.

Не бойтесь совершить ошибку. Вы можете сходить на пробную тренировку - в большинстве секций это предусмотрено условиями записи. Вы можете позаниматься неделю, месяц, год. Если именно этот вид спорта так и не попадёт в круг интересов вашего наследника, вы всегда можете найти что-то новое.

Главное - различать, когда нет мотивации к занятиям спортом в принципе, а когда ребёнку не нравится определённый спортивный кружок.

Львиная доля интереса ребёнка к конкретной секции определяется личностью тренера. Учтите это, принимая решение, куда водить малыша на спорт. Хороший детский тренер должен обладать рядом важных характеристик:

  • любить детей;
  • обладать педагогическим талантом;
  • уметь регулировать конфликтные ситуации;
  • правильно подбирать инструменты мотивации;
  • эффективно организовывать межличностное взаимодействие между юными спортсменами.

Конечно, не менее важны и профессиональные навыки:

  • грамотный тренер умеет подбирать индивидуальную нагрузку;
  • вовремя замечает проблемы в овладении техникой;
  • способен разглядеть истинный спортивный талант даже в неуклюжем малыше;
  • никому из детей, заинтересованных в данном виде спорта, не отказывает в своём внимании и участии.

Тренер должен быть строгим, но справедливым: где надо - пожурит, где надо - подбодрит. Положительный сигнал, если в данной секции периодически организовывают разнообразные коллективные мероприятия: поездки на природу, детские праздники с аниматорами, конкурсы, экскурсии и пр.

  • спортивная форма: плавки (купальник), гимнастическое трико, кимоно, спортивная обувь;
  • защитное оборудование: водяные очки, щитки, бандажи, капы, перчатки;
  • инвентарь: скакалки, ленты, мячи, боксёрская груша, коньки, велосипед.

Вам практически наверняка предстоят дополнительные расходы в соответствии с выбором спортивной секции. Будьте готовы к этому и обеспечьте ребёнка всем необходимым. Правда, форсировать события и опустошать прилавки спортивных магазинов до того, как будет принято окончательное решение, не следует. Но побеспокойтесь о том, чтобы у юного спортсмена в нужный момент было всё, что требуется для полноценных занятий.

Обыграйте приобретение спортивной атрибутики так, чтобы у малыша осталось светлое, приятное впечатление. Пусть он сам выберет цвет формы, сумку для хранения спортивных принадлежностей. Чем активнее участие ребёнка в этом процессе, чем он вовлечённей, тем ответственнее будет его отношение к тренировкам.

Переутомление - одна из самых распространенных причин, по которым дети отказываются посещать тренировки. Конечно, если ребёнку приходится ежедневно бегать с одной секции на другую, переезжать от репетитора к репетитору, разрываться между образовательным заведением и дополнительными занятиями, повод для чрезмерной усталости действительно есть. Если же помимо детского сада или школы он посещает единственный спортивный кружок, то, вероятнее всего, вы не сумели правильно организовать распорядок дня маленького спортсмена.

Приучать ребёнка к здоровому режиму надо с раннего детства. По мере взросления и появления в детской жизни новых обязанностей режим непременно будет претерпевать изменения. Ни в коем случае не пускайте эти процессы на самотёк. Контролируйте загруженность малыша, периодичность пассивного и активного отдыха, продолжительность сна, качество и количество питания.

Чем строже соблюдается правильный режим дня, тем больше у ребёнка сил для прилежных занятий спортом.

Занятия спортом требуют от ребёнка выносливости, собранности, терпения и сил. Усталость, травмы, досадные поражения - неизменные спутники любого спортсмена. Но тот, у кого есть надёжный тыл и эффективная группа поддержки, способен преодолевать любые трудности и усердно продвигаться к своей цели.

Будьте готовы протянуть руку помощи, когда появится такая необходимость. Признайте, что вашему малышу сложно, и покажите, как ему выбраться из этого состояния.

Совет 6. Проявляйте искренний интерес к спортивным успехам ребёнка

  • общайтесь с тренером;
  • расспрашивайте ребёнка о том, как прошла тренировка;
  • посещайте соревнования и другие открытые для посетителей спортивные мероприятия (аттестация, отчётный концерт, показательные выступления, сборы и пр.).

В общем, держите руку на пульсе, всячески демонстрируя свою искреннюю заинтересованность в спортивной жизни вашего наследника. Так, во-первых, вы сможете распознать признаки намечающегося спада интереса к занятиям и принять меры по их устранению до того, как проблема наберёт угрожающие обороты. Во-вторых, это станет ещё одной темой для душевных бесед, необходимых, чтобы между детьми и родителями были здоровые, доверительные отношения.

  • вместе с детьми посещайте различные спортивные мероприятия;
  • читайте истории успешных спортсменов;
  • устраивайте семейные кинопросмотры художественных или документальных фильмов про спорт с их непременным последующим обсуждением;
  • играйте всей семьёй в командные спортивные игры, катайтесь на велосипедах и роликах, тренируйтесь дома и на свежем воздухе.

Дети, для которых спорт является естественной составляющей жизни семьи, быстро находят секцию по душе и отлично мотивированы на достижение определённого результата.

Итак, чтобы увлечь ребёнка спортом, вам надо:
  • показать достойный пример;
  • с учётом особенностей малыша;
  • всячески поддерживать своего юного спортсмена.

Но если вы перепробовали все способы приучить ребёнка к спорту, а заветной цели не добились, не поддавайтесь соблазну воспользоваться авторитарными инструментами - давлением и принуждением. Лучше отыщите возможность организовать для своего чада здоровую физическую активность вне рамок конкретного спортивного кружка.

Пусть ваши дети будут здоровы и довольны! Счастливого вам родительства, друзья!

От автора:
Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки. Дело в том, что я никого не убеждаю, у детей всегда есть выбор - идти или не идти (и за два с половиной года наших занятий таких «да, я совершенно точно знаю, что сегодня не пойду» было, может, раза четыре, у всех троих).

Но было много случаев наоборот, когда с температурой, больные, эти дети, как какие-то сектанты рвались в зал, как будто нет на свете дел важнее. А самое страшное наказание в самом зале - отстранение от тренировки или выполнения определенного упражнения.

Еще они любят прийти пораньше и негласным правилом хорошего тона, а также поводом для гордости, у них считается уйти попозже, вообще позже всех. Тренер для них -самый большой авторитет на свете, они ловят каждое слово и тренерские подарки для них самые драгоценные. Сейчас им 12, и почти по 8 лет и они намного взрослее, самостоятельнее, целеустремленнее и, мне кажется, счастливее, чем была я в их возрасте.

Я подумала о том, как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся в зал, где тяжело тренируются по 4, а иногда и по 5 часов, где на них могут накричать и сделать больно, когда готовы не опуская рук трудится над каким-то элементом, который может не получаться месяцами… ну и вообще в состоянии трудиться самостоятельно, даже когда рядом никого нет и не сачковать. Разумеется, таких детей готовыми «не выдают» .

И происходящее результат некоторой «политики партии», проводившейся на протяжении этого времени.

Принцип первый, самый главный - это дело должно быть таким, которое нравится и ребенку и родителям.

Если дело не нравится, ну не лежит к нему душа - ничего не получится. Например, старшие дети занимались карате несколько лет, и ходили на занятия с деловитой печалью маленького существа, у которого выбора все равно нет (да, тогда в нашей семье было так). Мне казалось, что карате это важно. Детям казалось, что бить друг друга это не правильно. И за почти три года, что мы отзанималсиь там - их мнение не изменилось. Они получили синие пояса с желтыми нашивками. Спорт не увлек их. То есть если это что-то такое, что только нравится родителям, а мнением ребенка никто особо не интересуется (распространенный сценарий с музыкальными школами), то вариант «стерпится-слюбится» может и не прокатит.

Но важно еще и вот что: если родитель сам не увлечется тем, что полюбил ребенок, то детская незрелая психика может легко «сдуться» при первых неудачах. Любое занятие имеет свои радостные и темные стороны. Гимнастика, например - это так красиво, а вот растяжка - это так больно. Маленькая девочка может очень хотеть стать гимнасткой и очень не хотеть терпеть боль. Задача родителя - быть рядом если не на самих тренировках, то реально быть в теме в общем, показывать, что «я с тобой», это важно и интересно для него. Вдвоем идти интереснее, особенно по незнакомой дороге. А если это дело такое, что у взрослого ну совсем душа не лежит - ребенок может скиснуть (… ну раз родителям это не важно, то мне и подавно …)

Принцип второй - плавный старт. Никакой человек не выдержит моментального погружения в тренировочный режим профессионального спортсмена. Дети первого года учатся просто ходить на эти занятия, а что на них там происходит - уже не так важно Когда мы только начали - дети занимались три раза в неделю по полтора часа и этого было как раз достаточно. Иногда мне казалось, что так мало времени прошло, мы только расслабились - а тут снова тренировка… и это было всего лишь 4,5 часа в неделю. А сейчас их бывает и 27. Мы начали с цирковой студии, детям понравилось. Бывает так, что амбициозные родители приводят детей в серьезную группу, мол «мы очень серьезно настроены», там они начинают пахать и просто перегорают - тяжело, ничего не получается, нам за остальными детьми не угнаться никогда и т.д. Прежде чем развить скорость, нужно разогнаться, и в нашем деле разгон должен быть плавным. Мы наращивали обороты на протяжении многих месяцев. Когда начались ежедневные тренировки в спортивной группе, мы б не выдержали, если бы полгода не занимались до того в цирковой студии. Детей сперва отпускали через два часа и я не представляла, как выдерживают дети, которые тренируются по 4-5.

Принцип третий - у каждого свой путь и своя скорость. Мои трое детей, которые тренируются у одного тренера, в одной группе - совершенно разные. Старшая дочка одарена данными, силой, но часто ей не хватает драйва и настойчивости. Она - грустная бледная принцесса. Вторая дочка - маленький трактор. Я бы написала «тупой» трактор, но так о детях нельзя, а особенно о своих. Она не одарена данными, ей с трудом даются новые элементы, выучить танцевальную связку - вообще кошмар. Но она фантастически работоспособна и очень любит то, чем занимается.

Чтобы ее «запустить» в работу нужны совсем другие рычаги, чем у старшей. Еще у нас есть младший мальчик. Будучи братом-близнецом маленького трактора, он стал ее антиподом, скажем так. Мальчик четко знает свои границы комфорта, занимается ровно столько, сколько ему комфортно и тренеры быстро приняли позицию «ненасилия» по отношению к нему. Пока он где-то на полтора года отстает от сестер по умениям. Но мы все почему-то верим в его большое будущее.

Просто именно этому мальчику нужно время , чтобы проявить себя, раскрыться. Если бы не его сестры, я не знаю, хватило бы у меня терпения водить его каждый день на тренировки, на которых он делает процентов десять от того, что мог бы. Ведь на фоне остальных детей - этот мальчик самый отстающий. Но это не главное - ведь ему нравится то, чем он занимается. Он не готов работать, как остальные, но вообще тренировки ему по душе. И это - главное!

Принцип четвертый - выбор есть всегда. Меня часто спрашивают «а вот если они решат бросить?… тебе не жаль будет потраченного времени?». Во-первых, это время - очень качественное, это прекрасное время. И мы ходим на тренировки не только для того, чтобы в будущем чего-то достичь, а потому что это классно. Как поход в кино, например. Но, с другой стороны, если мы тренируемся там, где есть всякие соревнования, то, конечно, хочется, чтобы исход этих тренировок привел детей к призовым местам. Об этом все помнят. А если захотят бросить я сделаю вот что: попрошу их подумать как следует о своих партнерах, которых они бросают на полпути. О тренерах, которые может имеют какие-то планы на них, верят в них и по-своему любят. И все взвесить еще раз: проблема, ведущая к уходу лежит в сфере спорта, в сфере отношений, в сфере личных умений-неумений и тд.

Дальше мы поговорим о том, что могло вызвать такое решение. Моя младшая дочь сказала что «на акробатике ей больше нечего делать» когда их разлучили с сестрой, с которой они весьма неплохо выступили в паре и она осталась без состава. Мы пришли к выводу, что это не «акробатика плохая», а так сложились обстоятельства, и бросить сейчас будет очень тупо, когда все только началось.Мы обсудили то, что ее личное мастерство не зависит от партнера рядом и есть много чего, что она может освоить самостоятельно. Дочку успокоил этот разговор. Вообще дети доверяют мне, они знают, что я на их стороне и никогда не скажу «нет, потому что я так решила». Мы много говорим про их тренировки, мы с мужем знаем по именам всех детей в группе, и это занятие стало частью нашей семьи в некотором роде. Не просто место, куда дети ходят тренироваться.

Принцип пятый - помогаем с первой победой. Я считаю, единственный период, когда на новобранца можно жестко наезжать (родителям, в смысле, можно - у тренера это работа каждого дня:), прессовать и не оставлять выхода кроме как стараться - это начальный этап, перед первыми соревнованиями.

«Неообстрелянные» дети не умеют навыка работать и стараться в принципе. Представьте лицо типичного сколиозного школьника, отводящего взгляд от планшета «что-о-о-о-о-? рабо-о-о-о-отать?».

Важно понимать, что это бой не с человеком, а бой с ленью.

Мои были точно такими же. Я бесконечно благодарна нашим первым тренерам из цирковой студии, которые сказали что мои дети, которые ходили туда три месяца чтобы потусоваться, не готовы работать и в этом кружке им делать нечего. Вот тут-то мы за них и взялись. «Вы хотите продолжать?» Они хотели. «Вы расстроитесь если вас выгонят?» Они расстроились. И тогда мы договорились с ними, что мы их подтянем до уровня той группы, но будем действовать как надо, а не как может быть им привычно и приятно. Ведь игра стоит свеч? Можно подписать контракт с ребенком, кстати. Чтобы было ясно - ЭТО имеет четкие временные границы. Скажем - месяц. Первые дни домашних тренировок были адом - я стояла за дверью и слушала как воют дети, которых Дима учил кувыркаться. Они выли от офигения, от протеста, от того, что вся их суть не хотела прилагать усилия. Но спустя пару недель они научились кувыркаться вперед, назад, делать «колесо» и стали уже сами вприпрыжку бежать на занятие.

Нам было важно пробить этот барьер, сломить силу притяжения и вывести их на новую орбиту.

Да, можно было махнуть рукой - кувыркаться назад сложно. На шпагат садиться больно. Это не наше. Но в любом деле так - оно сперва кажется сложным, а потом появляется столько радости, когда дело получается!

Я видела много детей, которые отказывались идти на тренировку потому что им казалось, что они просто никогда не смогут так. Зачем браться. Потому тренеры так орут иногда на детей - мол, не смей сомневаться, ленивый мешок с костями, ты сможешь! И они могут.

Принцип шестой - поддержка самых маленьких достижений. Парадоксальным образом, чем больше ребенка хвалишь - тем больше он работает. Должна быть точка опоры, когда весь мир против тебя - судьи, соперники, все только и ждут, кода ты оступишься.

Потому теплый, честный родительский тыл так важен.

Я никогда не ругаю детей за то, что у них что-то не получается, хотя было множество таких ситуаций, как в анекдоте, про «не плач девочка, у тебя голова не квадратная» У нас правило - радоваться любой, самой крошечной победе. Многие родители боятся перехвалить детей, испортить их - но дело в том, что дети не останавливаются, когда достигают одной какой-то победы, им нужно двигаться дальше, наращивая количество побед. Потому похвалой их не испортишь.

Принцип седьмой - не все сразу и всему свое время. Мой старший сын пока еще не нашел дело, которым он готов заниматься сутки напролет. То есть нашел, но нам нужно еще прийти к разумному консенсусу - чтобы его хобби обрело структурированную форму с профессиональной огранкой. Ему 15 и я считаю, что все еще впереди. Старшая дочка поменяла более десяти кружков от танцев до зоологии, прежде чем неожиданно для всех укоренилась на акробатике. Ей было 11 лет, когда она, совершенно не подготовленная, не растянутая, пришла в спорт, где принято начинать лет в 6. Но в 6 лет она была совсем другим человеком, ей было просто рано.

Принцип восьмой - там, где хороший тренер. У нас на дорогу уходит где-то два с половиной - три часа в день. Мы ездим через весь город и это, порой, выматывает. Конечно, есть секции и поближе. Но даже если вдруг наша группа переедет еще дальше и неудобнее - мы продолжим ездить, потому что все начинается с тренера. Мне кажется, если нужно будет - мы даже переедем в другой город. Очень важно, чтобы дети любили своего тренера, доверяли ему.

Понравилась статья? Поделитесь ей