Контакты

Мотивация от удовольствия VS Мотивация от страха. Мотивация страхом: удобный кнут или вынужденная необходимость? Про деньги, бизнес и доходы

Страх – это самое сильное и самое мотивирующее животное чувство. Если на человека, который еле ходит, спустить собаку, он будет бежать как спринтер, спасая свою жизнь. В этот момент он вряд ли вспомнит, что у него больное сердце или ревматизм.

Мотивация от страха работает всегда

Как бы мы ни были воспитаны, и чем бы ни занимались в жизни. Но мы-то хотим научиться мотивировать себя заниматься здоровьем, или семейными отношениями, или карьерой не когда «жареный петух клюнул», а когда сами того пожелаем!

Почему человеку трудно начать действовать и развиваться, пока не прилетит страшная «задница», мотивирующая «бежать», чтобы спастись?

Чему нас научили в школе?

В системе, где людям ставили оценки, унижали двоечников и воспевали отличников, учили действовать исключительно от страха. Не ответишь – получишь двойку, ответишь плохо – тоже двойка.

Ученик сидит и трусится от страха, пока учитель водит ручкой в журнале, вычисляя, кого вызвать сегодня. В этот момент ему больше всего хочется убежать от ответственности, скрыться с глаз долой. Ему добровольно вызываться не хочется (т.е. самому начать действовать), потому что в основном инициатива и гибкость в любом ее проявлении задавливается – напр., развести дискуссию, поспорить с учителем, списать, схитрить, поюморить и т.д.

Сделать то, что не велит система, настолько страшно, что в зрелом возрасте мы делаем прорывы и выбор в сторону развития только по принуждению или пинку под зад.

Действовать от мотивации удовольствия (я сам проявлю инициативу, рискну, сделаю первый шаг) – в школе по умолчанию было признаком хамства, зазнайства и наглости. Таких учеников не любили, и пытались всячески демотивировать любые подобные проявления.

Теперь, когда человек вырос, он бьется головой о стену и не понимает, почему же так трудно мотивировать себя положительными установками?

  • Уже весь обложился аффирмациями!
  • Уже все зеркала, туалет и холодильник пестрят картами желаний и прочими уловками для получения денег, любви и прочей радости в жизни!
  • Уже сотый раз начинаю бегать, а хватает только на пару дней. Ничего не помогает!

Почему же так трудно получить результат посредством визуализации и различных положительных установок и мотиваций? Потому что основная масса привыкла добиваться результата от страха. Если страха нет – то просто сидим и ждем его очередного визита, снова бездействуя (парадоксально, но здесь работает привычка).

Что происходит энергетически в момент, когда человек сильно боится?

У него высвобождается большое количество энергии, которую он отдает, спасая свой организм от разрушения. Сильный страх присутствует до и во время экзаменов, контрольных, дипломных и прочих. Вся энергия уходит на поддержание чувства страха в поле человека. Как только экзамен сдан, он буквально падает без сил. На реализацию собственных желаний уже не остается ресурса.

Действовать от страха мы умеем, а чтобы научиться действовать от положительной мотивации, нужно обладать просто невероятным зарядом энергии. Для запуска нового проекта требуется вложить огромный ресурс, как ракета на взлете.

Где брать энергию на действие от положительной мотивации?

Нужно перестать бояться! Т.е. отдавать всю свою энергию на эту огромную присоску из страха в любом его проявлении. Самый верный способ – посмотреть страху в глаза, как многие советуют. На деле же, нужно просто перестать «быть красивым».

Что это значит? Перестать «быть красивым» – перестать лицемерить и улыбаться в глаза тому, что уже давно хочешь «послать».

«Простите, пожалуйста, но вы меня так достали!» или «Извините, но я больше не хочу этого слушать. Мне это не нужно!» Мы боимся отказать, боимся обидеть, боимся показаться глупыми, боимся выглядеть плохо перед кем-то, и потому лицемерим.

Действовать от удовольствия возможно только тогда, когда человек ведет себя искренне и честно отвечает себе на вопрос: «Хочу я это делать или же это чье-то желание и мной просто манипулируют?» Вот примеры положительной мотивации – от удовольствия.

  • «Заработаю денег – поеду на Карибы!»
  • «Приведу себя в порядок – выйду замуж!»

В детстве у нас не было выбора – ходить в школу или нет. Сейчас мы имеем право «послать» то, что причиняет нам боль или дискомфорт, или душит всю жизнь.

Переписать старые программы гораздо проще, чем кажется. Нужно просто начать действовать наоборот. Если раньше улыбался внешне, а внутри все кипело, то сейчас – махать ручкой всему неприятному.

Станьте искренними, как дети, делайте то, что нравится, общайтесь с теми, кто вам приятен – и вы увидите, что энергия на реализацию желаний от положительной мотивации появится!

P.S. Фильм «Секрет» работает там, где нет страха.

01.08.2016 06:17

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто мяучит, кто плачет, кто хнычет...
О. Мандельштам

Вертикаль - это не только власть. Это еще и торчащий из кулака средний палец. Для чего, казалось бы, почти все мы так настойчиво и упорно ползем в верх? Одни, хочется верить, чтобы больше увидеть, но зато другие - чтобы лучше видели их. Вы наверняка обращали внимание, что очень часто столы и кресла в кабинетах начальников размещены так, чтобы руководитель мог смотреть на подчиненных сверху вниз. И это вовсе не случайно. Ибо чем выше располагается человек, тем более авторитетным он кажется. Пусть даже и на чисто подсознательном уровне. Возможно, это в какой-то степени объясняется тем, что в детстве наши родители всегда были для нас недосягаемой высотой. И непререкаемым авторитетом. По этой модели кроятся и все диктатуры.

Психологи называют это принципом вертикали. Чтобы понять, к примеру, истинную радость человека метр с кепкой, достаточно поставить рядом с ним кого-нибудь хотя бы чуточку ниже его. Посмотрите на окружение Сталина. Рост Ворошилова 157 см. У Калинина на два сантиметра меньше. А у Ежова вообще полтора метра. Конечно, не все были столь мелкими. Но "вождь народов" всегда интуитивно располагался на ступеньку выше тех, с кем разговаривал. Не говоря уже о таких маленьких хитростях для увеличения роста, как высокие каблуки и специальные утолщенные супинаторы. Это очень важно для постижения характера. Все малорослые, как правило, страдают "комплексом Наполеона". Поскольку чрезвычайно амбициозны и нередко жестоки. А жестокость, в свою очередь, - удел слабых, которые, дай им волю, не остановятся ни перед чем.

Впрочем, то, что у одних считается страшным пороком, другие называют социальным экспериментом. История если чему и учит, то только тому, что ничему не учит. Для того, чтобы изменить сознание людей достаточно каких-то пяти-шести лет. Это давно известно на примере тех же фашистской Германии и сталинского Советского Союза. Даже к созданию "новой общности людей" они приступили почти одновременно. Германия после захвата власти Гитлером, провозгласившего себя в августе 1934 года фюрером. А Советский Союз - с "большого террора", началом которого послужило постановление ЦИК и СНК СССР "О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик" от первого декабря того же года.

Диктатура тем и отличается от демократии, что не плодит законов. Зато строго следит за тем, чтобы тщательно соблюдались ее указы. Во благо, естественно, народа, то бишь самой диктатуры. В циковско-совнаркомовском постановлении, определявшем порядок проведения следствия по делам о "террористических организациях и террористических актах против работников советской власти", всего пять пунктов. Но они заменяли, по сути, все законодательство. Судите сами. На следствие по этим делам отводилось не более десяти дней. Обвинительное заключение вручалось всего за одни сутки до суда. Дела слушались без участия сторон. Кассационное обжалование приговора, как и подача ходатайства о помиловании, полностью исключалось. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. А подвести под эту статью можно было любого, что в принципе повсеместно и постоянно делалось.

Всякая диктатура держится исключительно на репрессиях и страхе. И в этом ее слабость. Ибо страх - фундамент саморазрушения. Стоит только запустить этот процесс, и остановить его больше невозможно. Это мы в очередной раз наблюдаем сейчас в Турции, где местные "июлисты" повторили судьбу российских декабристов. Они, сами того не подозревая, вбили последний кол в могилу ататюркской республики. На ее месте прямо на наших глазах возникает " эрдоганат" - вроде бы совершенно новое, но с теми же до боли знакомыми деспотическими замашками государственное образование. Его судьба незавидна. Потому что новоявленный султан начал с того, с чего начинают все диктаторы - с разгрома армии и упразднения независимых институтов власти, включая средства массовой информации. А это западня, из которой уже не выбраться. Есть все-таки чему поучиться у мыши: еще ни одна из них не додумалась изобрести мышеловку.

И все-таки чаще убивает даже не страх, хотя это и одна из самых сильных человеческих эмоций. Убивает низменный инстинкт толпы, которой легко манипулировать, поскольку ей хочется не только хлеба, но и зрелищ. Не случайно кроме мотивации страхом психологи выделяют еще и так называемую "спираль молчания". Многие люди, разделяя определенную точку зрения, стараются не афишировать ее, боясь ответной агрессивной реакции. Это явление тоже основано на страхе. Ибо никто не хочет оказаться в изоляции, не говоря уже о враждебном окружении. Предохранительный клапан подсознания, как правило, срабатывает и в тот момент, когда кто-то безапелляционно говорит о вещах, в которых ничего не смыслит. Прибегая при этом к беззастенчивым передергиваниям, а то и просто к наглой лжи. Достаточно вспомнить советских лекторов и пропагандистов, везде и всюду неистово клеймивших позором "израильских захватчиков". А возражать было не только бесполезно, но и опасно. Поэтому ничего другого не оставалось, как просто молча держать дулю в кармане.

Очень часто наша жизнь совсем не то, что мы о ней думаем. Может быть, потому что любой нормальный человек, по сути, беззащитен от тех или иных манипуляций. В 1967 году школьный учитель истории из Калифорнии Рон Джонс провел интересный эксперимент. Однажды на уроке кто-то из десятиклассников спросил, как немцы могли утверждать, что ничего не знают о лагерях смерти и массовом истреблении людей. И тогда Джонс предложил "игру". На первом занятии он рассказал им о важности дисциплины. После чего заставил несколько минут сидеть не шелохнувшись. Затем встать и снова застыть на месте. Наконец, выйти из класса и вскоре бесшумно вернуться назад. Ученикам это понравилось и они охотно выполняли все его указания. На следующий день он велел классу хором скандировать: "Наша сила в дисциплине и общности!". И показал учащимся приветствие, которым они должны салютовать друг другу.

На третьем занятии Джонс выдал всем членские билеты. Отказников не было. Более того, тринадцать человек ушли с других уроков, чтобы примкнуть к "экспериментальному" классу. На трех билетах он поставил красные крестики, объявив, что их обладатели обязаны сообщать о тех, кто нарушает установленные правила. Их число тут же увеличилось до двадцати. За счет... добровольных доносчиков. И продолжало быстро расти, поскольку в организацию записалось более двухсот человек. К удивлению Джонса взрослые тоже отнеслись к его игре с "полным пониманием". А директор школы даже обменялся с ним условным приветствием.

И вот настал день, когда Джонс поведал ученикам, что они - неотъемлемая часть общенациональной молодежной программы "Третья волна". Перед ними благородная и ясная цель политического преобразования страны. "Вы должны твердо уяснить, - обратился он к школьникам, что если мы смогли кардинально изменить здешние школьные порядки, то сможем это сделать где угодно - на заводах и фабриках, в гостиницах и магазинах, в колледжах и университетах. Пришло время показать, чему вы научились за последние четыре дня. Судьба народа - в ваших руках". Джонс подождал, пока стихнет неистовый рев восторга и велел назначенным конвоирам вывести из аудитории трех девушек, чья лояльность вызывала сомнения. А затем объявил, что в пятницу о движении "Третья волна", сотни отделений которого открыты во многих городах и школах, будет показана передача по телевидению. Они увидят лидера движения, который готов вступить в схватку за президентский пост.

Недельный эксперимент подходил к концу. В актовом зале, украшенном знаменами "Третьей волны", яблоку негде было упасть. В полдень Джонс выставил у закрытых дверей "часовых". После дружного скандирования: "Сила в дисциплине!" он включил телевизор. Но вместо вождя несуществующего молодежного движения на экране появились кадры из документального фильма о фашистской Германии. С ее железной дисциплиной, бесконечными парадами и факельными шествиями. Это был шок, усиленный беспощадными словами любимого учителя: "Вы ничем не лучше тех немцев, которые ничего не хотели видеть и слышать. Вам нравилось быть "избранными". И вы, не задумываясь, продали свою свободу за те преимущества, которые якобы дают дисциплина и превосходство. Легко променяв собственные убеждения на хоть и большую, но приятную ложь. Но вы никогда не признаетесь в этом даже себе".

Не каждому дано искусство слушать пульс нации открытым ртом. Однако и пропагандистская ложь может многое рассказать о нравственном климате государства. Тот же турецкий путч был хоть и отчаянной, но совершенно безнадежной попыткой переломить ход истории. За тринадцать лет эрдоганской власти страна изменилась кардинальным образом. Прежде всего, идеологически. Но еще разительней - психологически. Выросло поколение, взявшее на вооружение совершенно иные ценности. А "июлисты" этого либо не учли, либо вообще проигнорировали. Кстати, подобная аналогия просматривается и в так называемом "палестинском вопросе". Тот анклав, который по задумке международных политических мошенников должен был стать цивилизованным государством, превратился в рассадник беззакония и террора. И другим ему уже не стать. Ибо вместо того, чтобы строить государство, тунисская банда на протяжении более двадцати лет разрушала то, что было уже построено. При полном всеобщем "одобрямс".

Впрочем, если вдуматься, то и историю, с точки зрения современного международного права, можно смело отнести к разряду чисто агитационных материалов. Нюрнбергский трибунал так и не смог подписать смертный приговор нацизму, а скорее лишь констатировал, что основная задача любой власти - остаться у власти. Еще не успели просохнуть чернила под обвинительным заключением, как вчерашние обвинители дружно бросились спасать избежавших суда немецких военных преступников. Только в Северной Америке нашли убежище, как минимум, три тысячи беглых гитлеровцев. По данным "The New York Times", каждый восьмой из них работал на ЦРУ. А из 20 миллионов установленных пенсионных отчислений около шести миллионов долларов было выплачено депортированным впоследствии из США полицаям и эсэсовцам. И это только вершина айсберга. "Коричневое" наследие нынче всюду - от ветеранских шествий и неонацистских сборищ до международных шабашей отрицателей Холокоста.

Впрочем, жизнь тоже не стоит на месте, добавляя в свою палитру новые краски. Сегодня красно-зелено-коричневые идут единым строем. В ООН, ЮНЕСКО и МАГАТЭ. На митингах и демонстрациях, в интернет сообществах и молодежных лагерях. Исламо-фашизм возник не на пустом месте. Его вскармливали нацистской идеологией. Оплачивали нефтяными деньгами. Обучали, вооружали, обеспечивали всестороннюю политическую и дипломатическую поддержку, причем на самом высоком уровне. Пытаются делать это и сейчас. Но правила изменились. И теперь дракон начал пожирать тех, кто его нянчил и пестовал. Америка больше не указ. И Европа - не диктат. А Россия - просто поставщик дарового оружия. Все они повязаны одной цепью. Поскольку мало того, что вмешались в суннито-шиитские разборки, так еще и открыто выступили на стороне шиитов, составляющих в лучшем случае всего лишь пятую часть от общей численности мусульман. И за это придется заплатить большой кровью. Одним страхом, похоже, на этот раз не отделаться. Израилем тоже больше не прикрыться. В этой войне без правил каждый теперь сам за себя.

Рону Джонсу не могло такое присниться даже в страшном сне. Многие годы спустя он признался, что и предположить не мог, как его невинный, на первый взгляд, педагогический эксперимент сможет зайти столь далеко. Не оставив, по сути, в душах никакого следа, кроме разве что разочарования и опустошенности. Более того, об этом в общем-то совершенно спонтанном опыте, возможно, никто так бы и не узнал, если б Джонс не рассказал о нем в своей книге, посвященной проблемам педагогического воспитания. Потребовалось еще десять лет, чтобы этот эпизод лег в основу короткометражного фильма Александра Грассхоффа "The Wave". Что, в свою очередь, натолкнуло Тодда Страссера на идею романа с одноименным названием, который 27 лет спустя экранизировал немецкий режиссер Деннис Ганзель. А в 2011 году был снят документальный фильм "Lesson Plan", главными героями которого стали сами участники эксперимента, включая его инициатора Рона Джонса.

В чем же все-таки урок Рона Джонса? Неужели только в том, что негодяями не рождаются, а становятся? В 1971 году стэнфордский психолог Филип Зимбардо провел свой эксперимент, вошедший в историю как "тюремный". Отобрав 24 добровольца, он с помощью жребия разделил их на охранников и заключенных. После чего поместил в условную тюрьму. "Охранники" должны были в течение двух недель обеспечивать установленный порядок, не прибегая при этом к насилию или физическому давлению, а "заключенные" - соблюдать тюремный режим. Однако эксперимент пришлось свернуть уже на шестой день. Ибо все без исключения "охранники" превратились в натуральных садистов, которые самыми изощренными способами начали издеваться над "заключенными". Особенно по ночам, когда, как они считали, камеры наблюдения были отключены. В итоге "заключенные" оказались на грани нервного срыва, а двоих и вовсе пришлось срочно заменить.

Позже Зимбардо назвал это "эффектом Люцифера". Но его попытка объяснить в своей книге "The Lucifer Effect: Understanding How Good People Turn Evil", почему, казалось бы, хорошие люди превращаются вдруг в закоренелых злодеев и подонков, по-моему, не увенчалась успехом. Ибо психоанализ, если и дает ответ, то в лучшем случае лишь частичный. Вокруг нас много соблазнов. И коль человек лишен внутреннего нравственного стержня, ему против них не устоять. Он будет раз за разом, как флюгер, разворачиваться вслед за "ветром". Вопрос лишь в "учителе", за которым дело рано или поздно не станет. В этом главная ценность экспериментов Рона Джонса и Филипа Зимбардо. И одновременно поистине настоящая трагедия. Потому что признать их правоту - значит, признать, что этот мир, построенный на подлости и лжи, вообще лишен какого-либо смысла. Но, что ни говорите, как все-таки приятно, сидя в глубокой заднице, смотреть при этом на всех свысока.

Отличная возможность поговорить о мотивации. Многие хотят что-то сделать, совершить или достигнуть результата, но останавливаются на одной мысли о достижении результата, не предприняв никаких действий.

Что им мешает? Лень, не достаток знания, сил, упорства. Обыкновенный страх перед неизвестностью. С годами образуются барьеры, Как мотивировать себя что-то делать? Да никак, оставайтесь в жопе. Но если есть стремление – должно быть и движение. Поэтому многие так и остаются сидеть в ЖОПЕ!

Это не говорит, что нужно бросать работу, карьеру, службу, семью, спорт, увлечения и другие сферы вашей жизни. Напротив, необходимо настроиться на правильную волну, с нужным настроем и грамотным подходом. Прежде чем кинуться в омут перед неизвестностью оглянуться вокруг, расширить масштабы понимания, взлететь вверх до птичьего полета и почувствовать легкость, забыть все и оставить в голове мысли о том чего действительно хочется достичь.

Посмотрите сверху на мир. Если ваши цели это бизнес то посмотрите как живет мир, что сейчас актуально, какая мода, какие товары, какие инновации, сколько покупателей. Если это ваше здоровье, хобби увлечения, посмотрите насколько это интересно Вам и другим людям, есть ли клуб людей схожими интересами, посмотрите можете ли Вы дать этому миру частичку себя в Ваших увлечениях. Если в вашем понимание достижении цели любовь, саморазвитие или спорт – посмотрите на мир сверху, на минуту дольше. Приглядитесь как в этом мире много богатых людей, много влюбленных, много благополучных семей, много успешных спортсменов. А теперь посмотрите ГДЕ ВЫ ЕСТЬ?

Миллион богатых и успешных людей не добиваются результатов сидя В ЖОПЕ! Они действуют, предпринимают инициативу, стараются, борются, добиваются и ПОСЫЛАЮТ НА ХРЕН ВНУТРЕННИЙ СТРАХ. А вы еще сидите в жопе?
Действовать один из законов успеха в достижении цели!

Внешний страх

Про деньги, бизнес и доходы.

Хотелось бы Вас спросить. Вас устраивает Ваша работа, должность, зарплата? Вас устраивает Ваш доход от бизнеса? Вас устраивают ваши условия проживания?

ДА – оставайтесь в жопе.
НЕТ – Действуйте! Прямо сейчас, в эту минуту!

Не будем говорить о людях, чей заработок превышает среднестатистический. Они уже добились каких-то результатов. Но если вы получаете зарплату или доход среднего уровня в Вашем городе или даже меньше, то возникает вопрос. А не страшно Вам потерять те блага, которые есть у вас сейчас. А если будут проблемы со здоровьем, с законом и прочими внешними факторами, на которые необходимы финансовые вложения? Истинный страх можно прочувствовать на долю секунду, представив полную нищету. Когда нету лишних денег на трусы и носки, а в магазине не можете купить вкусняшку. Вот в этот момент наступает непреодолимое желание достичь результатов, а тех кого и так все устраивает, давно уже сидят в жопе и не хотят из нее высунуться. Но мы призываем высунуться каждому от туда.

КАЖДЫЙ СПОСОБЕН ДОБИТЬСЯ УСПЕХА!

Про любовь.

Любовь очень обширное понятие – это семья, девушка, жена, дети, друзья, родители и т.д. Хотелось бы сказать общее.
Выходите из жопы и пошлите страх туда!
Страх мешает познакомиться с девушкой или парнем, возникают внутренние комплексы. Страх признаться в чем-либо перед кем-то мешает дальнейшему движению. Страх перед неизвестностью мешает идти, думать, предпринимать решения. Оставьте его позади себя и действуйте, бегите, стремитесь.
Про здоровье, спорт

Он меня сильнее, умнее, лучше. Я не смогу, я не такой сильный, не такой умный. Вам знакомо?
Немедленно прекращайте! Каждый человек уникален и хорош в своем деле. В то дело которое он верит, живет им, увлекается. Каждый может достигать невероятных результатов. Живите своим делом, любите его и не слушайте никого.

Но если сидеть сложа руки и не предпринимать никаких действий, положительного результата не видать. Очень редко удача настигает в нужные моменты, порой ее можно считать стечением обстоятельств. К любой вашей задумке подходите с умом. Как говорилось ранее, взлетите вверх и посмотрите объективно на себя, на других, на дело.
Верьте в свою задумку, в ваше дело. Действуйте!

Мотивация это побуждение к действию. Цель мотивации заинтересовать работника в результате своего туда, повысить производительность и удовлетворить работников результатами своего труда.

Негативная и позитивная мотивация

Существует негативная мотивация и позитивная, материальная и нематериальная. Система мотивации по идее должна ненавязчиво «заставить» человека работать более продуктивно. Во многих компаниях преобладает материальная составляющая мотивационной системы, в некоторых - нематериальная. Материальная мотивация включает в себя разного рода финансовые поощрения: премии, бонусы, ценные подарки, оплату мобильной связи и расходов на транспорт и т. д.. Нематериальная составляющая поощрения - это грамоты, фото на доске почета, внутренние тренинги и повышение квалификации за счет компании и т. д.

Позитивная мотивация воздействует на положительные стороны человеческой личности, основывается на положительных стимулах. На энтузиазме и соревновательности; на вере в возможности и силы другого человека; ответственности за свои дела и проекты; вознаграждение успехом, признанием группой заслуг; на организованности и привычке хорошо и продуктивно работать, она сохраняется на гораздо большее время, чем негативная. Основана на теории Y понимающую человека как самостоятельное существо, ответсвенное за свои дела обладающее внутренней мотивацией и амбициями, хотят проявить и показать свои способности.

Негативная мотивация основана в основном на страхе. Страхе потерять имеющееся, или обещанное; страхе быть неприятным группой, или опозориться передней, страхе наказания; а также на чувстве недовольства собой; на чувстве вины. Негативная мотивация оказывает давление на слабые стороны человеческой личности, она гораздо проще в исполнении, именно поэтому, к сожалению, она часто применяют в российских компаниях. У нас традиционно используются больше система наказания, основанная на штрафах, выговорах, угрозе увольнения, лишении премий, т.е. на запугивании. Основана она на теории X, понимающей человека как ленивое существо, который по возможности будет избегать работы нуждающееся в постоянном контроле и кнуте. «Среди разнообразных методов мотивации самым простым и наименее затратным является мотивация страхом» (Н.Алексеев. Мотивация страхом или практическое приложении теории X для среднего класса Управление развитием персонала, N 3, 2006).

Экономическая мотивация и мотивация страхом

Часто руководители при приеме на работу руководствуются немного другими критериями, чем квалификация, опыт работы и лояльность к компании и руководству. Некоторые причины, почему это происходит, перечислены a . Нередко на высокие и средние посты в больших компаниях берут детей и родственников чиновников, и высокопоставленных военных, что дает некоторую гарантию устойчивости и дальнейшего нормального существования организации.

А на рабочий класс, вообще, обычно особого внимания не обращают, ему платят крошечную зарплату, потому как таких рабочих вообще очень легко заменить, часто на их место берут людей из бывшего СССР и других работников, которые не настаивают на большой зарплате и нормальных условиях проживания. И компании часто не обращают внимание на то, в каких условиях работает этот самый рабочий класс,и скольких денег стоит обучение персонала, поскольку обучение в основном происходит в работе, более опытные учат новых, причем в абсолютном большинстве случаев это обучение для работодателя не стоит ни копейки, работники сами обучают друг - друга.Несмотря на это перовое время работник естественно работает не очень хорошо, но это собственно никого не волнует. Зарплата шахтера, чистильщика резервуаров(от нефтепродуктов), работника в цехе с ртутью составляет около 17-20 тысяч (кое-где немного больше). Эти работы кстати еще опасны для здоровья.Зарплата токаря 10-15 тысяч.Поэтому у нас и вырождаются рабочий класс.

Кроме того, наше общество- общество с низким уровнем так называемого «экономического доверия». А при приеме на работу работодатель выбирает людей по блату, или надежных, т.е. таких, которые не перебегут с его секретами в другую компанию, или за деньги не расскажет эти секреты, не расскажет о зарплате в конверте, нарушениях трудового кодекса и налогового законодательства и т.д. Кроме того, обычно средний класс выделяют по выполняемой работе и образованию.

Качество образования у нас постоянно падает. Отечественные менеджеры и представители так называемого среднего класса сильно отличается от аналогичной социальной страты в странах с развитой экономикой, там, где хорошее образование и высокая квалификация служат гарантией стабильности и успеха в жизни и карьере. У нас такие же менеджеры среднего звена располагают меньшими альтернативными возможностями для трудоустройства и сохранением прежнего уровня зарплаты при уходе из компании. В связи с этим руководители часто используют мотивацию страхом и позволяют себе не совсем некорректное и неправильное поведение по отношению к сотрудникам: кричать на работников и лишать их времени на отдых и обед. Беда в том, что она вызывает негативные эмоции и ассоциации, и часто воспринимается как некая инвестиция в право свободы, причем постепенно работники начинают все меньше и меньше реагировать на наказания.

Кроме этого мотивация страхом имеет еще ряд важных моментов. В принципе любой человек испытывает и знает страх. Страх нужен для благополучного биологического и социального существования индивида. Все кто, испытывает эту эмоцию, стараются преодолеть ее негативное воздействие. Реакция страха провоцирует выброс в кровь адреналина, это приводит к усилению работы мышц, мозга, и даже улучшает работу рецепторов, но это явление временное. Позитивное влияние мотивации страхом быстро улетучиваться и следовательно в кратковременном периоде ее использовать возможно, но ни как не на долгосрочной перспективе. Кроме того трах сильно выраженный может оказывать влияние на способность думать рационально, вызывать панику, агрессию, ступор, зацикливание на предмете страха, тремор. Из-за сильной реакции на страх усиливается мышечное напряжения, иногда начинается усиленное потоотделение, рвота, речь становиться невыразительной, лексикон резко уменьшается.

А перманентный страх (стресс) подавляет иммунную систему организма, подавляет ее, что приводит к ухудшению здоровья. Под его воздействием могут развиться и усугубиться такие серьезные болезни как астма, рак, диабет, язвенная болезнь желудка и кишечника, воспаление кишечника, он также провоцирует отложения в сосудах. Постоянный страх искажает влияние действия инстинкта самосохранения, что приводит к непредвиденным последствиям. А те кто испытывает страх, выделяют особый запах, который неосознанно чувствуются всеми присутствующими и влияет и на них. Поэтому мотивацию страхом надо использовать очень осторожно, она может не только не принести результата, а даже приносить вред.

Известно, что для поддержания человека в тонусе, нормальное соотношение хороших новостей к плохим, и соотношение похвала критика примерно должно быть 5:1. Но часто российские работодатели забывают о пряниках, применяя только штрафы, выговоры лишение различных бонусов и другие наказания. Дело еще и в том, что, наши люди как правило, малосознательны, малоактивны и ленивы и эта мотивация часто правильна, и адекватная. Человеку нужно указание сверху, и причем указывать подробности того, что он должен делать, а что нет. И использование страха и наказаний это скорее необходимость. Установлению таких особенностей в менталитете способствовала крепкая царская власть и поздно отмененное крепостное право. Но у тех, на кого влияние хорошей мотивации действует меньше надо ее развивать, а не использовать негатив.

К тому же, в любой компании существуют люди, на которых не действует мотивация страхом. Такие люди, сами прекрасно могут сами себя мотивировать. А у нас любят, не разбираясь грести всех под одну гребенку. И именно на них надо ориентироваться компании, это и есть лучшие будущие руководители и лучшие работники. И не потому, что на них тратиться меньше денег на мотивацию. Именно они способны принести креативные идеи, рационализаторские предложения, и работать сами, без пинка. Оплата труда, производящаяся на основе компетентности работника, качественности и своевременности выполнения его задач, необходимых для развития и улучшения продукции и самой организации в условиях высокой конкуренции; портрет на доске почета. Награждение ценными подарками и почетными грамотами; вовлеченность сотрудников в жизнь компании; хорошие отношения с коллегами своими руководителями; звание лучшего по профессии, лучшего работника месяца, года; и правильный стиль руководства дают гораздо больший эффект, чем мотивация страхом. Кроме того, нематериальная составляющая мотивационной системы обходиться дешевле и действует часто гораздо лучше, чем материальная.

id="leftmenu"> Боязнь совершить ошибку, выглядеть нелепо, обратить повышенное внимание на себя, быть осмеянным - это питательная среда для формирования поведения, позволяющего избегать неудач. Казалось бы, что в этом страшного? здорово, если человек умеет лавировать и не ввязываться в рискованные предприятия. Но нет, такая мотивация прямо противоположна
стремлению к успеху.

Если мотивация - избегание неудач рулит нами, мы преувеличиваем трудности, искаженно оцениваем ситуацию, игнорируем помощь, занижаем свои возможности и находимся в постоянном недовольстве собой. Даже обладая всем необходимым для решения задачи, не отдаём себе в этом отчет и раздражаемся на людей, пытающихся нас вдохновить.

Внутренние объяснения поведения подстраиваются под мотивацию - мы говорим себе, что другие люди удачливее, что у них есть протекция, что не всем везет, что попробуем в следующем году, мы уже слишком стары для всего этого, и самое грустное - что нам все это не надо.

Иногда мы даже беремся за некоторые задачи, но организуем все так, чтобы потом можно было себе простить эту неудачу и не быть за неё ответственным. Мы прикладываем слишком мало сил («ну и что, ведь я даже не старался!») или непропорционально много («я все жилы порвал, а они даже не оценили!»), чтобы можно было снять с себя ответственность за то, что ничего не получилось.

А коридор между этими крайними вариантами, в котором количество вложенных сил соответствует требованиям задачи, игнорируем. Вам показалось знакомым это описание?
Не мудрено, ведь страх сделать ошибку в той или иной мере присущ каждому человеку.
Вот его основные элементы:
недооценка своих возможностей;
переоценка трудностей задачи;
переоценка последствий неудачи;
страх перед тем, «что скажут люди».
Используя эти элементы как мишени, мы можем прикоснуться к страху неудачи и поставить его под сомнение.

1. Недооценил свои возможности
Это - фильтр из убеждений, которые мы присвоили в процессе жизни и не подвергаем сомнениям.
«Не берись, если не знаешь», «Ты неуклюжий», «Все равно не получится», «Мама (папа, бабушка - подставьте сами) лучше знает», «Поставь, а то разобьешь», «Так и знал, что у тебя не получится», «У Васи оценки лучше, а ты - бестолочь ленивая», «Сколько ни бейся - все равно не выйдет».

Такие убеждения в массе своей закладываются в детстве, когда еще трудно противопоставить собственный опыт тому, что вкладывается, как истина, снаружи. Иногда можно увидеть такую ситуацию: ребенок висит на турнике вниз головой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как здорово у него получается, а мама ему кричит: «Немедленно слезай, а то упадешь!» У него уже получилось, он уже смог, но этот опыт вычеркивается, вместо него записываются стыд, вина и запрет на экспериментирование.

Внешний взгляд на себя - неловкого, недалекого, неумного - заменяет собственное мнение, становится пыльным стеклом, через которое человек смотрит на себя и свои желания. Вооружаемся самой сильной бытовой химией и устраиваем генеральную уборку!

Понадобится - возможность уединиться. Дополнительные опции - семейный фотоальбом, старые детские тетрадки (если они сохранились).

Инструкция - Ваше прошлое и настоящее пластичны. Вы сами решаете, какие события в них действительно важны, а какие - нет. Нет воспоминаний более важных и менее важных, но вы сами решаете, на какие из них опереться. Вспомните уникальные эпизоды из вашей жизни, когда вы были настойчивы, решительны и смелы (исследовали что-то, ходили в поход в лес и помогли другу спастись от пчел, добились признания в дворовой команде по футболу, спасли тонущего товарища, защитили от неприятностей друга и многое другое). Каждый человек - герой, если даст себе труд об этом помнить. Вспомните ситуации, в которых вам удалось добиться желаемого, в которых исполнялись ваши заветные желания, сбывались мечты.
Каждый такой эпизод опишите одной фразой - емкой, глубокой и важной, которая станет вашим компасом и флагом. Например, «Я переплыл глубокую реку, сейчас река не глубже, чем тогда». Разместите напоминания об этом эпизоде в своем пространстве - увеличьте и распечатайте фотодоказательства, повесьте на память об этом событии кулон, вложите в паспорт записку, нарисуйте картину по этому сюжету - используйте любые средства, чтобы сделать воспоминание ярким и стойким. Постройте из напоминаний об успехе опорную сеть и каждый раз, когда сомнения пытаются взять верх, откидывайтесь на нее, чтобы она спружинила и придала сил.

2. Переоценил трудность задачи
Этот «дефект» восприятия реальности можно преодолевать интеллектуальным путем. Нужно научиться внимательно разбирать ситуацию, раскладывать ее на части и анализировать. Строить график работ - «делить слона по частям». Даже многостраничный роман, который вы, может быть, не решаетесь написать, состоит из глав, а главы - из страниц.

Понадобится - свободное время, специализированные книги.

Инструкция - Изучайте методики и техники, которые заметите вокруг себя, расспрашивайте друзей и знакомых о том, как они справляются со своими задачами. Найдите тот способ, который подходит именно вам. Зачем? Чтобы вывести себя из того парализованного состояния, в которое вас вводит мысль «Я не справлюсь». Перед тем, как перепрыгнуть преграду, всегда нужно разбежаться. Если встать вплотную к ней и смотреть, какая она высокая, ничего не получится. Вопрос только в том, какая техника и тактика разбега подходит именно вам.

3. Переоценил последствия неудачи
Часто мы даже не пытаемся рискнуть и взяться за что-то новое, важное и сложное, потому что ошибка кажется нам фатальной. Если не получится - случится что-то страшное! А что, собственно? Вы когда-нибудь заглядывали за свой страх? Вдруг там на самом деле ничего нет?

Понадобится - лист бумаги и карандаш.

Инструкция - Вверху листа кратко опишите суть задачи, с которой вы боитесь не справиться. Поставьте под ней в середине листа стрелочку вниз. Задайте себе вопрос: «Что в действительности произойдет, если не получится?» Напишите под стрелочкой первый пришедший в голову ответ. Поставьте под ним стрелочку вниз. Задайте себе вопрос: «К чему это приведет?» Зафиксируйте ответ, под ним нарисуйте стрелку. Задавайте себе этот вопрос до тех пор, пока не дойдете до предельного ответа, из которого уже ничего не выводится. Если листок кончился, а ответы еще есть, приклейте к нему снизу еще столько листов, сколько будет необходимо, - так, чтобы все ответы были перед глазами и вам не нужно было переворачивать листы бумаги, чтобы прочитать продолжение. Отложите получившуюся последовательность в сторону на полчаса.
Вернувшись, прочтите свои ответы и задумайтесь: стоят ли эти последствия того, чтобы отказываться от попытки? Похожи ли они на реальность, или вы позволили страху увести вас на темную сторону бытия? Приводят ли такие ошибки именно к этим последствиям, или все немного преувеличено? Есть ли у вас возможность заранее подстраховаться против этих последствий? Не получилось ли так, что в ваши решения вмешиваются страхи, не имеющие отношения к задаче? Это ваши мишени, вас беспокоят именно они, а вовсе не страх ошибиться.

4. А что скажут люди?
Страх общественного осуждения построен на дисбалансе в оценках - их достижения и мнение «стоят» по вашему внутреннему курсу выше, чем собственные. Таким образом, почти каждый посторонний человек может назвать черным то, что вы видите белым, и заставить вас сомневаться в собственном видении.
А в наших ожиданиях мнение посторонних людей сливается в массу общественного мнения. Как будто в каждый момент времени мы окружены толпой наблюдателей и судей с лупами и биноклями, регистрирующих каждый шаг. У них нет своих семей, работы, занятий и досуга, вся их жизнь посвящена тому, чтобы вас осуждать, а их мнение сразу же записывается на небесах как истинное и нерушимое. Так?
Мы, конечно, преувеличиваем, но в конечном итоге можно обнаружить, что величина страха ошибиться на глазах у других людей не соответствует реальному любопытству и времени, которое они могут посвятить именно вам. Этот страх уходит своими корнями в установку, с позиций теории Эрика Нерпа описанную как «Я не окей, ты - окей». Все вокруг - лучше меня, их мнение важнее, их опыт ценнее, их успехи ярче. «Я» скрыто от глаз, а «Другой» освещен блеском наград и достижений. Этот дисбаланс дорого стоит носителю подобной установки.

Понадобится - несколько листов бумаги А4, карандаш или ручка, линейка, не меньше одного часа времени.

Инструкция - На уроках истории вы, наверное, не раз чертили стрелу времени и размещали на ней события в хронологическом порядке. Сейчас в похожей форме вам нужно будет расположить на стреле вашего личного времени достижения и победы начиная от раннего возраста до сегодняшних дней. Например, то, что в начальной школе вы справились со страхом зубного кабинета, - это подвиг. Не поддавайтесь на голос скепсиса, который будет нашептывать, что подвиг - это спасти человека или завоевать золотую медаль на Олимпийских играх.

Когда стрела времени будет готова и осмыслена, на отдельном листе сделайте такую же стрелу, но только посвященную вчерашнему дню. Зафиксируйте все свои достижения за последние сутки - даже если их масштаб будет небольшим, вроде «встал по будильнику и успел вовремя на работу». Проделывайте это упражнение десять дней подряд, рисуя стрелу с успехами последних суток.
В какой-то момент вы заметите, что беретесь за более сложные задачи, потому что вам приятно зафиксировать их на этой линии. Если потребуется, продолжайте рисовать стрелы до тех пор, пока будете нуждаться в этом инструменте.

Страх неудачи - это такой же «слон», как любая другая задача. Перестав принимать его как данность, вы можете начать с ним бороться и справляться. Мы разбили его для вас на удобные куски, каждый из которых можно легко «прожевать». На «переваривание» может уйти довольно много времени, и, возможно, вам захочется повторить некоторые этапы несколько раз для закрепления эффекта, но оно того стоит.

Понравилась статья? Поделитесь ей