Контакты

Тренинг по коррекции. Программа «Коррекция агрессивного поведения подростков. Что хорошо для одного, то для другого - плохо

Утверждено Рассмотрено

на городском экспертном совете на школьном экспертном совете

Протокол №____от ______ __2010 года Протокол №___от ___ _____2010 года

©ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1»

М.Н.Уразаева,

педагог-психолог

МОУ «СОШ №1»

г.Губкинский

2010 г.

РЕЦЕНЗИЯ
На « Программу тренинговых занятий по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы»

(Автор Уразаева М.Н., педагог-психолог МОУ «СОШ №1»)
«Программа тренинговых занятий по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы» является актуальной для решения задач, направленных на коррекцию поведенческих особенностей учащихся начальной школы. Цели, которые ставит автор, актуальны для современной школы: научить учащихся управлять своим поведением в моменты вспышек гнева, обид. Что будет способствовать и решению ряда педагогических задач, в том числе и адекватного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса как в школе, так и за ее пределами.

Автор решает поставленную цель, реализуя на практике следующие
задачи: снятие аффекта "неадекватности", формирование самосознания адекватной самооценки;

Анализ содержания программы позволяет сделать заключение, что поставленные цели и задачи раскрываются содержанием занятий с учетом возрастных особенностей учащихся. Выделяется десять тем, в рамках которых проводятся практические занятия и затрагиваются теоретические сведения по теме «Чувства и эмоции».

Практические занятия направлены на формирование релаксационных навыков, навыков управления эмоциями, сочувствия и сострадания посредством системы упражнений. Завершается программа подведением итогов работы….

Сочетание упражнений в течение одного занятия свидетельствует о компетентности автора в выбранной теме…. . Важным моментом в построении данной программы является её структурное содержание. Занятия 1-4 направлены на снятие эмоционального напряжения и коррекцию общей тревожности агрессивных детей, что позволяет создать не только комфортные условия для проведения занятий, но и улучшить эмоциональное состояние участников тренинговых занятий, акцентировать их внимание на своих личностных особенностях, повысить самооценку. Занятия 5-

Организация коррекционно-развивающих занятий предполагает опору на индивидуальные психологические особенности участников программы и, возрастные характеристики развития поведенческих особенностей младших школьников, что, естественно, отвечает требованиям личностно-ориентированного подходаСледует отметить последовательность, логичность в овладении нав предлагаемого содержания программного материала, адекватность методов и приемов содержанию информационных блоков, предназначенных для запоминания, тренировки памяти и мыслительных операций.

Программа завершается списком литературы, в котором представлены…..

Оформление программы соответствует требованиям к оформлению, так как содержит необходимые структурные компоненты: пояснительную записку, тематическое планирование, описание программного материала, ожидаемые результаты.

«Программа тренинговых занятий по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы» соответствует требованиям актуальности, практической значимости, что позволяет рекомендовать к использованию в системе коррекционно-развивающего воздействия.

Руководитель ГМО педагогов-психологов В.Ю.Бирюкова

Программа тренинговых занятий по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы
Пояснительная записка
Актуальность программы Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: 1) ухудшением социальных условий жизни детей. Агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками. В дошкольном и младшем школьном возрасте критерий силы является весьма значимым для большинства детей, мальчики особенно стремятся к обладанию этим качеством, так как детское сообщество никак нельзя назвать демократичным. Следовательно, кто самый сильный, тому все можно. Обучающей агрессивности моделью могут быть не только реальные люди, но и персонажи, являющиеся продуктами творчества. Уже не вызывает сомнений, что сцены агрессии и насилия на экранах телевизоров, мониторов и страницах книг способствуют повышению агрессивности у маленьких зрителей, делая их готовыми в любой момент воспользоваться деструктивными, жесткими, но очень эффективными способами решения конфликтов. Так что не будет лишним обратить внимание на то, что смотрит, читает и во что играет ваш ребенок.

2) кризис семейного воспитания. Часто отец и мать придерживаются разных стилей воспитания. Порой родители, демонстрирующие агрессивное поведение (если не физическое, то на словах) закрепляют подобные проявления у ребенка. Некоторые родители склонны к двойным стандартам, на словах они однозначно плохо относятся к проявлениям агрессии у детей, выражают желание воспитать ребенка добрым и бесконфликтным, но в то же время они не в силах скрыть свое восхищение, наблюдая за тем, как их чадо умеет решать проблемы со сверстниками, бесстрашно вступая в драки или применяя более тонкие методы принуждения. Нужно ли говорить, что дети при выборе модели поведения ориентируются вовсе не на то, что говорят их родители, а на то, что те думают, что чувствуют и как сами себя ведут.

3) невниманием взрослых к нервно-психическому состоянию детей. Здесь главной является очень простая мысль: человек, у которого все хорошо, не ведет себя агрессивно. То есть агрессивность - это внешнее проявление, прежде всего внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна высокая тревожность, ощущение отверженности себя, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (чаще всего заниженная). Бурные протестные и злобные реакции маленького "агрессора" являются его способом привлечения внимания окружающих к своим проблемам, это своеобразный сигнал SOS , крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

4) увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. Практических материалов по тому, какие шаги нужно выполнять, общаясь с агрессивным ребенком в школе и дома почти нет. Поэтому взрослые вместо того, чтобы способствовать снижению агрессивности, часто допускают ошибки, которые провоцируют ее развитие. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий; демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу"); крик, негодование; агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; использование физической силы; втягивание в конфликт посторонних людей; непреклонное настаивание на своей правоте; нотации, проповеди, "чтение морали", наказания или угрозы наказания; обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; команды, жесткие требования, давление; оправдания, подкуп, награды. На подобное поведение взрослых дети начальной школы часто теряют контроль над собой; часто спорят и ссорятся с окружающими; отказываются выполнять просьбы взрослых; могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения; склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах); часто испытывают чувства злости, гнева и зависти; не способны забыть об обиде, не отплатив; мнительны и раздражительны.

Между тем, особенно важной является помощь младшим школьникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Нужно научить этих ребят расслабляться, учить адекватно оценивать ситуацию, уметь контролировать свои эмоции.

Поэтому цель данного курса: снижение уровня агрессивности у младших школьников

Задачи: обучение навыкам релаксации и ауторелаксации, снятия эмоционального напряжения и тревожности, обучение самоконтролю (вырабатывание у ребенка навыков владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожности); Снятие аффекта "неадекватности", формирование самосознания адекватной самооценки; формирование способности к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим, обучение ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева, обучение конструктивным навыкам общения (обучение адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта; развитие игровых умений и навыков.

Целевая группа: учащиеся начальной школы (6,5 – 9 лет), гетерогенная группа (лучше представители одного класса). Данные занятия могут быть рекомендованы: 1) застенчивым детям, которые не отвечают на провокации, предпочитая тихо страдать, переживая свою неудачу; 2) очень активным, возбудимым детям, которых легко спровоцировать на агрессивные поступки; 3) детям, в семьях которых предположительно много агрессии; 4) импульсивным детям, которые не задумываются перед тем, как начать действовать.

Продолжительность и этапность реализации программы. Занятия рассчитаны на 10 встреч по 60-75 мин. Занятия проводятся в период с сентября по ноябрь месяц, 1 раз в неделю в послеурочное время.

Сфера воздействия: поведенческая.

Формы и методы работы: групповое интерактивное взаимодействие.

Техники: групповые игры, психотехнические упражнения, арт-терапевтические методики.

Ожидаемые результаты :


  • владение навыками релаксации;

  • появление в поведенческом репертуаре ребенка адекватных стратегий поведения в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожности;

  • приобретение основных коммуникативных умений: сенситивности; доверия; сочувствия;

  • владение навыками конструктивного общения (умения прощать, договариваться);

  • положительные отзывы участников программы.

  • Положительные результаты психодиагностического обследования по методике «Тест изучения уровня агрессии Басса-Дарки».

Список используемой литературы:

Детская и подростковая агрессия http :// www . yapsiholog . ru / detskaya _ agressiya /

Сакович Н.А. Игры в тигры. Сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – СПб: Речь, 2007г

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. В 4-х томах. – М: «Генезис», 1999г

ПЛАНИРОВАНИЕ тренинговых занятий

по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы


№ пп

Тема занятия

Время

Цель

1-2

Кто я? Какой я?

120 м

установить доверительные отношения, формировать благоприятный климат в группе, гармонизировать эмоциональную

сферу ребенка


3

День имени меня

75м

способствовать гармонизации эмоциональной сферы

4

Пойми себя

75м

способствовать осознанию своих чувств

5

Когда эмоции мешают

75м

обучение навыкам снятия эмоционального напряжения

6

Кувшин эмоций

70м

снятие вербальной и невербальной агрессии, выплёскивание гнева

7

Игры в тигры

70м

коррекция общей агрессии,

8

На тропе доверия

70м

формирование чувства доверия

9

Пойми меня

70м

развитие навыков сочувствия и сопереживания

10

Поговори со мной

60 м

развитие навыков эффективного общения; подведение итогов

Тренинг:

треннинг по проблеме школьной тревожности

(для учащихся 5 класса)

за основу взят материал Микляевой А. В., Румянцевой П. В.

Занятие 1. Выработка правил работы в группе, сплочение участников

Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью

Необходимые материалы: ватман, маркеры.

Ход занятия

1. Настрой на работу. Ф ормирование у участников конкретных целей и ожиданий от посещения тренинга.

Участники группы по кругу отвечают на три вопроса:

  • чего я жду от участия в этой группе?

    что мне в себе нравится?

Определенные затруднения может вызвать последний вопрос; ведущий должен настаивать на том, чтобы каждый участник назвал какое-то конкретное свое качество и произнес эти слова с гордостью, даже, возможно, преувеличивая.

2. Обсуждение и установление правил, которые позволят создать атмосферу психологической безопасности .

Ведущий задает вопрос: «Какие правила мы все должны соблюдать, чтобы мы могли чувствовать себя здесь свободно и безопасно?» Участники группы обсуждают предлагаемые правила. Ведущий, в свою очередь, предлагает следующие правила:

    не перебивать друг друга;

    не осуждать и не оценивать себя и других участников группы;

    говорить только о себе, от своего имени;

    соблюдать конфиденциальность (то, происходит в группе, не выносится за ее пределы);

    не пропускать занятия и не опаздывать на них.

Правила фиксируются ведущим на доске или листе ватмана. Затем участники отвечают по кругу на три вопроса:

    какое правило для меня самое важное?

    какое правило мне будет легче всего соблюдать?

    какое правило мне будет труднее всего соблюдать?

Для начала обсуждения можно попросить участников представить, с какими людьми им легко и приятно общаться, а с какими - нет.

3. Игра «Счет до десяти» (цель - сплочение группы). Все участники встают в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу ведущего участники закрывают глаза. Задача группы - сосчитать до 10. Если несколько голосов произносят одну цифру, счет начинается сначала.

Игра может вызывать у участников довольно сильные чувства, в том числе и агрессивные. В конце выполнения упражнения можно предложить ребятам громко крикнуть, «выбрасывая» накопившийся гнев.

4. Игра «Путаница» (цель - сплочение группы, снижение психологической дистанции между участниками). Выбирается водящий, он выходит за дверь. Остальные участники встают в круг, держась за руки, и «запутываются», меняя свое местоположение, поворачиваясь под разными углами. Задача водящего - распутать всех так, чтобы ребята вновь образовали круг. Если выполнение задания слишком затягивается, можно разрешить водящему расцепить какую-то одну пару рук и переставить этих участников на нужное место.

5. Упражнение «Прогулка по сказочному лесу» для снятия мышечных зажимов, активизации участников, развития творческого воображения. Ведущий предлагает детям представить, что они находятся в сказочном лесу, и попревращаться в различных животных (зайца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа и т. д.). После окончания упражнения участники обмениваются чувствами. Во время выполнения упражнения особенно важно поддерживать атмосферу психологической безопасности и безоценочности.

6. Обсуждение понятия «тревожность» (цель - осознание ребятами личностного смысла понятия «тревожность»). Участникам задается вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?» Все ассоциации записываются на доске. В ходе дальнейшего обсуждения необходимо подвести участников к представлению о том, что тревожность - это личностная черта, проявляющаяся в легкости формирования беспокойства и страхов.

– Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Стресс – в переводе с английского языкаобозначает давление, натяжение, усилие.

7. Круг «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?» , позволяющий осознать собственный опыт, получить эмоциональную поддержку от окружающих («не у меня одного проблемы»). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Ведущий должен стараться, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».

8. Релаксация (цель - обучение навыкам расслабления, снятие телесных зажимов).Используется метод последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц. После выполнения упражнения участники рассказывают о своем опыте, отмечая, что хорошо получилось, а что было трудно расслабить.

Нередко на первых занятиях релаксационные упражнения могут вызывать недоумение у участников группы, иногда ребята начинают смеяться. Помочь настроиться на работу может негромкая медитативная музыка.

9. Получение обратной связи

Занятие 2. Школьные страхи

Необходимые материалы: бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, краски.

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель - актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для работы). Дети по очереди рассказывают том, что хорошего, приятного произошло с последней встречи. Если ребенок затрудняется психолог помогает ему найти хотя бы одну приятную «мелочь»

2. Игра «Поменяйтесь местами те, кто...», необходимая для сплочения группы, получения более глубоких знаний друг о друге. Выбирается водящий. Он становится в круг. Остальные участники сидят на стульях. Водящий произносит фразу «Поменяйтесь местами те, кто...», заканчивая ее каким-то признаком, которым обладает он сам и, предположительно, еще несколько ребят в группе (например: «Поменяйтесь местами те, кто когда-нибудь приходил в школу с несделанными уроками»). Ребята, обладающие названным качеством, меняются местами. Задача водящего - успеть сесть на одно из освобождающихся мест. Оставшийся без места становится новым водящим.

Зачастую игра проходит очень шумно и динамично, ведущему стоит позаботиться о физической безопасности участников. Иногда ребята сосредотачивают свое внимание исключительно на внешних признаках. В таком случае роль водящего может взять на себя психолог и показать, что фраза может заканчиваться и упоминанием более личностно ориентированных качеств.

3. Игра «Прогулка по сказочному лесу» (цель - снятие мышечных зажимов, активизация участников, развитие творческого воображения). Ребятам предлагается представить, что они находятся в сказочном лесу и ходят там по различной почве: по зеленой мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту и так далее. После окончания упражнения дети отвечают на вопрос: «Что понравилось в этом упражнении, что было трудно?»

4. Обсуждение понятия «страх» (цель - осознание личностного смысла понятия «страх», принятие собственных страхов). Задается вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?» Все ассоциации записываются на доске. Обсуждаются вопросы о том, зачем страх нужен человеку, а чем он может мешать.

5. Информирование (помимо прочего, способствует повышению у участников мотивации на работу с собственными чувствами). Ведущий рассказывает участникам о том, что все неприятные события вызывают у человека тяжелые чувства. От природы нам дан механизм разрядки отрицательных эмоций. Но часто эта разрядка прерывается (нас утешают, говорят: «Не плачь, ты уже большой» и так далее). В этом случае боль остается с нами, и у нас возникают психологические проблемы. Задача психологической работы - научить человека разряжать свои чувства безопасным для него и окружающих способом. Страх разражается смехом, потоотделением, дрожью.

6. Рассказ о школьном страхе (цель - разрядка страха). По кругу участникам предлагается рассказать о каком-нибудь страшном случае в школе легким тоном. После упражнения производится обмен чувствами. Иногда участники погружаются в тяжелые чувства, в этом случае ведущий должен помочь смоделировать легкий тон.

7. Рисование школьных страхов (цель - разрядка страхов). На листах бумаги участники рисуют свои страхи. Затем им предлагается сделать с этими рисунками то, что они хотят. По окончании упражнения ребята делятся своим опытом. При выполнении упражнения важна индивидуальная работа ведущего с каждым участником, направленная на то, чтобы ребенок смог выразить свои чувства.

8. Ролевая игра «Кошмарный учитель» , способствующая разрядке страха. Ведущий рассказывает о том, что один из способов разрядить свой страх - побыть в роли того, кого ты боишься. Детям по очереди предоставляется такая возможность. Им предлагается стать самым ужасным учителем, которого только можно представить. Остальная группа «пугается».

При выполнении упражнения ведущий задача ведущего - следить за временем: побывать в роли «кошмарного учителя» должен каждый участник группы. Иногда дети отказываются исполнять эту роль или делают это формально, без эмоций - «не страшно». В этом случае очень важна поддержка ведущего и всей группы.

9. Сочинение страшилок о школе (цель - разрядка страха). Вначале ведущий разговаривает с участниками о том, что такое страшилка И чем она отличается от волшебной сказки. Затем каждому участнику предлагается сочинить страшилку на тему своего школьного страха и рассказать ее страшным голосом. Задача остальной группы - пугаться. После окончания работы можно попросить детей разделиться на малые группы, выбрать одну из сочиненных страшилок и инсценировать ее.

Для того чтобы упражнение дало максимальный эффект, необходимо создать в помещении для занятий подходящую атмосферу: потушить свет, задернуть занавески. Ведущий должен помогать рассказывающему говорить страшным голосом, а остальной группе - пугаться. Иногда участникам трудно начать рассказывать страшилки, в этом случае роль первого рассказчика может взять на себя ведущий.

10. Игра «Волшебный магазинчик страхов» (позволяет изменить отношение к собственным страхам).

Ведущий рассказывает сказку Д. Соколова «Дед, внучка и боюськи». Детям предлагается представить, что они приходят в волшебный магазинчик, где они могут выгодно продать свои страхи, обосновав их «полезность». Ведущий исполняет роль продавца. Приложение 1.

11. Получение обратной связи . Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 3. Агрессивность

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее»

2. Игра «Прогулка по сказочному лесу» (способствует разрядке агрессивных чувств лаем, рычанием и т. д.). На этот раз участникам предлагается перевоплощаться в агрессивных животных: собак, тигров, медведей.

3. Обсуждение понятия «агрессивность» для осознания личностного смысла понятия «агрессивность», ее позитивных и негативных сторон. Ведущий задает участникам следующие вопросы: «Какие ассоциации рождает это слово? Зачем агрессивность нужна человеку? А чем она может помешать?»

Нередко тревожные дети не могут определить, что же хорошего может быть в агрессивности. Важно помочь им сформулировать, что гнев необходим человеку для защиты, это важный источник жизненной энергии.

4. Круг: «Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?» для осознания собственного опыта, получения поддержки от окружающих («не один я такой»). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Ведущий должен стараться, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».

5. Обсуждение вопроса о безопасных способах разрядки гнева (ребята получают знания о способах безопасной разрядки гнева). Ведущий беседует с участниками о том, к чему приводит долго сдерживаемый гнев. Обсуждается понятие «безопасная разрядка гнева» (это способы выразить свои чувства, не нанеся вреда ни себе, не окружающим). Затем участникам предлагается сказать, какие способы безопасной разрядки гнева они знают и используют.

Довольно часто участники начинают называть способы, которые приводят не к разрядке гнева, а к отвлечению от негативных эмоций (например, съесть что-нибудь вкусное, послушать музыку). В этом случае ведущий должен остановиться и прояснить разницу.

6. Упражнение «Спустим пары» (позволяет разрядить агрессивные эмоции). Каждый участник группы выбирает оптимальные для себя способы разрядки гнева и использует их в группе. При выполнении упражнения нужно следить за соблюдением правил безопасности.

7. Медитация (цель - разрядка агрессивных эмоций). Ребята расслабляются, закрывают глаза и представляют себя на небольшой выставке, где находятся портреты людей, вызывающих у них раздражение, обиду, гнев. Они «ходят» по этой выставке, рассматривают портреты. Затем выбирают один из этих портретов, представляют этого человека. Им предлагается представить, что они говорят этому человеку и делают с ним все, к чему побуждают их чувства, не сдерживаясь. После окончания упражнения участники рассказывают о своем опыте.

8. Медитация «Полет на ковре-самолете» (цель - обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния). Участникам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и представлять себе то, о чем говорит ведущий: «Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Это огромный ковер или маленький коврик? Какой он на ощупь? Мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого материала он сделан? Вы садитесь на свой волшебный ковер самолет и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хочется. Вы поднимаетесь над городом, летите над лесами, полями, реками... Вдруг вы видите замечательное место, очень красивое, уютное и привлекающее вас. Вы опускаете ковер на это место. Что вы там видите? Что вас окружает? Там очень спокойно и безопасно. Побудьте в этом месте столько, сколько вы захотите. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в эту комнату, но ощущение покоя и безопасности найденного вами места остается с вами».

Ведущий должен произносить текст достаточно медленно, чтобы у участников было достаточно времени для разворачивания собственных зрительных образов. После завершения упражнения участники делятся своим опытом, можно предложить нарисовать найденное безопасное место.

9. Игра «Котенок» (цель – снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, снять психологические барьеры, повысить толерантность и эмпатию к одноклассникам)

10. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 4. Принятие себя

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель - актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы). См. занятие 2.

2. Игра «Растение» (игра помогает учиться произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления). Дети постепенно «вырастают» из семечек, затем «ломаются».

3. Игра «Изобрази чувство » (цель - развитие атмосферы сплоченности в группе, повышение чувствительности к невербальным средствам общения). Один участник выходит из комнаты. Ведущий называет ему какое-нибудь чувство. Задача этого участника - показать это чувство невербально. Группа отгадывает. Иногда ребенок говорит, что не знает, как показать доставшееся ему чувство. В этом случае ведущий может помочь.

4. Игра «Передача чувства прикосновением » (цель - развитие атмосферы сплоченности в группе, повышение чувствительности к невербальным средствам общения). Водящий участник садится спиной к группе. К нему по очереди подходят остальные и передают прикосновением одно из четырех чувств: страх, радость, любопытство или грусть. Водящий должен сказать, какое чувство ему передали.

5. Игра «Пип» для развития атмосферы сплоченности в группе, повышения чувствительности к невербальным средствам общения. Участники сидят в кругу. Водящий с завязанными глазами находится в центре круга. Его раскручивают, чтобы он потерял ориентацию, и одновременно все меняются местами. Задача ведущего - подойти к какому-нибудь месту в кругу, своими коленями нащупать колени сидящего, не прикасаясь руками, сесть на эти колени. Тот, на кого сели, должен не своим голосом сказать: «Пип!» А водящий должен определить, у кого на коленях он сидит.

6. Информирование (помимо получения теоретических знаний, способствует повышению мотивации на работу с проблемой «Я недостаточно хорош(а)»). Вводится понятие самооценки. Обсуждаются особенности самооценки у тревожных людей. Ведущий говорит о том, что часто возникает проблема «Я недостаточно хорош(а)». Как возникает эта проблема? Как воспринимают себя маленькие дети? Важно подчеркнуть следующее: то, что мы называем неуверенностью в себе или скромностью, это не черта характера, а хроническая психологическая проблема.

7. Круг для определения источников проблемы «Я недостаточно хорош(а)» (цель - осознание источников проблемы, получение эмоциональной поддержки). Участники по очереди отвечают на вопрос: «Кто говорил вам об этом?». Важно просить участников вспоминать конкретные случаи и высказывания окружающих.

8. Медитация (цель - осознание собственного тела, принятие его). Участники расслабляются, закрывают глаза. Следуя словам ведущего, они «путешествуют» по своему телу, стараясь осознать, что происходит в разных его частях. В конце участникам предлагается произнести про себя фразу: «Это я. Я -... (называется имя). Я здесь живу». После окончания упражнения участники отвечают на вопрос о том, что нового им удалось узнать о собственном теле.

9. Упражнение «Что мне нравится в себе?» (цель - принятие своего физического «Я»).Участники письменно отвечают на вопрос:

«Что мне нравится в своей внешности, своем физическом облике?«, затем зачитывают эти списки вслух. Очень важно, чтобы упражнение выполнил каждый участник, ведущему стоит проявить здесь мягкую настойчивость.

10. Получение обратной связи . Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 5. Принятие себя

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель - актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы). См. занятие 2.

2. Игра «Открытые вопросы» для получения поддержки от окружающих, повышения самооценки. Ведущий говорит: «Встаньте те, кто хотя бы один раз в жизни ездил в транспорте без билета. Как нас много! А теперь встаньте те, кто хотя бы раз в жизни грубил родителям». Вопросы могут задавать все участники группы, сохраняя неизменной формулировку «Встаньте те, кто хотя бы раз в жизни..»

Иногда задающий вопрос может пытаться «проверить» остальных участников группы, называя поступок, который сам он не совершал. Важно подчеркнуть, что задавать можно только такой вопрос, на который ты сам должен встать.

3. Повторение теории с целью актуализации теоретических знаний, повышения мотивации на работу. Обсуждаются следующие вопросы:

    Что такое самооценка?

    Какая самооценка обычно у тревожных людей?

    Что такое принятие себя? Зачем оно нужно?

4. Упражнение «Похвальное слово самому себе», создающее условия для повышения самооценки. В течение 5 минут с закрытыми глазами участники вспоминают все свои достижения, заслуги, все дела, которыми они могут гордиться. Затем делятся этими воспоминаниями по кругу.

5. Упражнение «Комплименты», которое позволяет расширить знания участников о самих себе, повысить самооценку. Каждому участнику группа рассказывает о том, что в нем нравится. Упражнение эффективно только в том случае, если комплименты говорятся искренне, а слушающий их молча принимает, не пытаясь противоречить или благодарить.

6. Медитация «Маяк» (способствует осознанию внутренних ресурсов, повышению уверенности в себе). Участники представляют себя маяками, стоящими на скалистом острове. У маяка очень прочные, надежные стены. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду маяк посылает мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Важно постараться ощутить в себе этот внутренний источник света.

7. Круг «Что у меня хорошо получается делать?» (цель - принятие себя). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. « Что я люблю делать?« (цель - принятие себя). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. «Что мне нравится, что я люблю в самом себе?» (цель - принятие себя). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Важно следить за тем, чтобы участники говорили уверенным и радостным тоном, не преуменьшая свои достоинства, а преувеличивая их (например, не «иногда я бываю умной», а «я невероятно умная»). Группа должна поддерживать каждого участника, принимая его и радуясь вместе с ним.

8. Ресурсная релаксация. Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и счастлива. Не затронута страхами и проблемами о будущем, пребывает она в полнейшем мире и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоторого Образа - язычка огонька, драгоценного камня или потаенного озера, спокойного, с гладкой, без малейшей ряби поверхностью, или чего-нибудь еще. Преисполненная глубокой умиротворённости и радости, спокойствия и силы, она находится в полной безопасности. Она там - глубоко в вас. Представьте теперь, что этот огонёк, этот драгоценный камень, это озеро или то, что вы представили, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, - это вы сами.

Представьте, что этот потайной центр всегда пребывает в вас, оставаясь спокойным и тихим, через какие бы трудности, проблемы и беспокойства вам не пришлось пройти, и в любой момент вы можете вспоминать, что эта частица там. И много раз за день вы можете вспоминать об этом маленьком ядрышке внутренней умиротворённости, мысленно приобщиться к нему. Зная, что оно здесь, совсем рядом, вы будете ощущать спокойствие и расслабленность и одновременно уверенность и силу.

9. Какой я? (цель – принятие себя). Для этого разделите лист бумаги на две половинки. Слева, в колонку «Мои недостатки», предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту работу всем отводится 5 минут. Не жалейте себя,

После этого напротив каждого недостатка, о котором вы вспомнили и который внесли в список, напишите одно из своих достоинств, т. е. то, что можно противопоставить недостатку, что есть у вас в данный момент и что принимают в вас окружающие люди. Запишите их в колонке «Мои достоинства». На второй этап работы вам так же отводится 5 минут.

Чтение и обсуждение притчи.

10. Получение обратной связи . Ответ на вопрос: «Что важно было на этих занятиях? Что для меня изменилось?»

Приложение 1

Хороша у деда внучка, да всего боится. «Боюсь я, дед, на огород ходить: там червяки в земле ковыряются!» Лазает дед по огороду, от землицы борода чернеет. «Боюсь я, милый, коров: у них хвост да рога мотаются». Дед и коров доит, молоком ввечеру белеет. «Ох, и огня, дед, и огня! Печка - она искрами плюется!» Вот и ужин дед кашеварит, бороду задумчиво кочергой очесывает. От такого от хозяйства добра не жди; не успевал дед всего сделать. Корову продал, лошадь продал, и от огорчения сам слег. Заболел. Ну, внучка попробовала поплакать и тихо, и в голос, да все не в помощь.

Решила она тогда в город на базар сходить, купить лекарств и еды. Денег у нее, правда, не было, но она решила: «Продам чего-нибудь». И вот, хоть и было ей страшно, на базар далекий она с утречка и отправилась. Деда она все же любила!

На базаре - толчея, гомон; она стала в сторонке, чистый плат расстелила. А что же дальше? Подходит народ: на сем месте что продается? Мнется бедная внучка, не знает, что и сказать. Тянет кого-то за рукав: «Дядь, а что продавать здесь можно, чтоб подороже?» Он спрашивает: «А что у тебя есть?» - «Да ничего нет». «А что умеешь делать?» Тут она заплакала: «Да ничего не умею, я всего боюсь!» «Хм, - говорит дядька, - так ты боюськи и продавай». «А возьмут?» - не верит дивчина. «А ты попробуй». И вдруг как закричал дядька: «Эй, народ! Товар исключительного назначения! Подходи за боюськами!»

Народ стал осторожненько подходить, интересоваться: что за товар такой? Дядька говорит: боюськи на любой вкус. Для жен, детей, крупного и малого рогатого скота. А девчонка говорит: «И курей с петухами». «Что для курей?» - подлезает бабка. «А вот бегают твои куры далеко от дома?» - спрашивает посредник. «Ох, бегают, проклятые!» «А ты купи для них боюську дальнего пространства. Есть у нас такая?» - спрашивает у девчонки. «Еще как, - говорит она. - Вам на целый птичий двор?»

Вот торговля завертелась не на шутку! Купили боязнь огорода для гусей и коз, купили боюськи темноты для крыс и тараканов, ну все раскупили на корню! Один оригинал купил боязнь рек и моря, чтобы палить в облака и тучки: хотел, чтобы они проливались только над сухой землей. И только для малых ребятишек ни одной боюськи не продали, ни мамкам, ни нянькам. Вот как! На вырученные деньги купила внучка лекарства и еду, а для дядьки, который ей помог, праздничную рубашку.

Целый день провела на базаре. Только к вечеру вернулась домой. Там дед ее встретил, своим глазам не поверил. И потекла их жизнь весело и бойко, и работали они теперь вместе, и на ярмарку вместе ездили.

Я собрал свои боюськи недавно. Старые они были, поломанные и запачканные. Кто такие возьмет? Эх, молодость! Плюнул, выбросил мешок с боюськами за крыльцо. Кто интересуется - подходи, выбирай. Только чур - не для малых ребятишек!

Приложение 2

Король пришёл в сад, чтобы полюбоваться на его красоту и насладится покоем. И что он увидел? Деревья, кусты и цветы в его саду вянут и гибнут. Он спросил у дуба, почему тот умирает?

- Я не могу быть таким высоким как сосна. - Ответил дуб.

Обратившись к сосне, Король услышал:

- Я не могу давать виноград, подобно виноградной ложе, – умирая, произнесла она.

Задав такой же вопрос лозе:

- Я не могу цвести, словно роза, - ответила лоза……

Побродив по саду, он нашёл всё-таки одно единственное растение, которое цвело и благоухало и радовало глаз. Обратившись с вопросом к этому растению, он услышал ответ:

- Великий Король, когда ты посадил меня в этом саду, ты ведь хотел получать радость от меня. Если бы ты хотел посадить на моём месте другое растение – сосну или березу, ты посадил бы их. Именно поэтому я не могу быть ничем иным, кроме как самим собой . И стараюсь развивать в себе свои самые лучшие качества.

Ты такой, потому что мир нуждается в тебе таком именно в этот момент! В противном случае кто-то совсем другой был бы на твоём месте. Прими то, что ты воплощение чего-то особенного, существенного и очень важного для мира.

Ты можешь быть только собой ! Невозможно, чтобы ты стал кем то другим. Прими себя таким, какой ты есть, радуйся и цвети.

Ковалев В.Н., Киселева Т.

РАЗВИВАЮЩИЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ

Севастополь

Рецензенты:

Демьянчук Анатолий Степанович – доктор педагогических наук, профессор, ректор Ровенского экономико-гуманитарного института.

Лопатина Наталья Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии ЧФ МГУ.

Ковалев В.Н. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной психологии Севастопольского городского гуманитарного университета.

Ковалев В.Н. Развивающие и коррекционные тренинги. - 2- е издание, исправленное и дополненное. – Севастополь, 2009.

В пособии предлагаются развернутые разработки тренинга личностного роста, семинара-тренинга коммуникативной этики, валеологического практикума по стрессменеджменту, акмеологического тренинга.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие

Раздел 1. Тренинг как интерактивная форма обучения, развития и психологической коррекции

      Сущность, принципы и назначение социально-психологического тренинга…………………………..

      Подготовка к тренингу………………………………

      Правила работы Т-группы……………………………

Раздел II . Тренинг личностного роста

2.1. Кому и зачем нужен личностный рост?......................

2.2. Программа тренинга личностного роста……………..

Раздел III . Семинар - тренинг “стрессменеджмент”- эффективная антистрессовая программа для всех: (валеологический практикум)

3.1. Сущность стрессменеджмента………………………..

3.2. Программа семинара-тренинга “Стрессменеджмент”

Раздел IV . Тренинг коммуникативной этики

4.1. Общие положения……………………………………..

Раздел V . Тренинг профилактики и коррекции тревожности женщины в перинатальный период ………

Раздел 1 тренинг как интерактивная форма обучения, развития и психологической коррекции

      Сущность, принципы и назначение социально-психологического тренинга

Тренинги как один из интерактивных методов обучения и развития личности широко стали применяться в учебных заведениях, психологических центрах, на предприятиях, в учреждениях и фирмах. Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих и развивающих до психокоррекционных и психотерапевтических), содержанию, формам (тренинги, семинары-тренинги, тренинги-марафоны и др.) и техникам проведения (игровой, аналитический и т.д.).

Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые формы занятий – от интерактивной лекции, разукрашенной красивыми плакатами, и обыкновенных просеминаров до психолого-педагогичес-ких студий и дидактических игр.

Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность определенным образом отобранных и систематизированных интерактивных методов психолого-педагогического воздействия, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования. В частности, тренинг личностного роста обеспечивает актуализацию осознаваемых и неосознаваемых личностных потребностей, ценностей, устремлений. Он создает предпосылки для проведения анализа своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей, наметить пути и определить инструментарий саморазвития, рационально спланировать свои действия в заданном направлении и, главное, апробировать этот инструментарий в контактной социальной группе.

Феномен т ренинга заключается в том, что непосредственные участники получают такую подготовку, которая отвечает требованиям современной жизни.

Первые тренинговые группы были организованы учениками Курта Левина и получили название Т-группы. Понятие социально-психологического тренинга впервые 2ввел М. Форверг. В отечественной практике СПТ получил широкое распространение в начале 80-х годов ХХ века. Этот, качественно новый этап развития практической психологии был ознаменован выходом фундаментальной работой Л.А. Петровской, посвященной теоретическим и методическим аспектам СПТ.

Специфическими чертами тренинга являются:

    наличие постоянной группы и определенная ее пространственная организация;

    обязательное соблюдение ряда принципов и правил групповой работы;

    ориентация на психологическую поддержку участников;

    объективация субъективных чувств и эмоций членов Т-группы;

    атмосфера раскрепощенности, доброжелательности, свободы общения.

Основная цель социально-психологического тренинга (по А.С. Прутченкову) – развитие личности. Наряду с этой основной целью выделяется ряд сопутствующих:

    повышение социально-психологической компетентности участников;

    развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

    формирование активной социальной позиции участников;

    развитие у них способности производить значимые позитивные изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

Цели социально-психологического тренинга конкретизуются в частных задачах:

    овладение определенными социально-психологи-ческими знаниями;

    развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

    диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

    изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;

    приобретение коммуникативных умений и навыков;

    овладение тактиками и стратегиями конструктивного поведения в конфликтах;

    коррекция, формирование и развитие просоциальных установок, необходимых для успешного взаимодействия с людьми в разных сферах жизнедеятельности;

    мотивация к личностной динамике и вооружение участников инструментарием реализации задач, связанных с личностным ростом;

    формирование профессионально значимых качеств и умений;

10) формирование эмпатии, сензитивности, рефлексии, толерантности;

Тренером могут быть поставлены и другие задачи. Они определяются руководителем группы в зависимости от потребностей ее членов.

Тренинг предполагает не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Он позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив ученического класса, студенческой группы, воинского подразделения или персонал фирмы. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков, в семейной психотерапии и в решении личностных проблем.

Достоинством СПТ, как формы проведения практических занятий, является высокая эффективность использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности. Разнообразные методические приемы тренинга (ролевые игры, дискуссии, психогимнастические упражнения, анализ конкретных ситуаций, брейнсторминг и др.). выступают как современные технологии учебно-воспитательного процесса подготовки психологов.

Тренинг привлекает участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической атмосферой.

Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы. Среди принципов организации социально-психологического тренинга назовем основные.

1. Принцип добровольного участия , как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно позитивная личностная динамика, как правило, не происходит, поэтому не следует добиваться этого от участников авторитарными методами.

2. Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

3. Принцип самодиагностики предполагает рефлексию и самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

4. Принцип безопасности гарантирует защищенность каждого члена Т-группы, сохранение конфиденциальности их информации. Все, что осуществляется на занятии не выносится за пределы группы. Он предусматривает ограничение обговаривания событий, проблем, вопросов лишь в рамках тренинга. Он ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, которые происходят в группе в конкретный момент.

5. Принцип открытости предусматривает, что участники должны быть открытыми, честными. Они не должны кривить душой и лгать. Предполагается, что раскрытие своего «Я» другими является признаком сильной и здоровой личности.

Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим. Открытость, эмпатия, толерантность способствуют обеспечению честной обратной связи с другими членами группы, т.е. передачи той информации, которая является важной для каждого участника и запускает механизм развития самосознания и механизмы взаимодействия в группе.

Принцип открытости означает доверительное общение между членами Т-группы, что является одним из фундаментальных элементов тренинга. Он предполагает правила обращения на «Ты», что психологически уравнивает всех участников в правах и вносит в общение некоторый элемент интимности.

6. Принцип партнерских отншений предусматривает реализацию субъект-субъектного взаимодействия между тренером и членами Т-группы. В процессе занятий, тренер должен организовать такое общение участников, при кот ором учитываются интересы, чувства, эмоции и переживания всех и каждого члена Т-группы.

Данный принцип гарантирует равные права каждого участника на высказывание собственной точки зрения, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения.

7. Принцип активности предполагает обязательную активность всех участников и принятиекаждым на себя ответственности за результаты деятельности Т-группы. Реализация этого принципа позволяет осуществлять развитие каждого участника без непосредственного влияния психолога на участников, а за счет создания условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.

8. Принцип акцентирования содействует глубокой рефлексии участников, учит их концентрировать внимание на себе, своих мыслях, чувствах, предусматривает развитие навыков самоанализа. Он созвучен с принципом персонификации высказываний , суть которого в том, что участники тренинга должны быть сосредоточены на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Даже оценка поведения должна осуществляться через словесное выражение собственных чувств и переживаний. Использование данного принципа помогает решить одно из главных задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

Важным является вопрос о принципах формирования группы. Руководителю целесообразно провести предварительные индивидуальные собеседования с будущими участниками о том, почему они хотят участвовать в т ренинге, каковы их ожидания. Желателен также общий разговор с группой о целях и задачах предстоящего тренинга, о возможных психологических эффектах, неконтролируемых эмоциональных всплесках, которые могут переживать члены Т-группы.

Мы выделяем следующие принципы комплектования групп:

Принцип добровольности;

Принцип информационной прозрачности. Согласно данного принципа, каждый участник имеет право знать до тренинга все, что с ним может происходить, а также о тех процессах, которые будут осуществляться в Т-группе;

Принцип однородности. Он предполагает включение в группу людей одной профессии, равных по статусу и рангу, примерно одного возраста;

Принцип пригодности. Не рекомендуется включать в Т-группу субъектов, которые имеют выраженные физические дефекты и нарушения психического здоровья, а также тех, кто ощущает свою непригодность к работе в группе. Не рекомендуется включать в группу близких родственников и особ, которые находятся в служебной зависимости друг от друга или имеют стойкую неприязнь друг к другу.

Рекомендуется подбирать в группу людей в возрастном диапазоне до 40 - 45 лет. Желательно, чтобы группа была гендерной по составу. Наиболее оптимальный вариант - участие в т ренинге незнакомых между собой людей.

Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем тренинг одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм совместной работы людей, желающих добиться успеха в работе, межличностных отношениях и в жизни. Овладение методикой проведения тренингов поднимет педагога или практического психолога еще на одну ступеньку профессионального совершенства.

      Подготовка к тренингу

Подготовка к тренингу начинается с разработки программы и тренинга и содержания его занятий и упражнений. Упражнения можно самостоятельно не разрабатывать, а составить занятия из имеющихся в учебно-методической литературе упражнений. Важно, чтобы каждое занятие имело целостный завершенный вид и было направленно на решение конкретных задач.

Большинство СПТ имеет в своем составе: упражнения на знакомство; коммуникативные упражнения; аналитические упражнения; подвижки и релаксы; упражнения на разогрев и сплочение группы; упражнения, мотивирующие к личностной динамике, специализированные упражнения, направленные на формирование или развитие необходимых умений, навыков или качеств; телесно ориентированные упражнения, модарационные упражнения; упражнения на развитие эмпатии и рефлексии; коррекционные и развивающие упражнения. Рекомендуется на занятиях комбинировать различные виды деятельности участников (интеллектуальную, физическую, художественную, театральную и другие).

После разработки тренинга необходимо набрать группу, провести с будущими участниками тренинга индивидуальные собеседования.

Обязательно заранее необходимо подготовить материальную и дидактическую базу тренинга. Надо определить время и место, где будет проводиться тренинг, подготовить помещение. Важно подготовить флипчарт, бумагу, письменные принадлежности, бейджики, раздаточный материал и другое.

Тренеру будет удобно работать, если все упражнения для каждого занятия будут отпечатаны на картонных карточках. Карточки должны быть пронумерованы. Хорошо, если карточки с упражнениями разных типов отличаются по цвету или имеют другие отличительные признаки.

За одно занятие обычно проводится 5-7 упражнений. Но желательно, чтобы число упражнений подбиралось с некоторым запасом. Правильным будет иметь вариативный набор упражнений для оперативной их замены на занятии при изменившихся обстоятельствах.

      Правила работы Т-группы

Правила работы Т-группы вытекают из принципов организации и проведения тренинга. Поэтому, нередко, их названия созвучны.

Перечислим эти правила:

1. Правило добровольности.

В тренинге участвуют только те, кто хочет. Участник должен иметь свою внутреннюю заинтересованность в изменении своей личности.

2. Правило равенства.

Правило предполагает, что все члены группы, независимо от их возраста, статуса, социального положения, равны. Общение между участниками тренинга на «ты» и по имени.

3. Правило «здесь и теперь»

Оно означает, что действие происходит в настоящем времени и, что все возникающие вопросы и проблемы должны решаться в группе в момент их возникновения или осознания.

4. Правило персонификации и лаконичности высказываний.

Каждый говорит от своего имени, кратко и только по существу.

5. Правило открытости, искренности в общении, эмпатии.

Это правило предусматривает открытость позиций, взглядов, высказываний каждого; откровенность; авансирование доброго отношений ко всем членам группы; безоценочное восприятие участников группы, их мыслей и чувств; ориентацию членов группы на взаимную поддержку.

6. Правило активности.

Каждый обязан активно участвовать на всех занятиях, высказывать свои мысли и выражать чувства. «Отсиживаться» на занятиях и быть сторонним наблюдателем запрещается. Участник тренинга должен активизировать свои интеллектуальные и эмоциональные силы на самореализацию, поддержку других членов Т-группы и развитие процесса тренинга.

7. Правило «стоп».

Оно вводится с целью обеспечения психологической защиты личности и является уточнением к предыдущему. Данное правило означает, что каждый член группы имеет право отказаться от участия в одном из упражнений, а также отказаться отвечать на тот или иной вопрос членов группы.

8. Правило конфиденциальности (правило «Купе»).

Оно означает, что все, о чем говорится на тренинге не должно разглашаться, обсуждаться с другими (даже самыми близкими) людьми, не являющимися членами группы. Особенно это касается сугубо личной информации.

Это правило может быть ужесточено, – когда даче члены группы не имеют право обсуждать информацию друг с другом вне занятий. Можно это правило упростить, - когда разрешается говорить о тренинге друг с другом и с другими людьми, если только обсуждаемая тема не касается сугубо конфиденциальной информации о членах группы.

Члены группы могут принять эти правила, внести в них изменения или добавить новые. Необходимо оставить возможность членам группы корректировать правила работы на любом из занятий. Задача тренера напоминать о правилах членам группы, контролировать их выполнение. Не рекомендуется принимать такие правила, которые заведомо не выполнимы.



Лишние килограммы не уходят?
Постоянные срывы на диетах вызывают чувство вины?
Не хватает энергии на фитнес?

Самый лучший способ избавиться от лишних килограммов - это оставить их на тарелке!

Вы хотите Самостоятельно Управлять своим «Идеальным » весом?

Имея множество диет и программ по снижению веса, в нашей стране не становиться меньше людей с лишним весом. Их становиться все больше и больше. Значит кому-то это выгодно. Паранойя в отношении еды давно стала массовой и перешагнула границы здоровой реальности.

Тренинг «Стройность» – это не диета и не «правильное» спортивное или низкокалорийное питание. Наш тренинг - это возможность посмотреть с другой стороны на свои взаимоотношения с едой, новый подход к жизни, образ жизни. И это не на время, это навсегда, если вы примете программу обучения. Наша программа максимально разрешительная и главная задача - убрать скопившееся напряжение, связанное с едой. Осознать, что еда не наш враг или друг, утешитель, лекарство от трудности жизни или удовольствие и т.п. Еда - это источник энергии для нашего организма и ничего другого, без которой он не может эффективно функционировать.

Нарушение пищевого поведения – это расстройство психического состояния, при котором человек употребляет пищу не для того, чтобы утолить чувство голода, а для того, чтобы поднять настроение и получить приятные эмоции. Для людей с пищевой зависимостью еда помогает справиться с волнением, тревогой, она помогает снять стресс.

Почему же так происходит? Потому что к попаданию в «кабалу» приводит ощущение «пустоты» внутри человека, которую он старается заполнить едой. Организм может перепутать ощущения, возникающие при душевных переживаниях с сигналами голода, что приводит к бессистемному приему пищи и перееданию.

Психологические проблемы которые мешают обрести идеальную фигуру.

Расстройства пищевого поведения устранимы , но это требует ответственной работы и личной мотивации.

  1. Часто ли вы продолжаете есть после того, как ощущение комфортного насыщения уже наступило?
  2. Часто ли вы переедаете перед тем, как сесть на новую диету (осознавая, что на диете вы не сможете себе позволить есть все это долгое время)?
  3. Случается ли вам есть, чтобы справиться с эмоциями или побороть скуку?
  4. Вы относитесь к тем, кто устойчиво не любит физическую активность?
  5. Вы занимаетесь спортом, только когда вы на диете?
  6. Вам нередко случается пропустить прием пищи или есть только тогда, когда вы буквально падаете от голода, и в результате вы переедаете?
  7. Вы испытываете чувство вины, если переедаете или едите «нездоровую еду», что в итоге приводит к еще большему перееданию (все равно уже все пропало)?

Если вы ответили «да» на все или на некоторые из этих вопросов, ваш текущий вес может быть выше вашего физиологического веса, который ваш организм запрограммировал поддерживать самостоятельно от рождения, без дополнительных усилий с вашей стороны. Весьма вероятно, что вы в состоянии вернуться к этому весу. Самое важное, что нужно запомнить: снижение веса НЕ ДОЛЖНО быть самоцелью, поскольку питание ради похудения будет сильно мешать развитию вашей способности прислушиваться к внутренним сигналам организма.


Психология Стройности

Думаете, что для этого нужно иметь «железный» характер?

Но это не так!

Если мы едим вовремя и в количестве, необходимом нашему организму, то все системы работают слаженно. Наш организм имеет необходимую энергию в нужное время, не работает с перегрузкой, перерабатывая лишнюю еду, не откладывает энергию про запас. В таком случае, у нас всегда нормальный вес. Когда мы себя ограничиваем, едим низкокалорийную еду, то у нас постоянно голодающий организм, живущий с постоянной недостачей энергии. Это организм, который постоянно где-то что-то выкраивает, забирает энергию у одной системы и перебрасывает в другую. Настанет момент и организм не справиться, какая-то система организма даст сбой.

У каждого организма свой нормальный вес. Известно, что для того чтобы женщина забеременела, ей нужно быть немножко в теле. Т.е., накопить дополнительную энергию для новых процессов в организме. Недостаток веса приводит к тому, что организм не может функционировать как здоровый.

У нашего организма есть биологические потребности. К ним относятся сон, дыхание, секс, выведение продуктов жизнедеятельности, есть и пить и т.д. При пищевой зависимости нарушается связь со своим телом и тогда мы не можем определить, когда нужна энергия для нашего организма.

Мы решаем есть или не есть, что есть, какой калорийности из рационального, не учитывая истинные потребности нашего организма. И всегда ошибаемся.

Наш организм - огромная химическая лаборатория. В нужный момент он делает анализ и понимает какого химического элемента или вещества не хватает или требуется нашему организму. На клеточном уровне он знает какой продукт ему необходим прямо сейчас. Но если связь нарушена, мы не можем услышать этих сигналов. Если сейчас нашему организму необходим маленький кусочек сливочного масло, а мы пихаем в него листовой салат, потому что считаем, что это полезно, мы не в контакте со своим телом. Наш организм со временем истощается, потому что не получает того, что ему нужно и в нужном количестве.

Наше тело обладает собственной мудростью. Попробуйте накормить новорожденного ребенка, когда он не хочет есть. Это невозможно, потому что у него есть биологическая связь со своим телом со своим организмом. Ребенок знает, что он хочет, в каком объеме и когда. Но этого не знают родители, которые все биологические потребности ребенка пытаются удовлетворить едой. По любому плачу ребенка мать пихает ему грудь. Плач – единственный сигнал, который может подавать новорожденный ребенок. Но его потребность сейчас может быть не обязательно в еде. Это может быть жажда, полный подгузник, сон, желание контакта, что-то болит или другой дискомфорт и т.д. Родители и социальное окружение навязывают нам правила как нужно питаться, что нужно есть.

И мы теряем постепенно связь с собой, со своими истинными потребностями, со своим телом. Формируется недоверие к своему собственному телу.

Мы разные!

Что хорошо для одного, то для другого - плохо.

Чтобы управлять своим пищевым поведением и оставаться в своем идеальном весе, нужно восстановить связь со своим телом со своими биологическими потребностями. Ценить и уважать то, что ценно для вашего организма. Научиться любить и ценить свое тело, так же как вы любите и цените свой дом, свой город, место, где вы выросли. Ваше тело – как ваша «малая Родина», ваш ресурс, источник жизненной силы, ваш иммунитет. Нельзя со своим телом обходиться по чужим шаблонам и правилам.

На тренинге «Стройность» мы выстраиваем индивидуальную программу осознанного питания для снижения или коррекции веса. Занятия рассчитаны на 4 дня по 4 часа. Пятое занятие проходит через месяц и позволяет скорректировать то, что в процессе выстраивания своего нового образа жизни, вызывало трудность.

Я жду Вас и с удовольствием помогу вам в этом необыкновенном путешествии к себе. Вы удивитесь тому, как можно легко и радостно снижать вес, иметь много энергии и получать удовольствие от процесса. Вся программа была разработана и опробована на себе, моих близких и клиентах.

Мой личный результат: — 40 кг за 8 месяцев.


Ведущий тренинга:


Катя Беднова


Наконец-то лето, а это значит, что безусловно пора стройнеть! Всем очень рекомендую этот курс. Мои результаты - за два месяца минус 10 кг! Курс помогает не только избавиться от лишнего веса и пищевой зависимости, но и лучше понимать свои потребности, любить себя и своё тело! Это не диета, не ограничения, а совершенно иной - комфортный образ жизни, дающий новые возможности и время для себя любимой! Ирина Васильевна Романовская творит чудеса! Благодарю Вас, дорогая!

Natalia Fatorova

Организационные вопросы.

  • Тренинг проводится при наборе группы по расписанию.
    * Возможна индивидуальная работа и удаленная по Skype (Скайп).
  • Продолжительность тренинга - четыре дня.
  • В стоимость входит психологичская поддержка в течение месяца.
  • Форма одежды - комфортная.
    Обувь - сменная.

Адрес места проведения психологических курсов и тренингов и схему проезда для вы можете уточнить в разделах.

Понравилась статья? Поделитесь ей