Контакты

Почему русские дамы предпочитают чеченских мужчин. Русская женщина, которая переехала жить в чечню Почему чеченцы любят русских девушек

«Когда мы вылили подпольное вино в унитаз, он окрасился в кислотно-розовый цвет»

5 октября Рамзану Кадырову исполняется 40 лет. Накануне юбилея вновь избранный глава Чеченской Республики назвал ее «самым стабильным регионом» в Европе.

Наш спецкор изучила тайную жизнь столицы Чечни Грозного, побывав в секретном алкогольном магазине, ночном клубе и узнав особенности местных взаимоотношений полов.

Одним из главных достижений юбиляра стал введенный им семь лет назад «сухой закон» - строже, чем установил в 1985 году Михаил Горбачев для всего СССР. На всю Чечню - всего несколько магазинов, где алкоголь отпускают строго с 8 до 10 - утра. И все же выпить здесь ночью можно, но тост за здоровье именинника поднимать нельзя.

«В глаза не смотри»

В глаза не смотреть, - напутствовал меня радушный чеченец Рустам с бородой «под Рамзана» у входа в послевоенный символ республики - высотку «Грозный-сити». На верхних этажах этих башен - единственное на всю республику место, где легально продают алкоголь не утром, а днем и вечером. Ночью уже не наливают: ресторан закрывается ровно в полночь.

Это устроили для приезжих, чтобы Чечня производила впечатление современного, гостеприимного субъекта, живущего как вся Россия, - объяснил мой провожатый. - Тут действуют свои законы. Соблюдайте их - и произведете на местных хорошее впечатление.


Символ восстановленной республики - высотки «Грозный-сити».

Больше всего правил, конечно, для женщин. Ею в Чечне считаешься с момента полового созревания, то есть с 11–12 лет. Женщина любого возраста и социального положения здесь не ходит одна - ни ночью, ни днем.

Чеченка всегда под присмотром и должна кем-то сопровождаться - мужчиной (он идет впереди), другой женщиной, в крайнем случае ребенком, хоть младенцем. Из мужчин женщину могут сопровождать: муж, брат, отец, родственник, дальний родственник, в крайнем случае добропорядочный многолетний друг семьи, хотя это и нежелательно. У женщины не может быть знакомых мужчин, которых знает только она одна, тем более друзей среди знакомых мужчин.

Мужчине, кроме самых близких родственников вроде мужа или отца, строго нельзя касаться любой женщины, а женщине - мужчины. При встрече знакомые чеченцы, коллеги по работе, соседи по дому, учащиеся одного учебного заведения или их родители, если они разных полов, не целуются, не обнимаются, не хлопают по плечу, не жмут руки.

И что, если женщина пойдет с мужчиной в горы, он руки ей не подаст на опасном переходе?

Не подаст, - отрезал Рустам. - Зачем женщине вообще ходить в горы? Это дело мужчин, это испытание для джигита. Если уж она туда идет, то пусть тоже себя испытывает и не ждет помощи. Подал бы руку, только если бы она в пропасть срывалась, зачем грех на душу брать? Но и то через силу: прикосновение к женщине - оскорбление для нее, значит, ее принимают за особу легкого поведения.

Другой запрет для женщин - не смотреть в глаза постороннему мужчине при общении - тоже просят соблюдать не только местных.

При этом в Чечне все очень вежливые, и женщина должна первая здороваться с любым незнакомым мужчиной в помещении, например, в магазине. Во время приветствия нужно улыбнуться и посмотреть прохожему в глаза, но только в этот раз. Дальше, если незнакомец спрашивает вас, который час, как пройти в библиотеку, вернее, в мечеть, отвечать следует, скромно потупив взгляд.

Так и живут: в том же ресторане в высотках официант-мужчина смотрит на женщину-клиентку или на повариху, а они на него - нет.


В самом центре Грозного, прямо напротив мечети «Сердце Чечни», находится единственное на всю республику место, где открыто наливают после заката.

Вечером для женщин дресс-код тут такой же, что и в дневное время: платье и юбки - ниже колен, лучше до пола; рукав - ниже локтя. Брюки маскируют туникой или кофтой до колен, с блузкой их сочетать вульгарно. Никаких декольте и оголенных спин, на юбке сзади вырез не допускается. Прическа - если не под платком, то хотя бы собрана, никаких распущенных волос.

А вот в этом ресторане нравы распутные, - продолжает Рустам - определить по его взгляду отношение к «распутным нравам» я не могу, так как не смотрю ему в глаза.

Одна его башня отдана под гостиницу - но в ней обычно живет меньше людей, чем посещает ресторан на самом верху.

Вторая башня - бизнес-центр, но офисы по большей части пустуют. Остальные - типа жилые дома, квартиры все выкуплены, по большей части чиновниками или приближенными к власти для видимости заполнения 18–40-этажных зданий. Но в них реально практически никто не живет: у чиновников свои родовые дома, метры в «Сити» нужны для галочки. Депардье именно тут квартиру подарили - он ее продал и больше в республике не появлялся.

Останься французский актер - катался бы в своей башне на чудо-лифте, которому позавидуют даже арабские шейхи.

Система пользования поражает. Вызывая один из четырех лифтов, пассажир уже внизу жмет на номер нужного этажа. Система думает несколько секунд и выдает ответ - придет ли лифт A, B, C или D. Все для того, чтобы женщины и мужчины лишний раз не пересекались: за одну поездку лифт обслуживает одного клиента и не подбирает других «по дороге».

Ислам-лифт довез меня до ресторана, прозванного моим сопровождающим «гнездом разврата». Ассортимент широкий, но бокал дешевого краснодарского красного сухого вина стоит как бутылка дорогого французского шампанского.

Здесь в отдельной зоне разрешается танцевать. Танцы - только бесконтактные, типа лезгинки. Только вот никто из чеченцев на танцполе не отрывался. Приезжие из всего алкоголя скромно заказывали вино.

Какую марку вы вчера брали, говорите? Не помните картинку на этикетке: дерево или домик? - старший менеджер, призванный официантами на помощь, пытался понять, чего же хотят гости. - В бутылке пробка или крышечкой завинчивалась?

«Думала, там правда вино будет?»

Ну, за мирное небо над Грозным! За дружбу народов! - предложил Абдулла, и мы чокнулись бокалами красного.

Гулять в ресторане гостиницы - очень дорого и совершенно не интересно. Напиться и безобразничать там не получится - посиделки происходят под присмотром вооруженной автоматами охраны. Поэтому я «съехала» из комплекса и нашла себе Абдуллу.


Абдулла (слева) и его друзья под шашлык пьют красное - в качестве него вишневый сок.

В Чечне женщина не имеет права самостоятельно знакомиться с мужчиной: их могут свести только друзья или родственники, причем цель у этих знакомств одна - создание семьи. «Просто погулять» с мужчиной нельзя. И до свадьбы все встречи проходят в обязательном порядке в присутствии кого-то еще.

Но для девушек есть лазейка - Интернет. С помощью Сети можно назначить встречу самостоятельно, без посредников. Чеченцы на каких только сайтах не сидят, и все с одной целью - устроить свидание.

Абдуллу я и нашла через соцсети. Посмотреть на него, чтобы решить, можно ли ему меня доверить, вышел, казалось, весь проспект Путина, где живут мои знакомые: на свидание женщина еще должна получить разрешение у тех, кто за ней присматривает. После получаса расспросов друзья моей семьи нас отпустили.

Сначала мы зашли в антикафе - мода на популярные в больших городах заведения, где платишь не за количество съеденного и выпитого, а за проведенное внутри время, наконец докатилось до Грозного.

Внутри шли отчаянные бои в бумажные настольные игры, которые просят привезти при оказии из Америки, как когда-то джинсы. Хит этой осени - бродилка «Африка»: надо с помощью смекалки первым составить определенный маршрут по Черному континенту.

Азартные игры запрещены, но тут ставим по-крупному, - похвастались чеченцы за соседним столиком. Ребят мне разглядывать было нельзя, а их деньги - можно. При ближайшем рассмотрении они оказались не от Банка России, а от «банка приколов».


В Чечне играть на деньги можно, но только на игрушечные. Хит сезона - бродилка «Африка», завезенная из Америки.

Во всех обычных кафе картина та же: никаких сигарет, кальянов, спиртного, игр на деньги. Когда мы обошли все общепиты, Абдулла повез меня в самое гулящее место на самой окраине Грозного - на «улицу шашлыков».

Это один сплошной ряд шашлычных, палаток двадцать. Жарят шашлык из всего, кроме свинины, даже из верблюдов. И маринуют их сотней способов, даже в киви. Уж тут-то, под шашлычок, как не оказаться под полой вину?

Вам красное или белое? - в палатке со звучным названием «Сочный шашлык мощный» выбор поинтереснее, чем в самом «Грозный-сити».


Жарят шашлык из всего, кроме свинины, даже из верблюдов. И маринуют их сотней способов, даже в киви.

Красное! Сухое, если можно! - обрадовалась я.

У нас один вид, - засмеялся мангальщик.

Через три минуты нам принесли кувшин и бокалы для виски - винных у них не было. Мы разлили и чокнулись за мирный Грозный и дружбу народов. Ой, да в стакане же вишневый сок!

Ты что, думала, там правда вино будет? - засмеялся Абдулла. - Не, нельзя у нас нигде, даже на этой улице, но под шашлык иногда хочется. Вот и придумали хитрость: в бокалы наливают сок. Кто хочет красного - вишневый, кто белого - виноградный. Ну, будем!

«Вот же шалавы»

Она сказала, что ей так нравится красный шарик, ох, что творят! - напряженно выговаривал Ибрагим, с которым меня свел его лучший друг Абдулла. Его он рекомендовал как самого отвязного чеченца во всей Чечне. Если и можно отыскать в Грозном тайную ночную жизнь, то только с ним.

В 5 часов вечера мы сидели с Ибрагимом в самом развратном, по его многолетним наблюдениям, месте во всем Грозном - ресторане национальной чеченской кухни в самом центре города, на проспекте Путина. Ресторан этот был отчасти парадным - сюда, как и в «Грозный-сити», водят делегации и важных гостей, но цены здесь в несколько раз ниже. И никакого алкоголя.

Мимо окон то и дело ходил мальчик со связкой красных и белых воздушных шариков. Как только внутрь зашли три громко смеющиеся чеченские девушки на каблуках и в юбках на миллиметр выше колена (допустимый минимум; за два миллиметра выше колена и побибикать из машины могут), зашел и он. Девушки подошли к обедающим чеченским мужчинам, мальчик - за ними.

Вот же шалавы, - зло прокомментировал Ибрагим, когда послушал их разговор на чеченском. - Одна сказала: «Мне так нравится белый шарик». А другая: «Ой, красный шарик - такой красивый». А третья... Цензурных слов нет! Прямо так и попросила ей купить шарик! Они еще смеются! Смеяться женщине в присутствии мужчины вообще запрещено!

Оказалось, в Грозном действуют такие шпионские правила конспирации, что оценил бы сам Штирлиц. Помните, он обращал внимание профессора Плейшнера на условный сигнал - цветочный горшок?

У чеченцев - шарики. Красные, белые - непринципиально, просто эти два цвета продаются на рынке. Если чеченка говорит, что ей нравится шарик, а уж тем более если откровенно просит купить, значит, она легких нравов. Это чуть ли не единственный способ познакомиться вживую (не через Интернет), без посредников в виде родственников или подруг. Только через шарик - прямо в открытую пока еще запрещено.

Самая отчаянная плотская любовь - у чеченок, - делился Ибрагим за столиком, где, по его уверению, между нами сидел шайтан, так как где только двое, там и он.

Шайтан есть, а секса нет. Совсем. В Чечне это слово под запретом. Не произнес его даже Ибрагим, признавшийся, глядя на разврат в кафе, что сам в свои 33 встречается одновременно с шестью (!) женщинами и все - чьи-то вторые или третьи жены, поэтому мужского внимания им не хватает. У мужчин в этом плане две крайности - вот Абдулла в свои 37 все ждет свою единственную и соблюдает целомудрие...

Мужчины сидели вдоль всего проспекта Путина на складных табуретках и в тюбетейках. Когда мы проходили мимо, один из них встал, шагнул в нашу сторону и помахал прямо у меня перед носом увесистой пачкой пятитысячных купюр. Самых настоящих, а не как в антикафе.

Это у нас обмен валют такой, - подсказал Ибрагим. - Обменники тоже есть, но местные меняют по старинке - на улице. Здесь честно и безопасно. И курс хороший. Вообще весь город вечером, наверное, самый безопасный в России: преступность нулевая.

В Москве банкоматы - только в зданиях, здесь - прямо посреди улицы, никем не охраняемые, под прикрытием козырька от бывшей телефонной будки или почтового ящика.

Поэтому я совсем не испугалась, когда в подворотне мы увидели человек двадцать сидящих бородатых молодых чеченцев. Они повскакивали со своих табуреток. Пачек банкнот у них в руках не было.

У этих вообще денег нет, - шепнул Ибрагим. - Это местная биржа труда. Куча молодежи в республике без работы. Вот сидят весь день на табуретках в надежде, что кто-то с рынка подкинет им задание - товар там разгрузить...

Во всем Грозном есть всего два тайных магазина, где после заката отпускают спиртное. Один из них в микрорайоне, где живет Ибрагим. Мы пробирались к нему темными потайными закоулками.

Вот тут у нас бордель, - показал Ибрагим, махнув рукой на неприметное кафе у обочины.

Так туда нам и надо! - никогда еще я не была так близка к тайной ночной чеченской жизни.

Спятила, что ли, - возмутился мой спутник.

Оказалось, борделем в Чечне называют вовсе не бордель (здесь их нет - ни явных, ни тайных), а место, где мужчине с женщиной можно познакомиться без мальчика с шариком.

Официантка в кафе или автомойщица на мойке незаметно на чеке пишет свой номер телефона - и все, считай, она твоя, так как других поводов для знакомства, кроме как для утехи, нет, тут не знакомятся просто так, - раскрыл Ибрагим схему, которой и сам пользовался не раз.

Мы дошли до обычного продуктового магазина (супермаркетов в Грозном тоже нет), и тут впервые Ибрагим попросил меня вести себя тихо и лишних вопросов не задавать:

Если из-за тебя нашу последнюю отдушину закроют, зарэжу, - пошутил он.

Магазин был совсем конспиративным: внутри - обычные ряды со всяким товаром, сонная кассирша. Ибрагим что-то тихо сказал по-чеченски, и вышел хозяин. Он пригласил нас пройти за белую дверь, которая вела как будто на склад...

Мы вошли, белую дверь за нами тут же закрыли. Внутри ее охраняли два чеченца, и я почувствовала, что без покупок мы отсюда точно не уйдем... Ассортимент и правда был на любой вкус. На бесконечных стеллажах от пола до потолка - ящики водки, пива, виски, вина и... Да и все.

Экзотики, вроде текилы, не держим - не берут, - пожал плечами хозяин.

Цены демократичные: бутылка водки - 100 рублей, пива - 50, виски - 2500, вина - 250. Взяли грузинское полусладкое - другого не было.


Пока мы в подпольном алкомагазине пытались отыскать красное сухое, хозяин-чеченец стоял на стреме

Хозяин тщательно завернул бутылку в несколько черных пакетов, хотя камер нигде в магазинах в Грозном нет. На кассе мы просто сказали, что внутри. Кассирша проверять не стала, а хозяина уже рядом не было: в тайных алкомагазинах все на доверии и чека не выдают.

«После второго глотка я начала задыхаться»

Давай, сделай это, - Мурад смотрел выжидающе и одобряюще кивал: мол, смелее. Ибрагим сзади преградил путь к отступлению и жестами подталкивал к своему двоюродному брату. Когда я сделала то, что они хотели, в глазах потемнело...

Они вынудили меня пожать Мураду руку. За четыре дня в Грозном меня не коснулся ни один мужчина, ни одному из них я не посмотрела в глаза - и теперь я чувствовала себя как официантка или мойщица, написавшая на чеке свой номер.

Мурад просил прощения и объяснял, что в Вене, где он, став беженцем тринадцать лет назад, живет и учится на юриста, все так делают - жмут друг другу руки, смотрят в глаза. Даже обнимаются, хотя сам он не пробовал.

Пить вино из тайного алкомагазина Ибрагим повел меня к своему кузену Мураду, который живет один: «тайные ночные клубы» в Грозном если и устраивают, то не в подъездах, не на чердаках или в подвалах, а на квартирах. Но они и правда тайные - никто там не фотографируется, свое времяпрепровождение в соцсетях не афиширует - открыто пить запрещено.

Чеченцы, если хотят оторваться, едут в Пятигорск, - раскрыл все карты Ибрагим. - Это самый развратный город всего Кавказа, там можно все.

Признаться, многие хотели бы в Чечне жить по-светски, но Рамзан не разрешает, - добавил Мурад. - В республике много таких, как я, беженцев, которые выросли в годы чеченских войн в Европе и видели, какая там жизнь. В родной Грозный я приезжаю на два-три месяца в году - навестить родных. У меня тут трое дядюшек, три тети и бабушка. Конечно, скучаю по европейской ночной жизни, в Грозном тоскливо.

Пусть хоть неписаные, но все же законы будут, - возразил Ибрагим.

Для пущего разврата мы включили музыкальный канал, на котором показывали современные видеоклипы. Извивающиеся полуголые девицы в Чечне в присутствии чеченцев смотрятся совсем по-другому. Это телевизионный максимум, позволенный тут, и то это обычное для нас МУЗ-ТВ не в открытом доступе, а на платной спутниковой тарелке. Порноканалы заблокированы даже на них.

Пока Ибрагим горячо комментировал увиденное, Мурад искал, чем бы открыть грузинское полусладкое. Даже такие европейские чеченцы не привыкли пить - в его доме просто не было штопора. Проталкивали пробку пальцами и шариковой ручкой.


Какое вино, такой и штопор

Пить это было невозможно - после одного глотка у меня свело живот, после второго я начала задыхаться. Ибрагим опытным взглядом определил, что, скорее всего, это подделка, синтетическая.

Да уж, - только и сказал Мурад. - Ладно, принесу вам кое-что покрепче и побезопаснее.

Через десять минут он вернулся с двумя чайниками - заварочным и для кипятка. Да, в Грозном, насколько я поняла, нет электрочайников: считается, что женщина не должна отходить от плиты, пока на ней что-то готовится, даже чай, и не стоит таким образом облегчать хозяйке жизнь.


Когда мы вылили вино в унитаз, он окрасился в кислотно-розовый цвет.

За чаем Мурад пожаловался, что держал в доме кальян, купленный в Вене, но его украли друзья - растащили все, кроме одного шланга.

Единственным местом в городе, где можно было покурить кальян, было кафе «Дамаск» на улице Розы Люксембург, но его давно закрыли, - вспомнил Ибрагим. - И сауну с девочками Кадыров закрыл лично. Она досталась нам в наследство от Ханкалы - русской военной базы.

Кроме вина остальное в нашем «тайном ночном клубе» на квартире Мурада было прилично: мы сидели в разных концах комнаты, не танцевали, не смеялись.

Могла бы я сюда прийти в мини-юбке? - поинтересовалась у ребят.

Ты бы не дошла и не доехала, - не раздумывая, сказали они. - Да и дома мы бы тебе переодеться не дали: мы женщин любим, но не хотим, чтобы они в нашем присутствии вели себя так, как в кафе на проспекте Путина. Смеяться в присутствии мужчин, юбка выше колен - это исключено.

А выпить вы бы чеченке позволили, как мне?

Нет! Ни за что! - завелись братья. - Пьющая женщина - это позор! Мы тебе разрешили только потому, что ты не наша, не чеченка, потому что ты сама попросила купить это вино. Если бы не просила, мы бы тебе никогда в жизни его не предложили. Поэтому, собственно, у нас нет ни тайных, ни явных ночных клубов: женщинам там делать нечего, а без них неинтересно. Да и не забывай, что без посредников знакомиться все же нельзя, а главная цель любого ночного клуба - именно познакомиться.

Второй раз за вечер я почувствовала себя как девушка, просящая купить шарик.

Зато в Чечне нет изнасилований, - сменил тему Мурад.

Неправда, есть, - не согласился Ибрагим. - Случаи есть, но они не доходят до полиции, их опережает закон кровной мести. Если изнасилуют чеченку - родня заставит или жениться, или откупиться. Если окажется, что она была девственницей, - сразу убьют.

Мы быстро допили чай - ровно в 23.00 меня нужно было вернуть домой, это крайнее время, до которого в Чечне отпускают гулять женщину. По дороге Ибрагим попросил меня жевать жвачку: если бы чеченцы, друзья моей семьи, учуяли, что от меня пахнет алкоголем, пусть и синтетическим, не пустили бы на порог.

Вернувшись из самого малолюдного и пристойного «ночного клуба» в моей жизни, я все думала, чем же они занимаются по ночам, эти чеченцы, если все, решительно все тут запрещено, а алкоголь - из ацетона.

Рустам растит двоих сыновей, Абдулла нянчит племяшку и мечтает о собственной дочке, Ибрагим с Мурадом - тоже заняты делом.

Как-то чиновники подсчитали, что рождаемость в Грозном превышает среднероссийскую в два раза, а в Чечне за год детей появляется на свет столько же, сколько в Санкт-Петербурге. Хотя город на Неве по численности населения превосходит целомудренную республику в пять раз.

Я чеченка, выросшая в Москве. В силу своего окружения и легкого доступа к информации, особенно к книгам философов, я очень быстро поняла, что наша семья отличается от семей детей, которые меня окружают. С самого детства родители убеждали меня, что то, как мы живём - правильно и порядочно, что чеченцы - самый лучший народ(в принципе, национализм свойствен народам с небольшой популяцией, что, в прочем, их абсолютно не оправдывает), а все, что я вижу вокруг - неправильно. В принципе, есть много аспектов. Я просто напишу факты. Надеюсь, что разъяснения того, что это значит, не понадобится.

1.Даже если твой брат младше тебя, ты обязана его слушаться. Почему? Просто потому, что у него есть Y набор хромосом, а у тебя - нет.

2.Ты обязана «покрывать» свою голову, носить только юбки по колено и кофты с длинными рукавами. Всем плевать на твои предпочтения, не соблюдаешь правила = не чеченка. То, когда от тебя будут требовать это, зависит от того, насколько взросло ты выглядишь, где ты живёшь, насколько консервативен твой отец(ибо мнение матери считается ничем по сравнению с мнением отца) и куда ты идёшь. Если, не дай печенка, увидишь родственника/знакомого(что, в общем, одно и тоже, так как чеченцы вступают в брак, в основном, только с людьми своей национальности, от чего каждый чеченец каким-либо образом связан с другим), то это вскоре разнесется по всей чеченской диаспоре, хотя то, как ты ходишь, никого не должно волновать. Как говорил Шопенгауэр: «Кто придаёт большое значение мнению людей, делает им слишком много чести». Тем не менее, в Чеченец самым важным для человека является именно мнение окружающих о нем.

3.Ты всегда должна вставать, проявляя своё уважение, если в комнату зайдёт кто-то мужского пола, кто старше/такого же возраста, как и ты. Не важно, что ты делаешь: ешь, пишешь диссертацию, делаешь непрямой массаж сердца - ты обязана встать, иначе тебя обязательно упрекнут в невоспитанности и крепко отругают дома.

4.Ты не можешь каким-либо образом общаться с людьми противоположного пола. Особенно с русскими. Мои родители/родственники, если я вступаю в какой-то новый коллектив, всегда спрашивают меня: «Ну как, много хороших девочек встретила?». Мальчишки априори исключены. Максимум, кто может знать о том, что ты с ними общаешься - мать.

5.Женщины сидят отдельно от мужчин(опять таки, исключая «своих»). Считается, что у мужчин «мужские темы», а у женщин, соотвественно, «женские». Также, мужчины могут материться, что считается «неприемлем» для женского слуха.

6.Образование тебе нужно для того, чтобы получше выскочить замуж. Да и вообще, все, что ты делаешь - ухаживаешь за внешностью, занимаешься любимыми вещами, стремишься к образованию - все это нужно лишь для того, чтобы во время поисков жены ты стояла повыше других «товаров». Как страстно ты бы не относилась, предположим, к науке, никого не будет волновать то, что ты хочешь получить сначала хотя бы кандидатскую степень. Семья должна быть для тебя главной целью в жизни, даже если ты несогласна.

7.Мужчинам можно встречаться до свадьбы, в том числе и с девушками другой национальности, в то время как максимум, что могут делать девушки - ходить на свидание с предложенным родиьелями и родственниками партнером, вместе с подругами/сёстрами/маленьким братом(или любым другим представителем мужского пола, чей возраст не превышает 10 лет), чтобы люди не говорили, что на вашем свидании вы делали что-то «неприличное и недойстойное». Если ты задашь вопрос, почему это так, то ответят лишь «ну они же парни, им нужно развлекаться». Никого не волнует, что девушки также хотят заводить отношения, как и парни.

8.Самое главное в тебе - твоя «честь» или, по-другому, девственность. Об этом девушке говорят абсолютно все. Если ты «нечиста», то тебя никто не возьмёт замуж. Поэтому, к вдовам/развденным женщинам(что весьма редко, ибо считается позором для семьи женщины) относятся так, словно они второсортные люди.

9.Очень важно, чтобы женщина была здоровой как физически, так и психически. Если у неё есть какие-то аутоиммунные заболевания или серьёзные психические расстройства, то она считается маргиналом и недочеловеком, запасным вариантом(второе, собственно, свойственно не только чеченцам, но и большинству). При этом, личные качества особо никем не учитываются.

10.Ты не можешь приглашать на свадьбу никого из своих родственников. Ты должна стоять целый день на этой дикой вечеринке, опустив глаза вниз, не принимая пищу или даже напитки. Или, коротко говоря, быть этаким «трофеем» на всеобщем обозрении. В это время твой будущий муж будет на мальчишнике вместе со своими друзьями, от души веселиться и выпивать.

11.Тебя никогда особо не отпускают погулять, а тем более - ночевать, в то время как твои братья могут отсутствовать хоть каждый день. Ген SRY даёт им существенное приемущество.

12.Об образовании заграницей можно даже не думать. Это возможно лишь в трёх случаях:

I)У тебя есть муж.

II)Твоя семья переезжает с тобой.

III)У тебя есть там взрослые близкие родственники.

В любом другом случае дорога туда закрыта.

13.Ты не имеешь право говорить о вещах, которые тебе нравятся, если они интеллектуальные. Помню, однажды я исправила одного своего родственника, когда он сказал, что галактик всего 7, что равно счастливому числу у мусульман. Я сказала ему, что галактик как минимум 100-200 млрд. После данного мероприятия, меня отвели в сторонку и сказали, что девушка не должна быть умнее мужчины или как-то показывать знания. Если подвести итог разговора, то твоя индивидуальность должна быть смыта и переделана. Ты должна быть тихой, скромной и послушной, заботиться сначала о своей семье, а потом о семье своего мужа.

14.Большинство спортов тебе будут закрыты после 14 дет. И это ещё в наиболее либеральных семьях. Можно не мечтать о таких вещах, как баскетбол, волейбол, верховая езда и другое.Это изначально не особо женское дело, которое, к тому же, проводится в «неподобающей» одежде, показывающей «слишком многое».

15.Если ты как-то пытаешься противостоять этим правилам, то в итоге:

а)Тебя избивают и «наставляют на путь истинный»

б)Убивают(если ты нарушила что-то серьёзное. Например, совершила измену)

г)Изгоняют из общества. Ты больше не часть семьи. Никто не будет с тобой говорить. Ты больше не существуешь/существуешь лишь в порицательных рассказах мам для своих дочерей.

Все, что я перечислила, это лишь основная часть.

В итоге, я хочу сказать, что чеченки живут в среде полного сексизма, в стиле Средневековья, тогда как снаружи они видят другую, современную жизнь. Насчёт этого есть как плохие, так и хорошие новости. На данный момент, чеченская молодёжь делится на две группы: на более либеральных людей, которые понимают, что такая жизнь приводит только к худшему, и те, которые яро отстаивают позицию своих предков.

Те, кто живут в других городах/странах, вынужденны выбирать между своими убеждениями, убеждениями общества и убеждениями родины, что весьма прискорбно.

P.S.Ах да, выбирать лучше надо «женскую» профессию, как, например, доктор.

То, как вы живёте - правильно и порядочно, чеченцы - самый лучший народ, а все, что ты видишь вокруг - неправильно. И нефиг грязным русским свиньям общаться с чистыми чеченскими девственницами! Продолжайте в том же духе! Кавказ - сила!

Многие знакомые спрашивают, почему в Чечне нельзя ходить на улице в шортах? Мне кажется, это можно объяснить обычным словом «уважение». Но уважение в кавказском понимании и в понимании «большой земли» - это абсолютно разные вещи. Просто мужчинам, как и женщинам, не следует показывать оголенные части тела. Хотя на деле женщины все равно находят способы продемонстрировать себя - например, носят длинные, но облегающие платья.

Я спокойно ношу джинсы. Бывает, конечно, когда гуроны свистят мне вслед и что-то говорят, но большинству людей все равно, во что ты одет. Гуроны - это те, кто с гор спустились и никогда женщину в брюках не видели. Дикие люди, это как раз они танцуют лезгинку на Красной площади. Как-то раз я ехала автобусом в Москву, и ко мне подошел чеченский парень-малолетка и говорит: «О, ты русская, пошли со мной в гостиницу». Для них в силу воспитания русская женщина - это *** (распутная женщина).

В Грозном мужчины в основном носят брюки или джинсы вместе с футболкой или рубашкой. Никаких маек - плечи должны быть закрыты. На ногах необязательно мокасины, не знаю, откуда взялся такой стереотип. В спортивных костюмах тоже не ходят - это считается для вайнахов неуважением. Выйти в спортивном костюме на улицу - то же, что и выйти в пижаме. Но я могу позволить себе такую роскошь.

Настоящий хиджаб здесь встретишь редко. Это же покрывало, которое прячет все тело, кроме рук и лица. В западном мире за хиджаб принимают традиционный арабский платок. До войны в Чечне их вообще никто не носил, только последние лет десять начали закутываться, причем часто хиджаб носят в сочетании с достаточно облегающим платьем. Обычно женщины в Грозном носят косынку и юбку ниже колена. А многие девушки, которые закутываются с ног до головы, делают это из-за дани моде - к религии это не имеет никакого отношения. Религиозная женщина, надев хиджаб, не может наносить косметику. У нее не должно быть макияжа и накрашенных ногтей. Это лицемерно по отношению к религии.

Молодежь вообще невежественна в вопросах веры. Многие просто фанатики, интернетные мусульмане. Я их спрашиваю: «Зачем пост Ураза в священный месяц Рамадан? Зачем ты ее держишь?» А мне отвечают: «Ну, предки держали, и я держу». Это неосмысленная вера, как дань традиции. Получается лицемерный пост: весь месяц ходите чуть ли не святые, не кушаете, не пьете, а зачем - не знаете. Но практически каждый с пеной у рта будет доказывать правильность своей религии, хотя мало кто живет по столпам истинного ислама. Во время Уразы Грозный вообще вымирает, днем на улице практически нет людей.

Множество адатов (адаты - это неписанные законы, их исполнение считается обязательным, а неисполнение наказуемо. По мере исламизации народов Кавказа к адатам стали добавляться нормы мусульманского теологического права - шариата) идут вразрез с исламом. Например, в исламе не принято танцевать и петь. Также неприемлем культ личности, и все же ни одно административное здание в Грозном не обходится без портрета первого президента ЧР Ахмата-Хаджи Кадырова, а также Владимира Владимировича. Зачастую к ним присоединяется и портрет самого Рамзана Ахматовича. Я в шутку называю их «Святая Троица»: отец, сын и Святой Дух. Также популярны кружки, брелоки, магнитики и прочие сувениры с портретом самого Рамзана. У нас и футбольная команда «Терек» стала командой «Ахмат». Был даже проект переименования Грозного в Ахмат-Калу. Это уже перебор. На моей жизни все эти вещи не сильно отражаются, но могу точно сказать, что в республике существует жесткая диктаторская система и открытая коррупция.

Личная жизнь и переезд

Впервые в Чечню я приехала летом 2015-го. Меня позвали в гости чеченцы, с которыми я имела честь вместе работать. Стереотипное мнение про республику навевало опасения: до поездки знакомые говорили мне, что в Чечне опасно, на улице стреляют, и творится беспредел. Но мое любопытство победило: я хотела посмотреть обычную жизнь чеченцев, а также увидеть своими глазами мечеть и высотки. В итоге я влюбилась в Грозный и его гостеприимство.

В городе очень чисто и аккуратно. Нет вызывающих неприятных личностей, и все одеты скромно. Чечня - на первый взгляд обывателя - гнетуще спокойный регион. Ничего страшного в республике не происходит, просто нужно соблюдать определенные правила поведения. На мой взгляд, это разумные нормы культуры и нравственности, которые, к моему глубокому сожалению, практически утеряны во многих городах нашей большой родины.

Грозный оставил о себе исключительно положительные впечатления, и я приняла решение о переезде. Знакомство с будущим на тот момент супругом (уже бывшим) произошло настолько неожиданно и красиво, я чувствовала себя счастливой и защищенной от всего мира. У нас с мужем не было официального штампа в паспорте, только некоторые религиозные договоренности. Говоря по-русски, мы жили в гражданском браке. Конечно, у меня были стереотипные представления о кавказских мужчинах, я думала, что буду чувствовать себя за ним как за каменной стеной. Он очень красиво ухаживал за мной: дарил много подарков, говорил красивые слова и давал кучу обещаний, которые остались просто обещаниями. Обещал и чуть ли не полет на Марс.

Женщины вообще всегда сидят отдельно. В присутствии старших, особенно мужчин, женщине нельзя брать на руки ребенка и целовать его. Нужно вести себя сдержанно, без проявления положительных или негативных эмоций. Все должно быть мило, корректно и без повышения голоса

Семейная жизнь оказалась не такой, как я представляла. У мужчины на Кавказе супруга должна сидеть дома и заниматься воспитанием детей. Работать она может только с разрешения супруга. При этом большое место в жизни кавказского мужчины занимают друзья и родственники, а на собственную семью времени практически не хватает. Мужчины обычно нет весь день дома, а когда он приезжает, всюду должен быть порядок, а дети накормлены. Если он приехал с друзьями, женщина должна накрыть на стол и уйти из комнаты. Она может зайти, чтобы что-то подать или убрать, но не может принимать участия в застолье. Женщины вообще всегда сидят отдельно. В присутствии старших, особенно мужчин, женщине нельзя брать на руки ребенка и целовать его. Нужно вести себя сдержанно, без проявления положительных или негативных эмоций. Все должно быть мило, корректно и без повышения голоса. На людях муж с женой общаются просто как друзья - никаких проявлений чувств.

Я с самого начала говорила мужу, что я не чеченка и не пятнадцатилетняя девочка, которую можно воспитывать. Я взрослая женщина со своими принципами, и я не могу моментально начать жить по вайнахским адатам. Навязывать мне традиции бесполезно, нужно сделать так, чтобы я сама захотела их соблюдать. А от меня что-то требовали, и я даже не понимала, что именно. Никто не подсказывал, как правильно себя вести, и я читала о традициях в интернете. Муж требовал их соблюдения, а сам никаких усилий не прикладывал, поэтому у меня не возникло желания продолжать отношения. Мне не хватило элементарной заботы, и мы тихо-мирно разошлись. Кстати, буквально полтора часа назад он мне звонил - мы иногда общаемся.

Чаще всего мы ссорились из-за того, что мужа не было дома. Отсутствие заботы и его самого сильно угнетало. Все остальное, в том числе соблюдение традиций, можно было решить. Вторая причина расставания - полный запрет общения с моими друзьями, знакомыми и коллегами. Не поощрялось заведение новых знакомств, тем более с мужчинами. Я оказалась практически отрезана от общества, хотя всегда имела активную позицию в жизни.

Я сложный человек и понимаю это. У меня есть принципы и цели в жизни. Я люблю путешествовать, а чеченское замужество это практически исключает. Ну раз в пять лет муж вывезет меня на море - и что, я должна быть рада, аплодировать в ладоши и целовать его во все места?

Жизнь и обычаи Чечни

После того как мы с мужем разошлись, я думала о том, чтобы уехать из Грозного, но ключевую роль в принятии решения сыграло воспитание, которое может получить в Грозном моя дочь: она недавно пошла в первый класс. В Чеченской Республике ребенок приобретает ценности, которые давно утеряны в нашем обществе, к сожалению, их сложно привить за пределами Кавказа. Например, уважение к старшим.

К Грозном еще сохранилось это понятие, в общественном транспорте всегда уступят место старшему, часто заплатят за проезд знакомый или знакомая, которых встретишь на остановке. А также традиция гостеприимства - она уникальна, за пределами Кавказа она отсутствует или чаще похожа на сочинскую: любой каприз за ваши деньги.

На улицах «большой земли» можно увидеть использованные шприцы и пустые бутылки даже на детских площадках, что абсолютно исключено в Грозном. Не скажу, что в Чечне нет наркомании или алкоголизма, но это не так массово и обозримо. Менталитет различается даже в республиках Северного Кавказа. Чечня и Ингушетия - это две единственные республики с полным запретом на алкоголь и ночных клубов (в 2016 году в Чечне закрылись все торговые точки по продаже спиртных напитков. - Прим. ред.) . В Грозном спиртное можно купить только в одном магазине с 08:00 до 10:00 и только русским. Если чеченец попробует, ему сразу дадут 15 суток только за намерение. Но, зная нрав Рамзана Ахматовича, я не считаю нужным рассказывать о конкретных случаях: это может негативно повлиять на репутацию Чечни.

Отношения между мужчиной и женщиной в Чечне

То, что в Чечне не принято разводиться, - это стереотип. Но да, женщине после развода действительно будет сложнее выйти замуж. Таковы традиции. Мужчине же жениться повторно совсем не сложно. У меня есть знакомый, который женился уже восемь раз. Хотя в прошлом году Рамзан приказал воссоединить разведенные семьи. Специальные комиссии приходили к мужчинам и ставили ультиматум: или ты идешь к жене и возвращаешь ее, или мы тебе по шапке настучим.

Дальнейшие отношения с чеченскими мужчинами я не рассматриваю. Вайнахам сложно иметь полноценный брак с женщиной другой веры, а я принимать ислам не планирую. Своему ребенку я дала полную свободу в выборе религии. Препятствовать в желании принять ислам я не стану. Не могу сказать, что в чеченских школах навязывается религия. Да, ученики разучивают молитвы и обязательно учат чеченский язык, но на результаты чаще закрывают глаза и ставят тройки. Даже директор школы, где учится моя дочь, не знает литературный чеченский.

Есть в Чечне и многоженство, никто не скрывает этого. Я знаю много полигамных семей, которые прекрасно и благополучно живут. В таких семьях все зависит от мужчины. Все его женщины должны быть равны

Русские в Чечне есть, но я с ними почти не общаюсь: как говорится, не то пальто. В Чечне все сидят в WhatsApp, и какое-то время я состояла в группе русских женщин Грозного. В основном в чате были жены военных, которые приехали сюда по долгу службы. Встречаются и девчонки, которые приехали по собственной воле и прекрасно живут. По крайней мере, показывают, что прекрасно живут. На самом деле, в плане отношений мужчины и женщины регион очень специфический. От мужчин исходит очень много лжи. Мужчина может соврать, что он не женат. Они чуть ли не с первого сообщения пишут: «Все, женщина, ты моя». Идешь по улице, подходит парень, спрашивает номер телефона. Если ему отказать, он тут же начнет тебя оскорблять.

Есть в Чечне и многоженство, никто не скрывает этого. Я знаю много полигамных семей, которые прекрасно и благополучно живут. В таких семьях все зависит от мужчины. Все его женщины должны быть равны. Если одной шубу купил, то и второй обязан купить. Если одной купил квартиру, значит, и другой. Так же обстоит ситуация с уделением времени. Ни одна жена не имеет право претендовать на время другой жены. Для своего бывшего чеченского мужа я была первой женой, а он хотел вторую, чего я, конечно, не понимала и была против. Но сейчас, думаю, я бы могла стать частью такой семьи.

Гостеприимство и спокойствие

К одинокой женщине в Чечне не должен ходить в гости мужчина. Но меня это не касается, я же не чеченка. Ко мне часто ходят знакомые чеченцы в гости, плюс я принимаю туристов со всего мира через каучсерфинг. У меня и по пять мужчин-путешественников одновременно ночевали. Для соседей такая картина, конечно, в диковинку.

В Чеченской Республике много хороших мест: Грозненское море, музыкальный фонтан, второй в мире после Дубая. Но я уже все исходила, и мне это не особо интересно. В плане инфраструктуры меня все устраивает. Везде есть банкоматы и терминалы. Хотя не хватает квалифицированных специалистов практически во всех сферах: начиная с медицины и заканчивая ресторанным бизнесом.

Главная достопримечательность республики - это гостеприимство и отношения между людьми. Например, туристам никогда не позволяют жить в палатках и приглашают в дом. Здесь никогда не оставят человека в беде. Чем смогут, тем помогут. Как-то раз мне пришлось срочно уехать, и гостей, которые должны были остановиться у меня, бесплатно приютил водитель, который просто их подвозил.

Я часто бываю в соседних республиках, и порой в это время у меня хотят остановиться туристы. Я без проблем оставляла ключи от дома у соседки или продавца в ближайшем магазине. Меня, конечно, спрашивали, не боюсь ли я, что меня ограбят. А я не боюсь: вас, если что, потом найдут. Порой я забываю закрыть входную дверь на ночь, и ничего страшного не происходит - регион спокойный.

Карьера

В Грозном я также работала в одной из крупнейших торговых компаний республики, но не совсем вписалась в коллектив. Во-первых, из-за того, что я русская, а во-вторых, потому что всегда говорю правду и в лоб, - а чеченцам это не нравится, им нужна корректность и похвала.

В Грозном много компаний, которые урвали денег во время строительства города после Первой и Второй чеченских войн. В свое время они легко заработали деньги, а сейчас их финансовая подушка кончается. Мое мнение таково: если в соседнем регионе откроются филиалы крупных торговых сетей, таких как «Леруа Мерлен», «Икея» и прочие, все местные компании разлетятся в пух и прах. В день мы совещались по четыре часа, и на одном из совещаний у меня не выдержали нервы: «Ребят, вас семь братьев, а я одна». Чтобы вы понимали: на утверждение обсуждение одного вопроса мы тратили по три-четыре дня.

Бизнес в республике, чаще семейный, что мне не очень нравится. Это примерно так же, как руководитель - трехголовый Змей Горыныч, и каждая голова желает своего. Идти в государственную структуру тоже нет желания. Я не хочу быть связана по рукам и ногам. Да, на госслужбе можно добиться квартиры, но тогда ты становишься рабыней Рамзана Ахматовича. Не лично, конечно, но через посредников. Все равно пришлось бы по каждому его чиху подскакивать. У нас тут жила девочка (речь идёт о журналистке, которая проводила свадьбу 17-летней Луизы Гойлабиевой и начальника РОВД Ножай-Юртовского района Чечни Нажуда Гучигова. - Прим. ред.) , которая работала на радиостанции. Недавно она уехала в Ижевск, хотя ей дали в Грозном квартиру. Не думаю, что она бы уехала, если бы здесь ей все нравилось.

Конечно, можно найти работу в Грозном, но я предпочла работать удаленно из дома. Обычный мой день связан с компьютером. Могу выбраться вечером по городу погулять, но это бывает крайне редко. Ну и занимаюсь ребенком: приготовить покушать, сделать уроки, вечером - семейная традиция, чай у соседки. Летом я практически не бываю в Чечне и путешествую.

С режимом Кадырова я не сталкивалась, на меня он не распространяется, и я чувствую себя абсолютно свободно. Национальной травли нет, если бы такое было, я бы дошла до Рамзана. Никаких историй про похищения я не знаю. Конечно, родственникам Кадырова позволено больше, чем другим. Многие мои знакомые приближены к нему. Порой они выражают мне свое недовольство. Но, понятное дело, со мной они могут так открыто говорить, а ни с кем другим не могут. Они понимают, что дальше меня это никуда не уйдет. А что они говорят, я не расскажу.

Возможно, я уеду из Грозного, но все-таки хочу остаться на Северном Кавказе. Мне очень нравится Нальчик, даже есть мысль о переезде, но в силу происходящего в настоящее время межнационального конфликта между кабардинцами и балкарцами я отложила эту мысль.

Это слово не поддается переводу. Но его можно и необходимо объяснить. "Нохчо" значит - чеченец. Понятие "нохчалла" - это все особенности чеченского характера в одном слове. Сюда включен весь спектр моральных, нравственных и этических норм жизни чеченца. Можно также сказать, что это - чеченский "кодекс чести".

Качества рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища ребенок в традиционной чеченской семье впитывает, как говорится, "с молоком матери". А истоки чеченского "кодекса чести" - в древней истории народа.

Когда-то, в далекие времена, в суровых условиях гор гость, не принятый в дом, мог замерзнуть, потерять силы от голода и усталости, стать жертвой разбойников или дикого зверя. Закон предков - пригласить в дом, согреть, накормить и предложить ночлег гостю - соблюдается свято. Гостеприимство - это "нохчалла". Дороги и тропинки в горах Чечни узкие, часто змеятся вдоль обрывов и скал. Поскандалив или поспорив можно сорваться в пропасть. Быть вежливым и уступчивым - это "нохчалла". Тяжелые условия горной жизни сделали необходимой взаимопомощь и взаимовыручку, которые тоже - часть "нохчалла". Понятие "нохчалла" несовместимо с "табелью о рангах". Поэтому у чеченцев никогда не было князей и холопов.

"Нохчалла" - это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничье самолюбие. Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня.

"Нохчалла" - это дружба на всю жизнь: в дни печали и в дни радости. Дружба для горца - понятие святое. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится, но по отношению к другу - никогда!

"Нохчалла" - это особое почитание женщины. Подчеркивая уважение к родственникам своей матери или своей жены, мужчина сходит с коня прямо при въезде в село, где они живут. А вот - притча о горце, который однажды попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Она не могла отказать гостю, накормила, уложила его спать. Наутро гость понял, что в доме нет хозяина, а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря. Умываясь второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчина, воспитанный в духе "нохчалла".

"Нохчалла" - это неприятие любого принуждения. Чеченец издревле, с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне - "приходи свободным!" Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее - это "нохчалла".

При этом "нохчалла" обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем, уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный День. Но не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда. С таким грехом пребывать вечно.

Свадебный обряд

Чеченское слово «свадьба» в переводе означает – «игра». Сам по себе свадебный обряд – это череда представлений, в которые входят пение, танец, музыка, пантомима. Музыка звучит, когда за невестой отправляются и привозят ее в дом жениха односельчане, родственники, друзья. На этом этапе свадьбы происходят и другие представления. Так, например, родственники невесты задерживают свадебный поезд, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой – нужно заплатить выкуп, чтобы проехать.

Другие пантомимы происходят уже в доме жениха. На пороге дома заранее положены войлочный ковер и веник. При входе невеста может перешагнуть их или убрать с дороги. Если аккуратно уберет, значит, умна; если перешагнет, значит, не повезло парню. А вот невесту, празднично одетую, посадили в почетный угол у окна под специальную свадебную занавеску, тут ей дают на руки ребенка – чьего-то сына-первенца. Это - пожелание, чтобы у нее родились сыновья. Невеста ласкает ребенка и дает ему что-нибудь в подарок.Гости приходят на свадьбу с подарками. Женщины дарят отрезы материи, коврики, сладости, деньги. Мужчины – деньги или баранов. Причем, мужчины обязательно вручают подарок сами. А дальше – пир горой.

После угощения – опять представление. К гостям выводят невесту, у которой они просят воды. Все что-то говорят, шутят, обсуждают внешность девушки, а ее задача – не разговориться в ответ, потому что многословие – признак глупости и нескромности. Невеста может лишь в самой лаконичной форме предложить выпить воду и пожелать гостям здоровья.

Еще одна игра-представление организуется на третий день свадьбы. Невесту с музыкой, с плясками ведут к воде. Сопровождающие бросают в воду лепешки, затем расстреливают их, после чего невеста, набрав воды, возвращается домой. Это – старинный обряд, который должен обезопасить молодую женщину от водяного. Ведь она каждый день будет ходить по воду, а водяного приманили уже угощением и «убили».

В этот вечер совершается регистрация брака, в которой участвует доверенный отца невесты и жених. Обычно мулла от имени отца дает согласие на вступление его дочери в брак, и на следующий день невеста становится молодой хозяйкой дома.По старинному чеченскому обычаю жених не должен показываться на собственной свадьбе. Поэтому он в свадебных играх не участвует, а веселится обычно в это время в компании друзей.

Отношение к женщине

Женщина–мать у чеченцев имеет особый общественный статус. Она издревле - хозяйка огня, мужчина только хозяин дома. Самое страшное чеченское проклятие – «чтобы потух в доме огонь».

Чеченцы всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами.

Никто кроме женщины не может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь и бряцает оружие, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить кровопролитие, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору или драку женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся – это действовало как запрет на междоусобицу.

По западной традиции мужчина пропустит женщину вперед в знак уважения. По чеченской – мужчина, уважая и оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни. В старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи: со зверем, грабителем, с кровным врагом…Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее, жену и мать его детей.

Об уважительном отношении к женщине свидетельствует обычай приветствовать ее только стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, встать и поздороваться первым. Величайшим позором считалось непочитание матери и ее родственников. А для зятя почитание родственников жены – засчитывалось как добродетель, за которую бог без суда может отправить в рай.

Мужской этикет

Основные нормы поведения чеченского мужчины отражает понятие «нохчалла» - см. раздел 1. Но для отдельных бытовых ситуаций также существуют сложившиеся веками традиции и обычаи. Они нашли отражение в чеченских пословицах и поговорках о том, как должен вести себя хозяин, муж, отец…

Немногословие – «Не знаю, нет – одно слово, знаю, видел – тысяча слов».

Неторопливость – «Быстрая речушка до моря не дошла».

Осторожность в высказываниях и в оценках людей – «Рана от шашки заживет, рана от языка – нет».

Выдержанность – «Несдержанность – глупость, терпение – воспитанность»

Сдержанность – основная характеристика чеченского мужчины практически во всем, что касается его домашних дел. По обычаю, мужчина не будет даже улыбаться жене при посторонних, не возьмет при посторонних ребенка на руки. Он очень скупо отзывается о достоинствах жены, детей. При этом должен строго следить, чтобы на жену не пали никакие мужские дела и обязанности – «Курица, начавшая петь по-петушиному, лопнула».

Чеченец как на особо тяжкое оскорбление реагирует на нецензурную брань, особенно если в ругательстве фигурирует женщина. Это связано с тем, что самый большой позор, если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной. В республике, хоть и редко, имелись случаи самосуда над женщинами за вольное поведение.

В понятие мужской красоты чеченцев входят высокий рост, широкие плечи и грудь, тонкая талия, худощавость, быстрая походка – «По походке узнаешь, каков он», говорят в народе. Особенную, знаковую, нагрузку несут усы – «Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов!» Для тех, кто носит усы, к этой строгой формуле прилагаются три запрета: не плакать от горя, не смеяться от радости, не убегать ни при какой угрозе. Вот так усы регламентируют поведение чеченского мужчины!

И еще одно. Рассказывают, что идущего сдаваться в плен предводителя восставших горцев Шамиля несколько раз окликнул его верный сподвижник. Но Шамиль не обернулся. Когда потом его спросили, почему он не обернулся, он ответил, что его застрелили бы. «Чеченцы не стреляют в спину»,- пояснил Шамиль.

Особые цифры - 7 и 8

В одной из чеченских сказок говорится о юноше Султане, ухаживавшем за девушкой ровно 8 лет. Грудному ребенку, по чеченским обычаям, нельзя показывать зеркало до восьмимесячного возраста. В вайнахском варианте мифа об Адаме и Еве первые мужчина и женщина разошлись в разные стороны, чтобы найти себе пару; Ева сказала, что на своем пути она перешла через восемь горных хребтов. Чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии. Мужчине обязательно знание семи предков.

Эти примеры показывают, что с женщиной чеченцы ассоциируют цифру 8, а с мужчиной – цифру 7. Семерка состоит, по существу, из единиц. Восьмерка же, состоящая из четырех двоек (иначе - из пар) отражает материнство, принцип порождения себе подобного.Таким образом, цифровая символика показывает пришедшее из глубокой древности особое, превалирующее место женщины в обществе, по сравнению с мужчиной. Это же подчеркивает и известная чеченская пословица – «Портится мужчина – портится семья, испортится женщина – портится весь народ».

Чеченцы придают особое значение наследственности по женской линии. Так, выражение «материнский язык» употребляется, когда отмечают достойное поведение человека, а выражение «материнское молоко» - когда осуждают за неблаговидный поступок. И по сей день чеченец вправе взять себе жену любой национальности, но не поощряется выход чеченки замуж за иноплеменника.

Взаимопомощь, взаимовыручка

При встрече каждый чеченец первым делом спросит: “Как дома? Все ли живы, здоровы?” При расставании считается правилом хорошего тона спросить: “Нужна ли моя помощь?”

Обычай трудовой взаимопомощи уходит корнями в глубокую старину. В те времена суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву; всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины- кормильца.

Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники.

Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа – его горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо - и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане. Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях, в том числе и о несчастьях. И первым по приезде делом он идет выражать соболезнования.

«Лучше сосед поблизости, чем родственники вдали», «Чем жить без любви людской, лучше умереть», «Единство народа – несокрушимая крепость», гласит чеченская мудрость

Гостеприимство

Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа – символ воинственности – в одной руке и с куском сыра – символ гостеприимства в другой. «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать

Понравилась статья? Поделитесь ей