Контакты

Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков. Песенки со звуком С. Видео для речевых занятий с детьми

С чего начать занятия по грамоте? Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.

Практически каждого родителя интересует вопрос «когда начинать». Однозначного ответа на этот вопрос не существует, однако многие педагоги предлагают начинать учить звуки как можно раньше, но ребенок должен с интересом относиться к занятиям.

Мышление детей в раннем возрасте наглядно-образное, они не могут освоить такие абстрактные понятия как «звук», «буква», «слово». Если при изучении звуков показывать малышу буквы и пытаться объяснить что это такое, ребёнок будет видеть только набор непонятных палочек-чёрточек. Поэтому изучение звуков желательно «привязывать» к знакомым ему зрительным образам, а сам процесс обучения выстраивать исключительно в игровой форме.

Существует несколько негласных правил, которых нужно придерживаться при обучении ребёнка звукам:

Учить нужно звуки, а не названия букв. Малыша не нужно путать самими понятиями «буква» и «звук». Показывая определённую букву, мы называем только звук: «Это буква М (а не Эм), это буква Л (а не Эл). В противном случае в будущем при составлении слов малыш будет читать «Эл Е Эс» (а не Лес), его прийдётся переучивать, что довольно нелегко. Обратите внимание, что многие электронные говорящие азбуки запрограммированы на произношение не звуков, а букв.

Знакомство ребёнка со звуками стоит начинать с гласных , не вдаваясь в ньюансы, когда некоторые гласные («Я», «Ю», «Е», «Ё») стоят в начале слога и обозначают два звука (так называемые йотированные слоги).

Нет необходимости учить согласные строго по алфавиту. Если у ребёнка возникают трудности с произношением звуков «Р», «Ш», «Ч», «С», «Щ» и др., стоит оставить их изучение на потом. Делайте акцент на согласных, которые можно связать с чем-то близким и знакомым малышу (первая буква в имени родителей, братиков-сестричек, воспитателя).

Занятия должны быть регулярными и желанными. Занятия должны быть ненавязчивыми и до «первой усталости». Постоянный повтор пройденного материала даёт положительные результаты и поддерживает интерес малыша к урокам.

Изучать звуки с самыми маленькими проще всего с помощью:

1. Азбуки с простыми четверостишьями;

2. Кубиков с буквами;

3. Электронной говорящей азбуки;

4. Букв на магнитиках;

5. Рисунков;

6. Детских алфавитов (настенных, в виде простых пазлов);

7. Специальных карточек с картинками.

Для всех вышеперечисленных игровых средств и книжек крайне важно, чтобы картинка, иллюстрирующая букву, была не только интересной малышу, но знакомой и легко запоминающейся.


Для изучения звуков с детками постраше оптимально использовать:

1. Практические пособия-тетради;

2. Обучающие мультфильмы;

3. Развивающие флеш-игры.

Практические пособия-тетради для изучения звуков исполняют двойную функцию:

- рабочей тетради для детей

-тпособия для взрослых

Родители с их помощью экономят своё время на поиск необходимого материала для занятий с ребёнком). Задания в таких тетрадях размещаются в определённой последовательности, выполняя их, ребёнок движется от простого к сложному. Наиболее популярными являются следующие пособия:

Серия пособий «Домашняя логопедическая тетрадь» Азова Е.А., Чернова О.О.

Комплект состоит из тетрадей: «Учим звуки Р-Рь, Л-Ль», «Учим звуки С-Ш, З-Ж, С-Ч, Ч-Ц, Щ-Сь», «Учим звуки З, Зь, Ц» «Учим звуки Ш, Ж».

Каждая тетрадь представляет собой набор чёрно-белых иллюстраций с игровыми упражнениями для изучения наиболее трудных для произношения звуков.

Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Я учу звуки и буквы» Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В.

Тетрадь для дошкольников с набором игровых заданий, выполняя которые детки закрепляют знания о звуках и буквах, учатся читать слоги и делать звуковой анализ, писать прописи, готовятся к послоговому чтению.

С чего начать занятия по грамоте? Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.

Практически каждого родителя интересует вопрос «когда начинать». Однозначного ответа на этот вопрос не существует, однако многие педагоги предлагают начинать учить звуки как можно раньше, но ребенок должен с интересом относиться к занятиям.

Мышление детей в раннем возрасте наглядно-образное, они не могут освоить такие абстрактные понятия как «звук», «буква», «слово». Если при изучении звуков показывать малышу буквы и пытаться объяснить что это такое, ребёнок будет видеть только набор непонятных палочек-чёрточек. Поэтому изучение звуков желательно «привязывать» к знакомым ему зрительным образам, а сам процесс обучения выстраивать исключительно в игровой форме.

Существует несколько негласных правил, которых нужно придерживаться при обучении ребёнка звукам:

Учить нужно звуки, а не названия букв. Малыша не нужно путать самими понятиями «буква» и «звук». Показывая определённую букву, мы называем только звук: «Это буква М (а не Эм), это буква Л (а не Эл). В противном случае в будущем при составлении слов малыш будет читать «Эл Е Эс» (а не Лес), его прийдётся переучивать, что довольно нелегко. Обратите внимание, что многие электронные говорящие азбуки запрограммированы на произношение не звуков, а букв.

Знакомство ребёнка со звуками стоит начинать с гласных , не вдаваясь в ньюансы, когда некоторые гласные («Я», «Ю», «Е», «Ё») стоят в начале слога и обозначают два звука (так называемые йотированные слоги).

Нет необходимости учить согласные строго по алфавиту. Если у ребёнка возникают трудности с произношением звуков «Р», «Ш», «Ч», «С», «Щ» и др., стоит оставить их изучение на потом. Делайте акцент на согласных, которые можно связать с чем-то близким и знакомым малышу (первая буква в имени родителей, братиков-сестричек, воспитателя).

Занятия должны быть регулярными и желанными. Занятия должны быть ненавязчивыми и до «первой усталости». Постоянный повтор пройденного материала даёт положительные результаты и поддерживает интерес малыша к урокам.

Изучать звуки с самыми маленькими проще всего с помощью:

1. Азбуки с простыми четверостишьями;

2. Кубиков с буквами;

3. Электронной говорящей азбуки;

4. Букв на магнитиках;

5. Рисунков;

6. Детских алфавитов (настенных, в виде простых пазлов);

7. Специальных карточек с картинками.

Для всех вышеперечисленных игровых средств и книжек крайне важно, чтобы картинка, иллюстрирующая букву, была не только интересной малышу, но знакомой и легко запоминающейся.


Для изучения звуков с детками постраше оптимально использовать:

1. Практические пособия-тетради;

2. Обучающие мультфильмы;

3. Развивающие флеш-игры.

Практические пособия-тетради для изучения звуков исполняют двойную функцию:

- рабочей тетради для детей

-тпособия для взрослых

Родители с их помощью экономят своё время на поиск необходимого материала для занятий с ребёнком). Задания в таких тетрадях размещаются в определённой последовательности, выполняя их, ребёнок движется от простого к сложному. Наиболее популярными являются следующие пособия:

Серия пособий «Домашняя логопедическая тетрадь» Азова Е.А., Чернова О.О.

Комплект состоит из тетрадей: «Учим звуки Р-Рь, Л-Ль», «Учим звуки С-Ш, З-Ж, С-Ч, Ч-Ц, Щ-Сь», «Учим звуки З, Зь, Ц» «Учим звуки Ш, Ж».

Каждая тетрадь представляет собой набор чёрно-белых иллюстраций с игровыми упражнениями для изучения наиболее трудных для произношения звуков.

Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Я учу звуки и буквы» Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В.

Тетрадь для дошкольников с набором игровых заданий, выполняя которые детки закрепляют знания о звуках и буквах, учатся читать слоги и делать звуковой анализ, писать прописи, готовятся к послоговому чтению.

Общепринято считать, что к пяти годам ребенок может выговаривать все звуки. Однако это далеко не так, поскольку в русском существует буква «Р». С правильным произношением соответствующего звука приходится бороться дольше, чем с любым другим. Речевая задача требует от малыша мощной амплитуды языка и характерной вибрации.

Это вызывает определенный дискомфорт и нежелание продолжать обучение. Иногда даже приходится обращаться за помощью к логопеду. В то же время элементарные упражнения для развития речевого аппарата доступны для всех, и можно попытаться справиться самостоятельно.

Особенности произношения звука «Р»

Рассмотрим типичные для детей варианты неправильного произношения:

  • Звук пропускается (пример: га_аж, а не гараж). Это может свидетельствовать как о нежелании ребенка справляться с трудностями, так и о проблемах с фонематическим слухом;
  • Звук «Р» заменяется на «Л» (пример: лыба, а не рыба). Это может быть связано с малоподвижностью артикуляционного аппарата. То есть, необходимо укреплять лицевые мышцы;
  • Звук произносится нехарактерным образом. Как будто ребенок говорит на французском или английском языке. Это может о «нарушении» речевого дыхания.

Чтобы выявить некорректное произношение, достаточно попросить ребенка «порычать», как грозный лев, и затем произнести несколько слов с буквой Р в составе. В зависимости от результата, можно будет сделать вывод, что необходимо тренировать в первую очередь: звук сам по себе или произношение в слогах. И лишь в редких случаях проблемы со звуком Р могут быть связаны со строением уздечки. С этим действительно лучше обращаться к врачу за особой гимнастикой.

Грамотный подход к обучению произношения «Р»

Существует универсальный набор упражнений, позволяющий «поставить» звук Р малышу. Он может потребовать от родителя определенных усилий. Некоторые дети начинают правильно выговаривать Р лишь спустя год ежедневных занятий. Однако это того стоит.

Весь процесс обучения следует разделить на три акта. Начиная со звука самого по себе, продолжить слогами, чтобы в итоге закончить поточной речью. Многие же допускают ошибку, начиная с конца, и требуя от малыша мгновенного повторения скороговорок. Это путь в никуда. Важно постепенно укреплять артикуляционный аппарат. К тому же стоит помнить об удовольствии совместных тренировок. Без позитивных эмоций ребенок не захочет ворочать языком. А ведь это действительно доставляет ему дискомфорт. Поэтому задача хорошего родителя — из ежедневной практики сделать увлекательный квест.

Видео как научить ребенка выговаривать звук «Р»

Каждый «учебный» день необходимо будет начинать с разминки. Это важно для того, чтобы разогреть артикуляционный аппарат у ребенка перед выполнением упражнений. Например, можно попросить малыша «почистить» язычком верхние зубы. Для этого нужно улыбнуться и пройтись кончиком по внутренней поверхности ряда. При этом нужно следить, чтобы челюсть у него оставалась на месте. Другим вариантом разминки может стать обычное цоканье. Дело в том, что техника выполнения характерного для лошадки звука чем-то напоминает произношение «Р» . А посмеяться с малышом можно при выполнении упражнения — кто дальше высунет язык. Его фишка в том, чтобы при этом положении языка попытаться что-то говорить.

Важно выполнять все поставленные задачки вместе. Ребенок должен видеть артикуляцию и мимику взрослого, а не только слышать. В детстве все первым делом учатся подражать. Главное, набраться терпения, поскольку правильное выполнение некоторых упражнений может занять несколько месяцев. Ни в коем случае нельзя опускать руки, и переставать улыбаться. Нужно действительно относиться к занятиям, как к веселой игре. Точнее, сделать их такими. И тогда, после постановки правильного произношения звука, можно будет переходить к слогам и простым словам. При соблюдении всех вышеупомянутых условий, родители смогут добиться ощутимого успеха вместе с ребенком. В один прекрасный момент он легко и просто сможет освоить поточную речь с труднопроизносимой буквой. Не забудьте отметить это дело вкусным тортом.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Как научить ребенка говорить букву Р? Такой вопрос мучает каждого родителя, дети которого имеют с этим проблемы. Буква Р считается трудной в произношении, полноценно формируется в речи к 4-5 годам. Причины нарушения навыка и способы обучения требуют подробного рассмотрения и представлены в статье.

Процесс звукопроизношения осуществляется несколькими отделами речевого аппарата:

  • генераторным (голосообразовательным);
  • энергетическим (дыхательным);
  • резонаторным (звукообразовательным).

К нарушениям произношения относятся дефекты, состоящие из таких нозологических форм, как:

  • дислалия;
  • ринолалия (палатолалия);
  • дизартрия;
  • афазия (частично).

Необходимо различать сбой звукопроизношения от нарушения произношения, которое развивается вследствие невысокой грамотности и культуры речи или диалектного говора.

Ниже перечислены причины, мешающие детям произносить звук Р:

  1. Нестандартная подъязычная уздечка.
  2. Тонус артикуляционного аппарата.
  3. Сбой фонематического слуха.
  4. Нарушенное звукопроизношение.
  5. Проблемы с поведением.
  6. Горловая Р.
  7. Психологические отклонения.

В любой из этих ситуаций главное – выявить причину , в результате которой малыш не может самостоятельно справиться с выговариванием Р. Почему грудничок высовывает язык и стоит ли это проявление считать неврологической проблемой вы можете узнать .

До какого возраста неумение выговаривать Р считается нормой

Специалисты полагают, что проблемное произношение буквы Р является серьезным симптомом лишь по достижении 5-летнего возраста. До этого периода нарушение звукопроизношения является нормой. Это можно объяснить тем, что органы речи развиваются около первых 5 лет жизни.


Если по достижению 5-ти летнего возраста у вашего ребенка, несмотря на ваши старания, трудности с произношением звука «Р», имеет смысл показать его логопеду

Однако это не значит, что родители не должны прикладывать усилия к развитию малыша. Рекомендуется укреплять языковые мышцы своего чада самостоятельно с помощью речевой гимнастики, тем самым подготавливая аппарат речи к произнесению этой непростой буквы.

Постановка звука без логопеда

Как научить говорить букву Р? Чтобы научить ребенка, как правильно говорить букву Р, стоит соблюдать следующие правила организации упражнений, артикуляционной гимнастики, а также развития речевого дыхания:

  1. До 2-летнего возраста не нужно требовать от малыша выговаривания сложных звуков , так как дети сначала учатся произносить простые. Лучше всего подготовить речевой аппарат с помощью легких заданий.
  2. Начинать занятия стоит по достижении ребенком 5 лет. Они могут совпасть с периодом, когда он учится читать, это позволит расширить круг занятий.
  3. Наиболее действенные методики проводятся в игровой форме, так как маленькие дети не имеют интереса к обычным заданиям.
  4. Родителям необходимо провести полный курс до конца. В противном случае, их чадо может не освоить умение полностью. Например, не научится выговаривать мягкий или твердый звук.
  5. Тренировку целесообразно выполнять ежедневно согласно составленному графику, так как длительные перерывы могут свести к нулю все достигнутые успехи. Только регулярное повторение приведет к автоматическому правильному звукопроизношению.

Следует помнить, что исправление дефектов речи под силу каждому родителю , но для этого нужно ознакомиться с полным курсом речевой гимнастики. Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р поможет решить обе задачи:

  • Готовит органы речи к произнесению буквы.
  • С ее помощью происходит «разогревание» языка, губ, щек перед тренировкой.

Гимнастику для речевого аппарата намного удобнее выполнять напротив зеркала или так, чтобы происходило подражание взрослому. Тренинги стоит проводить ежедневно, но недолго, во избежание утомления. Для речевой гимнастики предпочтительна игровая форма.

Хороший выдох – основополагающая составляющая успешного результата . Выработать выдох помогут мыльные пузыри или маленький шарик от пинг-понга, который сильным и точным выдохом необходимо задуть в ворота. Эти и другие веселые тренинги способствуют организации правильной воздушной струи. Далее представлены упражнения для постановки звука Р:

Возьмите на заметку просто и доступное упражнения для развития хорошего выдоха – игра с мыльными пузырями

  • «Индюк». С приоткрытым ртом, дотянувшись до губы, расположенной сверху, двигать краем язычка вперед и назад по ней. Не отрываясь от губы, постараться выговорить «бл – бл – бл – бл — бл», увеличивая темп.
  • «Маляр». Задание заключается в «окрашивании» языком всей внутренней поверхности рта (в том числе щек, неба, зубов). Делать это движениями «назад-вперед».
  • «Лошадка». Суть заключается в щелканье языком по нёбу, имитируя лошадиное цоканье.
  • «Грибочек». Это задание считается продолжением «Лошадки». Остановить язычок, «приклеить» его к небу и удержать в таком положении 10 секунд. Натянутая подъязычная уздечка считается «ножкой грибочка».
  • «Моторчик». Название главного задания основано на похожем звучании Р с моторным запуском. «Моторчик» — продолжение «Грибочка». Под язычок, прижатый к верхнему небу, поставить пальчик. Рекомендуется использовать палец самого ребенка или обычную ватную палочку. Малышу нужно одновременно сильно выдохнуть и произнести длительное «дддддд». В это же время следует производить колебательные движения из стороны в сторону пальчиком ребенка или ватной палочкой. Язык начинает вибрировать и издавать «ррррр». Это означает, что «мотор» завелся.

При легком выполнении логопедических упражнений для постановки звука Р у детей можно переходить к запуску самой буквы. Также можно посмотреть видео уроки для постановки звука Р, чтобы наглядно увидеть, каким образом происходит тренировка.


Учим правильно произносить звук Р: автоматизация звука

Даже если «мотор» завелся, его очень трудно автоматизировать в беглую речь, так как звук Р считается самым коварным.

Как исправить дефекты речи? Перед тем, как доводить Р до автоматизма в словах, фразах, предложениях и в речи в целом, необходимо сначала обучить малыша соединению этого звука с другими: гласными и согласными. Далее рассмотрим способы постановки звука Р. Сначала отрабатывать Р через облегченные Д и Т в таких слогах, как:

  • «тро/три/тра»;
  • «дро/дри/дра».

Детский язык «отталкиваясь» от этих твердых звуков, постепенно переходит к Р. Затем ввести обратные слоги на: «ро/ри/ра» — «ор/ир/ар». До тех пор, пока у малыша не получится повторять Р в слогах с вибрацией до автоматизма, нельзя переходить к следующему этапу.

После четкого выполнения этих заданий можно переходить к словам. Начинать следует со слов, где рассматриваемая буква стоит впереди или через звукосочетание «тр» (рубашка, трава, трон и т. д.). Далее приступать к словам с серединным и конечным Р (корова, забор).

Затем, подобным образом, обучить различию твердого Р от мягкого. Как правило, малыш сам понимает различия и совершает звуковую подмену. Но иногда нужно объяснить ему, что для смягчения Р стоит передвинуть язычок. В результате всего этого развивается автоматизация Р.

Скороговорки

Учимся говорить букву Р. Для этой цели существует великое множество скороговорок. Ниже рассмотрим наиболее распространенные:

  • На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.
  • Рома с мамой мыли раму и смотрели панораму.
  • Прокоп пришел – кипит укроп. Прокоп ушел – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

Упражнения для растяжения уздечки

Абсолютно каждое задание необходимо делать не спеша, широко раскрывая рот.

Стоит осознавать, что речевая гимнастика является существенной нагрузкой для язычка, поэтому необходимо прерываться на небольшой отдых во время выполнения упражнений для устранения дефектов речи у детей.

  • «Качели». Раскрыть как можно шире рот, двигать вверх – вниз языком, касаясь зубов. После этого задержать язычок у верхней челюсти примерно на 15 секунд. Это поможет растянуть подъязычную уздечку и натренировать язычок для потягивания вверх.
  • «Футбол». По очереди дотрагиваться кончиком языка то до правой щеки, то до левой, будто катая мяч во рту.
  • «Котенок». Налить немного какого-либо лакомства в тарелку. Суть упражнения состоит в том, чтобы малыш слизал вкусность, как котенок.
  • «Дотянись до подбородка». Для выполнения малышу необходимо дотянуться язычком до подбородка. Чем дальше он дотянется, тем больше уздечка растянется.

В каких случаях обращаться за помощью к логопеду

Как говорилось выше, самостоятельно научить свое чадо правильному произношению Р возможно. Однако более верным решением станет обращение к логопеду, так как при осмотре грамотный специалист проверит фонематический слух, уздечку, тонус, горловой Р и сможет выявить точную причину трудностей. А также составит индивидуальную систему для формирования внятной и четкой речи.


Занимайтесь артикуляционной гимнастикой с ребенком постоянно. Если у вас лично не хватает времени, берите уроки у логопеда, не оставляйте проблему на самотек

Первичный визит стоит запланировать в возрасте 2-3 лет . Он заключается в плановом осмотре перед началом посещения детского сада. Помимо логопеда, должен проводиться осмотр невропатологом, чтобы исключить заболевания головного мозга.

Выводы

В заключение можно сказать, что обучение детей правильному произношению буквы Р – это длительный процесс, который требует как от малыша, так и от родителей немалых усилий. Для успешного результата необходимы ежедневные тренировки. Поэтому, если родители приняли решение не обращаться к логопеду за помощью, то нужно регулярно заниматься речевой гимнастикой самостоятельно.

[

Родители начинают всерьез переживать, если их ребенок не выговаривает букву Р - особенно когда время идет, а прогресса никакого нет. Тогда стараются найти хорошего логопеда, считая, что без его помощи не обойтись и только он может научить детей говорить без дефектов. Не стоит паниковать - с этой проблемой можно справиться и самостоятельно, на специальных игровых уроках по развитию речи дома. Существует разработанная методика артикуляционной гимнастики для звука Р. Если заниматься со своим ребенком, то вскоре можно будет услышать, как он станет выговаривать букву Р ничуть не хуже, чем другие звуки. Веселые уроки доставят массу удовольствия и детям, и взрослым, сблизят членов семьи еще больше.

Некоторые дефекты речи можно устранить в домашних условиях при помощи несложных упражнений. Они будут гораздо удобнее для мамы и ребенка, чем постоянные визиты к логопеду

Общая информация для родителей

Перед тем, как начинать логопедический практикум, родителям нужно обратить внимание на то, что буква и звук – не одно и то же. Проговариваем мы звуки, а буквы пишем (см. также: ). С самого начала до ребенка тоже нужно доносить эту разницу, объясняя и давая правильно сформированные задания (например, «Произнеси звук» или «Напиши букву»). От этого во многом зависит конечный успех, а еще такие знания пригодятся ребенку в школе.

Следует знать и то, что в русском языке буквой Р обозначаются два звука – Р и РЬ. У малышей бывают разные проблемы с их выговариванием. Одни умеют говорить твердое Р, но им не дается мягкая разновидность этого звука (например, «рак» и «рыба» они произносят четко, а вместо «речка» получится «лечка» или «йечка»). Может быть и наоборот. Бывает и так, что ни твердый, ни мягкий звук пока не дается. Перед началом уроков на артикуляцию родителям нужно проанализировать произношение ребенка, чтобы точно знать, над чем работать.

Звук Р довольно сложный. Артикуляционная гимнастика по работе с ним состоит из нескольких этапов – сначала он просто появляется в речи, а со временем ребенок начинает самостоятельно употреблять его в словах и предложениях. Ни один из этапов игнорировать нельзя. Особенно важен последний, закрепляющий, и если от него отказаться, произношение может остаться неустойчивым. Только прохождение полного курса от начала до конца гарантирует, что по окончании ребенок будет четко выговаривать букву Р и к школьной программе будет основательно подготовлен.

Немаловажно для успеха придать урокам игровую форму. Никакие уговоры и объяснения, что это надо, не будут стимулировать детей. Их можно лишь заинтересовать, а как? Конечно же, игрой.

Следует также проявить терпение и заниматься каждый день. Систематическая работа и постоянное повторение помогут научить малыша правильной артикуляции и сделать результат стабильным.

Игровой урок на артикуляцию №1

Каждый урок, на котором мы будем учиться выговаривать букву Р, состоит из нескольких упражнений. Первый включает в себя следующие:

  • «Цоканье»;
  • «Индюк»;
  • «Прыжки».

Упражнение - это веселые воображаемые скачки на лошадях. Дети очень хорошо понимают, как нужно цокать языком, чтобы имитировать цоканье лошадиных копыт. Если объяснять, каким образом получается такой звук, то язык нужно по очереди то присасывать, то резко отрывать от твердого неба. Обычно это забавное упражнение приводит детей в восторг, особенно если устраиваются состязания, у кого лошадка быстрее.

Действие упражнения «Индюк» происходит уже на птичьем дворе, куда все прискакали верхом. Перечислим вместе с ребенком всех местных обитателей – куры, гуси, утки; а главный среди них, конечно же, индюк! Он важно ходит по двору и говорит: «Бл-бл-бл!» (здесь нужно воспроизвести звук, который образуется при резком выбрасывании языка между зубами и губами наружу). После этого ребенку нужно повторить «индюшачий разговор».

С птичьего двора, от сердитого индюка, отправимся в дом (предварительно нужно подготовить зеркало и хорошо вымыть руки). Кто живет в домике? (Пусть малыш пофантазирует и выскажет свои версии). В домике живет Веселый Язычок! Домик его – рот, а любимое занятие Язычка – прыгать до потолка. Встанем перед зеркалом, откроем домик-рот и найдем в нем пол и потолок. Вверху, за зубами, есть бугорки, которые малыш может нащупать пальцем (это альвеолы на небе). Альвеолы можно назвать диванчиками для Язычка, которые стоят не на полу, а на потолке. Переходим к упражнению «Прыжки» , когда Язычок прыгает с диванчиков на пол (здесь нужно щелкать языком по альвеолам). Необходимо объяснить малышу, что Язычок должен прыгать именно по «диванчикам», а не за зубами.



Логопедические упражнения обязательно нужно выполнять перед зеркалом - это необходимо для самоконтроля малыша и для мамы, которая сможет лучше увидеть, правильно ли ребенок делает упражнение

Игровой урок на артикуляцию №2

Когда подключается урок-игра №2, перед началом нужно повторять упражнения из первого курса в течение 4-5 минут. Сюжеты можно менять, чтобы у ребенка не пропадал интерес. После повторения можно осваивать новые упражнения (на них отводится по 5-7 минут):

  • «Кучер»;
  • «Блинчик»;
  • «Любопытный язычок»;
  • «Барабанщик»;
  • «Сорока».

Наша лошадка так резво скачет, как же нам ее остановить? Если ребенок не знает про кучера , нужно объяснить ему, кто это такой, а затем вспомнить, как нужно останавливать лошадку. Здесь учим малыша выговаривать звуковое сочетание «тпр» (чтобы звук получился глухим, при губном Р губы должны вибрировать).

Теперь накормим нашего кучера блинчиками – покажем ребенку, как широкий язык «лежит», словно на блюде. Чтобы произнести звук Р, передний край языка должен быть широким, а детям это делать сложновато.



После стольких дел веселый Язычок устал и отправился отдохнуть в свой домик-рот. Нужно показать малышу, как широкий язычок не спеша поднимается и отодвигается за зубы вглубь рта (на «диванчики»). После отдыха Язычок опять отправился погулять (широкий язык выводится на верхнюю губу). Пробегала рядом собачка, напугался Язычок и снова убежал в домик (опять убираем широкий язык за зубы). Собачка исчезла и Язычок опять вышел из дома (широкий язык – на верхнюю губу).

Еще одно любимое занятие Язычка – барабанить . Кончиком языка нужно постукивать по альвеолам за верхними зубами, как при произношении звука Д. Нижняя челюсть остается неподвижной, губы – в улыбке, а широкий передний край языка – за верхними зубами. Проверять правильность выполнения упражнения нужно, поднеся ко рту малыша полоску бумаги. Если она колеблется от ударов языка, значит, все делается верно.

«Сорока» . Сорока-белобока летала-летала, на плетень присела и застрекотала: «Тррррррр!». Начала тихонько, а затем громко. (Широкий язык блинчиком находится у альвеол, звук произносится с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка.)

Игровой урок на артикуляцию №3

Этот урок является уже непосредственно направленным на постановку звука Р. В первую очередь повторяются те упражнения, которые были для ребенка наиболее трудными. Вместе с малышом можно фантазировать и придумывать новые варианты сюжетов, чтобы занятия ему не наскучивали, а были интересными.

Неплохо бы почаще выполнять «Барабанщика» , причем обязательно с проверкой. Ребенок сам должен видеть, насколько правильно оно получается и выговаривает ли он букву Р.

Затем можно добавить упражнение «Заведи мотор» . Язык малыша уже привык к развитию артикуляции, теперь он более подвижен - это очень важно для «Заведения мотора», так как для упражнения нужно уметь совершать вибрацию языком. Чтобы она получилась, используется плоская ручка чайной ложки или указательный пальчик (поэтому перед занятием обязательно нужно хорошо вымыть руки).

«Заводить мотор» учимся многократным проговариванием звука Д (д-д-д-д-д-д). Перед этим ребенку нужно совершить уже знакомое действие – поднять широкий язык за верхние зубы на бугорки (он делал это, когда Язычок прятялся в домике). Во время «заведения мотора» прямой указательный палец правой руки (или левой, если он левша) малышу необходимо подложить под кончик языка и быстро делать колебательные движения от одного уголка рта к другому и обратно. Такие манипуляции и помогут произносить тот самый рокочущий звук «Дддрррр!», который походит на звук заведенного мотора. Так мы и завели мотор, сели в машину и поехали: «Ддддрррррр!».


Упражнение «Заведи мотор» особенно понравится мальчикам, которые в этом возрасте души не чают в машинах. Когда занятие сопровождается игрой, ребенок гораздо меньше устает

Скороговорки как закрепляющее упражнение

Различные скороговорки и потешки станут дополнительной практикой и помогут ребенку закрепить полученные навыки по выговариванию буквы Р. Они будут развивать и общую артикуляцию, к тому же такой забавный вид повторения всегда доставляет детям огромное удовольствие и заряжает позитивным настроем.

Упражнения со скороговорками можно проводить в виде соревнований между малышом и другими членами семьи независимо от того, сколько кому лет. Примеры скороговорок:

  • Трое трубачей трубят в трубы.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • На горе Арарат растет крупный виноград.
  • На дворе трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул в реку руку Грека, рак за руку Грека – цап.

Есть и другие скороговорки, помогающие научить ребенка правильно произносить звук Р. Веселые потешки и скороговорки можно повторять сколько угодно, в том числе вне запланированного расписания. Это будет способствовать постоянному закреплению пройденного и всегда создаст хорошее настроение.

На видео вы можете посмотреть, как проходят игровые занятия. На нем же представлены примеры более сложных скороговорок.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Понравилась статья? Поделитесь ей