Жан-Батист Грёз (21 августа 1725 г.- 4 марта 1805 г.) – французский художник, считал, что живопись должна доставлять не только эстетическое удовольствие, но и заниматься воспитанием нравов. Его жанровые картины часто пропитаны неким морализаторством и тонкими намёками на недостатки общества.
Легендарная картина Ж.Б. Греза «Балованное дитя» является ценнейшим экспонатом Государственного Эрмитажа, расположенного в городе Санкт-Петербурге. Всего в музее хранится 11 произведений художника. Картина выполнена в популярном некогда стиле рококо, маслом на холсте.
Шедевр появился на свет в 1765 году. Как и все произведения Жана-Батиста Греза, «Балованное дитя» призвано просветить зрителя. Полотно содержит глубокий нравственный подтекст, который способен стать уроком для каждого.
Сюжет на картине прост и ясен. Герои картины крайне типичны, их позы нарочито неестественны и наиграны. Центральной фигурой является мальчик, явно нежелающий приниматься за предложенную еду. Для того, чтобы быстрее разделаться с ненавистной пищей, он втихаря кормит ей собаку, используя столовые приборы. При этом еда с ложки падает на пол. Рядом расположилась юная прелестница. Ее лицо смиренно и спокойно. Сложившаяся ситуация не нова для нее. Девушка измучена поведением ребенка, и не в силах даже его отругать. Другое название работы – «Плоды дурного воспитания»
В 1762 году знаменитый философ эпохи Просвещения Жан Жак Руссо опубликовал в форме романа педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании», который получил широкое признание не только во Франции, но и за ее пределами. Он посвящен радостям домашней жизни и семейной идиллии. Среди всевозможных наставлений, Руссо предостерегает любящих матерей от чрезмерного попустительства своим чадам: «…когда женщина не только не пренебрегает материнскими заботами, но доводит их до крайности, когда делает из ребенка идола, увеличивает и поддерживает его слабость <…> погружая детей своих в негу, они подготавливают их к страданию». Картина «Балованное дитя», несомненно, является яркой иллюстрацией к этому утверждению философа.