Контакты

Методика САН: узнаём больше о настроении и состоянии ребёнка. Опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников) Тест опросник оценка настроения интерпретация

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из эффективных способов определения самочувствия, настроения и общей активности является методика САН.

Описание методики «Самочувствие, активность, настроение»

Методика САН была предложена в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова. В состав разработчиков входили В. А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. Тест представляет собой 30 пар слов, описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека. В качестве целей исследования учёные выделили:

  • оценку психического состояния испытуемого;
  • выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;
  • определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.
  • старт обучения в школе;
  • переход в среднее звено;
  • начало пубертатного периода;
  • поступление в старшие классы и окончание школы.

Таким образом, методика САН может использоваться для диагностики детей любого возраста.

Процедура тестирования САН

Возможен как групповой способ проведения диагностики, так и индивидуальный. Использование один на один с испытуемым рекомендуется в том случае, если ребёнок неуверенно читает и испытывает трудности с пониманием значения всех слов-состояний, на анализе которых и построен тест. Временных ограничений для детей нет, но стоит указать на то, что ответ должен быть дан быстро - первое пришедшее в голову. Только так можно рассчитывать на объективность результатов теста.

В работе с дошкольниками и младшими школьниками важно разбирать каждую пару слов, чтобы у испытуемого не возникло непонимания сути вопроса.

Инструкция по организации диагностики:

Файл: Стимульный материал

Обработка и интерпретация результатов (обсчёт)

Индекс 3, обозначающий неудовлетворительное состояние, оценивается в 1 балл, индекс 2 - 2 очка, 3 - 3 балла. За отметку 0 засчитываем ребёнку 4 очка. Индекс 1, обозначающий слабую выраженность положительного состояния, оценивается в 5 баллов, 2 - в 6, 3 - в 7. Таким образом, за негативное испытуемый получает низкие баллы, а за позитивное - высокие. После обсчёта нужно вывести общую сумму оценок, ориентируясь на таблицу (ключ):

По общей сумме - от 10 до 70 баллов - можно определить состояние испытуемого на текущий момент времени:

  • меньше 30 - плохой показатель;
  • от 30 до 50 - средний;
  • больше 50 - высокий.

Ряд источников предлагает несколько иную систему подсчёта: полученные результаты по каждой шкале нужно поделить на 10. В результате получится средний балл:

  • больше 4 - благоприятное состояние;
  • 5–5,5 - нормальные показатели;
  • меньше 4 - плохое значение.

Первые испытания методики состоялись на группе студентов 1 Московского медицинского института имени Сеченова. Средние показатели у испытуемых были в диапазоне от 5 до 5,5 баллов. В начале 2000-х эксперимент был повторён. У той же возрастной группы учащихся значения снизились до 3–3,5 баллов.

Обратите внимание, что для составления объективной картины психоэмоционального состояния ребёнка важно также учитывать соотношение показателей. Так, если малыш отдохнул, находится в хорошем расположении духа, то его оценки активности, настроения и самочувствия будут примерно одинаковы. А вот если усталость или напряжение нарастает, то значения самочувствия и активности будут существенно ниже, чем настроения.

Методика САН - удобный инструмент диагностики для определения психоэмоционального состояния школьника в разном возрасте. С помощью теста можно оценить не только психическое состояние испытуемого, но и выявить биологические ритмы, связанные с процессами в организме ребёнка.

Опросник САН (активность, самочувствие, настроение) разработан для определения состояния взрослого человека на момент опроса. Информация об интерпретации показателей больше нужна специалистам, но и обычные люди также могут узнать побольше об опроснике.

Методика САН: что это?

Тест проверяет, насколько функционален человек на данный момент, может ли он адекватно принимать решения, быстро реагировать, физически работать? Или же ему крайне необходим отдых.

В опроснике три десятка полярных вопросов. Каждое состояние: самочувствие, активность, и "боевое" либо угнетенное настроение определяется по 10 критериям.

Испытуемый сам определяет свое состояние на данный момент и отвечает - бодр и активен он или же пассивен, работоспособен или устал, считает ли себя счастливым или несчастным и т. д. Психолог записывает все ответы, а затем дает развернутую интерпретацию.

Для кого разработан опросник САН

Разработан названный тест ведущими сотрудниками Московского университета им. Сеченова еще в 1973 году. Принимали участие в его создании Доскин В. А., Лавреньева Н.А., Шарай В. Б. и другие исследователи.

Опросник САН, точнее обработанная информация, собранная опросником, помогает специалистам определить некоторые личностные особенности человека:

  • психоэмоциональную реакцию индивидуума на нагрузку;
  • личные биоритмы;
  • особенности эмоционального состояния здорового психически человека без влияния стресса.

Кроме того, применяется опросник для определения состояния психически больных людей в конкретный период времени. То есть опросник применяется повсюду, где точно нужно установить состояние психоэмоционального здоровья конкретной личности в период нагрузки.

Часто он применяется для исследований подросткового периода. Для этого опрашивают около 100 человек подростков и подсчитывают общие результаты.

Интерпретация результатов: ключи

А как квалифицированный психолог считает баллы? Оценка дается по каждому критерию усредненная. Для подсчета результатов необходимо опираться на таблицу. Каждый вопрос имеет 7 вариантов ответа - цифры от -3 до 3. За ответ 3 начисляется 7 баллов, за 2 зачисляется 6 баллов и так далее, по нисходящей до 0. Ключ для каждого вопроса свой.

Подсчет, как видим, несложный. Есть 30 ответов-подсказок, которые характеризуют 3 показателя. Каждый ответ - это критерий, оценивающий состояние в баллах от 1 до 7. Средний балл - 4, но нормальным показателем считается оценка 5.0 или 5.5. Специалист во время обработки результатов смотрит не только на баллы, важным показателем является и соотношение активности, настроения и самочувствия.

Недостатки методики

В описанной методике есть один существенный недостаток. В опросник САН включены довольно общие признаки для многих состояний. Это затрудняет диагностику. К тому же ответы часто крайне субъективны.

Можно найти множество экспресс-тестов САН, которые дают компьютерную обработку результатов, но лучше, когда характеристику пишет подготовленный специалист, который за баллами видит реальные особенности личности.

Условия опроса: применение

В развернутой характеристике по результатам опроса, психолог должен описать, при каких условиях проводилось исследование: после стресса, физического напряжения или в спокойной обстановке. Тот кто тестирует, должен учитывать насколько давно отдыхал человек.

Если опросник САН дается человеку в конце рабочего дня, то, само собой, тест покажет низкие баллы по активности и самочувствию (ниже 4). При этом настроение может быть хорошим, но может также быть угнетенным. Однако все снова зависит от особенностей личности. У многих активность сохраняется хорошей и в конце дня, когда применяется опросник САН.

Интерпретация результатов тестирования, чтобы быть объективной, должна проводиться только специалистом. Это следует учитывать. Кроме того, методика не предназначена диагностировать никаких отклонений, а проводится только для профилактики стрессов и изучения личности.

Результаты исследования по опроснику «САН»

Опросник САН

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторимость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.

При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 - за 2; индекс 1 - за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).

Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие - 5,4; активность - 5,0; настроение - 5,1.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Результаты доэкспериментального исследования шкалы «Самочувствие»

Как видно на диаграмме (Рис1), особых различий в динамики самочувствия перед началом эксперимента не наблюдается. Отсюда можно сделать вывод, что все три группы испытуемых находятся в равных условиях перед началом эксперимента

Результаты доэкспериментального исследования шкалы «Активность»

В целом активность (Рис.2) находится на одном уровне, если не считать, что слегка превосходят по активности средняя группа, которая будет проходить курс тренинга по «Ключу». Опять же наглядно видно, что все три группы находятся в одинаковых условиях перед началом эксперимента.


Результаты доэкспериментального исследования шкалы «Настроение»

По шкале «Настроение» видно, что у контрольной группы фон настроения (Рис.3)слегка приподнят, относительно группы «ключ» и «АТ». Это можно объяснить воздействием факторов внешней среды, или наличием какого либо раздражителя.

Результаты исследования группы «АТ» Таблица 1

Испытуемый

Самочувствие 1

Самочувствие 2

Активность 1

Активность 2

Настроение 1

Настроение 2


Активность (Рис.5) тоже возросла, по сравнению с доэкспериментальными измерениями. Это можно объяснить тем, что поменялся начальник МОБ, и это могло сыграть свою роль.


Настр1 & Настр2

Настроение (Рис6)группы после занятий улучшилось значительно. Наблюдаются тенденции группового сплочения. Уменьшилась склочность коллектива, наблюдается толерантность, по отношению друг к другу.

Результаты группы КЛЮЧ. Таблица 2

Самочувствие 1

Самочувствие 2

Активность 1

Активность 2

Настроение 1

Настроение 2


Результаты экспериментального исследования шкалы «Самочувствие»

Наглядно видно (Рис.8), что с средней активности 3,8 до эксперимента, активность после проведения занятий выросла до 5,6.


Результаты экспериментального исследования шкалы «Настроение»

Настр1 & Настр2

Настроение (Рис.9) так же имеет положительную динамику с 4.0 до 5.3 после проведения занятий группа, занимавшаяся по системе «Ключ» имеет более высокую динамику позитивных сдвигов, нежели группа, занимавшаяся по методу «АТ»

Тест "Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)"

Вместе с тестом Спилбергера нами был проведен тест САН (Самочувствие, активность, настроение) для лучшего понимая причин тревожности у учащихся старших классов. Данные виды тестирований часто проводятся вместе (независимо друг от друга) для лучшего понимания возникновения повышенной ситуативной тревожности.

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторяемость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.

При обработке результатов все вышеперечисленные индексы перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 - за 2; индекс 1 - за 3 балла, и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (необходимо учитывать, что полюса шкалы постоянно изменяются).

Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По таким "переведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Таблица 2.

Самочувствие хорошее

Самочувствие плохое

Чувствую себя сильным

Чувствую себя слабым

Пассивный

Активный

Малоподвижный

Подвижный

грустный

Хорошее настроение

Плохое настроение

Работоспособный

Разбитый

Полный сил

Обессиленный

Медлительны

Бездеятельный

Деятельный

Счастливый

Несчастный

Жизнерадостный

Напряженный

Расслабленный

Здоровый

Безучастный

Увлеченный

Равнодушный

Взволнованный

Восторженный

Радостный

Печальный

Отдохнувший

Уставший

Изнуренный

Сонливый

Возбужденный

Желание отдохнуть

Желание работать

Спокойный

Озабоченный

Оптимистичный

Пессимистичный

Выносливый

Утомляемый

Соображать трудно

Соображать легко

Рассеянный

Внимательный

Полный надежд

Разочарованный

Довольный

Недовольный

Ключ к тесту:

Вопросы на самочувствие - 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Вопросы на активность - 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Вопросы на настроение - 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Обработка и интерпретация результатов теста:

При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 - за 2; индекс 1 - за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).

При проведении теста САН были получены следующие результаты:

Таблица 3.

Анастасия Б.

Полина П.

Наталья С.

Виталий Ч.

Евгений Ш.

Татьяна С.

Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Оценки нормального состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов.

Исходя из проведенного теста САН с учениками гимназии № 2 города Мурманск, можно сделать вывод, что у учащихся 10 «А» класса в целом благоприятное состояние.

Для изучения была составлена сводная таблица

мальчики девочки
Код ребенка балл С А Н Код ребенка балл С А Н
1 группа 1 группа
ГР 1,8 6,8 6,4 МИ 3,8 5,5 6,4
МЕ 2,6 4,7 4,4 КУ 6,5 5,7 5,7
СТ 4,8 6,8 5,9 6,3 БЕ 5,8 6,4 5,2
НЕ 5,2 4,2 5,7 ЗА 7,2 6,6 3,2
СЕ 2,4 3,8 2 группа
2 группа КО 2,7 6,1 3,3 6,2
ЛА 2,4 3,8 ГО 6,5 5,5 4,2
КР 5,6 5,9 4,5 6,8 КП 7,7 6,4 2,4 6,8
ГА 6,4 4,5 КР 8,7 5,8 4,6 6,5
АЗ 3,8 4,4 4,3 ИД 5,9 4,9 6,3
ЮД 5,7 5,5 5,4 6,6

Результаты анализа методики представлены в методики САН.

Рассмотрим методику САН, которая показывает самочувствие, активность и настроение. Которое будет оценивать по этим критериям.

- < 3 балла - низкая оценка;

3 - 5 баллов - средняя оценка;

- > 5 баллов - высокая оценка.

Таблица 8 - Сводные результаты мальчиков и девочек методики САН

Рисунок 5- самочувствие мальчики

По самочувствию у мальчиков получается, что в группе с высоким уровнем физической подготовленности показывает 3 с высоким и по 1 со средним и низким результатом. На второй группе получается, что 3 с высоким результатом, другие со средним оценкой. Для группы с высоким уровнем подготовленности общая оценка составила 5.2, со средней равняется 6.3.

Рисунок 6 - активность мальчики

Из рисунка мы видим с вами, что в первой группе 2 с высокой оценкой, остальные со средней оценкой. Анализируя результаты второй группы по таблице мы получаем 1 высокую, 4 средних оценки. Среднее арифметическое результатов получается сильной группы 5, средней 4.6 .

Рисунок 7 - Настроение мальчики

Рассмотрим последний показатель мальчиков, это настроение. Первая группа 4 получили высокую оценку, 1 среднюю оценку, а последующая 3 с отличным уровнем, 2 со средним. Средняя оценка лучшей группы составила 5.8, второй 5,7 .



Рассмотрим все показатели юношей данно го класса по методике САН по двух таблицам.

Таблица 9 результаты мальчиков в процентах первой группы

Таблица 10 - Результаты мальчиков в процентах 2 группы

Из таблиц сделаем выводы, что больше детей показали в группе с высоким уровнем физической подготовленности. Сделаем прожиточные выводы, что дети с высоким уровнем подготовленности показывают чаще высокую оценку.

Рассмотрим девушек 5класса.

Рисунок 8 - самочувствие девочки

Все группы показали высокую оценку по таблице. 1 группа выполнила 6.2 балла, вторая 6.

Рисунок 9 - активность девочки

В активности в 1 группе показали 2 с высокой, 2 с средней. В более слабой группе составило 3 со средней, а 2 со слабой оценкой.

Рисунок 10 - настроение девочки

Исследуем последний показатель настроение. В 1 группе выполнили все с высокой оценкой. Во второй только 1 со средней, а остальные с высокой оценкой.

Таблица 11 - Результаты девочек в процентах 1 группы

Средняя оценка в 1 группе составил 6.5, вторая – 6.

Таблица 12 - Результаты девочек в процентах 2 группы

Понравилась статья? Поделитесь ей