Контакты

Если не хочу быть крестной. Можно ли отказываться от крестин? Что покупают крестные на крещение

Когда младенец появляется на свет, первый крик и вздох свидетельствуют о его физическом рождении. В духовном плане этот момент наступает в день крещения. Ритуал принятия веры сопровождает нас многие поколения. Право быть крестным считается почетным, оно указывает на особые, теплые и доверительные отношения между родителями ребенка и восприемниками. Их долгом является принять духовное рождение человека и нести ответственность за веру своего крестника. Ответ на вопрос о том, кто может быть крестными родителями мальчика или девочки, очевиден, с точки зрения церкви. Этого звания достойны люди, поддерживающие православную веру и достигшие совершеннолетия. На них возложены обязательства за приобщение ребенка к духовным ценностям.

Что несет в себе таинство крещения

Крещение – это древний обряд, проводимый в условиях православной церкви. Основным предназначением является очищение человека от проступков, совершенных в прошлой жизни, чтобы он мог начать свой новый путь с «чистого листа». Когда младенца впервые в жизни приносят в церковь, дабы окрестить его, в святом месте остаются только самые близкие люди и духовный наставник. Отсюда и пошло название «таинство крещения». После того как священник произнесет все молитвы и трижды омоет младенца водой из купели, обряд считается завершенным.

Большинство из нас крещеные в первые месяцы своей жизни, а поэтому в памяти у человека отсутствует информация обо всем происходящем. Люди живут, развиваются, строят семьи. В какой-то период времени приходит момент, когда поступает предложение стать крестным родителем. Или, более того, в семье рождается ребенок и его нужно окрестить. В такой ситуации возникает закономерный вопрос: «Кого взять восприемником и можно ли отказаться быть крестным?». Искать ответ нужно не в вере или церкви, он находится внутри нас самих. Очень важно здраво оценить возможности будущих крестных родителей: смогут ли они дать ребенку то, что не в силах дать вы, будут ли они его любить как родного и не собьют ли с истинного пути. Необходимо также понимать, что жизнь очень непредсказуема, и если крестный папа или мама рассорятся с родителями крестника, это не должно никоим образом отразиться на их личных отношениях и нарушить духовную связь.

Духовное родство

Крестные переживают не меньше родителей перед крещением ребенка. Это, по большей степени, связано с прогрессированием церковной неграмотности среди современного населения. Это зачастую и приводит к отказу быть восприемником. Здесь главное понять, что быть крестным не страшно, если вы делаете этот шаг осознанно. А соответствовать церковным канонам не обязательно. Возможно, что это событие перевернет ваш внутренний мир и восприятие, и вы потянетесь к самообразованию в этом плане.

Для церкви важным является то, что выбранные крестные родители будут четко понимать: отныне они несут ответственность за ребенка ровно так же, как это возложено на биологических родителей. Выбирая восприемников для своего ребенка, родители должны учитывать, что церковь не благосклонна к приему духовного рождения ребенка, если его принимает пара, состоящая в браке. Но при этом муж или жена могут являться крестными нескольких детей одних родителей.

Крестные ребенка близкие родственники – возможно ли?

У каждого сознательного родителя перед крещением ребенка возникает сложный вопрос относительно того, как выбрать крестного и крестную для малыша. Однако в большинстве случаев ответ на него находится на поверхности, стоит лишь немного углубиться в правила церкви. В былые времена круг родственников старались расширить настолько, насколько это возможно. Это делалось с целью увеличения количества людей, которые в будущем будут заботиться о ребенке и помогать ему в трудных ситуациях. Именно поэтому приглашение быть восприемниками близким родственникам поступало только в виде исключения. Это обусловлено тем, что в одной семье все заботятся друг о друге и без того. Опять-таки, для увеличения семейного круга старались делать так, чтобы у брата и сестры были разные крестный папа и мама. Но здесь ограничение не со стороны церкви, а под воздействием человеческих понятий. Главное, чтобы восприемник не забыл о своих обязанностях, и у него не возникло вопроса относительно того, можно ли отказаться быть крестным. Пройдя с ребенком обряд крещения, родитель должен чувствовать духовную связь с ним.

Сколько детей может крестить один человек

Если человек от природы добрый, общительный и любит детей, то ему могут неоднократно разные семьи предлагать стать восприемником. Невольно всплывает вопрос о том, сколько раз можно быть крестным папой и мамой? Со стороны церкви количественных ограничений нет, и вы по собственному желанию можете быть духовными родителями нескольких детей. Однако очень важно, чтобы крестный осознавал важность этого ритуала и понимал всю ответственность, которая на него возложена. Духовный родитель – это святой пример для крестника. Не выполняя своих обязанностей, он будет отвечать не перед родителями ребенка, а перед Богом. На протяжении всей жизни восприемник должен заботиться и оберегать своих крестников, сколько бы их у него ни было.

По материалам fb.ru

Предложение стать крестным родителем обычно считается почетным и радостным. Однако есть обстоятельства, когда брать на себя роль восприемника в Таинстве Крещения люди не могут или не хотят. А в народе считается, что отказываться нельзя: раз позвали в крестные должен соглашаться обязательно.

Фото berin.com.ua

О том, как поступить в такой ситуации - протоиерей Михаил Кушнир, настоятель храма Чуда Архистратига Божьего Михаила в Хонех села Слобода Шаргородская на Винниччине.

– Когда предлагают стать крестным отцом или матерью – это делает честь человеку. Ведь родные родители доверяют свое дитя людям, которые потом будут нести ответственность за его духовный рост. И говорить не буду или не могу – это как-то нехорошо.

Но сейчас время такое, что многие ищут крестных, которые смогут стать спонсором ребенка. Так, конечно, неправильно и не должно быть. Но люди часто рассказывают, что пригласили их в крестные, а потом ставят условия, что именно они должны подарить ребенку на год, два и т. д. – золотые сережки или цепочку, еще что-то дорогостоящее. Или хотят, чтобы помогли деньгами в том-то и там-то. А крестным родителям следует духовно обогащать ребенка. Поэтому если человек чувствует и понимает, что ему предлагают стать крестным только ради того, чтобы он материально помогал ребенку, нес определенные траты, то можно отказаться. Тем более если финансово ему это не по силам.

Но когда предлагают быть настоящим крестным, то как же можно отказаться?! Это же Господь дает и Церковь благословляет. Тем более что когда приглашают в крестные, обычно известно, что это за семья, как родители относятся к Церкви и Таинству Крещения. Потому что много есть таких людей, которые крестят своих детей не по вере, а просто ради традиции.
Много крестных, которые формально относятся к с своей роли в жизни ребенка. Им проще подарки дарить, чем заниматься духовным воспитанием. Потому что они сами не ходят в церковь и не живут по вере и с Богом.

Для чего таких людей брать в крестные?! Это просто духовные трутни. Мы же должны совершенствоваться и не только материальным жить. В крестные нужно брать людей, которые помнят, что есть заповеди Господни, и стараются по ним жить.


– А если семья духовно неблагополучная и в крестные приглашают просто «потому, что надо», но участвовать в духовном воспитании ребенка не дадут?
– Обязательно нужно соглашаться и брать на себя духовные обязательства за ребенка. Пусть такой человек радуется, что Господь дает ему в жизни послужить. Если человек привел хоть одну душу к Богу – это уже большая награда на Небесах. Если уже сделан шаг ребенка ко Христу, а родители младенца хоть и просто ради обряда пригласили в крестные, то впоследствии крестный сможет влиять на духовное развитие своего крестника. Он просто обязан это делать. А если родителям сначала это не очень будет нравиться, со временем они перестанут мешать и перечить. И даже когда не будет возможности быть рядом с ребенком, за него можно молиться.
– А если у родителей плохая наследственность, явные нравственные пороки и страшно брать ответственность за предполагаемо сложного ребенка?
– Человек не может знать, как проявится Господня воля. В неблагополучной семье может вырасти хороший ребенок и наоборот. Все в руках Божьих, все Господь определяет. Нужно жить сегодняшним днем и стараться делать все необходимое. Если вложить в ребенка духовную пищу, то она все равно проявится и поможет. Поэтому в такой ситуации нельзя отказываться быть крестным и нужно положиться на волю Господа.

И если есть возможность быть крестным, заботиться духовно о ребенке и помочь ему, значит нужно идти на это. Господь сказал апостолам проповедовать по всему миру, поэтому миряне тоже должны нести слово Божье в свои дома, своим семьям и тем, кого нам Господь посылает.

Лет 20 назад крестил я мальчика из очень неблагополучной семьи. Тогда еще сложно было найти крестных, которые бы исповедовались перед Таинством Крещения младенца. И так случилось, что со временем и крестный этого мальчика стал в церковь ходить и причащаться, и родителям его я говорил, что только ради этого отрока Господь бережет их семью.

Потому что мальчик, хоть и с явными проблемами в развитии, всегда в храме на всех службах. И где на улице меня не встретит, всегда благословение просит и другим показывает, что, мол, тоже просите благословение у батюшки. Он один из огромной и очень неблагополучной семьи ходит на исповедь, а в Великий пост еще и некоторых родственников своих приводит. Вот как Господь управляет.

А при крещении младенца всегда должны быть восприемники. Не в пустыне же мы живем, и кто-то должен брать на себя ответственность. Нужно всегда помнить и понимать, что если мы действительно православные христиане и есть возможность участия в Церковных Таинствах, то должны стремиться поступать так, чтобы принести духовную пользу. Бывают ситуации, когда нужно подать руку помощи. Если физически больному человеку мы помогаем, таблетки даем, скорую вызываем, то это помощь духовная.
– Если человек отказался быть крестным это грех?
– Не знаю, в глаза Господних грех это или не грех. Имеет значение, как человек отказал и при каких обстоятельствах. Нужно исповедоваться, рассказать об этом священнику, а там – как Господь управит.

Беседовала Марина Богданова

На вопросы о восприемниках (крестных родителях) отвечает настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Вольска протоиерей Михаил Воробьев

Можно ли отказаться от участия в Крещении? Говорят, если отказываешься быть крестным, значит, отказываешься от креста.

Отказываться от креста, который Господь дает каждому человеку для укрепления его духовных сил, конечно, не стоит. Да это и невозможно, поскольку, отказываясь от одного креста, человек тут же получает новый, который чаще всего оказывается тяжелее прежнего. Однако обязанности крестных родителей вряд ли можно считать нравственным испытанием, от которого грешно отказаться.

Само название «крестные родители» (в чинопоследовании таинства Крещения они называются более нейтрально — восприемники) показывает, что их обязанности очень серьезны. Они заключаются в заботе о правильном духовном развитии крестника, в его воспитании в соответствии с нравственными принципами православной веры. Крестные родители ручаются перед Богом в том, что их крестный сын или дочь вырастет порядочным, достойным, верующим человеком, что он или она будет испытывать потребность жить полноценной церковной жизнью. Кроме того, крестные родители обязаны помогать своим крестникам и в обычных житейских нуждах, оказывать им не только духовную, но и материальную помощь.

Если какие--то обстоятельства не позволяют с уверенностью принять на себя такую ответственность, если в сердце нет искренней любви к предполагаемому крестнику, от почетного предложения стать крестным лучше отказаться.

Два года назад мои родственники попросили меня стать крестной матерью. Теперь они требуют от меня подарки, рассказывают, где и что необходимо купить, не спрашивая о том, каково мое нынешнее материальное положение, что я могу или не могу купить. Как быть?

Наверное, следует напомнить кумовьям русскую пословицу: «По одежке протягивай ножки». Став крестной матерью, Вы, прежде всего, приняли обязанность воспитывать крестника в духе христианских ценностей. В их число, кстати, входит и умеренность в удовлетворении материальных потребностей. Старайтесь добросовестно исполнять эту основную обязанность: приучайте ребенка к молитве, читайте с ним Евангелие, объясняя его смысл, посещайте богослужения. Подарки, особенно те, которые приносят духовную пользу и радуют ребенка, конечно, тоже хорошее дело. Но в полной мере заменять природных родителей Вы на себя обязательств не принимали. К тому же справедлива еще одна пословица: «На нет и суда нет».

Может ли стать крестной матерью моему ребенку моя сестра, у которой я крестила сына?

Может. Канонических препятствий для этого нет.

Наш с мужем брак — не венчанный. Но мы стали крестными родителями нашей родственницы, крестившейся уже во взрослом возрасте. Я сразу не вникла в обряд, а потом узнала, что нельзя. А теперь наш брак распадается. Что делать?!

Обстоятельство, о котором Вы говорите, ни в коем случае не может быть основанием для растор-жения брака. Напротив, постарайтесь сохранить ваш брак. Если же сделать это не удастся, вместе с бывшим мужем продолжайте старательно исполнять обязанности крестных родителей.

Что должны делать родители ребенка, если его крестный забыл о крестнике и не выполняет своих обязанностей? Как поступить?

Если крестный — родственник или близкий друг семьи, стоит напомнить ему об ответственности, которую он несет перед Богом за правильное христианское воспитание своего крестника. Если же кум оказался случайным, да еще и совсем не церковным человеком, следует винить только себя за легкомысленное отношение к выбору восприемника.

В этом случае сами родители должны усердно делать то, что обязан делать крестный: воспитывать ребенка в духе христианского благочестия, приучать его к участию в богослужениях, приобщать к культурному богатству Православной Церкви.

Могу ли я усыновить ребенка своего крестника?

Можете; канонических препятствий для усыновления ребенка-крестника нет.

В крестные сыну мы решили взять родственников: дядю и двоюродную сестру нашего младенца, между собой они — отец и дочь. Прошу разъяснить, допускается ли такое? Поясню, что выбор сделан осознанно, и именно эти люди, на мой взгляд, могут быть духовными наставниками для нашего ребенка.

Ваш выбор вполне допустим, если предполагаемая крестная мать не является малолетним ребенком. Ведь восприемники берут на себя взрослую ответственность, они обязаны воспитывать крестника в духе христианских ценностей, а значит, сами должны знать, что это за ценности такие, любить Церковь, богослужение, жить церковной жизнью.

Можно ли, будучи уже крестным отцом старшего ребенка в семье, стать еще и крестным младшего?

Если крестный отец ответственно и добросовестно выполняет свои обязанности по отношению к крестнику, то он вполне может стать крестным отцом и для его младшего брата (Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. М., 1913. С. 994).

Скажите, пожалуйста, могут ли быть крестными родные брат с сестрой. И еще: может ли быть крестной матерью девочка, которой 12 лет?

Родные брат с сестрой могут быть крестными одного и того же ребенка. Двенадцатилетняя девочка также может стать крестной матерью только в том случае, если она воспитана в православной традиции, имеет твердую веру, знает вероучение Церкви и понимает ответственность крестного за судьбу своего крестника.

Имеются ли догматические или канонические препятствия для кумовства супругов; иными словами, можем ли мы с женой стать крестными родителями ребенка наших друзей? А могут ли кум и кума, не состоявшие в браке на момент Крещения, впоследствии стать мужем и женой? Слышал, что в Церкви нет единого мнения на сей счет.

211-я статья Номоканона запрещает мужу и жене быть восприемниками одного и того же ребенка. Однако некоторые постановления высшей церковной власти Русской Православной Церкви (см. об этом: Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. М., 1913. С. 994) отменяют указанное требование Номоканона. В сложившейся ситуации, на мой взгляд, следует придерживаться более древней традиции, тем более что в Русской Православной Церкви она долгое время считалась единственно правильной. В случае, когда родители ребенка непременно желают иметь его восприемниками супругов, следует обратиться с соответствующим прошением к Правящему архиерею той епархии, в которой предполагается совершить таинство Крещения.

Восприемники одного и того же ребенка, не состоявшие на момент Крещения в браке, не считаются находящимися в духовном родстве. Поэтому в будущем они могут без всяких препятствий вступить в законный брак (Булгаков С.В. Настольная книга священно-служителя. М., 1913. С. 1184).

Справедливости ради, следует заметить, что по этому поводу существует противоположное мнение, которого придерживался, например, святитель Филарет Московский. В случае отказа священника венчать восприемников одного и того же ребенка следует также обратиться к Правящему архиерею той епархии, где предполагается совершение бракосочетания.

Могут быть у крестного еще другие крестники?

Допускается иметь любое количество крестников. Однако, приглашая крестного для своего ребенка, следует задуматься, сможет ли он достойно выполнить свои обязанности, хватит ли у него любви, душевных сил и материальных ресурсов для правильного христианского воспитания своего крестника.

У моей двоюродной сестры 10 лет назад родился сын с врожденным пороком сердца. Врачи говорили, что ситуация плохая, и сестра решила его крестить прямо в больнице. Лежала она в специальном боксе, куда, кроме врачей, никого не пускали. Пустили только священника, чтобы он крестил ребенка. Мне только потом сказали, что меня записали как крестного. Позже в Москве ребенку сделали операцию, он встал на ноги, слава Богу. А в январе у моего друга родился сын, и он мне предложил стать крестным. Могу ли я быть крестным?

Повторяю, допускается иметь любое количество крестников. Однако следует помнить, что обязанности крестных родителей очень серьезны. Крещение является церковным таинством, в котором действует сама Божественная благодать. Поэтому Вас не просто «записали» в крестные, на Вас, может быть, без Вашего ведома, но возложили ответственность за правильное христианское воспитание крестника. Иметь нескольких крестных детей достаточно трудно. Но, если Вы чувствуете любовь к этим детям, Господь даст Вам душевные силы и возможности стать для них достойным крестным отцом.

Газета «Православная вера» № 7 (459), 2012 год

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60238&Itemid=3

У меня возникла неприятная ситуация. Возможно, я заслуживаю осуждения, но, может, услышу и утешение. У меня есть очень давняя знакомая, с которой я тесно общалась и тяготела к дружбе с ней. Шли годы, и я поняла, что человек не отвечает взаимным интересом и, более того, я начала понимать, что у неё ко мне нешуточная зависть, да и характер и помыслы её начали настораживать. В один прекрасный день я приняла решение исключить её из общения. Поняла, что нет мне интереса в однобокой жертвенности и, более того, поняла, что Господь не зря огораживал от неё. Но произошло неожиданное: её бросил мужчина, с которым она жила и радовалась шелкам, мехам. Но самое неприятное, что бросил беременную. И тогда она поняла, что у нее осталась лишь мама да я. Я была в расколе. С одной стороны, я не могла от неё отвернуться в тяжелую минуту, с другой - я уже не могла общаться с этим человеком. Я выбрала поддерживать её. Но её злоба на весь мир и зависть к моей семейной жизни переросла все пределы. Меня это начало сильно угнетать, но я верила, что Господь со мной, и всё будет хорошо. После каждой встречи с ней начали происходить неудачи. Понимаю, Вы скажете, это суеверие, но... Я сделала необдуманный шаг и крестила её ребёнка, более того, я мечтала об этом, у меня он первый крестник. Я полюбила его всей душой и надеялась, что материнская любовь её изменит и она перестанет завидовать мне по любому поводу. Но человек не угомонился, даже сама призналась мне в своей до неприличия зависти. Начались намёки на то, что и я дождусь в своей семейной жизни такого финала, как она. И через некоторое время после 11 лет довольно тёплых отношений началась разлаживаться моя жизнь, и в итоге развод и другие проблемы и полное одиночество. И когда она мне сказала, что я всё равно счастливее неё, ко мне пришло окончательное решение оставить эти терзающие душу отношения. Я понимаю, что всё по воле Господа, и её нападки, а у меня, возможно, неокрепшая вера. Но я действительно не знаю, как мне быть. Я постоянно чувствую неприятные эмоции от неё в свой адрес, обиду и т.д. А ребёнок маленький, да и как мне общаться с ним из-за неё? Я очень страдаю из-за этого. Но ничего поделать с собой не могу.Может, я и суеверная, но у меня защитная реакция, после того как не раз чужая зависть мне разрушала жизнь. Неужели Церковь скажет на это закрывать глаза и выполнять свои обязанности? Не судите строго, я понимаю, что здесь имеет место быть моя неопытность в жизни и безалаберность в чём-то. Возможно, и глупо просить утешения у Вас, но я ни хочу жить с этим камнем всю свою жизнь. У меня нет своих детей и я, возможно, могла бы быть для того ребёнка самой лучшей крёстной. Но стыдно за то, что боюсь его маму. Ведь хочется ещё попытаться построить свою жизнь и окружить себя людьми, которым не присущи в такой степени эти ужасные чувства.

Уважаемая Алина, а всё же ребёнок ни в чём не виноват. Если хотя бы наполовину из-за суеверного страха, который Вы испытываете по отношению к его матери, Вы отступитесь от крестника, это будет духовное поражение. Для всех. Вы не обязаны любить его мать пылкой любовью, хотя хорошо бы, чтобы Вы испытывали христианское терпение и понимание, что у каждого из нас свои немощи, и что в случае, если бы Вам пришлось пережить испытания, в которых она оказалась, может быть и Вы, по-крайней мере, озлобились бы и стали нервны. Но сохранять ровность, доброжелательность по отношению к несчастному человеку, и, тем более , не оставлять маленького человека, мама которого столь неспокойна душой, и вряд ли может ему дать целостное христианское и нравственное воспитание, будет очевидно торжество правды в Вашей жизни, а обратное будет торжеством лукавого. Никто не может заставить Вас быть крёстной, но и нет никакого церковного чина снятия с себя этих обязанностей. Как нельзя раскреститься, так и нельзя сложить с себя обязанности восприемника, которые мы добровольно же когда-то согласились принять.

Письмо читателя:

Близкий друг предложил мне стать крестным у его ребенка. Я не знаю, потяну ли. Что мне нужно для того, чтобы стать крестным? Слышал, что просто так, «с улицы», прийти и крестить ребенка нельзя…

Андрей

Почему не стоит отказываться быть крестным

Что делать, если вас попросили стать крестным ребенка, а вы не чувствуете себя к этому готовым? Какие причины вашего отказа можно считать объективными, а какие — порождение ваших страхов и комплексов, с которыми еще надо разобраться? И должен ли крестный потом всю жизнь опекать своего крестника? На эти вопросы «Фоме» отвечает протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва).

— Отец Федор, что бы Вы ответили на это письмо?

— Знаете, я хотел бы ответить не только на это письмо. Подобные «я боюсь!», «я не потяну!» я слышу от многих людей, которые вдруг столкнулись с необходимостью… сделать выбор! Вот так — в наше время парадоксальным образом уже сам факт того, что какой-то человек сам сделал выбор, сам взял на себя ответственность, достоин назваться уникальным. Мне в ответ на подобные письма хочется спросить: что же стало с нами? Да ведь мы же (многие из нас по крайней мере) каждый вечер в молитве Иоанна Златоуста просим Бога избавить нас от малодушия, просим даровать нам великодушие.

И вот, ты каждый день об этом просишь, и, наконец, Господь призывает тебя: родился мальчик или девочка, и на тебя пал выбор помочь ребенку приблизиться к Господу. И что? Ты скажешь: «Нет, Господи»? В той же молитве сказано: «Господи, в покаянии приими мя». Почему Иоанн Златоуст так говорит? Потому что Бог может и не принять. А вдруг Он скажет: «Нет, Я не готов. Я не хочу. Сколько можно тебя прощать»? Мы же не хотим, чтобы Господь сказал нам «нет»!

Если мы в таких ситуациях будем отказываться, получается, мы приходим в храм как потребители: нам нужно прощение грехов, успокоение своей совести. Но в какой-то момент Господь нас вызывает: «Теперь и ты потрудись, послужи немножко делу Моей Церкви». А мы этот вызов пропускаем: «Ой, я боюсь, я не могу! Ой, кто я такой? Ой, у меня не получится!»

Надо понимать, что никто из нас никогда полностью не готов ни к одному служению в Церкви. Но любое такое служение, в том числе и служение крестного, осуществляется с помощью Божьей. А мы что? А мы сетуем: нет уж, я не готов — вместо того, чтобы сказать: я сделаю все, чтобы не пропустить этот вызов, я возьму на себя ответственность и быстро «дорасту» до того служения, которое Бог мне предлагает.

— И все же, к чему надо быть готовым человеку, который собирается стать крестным?

— Например, к тому, что в подростковом возрасте его крестник снимет с себя крестик и откажется ходить в храм. Надо быть к этому готовым, потому что и Господь к этому готов. Человеческая свобода — это то, что философ Николай Лосский назвал божественным риском. Бог, оставляя пространство человеческой свободы, в котором даже Он не властен, осознанно идет на риск, ведь человек волен от Него отказаться.

Крестному, как и всякому родителю, надо понимать, что христианство — это личная встреча человека с Богом. Бог обращается не к народу, не к семье или социуму. Он обращается лично к каждому человеку. Но тот в своей свободе может сказать: нет, я не хочу, мне некогда, имей мя отреченна (Лк 14:19). И Бог к этому готов. Он ждет. Пока человек жив, надежда не потеряна.

Недавно у нас принял Крещение отец нашей прихожанки. Совсем пожилой человек, он всю жизнь был воинствующим атеистом. Всегда был против хождения дочери в церковь, спорил, ругался. Но когда тяжело заболел и понял, что жизнь заканчивается, сам попросил: «Позови священника, хочу креститься». Она своим ушам не поверила. Так что и для наших крестников, которые когда-то ходили в воскресную школу, а потом ушли из храма, еще не все потеряно. Семя вечной жизни в них посеяно.

Кстати, в таинстве Крещения есть чудные слова, когда священник, указывая на новокрещеного, говорит: «Господи, Ты дал ему власть вечной жизни». В данном случае власть — это свободная воля. То есть Бог уготовал ему вечную жизнь, а взять у Него или нет этот дар -— решать самому человеку. Не маме, не папе, не крестному, не духовнику. И пока человек жив, он всегда может вернуться к Богу, как бы ни отпадал от Него.

А мы должны делать то, что зависит от нас — проповедовать. И крестник —первый объект нашей проповеди.

— Но если крестник не хочет нас слушать, если он отказывается ходить в храм, как в такой ситуации должен вести себя крестный?

— Если крестник не богохульствует, нужно продолжать звать его в храм, к себе в гости, на какие-то мероприятия, разговаривать с ним, может быть, даже полемизировать, потому что обычно молодой человек увлечен какими-то очень простыми идеями.

У нас был юноша, крещеный и выросший в нашем храме, который совершил подряд много дурных поступков и после этого объявил матери, что больше не верует. Он с ней спорит, с жаром выкладывает свои аргументы, а она отвечает: «Сыночек, лет 35 назад, когда я училась в советской школе, я днями и ночами думала над этими аргументами. И для меня все эти вопросы были еще тогда решены». Можно сказать: «Ну, вспомни, ты же ходил в храм, ездил в православный лагерь, ходил в воскресную школу. Что лучше: как было там или сейчас, когда ты гуляешь по вечерам в непонятной компании?» Ладно, пока, может быть, второе нравится больше, но кто знает, что будет через 40 лет.

Помню разговор с одной женщиной. Однажды захожу в храм, а она сидит на скамейке, глаза мокрые. Спрашивает: «Можно с Вами поговорить?» И рассказывает, что в детстве ходила в храм, в воскресную школу, у ее семьи был даже духовный отец, и она с ним общалась, советовалась. А потом выросла, закрутил водоворот светской жизни, и она пустилась во все тяжкие. А тут зашла в храм, и настигла память детства. И стало очевидно, что правда — здесь, в Церкви. И она вернулась к церковной жизни. А перерыв был лет в пятнадцать, и, думаю, всем ее воцерковленным знакомым казалось, что надеяться уже не на что.

— Если человек стал крестным, не осознав, какую ответственность на себя берет, а потом сам пришел в Церковь и понял: надо что-то делать?

— Нужно появиться в семье своего крестника, напомнить о своем существовании и начать хоть что-то делать. Прежде всего, начать за него молиться. А самому крестнику подарить Евангелие и попробовать прочитать с ним какой-то отрывок. Попытаться зацепиться за то произведение русской литературы, которое он сейчас проходит в школе. Скажем, если это «Преступление и наказание», его вообще нельзя понять, не прочитав Евангелие. Поговорите об этом и оставьте ему почитать эту Книгу. Пригласите его в какую-нибудь поездку, сходите с ним в музей, на спектакль. Надо с чего-то начинать, а дальше все может быть очень по-разному.

Конечно, бывают ситуации, когда сами родители не отпускают ребенка в храм… У меня был друг, который рос в семье не просто нецерковной, а именно атеистической. Мать была переводчицей у кого-то из членов ЦК, а отец жутким циником. Но отец очень любил оперное и хоровое пение, прекрасно разбирался в нем и имел уникальную коллекцию пластинок. И вот однажды, чтобы показать своему сыну-подростку, как может звучать хороший хор в аутентичном пространстве, он повел его в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, где пел знаменитый хор Свешникова. Он-то привел сына послушать хор, а мальчик уверовал. И в доме началась лютая война. Матери это было поперек карьеры, а отцу просто поперек души. Ребенка и били, и не пускали в храм, а он связывал простыни, спускался по ним с третьего этажа и сбегал на службу. И отстоял свое право быть верующим: окончил семинарию, стал священником. Встреча с Богом произошла вопреки всему.

Я до сих пор помню свое ощущение храма, куда привела меня в детстве крестная. Да, было тяжело, душно, непонятно, но я чувствовал, что происходит что-то чрезвычайно важное, что-то святое. А ведь крестная могла бы сказать: «Родители у него неверующие, отец вообще некрещеный, ну что я сделаю? Подарю-ка я ему иконку — и все». Но она пошла по другому пути, стала надо мной трудиться.

— А если родители ребенка сами верующие, воцерковленные люди — насколько в таком случае велика роль крестного?

— Воспитать ребенка верующим христианином даже двум верующим родителям бывает трудно, потому что уровень соблазна, который сейчас предлагает жизнь, значительно выше, чем в предыдущие эпохи. Мы знаем много детей прекрасных родителей-христиан, которые отторгают христианскую жизнь. Какими бы ни были родители, вера — это личная встреча человека с Богом. Даже у величайшего пророка древности Самуила дети выросли никуда не годные.

Но дать человеку попробовать «на вкус», что такое жизнь в Церкви, должны и родители, и крестные. Пока он еще молодой, чистый, цельный, пока он тот самый ребенок, о которых Господь говорит: таковых есть Царствие Божие (Лк 18:16), пока для его души естественно познавать Бога.

Потом он вырастет и, может быть, на какое-то время — или даже навсегда — уйдет из Церкви. Но все-таки у него останется память о том, какова она, благодать Божия. И, возможно, когда и нас уже не будет в живых, в очередной кризисный момент своей жизни он все переоценит и вернется. А если не дать ребенку опыта церковной жизни, его памяти не за что будет зацепиться, у него не будет ориентира, чтобы в момент отчаяния, боли найти дорогу к Дому.

Достаточно ли только молиться за крестника?

— Отец Федор, а у Вас есть образец настоящего крестного родителя? Что это за человек?

— У меня перед глазами пример моей собственной крестной. Когда мне было 9 лет, папа по просьбе знакомых помог ей перевезти мебель. В квартире у нее он увидел иконы и сказал: «Мы подумываем крестить дочку и сына, не хотите ли стать крестной?» При этом сам папа был некрещеным, а мама, хотя ее и крестили в детстве, была чрезвычайно далека от церковной жизни. Вера Алексеевна согласилась, но взяла с отца обещание не мешать ей выполнять ее обязанности. Не понимая, во что он ввязывается, папа кивнул. И началось.

Раза три в год Вера Алексеевна звонила и говорила: «В воскресенье я беру Аню и Федю, мы едем с ними в храм, не кормите их с утра». И возила нас в храм, а после службы доставала из сумки термос и бутерброды и кормила нас. Понимали мы тогда что-то? Вряд ли. Скорее ныли, что от стояния на службе спину ломит.

Крестная подарила мне молитвослов в бумажном переплете и подчеркнула в нем молитвы «Царю Небесный», «Отче наш» и «Богородице Дево». Через некоторое время она спросила: «Молитвы читаешь?». Я соврал, что читаю, хотя дома у нас никто не молился, и сам я тоже этого не делал. Но крестная взяла молитвослов и сказала: «Врешь. Если бы ты читал, обложка была бы замятая». Мне стало стыдно, и с тех самых пор я по сей день читаю утренние молитвы.

Именно ее твердость сотворила то, что я лично воспринимаю как чудо: мы с сестрой, дети из далекой от Церкви семьи, обрели Бога, нашли смысл, вокруг которого выстроилась и продолжает строиться наша жизнь.

Как я потом узнал, у Веры Алексеевны, не имевшей своих детей, было около тридцати крестников. Трое стали священниками, и практически все пришли в Церковь. Крестная устраивала рождественские и пасхальные праздники, где говорили о Церкви и вере, читали стихи русских поэтов о Боге. Это было, конечно, удивительным апостольским служением в советское время.

— Сегодня у многих церковных людей тоже по 10, 20, 30 крестников. Но столько внимания уделять им крестным в силу занятости просто не удается.

— К сожалению, это и моя беда. Многие мои одноклассники, зная, что я священник, просили меня быть крестным их детей. И часть из них, несмотря на все мои уговоры, не водили детей в храм, пока те были маленькими. А я и живу далеко, и у меня самого восемь детей — я был так занят, что просто не мог заниматься крестниками. Конечно, я себя сейчас просто оправдываю. А на самом деле я чувствую свою вину и каюсь.

— Но Вы ведь наверняка ежедневно поминаете всех своих крестников в молитве. Или этого недостаточно?

— Да, поминаю. И конечно, не надо недооценивать силу молитвы. Мой крестный отец, священник, служил в Торжке, поэтому никак не мог мной заниматься. И хотя я считаю, что своим приходом в Церковь обязан главным образом своей крестной, думаю, немалую роль в этом сыграли и его молитвы. Но молитвенный труд, подкрепленный каким-то действием, безусловно, лучше.

Конечно, если семья вашего крестника — церковная, родители сами ходят с ним в храм, молятся, читают Евангелие и стараются жить по нему. Очень много моих крестников и крестниц живут именно в таких семьях, а я молюсь за них, и душа за них не болит, как за детей из нецерковных семей. И тем не менее я все равно хотел бы больше участвовать в жизни своих крестных детей.

«Каждый крестный может восполнить свои пробелы в духовной жизни — и начать действовать»

— Как происходит общение с будущими крестными в Вашем храме?

— У нас есть несколько вариантов просветительских бесед. Первый — это минимум, без которого мы не допускаем до участия в таинстве Крещения. Он состоит из трех бесед, которые проводит катехизатор.

Второй — это 14-15 бесед, которые мы проводим каждый понедельник вечером. Такие курсы — они называются «Открытие веры» — проходят у нас два раза в год: с октября по Рождество и с конца января по пасхальный период. На них священники рассказывают об основах веры, о православных обрядах, о христианской культуре. И надо сказать, очень многие из тех, кто уже давно крещен и даже участвует в церковной жизни, с интересом ходят на эти курсы, потому что чувствуют большое количество пробелов в своем знании. Мы предлагаем эти курсы всем, в том числе и крестным, и те, кто серьезно относится к своей новой роли и считает, что трех бесед им недостаточно, ходят их послушать.

А еще у нас есть воскресные беседы для взрослых. Чаще всего их посещают родители, которые приводят своих детей в воскресную школу, а сами в это время слушают лекцию. Но могут, конечно, и будущие крестные.

— Вы уже много лет проводите беседы для крестных. На Ваш взгляд, меняются ли приходящие к Вам люди с течением времени?

— Перемены, наверное, соответствуют тем общим переменам, которые происходят в народе. С одной стороны, по-прежнему есть люди, которые участвуют в крещении только потому, что их попросили, а в остальном: «Отстаньте от меня, что за глупость вы придумали, 15 лет назад я был крестным, и от меня ничего не требовали». И ищут храм, где бы не совершались эти обязательные три беседы — такой вот цинизм.

Но, с другой стороны, сегодня много людей, которые относятся к вопросу крещения серьезно, которые понимают, что это — служение, накладывающее на них определенные обязательства, и которые, я надеюсь, будут хорошими крестными.

И надо сказать, изменились вопросы, которые мне задают. Все больше людей, которых интересуют не обрядовая сторона Православия, не купола и колокола, посты и праздники — вещи хорошие, но все же второстепенные, внешние — а суть христианской веры. Что такое первородный грех? Какое отношение падение Адама и Евы имеет лично ко мне? Что такое богочеловечество Иисуса Христа? Что такое спасение? Что такое Церковь? Как соотносится святость Церкви с тем, что они порой видят благодаря нашим грехам. Что такое таинства, Евхаристия, Тело и Кровь Христовы? Все это очень серьезные вопросы, и людей, задающих их, стало значительно больше. Они испытывают духовный голод, и мы должны пытаться его утолить.

Понравилась статья? Поделитесь ей