Контакты

Туна — даосские дыхательные техники. Девятая неделя обратное дыхание

Уникальная система оздоровления. Упражнения, работа со скрытыми энергиями, медитации и настрои Кацудзо Ниши

Обратное брюшное дыхание -  «даосское дыхание»

Обратное брюшное дыхание?-? «даосское дыхание»

«Даосское дыхание» используется при занятиях боевыми искусствами. Оно позволяет быстро увеличить энергию тела при условии, что вы вдыхаете и выдыхаете воздух через нос.

При вдохе вы втягиваете живот, максимально наполняя грудную клетку воздухом (новичкам делать это не советую?-?может закружиться голова, а курящие могут даже потерять сознание). При выдохе живот надувается и немного выдается вперед.

Без учителя или в начале занятий дыхательными упражнениями применять «даосское дыхание» следует не дольше 2–3 минут.

Из книги Йога для запада автора Кернейц С

Дыхательные упражнения. Простое полное дыхание. Попеременное дыхание. Гимнастические упражнения. В логическом плане кажется более последовательным начинать физическое обучение с упражнений, которые работают с кровообращением, ибо, как мы уже отмечали раньше, оно

Из книги Прививка от стресса [Как стать хозяином своей жизни] автора Синельников Валерий

ДЫХАНИЕ Дыхание, как и сердцебиение, – это такое поведение человека, которое им, как правило, не осознается. Поэтому, если вы присоединитесь к дыханию, то это окажет на него очень сильное влияние.УпражнениеНайдите для себя время и возможность и поупражняйтесь в течение

Из книги Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун. автора Хоушен Линь

198. Всегда ли при выполнении разных видов цигуна необходимы статическая концентрация сознания на даньтяне и брюшное дыхание Некоторые считают, что при выполнении любого цигуна следует концентрировать внимание на даньтяне и осуществлять брюшное дыхание. Данная точка

Из книги Йога автора Аткинсон Вильям Волкер

Глава VI ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ НОЗДРИ И ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ РОТ Один из первых уроков науки дыхания йогов посвящается тому, чтобы научиться дышать носом и победить обычную привычку – дышать ртом.Дыхательный механизм человека позволяет ему дышать и носом и ртом, но для него дело

Из книги Действовать или ждать? Вопросы и ответы автора Кэрролл Ли

Дыхание Вопрос: Дорогой Крайон, я хотел бы узнать немного больше о той форме многомерной жизни, что присутствует в воздухе. Каким образом она воздействует на нас? Как она воздействует на наше дыхание? Можно ли сказать, что дыхание само по себе является многомерным

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.

ДЫХАНИЕ Великое Дыхание, о котором говорит оккультизм, – это Дыхание Божие. Когда это Дыхание распространилось, оно привело хаос в порядок и форму. Иными словами, заложило основу проявленной Вселенной. Великое Дыхание также создало семь иерархическим планов с их

Из книги Исцеляющая сила мудр. Здоровье на кончиках пальцев автора Брахмачари Свами

Из книги Играющий в пустоте. Мифология многоликости автора Демчог Вадим Викторович

Из книги Азы волшебства. Принципы магического взаимодействия с миром автора Данн Патрик

Виртуальное дыхание, или Дыхание Мифа Это дыхание Героя, или, говоря словами могучего безумца Ницше, дыхание Космического Танцора. Уже в одном цикле это дыхание заключает в себе грандиозную мистерию «смерти и возрождения».И почему оно так важно? Дело в том, что наше

Из книги Йога для начинающих автора Бережнова И. А.

Дыхание Наш пульс, если мы специально не тренировались, преимущественно не подвластен контролю сознания, но дыхание может одновременно и находиться под нашим контролем, и осуществляться автоматически. Чтобы понять, каковы границы этого контроля и какую жизненно важную

Из книги Человек-дельфин автора Майоль Жак

Дыхание При выполнении различных упражнений или асан необходимо правильно дышать. Для каждого конкретного случая подходит определенный тип дыхания. Ниже будет рассказано о некоторых из них.Полное глубокое дыханиеОно сочетает в себе 3 вида дыхания: брюшное, среднее и

Из книги Внутренний свет. Календарь медитаций Ошо на 365 дней автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Жизнь без границ. Концентрация. Медитация автора Жикаренцев Владимир Васильевич

238 Дыхание Когда дыхание полноценно, все остальное становится на свои места. Дыхание есть жизнь. Люди пренебрегают дыханием, не обращают на него внимания. Но любая перемена, которая только случится, случится благодаря перемене в дыхании. Каждый человек дышит неправильно,

Из книги Терапия Ошо. 21 рассказ от известных целителей о том, как просветленный мистик вдохновил их работу автора Либермайстер Свагито Р.

ДЫХАНИЕ Ещё один способ обойти нежелание ума медитировать – это дать ему какое-нибудь задание, чтобы он был занят. Слежение за дыханием – лучший способ занять ум, успокоить его и повести за собой.Когда в уме появляется множество разных мыслей, когда он мечется, начинайте

Из книги Уникальная система оздоровления. Упражнения, работа со скрытыми энергиями, медитации и настрои автора Кацудзо Ниши

Глава 14 Алмазное дыхание: дыхание Будд Девапат Экстаз означает выйти – из всех оболочек и всех защит, из всех эго и всех удобств, всех смерти подобных стен. Быть в экстазе – значит выйти, быть свободным. (Ошо) Японский Будда сидит в экстазе, показывая нам своим большим

Из книги автора

Грудное дыхание?-? дыхание силы Этот вид дыхания применяется для обретения силы при тяжелом физическом труде, например переноске тяжестей, перекатывании крупных камней и тяжелых стволов деревьев, а также при подготовке спортсменов, водолазов и в боевых

Дыхательные упражнения играют в Даосской практике достаточно важную роль. Они даже выделены в специальный раздел, называющийся «Туна» (吐纳 - выплевыние (мутного) — набирание (чистого)).

Никто не будет спорить с тем, что дыхание играет очень важную роль для нашего существования, и от него зависит наша жизнь и работа всего организма, всех его функций. Дыхание может влиять как на наши эмоции, так и на физиологию тела и некоторые его химические реакции. Мы можем легко проследить зависимость между дыханием и нашими чувствами, так, например, когда человек испытывает злость или негодование, то его дыхание в это время поверхностное и быстрое, а когда человек умиротворен, то дыхание будет спокойное и более глубокое.

Также мы имеем взаимозависимую систему дыхание – работа сердца – деятельность ума. Чем чаще, поверхностней и сбивчивей дыхание, тем сердце работает более активно, а значит мозг, в свою очередь, будет склонен к перевозбуждению, а, следовательно, погрузиться в состояние глубокого Покоя во время практики будет сложнее. Соответственно, такой важный аспект, как дыхание, не может не использоваться в традиционных системах самосовершенствования. Также дыхание имеет тесную связь с циркуляцией внутренней энергии, через дыхание мы получаем не только кислород, но и вдыхаем «внешнюю Ци».

Используя различные дыхательные упражнения, мы можем укрепить организм в целом, улучшить циркуляцию внутренней Ци, накапливать жизненную силу в своем теле, в его энергетических центрах. Вот почему постановке правильного дыхания в Даосской Традиции уделяется большое внимание. Дыхательные практики играют очень важную роль в « », ведь правильное, глубокое и спокойное дыхание способствует созданию внутри нас таких условий, при которых достижение внутреннего равновесия, гармонии и глубокого Покоя будет достигнуто максимально быстро. Если же дыхание не будет отрегулировано, то обрести эти результаты будет очень сложно, а в некоторых случаях и вообще невозможно. Поэтому к этому важному этапу практики нужно отнестись со всей серьезностью и хорошо его проработать.

В практическом Даосизме существует огромное количество дыхательных техник, предназначенных как для лечения болезней, так и для накопления и контроля движения энергии. Упражнения могут отличаться друг от друга по очень разным параметрам:

  • какой тип дыхания используется (прямое, обратное, грудное, кожное/телесное, вздыхающее, смешанное дыхание);
  • ритм;
  • наличие задержки дыхания или ее отсутствие;
  • когда производиться задержка (после вдоха, выдоха или в обоих случаях);
  • методы внутренней работы при том или ином дыхательном упражнении;
  • наличием или отсутствием динамических упражнений и произношением специальных звуков.

Одно из самых сложных является «зародышевое дыхание», суть его сводиться к тому, что практикующий перестает дышать легкими, при этом его сердцебиение очень сильно замедляется, а со временем может полностью остановиться. Такой вид дыхания необходим на высоких уровнях практики, когда нужно будет находиться в глубочайшем состоянии медитации множество дней, недель подряд.

Если обратиться к истории, то уже в IV–III вв. до н.э. существовали тексты, в которых было достаточно подробно описаны различные дыхательные методы, а также в какое время суток их нужно практиковать и какую пользу они могут принести практикующему. Называются эти трактаты: «Десять вопросов» и «Речи о Высшем Дао Поднебесной», причем во втором тексте приводятся также описания сочетания Дао Инь и дыхательных упражнений. Из этих текстов ясно видно, что на момент их написания приведенные там методы имеют вполне завершенный вид, а значит, они уже существовали в еще более древний исторический период.

В трактате Гэ Хуна «Баопу-цзы» или «Мудрец, объемлющий Первозданную Простоту» (317–320 гг. н.э.) указывается, что человек, овладевший дыхательными упражнениями, которые способствуют контролю над Ци (син ци), приобретает различного рода сверхъестественные способности, ему подвластны природные силы, он может исцелять различные болезни, и ему не страшны дикие животные.

В Школе Чжэнь Дао базовые дыхательные упражения раздела Туна осваиваются на занятиях

Даосское парадоксальное дыхание является базовым методом и в наибольшей степени подходит для занятий в режиме даосского круга.

В 1-м издании данной книги я давал метод естественного дыхания, адаптированный для даосского круга. Причиной тому было желание избежать появления специфического даосского животика, который нередко появляется при систематической практике парадоксального дыхания. Однако, всё-таки именно парадоксальное дыхание является наиболее органичным и наиболее эффективным для практики в режиме даосского круга. А для решения проблемы даосского животика существует простое и эффективное решение. Вполне достаточно ввести в свои ежедневные занятия упражнение для брюшного пресса. Этому упражнению я дал название «Локти-колени». Оно дано в этой же самой главе, в разделе «Утренний гимнастический комплекс». Если выполнять это простое и очень полезное упражнение хотя бы один раз в день, никаких проблем с животом не будет.

Излагаемый здесь метод даосского парадоксального дыхания представляет собою усовершенствованную модификацию классического варианта. Добавлен очень важный технический момент - наклон позвоночника, выполняемый в конце выдоха. Это дополнение активизирует движение энергии вверх по позвоночнику и является профилактикой застойных явлений и болей в пояснице и нижнем отделе позвоночника.

Подготовительные и завершающие упражнения

Подготовительные упражнения.

Нижеследующие подготовительные упражнения следует делать непосредственно перед основной практикой (перед парадоксальным дыханием). Времени они занимают немного, а польза от них большая - эффективность последующей дыхательной практики значительно возрастает.

1) Массаж ушей ладонями (иньский массаж ушей) .

Это упражнение дано здесь же, в разделе «Практика», в комплексе на позвоночник для даосского круга. Рекомендуемое количество повторений массажных движений - не менее 12-ти.

Примечание. Перед дыханием это подготовительное упражнение лучше делать не в Сейдза, а в Симпласане.

2) Освобождение ручных иньских каналов .

Симпласана, глаза открыты, руки на бёдрах чуть выше колен ладонями вниз (иньская позиция рук). внимание держать на ладонях. Такое неподвижное сидение выполнять не менее 3-х минут.

3) Упражнение «Олень», сидя в Симпласане (не менее 12-ти повторений).

Упражнение «Олень» в положении сидя предназначено для воздействия на нижнюю часть живота, расположенную над половыми органами. Будьте внимательны, это не зона нижнего Дань-Тяня, расположенного ниже пупа, а лобковая зона, расположенная значительно ниже. Этот вариант упражнения «Олень» особенно важен для мужчин, имеющих проблемы с простатой и для женщин, имеющих проблемы с яичниками. Кроме того, он особенно важен для мужчин, страдающих преждевременной эякуляцией.

В целом, упражнение «Олень» является непревзойдённым и наиболее эффективным методом сублимации сексуальной энергии и профилактики нарушений кровообращения и циркуляции энергии в области половых органов. Особенно большую ценность это упражнение имеет в периоды длительного полового воздержания.

Упражнение выполняется в Симпласане, без согласования с дыханием, руки сложены «ладонь в ладонь» у нижней части живота. Какого-либо нашего участия в регуляции дыхания не требуется. Лучше всего во время выполнения упражнения «Олень» вообще не обращать никакого внимания на процесс дыхания.

Упражнение заключается в намеренном плавном втягивании нижней части живота (лобковой зоны, расположенной непосредственно над половыми органами) с последующим, столь же плавным отпусканием и расслаблением этой зоны. Упражнение «Олень» не должно выполняться в резкой «рывковой» манере. Оно должно выполняться плавно и процессуально. Идеальной моделью, на которую следует ориентироваться при выполнении этого упражнения, является тягуче-непрерывное перемещение дождевого червя.

Когда мы выполняем упражнение «Олень» в положении сидя, втягивание - отпускание должны быть центрированы относительно нижней части живота, где и следует держать своё внимание на протяжении всего упражнения.

Втягивание не должно быть чрезмерным. Эта рекомендация особенно важна для лиц с повышенным давлением, а также для тех, у кого имеются серьёзные проблемы в этой области (с простатой у мужчин, с яичниками у женщин). Ни в коем случае не делать упражнение через боль, также не следует делать это упражнение в больших объёмах без согласования с наставником. В противном случае вы можете заполучить сильное и малоприятное обострение. Таким образом, лучше воздержаться от полного «стопроцентного» втягивания, лучше всего слегка «недовтянуть». Также рекомендуется воздерживаться от объёмов практики, превышающих рекомендованное количество повторений. Настоятельно рекомендую не делать более 36 повторений (считая: втянуть-отпустить - раз, втянуть-отпустить - два и так далее). Нормативная база выглядит следующим образом: 12 повторений - ленивый минимум, 24 повторения - стандарт, 36 повторений - безопасный максимум. Позволю себе повториться: для людей, имеющих проблемы в этой области, без согласования с наставником делать более 36 повторений упражнения Олень ни в коем случае не следует. Это упражнение является сильнодействующим и требует осторожного и уважительного к себе отношения. Таким людям следует начинать с минимальных 12 повторений и увеличивать их число очень постепенно, не более, чем по 3 повторения в неделю.

Профилактический и лечебный эффект этого упражнения является уникальным. Поясняющая метафора полезного воздействия упражнения «Олень» - грязная губка в проточной воде. Сжимаем эту губку, затем отпускаем, снова сжимаем, снова отпускаем. Упражнение обеспечивает полноценный внутренний массаж соответствующих органов и при подобных заболеваниях является просто незаменимым.

Завершающие упражнения .

Большие объёмы практики даосского парадоксального дыхания могут привести к проблемам с нижним отделом позвоночника и болям в пояснично-крестцовой зоне вплоть до тяжёлого обострения по радикулитному типу.

Во избежание подобных неприятностей, прежде всего, при выполнении даосского парадоксального дыхания нельзя забывать о накатывании позвоночника вперёд в конце каждого выдоха.

Надо сказать, что в классическом китайском дыхательном цигун этот важный технический приём отсутствует. Я его специально добавил, для того, чтобы избежать обострений по пояснице. Кроме того, для профилактики таких обострений по завершении дыхательной практики нужно выполнить два следующих упражнения:

1) Крокодил, ноги расставлены .

Это упражнение дано в комплексе на позвоночник для даосского круга, а также показано в видеоуроках для даосского круга. Рекомендуемое количество повторений не менее 12-ти (считая: раз влево, два вправо и так далее).

2) Локти-колени .

Это упражнение также дано и в комплексе на позвоночник, и в видеоуроках для даосского круга. Оно оказывает благотворное влияние на весь позвоночник и особенно полезно для устранения лордозного провала. Кроме того, упражнение «Локти-колени» важно регулярно выполнять во избежание появления выпуклого даосского животика, который, при больших объёмах практики парадоксального дыхания, появляется из-за расслабления мышц живота во время выдоха.

Положение тела

В принципе, дыхательная практика может выполняться в различных позициях тела. Однако, как самый простой, весьма удобный и, в то же самое время, вполне эффективный вариант, я рекомендую Симпласану 1 - положение сидя на низкой скамье или банкетке со скрещёнными ногами при открытых глазах .

Скамья или банкетка должны быть высотой примерно в 30-33 см. Обычный стул для Симпласаны не годится - слишком высоко. В этой позе мы сидим с прямым позвоночником и скрещёнными ногами. В отличие от Симпласаны обратного круга, позвоночник слегка наклонён вперёд. Он не должен быть согнут вперёд, как удилище под нагрузкой, а именно накренён вперёд, сохраняя своё прямое положение. Правильная постановка головы имеет большое значение, ибо обеспечивает беспрепятственное прохождение энергии через заднюю поверхность шеи и затылок. Заключается она в следующем. Подбородок надо взять «на себя» и слегка опустить вниз. При этом происходит мягкое вытягивание вверх шейного отдела позвоночника. Я имею в виду то исходное положение головы, из которого мы начинаем вдох и в которое мы возвращаемся после завершения выдоха. Для правильной постановки головы в исходном положении следует избегать как запрокидывания головы назад, так и её свешивания вперёд.. Для этого подбородок нужно взять «на себя» и слегка опустить вниз. При этом происходит мягкое вытягивание вверх шейного отдела позвоночника. Однако и этого недостаточно для правильного исходного положения головы. Следует также иметь в виду, что правильная постановка головы невозможна, если вы ссутулились. Плечи необходимо держать расправленными. Колени должны быть полноценно раздвинуты в стороны, что возможно только при хорошем расслаблении в области тазобедренных суставов.

Для дыхательной практики на даосском круге лучше всего подходит не Сиддхасана, а Симпласана - поза, сидя на банкетке (или низкой скамейке) высотою в 30-35 см. Симпласана показана на нижеследующем рисунке (рис. 68). Что касается Сиддхасаны, то, конечно же, эта замечательная асана является наилучшей для медитативной практики.Однако она требует определённой подготовки, поэтому для пожилых людей, а также для тех, у кого нет необходимой растяжки ног, лучше всего проигнорировать эту трудную позу и, вместо неё, воспользоваться значительно более удобной и, вместе с тем, вполне подходящей для успешной практики Симпласаной. Кроме того, следует иметь в виду, что Сиддхасана является сублимационной позой - снимает сексуальный перегруз (энергетическую избыточность в половой сфере), но, при этом, может оказать неблагоприятное воздействие на нижний отдел позвоночника. Поэтому при радикулите и различных проблемах с поясницей и нижним отделом позвоночника длительное пребывание в Сиддхасане не рекомендуется. По этой причине в данном методическом варианте для практики полного дыхания рекомендуется Симпласана, не имеющая таких противопоказаний.

Во время дыхательной практики глаза следует держать открытыми, что облегчает прохождение энергии по позвоночнику и всем янским каналам.

Правильная постановка позвоночника во время дыхательной или медитативной практики имеет исключительно важное значение. Поэтому настоятельно рекомендую всем начинающим озаботиться установкой большого зеркала, расположенного сбоку от вас (лучше с левой стороны). И во время практики необходимо периодически поглядывать в зеркало, чтобы проверить правильность постановки позвоночника. Как уже неоднократно говорилось в моей книге, при занятиях на даосском круге позвоночник должен быть прямым и умеренно накренённым вперёд. Заваливание позвоночника назад является абсолютно неприемлемым.

Положение рук

Таким образом, наилучшая поза для дыхательной практики - это Симпласана, а наилучшая позиция рук - янская, при которой руки сложены на нижней части живота (на лобковой зоне), как это показано на рис. 68.


Рис. 68. Руки сложены на животе, ладонная поверхность одной руки накладывается на тыльную поверхность другой руки (янская позиция рук).

При этом пальцы рук не переплетаются, кончики больших пальцев не соприкасаются. Правая рука расположена снаружи, а левая - внутри. Ладонная сторона правой руки накладывается на тыльную сторону левой руки. В свою очередь, ладонная сторона левой руки прилегает к животу в области ниже пупа. Такая позиция рук благоприятствует активизации ручных янских каналов и является энергонаполняющей. При переходе к этой позиции тело начинает разогреваться и возникает состояние спокойствия и эмоционального благополучия, состояние своеобразной эмоциональной «сытости».

Положение языка

В многочисленных пособиях и руководствах по медитации, как правило, рекомендуется так называемая Набхи-мудра - постоянное удерживание языка слегка прижатым к нёбу. Это очень хорошая рекомендация для обратного круга, однако при энергомедитативной практике в режиме даосского круга она совершенно неприемлема. Прижатие языка к нёбу немедленно активизирует область межбровья и запускает энергетическую циркуляцию по обратному кругу. Таким образом, для даосского круга Набхи-мудра (языковое замыкание энергетического контура) не годится.

Техника даосского парадоксального дыхания (полного дыхания даосского круга)

В этом методе дыхательной практики задержка дыхания после вдоха отсутствует. Конечно же, дыхательная практика, выполняемая с задержкой после вдоха, оказывает значительно более сильное воздействие на энергосистему и имеет значительно больший развивающий эффект. Однако, при отсутствии должной осторожности она может привести к нежелательным последствиям. Прежде всего - это обострение по сердцу, проявляющееся в таких симптомах как учащённое сердцебиение, тяжесть и боли в области сердца. Таким образом, дыхательная практика с культивированием задержки после вдоха полностью противопоказана людям, имеющим проблемы с сердцем. Такой метод практики является высокоэффективным и сильнодействующим, но при этом, как и все сильнодействующие методы, требует особой осторожности.

Этого недостатка лишён излагаемый здесь метод полного дыхания даосского круга. В нём задержка после вдоха отсутствует, что и делает этот метод дыхания вполне безопасным для практикующего. При соблюдении должной осторожности, он может практиковаться с большой пользой для здоровья даже людьми со слабым сердцем. Кроме того, в этом методе дыхательной практики также отсутствует и задержка дыхания после выдоха. Такой вариант дыхательной практики, заимствованный из арсенала методов даосской традиции, для удобства я называю «непрерывным дыханием». Итак, непрерывное дыхание - это такая разновидность дыхательной практики, при которой задержки дыхания вообще отсутствуют (отсутствует как задержка после вдоха, так и задержка после выдоха). При этом, вдох «бесшовно» переходит в выдох, а выдох, так же «бесшовно» переходит во вдох. При этом весь процесс дыхания, как вдох, так и выдох, выполняется только через нос. Изложенная здесь техника даосского парадоксального дыхания полностью соответствует древнему методическому правилу: «Один раз Инь, один раз Ян - таков Дао-Путь» и полноценно прорабатывает всю микрокосмическую орбиту.

а) Первая половина вдоха.

Во время вдоха (в первой его половине) грудная клетка и верхняя часть живота наполняются и расширяются (диафрагму не обманешь!). Специально это акцентировать и особо усердствовать не надо, всё происходит естественным образом.

б) Вторая половина вдоха и его завершение.

В это время подбородок плавно опускается, а низ живота и половая сфера втягиваются. При этом выполняется полное опускание подбородка с прижатием его к яремной ямке (полноценная Джаландхара бандха).

Вдох не следует выполнять полностью, до предела. Лучше всего слегка «недовдохнуть». При правильном выполнении в конце вдоха всегда должен оставаться небольшой запас. Это означает, что при желании мы могли бы ещё вдохнуть, однако останавливаемся, сделав вдох только на 90-95%. Наконец, вдох выполняется мягко, плавно и неспешно, но не допуская каких-либо напряжений в дыхательной системе, не допуская «одышливости», т. е. состояния кислородной задолженности, при котором возникает желание отдышаться.

То же самое можно сказать и про втягивание нижней части живота и половой сферы (нижняя бандха). Оно также не должно быть максимальным. Лучше всего слегка «недо-втянуть». Кроме того, его нельзя выполнять в режиме грубого, рывкового усилия.

Таким образом, бандхи всегда выполняются мягко, неспешно, процессуально и без чрезмерного втягивающего усилия.

в) Фаза выдоха.

Во время выдоха голова плавно поднимается, возвращаясь в исходное положение, а низ живота расслабляется и естественным образом выпячивается. При этом внимание движется по передней поверхности тела сверху вниз, до нижней части живота.

Накатывание позвоночника вперёд выполняется в самом конце выдоха. Оно должно быть мягким, плавным и умеренным. Если после накатывания вы испытываете дискомфорт и напряжение в теле - значит наклон оказался чрезмерным. В процессе накатывания весь позвоночный столб, начиная от копчика, плавно подаётся вперёд. Позвоночник должен сохранять прямое положение. Прямое - вовсе не означает - вертикальное. Он не сгибается, а именно накреняется вперёд как единая прямая линия, идущая от копчика до затылка. Для сравнения представьте себе разницу между удилищем, согнутым дугою под нагрузкой и накренённым телеграфным столбом.

Ещё один нюанс. Неудобство и нарушение равновесия во время накатывания позвоночника вперёд могут возникать даже при вполне умеренном, оптимальном наклоне. Возможны две причины такого неудобства. Первая - проблемы с поясничным отделом позвоночника (боли в пояснице, избыточное напряжение мышц в этой области). Как правило эти проблемы связаны с хроническим дефектом осанки, так называемым «лордозным провалом» (см. поясняющий рисунок 60). Лордозный провал приводит к хроническому мышечному зажиму в этой области. Этот зажим нарушает нормальную циркуляцию энергии и, тем самым, наносит большой вред здоровью. Лордозный провал - это нарушение осанки по типу «заваливание назад», плохо совместимое с наклоном позвоночника вперёд. Таким образом, накатывание позвоночника вперёд, которое я добавил в классический метод даосского парадоксального дыхания, является исключительно важным техническим моментом, обеспечивающим беспрепятственное движение энергии вверх по позвоночнику.

Вторая причина возникновения дискомфорта и нарушения равновесия при накатывании позвоночника вперёд, очень проста и банальна. Она заключается в том, что удобное сидение в Симпласане невозможно, если ступни скрещённых ног слишком приближены к себе. В этом случае при наклоне вперёд нарушается равновесие и возникает ненужное напряжение в теле. Чтобы этого избежать, нужно всего лишь слегка выдвинуть ступни вперёд.

Сознательно и намеренно выполняется только накатывание позвоночника вперёд. А вот возвращение позвоночника назад специально делать не надо. Оно происходит само собой, естественным образом, на фазе нижнего втягивания (т. е. в конце вдоха). Так что, никакой необходимости в намеренном возвращении позвоночника нет. Как показывает практика, он сам возвращается в исходное положение.

При переходе от выдоха к вдоху вполне возможна небольшая (1-2 секунды, не более) «технологическая» остановка дыхания. Именно «технологическая», в отличие от «методической». Это значит, что специально и намеренно задержку дыхания мы не делаем, но небольшая остановка дыхания, обеспечивающая более мягкий и удобный переход от выдоха к вдоху вполне допускается. При этом, непрерывность дыхания и непрерывность внимания практически не нарушаются, поскольку именно в это время как раз завершается процесс накатывания позвоночника. Следует иметь в виду, что чрезмерная озабоченность идеальной «бесшовностью» дыхательной практики может помешать и внести в практику излишнее напряжение.

Работа внимания при выполнении полного дыхания обратного круга

На фазе вдоха внимание следует держать на «ниточке вдоха», то есть на медленном и непрерывном процессе вдоха. На фазе выдоха внимание следует держать на «ниточке выдоха», то есть на медленном и непрерывном процессе выдоха. Работа внимания по определённым траекториям (по ходу энергетических каналов) хотя и возможна, но не обязательна. Лучше всего во время вдоха просто осознавать сам процесс вдоха, а во время выдоха осознавать процесс выдоха. Со временем практикующий начнёт воспринимать реальное движение энергопотоков на той или иной фазе дыхательного цикла и тогда ему нужно будет только сопровождать своим вниманием реально существующее и реально воспринимаемое движение энергии в собственном теле.

Такой подход много лучше, чем та работа внимания по определённым заданным траекториям внутри тела, которая была дана в первом издании моей книги. За те годы, которые прошли со времени первого издания книги ПБИ, я изменил своё отношение к дыхательной практике в направлении большей простоты и удобства для практикующего.

Совершенно правильную оценку этой технике дыхания (прохождению внимания по траекториям) дал мой ученик Александр Спиридонов: «Скорее всего, эта техника для продвинутых учеников, которые чувствуют энергетику. У них внимание само так движется. Но пока такой чувствительности нет, лучше держать внимание на самом дыхании (на «ниточке» вдоха и выдоха), не заморачиваясь никакими траекториями внутри тела.»

Совершенно верно. Именно так.

Таким образом, дыхание без поканальной работы внимания будет намного удобнее и методически предпочтительнее. Данный здесь вариант полного дыхания обратного круга является и более простым, и более эффективным.

О правильном режиме дыхания и главных принципах дыхательной практики

Осваивая даосское парадоксальное дыхание, следует помнить, что весь дыхательный процесс выполняется мягко, неспешно, процессуально и без чрезмерного старания. Идеальная модель, которой нужно следовать в этой практике - это тягуче-непрерывное движение ползущего земляного червя.

Важная особенность дыхательной практики моей Школы состоит в том, что у нас вообще отсутствует нормативная база. В этом отношении я являюсь убеждённым последователем китайского дыхательного цигун, сильно отличающегося от классической индийской Пранаямы.

В йогической Пранаяме всегда задаются нормативы - на столько-то счётов вдох, на столько-то счётов выдох, на столько-то счётов задержка дыхания. Однако, в нашей Школе такой подход не приветствуется. На мой взгляд, нужно следовать не нормативам, а принципам правильного дыхания, главнейшим из которых является уважительное сотрудничество с собственным телом, как говорят даосы, следование естественности.

Таким образом, в практике моей Школы дыхательные нормативы отсутствуют отнюдь не по причине методической неразвитости, а для того, чтобы избежать насилия над своим телом, избежать привязки к жёстким и искусственным моделям дыхательного цикла. Нормативный подход к дыхательной практике далеко не безобиден. При полноценных объёмах занятий он может привести к деавтоматизации дыхания, симптомами которой являются нарушения дыхания по астматическому типу. Таким образом, нормативный подход к дыхательной практике полностью исключает полноценные объёмы занятий (два раза в день по 30-50 минут) без которых рассчитывать на серьёзные терапевтические и развивающие результаты просто невозможно.

В моей Школе нормативы продолжительности вдоха, выдоха, а тем более задержки дыхания, не задаются по тем же самым соображениям, по которым мы носим одежду и обувь индивидуального размера. а не среднестатистического. Дыхательный режим должен быть естественным для занимающегося, а стало быть, сугубо индивидуальным. Именно поэтому следует руководствоваться не нормативами, а принципами, имеющими фундаментальное значение для успешной дыхательной практики.

Вот эти принципы в предельно простом и практичном изложении:

1) Главным и имеющим фундаментальное значение является принцип постепенного увеличения продолжительности дыхательного цикла . Попросту говоря, практикующий должен стараться дышать медленно. Во время дыхательной практики должна сохраняться установка на постепенное замедление дыхания. Таким образом, дыхание должно быть медленным, плавным и процессуальным. Для практически здорового начинающего частота дыхания составляет примерно 3-4 дыхания в минуту. Для людей пожилых и ослабленных - примерно 5-6 дыханий в минуту. По мере естественного развития дыхательной практики, общая продолжительность дыхательного цикла должна постепенно увеличиваться, а частота дыханий уменьшаться. Сначала до 2-х дыханий в минуту, а у продвинутых учеников до 1 дыхания в минуту и реже.

2) Принцип посильности и комфортности дыхательной практики. В своём старании дышать медленно, не следует переходить ту границу, за которой возникает напряжение в дыхательной системе. Дыхание должно оставаться комфортным для занимающегося, без признаков одышливости (потребности отдышаться) и без учащённого сердцебиения.

Замедление дыхания должно происходить естественным, а не насильственным образом. Спешить с этим не надо. Следует именно «взращивать» дыхательную практику, а для этого наше дыхание должно быть посильным, умеренным. Оно ни в коем случае не должно вызывать перенапряжения и одышливости, не должно выходить за пределы комфортной зоны. При соблюдении этих условий, дыхательная практика не будет опасной для практикующего даже при больших объёмах занятий.

Как видим, первый и второй принципы являются противоположными по своей направленности, а следовательно, взаимодополняющими. Их можно суммировать в общей рекомендации дышать как можно более медленно, но без одышливости и перенапряжения.

3) Принцип медитативности (сохранения состояния осознанности в процессе дыхания). Восточные мастера дали нам золотое правило: «Делать и думать одно.» Во время дыхательной практики необходимо его соблюдать и не отвлекаться ни на что постороннее.

4) Принцип постепенного увеличения нагрузки . Начинать дыхательную практику следует с небольших объёмов и постепенно увеличивать. Обычно я рекомендую начинать с 5 минут, через неделю практики прибавить ещё 5 минут и так далее, еженедельно прибавляя по 5 минут. Таким образом нужно довести практику до 30 минут, а далее можно и до 50 минут (это тот объём, как дыхательной, так и любой иной энергомедитативной практики, который обеспечивает наилучшее развитие).

Ещё одно, самое последнее замечание. Хотя, в принципе, дыхательную практику можно выполнять как при открытых глазах, так и при закрытых, тем не менее, я обычно рекомендую выполнять её при открытых глазах. Это обеспечивает большую включённость сознания в окружающее пространство. Поскольку дыхательная практика, прежде всего, обеспечивает энергетическое развитие, то и выполнять её лучше при открытых глазах.

Подробнее о дыхательной практике можно прочитать во 2-м томе моей книги «Путь без иллюзий» (1-я часть, глава «Дыхание как энергомедитативная практика»).

О соотношении продолжительности вдоха и выдоха во время дыхательной практики

На форумах и во время индивидуальных консультаций мне часто задают вопрос о том, каким должно быть соотношение между продолжительностью вдоха и продолжительностью выдоха. Какое соотношение следует считать оптимальным?

Это действительно очень серьёзный и важный вопрос. На Востоке (в Индии, Китае, Тибете) единого мнения нет. Одни мастера рекомендуют делать более продолжительным вдох, другие - выдох, третьи настаивают на одинаковой продолжительности вдоха и выдоха. По этой теме мне есть что сказать. Не только своё мнение, но и развёрнутую аргументацию. Однако это довольно объёмный материал, а я собираюсь подробно обсудить этот вопрос во втором издании книги ПБИ (работа по нему пока ещё далека от завершения). Так что здесь я отвечу совсем кратко.

Прежде всего, должен сказать, что я считаю наилучшей и оптимальной одинаковую продолжительность вдоха и выдоха во время дыхательной практики. Однако, это не означает, что во время практики мы должны намеренным образом пытаться выравнивать продолжительность вдоха и выдоха.

Лучше всего просто практиковать Непрерывное Дыхание (НД). Это такой режим дыхания при котором вообще отсутствуют какие-либо задержки дыхания. Нет ни задержки после вдоха, ни задержки после выдоха. При Непрерывном Дыхании медленный и плавный вдох бесшовно переходит в выдох, а выдох - столь же бесшовно переходит во вдох. При длительной практике такого Непрерывного Дыхания соотношение между продолжительностью вдоха и выдоха будет самоестественно выравниваться и постепенно приближаться к оптимальной пропорции fifty-fifty.Так что, если вы практикуете НД, специально стараться уравновешивать продолжительность вдоха и выдоха не нужно - постепенно само выровняется. Всегда предпочтительнее сотрудничать с телом и не навязывать ему чуждый режим дыхания.

Проблема с использованием задержек дыхания состоит в том, что, во первых, нарушается равновесие меду продолжительностью вдоха и выдоха; а во-вторых, в том, что нередко возникают периоды, когда отсутствует «дыхательный аппетит». Непрерывное Дыхание предпочтительнее потому, что лишено этих двух недостатков.

Сейчас я перевёл свою Школу на практику Непрерывного Дыхания. И этот метод дыхательной практики никоим образом не является моим изобретением. Это один из традиционных методов китайского дыхательного цигун (у них разных методов дыхания не меньше, чем в индийской Пранаяме). Когда-то я начинал свою практику именно с даосского парадоксального дыхания, выполняемого без задержек (в режиме непрерывного дыхания) и через 8 месяцев ежедневной практики (два раза в день по полчаса без каких либо пропусков и перерывов) получил очень хорошие результаты.

Таким образом, если Вы практикуете Непрерывное Дыхание, то нет никакой необходимости специально выравнивать продолжительность вдоха и выдоха. Важно просто соблюдать режим непрерывности. Со временем не только будет увеличиваться общая продолжительность дыхательного цикла, но также самоестественно будет выравниваться продолжительность вдоха и продолжительность выдоха.

О стиле выполнения дыхательных упражнений

Важно знать, что существуют два, сильно отличающихся по своему воздействию, индивидуальных стиля осуществления дыхательной практики. Их можно обозначить как успокаивающий и активизирующий.

Активизирующий стиль дыхательной практики отличается внутренней установкой на усилие самопреодоления. Дыхательная практика воспринимается как работа и предполагается, что чем больше напряженного усилия будет вложено в эту работу, тем более она будет продуктивной. Естественно, этот стиль отражает личностные особенности практикующего. Он присущ людям активным, деятельным, привыкшим к мобилизации волевых ресурсов с тем, чтобы преодолевать препятствия. Такой человек предрасположен к решению любых проблем посредством мобилизации, прежде всего, энергетических ресурсов, в значительно меньшей степени - информационных. Это деятель, не созерцатель. Недостатком такого подхода к жизни в целом и к дыхательной практике в частности, является чрезмерная опора на силовые методы, на мобилизацию энергии и достижение результата посредством напряженного усилия. При этом его деятельность не имеет достаточного информационного обеспечения. Применительно к дыхательной практике это означает, что он дышит слишком напряжённо, слишком старательно выполняет втягивание живота. Режим дыхания у него чрезмерно нагрузочный - слишком большая продолжительность дыхательного цикла, слишком медленный вдох и выдох. В процессе дыхания все ресурсы уходят на базовые, так сказать, телесные технические моменты, тогда как тонкая настройка дыхания практически отсутствует. Под тонкой настройкой я разумею внутреннюю работу по таким направлениям, как расслабление, спокойствие и осознанность. В этом и состоит различие между грубым дыханием и тонким дыханием. В первом случае имеет место чисто силовой подход к дыхательной практике, во втором - дыхание рассматривается как процесс тонкой настройки.

Недооценка внутренней работы над расслаблением, сохранением спокойствия и должного медитативного состояния во время дыхательной практики может привести к весьма неприятным последствиям. Напряжённое (силовое) дыхание даёт сильную активизацию восходящих энергопотоков, особенно если оно выполняется при открытых глазах. За полчаса такого напряжённого дыхания можно заполучить сильнейший верхний энергетический перегруз с такими его проявлениями как повышенное давление и головная боль. Если задать слишком напряжённый (непосильно замедленный) режим дыхания, то можно заполучить сильный перегруз по сердцу с такими проявлениями, как учащённое сердцебиение и боли в области сердца.

Успокаивающий стиль дыхательной практики является полной противоположностью активизирующему. Прежде всего, он отличается внутренней психологической установкой практикующего. Дыхательная практика воспринимается не как работа, а как отдых, как возможность расслабиться и восстановить свои силы. Такой стиль присущ людям созерцательным, мало способным к напряжённому усилию и к самопреодолению. В этом случае имеет место чрезмерная расслабленность, обычно проявляющаяся в неспособности сохранять прямое положение позвоночника и сонливости во время дыхательной практики. Таким людям важно обратить особое внимание на правильную постановку позвоночника а также на полноценное втягивание живота и половой сферы. Им следует знать, что то усилие втягивания, с которым они выполняют Дань-Тянь бандху совершенно недостаточно, надо втягивать значительно сильнее. Таким людям также можно порекомендовать выполнять дыхание не при закрытых глазах, а при открытых. Кроме того, им следует заменить психологическую установку относительно дыхательной практики, т. е. настраиваться не на отдых, не на мягкое дыхание в своё удовольствие, а на работу, на усилие самопреодоления.

С методической точки зрения полное дыхание можно использовать либо как основной метод энергомедитативной практики, либо как вспомогательный. Здесь возможны три различных методических варианта:

В первом варианте полное дыхание используется только как вспомогательный метод, предшествующий основной практике - медитации-присутствия или медитации-самонаблюдения. Поэтому рекомендуемый объём дыхания сравнительно невелик и составляет всего 10-15 минут.

Возможен и другой методический вариант - более трудоёмкий, но зато и намного более эффективный. В этом случае полное дыхание используется наравне с медитацией, в качестве основного метода энергомедитативной практики. В этом варианте дыхательная практика, предваряющая дальнейшую медитацию, выполняется уже не по 10-15 минут, а по 30-50 минут. Таким образом, в каждом занятии сначала выполняется дыхательная практика в полноценном объёме (30-50 минут), а затем медитация, также 30-50 минут. Данный вариант предназначен только для ревностных учеников, для тех, кто имеет сильную мотивацию и располагает своим временем. Он требует высокой организованности и самодисциплины, однако получаемые при этом результаты воистину удивительны и превосходят самые смелые ожидания.

Упражнение "Девять ветров и один дождь"
Мощное омолаживающее упражнение, стимулирующее и поддерживающее все функции организма. В 2000 году российские ученые открыли уникальный феномен биологического ресурса организма, на поддержание которого ежедневно тратиться телом столько же энергии, сколько хватило бы на пяти-шести часовой рабочий день тяжелого физического труда.
Теперь понятие «жизненная энергия» постепенно начинает превращаться в нечто более осязаемое и измеряемое, и становятся более понятны механизмы ее накопления - через медитативные, дыхательные, вибрационные и другие упражнения. Одно из таких упражнений мы Вам и предлагаем.
Представьте себе, что в вас спереди, сзади, слева и справа, а также под сорок пять градусов между этими линиями, со всех сторон, а также снизу входят насыщенные животворной энергией ветра, а сверху на ваше тело падает животворный дождь, пронизывающий Вас приятными, ласкающими потоками от макушки до пят. Это лишь заготовка. Фактура, свойства сути потоков подбираются самостоятельно, а также с помощью Учителя. Начинайте экспериментировать с самыми простыми упражнениями, расширяйте свое сознание постепенно, увеличивая количество ветров и манипулируя их качеством.

Упражнение "Омолаживающая упаковка энергии" В ТЕХНИКЕ ЦИГУН ШОУ ДАО.
Освоив предыдущее упражнение и укрепив свое тело частыми массажами и набиваниями, вы можете попробовать насытить свое тело дополнительной энергией, существенно улучшив тем самым его состояние и омолодив его функции. Для этого, начиная с пальцев ног, последовательно применяйте набирающие и уплотняющие движения кистями рук, которые позволят за счет внешней ци улучшить ваш внутренний энергетический потенциал. При выполнении упражнения представляйте, как при нагребающем движении кистей энергия заходит внутрь вашего организма в определенный вами объем, а далее движениями ладоней сверху вниз максимально уплотните зашедшую энергию и работайте так до тех пор, пока не наполните весь ваш объем тела, исключая область сердца, горла и головы (с шеей работать можно).

Упражнение "ЧЕРНАЯ И КРАСНАЯ СОБАКИ ИГРАЮТ С БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ" В ТЕХНИКЕ ЦИГУН ШОУ ДАО.
Это упражнение является родственным уже описанному ранее упражнению под названием «Игра белой обезьяны». Суть его сводится к тончайшей работе мелкими группами мышц при постоянном направленном контроле сознания. В результате этой работы организм не только получает в местах наибольшего застоя необходимую как воздух циркуляцию ци, но и регенерирует, восстанавливает мышечную ткань, улучшая ее физиологические характеристики. Из мест застоя освобождаются скованные объемы жизненной энергии, что сразу используется организмом для оздоровления и омоложения ткани в тех местах, где это крайне необходимо.
Лягте плашмя на пол, лицом вниз. Обопритесь ладонями и пальцами ног о пол. Мелкими, едва заметными движениями пальцев постепенно активизируйте организм. Первоначально, когда ваш живот и колени, а также область груди касаются поверхности пола, вы можете позволить себе едва заметные усилия, которые состоят из круговых движений пальцев, волнообразной смены давления разными пальцами о пол, смены мест опоры кистей о пол. Все это сочетается, постепенно обретая все большую амплитуду, с движениями плеч, предплечий, шеи, спины и т.д. Ноги также выполняют похожую работу, и вот наступает момент, когда ваше тело отрывается от пола, опираясь первоначально на колени, пальцы ног и ладони, и в этом положении совершает спиралевидные и циркуляционные движения над полом. Далее нагрузка может возрасти, и вы можете отжаться, оторвав колени от опоры, и выполнять разнообразные движения, опираясь на пожелания вашего организма с той дозировкой физического усилия, которая вам наиболее приятна. Периодически снова ложась на пол, вы поворачиваете тело из стороны в сторону на небольшие углы до 45 градусов, как бы перекатываясь по полу, и сосредотачиваясь на ощущении сопротивления опоры весу вашего тела. Это ощущение как бы входит в вас внутрь, и особым внутренним усилием вы как бы выталкиваете его наружу. Играя таким образом с ощущениями, вы перекатываетесь то на один, то на другой бок, достигая углов в 90 градусов от первоначальной позиции.
Сочетая отжимания с перекатываниями, вы постепенно оказываетесь на спине и предоставляете телу уже в новой позиции выполнять те напряжения, к которым оно особенно тяготеет.
При хорошем развитии упражнение может дойти до стойки, где вы сочетаете самые разнообразные движения, напряжения и расслабления, прислушиваясь к внутренним ощущениям движения вашей энергии.
Красная собака – это термин, указывающий на перемещение жизненной энергии с помощью напряжения. Черная собака – расслабления. Играя с ощущениями напряжения и расслабления, вы добиваетесь от организма умения нагружать плохо нагружаемые в обычной жизни области, ликвидировать застои и перераспределять энергию самым выгодным для него способом. Подобное упражнение особенно полезно для людей как тяжелого физического, так и умственного труда. Упражнение базируется на энергии чудесного 9 канала, о котором мы поговорим ниже, так как он является ключевым механизмом работы с энергией при большинстве омолаживающих практик.
И еще одно замечание. Дозировка усилий, выбор движения, продолжительность и интенсивность упражнения определяется исполнителем по внутренним ощущениям, что бесспорно развивает интуицию и чувственность.

Упражнение "ДЫХАНИЕ ЧЕРЕПА" В ТЕХНИКЕ ЦИГУН ШОУ ДАО.
Большинство ученых склоняются к мысли, что кости черепа неподвижны. Однако это не совсем так. Даосские практики предполагают неуловимые движения черепа на расширение и сужение в особом одному ему присущем ритме, индивидуальном для каждого человека. Этот ритм расширения и сужения по продолжительности может занимать до двух, трех, а то и более циклов дыхания. И потому, чтобы почувствовать этот ритм, нужно затаить свое дыхание и сосредоточиться на ощущениях прихода и ухода энергии, обхватив череп партнера таким образом, чтобы знак Истины с чуть разведенными пальцами помещался на макушке исследуемого. Далее все зависит от вашей чувствительности и вашего внимания. Руки не должны слишком сильно сжимать черепную коробку и не должны чересчур далеко отходить от нее. Предпочтительней всего легкое касание.
Ощущение прихода и ухода энергии вы почувствуете как некое расширение и уплотнение черепа, чередующиеся с уменьшением этих качеств.
Ощутив движение черепа на партнере, вы то же самое должны научиться ощущать на себе. Для этого вы накладываете руки себе на череп, охватывая Истиной зону бай-хуэй (знак Истина – это соединенные большие, указательные и средние пальцы с ладонями, распрямленными от исполнителя). Выведя жест на уровне вашего лица при подсогнутых локтях, вы получите исходное положение пальцев для накладки на голову.
Сосредоточившись на собственных ощущениях, почувствуйте приход энергии к области головы, после чего, сообразуясь с ритмом выдоха черепа, направьте энергию в область крестца и копчика, создавая там ощущение энергетического грушевидного объема.
Проследите 3-4 цикла, как энергия из копчика приливает к голове и уходит обратно. По окончанию упражнения разотрите область копчика и проекцию нижнего дань-тяня.
Упражнение активизирует работу мозга как спинного, так и головного.

Упражнение "АКТИВИЗАЦИЯ ЧУДЕСНОГО 9 КАНАЛА ЗА СЧЕТ ЦИРКУЛЯЦИИ ЭНЕРГИИ ПО ПЕРИМЕТРУ ТЕЛА" В ТЕХНИКЕ ЦИГУН ШОУ ДАО.
Пришла пора поговорить о тайне тайн даосских практик – девятом чудесном канале. Этот канал представляет собой изначальный океан энергии и является скорее плоскостью в поперечном срезе человеческого тела, чем каналом в обычном понимании этого слова. Однако зоны и точки, его представляющие, расположены по периметру человеческого тела, и через них можно воздействовать на сам канал.
Следует упомянуть, что в представлении даосов этот канал был хранилищем всех энергий организма, и за счет его деятельности подпитывались такие построения как дань-тяни, чудесные каналы и обычные меридианы, а также всякие другие энергетические построения. Это своеобразный царь энергетики человека и основное вместилище свободной сексуальной энергии. Укрепление и активизация этого канала способствует оздоровлению и омоложению организма человека.
Выполнив несколько раз описанное выше дыхание черепа, сосредоточьтесь на ощущении энергетической шапочки, концентрирующейся на макушке головы. Представьте себе некую емкость или шар, которая служит приемником и накопителем энергии тела в этом месте. Когда по вашим ощущениям энергии накопилось достаточно, позвольте ей свободно стекать в обе стороны от точки бай-хуэй к кончикам ушей, далее за ушными раковинами в точке под ушами, далее по середине боковой поверхности шеи, по границе инь-ян в области трапециевидной мышцы, далее через середину плечевого сустава, вниз по руке через середину локтя и предплечья к среднему пальцу. Как только вы ощутили накопление энергии на кончике средних пальцев, можете поднять руки вверх и почувствовать, как энергия скользит по средней линии тела (по руке изнутри до подмышечной впадины). Далее по границе инь-ян вниз по бокам до тазобедренного сустава и по середине боковой части ноги до наружной лодыжки. Оттуда траектория будет проходить под пятками (сразу перед ними) и через внутреннюю лодыжку подниматься вверх по середине ноги к точке хуэй-инь.
А теперь возможны варианты.
Вариант 1. Энергетическая капля, двигавшаяся по левой стороне тела, переходит на правую сторону тела, а правая – на левую. Переход этот совершается в точке хуэй-инь. После того, как переход на противоположную сторону тела завершен, энергетические капли следуют в точности по уже проложенной ранее траектории, но в обратном направлении. В точке бай-хуэй еще одна перемена, при которой энергетические капли возвращаются в изначальное положение. Выполнив столько циркуляций, сколько пожелает ваш организм, соберите всю энергию в область копчика, как описано в упражнении дыхания черепом, и завершите упражнение также, как завершалось дыхание черепом.
Вариант 2. Накопив энергосгустки в точке бай-хуэй до точки хуэй-инь, проведите энергию как в варианте 1. Далее из точки хуэй-инь переведите энергию в область копчика и оттуда пошлите ее в череп так, как это делалось в упражнении дыхание черепом. После этого повторите цикл. Выполните циркуляцию столько раз, сколько будет угодно вашему организму. При малейшей усталости или тяжести в голове прекращайте упражнение, собирая энергию в копчике, а затем переводя ее в дань-тянь.
Следует отметить, что при выполнении упражнения по варианту 1, омолаживаются кожа и мышцы, а по варианту 2 – нервная система и внутренние органы.

Упражнение "ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОДПИТКА ЭМОЦИИ РАДОСТИ СО ЗВУКОМ «А» И ПОТРЯСАНИЕМ КУЛАКАМИ 9 ЧУДЕСНОГО КАНАЛА ДЛЯ ОМОЛОЖЕНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ТЕЛА" В ТЕХНИКЕ ЦИГУН ШОУ ДАО.
Стоя в положении стопы параллельно на ширине плеч, руки воздеты к небу и сжаты в кулак при ладонях, обращенных к исполнителю, и локтях, разведенных в сторону в плоскости чудесного канала, потрясайте, с силой сжимая пальцы, руками, сопровождая движение радостным звуком «А-а-а-а!». Почувствовав насыщение движением, расслабьтесь, оставив руки в исходном положении, и почувствуйте, как по рукам и изнутри рук энергия стекает в плоскость вашего тела. При этом локти должны находиться чуть выше линии ключиц. Почувствуйте, как все ваше тело постепенно наполняется живительной энергией и с интервалами в 4-5 секунд выполните несколько щелчков средними пальцами по центрам ладоней, все еще обращенных к исполнителю (к центральной вертикали, пронизывающей его тело от точки хуэй-инь до точки бай-хуэй). По окончании каждого щелчка сосредоточивайтесь на ощущении дополнительного перехода энергии из рук в чудесный канал.Окончив упражнение, разотрите тело, начиная с области головы и вниз до кончиков пальцев ног.

Упражнение "ПОДДЕРЖКА ОРГАНОВ (В ЧАСТНОСТИ СЕРДЦА) ЗА СЧЕТ ДЫХАНИЯ В ПЛОСКОСТИ ЧУДЕСНОГО КАНАЛА" В ТЕХНИКЕ ЦИГУН ШОУ ДАО.
После выполнения предыдущего упражнения, не покидая исходного положения, разверните кисти рук с оттопыренными мизинцами таким образом, чтобы ладони находились в плоскости чудесного канала, а ребра ладоней были направлены наружу от исполнителя. Вдохните через мизинцы энергию окружающего мира в центр грудины или в точку, расположенную посередине между мечевидным отростком и межключичной выемкой. Дайте войти остатку вдоха в зону эмоционального центра, проекция центра которого выходит на среднюю линию тела посередине между сосками неоформившихся молочных желез. Представив, что воздух заполнил поперечный срез вашего тела шириной в длину ладони, сделайте выдох горлом, сопровождая его звуком сердца, вызывающим вибрацию горла. Подберите тональность звука, наиболее комфортного для вас, начиная от простого хрипа, заканчивая рычанием.
Сделав несколько вдохов-выдохов и тем самым дав организму восстановится, спокойно вдохните через нос и, направив энергию в ту же область, произведите выдох через мизинцы рук, четко представляя как патогенные энергии, волнение, стрессы уходят прочь из вашего организма.
Упражнение можно выполнять и в следующем режиме. Несколько вдохов через пальцы и выдохов через горло, а затем несколько вдохов через нос и выдохов через пальцы. Количество упражнений определяется самим исполнителем по самочувствию. В этой же манере можно поддерживать другие внутренние органы, но для этого следует выбирать соответствующий палец и использовать дыхание, соответствующее органу

Упражнение "ОМОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМА И СТИМУЛЯЦИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ ПОТОКОВ ВОЗДУХА, ВОДЫ И ОГНЯ" В ТЕХНИКЕ ЦИГУН ШОУ ДАО.
Упражнения с чудесными срединными каналами человека играют в даосских практиках очень важную роль по управлению энергиями организма. Однако сила этих каналов настолько велика, что может нанести вред при неправильном исполнении упражнений, поэтому мы приводим наиболее безопасный вариант активизации переднего и заднего срединных каналов, способствующий омоложению организма и стимуляции его деятельности. Для успешного выполнения этого упражнения необходимо овладеть техникой «трех нижних», описанной выше (более подробное описание вы найдете в книге «Секс и долголетие» А.Н.Медведева).
Действие 1. Активизируйте жизненность упражнением со смещением центра тяжести на пятки.
Действие 2. Поддержите чудесный канал за счет потрясания рук, сопровождаемого эмоцией радости.
Действие 3. Сосредоточьтесь на приятном ощущении томления в половых органах.
Действие 4. Махом кистей рук со слегка растопыренными пальцами по направлению от половых органов к области головы и далее за голову создайте ощущение приятного ветерка, обдувающего лицо и активизирующего ощущение передней части тела.
Действие 5. Сосредоточившись на точке хуэй-инь, максимально расслабив ее, почувствуйте сексуальное томление в этой зоне, которое является ключевым в упражнении по пробуждению жизненности.
Действие 6. Сосредоточьтесь на ощущении томления, распространяющегося от точки хуэй-инь к анальному отверстию.
Действие 7. На выдохе с резким поджиманием ануса пошлите ощущение приятных прохладных потоков к области головы по спине и приятного сексуального переживания от точки хуэй-инь к области бай-хуэй (базовое ощущение пробуждения жизненности).
Действие 8. Отследите встречу потоков, идущих от хуэй-инь и анального отверстия в области бай-хуэй, и слейте их воедино при продвижении по волосистой части головы к области лба.
Действие 9. На вдохе затяните смешанный поток с волосистой части головы в область носовой полости, а ощущение ветерка с макушки головы направьте вниз по спине. Смешанный поток скользнет по языку, подведенному к альвеолам за зубами верхней челюсти, в область глотки и далее вниз в емкость нижнего дань-тяня, которая тут же активизируется при приходе потока.
Действие 10. Дайте энергии распределиться по первоначальным позициям для совершения нового цикла.
Примечание. Даосы связывали энергию огня с областью анального отверстия и позвоночника, энергию воды с областью точки хуэй-инь, а энергию воздуха – с областью гениталий. Таким образом, воздух движется по передней части тела, а затем переходит на заднюю. Огонь движется по задней стороне тела и, объединяясь с потоком воды, направляется в область дань-тяня, как уже было описано. Вода от точки хуэй-инь поднимается к области бай-хуэй на выдохе, после чего сливается с огнем. При повторении 2, 3 и далее циклов обмахивание руками можно исключить, сосредоточившись лишь на ощущении прохода ветра на выдохе к области лица, головы, а на вдохе – вниз за спину. Упражнение выполнять не более 3-4 раз. При подборе дозировок продвинутым ученикам ориентироваться по собственным ощущениям.

А.Н.Медведев
Журнал "Боевые Искусства Планеты"

ДАОССКАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Среди многих способов дыхания наибольшей известностью у даосов пользовалось «эмбриональное дыхание». Человек при этом должен воспроизводить дыхание плода в утробе матери.

Даосы знали, что плод не дышит носом или ртом, что дыхание производится через пуповину, которую они называли «воротами судьбы». Всем мечтающим обрести бессмертие рекомендовалось овладеть эмбриональным дыханием.

Однако считалось, что не все сразу смогут дышать этим способом с легкостью, необходимой для достижения бессмертия, поэтому рекомендовались подготовительные упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»

Уединитесь в какой-нибудь комнате, где вас никто не побеспокоит. Лягте на удобную постель, примите удобное для вас положение, закройте глаза.

Теперь попробуйте надолго задержать дыхание, «запереть» воздух в груди, заткнув нос и не разжимая рта.

Когда он разрастался, его следовало снова направить вверх, чтобы он достиг темени. И только после этого сделать выдох.

Проделайте это упражнение до полной усталости, пытаясь направлять потоки воздуха внутри организма согласно даосскому учению.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕБЕСНЫЙ БАРАБАН»

Даосы разделяли дыхание на «внешнее», при котором вы вдыхаете внешний воздух, окружающий вас, и «внутреннее», при котором вы дышите воздухом, находящимся внутри вас.

Итак, в тот момент, когда вы вдохнете внешний воздух через рот, быстро закройте рот и начните «бить в небесный барабан» не менее пятнадцати раз, но лучше больше.

Для этого ладонями рук обхватите голову и нажимайте на уши. Указательный палец поместите на средний, начните громко щелкать этими пальцами по голове сзади, должен получиться звук, как будто бьют в барабан.

При выполнении упражнения вы сглатываете внутренний воздух, что находится в это время в горле. Этот воздух с шумом спускается, капля за каплей, словно вода.

Мысленно проведите его через пищевод, массируя грудь рукой, дабы воздух скорее вошел в «океан жизненных сил», который находится на два пальца ниже пупка.

После трех сглатываний, как учили даосы, «океан жизненных сил» наполнится, и тогда воздух нужно вести по всему телу. Если у вас что-либо болит, то воздух следует вести к больному месту.

Если вы просто учитесь даосскому дыханию, следует представить две полосы белого воздуха и мысленно следовать за этими полосами, совершающими свой путь по телу.

УПРАЖНЕНИЕ «ВЫПЛАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА»

Помимо предыдущего способа дыхания даосы рекомендовали способ свободной циркуляции, когда воздух не управляется человеком, а идет сам по всему телу, – «выплавление воздуха».

Уединитесь в тихой комнате, расстегните одежду или вообще снимите ее, распустите волосы, лягте на чистую постель, вытянув руки и ноги.

Глотнув внешний воздух, задержите дыхание, насколько это у вас получится.

Когда задерживать дыхание станет невыносимо и воздух будет стремиться выйти, надо открыть рот и выпустить его медленно, мелкими порциями.

Успокоив дыхание, следует снова приступать к «выплавлению воздуха».

Заниматься этим ежедневно нельзя, нужно делать интервалы в пять-семь дней.

УПРАЖНЕНИЕ «ЭМБРИОНАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ»

Исходное положение – как в предыдущем упражнении.

Вдохните носом и затем закройте его, заприте воздух, удерживая его на время 120 ударов сердца, после чего осторожно выдохните ртом.

Вдох и выдох следует производить бесшумно и без напряжения, так, чтобы перо, помещенное перед носом или ртом, не шевелилось.

Понравилась статья? Поделитесь ей