Контакты

Тест опросник школьной тревожности. Диагностика школьной тревожности: опросник Филлипса. Файлы: Материалы для диагностики

Обучение в школе для детей связано не только с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации, но и с определёнными изменениями в личности, формированием оценочной шкалы, нравственных ориентиров. На пути становления эмоционально-личностной сферы ребёнка существует ряд препятствий, одним из которых можно считать школьную тревожность. Для диагностики её уровня применяется методика Филлипса.

Описание методики определения уровня школьной тревожности Филлипса

Британский психотерапевт Адам Филлипс в середине ХХ века, проведя несколько десятков наблюдений за школьниками разного возраста в классных коллективах, выдвинул теорию о том, что для формирования раскрепощённой и всесторонне развитой личности необходимо вовремя диагностировать тревожность и снизить её уровень. Состояние психики, при котором человек испытывает сильное волнение по незначительным поводам, наносит существенный урон самооценке и оказывает влияние на все стороны эмоционально-личностного развития. Особую актуальность тест приобретает для ребят младшего школьного возраста и учащихся 5–8 классов, ведь для адекватной социализации в кругу сверстников детям нужно принять и понять себя.

Школьная тревожность препятствует успешному обучению

В качестве стимульного материала автор предложил использовать вопросник, состоящий из 58 пунктов, требующих однозначного ответа: «да» или «нет». По итогам проведённого исследования с помощью методики Филлипса можно сделать вывод о степени тревожности ребёнка и характере её проявлений. Что касается последнего показателя, то тест помогает выявить следующие аспекты:

  • эмоции малыша, которые связаны с разными формами участия в школьной и классной жизни в частности;
  • стресс социального характера - состояние, которое связано с выстраиванием взаимосвязей со сверстниками;
  • индифферентное отношение к личному успеху;
  • боязнь показать свои умения и навыки на уроке, необходимости выступить перед всеми;
  • ожидание негативной оценки со стороны окружающих;
  • неспособность противостоять стрессу, что проявляется в нестандартной реакции на любые раздражающие факторы;
  • неумение и нежелание строить отношения со взрослыми.

Знаменитый американский педагог и оратор-мотиватор Дейл Карнеги говорил: «Встревоженный и затравленный индивид, который не в состоянии приспособиться к жестокому реальному миру, разрывает всякий контакт с окружающей средой и уходит в собственный вымышленный мир. Так он старается освободиться от тревог и волнений».

Порядок проведения тестирования

Тестирование можно сделать групповым, но в этом случае существует риск подглядывания детей в работы друг друга

Тест проводится среди детей 6–13 лет в устном или письменном виде. Работу можно организовать как индивидуально с каждым ребёнком, так и в группе. Важно чётко формулировать условия и правила прохождения тестирования:

  1. Детям выдаются бланки с вопросами (для письменной формы диагностики) или листочки с проставленными номерами от 1 до 58 (для устной).
  2. Учитель озвучивает рекомендации: «Перед вами вопросы о том, как вы себя ощущаете в школе. Нужно дать ответ: «да», поставив рядом с номером вопроса плюс, или «нет», пометив знаком минуса». Если выбран устный вариант тестирования, то детей необходимо настроить только на расстановку нужных знаков, соответствующих их ответам.
  3. Далее следует оговорить, что на вопросы нужно отвечать искренне, ошибок в ответах быть не может, так как нет плохих или хороших, правильных или неправильных вариантов.
  4. Также необходимо предупредить школьников: не стоит долго обдумывать ответ, лучше писать первое, что придёт в голову.

Если учитель видит, что тестируемый долго думает над вопросом, то имеет смысл подойти к нему и попробовать объяснить задание ещё раз. При этом отвечать за испытуемого нельзя.

Файлы: Материалы для диагностики

Обработка и интерпретация результатов

При анализе ответов подчёркиваются номера тех вопросов, которые не совпадают с ключом: например, если в качестве ответа на вопрос №41 испытуемый поставил «-», а в ключе значится «+», то тот фактор, к которому относится это задание и будет показателем характера тревожности (в рассматриваемом примере - равнодушное отношение к успеху).

Ключи к вопроснику:

1 - 7 - 13 - 19 - 25 + 31 - 37 - 43 + 49 - 55 -
2 - 8 - 14 - 20 + 26 - 32 - 38 + 44 + 50 - 56 -
3 - 9 - 15 - 21 - 27 - 33 - 39 + 45 - 51 - 57 -
4 - 10 - 16 - 22 + 28 - 34 - 40 - 46 - 52 - 58 -
5 - 11 + 17 - 23 - 29 - 35 + 41 + 47 - 53 -
6 - 12 - 18 - 24 + 30 + 36 + 42 - 48 - 54 -

Затем подсчитывается общее число несовпадающих ответов. Если таковых больше половины, то есть все основания говорить о повышенном уровне тревожности ребёнка. Когда не сходится свыше 2/3 (75%), то можно с уверенностью утверждать, что школьник испытывает сильную тревожность.

Распределение ответов, соответствующих тревожным синдромам:

Факторы Номера вопросов
Общая школьная тревожность 2,3,7, 12, 16,21,23,26,28,46,47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22
Пребывание в ситуации социального стресса 5, 10, 15,20,24,30,33,36, 39,42, 44; сумма = 11
Отсутствие потребности в достижении успеха 1,3,6, 11, 17, 19,25,29,32,35,38, 41, 43; сумма = 13
Страх любого самовыражения 27,31,34, 37, 40, 45; сумма = 6
Боязнь быть вызванным на уроке 2,7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
Страх не оправдать ожидания близких и значимых людей 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5
Низкая способность физиологически противостоять стрессу 9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5
Трудности в отношениях с учителями 2,6, 11,32,35,41,44,47; сумма = 8

Анализ совпадений внутри каждой группы позволяет определить эмоциональный фон ребёнка, а также количество тех или иных факторов, вызывающих тревогу. Данные заносятся в протокол, где указывается количество несовпадений по отдельным синдромам, определяется общее число тревожных факторов по каждому испытуемому, а затем подсчитывается количество детей в классе (если тест проводится в группе), у которых выявлена:


Обычно для работы с детьми, у которых показатели варьируются от 50 до 75%, используются:

  • ролевые игры, помогающие продемонстрировать, что учитель такой же человек, как и все, бояться которого нет оснований;
  • беседы, чтобы убедить школьника в следующем: для достижения успеха в любом деле важно самому быть заинтересованным в нём;
  • ситуации успеха: ребёнку предлагается задание, с которым он точно справится, чтобы о его достижении стало известно близким и одноклассникам - это помогает культивировать уверенность в своих силах.

Если у обучающегося в ответах получилось много несовпадений (свыше 75%), то коррекционная программа должна разрабатываться детским психологом совместно с учителем и родителями. В этом случае ребёнку необходима профессиональная помощь.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;

2. Переживание социального стресса

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11

3. Фрустрация потребности в достижение успеха

1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3,8,13,17.22; сумма = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9,14.18.23,28; сумма = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ


Результаты

1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

  1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
  4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Текст опросника.

  • Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  • Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  • Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  • Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  • Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  • Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  • Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  • Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  • Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  • Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  • Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  • Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  • Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  • Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  • Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  • Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  • Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  • Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  • Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  • Похож ли ты на своих одноклассников?
  • Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  • Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  • Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  • Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  • Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  • Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  • Боишься ли ты временами вступать в спор?
  • Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  • Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  • Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  • Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  • Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  • Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  • Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  • Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  • Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  • Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  • Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  • Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  • Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  • Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  • Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  • Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  • Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  • Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  • Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  • Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  • Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  • Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  • Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  • Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  • Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  • Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  • Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
  • Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  • Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  • Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  • Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
  • Изучение уровня и характера тревожности , связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

    Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

    Инструкция к тесту

    «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

    Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

    Тестовый материал
    1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
    2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
    3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
    4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
    5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
    6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
    7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
    8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
    9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
    10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
    11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
    12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
    13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
    14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
    15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
    16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
    17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
    18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
    19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
    20. Похож ли ты на своих одноклассников?
    21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
    22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
    23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
    24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
    25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
    26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
    27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
    28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
    29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
    30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
    31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
    32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
    33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
    34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
    35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
    36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
    37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
    38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
    39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
    40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
    41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
    42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
    43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
    44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
    45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
    46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
    47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
    48. Необходимо зарегистрироваться

      Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

      Внимание!
      1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
      2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
      3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
      4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

      Ключ к тесту

      Ключ ко всему тексту

      1 – 7 – 13 – 19 – 25 + 31 – 37 – 43 + 49 – 55 –
      2 – 8 – 14 – 20 + 26 – 32 – 38 + 44 + 50 – 56 –
      3 – 9 – 15 – 21 – 27 – 33 – 39 + 45 – 51 – 57 –
      4 – 10 – 16 – 22 + 28 – 34 – 40 – 46 – 52 – 58 –
      5 – 11 + 17 – 23 – 29 – 35 + 41 + 47 – 53 –
      6 – 12 – 18 – 24 + 30 + 36 + 42 – 48 – 54 –

      Ключ к шкалам

      Факторы № Вопросов Сумма
      1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; 22
      2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; 11
      3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; 13
      4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; 6
      5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; 6
      6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22; 5
      7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28; 5
      8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; 8
      Обработка и интерпретация результатов теста

      При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например , на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

      I. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно:

    • больше 50% – можно говорить о повышенной тревожности ребенка,
    • больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

    II. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

    Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

    Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

    Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

    Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

    Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

    Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

    Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

    Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

    Одной из самых распространённых проблем, с которой сталкивается школьный психолог, является школьная тревожность. Своевременное выявление этого состояния чрезвычайно важно, поскольку оно оказывает отрицательное влияние на все сферы жизни ребёнка: здоровье и состояние психики, общение со сверстниками и учителями, успеваемость в школе, поведение как в учебном заведении, так и за его пределами.

    Определение школьной тревожности. Причины

    Школьная тревожность - довольно многогранное понятие, включающее в себя различные формы психологического напряжения ребёнка в школе и имеющее следующие признаки:

    • неуверенность и неадекватность поведения;
    • необоснованная уверенность в несправедливом, предвзятом отношении к себе со стороны учителей и одноклассников;
    • чрезмерная скованность как на занятии, так и во время перемены;
    • чувство дискомфорта в обычных школьных ситуациях;
    • беспокойство по незначительным поводам;
    • повышенная ранимость, чувствительность;
    • нежелание ходить в школу;
    • раздражительность и агрессивные проявления;
    • отсутствие усидчивости при выполнении заданий учителя;
    • полная потеря интереса к происходящему на уроке;
    • болезненное восприятие критических замечаний в свой адрес;
    • постоянная неуверенность в правильности своих действий;
    • страх сделать что-то неправильно и выглядеть аутсайдером в глазах сверстников;
    • ожидание неодобрения и порицания со стороны учителей;
    • снижение концентрации внимания на уроках, рассеянность;
    • страх потерять или испортить школьные принадлежности.

    Часто именно школьная тревожность является провоцирующим фактором, пусковым механизмом расстройства внутренней эмоциональной сферы личности.

    Основными причинами школьной тревожности являются:

    • внутренний конфликт, в основании которого потребности самого ребёнка;
    • конфликты с одноклассниками и педагогами;
    • завышенные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка;
    • противоречивые требования со стороны родителей и учителей;
    • специфика воспитательной и образовательной системы школы;
    • особенности психофизиологической организации ученика, его склада характера;
    • привитые в семье нормы поведения.

    Описание методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

    Для диагностики уровня тревожности у школьников младшего и среднего возраста (6–13 лет) в настоящее время активно используется методика британского психотерапевта Б. Н. Филлипса (Beeman N. Phillips), разработанная в 1970-х годах. Именно ему принадлежит идея о том, что для нормальной социализации и формирования адекватной самооценки ребёнка важно вовремя снизить школьную тревожность. Методика Филлипса позволяет определить как общий уровень тревожности испытуемого, так и определённые тревожные синдромы, чётко указывающие на конкретные проблемы. Данная методика представлена в виде теста. Простой в проведении и интерпретации результатов, тест уровня школьной тревожности Филлипса (School Anxiety Questionnaire) хорошо зарекомендовал себя при проведении психологических исследований в средней школе.

    Тест Филлипса представляет собой 58 общих вопросов о том, как ребёнок чувствует себя в школе, которые подразумевают однозначные ответы: «да» или «нет».

    Текст опросника:

    1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
    2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
    3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
    4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
    5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
    6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
    7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
    8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
    9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
    10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
    11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
    12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
    13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
    14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
    15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
    16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
    17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
    18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
    19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
    20. Похож ли ты на своих одноклассников?
    21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
    22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
    23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
    24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
    25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
    26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
    27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
    28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
    29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
    30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
    31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
    32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
    33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
    34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
    35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
    36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
    37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
    38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
    39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
    40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
    41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
    42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
    43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
    44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
    45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
    46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
    47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
    48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
    49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
    50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
    51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
    52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
    53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
    54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
    55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
    56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
    57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
    58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

    Тестирование обычно проводится в письменном виде: ребёнку предлагается заполнить специальный бланк с проставленными номерами (от 1 до 58), в котором при ответе на вопросы нужно поставить «+» (при положительном ответе) или «–» (при отрицательном ответе) в соответствующей каждому вопросу графе. Вопросы предъявляются или в письменном виде, или зачитываются школьникам. Методику Филлипса можно использовать как для индивидуального опроса, так и для исследования тревожности в группе (школьном классе). Безусловно, для получения достоверных результатов крайне нежелательно присутствие взрослых (помимо экспериментатора) в помещении, где проводится тестирование.

    Проведение тестирования

    Перед началом тестирования необходимо дать ребёнку точные инструкции относительно того, как давать ответы на предложенные вопросы. Важно обратить внимание испытуемых на то, что не нужно долго размышлять над каждой ситуацией, учитывая всевозможные варианты развития событий и додумывая всевозможные обстоятельства. Лучше сразу давать ответ, к которому ребёнок изначально склоняется. Он с большой долей вероятности и будет соответствовать действительности. Необходимо также объяснить детям, что отвечать нужно самостоятельно, одинаковых ответов на все вопросы быть не может, в тесте нет единственно правильных или совершенно неверных ответов.

    Проявление излишней тревожности может принимать различные формы и выявляет следующие аспекты:

    • преобладающий эмоциональный фон ученика;
    • неумение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
    • беспокойство, связанное с необходимостью участия в общественной жизни школы;
    • различные страхи (страх наказания, боязнь при проверке знаний, боязнь расстроить родителей);
    • отношение к личному успеху (чаще индифферентное, но проявляется и «сверхценность» школьной оценки);
    • потеря контроля над собственным поведением в стрессовых ситуациях;
    • проблемы со здоровьем (снижение работоспособности, повышенная утомляемость, выраженные вегетативные реакции, нервные срывы).

    Обработка и анализ результатов

    Процедура обработки результатов достаточно проста и понятна: необходимо лишь сравнить ответы испытуемых с ключом к тесту и выявить несовпадения. Именно несовпадающие ответы указывают на качественные особенности переживания тревожности каждым испытуемым.

    Ключ к тесту:

    1 – 7- 13- 19- 25 + 31 – 37- 43 + 49- 55-
    2 _ 8- 14- 20 + 26- 32- 38 + 44 + 50- 56-
    3- 9- 15- 21 – 27- 33- 39 + 45- 51 – 57-
    4- 10- 16- 22 + 28- 34- 40- 46- 52- 58-
    5- 11 + 17- 23- 29- 35 + 41 + 47- 53-
    6- 12- 18- 24 + 30 + 36 + 42 – 48- 54-

    Далее необходимо подсчитать общее количество несовпадений, на основании чего и делается вывод об уровне тревожности ребёнка: 50% от общего количества вопросов в тесте говорит о повышенном уровне тревожности, 75% свидетельствует о её высоком уровне. Если выявлено менее 50% несовпадений, можно утверждать, что уровень тревожности респондента находится в пределах нормы.

    Аналогичные показатели используются при качественном анализе результатов, позволяющем выделить те или иные тревожные синдромы (факторы), каждый из которых отдельно определяет и оценивает как личностную, так и ситуационную школьную тревожность испытуемых. Для этого несовпадающие с ключом ответы соотносятся со специально разработанной шкалой опросника Филлипса.

    Факторы
    Номера вопросов Сумма
    1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; 22
    2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; 11
    3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; 13
    4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; 6
    5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; 6
    6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22; 5
    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28; 5
    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; 8

    Для получения полного представления о каждом из выше перечисленных факторов тревожности необходимо обратиться к их содержательной характеристике.

    1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
    2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
    3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
    4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
    5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
    6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.

    Результаты диагностики группы детей заносятся в специальный протокол для упрощения дальнейшего анализа полученных данных. Рекомендуется также представить результаты обследования школьников в виде диаграммы.

    Если тестирование выявило повышенную или высокую школьную тревожность, необходимо выработать план действий для восстановления нормального эмоционального фона ребёнка и поддержания позитивного самоотношения. В этом случае прежде всего рекомендуется углублённая психодиагностика тревожных симптомов тревожности школьника и работа с психологом. Помимо методики Филлипса, для выявления состояния школьной тревожности активно используются следующие методы:

    1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан;
    2. Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина;
    3. Аффективный опросник Цукермана;
    4. Опросник профиля настроения МакНэйра, Лорра и Дропплмена;
    5. Метод экспертных опросов педагогов и родителей школьников;
    6. Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности.

    Необходимо научить ребёнка справляться с эмоциональными нагрузками, разумно их дозировать, рационально организовывать режим работы и отдыха. Важно чётко определить провоцирующие тревожность причины и создать необходимые условия для повышения самооценки ученика, его уверенности в собственных силах и способностях. Следует обучить ребёнка технике контроля над своим поведением в школе, направить усилия на формирование волевых качеств личности, выработке ценностных ориентиров школьника на данном этапе своего развития. Основная работа с психологом заключается в выработке новых стратегий поведения в сложных для ребёнка ситуациях и поиске способов избавления от тревоги (разрядки).

    Безусловно, ребёнку всегда передаётся эмоциональное напряжение и волнение самых близких людей, родителей. Поэтому для психологического спокойствия в школе детям необходима располагающая к этому обстановка в кругу семьи.

    • чаще хвалите ребёнка, не оставляйте без внимания его школьные успехи и достижения;
    • никогда не сравнивайте своего ребёнка с его одноклассниками, чаще говорите ребёнку о его уникальности;
    • будьте всегда в курсе школьной жизни вашего ребёнка, помогайте ему подготовиться к важным событиям в школе (выступление перед классом, контрольная работа, участие в соревнованиях);
    • не ругайте детей за провинности в школе, всегда важно понять их точку зрения на происходящие с ними события;
    • выработайте привычку обсуждать с ребёнком в конце дня то, что его расстроило или взволновало в школе, важно давать возможность ребёнку «проговаривать» волнения и тревоги;
    • моделируйте различные жизненные ситуации, при этом демонстрируя ребёнку образец уверенного поведения;
    • будьте всегда объективны и не завышайте планку требований к своему малышу;
    • не настраивайте ребёнка на достижение идеала во всём, зачастую «синдром отличника» присутствует у детей склонных к чрезмерным переживаниям;
    • помогите ребёнку выработать правильное отношение к неудачам и конструктивной критике в свой адрес;
    • закрепите в сознании ребёнка понимание того, что каждый человек имеет право на ошибку, что «на ошибках учаться»;
    • не требуйте от ребёнка моментальных результатов;
    • помогите ребёнку расставить приоритеты на данном этапе его жизни, находите параллели с вашей школьной жизнью;
    • не унижайте достоинство ребёнка, наказывая его, используйте наказание лишь в крайнем случае и обязательно «по делу»;
    • не ставьте под сомнение авторитет учителей и других знакомых ребёнку взрослых.

    Детям младшего и среднего возраста, безусловно, свойственно испытывать чувство тревоги при взаимодействии с различными компонентами учебного процесса. Однако повышенная тревожность ни в коем случае не должна препятствовать социализации ребёнка и его успеваемости в школе.

    ТЕСТ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА

    Одной из самых распространённых проблем, с которой сталкивается школьный психолог, является школьная тревожность. Своевременное выявление этого состояния чрезвычайно важно, поскольку оно оказывает отрицательное влияние на все сферы жизни ребёнка: здоровье и состояние психики, общение со сверстниками и учителями, успеваемость в школе, поведение как в учебном заведении, так и за его пределами.

    Определение школьной тревожности. Причины

    Школьная тревожность - довольно многогранное понятие, включающее в себя различные формы психологического напряжения ребёнка в школе и имеющее следующие признаки:

      неуверенность и неадекватность поведения;

      необоснованная уверенность в несправедливом, предвзятом отношении к себе со стороны учителей и одноклассников;

      чрезмерная скованность как на занятии, так и во время перемены;

      чувство дискомфорта в обычных школьных ситуациях;

      беспокойство по незначительным поводам;

      повышенная ранимость, чувствительность;

      нежелание ходить в школу;

      раздражительность и агрессивные проявления;

      отсутствие усидчивости при выполнении заданий учителя;

      полная потеря интереса к происходящему на уроке;

      болезненное восприятие критических замечаний в свой адрес;

      постоянная неуверенность в правильности своих действий;

      страх сделать что-то неправильно и выглядеть аутсайдером в глазах сверстников;

      ожидание неодобрения и порицания со стороны учителей;

      снижение концентрации внимания на уроках, рассеянность;

      страх потерять или испортить школьные принадлежности.

    Часто именно школьная тревожность является провоцирующим фактором, пусковым механизмом расстройства внутренней эмоциональной сферы личности.

    Основными причинами школьной тревожности являются:

      внутренний конфликт, в основании которого потребности самого ребёнка;

      конфликты с одноклассниками и педагогами;

      завышенные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка;

      противоречивые требования со стороны родителей и учителей;

      специфика воспитательной и образовательной системы школы;

      особенности психофизиологической организации ученика, его склада характера;

      привитые в семье нормы поведения.

    Описание методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

    Для диагностики уровня тревожности у школьников младшего и среднего возраста (6–13 лет) в настоящее время активно используется методика британского психотерапевта Б. Н. Филлипса (Beeman N. Phillips), разработанная в 1970-х годах. Именно ему принадлежит идея о том, что для нормальной социализации и формирования адекватной самооценки ребёнка важно вовремя снизить школьную тревожность. Методика Филлипса позволяет определить как общий уровень тревожности испытуемого, так и определённые тревожные синдромы, чётко указывающие на конкретные проблемы. Данная методика представлена в виде теста. Простой в проведении и интерпретации результатов, тест уровня школьной тревожности Филлипса (School Anxiety Questionnaire) хорошо зарекомендовал себя при проведении психологических исследований в средней школе.

    Тест Филлипса представляет собой 58 общих вопросов о том, как ребёнок чувствует себя в школе, которые подразумевают однозначные ответы: «да» или «нет».

    Текст опросника:

      Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

      Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

      Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

      Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

      Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

      Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

      Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

      Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

      Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

      Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

      Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

      Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

      Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

      Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

      Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

      Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

      Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

      Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

      Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?

      Похож ли ты на своих одноклассников?

      Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

      Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

      Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

      Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

      Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

      Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

      Боишься ли ты временами вступать в спор?

      Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

      Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

      Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

      Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

      Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

      Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

      Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

      Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

      Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

      Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

      Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

      Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

      Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

      Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

      Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

      Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

      Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

      Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

      Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

      Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

      Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

      Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

      Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

      Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

      Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

      Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

      Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

      Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

      Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

      Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

      Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

    Тестирование обычно проводится в письменном виде: ребёнку предлагается заполнить специальный бланк с проставленными номерами (от 1 до 58), в котором при ответе на вопросы нужно поставить «+» (при положительном ответе) или «–» (при отрицательном ответе) в соответствующей каждому вопросу графе. Вопросы предъявляются или в письменном виде, или зачитываются школьникам. Методику Филлипса можно использовать как для индивидуального опроса, так и для исследования тревожности в группе (школьном классе). Безусловно, для получения достоверных результатов крайне нежелательно присутствие взрослых (помимо экспериментатора) в помещении, где проводится тестирование.

    Проведение тестирования

    Перед началом тестирования необходимо дать ребёнку точные инструкции относительно того, как давать ответы на предложенные вопросы. Важно обратить внимание испытуемых на то, что не нужно долго размышлять над каждой ситуацией, учитывая всевозможные варианты развития событий и додумывая всевозможные обстоятельства. Лучше сразу давать ответ, к которому ребёнок изначально склоняется. Он с большой долей вероятности и будет соответствовать действительности. Необходимо также объяснить детям, что отвечать нужно самостоятельно, одинаковых ответов на все вопросы быть не может, в тесте нет единственно правильных или совершенно неверных ответов.

    Проявление излишней тревожности может принимать различные формы и выявляет следующие аспекты:

      преобладающий эмоциональный фон ученика;

      неумение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

      беспокойство, связанное с необходимостью участия в общественной жизни школы;

      различные страхи (страх наказания, боязнь при проверке знаний, боязнь расстроить родителей);

      отношение к личному успеху (чаще индифферентное, но проявляется и «сверхценность» школьной оценки);

      потеря контроля над собственным поведением в стрессовых ситуациях;

      проблемы со здоровьем (снижение работоспособности, повышенная утомляемость, выраженные вегетативные реакции, нервные срывы).

    Обработка и анализ результатов

    Процедура обработки результатов достаточно проста и понятна: необходимо лишь сравнить ответы испытуемых с ключом к тесту и выявить несовпадения. Именно несовпадающие ответы указывают на качественные особенности переживания тревожности каждым испытуемым.

    Ключ к тесту:

    Далее необходимо подсчитать общее количество несовпадений, на основании чего и делается вывод об уровне тревожности ребёнка: 50% от общего количества вопросов в тесте говорит о повышенном уровне тревожности, 75% свидетельствует о её высоком уровне. Если выявлено менее 50% несовпадений, можно утверждать, что уровень тревожности респондента находится в пределах нормы.

    Аналогичные показатели используются при качественном анализе результатов, позволяющем выделить те или иные тревожные синдромы (факторы), каждый из которых отдельно определяет и оценивает как личностную, так и ситуационную школьную тревожность испытуемых. Для этого несовпадающие с ключом ответы соотносятся со специально разработанной шкалой опросника Филлипса.

    Номера вопросов

    1. Общая тревожность в школе

    2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58;

    2. Переживание социального стресса

    5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44;

    3. Фрустрация потребности в достижение успеха

    1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;

    4. Страх самовыражения

    27, 31, 34, 37, 40, 45;

    5. Страх ситуации проверки знаний

    2, 7, 12, 16, 21, 26;

    6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

    3, 8, 13, 17, 22;

    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

    9, 14, 18, 23, 28;

    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

    2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47;

    Для получения полного представления о каждом из выше перечисленных факторов тревожности необходимо обратиться к их содержательной характеристике.

      Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

      Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

      Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

      Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

      Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

      Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

      Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

      Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.

    Результаты диагностики группы детей заносятся в специальный протокол для упрощения дальнейшего анализа полученных данных. Рекомендуется также представить результаты обследования школьников в виде диаграммы.

    Показатели тревожности по методике Филлипса могут быть представлены в виде различных диаграмм

    Если тестирование выявило повышенную или высокую школьную тревожность, необходимо выработать план действий для восстановления нормального эмоционального фона ребёнка и поддержания позитивного самоотношения. В этом случае прежде всего рекомендуется углублённая психодиагностика тревожных симптомов тревожности школьника и работа с психологом. Помимо методики Филлипса, для выявления состояния школьной тревожности активно используются следующие методы:

      Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан;

      Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина;

      Аффективный опросник Цукермана;

      Опросник профиля настроения МакНэйра, Лорра и Дропплмена;

      Метод экспертных опросов педагогов и родителей школьников;

      Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности.

    Необходимо научить ребёнка справляться с эмоциональными нагрузками, разумно их дозировать, рационально организовывать режим работы и отдыха. Важно чётко определить провоцирующие тревожность причины и создать необходимые условия для повышения самооценки ученика, его уверенности в собственных силах и способностях. Следует обучить ребёнка технике контроля над своим поведением в школе, направить усилия на формирование волевых качеств личности, выработке ценностных ориентиров школьника на данном этапе своего развития. Основная работа с психологом заключается в выработке новых стратегий поведения в сложных для ребёнка ситуациях и поиске способов избавления от тревоги (разрядки).

    Безусловно, ребёнку всегда передаётся эмоциональное напряжение и волнение самых близких людей, родителей. Поэтому для психологического спокойствия в школе детям необходима располагающая к этому обстановка в кругу семьи.

    Домашняя обстановка может нагнетать тревожность ребёнка в школе

      чаще хвалите ребёнка, не оставляйте без внимания его школьные успехи и достижения;

      никогда не сравнивайте своего ребёнка с его одноклассниками, чаще говорите ребёнку о его уникальности;

      будьте всегда в курсе школьной жизни вашего ребёнка, помогайте ему подготовиться к важным событиям в школе (выступление перед классом, контрольная работа, участие в соревнованиях);

      не ругайте детей за провинности в школе, всегда важно понять их точку зрения на происходящие с ними события;

      выработайте привычку обсуждать с ребёнком в конце дня то, что его расстроило или взволновало в школе,

      важно давать возможность ребёнку «проговаривать» волнения и тревоги;

      моделируйте различные жизненные ситуации, при этом демонстрируя ребёнку образец уверенного поведения;

      будьте всегда объективны и не завышайте планку требований к своему малышу;

      не настраивайте ребёнка на достижение идеала во всём, зачастую «синдром отличника» присутствует у детей склонных к чрезмерным переживаниям;

      помогите ребёнку выработать правильное отношение к неудачам и конструктивной критике в свой адрес;

      закрепите в сознании ребёнка понимание того, что каждый человек имеет право на ошибку, что «на ошибках учатся»;

      не требуйте от ребёнка моментальных результатов;

      помогите ребёнку расставить приоритеты на данном этапе его жизни, находите параллели с вашей школьной жизнью;

      не унижайте достоинство ребёнка, наказывая его, используйте наказание лишь в крайнем случае и обязательно «по делу»;

    Детям младшего и среднего возраста, безусловно, свойственно испытывать чувство тревоги при взаимодействии с различными компонентами учебного процесса. Однако повышенная тревожность ни в коем случае не должна препятствовать социализации ребёнка и его успеваемости в школе.

    Понравилась статья? Поделитесь ей