Контакты

Что значит характер оценочных суждений. Что такое фактический характер и оценочное суждение? Так в чём же опасность симптомального чтения par excellence

Или Витгенштейн против «симптомального чтения» жизни

В философии ХХ столетия в своё время появился новый для философии термин — «симптомальное чтение». Что же это такое?

Симптомальное чтение - это такой взгляд на мир, когда смотрящий предполагает (причём всегда!) вот что:

«Всё, что угодно, что я вижу и слышу — не есть то, что оно есть, а лишь симптом чего-то другого».

Надела короткую юбку - хочет быть изнасилованной. Завела второго ребёнка — боится выходить на работу. Сидит, скрестив ноги? Чувствует себя неуверенно. Учат иностранный язык? Собираются эмигрировать.

Ну и прочая отвратительная белиберда, которую многие почему-то считают «психологией» и за которой, кстати, идут на психфак.

Человек, смотрящий на мир через инструмент «симптомального чтения», всегда «подозревает».

Он всегда должен что-то «открыть», «обнаружить», «расследовать» как некий эксперт. Именно бум жанра «детектив» (случившийся как раз в ХХ веке) хорошо объясняет - что же это такое — симптомальное чтение как стиль жизни.

Симптомальное чтение - это взгляд частного детектива на особняк и его обитателей — место, где случилось убийство.

Некоторые симптомальные наблюдения за жизнью верны. (Никакой феномен не является абсолютным Злом, пока он не приобретает дурную тотальность).

То же произошло и с симптомальным чтением. То, что уместно думать и делать для инспектора полиции в доме, откуда только что вынесли труп, неуместно для гражданина Имярек, раскрывшего рот, просто с целью сказать что-то умное.

Интеллектуальная мода «рассматривать всё как симптом чего-то другого» , распространилась, как пожар, буквально на все дискурсы, уже не говоря о психологии с её главной рок-звездой — Зигмундом Фрейдом.

Все, кто что-либо делает или говорит, теперь мгновенно стали — подозреваемыми. Как говорила Иоанна Хмелевская: «Мы все под подозрением». Права была пани Иоанна...

Так в чём же опасность симптомального чтения par excellence?

Я приведу вам очень простой пример, из жизни. Представьте себе, что молодой человек приходит домой и, проходя через гостиную к себе в комнату, говорит, обращаясь к маме: «Мама, я сегодня очень устал. Я, пожалуй, рано лягу. Пожалуйста, не зови меня к телефону, если мне будут звонить друзья, и если можно, сделай потише телевизор».

Вы, конечно, знаете, что ответит ему мама, вместо того, чтобы сказать: «Ладно, я поняла».

Мама спросит (нет, будет утверждать): «Вася, ты поссорился с девушкой, с этой дурочкой, она же тебя не стоит!»

Или: «Вася, ты заболел, ты пил холодную воду из кулера и заболел, я же тебе говорила про твои гланды».

Или: «Вася, ты за что-то на нас с папой сердишься».

В кабинете психотерапевта...

В кабинете психотерапевта не до таких анекдотов. Там происходят вещи поинтереснее. Там привычка с симптомальному видению, чтению и пересказу событий жизни отнимает у клиента и психолога — время, нервы и деньги, сводя работу по исцелению на нет.

Когда начинаешь работать психологом, оказывается, что никто из нас не умеет рассказывать свои истории без вынесения оценочных суждений.

Никто не умеет рисовать картину просто. Лишь тщательно подмечая, а потом подробно излагая без интерпретаторской отсебятины замеченные ранее наблюдения.

Опытный психолог всегда предупреждает своего клиента: когда я прошу вас рассказать историю, мне не нужны ваши ОБЪЯСНЕНИЯ. Мне нужны ваши ОПИСАНИЯ.

В этом как раз психологи ну просто дословно повторяют реально когда-то сказанные философом Людвиком Витгенштейном слова:

Людвик Витгенштейн

Когда-то эта фраза висела перед моим рабочим столом.

Она помогала мне тогда заниматься гештальт-самотерапией, помогла несколько раз войти в дзен-поток чистого бытия...

Когда я вспоминала о коварстве оценочных суждений и превращалась в простое и честное зеркало Дзен — описывающее, но ничего никому не объясняющее, в том числе - и главное — не объясняющее, «что же происходит» самой себе.

С тех пор утекло много воды. По роду деятельности мне приходилось многим и многое объяснять. Я разучилась корректно описывать, впала в тон монастырского колокола и опять вернулась с старой дурной привычке многих и многих — к симптомальному чтению жизни.

Слова Витгенштейна пора снова повесить над моим рабочим столом.

«Слушайте, описывайте, не надо мне объяснять. Описывайте и только описывайте!»

Людвик Витгенштейн

Елена Назаренко

Как правильно решать задания, где необходимо различать фактический характер, характер оценочных суждений и характер теоретических утверждений.

Для того, чтобы выполнять успешно подобные задания необходимо четко различать фактический характер, характер оценочных суждений и характер теоретических утверждений.

Фактическим характером принято называть действие в реальности, какое-то реальное событие, которое можно привязать к конкретному времени или месту; явление или существующее положение дел.
Признаками, помогающим Вам определить фактический характер - это:
- наличие в предложении чисел, определяющих дату, количество, проценты и т.д. (ВЦИОМ провел соцопрос, по результатам которого, 50% опрошенных высказались удовлетворительно о своих результатах ЕГЭ);
- прошедшее время описываемого события (ЦСКА обыграл в последнем матче лиги чемпионов ПСВ);
- цитата конкретного человека (Аристотель сказал: "Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю).

Оценочные суждения носят субъективный характер, т.е. мнение человека, которые могут содержать как положительные, так и отрицательные отзывы об объекте познания; различного рода прогнозы и предположения; различного рода сравнения и оценки.

Признаками, помогающим Вам определить оценочное суждение - это:

Наличие в предложении вводных слов (конечно, несомненно, очевидно, наверное, возможно, вероятно, кажется, думается, прежде всего, кроме того, напротив, с другой стороны,);
- предложение несет предположительных характер, т.е. предполагает наступление каких-либо последствий;
- мнение автора, обезличенное, т.е. когда непонятно кто конкретно это говорит (мне кажется, я думаю, на мой взгляд ит.д.).

Теоретическое суждение это описание предмета или явления, зачастую фиксирующее научные знания: понятия, признаки, функции, виды предметов и явлений, их связи, закономерности развития.Самая распространенная ошибка это когда путают теоретическое утверждение и фактический характер. Запомните!!! Факт описывает событие, а теория описывает предмет или явление.

Рекомендации к выполнению подобных заданий:
Во-первых, внимательно читайте текст полностью, осмысливайте его содержание. Не следует пытаться определять характер того или иного положения вне общего контекста задания.
Во-вторых, последовательно анализируйте каждое положение текста, соотносите его с имеющимися знаниями о факте, оценке или теории.
В-третьих, обязательно еще раз перепроверьте себя.

Если разбирать последовательно пример, приведенный выше, то стоит отметить, что предложение под буквой А носит фактический характер, так как отражает факты исследования. Предложение под буквой Б также является фактом, дополняя предыдущую информацию о событии, в частности отражает, какой вопрос задавался при исследовании. Предложение, обозначенное буквой В, несет в себе определение понятия налог и является теоретическим утверждением. Предложения Г и Д являются оценочными суждениями, так как отражают отношение автора к упомянутой проблеме.

По данным аналитического отчета ФИПИ об итогах ЕГЭ 2012 г. по обществознанию средний показатель выполнения заданий группы В по разделам «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения» – 60–61%. Несколько хуже показатели по компонентам «Право» – 55% и «Политика» – 53%.

Выполнение заданий группы В требует от выпускников не только теоретических знаний, но и умение их преобразовывать, правильно использовать понятия в определенном смысловом контексте, классифицировать понятия, соотносить их друг с другом. Обратимся к наиболее характерным с этой точки зрения заданиям.

Задание В5 содержит в качестве условия небольшой комплекс взаимосвязанных суждений. У выпускников проверяется умение различать в любых сообщениях социальной направленности объективные констатации и субъективно-оценочные составляющие. В 2012 г. выполняемость задания В5 – 60% (в 2011 г. показатель был выше – 86%). Задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений (относится к базовому уровню сложности).
Правильное выполнение этого задания оценивается следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) – 0 баллов. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

В 2013 г. модель задания В5 будет усложнена, предполагается включение в мини - текст третьего компонента – суждения – теоретического постулата. Это позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент – положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.
В чем специфика заданий на определение оценочных, фактических суждений и характера теоретических утверждений?

Задание В5 1

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Нормальным называется товар, спрос на который увеличивается по мере роста дохода покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.

Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер;

А Б В Г Д

Попробуем разобраться, какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.
Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.

Наука различает три вида социальных фактов:

Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении - «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» - констатируется факт.

Следовательно, в нашем примере положения фактического характера будут суждения (Г) и (Д).

С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочныевыражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением.

Анализируя приведенный текст, можно сделать вывод, что оценочный характер носит положение (Б).

Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.

Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:

Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания: Примерами оценочных суждений могут служить:
Возникли Считается, должны
Включают С точки зрения исследователей
Цифры – (объем) По-видимому
Решают Думается
Предназначаются На наш взгляд
Это – (какой-то факт) Представляется
Во все времена была Необходимо признать
Обеспечивают По мнению ряда исследователей
Поэтому (утверждение) С нашей точки зрения
Принята, утверждена Скорее всего
Однако… (какой-то факт) По нашему мнению
Имеют форму Согласно другой точке зрения
Признает Можно предположить
Запрещает (утверждение) Преуменьшение…неоправданно
Поставила (свершившийся факт) Идет довольно активно (какой-то процесс)
Вошла в десятку Однако…
Связывают Имеет уверенную тенденцию к сохранению
Состоялся Если сохраниться, то можно предположить
Заявили о слиянии Что-то сегодня находиться в упадке
Окончила институт Все это самым губительным образом отражается на…
Много тратит времени - это величайшее завоевание цивилизации
Все больше пользуются В этом году он получил злободневную направленность
Поставлен диагноз Уровень существенно возрос
Специалисты зафиксировали Разрыв нельзя было считать приемлемым
Это вызвало значительный рост Акции нефтяной компании становятся «локомотивом»
Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна Вряд ли акции будут стабильны
В исследовании приняли участие 30000 мужчин Она правильно поступает
Дата Привычка может привести
Фактически свершилось Он получил злободневную направленность и стал более современным
Произошло Уровень представленных работ существенно возрос
Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым
Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье
Это мнение может объясняться низким уровнем образования

Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение единой всеобщей теории или такое утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений этой теории, которое не противоречит всем смежным с ним исходным и выводным утверждениям единой всеобщей теории.

Таким образом, правильный ответ:

А Б В Г Д
3 2 3 1 1

А теперь порешаем?!

Примеры заданий В5 2

№1.

(А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм ценностей.

Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

№ 2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Группа учёных во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель которой – изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки направленности качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.


1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;

А Б В Г Д

№ 3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б) Часть из них являются объективными – государственный режим, социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень образования, карьера и др. (Г) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя, достичь высокого социального положения.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

№ 4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б) Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В) В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г) Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

№ 5.

(А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Пре­уменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчёты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

№ 6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе­ние которого обозначено определённой буквой.

(А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки деста­билизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

№ 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся жела­нием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним.

Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

№ 8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Средний класс в современных западных обществах – это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, не­возможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду. (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется осно­вой стабильного развития общества.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

№ 9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Процесс обесценивания денег, т.е. инфляция, проявля­ется в повышении цен, не обоснованном повышением качества товаров и услуг (Б) Рост цен в стране Z в зимние месяцы ока­зался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. (В) Инфляция составила 2,1% (3,4% за зиму предыдущего года). (Г) Скорее всего, замедлению показателя способствует снижение цен на нефть на мировых торговых площадках. (Д) Возможно, сыграла свою роль в статистике и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

Ответы: 3

№ задания А Б В Г Д
№ 1 1 2 3 1 3
№ 2 1 3 2 2 1
№ 3 1 3 3 2 2
№ 4 1 1 1 2 3
№ 5 3 2 1 1 2
№ 6 3 1 1 1 2
№ 7 3 1 1 2 2
№ 8 1 2 3 3 2
№ 9 3 2 1 2 2

Согласно данным аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2012 г сложным для выпускников является и задание В6, предполагающее включение понятий и терминов в определенный смысловой контекст. Данные результатов ЕГЭ 2012 г. показывают, что это относится ко всем разделам курса. Наибольшую сложность вызывает использование правовых терминов. Средний процент выполнения задания В6 – 45,4% 4 . Это самый низкий показатель выполнения заданий части 2 выпускниками. Крайне низкий результат выполнения задания В6 свидетельствует об отсутствии системных знаний курса и низкой коммуникативной культуре данной группы выпускников.

Вопрос о данном типе заданий уже рассматривался. Информацию можно посмотреть .

Примечания:
1 ЕГЭ – 2013: Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий/авт. – сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва: Астрель, 2003. (ФИПИ).
2 Там же.
3 ЕГЭ – 2013: Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий/авт. – сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва: Астрель, 2003. С.146 - 148
4 Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2012 г. С.6.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2012 г. (http://www.fipi.ru).
2. ЕГЭ – 2013: Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий/авт. – сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва: Астрель, 2003. (ФИПИ)

Обычно следует отвечать на невербальное «сообщение» с учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае невербальное общение помогает точнее понять сказанное.

Когда несоответствие между словами и невербальными «сообщениями» невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз куда-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполнение, например, высказанной просьбы. Другими словами, понимание нами невербального языка имеет тенденцию опаздывать. Следовательно, когда мы получаем от говорящего «противоречивые сигналы», то можем выразить ответ примерно в такой форме: «Я подумаю» или «Мы вернемся с Вами к этому вопросу», оставляя себе время для оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.

Когда несоответствие между словами и невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на «противоречивые сигналы» вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что- либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: «Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли, почему?» Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.

Итак, эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в не меньшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообщение. Понимание этих невербальных сигналов-жестов и мимики говорящего – поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит повысить результативность общения.

Оценочные суждения в деловом этикете. Принципы усиления суждений.

Оценочные суждения, как правило, вызывают у большинства людей дурную реакцию, а то и агрессию. Одно дело, если вы за что-то хвалите собеседника, но другое – если вы высказываете негативное суждение.

Например, своему другу вы можете попенять, что он такой дурак, каких нужно поискать. Если это стиль вашего общения постоянно, если ваше высказывание другу не кажется обидным, все хорошо. Но не раз приходиться видеть, как на переговорах, планерках и прочих деловых мероприятиях те, кто считает себя вправе высказывать мнение о качестве работы других людей (начальник или же ведущий партнер), «забывались», что они не на дружеской встрече, и говорили фразы по типу «какой-то кретин сдал мне безобразный отчет», «Сидоров полностью завалил работу» и т. п.

И отчет, если исходить из здравого смысла, был не безобразным, и работа «полностью» не была завалена, но тут действовал принцип усиления суждения за счет ухудшения имиджа автора отчета. Для них суждение выглядело только как несправедливое. Поэтому в деловом мире и принято отказываться от любых суждений с негативной подачей.

Оценочное суждение – умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения модальности сказанного и сопряжённый обычно с психологическим состоянием убеждённости или веры.

В оценочном суждении субъект приписывает объекту определенные моральные качества – достоинства или недостатки, при этом всегда выражает отношение к объекту, основанное на том, насколько субъект ценит свойства или характеристики объекта.

Оценочное суждение представляет собой субъективное, или психологическое измерение. Вынося оценочное суждение, человек классифицирует, ранжирует, приписывает определенные числовые значения объектам, событиям или людям.

Оценочными суждениями, за исключением оскорбления или клеветы, являются высказывания, которые не содержат фактических данных, в частности, критика, оценка действий, а также высказывания, которые не могут быть истолкованы как содержащие фактические данные, учитывая характер использования языковых средств, в частности, употребление гипербол, аллегорий, сатиры.

Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости.

Абсолютно любой человек - это часть той среды, в которой он обитает. Это предполагает нежелание выделяться из общества. Теперь можно сделать вывод, что субъективное оценочное мнение каждого из нас - результат влияния общественных суждений.

Зачем нужна оценка?

Основная задача оценки - самоконтроль и самоуправление вкупе с отождествлением себя с обществом. Мы начинаем говорить об оценочном суждении, когда речь заходит о таких понятиях, как защита чести и достоинства. Но чаще всего данное понятие используется именно в научной сфере для того, чтобы дать определение тем или иным фактам и теориям.

Определения понятия

Оценочное суждение - это субъективная оценка человеком какого-либо явления окружающей среды. Проще говоря, это мнение, которое выражается чаще всего с помощью оценочных понятий. Их мы привыкли использовать в повседневной жизни, например, хорошо это или плохо. Таким образом мы объясняем нашу личную позицию в отношении конкретного предмета, человека или явления.

Какие бывают суждения?

Разделяют оценочные суждения обычно по их направленности. Мы можем говорить о трех типах:

  • Фактические или объективные суждения фиксируют те события, которые действительно происходили в жизни. Проще говоря, событие, которое было запечатлено людьми или специальными приборами, а также сохранено в любом виде или имеет доказательства. Фактическое теоретическое оценочное суждение может быть результатом как своего собственного, так и чужого опыта. Сюда же можно отнести события, которые происходят не только в реальной жизни, но и могут являться сюжетами книг, кино, рекламы и так далее. Например, Гарри Поттер - волшебник, который учился в Хогвартсе. Это определенно факт, но факт, который произошел в мире фантазии.
  • Оценочным суждением является субъективное мнение, которое даже может принадлежать не конкретному человеку, а целому обществу. Такой тип суждений отображает индивидуальное восприятие факта.
  • Теоретические суждения - это та информация, которая базируется на опыте не одного поколения. Для того чтобы иметь фактический оценочный теоретический характер суждений, абсолютно не обязательно быть ученым или разбираться в науке. Научный опыт может получить даже самый обычный человек.

Научный опыт

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно определить, что такое научный опыт и где его взять. Тут все просто, обычно это любые события, концепции, теории, схемы, которые излагаются компетентными людьми упорядоченно и конкретно. Количество знаний в мире сумасшедшее, но научными признаются только те, которые получили свое одобрение научным сообщество и были опубликованы в специальных изданиях. Теоретические суждения нельзя путать с самыми обычными фактами. Ведь явление - это конкретное событие, а теория - схема действий. Каждый человек дает определенным явлениям и предметам самостоятельную оценку, и она считается таковой, даже если это суждение навязано ему окружающим миром.

Виды оценочного мнения

Психология характеризует оценочные суждения следующим образом. Они бывают: правильные/неправильные, адекватные/неадекватные, оптимальные/неоптимальные. Каждые свои фактические суждения и оценочные суждения человек характеризует в соответствии с этими тремя позициями. Даже несмотря на то, что человек может ошибаться, он всегда считает свое мнение правильным, адекватным и оптимальным. Каждая из этих характеристик имеет свои свойства. Например, человек может сложить свое мнение о правильности суждения другого человека, если сопоставит его с закономерностями развития событий. Что касается адекватности, то мы сравнивает суждение с действительностью, уже имеющимися фактами. Оптимальность мнения определяется выгодой мнения тому, кто это мнение высказывает. Например, если человек решил соврать, такое мнение можно будет назвать оптимальным, если благодаря своей лжи человек достигнет поставленной цели. Примеры оценочного суждения неадекватного и не оптимального могут быть такими: с человеком произошло что-то неприятное, но он посмотрел на ситуацию с оптимизмом и нашел положительные моменты. В будущем такое суждение помогло ему достичь новых целей и изменить свою жизнь к лучшему. Путем оценки окружающей действительности человек может управлять и контролировать самого себя, тем самым формируя собственную реальность. Если говорить о самой важной миссии оценочного суждения, то это не борьба за правду, а оправдание собственных размышлений, слов, поступков.

Какие бывают высказывания?

Суждение - это предложение, которое высказывается путем повествования. Обычно мы имеем дело со следующими видами мнений:

  • Оценочное - обычно предполагает открытое или косвенное выраженное мнение конкретного человека о происходящем с позиции хорошо это или плохо. Если присутствие оценочного суждения косвенно, то его идентифицировать можно, только если задавать дополнительные вопросы говорящему.
  • Обосновывающее - суждение, которое подкрепляется аргументами и фактами.
  • Аналитическое - суждение, которое отмечает конкретную необходимость существования конкретного явления или объекта, его анализ и степень связи с другими объектами.
  • Экзистенциальное - самое обычное мнение в чистом виде. Используется с целью обозначить существование определенного факта без конкретного объяснения.
  • Определение - суждение, суть которого раскрыть суть конкретного явления или предмета.

Если мнение вобрало в себя сразу несколько признаков из вышеперечисленных, значит, оно является конструктивным.

Воспитательный процесс

Немаловажное значение имеет оценочное суждение в образовательном процессе. Фактически на оценку и направлена деятельность педагога. Оценки - это своего рода индикаторы достижения определенных результатов учениками, которые воздействуют на учащихся как побуждение к действию. И если с психологией все понятно, то в педагогике существует своя классификация оценочных суждений.

  • Разрушительное - мнение педагога об учащемся, которое негативно влияет на самооценку последнего. Обычно такие суждения наполнены экспрессивной лексикой и никак не подталкивают ученика к достижению лучших результатов, даже, наоборот, способствуют тому, что он начинает действовать назло.
  • Ограничительное суждение основывается на сравнении определенных результатов с какой-то установленной истиной. Если ученик отклоняется от этой истины, он получает замечание. Таким образом его деятельность ограничивается определенными рамками, установленными учителем.
  • Поддерживающее оценочное суждение является самым эффективным. Например, учителя могут похвалить даже самого нерадивого ученика с той целью, чтобы он хотя бы одним глазком глянул в учебник.
  • Развивающее оценочное суждение является предпочтительным в образовании. Если предыдущий вариант определяет ученика в некую зону комфорта, где он всегда готов к похвале, то в данном случае замечания педагога направляют учащегося на путь к дальнейшему росту и движению вперед.

Как мы видим, в образовательном процессе оценочные суждения играют одну из главных ролей.

Примеры

Научная интерпретация фактов не имеет места без оценки и выражения мнения. Каждый ученый после анализа и изучение какой угодно информации должен выразить свое мнение, которое сложилось у него в процессе исследования. Именно поэтому любой материал имеет истинные социальные факты, которые перемешаны с субъективным мнением автора. Выявить оценочное суждение в научных публикациях можно благодаря использованию в тексте следующих конструкций: по всей вероятности, кажется, скорее всего, есть основания предполагать, я думаю, моя точка зрения и так далее. Нередко такие суждения могут стать почвой для объяснения влияния событий на другие предметы или явления. Определить их можно по наличию в тексте следующих фраз: эта ситуация может стать примером, данный факт объясняет следующее, исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод и так далее.

Понравилась статья? Поделитесь ей